Образовательная программа дополнительног8о образования детей "Люби и знай свой край"
учебно-методическое пособие по теме

Пьянченко Наталья Викторовна

Программа переработана в 2012 году с учетом внедрения ФГОС в образовательный процесс и предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Балашова, о богатстве растительного и животного мира, направлена на изучение и исследование культурных традиций и природного наследия Балашовского района Саратоской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lyubi_i_znay_svoy_kray.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области»

Пояснительная записка

 «Родина краше солнца, дороже золота...»

                                                     Русская народная пословица

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Но мало только любить свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливать ее связь с современностью, знать животный и растительный мир, уметь оберегать редкие объекты природного наследия, понимать свою связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовать с ним. Освоить это помогает образовательная программа «Люби и знай свой край» экологического объединения «Экология и краеведение».

Актуальность программы. В рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения школа рассматривается как фундамент гражданского общества. «Концепция духовно-нравственного воспитания» задает параметры ценностных ориентиров, одним из которых является патриотизм и гражданственность (любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству). В требованиях к результатам образования определено, что выпускник начальной школы:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну.

Практика работы в начальной школе, беседы с учителями и учащимися свидетельствуют, что экскурсионно-краеведческая работа в классах проводится в  рамках изучения предмета «Окружающий мир», но не удовлетворяет интересы учащихся. Анализ общеобразовательных программ, интересов младших школьников показал, что знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки образовательной программы «Люби и знай свой край». Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью и окружающей действительностью.

Новизна программы состоит в том, что одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности младшего школьника является  экскурсионно-краеведческая деятельность. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и физическое. Ее специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности, способствуют воспитанию патриотических чувств, формированию экологических навыков поведения.

В 2009 году программа вводилась в образовательный процесс на базе МОУ «Гимназия имени Ю. А. Гарнаева». В дальнейшем она видоизменялась и дополнялась. Данный вариант программы проходит апробацию с сентября 2012 года там же.

Вид программы – модифицированная, частично авторская. При разработке программы учитывались существующие программы по изучению географии городов, разработанные  М. А. Никоновой, М.С. Смирновой («Москвоведение»), З.М. Тимофеевой («География родного города»),  Д.П. Финаровым («Петербурговедение»), А.Г. Шурыгиной («География родного города»).

Основное отличие данной программы в том, что она направлена на изучение и исследование культурных традиций и природного наследия Балашовского района Саратовской области, которые непосредственно окружают ребёнка и оказывают влияние на формирование его жизненной позиции.

Главной целью программы является углубленное изучение природы Саратовского края, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Задачи программы:

  • расширение и углубление знаний, дополняющих школьную программу;
  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности воспитанников по сохранению природы Балашовского района;
  • формирование гуманного отношения к окружающей среде, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  •  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Программа построена в соответствии с принципами:

  • принцип гуманизации;
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход);
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип практической направленности;
  • принцип системности во взаимодействии базового и дополнительного образования;
  • принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий воспитанники включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание успеха для каждого ребенка);
  • принцип постоянного совершенствования и корректировка программы;
  • принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
  • принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
  • принцип интеграции и дифференциации обучения;
  • принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

    В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа направлена на:

- создание условий для развития личности ребёнка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;

- привлечение детей к участию в общественно полезных, социально значимых акциях;

- взаимодействие с семьёй.

Последовательность тем обусловлена логикой развития основных понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Воспитанники  собирают, систематизируют, исследуют материалы. Работа на занятиях строится как исследовательская: дети находят дополнительную литературу, систематизируют материал, знакомятся с памятниками природы.

Сроки и этапы реализации программы. Программа имеет эколого-биологическую направленность, предназначена для детей в возрасте от 7  до 11 лет, рассчитана на три года обучения:

1 год обучения «Экология моего дома» – 7-8 лет;

2 год обучения  «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» – 8-9 лет;

3 год обучения «Экология животных» – 10-11 лет;

     Режим занятий.

1 год обучения 144 часа – 2 раза в неделю по 1ч 20 мин (10 мин перерыв);

2 год обучения 216 часов – 3 раза в неделю по 1ч 20 мин (10 мин перерыв);

3 год обучения 216 часов – 3 раза в неделю по 1ч 20 мин (10 мин перерыв).

Описание контингента потенциальных участников программы. Целесообразно вести работу по данной программе одновременно с момента поступления ребёнка в общеобразовательное учреждение, т. е. с 1 класса. В раннем возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом мире открывает новые стороны.

Требования к уровню подготовки воспитанников.  

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает педагог дополнительного образования, а на активное участие самих воспитанников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы  «Люби и знай свой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. Программа призвана расширить кругозор  по истории родного города Балашова, Саратовской области в целом, обучить навыкам работы с разнообразными краеведческими источниками, привлечь воспитанников к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания. Значительное место в программе занимает изучение образцов народного творчества, художественной литературы, предполагается сотрудничество с Балашовским краеведческим музеем, центральной детской библиотекой.

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

  • набор раздаточных материалов для проведения различных видов активных форм (тренингов) с воспитанниками;
  • художественная литература для чтения по темам программы;
  • демонстрационный материал (карты, таблицы);
  • оборудование для аудиовизуальной проекции (аудиодиски, магнитофон);
  • учебное помещение, учебно-опытный участок, инструменты для исследования (лупы, микроскоп, бинокли);
  •  школьная библиотека, ресурсы Интернет (по возможности - домашний).

При отборе краеведческих сведений для занятия следует придерживаться правил:

  1. События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
  2. Представлять детям возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
  3. Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
  4. Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию чувства ответственности за окружающее вокруг.

Форма организации занятии – групповая:

  • беседы, устные журналы, дискуссии;
  • чтение художественной и научно-познавательной литературы;
  • экскурсии (по городу, парку, особое место в программе отводится посещению музея и детской библиотеки);
  • очно-заочные путешествия по Саратовской области;
  • встречи с людьми,  прославившими город Балашов;
  • викторины, конкурсы (в основном проводятся для подведения итогов деятельности   по разделу);
  • индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • творческая работа (создание поделок, рисунков, написание мини – сочинений);
  • исследовательская работа (участие в проектной деятельности);
  • консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • конференции  (участие  детей в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

Виды деятельности воспитанников.

  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Выращивание и уход за растениями;
  • Наблюдение и постановка опытов;
  • Охрана зеленых насаждений, птиц;
  • Участие в работе «зеленый патруль»;
  • Помощь животным, попавшим в беду;
  • Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

Ожидаемые результаты реализации программы. 

В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий. В результате обучения по программе у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина города Балашова, чувства сопричастности и гордости за свой край;
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с  культурой Саратовской  области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные  действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Саратовской области, города;
  • описывать достопримечательности города Балашова и родного края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Саратовской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свою область и  её главный город;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов  и  Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  •  способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:  

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах экологического объединения, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Система организации контроля за реализацией программы.  

Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • выставок рисунков, поделок;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • исследовательской работы, имеющей  целью выявить лучших;
  • участия в массовом мероприятии (конкурсной программе);
  • участия в конференциях разного уровня.  

Виды промежуточного контроля: письменные и устные опросы, тестирование, листы рефлексии.

В начале учебного года с воспитанниками проводится вводная диагностика, позволяющая выявить уровень каждого ребёнка. Как правило, первоначальные знания не высоки. По окончанию каждого учебного года проводится мониторинг образовательных достижений, где определяется уровень освоения данной программы (низкий, средний, высокий). В итоге трёхлетнего обучения по программе «Люби и знай свой край» каждый воспитанник ориентирован на успешную сдачу ЕГЭ в  4-ом классе по предмету «Окружающий мир», в котором есть и  вопросы по истории  и краеведению.

Структура программы. Образовательная программа дополнительного образования детей «Люби и знай свой край» включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на три года обучения, содержание каждого года обучения, методическое обеспечение программы,  перечень использованной литературы.

                     

             


Работа с детьми первого года обучения

Специфика программы «Люби и знай свой край» предусматривает поэтапное непрерывное экологическое образование воспитанников.

Название первого года обучения «Экология моего дома». Воспитанники обучения познают мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным им объектом. Поэтому все темы рассматриваются с позиции узнающего мир ребенка.

Программа содержит разделы: «Что такое экология», «Мой дом за окном», «Я и моё окружение», «Гигиена моего дома», «Вода – источник жизни», «Солнце и свет в нашей жизни», «Воздух и здоровье», «Мой край», «Весенние работы».

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться  и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа  предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Балашова, о богатстве растительного и животного мира.



Тематический план первого года обучения


№п/п

Название тем

Количество часов



теория

практика


Введение. Что такое экология

4

-


Мой дом за окном

14

8


Я и моё окружение

18

14


Гигиена моего дома

14

12


Вода – источник жизни

16

6


Солнце и свет в нашей жизни

14

6


Воздух и здоровье

2

2


Мой край

8

2


Весенние работы

-

4

Итого


90

54

                                                                                  144 часа



 Содержание первого года обучения

1.        Введение. Что такое экология? 4 часа)

Ознакомление воспитанников с целями и задачами объединения, с планом и правилами поведения при проведении практических работ. Определение термина «Экология». Моя маленькая Родина.

2. Мой дом за окном. (22 часа)

Мой дом. Внешний вид дома. Дома в деревне и в городе. Откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдения в природе. Зелёные насаждения в городе. Зачем сажают деревья? Наш город - Балашов. Заселение и освоения края. Рождение и становление города Балашова.

Знакомство с многообразием птиц. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным (Сигналы светофора).

3. Я и моё окружение. (32 часа)

Квартира и ее убранство. Назначение. Происхождение  слова «Семья». Люди нашего города. Обычаи и традиции балашовцев. Дружба народов.

Свет, тепло и уют. Для чего предназначена мебель, растения? Из чего сделан дом. Дом моей мечты. Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с домашними животными. Работа в живом уголке.

4. Гигиена моего дома. (26 часов)

Влажная уборка. Режим проветривания. Знакомство с бытовыми приборами. Наблюдение за развитием ростков. Взаимосвязь живой и неживой природы. Знакомство с одеждой и обувью. История появления одежды. История русского костюма. Одежда моих предков. Моделирование одежды.

5. Вода – источник жизни. (22 часа)

Река моего детства – Хопер. История Хопра.  Откуда поступает вода в дом. Вода, которую мы пьём. Как можно экономить воду? Наблюдения за изменениями в природе. Как вода влияет на жизнь растений, животных. Зачем человеку нужна вода? Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

6. Солнце и свет в нашей жизни. (20 часов)

Солнце – естественный дневной источник света и тепла.

Свет Луны и звёзд. Влияние тепла и света на комнатные растения. Отношение животных к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Электрические приборы, правила обращения с электроприборами. Откуда приходят свет и тепло в мой дом. Телевизор и его влияние на окружающих. Режим работы. Экономия света и тепла.

7. Воздух и здоровье. (4 часа)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Влажная уборка, проветривание.

8. Мой край. (10 часов)

Наша область. Многообразие растений Саратовской области. Красная книга области.

Природа Балашовского района. Основные экогруппы. Многообразие животных  Саратовской области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними.

9. Весенние работы. (4 часа)

Подготовка почвы к посеву. Разбивка грядок. Посадка растений для озеленения города. Уход и наблюдение за всходами.

Работа с детьми второго года обучения

Программа  второго года обучения  «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» имеет эколого-биологическое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о взаимосвязях в природе.  Дети продолжают знакомиться с животным и растительным миром Саратовской области, с символикой области, города, с историческими событиями и памятниками природы. На этом этапе более углубленно изучается  неживая природа, рельеф, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы  нашей области. Практическая направленность программы позволяет воспитанникам усваивать материал в деятельности.

Тематический план второго года обучения

№п/п

Название тем

Количество часов

теория

практика

Введение.

14

12

Неживое в природе.

18

12

Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой.

58

90

Заключение. Мы – юные экологи.

12

102

114

Итого                                                                                                             216 часов

Содержание второго года обучения

1.        Введение. (26 часов)

Ознакомление воспитанников с целями и задачами объединения. Как человек связан с природой? Место человека в природе. Представление об окружающей природе и окружающей среде.  Осени – «золотое» время года. Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии. Экология как наука. Сущность и значение экологии. Наш город Символика города Балашова. Географическое положение города и его планировочная структура.

2. Неживое в природе. (30 часов)

Неживая природа, её многообразие. Солнце – источник тепла и света. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почв. Экологические проблемы города. Пути решения проблем.

Вода, её признаки и свойства. Опыты по выявлению свойств воды. Об охране и значении воды (сообщения детей). Загрязнение Волги и Хопра.

Почва – кормилица. Опыты по составу почвы. Состав почвы.

Понятие  о погоде и климате. Климатические условия нашей местности. Практическая работа «Наблюдение за погодой».

Причины выпадения кислотных дождей.

Актуализация представлений о мусоре как загрязнители природы города Балашова.

3. Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой. (148 часов)

Наши птицы. Учимся заботиться о птицах. Кто чем питается?

Общее представление о живой природе. Экологические связи живой и неживой природы. Наблюдения за жизнью парка.

Загрязнение воды и её очистка. Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы.

Закаливание организм воздухом и водой.

Изучение растений пришкольного участка. Экологические знаки, их необходимость.

Защита проектов. (экологических знаков).

Среда обитания различных растений. Понятие «дикорастущие растения», «Культурные растения». Представление о культурных растениях поля и сада, и огорода. Представление об овощных культурах и их значении. Разнообразие ягодных растений.

Беседа «Зачем нужен снег».

Разнообразие грибов. Сходства и различия съедобных и несъедобных грибов. Микроскопические грибы.

Весна в моём городе. Экскурсия «К нам пришёл цветущий май».

4. Заключение. Мы – юные экологи. (12 часов)

Весенние работы на пришкольном участке. Подготовка и проведение праздника «Люби и знай свой край».

Летнее экологическое задание (гербарии, фотографии, выращивание, наблюдение за каким-либо растением, животным).

Работа с детьми третьего года обучения

Программа третьего года обучения «Экология животных» расширяет познавательные возможности  и ориентирует воспитанников на открытие мира природы не только нашей местности, но и за её пределами.

Основное направление занятий на третьем году обучения - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения материала. Воспитанники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора детей, пополнение знаний, самостоятельный поиск ответов. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области и страны.

Примерный тематический план третьего года занятий

№п/п

Название тем

Количество часов

теория

практика

Введение.

8

2

Среда обитания.

30

8

Жизнь животных.

16

8

Леса.

12

10

Реки и озёра.

8

8

Реки и озёра нашего края.

14

12

Рыбы, обитающие на

территории области.

10

8

Животный мир. Звери, обитающие на территории области.

18

10

        9.

Человек и животное.

18

8

       10.

Заключение.

4

4

138

78

Итого                                                                                                        216 часов

Содержание третьего года обучения

1.        Введение. (10 часов)

Знакомство с планом работы объединения на третий год обучения. Инструктаж по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, при проведении экскурсии и работе на участке. Работа с картой мира и зарисовка схемы строения планеты. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Живая – неживая природа.

2. Среда обитания. (38 часов)

Определение среды обитания. Регулярные изменения в природе (времена года, день и ночь). Времёна года в разных географических поясах Земли.

Жизнь на побережье. Приспособленность.

Жизнь насекомых. Пищевые цепочки. Взаимосвязь растительности, потребители её и хищников. Пожар в лесу. Изменение природы после пожара.

Признаки ранней осени. Почему опадают листья. Кислород, азот, углерод – составляющие всего живого. Явление парникового эффекта. Нитраты (внесение хим. удобрений). Экологические проблемы города Балашова.

3. Жизнь животных. (24 часа)

Животные. Отличительные признаки животных. Размножение животных. Выявление взаимосвязи количества солнечного тепла и света на жизнь растений и животных.

Понятие «Вид». Причины вымирания видов. Внешний вид и образ жизни динозавров. Ещё раз о «Красной книге Саратовской области». Редкие животные, растения, насекомые. Сезонные изменения в жизни птиц.

4. Леса. (22 часа)

Вечнозелёные, лиственные, хвойные леса. Зависимость жизни обитателей леса от времён года. Жизнь насекомых и птиц, их многообразие. Жители хвойных лесов. Обитатели северных лесов. Сравнение природы своего края и северных лесов.

5. Реки и озёра (16 часов)

Пресная вода. Осадки. Схема: исток, русло, устье. Жители рек – рыбы. Беседа об обитателях пресных вод. Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка сточных вод – причина загрязнения водоёмов. Обитатели рек и озёр.

6. Реки и озёра нашего края (26 часов)

Природа области. Работа с Красной книгой. Беседа о красоте, животном мире. Создание заповедников и заказников.

7. Рыбы, обитающие на территории области (18 часов)

Рыбы. Как рыбы ориентируются в воде. Рыбы, обитающие в реках области. Прудовые хозяйства. Охрана рыбных богатств.

8.Животный мир. Звери, обитающие на территории области (28 часов)

Животный мир. Дикие и домашние животные. Враги моего жилья. Звери, обитающие на территории области. Героизм животных. Краснокнижные виды животных.

9.Человек и животное (26 часов)

Обсуждение и изображение повадок различных видов кошачьих. Жизнь в городах. Человек и животное. Рассказы детей о своих питомцах. Игра – викторина по породам собак. Наблюдение за животными. Почему исчезают животные?

10. Заключение. (8 часов)

Высадка семян в горшочках. Наблюдение: наличие в почве воздуха, сравнение пророщенных семян фасоли и сухих семян цветковых растений. Наблюдение за изменением долготы дня. Организация заповедников, национальных парков. Почки деревьев, кустарников, рост травянистых растений. Подготовка почвы и посадка цветов. Посев семян в почву. Работа с экознаками, выставка творческих работ.

Итоговое занятие. Рефлексия. Защита творческих работ. Подведение итогов.

Зачётная работа: Творческий отчёт «Город моей судьбы»


Методическое обеспечение программы

Первый год обучения

Перечень разделов

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов

1. Введение. Что такое экология?

Ознакомление воспитанников с целями и задачами объединения, с планом и правилами поведения при проведении практических работ. Определение термина «Экология». Моя маленькая Родина.

Беседа. Игра «Живое-неживое»

Рисунок «Дуб и всё вокруг него».

2. Мой дом за окном

Мой дом. Внешний вид дома. Дома в деревне и в городе. Откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдения в природе. Зелёные насаждения в городе. Зачем сажают деревья? Наш город - Балашов. Заселение и освоения края. Рождение и становление города Балашова.

Знакомство с многообразием птиц. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным (Сигналы светофора).

Рассказ. Беседа

Диалог.

Игра

Эксперимент «Что будет, если каждый человек бросит бумажку?»

Наблюдения.

Кроссворд «Листья».

Игра «Узнай листок».








Игра «Где живёт птичка»

Игра «Зажги сигналы светофора»

Рисунок «Мой дом»

Рассказ «Я живу в селе»

Мини-сочинение «Что нужно сделать, чтобы наш город был чистым».

Рисование на снегу. Рисунок «Вид деревьев зимой».

Сказка о деревьях.






Рисунок «Птицы нашего края».

Развешивание кормушек.

Создание макета безопасного пути в школу.

3. Я и моё окружение.

Квартира и ее убранство. Назначение. Происхождение  слова «Семья». Люди нашего города. Обычаи и традиции балашовцев. Дружба народов.

Свет, тепло и уют. Для чего предназначена мебель, растения? Из чего сделан дом. Дом моей мечты. Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с домашними животными. Работа в живом уголке.

Беседа, диалог. Рассказ «Что я люблю и чего не люблю». Продолжи фразу: «Я хочу, чтобы в нашем классе…»

 Игра «Вежливые слова»

Игра «Учимся быть вежливыми»



Игра «Угадай по описанию».




Опыт, наблюдение, эксперимент. Опыт с семенами.

Рисунок «Моя квартира».

Составить рассказ о своей семье.

Рассказ «Интересные люди рядом». Правила дежурного. Правила вежливости. Рисунок «Цветок любви». Зарисовка комнатных растений. Подбор стихов, загадок и пословиц. Рисунок «Весна в городе». Рисунок «Моё домашнее животное». Наблюдение за поведением животных. Алгоритм ухода за домашними животными.

4. Гигиена моего дома.

Влажная уборка. Режим проветривания. Знакомство с бытовыми приборами. Наблюдение за развитием ростков. Взаимосвязь живой и неживой природы. Знакомство с одеждой и обувью. История появления одежды. История русского костюма. Одежда моих предков. Моделирование одежды.

Беседа.


Диалог.

Рассказ.



Наблюдение.











Опыт.

Рисунок «Моя квартира».

Рисунок «Школа будущего».

Инструктаж «Правила безопасности».

Рисунок «Веточка сирени».




Конкурс моделей одежды.

Мини-сочинение «Чему ты удивился?»

Конкурс «Лучший модельер»

5. Вода – источник жизни.

Река моего детства – Хопер. История Хопра.  Откуда поступает вода в дом. Вода, которую мы пьём. Как можно экономить воду? Наблюдения за изменениями в природе. Как вода влияет на жизнь растений, животных. Зачем человеку нужна вода? Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Беседа. Опыт по очистке воды. Игры с водой. Наблюдение. Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений. Опыт измерения температуры воды.

Рисунок «Охрана воды». Создание своего экологического знака. Сказка о капельке воды.

Рисунок «А из нашего окна…»

Рисунок «Веточка с почками».

Обобщающая беседа. Продолжи сказку «Жил-был мальчик, он не любил купаться…»

Алгоритм ухода за зубами.

6. Солнце и свет в нашей жизни.

Солнце – естественный дневной источник света и тепла.

Свет Луны и звёзд. Влияние тепла и света на комнатные растения. Отношение животных к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Электрические приборы, правила обращения с электроприборами. Откуда приходят свет и тепло в мой дом. Телевизор и его влияние на окружающих. Режим работы. Экономия света и тепла.

Беседа.


Эксперимент.


Наблюдение.



Игра «Солнечные зайчики!.




Диалог.

Рисунок «Небо».

Рисунок «Моё любимое комнатное растение».

Практикум по размещению комнатных растений.

Мини-сочинение «Моё любимое животное».

Рисунок «Солнечный день».

Инструктаж.

Привала обращения с электроприборами.

Мини-сочинение «Как работа телевизора сказывается на здоровье человека?»

Сообщение «Как ты экономишь свет и тепло?»

7. Воздух и здоровье.

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Влажная уборка, проветривание.

Опыт.


Наблюдение вдоха и выдоха воздуха.


Беседа.


Игра с воздушными шариками.

Мини-сочинение «Что ты можешь предложить людям, которые курят?»

8. Мой край.

Наша область. Многообразие растений Саратовской области. Красная книга области.

Природа Балашовского района. Основные экогруппы. Многообразие животных  Саратовской области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними.

Беседа.


Наблюдение.


Беседа.




Диалог.





Экскурсия.




Рисунок «Растения из Красной книги».






Рисунок животного из Красной книги.

9. Весенние работы.

Подготовка почвы к посеву. Разбивка грядок. Посадка растений для озеленения города. Уход и наблюдение за всходами.

Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений».

Обобщающая беседа.

Второй год обучения

Перечень разделов

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов

1. Введение.

Ознакомление воспитанников с целями и задачами объединения. Как человек связан с природой? Место человека в природе. Представление об окружающей природе и окружающей среде.  Осени – «золотое» время года. Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии. Экология как наука. Сущность и значение экологии. Наш город Символика города Балашова. Географическое положение города и его планировочная структура.

Беседа.

Диалог.

Ролевая игра «Земля – наш родной дом.

Экскурсия «Мой город».

Чтение детской экологической литературы.

Разбор экологических ситуаций.

Экскурсия, наблюдение за сезонными явлениями.



Дискуссия об относительности пользы и вреда волков.

Инструктаж.

Рисунок «Мы  жители планеты Земля».

Рисунок «Любимый уголок».

Мини-сочинение «Что такое экология».

Рисунок «Окружающая среда и живой организм». Составление моделей, показывающих место человека в природе.

Сбор и гербаризация


«Растения ранней осени».

Акция «Книги, живите долго».

Моделирование цепи питания.

2. Неживое в природе.

Неживая природа, её многообразие. Солнце – источник тепла и света. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почв. Экологические проблемы города. Пути решения проблем.

Вода, её признаки и свойства. Опыты по выявлению свойств воды. Об охране и значении воды (сообщения детей). Загрязнение Волги и Хопра.

Почва – кормилица. Опыты по составу почвы. Состав почвы.

Понятие  о погоде и климате. Климатические условия нашей местности. Практическая работа «Наблюдение за погодой».

Причины выпадения кислотных дождей.

Актуализация представлений о мусоре как загрязнители природы города Балашова.

Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы».

Дискуссия на тему: «Есть ли жизнь без солнца?»

Практическая работа.



Опыты.






Проект «Сбережём капельку».




Конкурс народных примет.


Викторина «Признаки определения погоды».





Диалог.

Дидактическая игра «Живое и неживое».

Рисунки неживой природы.

Ролевая игра «Я – солнышко».





Рисунок «Я и вода».

Деловая игра «Синоптики сообщают».






Деловая игра «Прогноз погоды».


Конкурс рисунков «Угадай погоду».

Игровая ситуация «Обращение к директору хлебзавода».


Акция «Умоем наши растения».

Акция «Мы против мусора».




Конкурс рисунков «Я в неживой природе».

3. Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой.

Наши птицы. Учимся заботиться о птицах. Кто чем питается?

Общее представление о живой природе. Экологические связи живой и неживой природы. Наблюдения за жизнью парка.

Загрязнение воды и её очистка. Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы.

Закаливание организм воздухом и водой.

Изучение растений пришкольного участка. Экологические знаки, их необходимость.

Защита проектов. (экологических знаков).

Среда обитания различных растений. Понятие «дикорастущие растения», «Культурные растения». Представление о культурных растениях поля и сада, и огорода. Представление об овощных культурах и их значении. Разнообразие ягодных растений.

Беседа «Зачем нужен снег».

Разнообразие грибов. Сходства и различия съедобных и несъедобных грибов. Микроскопические грибы.

Весна в моём городе. Экскурсия «К нам пришёл цветущий май».

Конструирование моделей кормушки.

Наблюдение за жизнью птиц.




Беседа.

Дидактическая игра «Угадай животное в природе».

Экскурсия.

Опыты.

Рассказы.

Наблюдения источников загрязнения воздуха.

Беседе.

Разработка экологических знаков.

Конкурс экологических знаков.





Рассказ учителя.

Практическая работа.



Сообщения учащихся «Что растёт на грядке».

Беседа.

Дидактическая игра «Узнай ягоду».



Беседа о значении снега.



Рассказ, беседа с иллюстрациями.

Беседа, составление памятки.





Экскурсия.

Акция «Кормим пернаты друзей».

Рисунок «Перелётные птицы».


Моделирование цепи питания.




Рисунок «Мой парк».
















Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка».

Ролевая игра «Я в гостях у природы».

Зарисовка экологических знаков.

Игра «Отгадай мой знак».

Коллективное панно «Моё любимое растение».

Игра «Где живёт это растение».

Акция «Помоги растению».

Рисунок «Съедобные грибы».

Рисунок «Несъедобные грибы».

Дидактическая игра «Угадай грибок».

4. Заключение. Мы – юные экологи.

Весенние работы на пришкольном участке. Подготовка и проведение праздника «Люби и знай свой край».

Летнее экологическое задание (гербарии, фотографии, выращивание, наблюдение за каким-либо растением, животным).

Совместное составление проекта экологической работы на лето.

Третий год занятий

Перечень разделов

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов

1. Введение.

Знакомство с планом работы объединения на третий год обучения. Инструктаж по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, при проведении экскурсии и работе на участке. Работа с картой мира и зарисовка схемы строения планеты. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Живая – неживая природа.

Беседа.

Работа с картой.

Работа со схемой строения планеты.

Диалог.

Экскурсия.

Инструктаж.

Рисунок «Репортаж из прошлого Земли».






Игра с картами и схемами «Что сначала, что потом».








Игра «Живое-неживое».

2. Среда обитания.

Определение среды обитания. Регулярные изменения в природе (времена года, день и ночь). Времёна года в разных географических поясах Земли.

Жизнь на побережье. Приспособленность.

Жизнь насекомых. Пищевые цепочки. Взаимосвязь растительности, потребители её и хищников. Пожар в лесу. Изменение природы после пожара.

Признаки ранней осени. Почему опадают листья. Кислород, азот, углерод – составляющие всего живого. Явление парникового эффекта. Нитраты (внесение хим. удобрений). Экологические проблемы города Балашова.

Диалог.

Работа с атласом.

Рассматривание иллюстраций с изображением растений, животных.

Работа с коллекцией насекомых.

Экскурсия.

Беседа.

Наблюдение.

Рисунок животного.

Составление схемы «Регулярные изменения».

Игра «Угадай по силуэту».

Составление описания насекомого.

Зарисовка встреченных насекомых.

Игра-путешествие.




















Выпуск листовок «Береги природу».

3. Жизнь животных.

Животные. Отличительные признаки животных. Размножение животных. Выявление взаимосвязи количества солнечного тепла и света на жизнь растений и животных.

Понятие «Вид». Причины вымирания видов. Внешний вид и образ жизни динозавров. Ещё раз о «Красной книге Саратовской области». Редкие животные, растения, насекомые. Сезонные изменения в жизни птиц.

Беседа.



Диалог.



Обсуждение.



Диалог.



Работа в группах.



Чтение сообщений



детей.


Работа с коллекцией насекомых.


Экскурсия.

4. Леса.

Вечнозелёные, лиственные, хвойные леса. Зависимость жизни обитателей леса от времён года. Жизнь насекомых и птиц, их многообразие. Жители хвойных лесов. Обитатели северных лесов. Сравнение природы своего края и северных лесов.

Работа с картой полушарий.

Диалог.

Беседа.


Работа с экологической литературой.



Чтение сообщений о жителях северных лесов.

Мини-сочинение «Зачем мы сажаем леса».


Сообщение об обитателях лиственного леса.


Цепи питания.

Игра «Узнай по описанию».

5.Реки и озёра.

Пресная вода. Осадки. Схема: исток, русло, устье. Жители рек – рыбы. Беседа об обитателях пресных вод. Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка сточных вод – причина загрязнения водоёмов. Обитатели рек и озёр.

Беседа.


Работа с картой.


Беседа.

Сообщения детей о жителях пресных водоёмов. Беседа, работа со схемой.


Диалог.

Мини-сочинение «Как образуются реки и озёра?»

Географическая игра «Покажи на карте».


Игра «Кто где живёт?»


Рисунок-плакат «Не навреди!»

6. Реки и озёра нашего края.

Природа области. Работа с Красной книгой. Беседа о красоте, животном мире. Создание заповедников и заказников.

Работа с картой и атласом области.

Видеофрагмент.



Сообщения детей, беседа.

Игра «Кто больше назовёт?»


Сообщения детей.


Мини-сочинение «Зачем нам заповедные земли?»

7. Рыбы, обитающие на территории области.

Рыбы. Как рыбы ориентируются в воде. Рыбы, обитающие в реках области. Прудовые хозяйства. Охрана рыбных богатств.

Беседа.

Викторина «Золотая рыбка».

8. Животный мир. Звери, обитающие на территории области.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Враги моего жилья. Звери, обитающие на территории области. Героизм животных. Краснокнижные виды животных.

Беседа.

Обсуждение.

Работа с картой.

Сообщения детей о животных. Работа с Красной книгой.

Экскурсия в детскую библиотеку.

Составление портрета животного.


Рисунок животного из Красной книги.

9. Человек и животное.

Обсуждение и изображение повадок различных видов кошачьих. Жизнь в городах. Человек и животное. Рассказы детей о своих питомцах. Игра – викторина по породам собак. Наблюдение за животными. Почему исчезают животные?

Диалог.

Беседа.



Сообщения детей.


Игра.




Экскурсия.


Диалог.

Ролевая игра.


Изготовление кормушек для птиц.



Конкурс рисунков «Мой птенец».





Сообщения детей.

10. Заключение.

Высадка семян в горшочках. Наблюдение: наличие в почве воздуха, сравнение пророщенных семян фасоли и сухих семян цветковых растений. Наблюдение за изменением долготы дня. Организация заповедников, национальных парков. Почки деревьев, кустарников, рост травянистых растений. Подготовка почвы и посадка цветов. Посев семян в почву. Работа с экознаками, выставка творческих работ.

Итоговое занятие. Рефлексия. Защита творческих работ. Подведение итогов.

Зачётная работа: Творческий отчёт «Город моей судьбы».

Практическая работа.

Наблюдение.

Диалог.

Работа с Красной книгой.



Наблюдение.






Практическая работа.













Выступления детей.

Введение «Дневника наблюдений».










Сообщения детей.















Подведение итогов.

Задания на лето.


Список используемой литературы

  1. Аксёнова М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2-М.: Аванта+, 1995;
  2. Акимушкин И. И. Мир животных.-М.:Мысль,1998;
  3. Баранчикова Л. А. Комнатные растения в интерьере школы. Школа и производство.-1991;
  4. Благосклонов К. Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки-М.,1991;
  5. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. -М.: Эгагонт Россия ЛТД,2003;
  6. Бутурлин С. А. Что и как наблюдать из жизни птиц - М.: Учпедгиз,1998;
  7. Грекова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.- М.: Илекса; Ставрополь,2000;
  8. Егоренков Л. И. Основы начального экологического воспитания: учебное пособие.- М.: Прометей, 1996;
  9. Завьялов Е. В., Шляхтин Г. В. и др. Животный мир Саратовской области. Учебное пособие в 4 кн. – Саратов, 2001-2006;
  10. Измайлов И. В. Биологические экскурсии: книга для учащихся. - М.,1983;
  11. Илларионова Ю. Г. Учить детей отгадывать загадки. – М., 1988;
  12. Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные./ Ком. охраны окружающей среды в природ. ресурсов Саратов. обл.-Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1996;
  13. Кучер Т. В. Игра в экологическом воспитании школьников. География в школе. – 1992;
  14. Лучич М. В. Детям о природе. – М., 1989;
  15. Макарцева Л. В. Географическое краеведение Саратовской области._ Саратов. Издательство «Лицей», 2009;
  16. Машкова С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу. – Волгоград, 1996;
  17. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.
  18. Паничкин А. Любимые домашние цветы - М.: Оникс, 2006;
  19. Строев К. Ф. Краеведение. – М.: Просвещение, 1974;
  20. Шорогина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах, М.: 2011;
  21. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000;
  22. Энциклопедия Саратовского края. – Саратов, Приволжское кн. изд-во, 2002.

Приложение 1

Перечень ключевых слов

Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения

Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.

Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.

Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);

Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.

История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих  прошлое .

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.

Микрорайон - микро… - первая часть сложных слов, обозначающая малые размеры.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. .

Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.

Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.

Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.

Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.

Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Процесс – последовательная смена состояний в развитии.

Разрез - открытая горная разработка.

Район - административно-территориальная единица большого города.

Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.

Факт -  имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.

Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.  


Приложение 2

Методы исследования

В краеведении имеются методы исследования и источники информации.

Важным методом краеведческого исследования остаются наблюдения. Маршрутные и площадные, периодические и непрерывные, стационарные и дистанционные, они дают важные фактические данные о географических объектах, их развитии, изменениях.

Сравнительный подход позволяет выявить сходства и различия процессов, свойств и состояний географических объектов, составить их классификации, а также прогноз их изменений.

Исторический подход позволяет путем изучения прошлых состояний объекта и сравнения их с современным состоянием объяснить его уникальные черты.

Статистический метод позволяет путем обработки данных наблюдений определять зависимость между компонентами природы, населения и хозяйства, а также давать их сравнительную характеристику.

Картографический метод позволяет изучать закономерности пространственного размещения и развития территориальных комплексов путем составления и использования географических карт.

Аэрокосмические методы — это исследование и картографирование Земли при помощи летательных воздушных или космических аппаратов. Выделяют фотографические, электронные, геофизические и визуальные аэрокосмические методы.

Моделирование позволяет изучать развитие географических объектов, процессов и явлений при помощи их моделей. Выделяют моделирование графическое, математическое и машинное (при помощи ЭВМ).

Главным источником краеведческой информации были и остаются географические карты, хотя сейчас они часто хранятся в памяти ЭВМ и являются частями геоинформационных систем, получающих информацию со спутников и с многочисленных метеостанций, включающих банки данных, содержащие отчеты о результатах труда многих исследовательских коллективов.

     Для ребёнка важны географические атласы, словари, энциклопедии, справочники, географические и исторические описания, содержащиеся в многочисленных книгах и журналах.


Приложение 3

Тесты

Природа и экология

(Итоговый тест I года обучения)

  1. Какого из этих видов дождя не бывает?

А) грибной

Б) слепой

В) скорый

  1. Кто из этих животных не живёт в нашей области?

А) волк

Б) жираф

В) лиса

  1. Все ли эти птицы занесены в Красную книгу?

А) утка-мандаринка

Б) сокол

В) воробей

  1. Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?

А) полюбуюсь на него и пойду дальше

Б) осторожно срежу и поставлю в вазу

  1. Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?

А) покормлю его

Б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели

В) буду наблюдать издали

  1. После похода у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как ты поступишь с ними?

А) возьму с собой и сдам в городе

Б) отнесу в кусты, чтобы никто не поранился

В) закопаю в землю

  1. Кто является создателем реки Хопёр по легендам

А) Старик Хопёр

Б) никто об этом не знает

В) Екатерина II

  1. Какова длина реки Хопёр

А) около 200 км

Б) около 500 км

В) около 1000 км

  1. Сколько литров воды утекает, когда ты чистишь зубы?

А) один литр

Б) два литра

В) пять литров

  1. Ты закончил читать газету. Твои действия

А) выбрасываю при первой необходимости

Б) собираю в груду бумаг с целью сдать в макулатуру

В) это вообще не моё дело

  1. Следы какого зверя похожи на человечьи?

А) лося

Б) медведя

В) волка

  1. Очень мирные мы змеи

Любим жить в лесах у рек,

Яда вовсе не имеем

И не знались с ним вовек.

А) питон

Б) гремучая змея

В) уж

  1. След какого зверя не имеет отпечатков костей?

А) волка

Б) лисы

В) кошки

Природа и экология

(Итоговый тест II года обучения)

  1. Вокруг городов надо сажать большие деревья. Для чего?

А) для красоты

Б) чтобы селились птицы и животные

В) для очищения воздуха

  1. Какие деревья дольше живут?

А) сосна

Б) осина

В) дуб

Г) ель

  1. Какие деревья лучше поглощают выхлопные газы и выделяют кислород?

А) берёза

Б) тополь

В) сирень

  1. Назови деревья нашей области

А) клён

Б) пальма

В) рябина

Г) кипарис

  1. Наука, изучающая птиц называется …

А) кинология

Б) орнитология

В) энтомология

  1. Какая птица выводит птенцов зимой?

А) филин

Б) клёст

В) стриж

Г) ястреб

  1. У птенцов этих птиц специальные подушечки на лапах, так как в гнезде у них нет подстилки. Что это за птица?

А) поползень

Б) дятел

В) кукушка

Г) иволга

  1. Какие листья имеют узорную форму с углами?

А) дубовые

Б) еловые

В) липовые

Г) кленовые

  1. Какое полезное ископаемое образуется на болоте?

А) торф

Б) глина

В) песок

Г) соль

  1. Какое из слов – название цветка?

А) неваляшка

Б) незабудка

В) неумывайка

Г) незнайка

  1. Что не делают из дерева?

А) карандаш

Б) бумагу

В) фломастеры

Г) спички

  1. Какое животное не относится к рыбам?

А) сом

Б) кит
В) треска

Г) щука

  1. Что изображено на гербе города Балашова?

А) три стерляди

Б) в золотом поле два арбуза, в верхней части – герб Саратовской области

В) арбуз

Природа и экология

(Итоговый тест III года обучения)

  1. Кто не относится к семейству собачьих?

А) лиса

Б) леопард

В) шакал

Г) койот

  1. Какая птица большую часть дороги на юг проделывает пешком?

А) соловей

Б) грач

В) коростель

Г) кукушка

  1. Какую форму имеет планета Земля?

А) прямоугольную

Б) квадратную
В) круглую

Г) треугольную

  1. Какие домики для птиц делают люди?

А) будки

Б) скворечники

В) коттеджи

Г) коровники

  1. Что кукушка делает с яйцами?

А) высиживает

Б) подкидывает

В) играет с ними

  1. Какое растение не растёт в лесу?

А) малина обыкновенная

Б) клюква

В) крапива

Г) медуница

  1. Какая из этих птиц перелётная?

А) дятел

Б) воробей

В) малиновка

Г) голубь

  1. То рыжая, то серая, а названьем белая?

А) заяц-русак

Б) Белка

В) горностай

Г) лисица

  1. Какие животные водятся в Саратовской области?

А) белые медведи

Б) крокодилы

В) зайцы

Г) лисы

  1. Какое дерево не относится к хвойным?

А) лиственница

Б) кипарис

В) ясень
Г) пихта

  1. Как называется сок хвойных деревьев?

А) мёд

Б) нектар

В) смола

Г) сироп

  1. Какая самая большая река протекает на территории Саратовской области?

А) Хопёр

Б) Волга

В) Медведица

  1. Кто сказал эти замечательные слова: «Охранять природу – значит беречь свою Родину»?

А) А. С. Пушкин

Б) М. Ю. Лермонтов

В) М. Пришвин

  1. Что изображено на гербе Саратовской области?

А) три стерляди

Б) три карпа

В) то и другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по элективному курсу Люби и знай свой край"

Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины", своего края, мест...

Рабочая программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край»

  Программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край» является общекультурной модифицированной программой патриотической направленности, созданной на основ...

Программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение)

В работе представлена программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение) в соответствии с концепцией предпрофильного обучения в 9 классах. Поскольку учебный предмет «...

Рабочая программа "Люби и знай свой край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с ФГОС ООО. Материал направлен на изучение и расширение знаний  истории своего города, сел, поселков. Активизацию познавател...

Программа дополнительного образования " Люби изнай родной свой край"

Рабочая программа и календарно- тематический план кружка по краеведению " Люби и знай свой край"...

Программа внеурочной деятельности по кубановедению "Люби и знай свой край"

Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее.Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовател...

Программа внеурочной деятельности «Люби и знай, свой край родной»

Мной разработана  Программа по краеведению для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. учащиеся  под...