Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патриота малой Родины,знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Оригинальные педагогические приёмы работы с материалами (круглые столы, практикумы, мультимедийные проекты) позволяют сделать курс интересным и современным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samarskaya_zemlya_istoriya_priroda_hozyaystvo_kraya.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
на заседании научно-методического совета
ОУ Гимназии г.Сызрани
«22» марта 2011 г
Программа внеурочной деятельности:
«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Автор: Казаченко Ирина Александровна
учитель истории и обществознания
ОУ Гимназии г.Сызрани
Рецензент: Дьяченко Маргарита Борисовна
Программа внеурочной деятельности: «Самарская земля: история, природа, хозяйство края» Автор: Казаченко Ирина Александровна учитель истории и обществознания ОУ Гиманзии г.Сызрани 5 класс 70 часов Родина бывает разная, Но у всех она одна! З. Александрова. Пояснительная записка Согласно ФГОС, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. «Россия – это не только Москва и Петербург. Россия – это малые города и крохотные деревни, составляющие страну» (Сергей Кургинян) «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом» (Н.А. Крупская) Данная программа призвана раскрыть тайны родной земли, её природные и хозяйственные особенности, её уникальные страницы истории. Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам: В общей направленности:
В содержании:
В организации:
Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Предполагаемые результаты обучения.
Занятия будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки. Учебно-тематический план (70 часов)
Содержание программы 1. Введение (3 часа) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. 2. Древняя история края (3 часа) Первые следы пребывания человека на территории края. Памятники истории и культуры на территории края. Экскурсии. 3. История заселения и освоение Самарского края (7 часов) Исторические вехи заселения в прошлом и краткая характеристика заселения в период начала развития нефтепереработки на территории Самарской области Вклад геологов в развитие нефтяной и сланцевой отрасли нашего края. Возникновение крупных нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих заводов в регионе. Экскурсии – «краеведческие музеи в городе» Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…» 4. Наш край на карте (7 часов) Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов. Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района 5. Население (5 часов) Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района, городское, сельское; почему более привлекателен для людей городской образ жизни; проблемы молодежи в районе; занятия населения района. 6. Природа родного края (23 часа) 6.1. Геологическая история и рельеф района. Полезные ископаемые – 3 часа Геологическая история района, рельеф, средняя высота местности, максимальные и минимальные точки; выделяющиеся формы рельефа, их изменения в процессе выветривания; характер влияния человека на природу своей местности; процессы изменения рельефа; горные породы, слагающие основные формы рельефа в районе, полезные ископаемые; выяснение зависимости между рельефом и направлением дорог, рельефом и расположением населенных пунктов, рельефом и расположением полей, садов, огородов в районе. Изучение почвенного покрова района (в том числе своей территории). Условие его образования. Границы распространения той или иной почвенной разновидности. Естественное плодородие почвы – важнейшее её свойство. Проблемы использования в хозяйственной деятельности почв. Экскурсии в парк и по городу. Практические работы (на местности): зарисовки знакомых мест в городе. Полезные ископаемые Самарской области
6.2. Климат (4 часа) Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении) 6.3.Голубое ожерелье (4часа) Реки нашего района, их расположение, наиболее известные ключи, родники, заболоченные участки. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас (для коммунальных нужд, промышленности, рекреационных целей); источники загрязнения и водоохранные мероприятия. Роль болот в гидрографии района. Загадки природы (Камни села Троицкое) Практические работы Назовите и опишите реку, которая протекает на вашей малой родине (название реки___________; исток реки находится___________________; притоками реки являются_______________________; река впадает в____________; ледостав на реке наблюдается с ___________по_____________; ледоход___________; воду реки используют для____________; анализ по образцу воды в лаборатории – вкус_____. нанесите реку на контурную карту района; нанесите на контурную карту крупные реки Сызрани и Сызранского района Наблюдения: осенний ледостав, весенний ледоход (сроки); измерение температуры воды в реке в разные сроки; определение мутности по сезонам; определение толщины льда. Экологическая акция «Голубое ожерелье». 6.4. Памятники природы (4 часа) Статус особо охраняемых территорий заповедника Самарская Лука, Волжский Утес , их тип (государственный природный заказник – зоологический; ботанические памятники природы, геологические памятники природы, гидрологические памятники природы) Экскурсии к памятникам природы - Экологический центр 6.5. Растительный мир (4 часа) Животный мир (4 часа) Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу; лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом); Практическая работа. Описание состояния лесов нашего края; оказание помощи лесничеству в восстановлении лесов нашего края; пропаганда знаний о пользе растительного и животного мира нашего края среди школьников и взрослого населения; Экскурсии – в лесничество, встреча с главным лесничим района с целью получения теоретического материала о лесных богатствах нашего края; в лес с целью ознакомления с природным комплексом леса в разных частях нашего района; в местный краеведческий музей с целью знакомства с растительным и животным миром нашего района.
7. Хозяйство и промышленность (22 часа) 7.1. Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и района (6 часов) Географические особенности размещения ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства; почему нефтеперерабатывающий, газоперерабатывающей и машиностроительный комплексы получили развитие в районе, а специализацией сельского хозяйства стало животноводство; ведущие профессии; история развития хозяйства; современные трудности развития отраслей хозяйства, их причины. Экскурсии на любое промышленное предприятие района. Практическая работа сбор информации и составление характеристики о ведущих промышленных предприятиях района. 7.2. Инфраструктурный комплекс Сфера услуг – здравоохранение, образование, предприятия обслуживания населения, связь, ЖКХ, рекреационные услуги.
8. Загадочный мир названий (6 часов) Происхождение и объяснение наиболее значимых названий. Легенды и предания. 9. Культурное наследие края (6 часов) Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков.
9. Итоговые занятия (4 часа) Подведение итогов учебного года, повторение пройденного. Литература: Самарская область. Книга-альбом. – Тольятти, Издательство «Ника», 2002 год Сызрань 2000. Книга-альбом. – Сызранское полиграфобъединение, 2000 год Кто есть кто в Сызрани. - Справочно-энциклопедическое издание.– Самара. «Навигатор-Ф» 2001 год Географический очерк Сызранского уезда. – Сызрань. - Издание Сызранского УОНО. 1996. Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников Сост. А.Н. Завальный, Ю.Е.Рыбалко. – Самара. 1992 http://ru.wikipedia.org/wiki/Сызрань |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
программа и календарно-тематическое планирование предмет "Природа родного края" 6 класс ( З.А. Томанова А.Н. Любарский)
программа и календарно-тематическое планирование предмет "Природа родного края" 6 класс ( З.А. Томанова А.Н. Любарский)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»
Курс «История родного края» содержит краеведческий материал по истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...
Рабочая программа Элективного курса по географии "Изучение природы родного края" по УМК Бариновой 8 класс ( 17 часов)
Данная программа может быть использована на уроках географии и краеведения в 8 классах...
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" по ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" для 5-9 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Природа Тульского края"
Программа рассчитана на поддкржку курса "Биология" 5 класс.Она раскрывает многообразие живой и неживой природы Тульской области, особенности сред жизни организмов и факторов, влияющих на орг...
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету история "Мой Пермский край"
Рабочая программа по внеурочной деятелности основана на краеведческом материале...