Программа внеурочной деятельности по кубановедению "Люби и знай свой край"
рабочая программа по краеведению (8 класс)

Баютова Наталья Александровна

Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее.

Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubi_i_znay_svoy_kray.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Красноармейский район

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Утверждено

решение педсовета протокол  № 1    от  30.08.2021 года

Председатель педсовета

_____________          Н.П. Петрова

Рабочая программа внеурочной деятельности

кружка                                                        

                           «Люби и знай свой край»

                                 

                                    Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 13 - 14 лет

Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Серебряные нотки» для учащихся  8  классов средней школы, разработана и составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования 2014 года, на основе программ для внешкольных и общеобразовательных учреждений. «Положение о рабочей программе  МАОУ СОШ №8»                                                   Организация внеурочной деятельности.  1-11 класс  А.В. Енин ВАКО, 2017 год                                                                                                                                              

                                                       Руководитель кружка    Н.А. Баютова                                            

                                   

                                       2021 год

1.Результаты освоения программы.

                Результатами курса внеурочной деятельности кружка «Люби и знай свой край» является воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее.

Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

                В результате освоения содержания программы «Люби и знай свой край» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.

Основу содержания программы кружка «Люби и знай свой край» составляет «Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению».

               Программа «Люби и знай свой край» направлена на изучение, сохранение и приумножение исторического наследия, формирование творческой активности ребят в едином процессе освоения ими знаний и представлений об истории, литературе, языке и культуре Кубани, национальных и этнокультурных ценностях народов, населяющих Краснодарский край.  

               Кубань – это частица нашей великой Родины. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. Ребята узнают, как причудливо переплелись в истории нашего края судьбы и культуры древних греков и скифов, адыгов и казаков. В данной программе предусматривается воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, литературе, истории, этнографии родного края, обогащению словарного запаса ребят за счет местной лексики и фразеологии.

            Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

           Программа направлена на формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного края, постигают этику поведения в музее, в библиотеке, расширяют представление о себе как о жителе села. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

              К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Достижение результатов увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты

  1. Гражданского воспитания:
  • гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным;
  • активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
  • культуры межнационального общения; приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
  • уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
  • стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  • правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов;
  • опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
  • опыта непосредственного гражданского участия, готовности участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
  • идентификацим себя в качестве субъекта социальных преобразований;
  • компетентностей в сфере организаторской деятельности;
  • ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера;
  • компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.

  1. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
  • российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости использования русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;
  • осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастности истории народов и государств, находившихся на территории современной России; интериоризации гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
  • осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  • высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;
  • патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России, любови к родному краю, родному дому;
  • ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, осознанной выработки собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.

  1. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
  • знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, умения справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей;
  • способности к нравственному самосовершенствованию;
  • представлений об основах светской этики,
  • знания культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
  • понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
  • осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • социально-коммуникативных умений и навыков, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания: идентификациия себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовности и способности к ведению переговоров;
  • навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений;
  • дружеских чувств, коллективных взаимоотношений.
  1. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):
  • эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
  • эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
  • способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
  • потребности в общении с художественными произведениями;
  • активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.

  1. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
  • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
  • представлений об основных закономерностях развития общества, взаимосвязях человека и общества с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
  • навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.

  1. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
  • осознания ценности жизни
  • осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • осознания последствий и неприятия вредных привычек;
  • знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

  1. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
  • готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • уважительного отношения к труду;
  • опыта участия в социально значимом труде;
  • коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способностей, общественных интересов и потребностей.

  1. Экологического воспитания:
  • основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств, опирающихся на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом;
  • опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях: готовности к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности;
  • экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования;
  • способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;
  • экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Метапредметные результаты

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


  1. Содержание программы

1. Организационное занятие. (1 ч.)

Задачи и содержание работы кружка «Люби и знай свой край». Организация занятий.

2. История Кубани. (4 ч.)

Лента времени. Поселения кубанцев-казаков. Одежда в разные времена. Практическое занятие: Изготовление модели одежды казака и казачки.

3. История Красноармейского района, станицы Марьянской. (4 ч.)

Основание станицы. Первые переселенцы. Встреча со старожилами станицы Марьянской. Проект «Моя станица вчера, сегодня и завтра»

4. Достопримечательности Красноармейского района.  (5 ч)

Символы Красноармейского района. Памятники. Культурные центры. Транспорт.

Практические занятия: конкурс рисунков «Твой памятник герою», проект.

5. Кубани славные сыны (4 ч)

В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны, готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения. Великая Отечественная война на Кубани, оккупация Красноармейкого района и станицы Марьянской. Герои Войны. Партизанское движение. Дети-герои.

6. Твои земляки – герои (4ч)

 Марьянская в годы Великой Отечественной войны. Их именами названы улицы, школы. Практическое занятие: Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др. Посещение памятников героям, музея.

7. Поэты и писатели Кубани (4 ч.)

В. Бардадым. В. Неподоба, К. Обойщиков.

8. Поэты и писатели, станицы Марьянской. (4 ч)

Составление стихов о станице, земляках. Встреча с поэтами станицы   Марьянской.

Практическое занятие: Фестиваль   творческого объединения « Всеславяны».

9. Работа по исследовательским проектам (4 ч.)

Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.

Формы организации внеурочной деятельности. 

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа, экскурсии;

- творческие работы;

- работа с картой России, Краснодарского края;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

3.  Тематическое планирование.

п/п

Название тем разделов

                 Общее количество часов

               Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Основные направления

воспитательной деятельности

1 год

           Аудиторные

Внеаудиторные

1

Организационное занятие.

1

  1

-

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани.

1.Гражданское воспитание

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

2

История Кубани

4

4

-

Характеризовать образ жизни народов, населявших Кубань. Устанавливать связь между природными условиями проживания и хозяйственной деятельностью. Определять территорию проживания народов по исторической карте.

1. Гражданское воспитание.

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

8.Экологическое воспитание.

3

История Красноармейского района, станицы Марьянской.

4

2

2

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

4

Достопримечательности Красноармейского района.

5

2

3

Изучить достопримечательности  Красноармейского района

Использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

1.Гражданское воспитание

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

8.Экологическое воспитание

5

Кубани славные сыны.

4

4

Знать героев Станицы и Красноармейского района

.Рассказывать о мобилизационных мероприятиях, проведённых на Кубани в начале войны, и боевых сражениях, происходивших в этот период. Называть причины оккупации территории края, характеризовать «новый порядок», который оккупационные власти установили на Кубани.

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

6

Твои земляки - герои

4

4

Слушать и понимать речь других людей.

Формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;

Подготавливать небольшие сообщения, проекты о земляках- героях.

1.Гражданское воспитание

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

7

Поэты и писатели Кубани.

4

2

2

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

8

Поэты и писатели, станицы Марьянской.

4

2

2

Знакомство с творческим объединением поэтов станицы Марьянской.

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

9

Работа по исследовательским проектам.

4

4

  -

Характеризовать особенности быта, материальной и художественной культуры жителей Кубани. Определять взаимовлияние казачьей и горской традиций. Познакомиться с мастерами народного декоративно-прикладного искусства, фольклорными коллективами своего населённого пункта. Посетить местный музей. Исследовательский проект на одну из тем: «Особенности повседневной

жизни кубанского казачества»; «Православные традиции Кубани»

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

8.Экологическое воспитание

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

Итого

  34

21

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

рабочая программа по элективному курсу Люби и знай свой край"

Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины", своего края, мест...

Образовательная программа дополнительног8о образования детей "Люби и знай свой край"

Программа переработана в 2012 году с учетом внедрения ФГОС в образовательный процесс и предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Балашова, о богатстве расти...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий. Ищу дело своей жизни» ( 8, 9 класс)

Рабочая программавнеурочной деятельности«Мир профессий.  Ищу дело своей жизни»( 8, 9 класс)...