Программа по внеурочной деятельности "Культура Бурятии"
рабочая программа по краеведению (7 класс)
Программа по внеурочной деятельности "Культура Бурятии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneuroch_deyat_kultura_buryatii.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
«Культура Бурятии»
Автор: Дашиева Саяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности Культура Бурятии» предназначена для учащихся 7, 8 классов и рассчитана на 34 учебных часа. Её содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29).
Культура Бурятии вмещает в себя колоссальный смысл – это не только музыка, театр, песни, но и литература, живопись, декоративно-прикладное искусство, памятники истории, библиотеки, музеи и др.
Цель программы: формирование и развитие личности учащихся на народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях.
Основные задачи:
- способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
- способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
- расширить словарный запас учащихся;
- освоение учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.
Программа основана на единых подходах и принципах:
- интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребенка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть - раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций. Практическая часть включает экскурсии, выпуск буклетов, брошюр и т.д.
Реализация целей и задач курса осуществляется в проектной деятельности учащихся. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении учащихся и интегрировать знания, умения и навыки, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных.
Программа основана на блочно-модульном принципе. Она состоит из трех блоков:
1.Материальная культура
2.Профессиональная культура
3.Духовная культура
Первый блок предполагает знакомство с материальной культурой бурят. Включает такие модули, как «Традиционное хозяйство», «Жилище, домашняя утварь», «Пища», «Одежда и украшения».
Второй блок «профессиональная культура» призван ознакомить учащихся со становлением и развитием профессиональной культуры Бурятии. Он состоит из таких модулей: «Просвещение и наука», «Театральное и музыкальное искусство», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музей», «СМИ и культурно-просветительская работа».
Цель третьего блока «Духовная культура» - формировать нравственное отношение к духовной культуре народа. Включает в себя модули: «Религия», «Народные праздники», «Народные игры», «Бурятские пословицы и поговорки», «Благопожелания - үреэлы».
Каждый модуль в свою очередь подразделяется на темы.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся приобретут знания по бурятской народной культуре;
- повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору, активизируется познавательная деятельность;
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- быт, основные занятия бурятского народа;
- традиционную кухонную утварь бурят, старинную мебель;
- обычаи и традиции бурят.
- о выдающихся деятелях науки, искусства Бурятии;
- историю и развитие национальных театров;
- о народных праздниках и играх
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать;
- создавать проекты
- играть в народные игры
Учебный план программы «Культура Бурятии»
Содержание теоретического материала | Кол-во часов | Практическая часть |
1. Материальная культура | ||
1.Традиционное хозяйство | 2 | |
Скотоводство. Охота. Рыболовство. | 1 | |
Земледелие и ремесло. | 1 | |
2.Поселения, жилища, домашняя утварь | 2 | |
Бурятская юрта (войлочная, деревянная) | 1 | |
Домашняя утварь | 1 | |
3.Пища | 2 | |
Виды молочной пищи бурятской кухни. Кухня и ритуалы, связанные с ними. | 1 | Собирать рецепты изготовления продуктов из молока |
Мясная пища: способы забоя и жертвоприношения животных. | 1 | Изучение обрядов подношения мясной пищи |
4.Одежда и украшения. | 2 | |
Бурятский национальный костюм (мужской и женский) | 1 | Уметь различать мужской национальный костюм от женского. Знать все элементы |
Традиционные украшения | 1 | |
Профессиональная культура | ||
1.Просвещение и наука | 2 | |
Первые бурятские школы. Профессиональное образование | 1 | |
Видные деятели науки Бурятии | 1 | |
2.Театральное и музыкальное искусство | 4 | |
История и развитие национальных театров | 1 | Сбор материалов для проекта «Театральное и музыкальное искусство Бурятии» |
Музыкальная культура Бурятии | 2 | |
Выдающиеся деятели культуры РБ | 1 | |
3.Изобразительное искусство | 4 | |
Живопись и графика | 1 | Экскурсия в художественный музей им. Сампилова |
Театрально-декоративное искусство | 1 | |
Декоративно-прикладное искусство | 1 | |
Художники Бурятии | 1 | |
4.Литература | 3 | |
Фольклор | 1 | |
Художественная литература | 1 | |
О жизни и творчестве народного поэта Бурятии, нашего земляка А.Д.Бадаева | 1 | Выпуск буклета, медиапрезентации об А.Д.Бадаеве |
5.Музеи | 1 | |
История и развитие музеев Бурятии | 1 | Экскурсия в этнографический музей, Музей природы |
6.СМИ и культурно-просветительская работа | 2 | |
Печать, телевидение, радио | 1 | |
Библиотеки | 1 | |
Духовная культура | ||
1.Религия | 3 | |
История и культура буддизма | 2 | |
Шаманизм. Христианство | 1 | |
2.Народные праздники | 2 | |
Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность | 1 | |
Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган | 1 | Разработка материалов для проведения этих праздников |
3.Народные игры | 1 | |
Шагай наадан, мори урилдаан, бүхэ барилдаан, hур харбалга | 1 | Игры в шагай |
4.Бурятские пословицы и поговорки | 1 | |
Смысл, характер и содержание бурятских пословиц и поговорок | 1 | Конкурс «Кто больше?» |
5.Благопожелания – үреэлы | 2 | |
Благопожелания – характерная особенность традиционной культуры бурят | 1 | Запись благопожеланий от старших членов семьи и других людей. Заучивание наизусть. |
Итоги года. Зачет. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа интегрированного курса "Моя Бурятия"
« … Для того, чтобы беззаветно любить свою Родину, надо знать, за что ее любить. Надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту, созданную и з...
Рабочая учебная программа по предмету: История Бурятии 9 класс
Пояснительная запискаВ настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утр...
Рабочая программа спецкурса по истории Бурятии 9 класс
Рабочая программа спецкурса по истории Бурятии 9 класс...
Образовательная программа по краеведению. Моя Бурятия.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» для школьника...
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»...
Рабочая программа по предмету "Культура Бурятии" 8 класс
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и м...
Рабочая программа элективного курса "Литература Бурятии"
Программа построена на родожанровом принципе, реализуется «диалог культур», предусматривается межпредметная связь и краеведение....