Программа внеурочной деятельности по кубановедению "Люби и знай свой край"
рабочая программа по краеведению (8 класс)
Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее.
Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubi_i_znay_svoy_kray.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Красноармейский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
Утверждено решение педсовета протокол № 1 от 30.08.2021 года Председатель педсовета _____________ Н.П. Петрова |
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка
«Люби и знай свой край»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 13 - 14 лет
Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Серебряные нотки» для учащихся 8 классов средней школы, разработана и составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования 2014 года, на основе программ для внешкольных и общеобразовательных учреждений. «Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №8» Организация внеурочной деятельности. 1-11 класс А.В. Енин ВАКО, 2017 год
Руководитель кружка Н.А. Баютова
2021 год
1.Результаты освоения программы.
Результатами курса внеурочной деятельности кружка «Люби и знай свой край» является воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее.
Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
В результате освоения содержания программы «Люби и знай свой край» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.
Основу содержания программы кружка «Люби и знай свой край» составляет «Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению».
Программа «Люби и знай свой край» направлена на изучение, сохранение и приумножение исторического наследия, формирование творческой активности ребят в едином процессе освоения ими знаний и представлений об истории, литературе, языке и культуре Кубани, национальных и этнокультурных ценностях народов, населяющих Краснодарский край.
Кубань – это частица нашей великой Родины. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. Ребята узнают, как причудливо переплелись в истории нашего края судьбы и культуры древних греков и скифов, адыгов и казаков. В данной программе предусматривается воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, литературе, истории, этнографии родного края, обогащению словарного запаса ребят за счет местной лексики и фразеологии.
Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.
Программа направлена на формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного края, постигают этику поведения в музее, в библиотеке, расширяют представление о себе как о жителе села. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Достижение результатов увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты
- Гражданского воспитания:
- гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным;
- активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- культуры межнационального общения; приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов;
- опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
- опыта непосредственного гражданского участия, готовности участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
- идентификацим себя в качестве субъекта социальных преобразований;
- компетентностей в сфере организаторской деятельности;
- ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера;
- компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.
- Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
- российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости использования русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;
- осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастности истории народов и государств, находившихся на территории современной России; интериоризации гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;
- патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России, любови к родному краю, родному дому;
- ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, осознанной выработки собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
- Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
- знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, умения справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей;
- способности к нравственному самосовершенствованию;
- представлений об основах светской этики,
- знания культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- социально-коммуникативных умений и навыков, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания: идентификациия себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовности и способности к ведению переговоров;
- навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений;
- дружеских чувств, коллективных взаимоотношений.
- Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):
- эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
- способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
- потребности в общении с художественными произведениями;
- активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.
- Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
- представлений об основных закономерностях развития общества, взаимосвязях человека и общества с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
- навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.
- Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
- осознания ценности жизни
- осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- осознания последствий и неприятия вредных привычек;
- знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
- Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
- готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- уважительного отношения к труду;
- опыта участия в социально значимом труде;
- коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способностей, общественных интересов и потребностей.
- Экологического воспитания:
- основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств, опирающихся на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом;
- опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях: готовности к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности;
- экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования;
- способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;
- экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- Содержание программы
1. Организационное занятие. (1 ч.)
Задачи и содержание работы кружка «Люби и знай свой край». Организация занятий.
2. История Кубани. (4 ч.)
Лента времени. Поселения кубанцев-казаков. Одежда в разные времена. Практическое занятие: Изготовление модели одежды казака и казачки.
3. История Красноармейского района, станицы Марьянской. (4 ч.)
Основание станицы. Первые переселенцы. Встреча со старожилами станицы Марьянской. Проект «Моя станица вчера, сегодня и завтра»
4. Достопримечательности Красноармейского района. (5 ч)
Символы Красноармейского района. Памятники. Культурные центры. Транспорт.
Практические занятия: конкурс рисунков «Твой памятник герою», проект.
5. Кубани славные сыны (4 ч)
В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны, готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения. Великая Отечественная война на Кубани, оккупация Красноармейкого района и станицы Марьянской. Герои Войны. Партизанское движение. Дети-герои.
6. Твои земляки – герои (4ч)
Марьянская в годы Великой Отечественной войны. Их именами названы улицы, школы. Практическое занятие: Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др. Посещение памятников героям, музея.
7. Поэты и писатели Кубани (4 ч.)
В. Бардадым. В. Неподоба, К. Обойщиков.
8. Поэты и писатели, станицы Марьянской. (4 ч)
Составление стихов о станице, земляках. Встреча с поэтами станицы Марьянской.
Практическое занятие: Фестиваль творческого объединения « Всеславяны».
9. Работа по исследовательским проектам (4 ч.)
Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.
Формы организации внеурочной деятельности.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, Краснодарского края;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Название тем разделов | Общее количество часов | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Основные направления воспитательной деятельности | |
1 год | ||||||
Аудиторные | Внеаудиторные | |||||
1 | Организационное занятие. | 1 | 1 | - | Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани. | 1.Гражданское воспитание 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание) |
2 | История Кубани | 4 | 4 | - | Характеризовать образ жизни народов, населявших Кубань. Устанавливать связь между природными условиями проживания и хозяйственной деятельностью. Определять территорию проживания народов по исторической карте. | 1. Гражданское воспитание. 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 8.Экологическое воспитание. |
3 | История Красноармейского района, станицы Марьянской. | 4 | 2 | 2 | Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. | 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание) |
4 | Достопримечательности Красноармейского района. | 5 | 2 | 3 | Изучить достопримечательности Красноармейского района Использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности. | 1.Гражданское воспитание 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 8.Экологическое воспитание |
5 | Кубани славные сыны. | 4 | 4 | Знать героев Станицы и Красноармейского района .Рассказывать о мобилизационных мероприятиях, проведённых на Кубани в начале войны, и боевых сражениях, происходивших в этот период. Называть причины оккупации территории края, характеризовать «новый порядок», который оккупационные власти установили на Кубани. | 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |
6 | Твои земляки - герои | 4 | 4 | Слушать и понимать речь других людей. Формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани; Подготавливать небольшие сообщения, проекты о земляках- героях. | 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание) | |
7 | Поэты и писатели Кубани. | 4 | 2 | 2 | Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. | 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение |
8 | Поэты и писатели, станицы Марьянской. | 4 | 2 | 2 | Знакомство с творческим объединением поэтов станицы Марьянской. | 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание) |
9 | Работа по исследовательским проектам. | 4 | 4 | - | Характеризовать особенности быта, материальной и художественной культуры жителей Кубани. Определять взаимовлияние казачьей и горской традиций. Познакомиться с мастерами народного декоративно-прикладного искусства, фольклорными коллективами своего населённого пункта. Посетить местный музей. Исследовательский проект на одну из тем: «Особенности повседневной жизни кубанского казачества»; «Православные традиции Кубани» | 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 8.Экологическое воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание) |
Итого | 34 | 21 | 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
рабочая программа по элективному курсу Люби и знай свой край"
Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины", своего края, мест...
Образовательная программа дополнительног8о образования детей "Люби и знай свой край"
Программа переработана в 2012 году с учетом внедрения ФГОС в образовательный процесс и предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Балашова, о богатстве расти...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Сувениры своими руками" для воспитанников 6-8 классов
"Сувениры своими руками" программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий. Ищу дело своей жизни» ( 8, 9 класс)
Рабочая программавнеурочной деятельности«Мир профессий. Ищу дело своей жизни»( 8, 9 класс)...