Рабочая учебная программа по предмету: История Бурятии 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)
Пояснительная записка
В настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утраченных за последние десятилетия своей этнической культуры, традиции и обычаев, школа должна стать центром живой этносоциальной культуры, школой диалога культур разных народов, их существования и взаимопроникновения. Краеведческая работа с учащимися в этих условиях становится одним из средств реализации программы развития национальной школы. Наша история – это наше прошлое, которое мы не можем изменить, но можем извлечь уроки, чтобы не повторить ошибок. У каждого человека должна быть гордость и ответственность за свой народ, за край, в котором он живёт. Такое отношение может возникнуть, если знать свою историю, людей, живших в далёкие времена. Наша Бурятия многонациональна, на протяжении веков крепла дружба между народами, шёл взаимообмен в способах хозяйствования, культурными ценностями. Все народы, населяющие Бурятию, общими усилиями творили историю.
Курс «История Бурятии» представляет собой один из вариантов изучения исторического краеведения в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на изучение истории Бурятии в 9 классе. Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО.
Актуальность программы Данный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, на которой родился и рос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_klimova_istoriya_bur_9_klass.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Рассмотрена: Руководитель кафедры _________ /________________/ Протокол №______от «_____»___________20____г. | Согласована: Методическим советом лицея ___________ / М.И. Вяткина / Протокол №______ от «____»____________20____г. | Утверждена: Директор лицея ___________ / О.В.Сорокина / Приказ № ______ от «___»____________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
История Бурятии
для 9 класса
УМК: А.Д. Цыбиктаров , –У-Удэ: «Бэлиг», 2009 г.
Количество часов: 34
Составитель: Климова Л.В., учитель истории
Пояснительная записка
В настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утраченных за последние десятилетия своей этнической культуры, традиции и обычаев, школа должна стать центром живой этносоциальной культуры, школой диалога культур разных народов, их существования и взаимопроникновения. Краеведческая работа с учащимися в этих условиях становится одним из средств реализации программы развития национальной школы. Наша история – это наше прошлое, которое мы не можем изменить, но можем извлечь уроки, чтобы не повторить ошибок. У каждого человека должна быть гордость и ответственность за свой народ, за край, в котором он живёт. Такое отношение может возникнуть, если знать свою историю, людей, живших в далёкие времена. Наша Бурятия многонациональна, на протяжении веков крепла дружба между народами, шёл взаимообмен в способах хозяйствования, культурными ценностями. Все народы, населяющие Бурятию, общими усилиями творили историю.
Курс «История Бурятии» представляет собой один из вариантов изучения исторического краеведения в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на изучение истории Бурятии в 9 классе. Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО.
Актуальность программы Данный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, на которой родился и рос.
В наши дни высказывание академика Д.С.Лихачева «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» приобретает актуальное значение, и это направление является стержнем программы. В курсе учащиеся знакомятся с историей Бурятии, при этом особое внимание уделяют изучению местного краеведческого материала. История Бурятии представлена как составная часть истории России и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития Бурятии, обладающей традициями и собственными жизненными устоями. В ходе изучения курса происходит знакомство ребят с традициями, обычаями, религией, памятниками природы, архитектуры, живописи, литературы. Это знакомство позволяет учащимся лучше понять и оценить традиционную культуру бурят и русских. Нельзя назвать истинно образованным, культурным человеком, гражданином того, кто не знает историю своей родины, своего народа, его прошлого и настоящего. История, исторические знания играют определяющую роль в формировании у подрастающего поколения гражданских патриотических чувств. Поэтому, я считаю, что в школьном курсе обязательно нужно отводить часы для изучения истории Бурятии.
Программа составлена на основе :
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010г. № 1897);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015);
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015г.);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Цели программы:
• Осознание учащимися своей взаимосвязи с прошлым и настоящим своего села, края, значимости наследия края для предыдущих поколений, для современных жителей республики и в целом России.
• Понимание учащимися своей ответственности за настоящее и будущее своей малой Родины - как жителя, хранителя и создателя наследия родного края.
• Формирования знаний о своем крае как современной среде обитания и о перспективах развития, о проблемах жителей.
• Формирование национального самосознания учащихся.
• Формирование интереса к истории как науке.
Программа составлена на основе учебников:
1) История Бурятии: с древнейших времён до начала XX века. Часть I. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009.
2) История Бурятии. Часть II (1917-1998 гг.): учеб. Пос. для 10-11 кл. под ред. Е.Е.Тармаханова, С.Д.Намсараева: Улан-Удэ: «Бэлиг», 2000.
Программа преследует системный подход в изучении, цель программы - способствовать духовно-целостной и практической ориентации учащимся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации, применять полученные знания и умения для самостоятельного познания родного края.
Задачи программы:
• Воспитание учащихся средствами краеведческой деятельности с опорой на принципы этнопедагогики, патриотизма и любви к Отечеству, к своей малой Родине.
• Активизация работы по изучению родного края, охране природы, памятников истории и культуры, традиции и обычаев местных жителей.
• Выявить, что еще не исследовано, что не попало в поле зрения профессиональных историков и краеведов.
• Быть не только исследователями прошлого, но и летописцами настоящего.
• Глубже понять специфику природы, истории и культуры родного края и их взаимосвязь с природой, историей и культурой своей республики, страны и в целом мира.
• Формирование познавательной и исследовательской деятельности.
• Дальнейшее развитие школьного историко-краеведческого музея
• Приобщение родителей, жителей и общественности села к краеведческой деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Теоретические знания и практические навыки, полученные учащимися в процессе занятий, закрепляются в летних экспедициях и походах, на уроках истории, географии, бурятского языка, на внеклассных мероприятиях.
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории ;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств , об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории ;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории ;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран ; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры ;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлятьразвитие России и других стран , сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории .
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств ;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. Д.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России .
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении).
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой ).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Содержание учебного курса
1. Бурятия в древности.
С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством. В эпоху бронзы появилась культура "плиточных могил", оставившая после себя древние памятники на могилах умерших, "оленные" камни среди степей и множество рисунков на скалах и в пещерах. Люди, жившие в те далекие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода.
Одна из интересных страниц в истории Бурятии связана с хунну, потеснившими "плиточников" во 3-2 веках до нашей эры. От многовекового господства этого конгломерата племен, создавших первое в Центральной Азии государственное объединение, осталось несколько городов-поселений и гигантских усыпальниц. На северных рубежах своих владений хунну построили укрепленный форпост - Нижнеиволгинское городище. На юге Бурятии известно большое число захоронений. Одно из них найдено в районе Кяхты, в Ильмовой пади.
После распада государства хунну племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, были втянуты в водоворот различных этнических образований. Здесь жили курыканы, монголоязычные кидани, ранние средневековые монгольские племена, а также предки тунгусов. В такой сложной исторической ситуации происходило образование эвенкийского и бурятского этносов. Сами буряты до присоединения к России испытывали постоянные набеги монголов и джунгар. Принимая русское подданство, они получили военную защиту от беспокойных южных соседей.
2. Республика Бурятия в XIII-XIX вв.
В XIII в. сюда переселяются монголоязычные буряты, занимающиеся скотоводством, охотой и рыболовством. К XVIII в. у этих племен происходит процесс разложения первобытнообщинного строя, формируется бурятская народность.
В XVII в. в Бурятию проникли первые русские казачьи отряды, построившие здесь ряд опорных пунктов - острогов. Вокруг них со временем селились русские крестьяне, служивые и промысловые люди. В течение XVII в. вся территория Бурятии была мирно включена в состав России. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии - Улан-Удэ.
Однако распространение феодальных отношений вызывало стихийные протесты населения. Так, в 1685 г. вспыхнуло восстание бурят в Балаганской степи, а в 1696 г. восставшие русские крестьяне и буряты захватили Братский острог.
Установление Россией устойчивых пограничных рубежей привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира. Царское правительство установило свою административно-управленческую систему в Забайкалье, однако внутреннее самоуправление осуществлялось бурятской знатью под контролем восточносибирской администрации. Строительство Транссибирской железной дороги, проходящей и через территорию Забайкалья, а также традиционные караванные пути, связывающие Россию со странами Юго-Восточной Азии, привели в XVIII-XIX веках к интенсивному экономическому развитию региона.
Во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX веков в Бурятии происходил рост товарно-денежных отношений. Вместо прежних натуральных повинностей буряты стали платить ясак деньгами. Жившие здесь же эвенки начали переходить от звероловства к кочевому скотоводству и земледелию. С освоением края русским населением зарождалась промышленность, расширялась внутренняя и внешняя торговля с Монголией и Китаем через Кяхту (к 1760 кяхтинская торговля составляла 67% общего торгового оборота России со странами Азии). По «Уставу об управлении инородцами» (1822) в бурятских ведомствах были учреждены степные думы во главе с представителями местной администрации – тайшами. В 18–19 веках наряду с шаманством, существовавшим у бурят, получают распространение православие и буддизм (ламаизм), проникший в Бурятию в конце 17 века из Тибета и Монголии.
Со 2-й половины 19 века Бурятия, как и вся Сибирь, постепенно втягивалась в общероссийский процесс капиталистического развития. Росла добыча золота (в 80-х гг. от 24 до 34 пудов в год); возникали кустарные промышленные предприятия: кожевенные, мукомольные, мыловаренные и др. Проведение Великой Сибирской магистрали (строилась в 1891–1905) способствовало росту промышленности и вовлечению Бурятии в общероссийский рынок. Зарождалась каменноугольная промышленность. Формировался рабочий класс. Поднималась товарность сельского хозяйства, которое приняло земледельческо-скотоводческое направление. В хозяйстве забайкальских бурят основным оставалось скотоводство. В конце 19 века часть бурятского населения перешла к оседлому образу жизни. В конце 19 – начале 20 веков в Бурятии была проведена волостная реформа. У иркутских бурят было изъято в колонизационный фонд 53% их земель, у забайкальских – 36%. Это вызвало резкое недовольство бурят. В 1904 в Бурятии было объявлено военное положение.
3. Республика Бурятия в первой половине XX века
В 1-ю мировую войну 1914–1918 буряты-казаки были призваны на фронт, тысячи бурят мобилизованы на тыловые работы. В период Февральской революции 1917 наряду с органами Временного правительства возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. В деревнях создавались волостные, сельские и станичные комитеты, среди бурятского населения – национально-административные единицы – аймаки, хошуны и сомоны.
5 февраля 1918 года власть в Верхнеудинске перешла к Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В течение февраля 1918 Советская власть была установлена на всей территории Бурятии. Летом 1918 Советская власть в Сибири была свергнута: в Забайкалье при поддержке японских империалистов установилась военная диктатура атамана Г. М. Семёнова, в августе 1918 Бурятию оккупировали японские войска, в апреле 1919 – американские войска. 2 марта 1920 части Красной Армии при поддержке партизан освободили Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная – в Дальневосточную республику (ДВР). 9 января 1922 постановлением ВЦИК образована Бурят-Монгольская автономная область РСФСР. Бурятская АО была также создана в Восточном Забайкалье в составе ДВР.
После изгнания интервентов с Дальнего Востока и самоликвидации ДВР (в ноябре 1922) обе автономные области 30 мая 1923 объединились в Бурят-Монгольскую Автономная Советская Социалистическая Республику (АССР; с центром в городе Верхнеудинске) в составе РСФСР. Постановлением ЦИК СССР от 27 июля 1934 года город Верхнеудинск переименован в г. Улан-Удэ.
За годы предвоенных пятилеток в Бурятии были построены десятки крупнейших современных промышленных предприятий (локомотивовагоноремонтный и стекольный заводы, мясоконсервный комбинат и др.), создана энергетическая база, развивались угольная промышленность, машиностроение. Посевная площадь увеличилась более чем в 2 раза. К 1941 году колхозы объединяли 98,9% крестьянских хозяйств.
В 1937 г. от Республики были отделены и образованы Агинский Бурятский национальный округ в составе Читинской области, Усть-Ордынский Бурятский национальный округ в составе Иркутской области и отдельно Ольхонский район в составе Иркутской области.
4. Республика Бурятия в годы Великой Отечественной войны
За годы Великой отечественной войны в армию было призвано около 100 тыс. военнообязанных из Бурятии. В Забайкалье, в том числе Бурятии формировались воинские части, проводилась подготовка военных кадров и резервов для армии. Население проходило всеобщее военное обучение.
Многие тысячи бурят приняли непосредственное участие на фронтах Отечественной войны и в разгроме Квантунской армии Японии. Они героически сражались на всех фронтах от Прибалтики до Кавказа. В большинстве своем они служили в сибирских дивизиях: «30-й Иркутской», «55-й Иркутской», 82, 106, 116, 321, 399-й Забайкальских и др. Многие буряты командовали взводами, ротами, батальонами, полками, бригадами и дивизией, занимали ответственные должности в штабах и подразделениях, выполняли особо важные задания командования. В годы войны из среды бурятского народа выдвинулись военачальники генерал-майор И.В. Балдынов, полковник В.Б. Борсоев, будущие (послевоенные) генералы И.О. Тукеев, А.Б. Занданов, А.С. Шаракшанэ.
Труженики тыла, рабочие, колхозники, служащие и интеллигенция встали на боевую вахту и самоотверженно трудились под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Народное хозяйство было перестроено «на военный лад», трудящиеся перешли на военный режим работы. На предприятиях работали фронтовые комсомольско-молодежные бригады.
Многие предприятия республики перешли на производство вооружения и боеприпасов. Улан-Удэнский авиационный завод производил самолеты для фронта. Он был расширен за счет эвакуированных из Москвы цехов. Завод увеличивал выпуск военной продукции. На Улан-Удэнском паровозовагонном заводе были созданы новые цеха и освоен выпуск военной продукции. На заводе росло производство этой продукции. Оборонную продукцию давали мясокомбинат, судоремонтный завод и другие предприятия. Джидинский вольфрамовомолибденовый комбинат отправлял самолетостроительным, танкостроительным, артиллерийским заводам так нужный для брони металл. Комбинат поставлял до 50% нужного стране вольфрама. Валовая продукция промышленности республики в 1944 г. увеличилась по сравнению с 1940 г. на 24,5%, в том числе продукция металлообрабатывающей промышленности – 58%.
В условиях военного режима напряженно работал железнодорожный транспорт. Им внесен большой вклад в перевозку войск, вооружения, военного снаряжения, продовольствия и других грузов.
В годы войны вплоть до 1944 г. не сокращались посевные площади, но урожайность резко упала. Поголовье скота за это время также сократилось.
5. Республика Бурятия в послевоенные годы и на современном этапе.
В послевоенные годы была сооружена дамба в нижней части Улан-Удэ. В 1946 г. завершено строительство самого крупного в Улан-Удэ предприятия легкой промышленности — суконной фабрики.
В 1952 г. построено одно из красивейших зданий города — театр оперы и балета, по проекту московского архитектора А.Федорова.
В 1957 г. сдан в эксплуатацию новый железобетонный мост через р. Уду.
В июле 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР.
В 1961 г. построена первая телевизионная станция, обслуживающая город и близлежащие сельские поселения, а в 1962 г. на базе технологического и строительного факультетов сельскохозяйственного института создан крупнейший в Забайкалье вуз — Восточно-Сибирский технологический институт.
В октябре 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете Бурятской ССР
Тематическое планирование по истории Бурятии
№ урока | Название темы урока, раздела. | Количество часов | Примерные сроки |
Глава I. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа | |||
1 | Введение. Знакомство с курсом. Краткая характеристика республики Бурятия. Бурятия в эпоху палеолита. | 1 | сентябрь |
2 | Бурятия в эпоху мезолита. | 1 | сентябрь |
3 | Бурятия в эпоху неолита. | 1 | сентябрь |
4 | Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа. | 1 | сентябрь |
5 | Бурятия в хуннское время | 1 | октябрь |
6 | Контрольная работа. | 1 | октябрь |
Глава II. Бурятия в эпоху Средневековья | |||
7 | Ранние государства Центральной Азии и населения Бурятии в эпоху раннего средневековья. | 1 | октябрь |
8 | Бурятия (Баргуджин-Токум) в Монгольской империи | 1 | октябрь |
9 | Культура средневекового населения Бурятии | 1 | ноябрь |
10 | Этногенез и культурогенез Бурятии | 1 | ноябрь |
Глава III. Бурятия в XVII-XVIII вв. | |||
11 | Присоединение Бурятии к России | 1 | ноябрь |
12 | Управление краем. Общественный строй. Охрана границы | 1 | ноябрь |
13 | Хозяйственное освоение края | 1 | декабрь |
14 | Культура. Формирование культурных конфессий. Просвещение | 1 | декабрь |
15 | Контрольная работа | 1 | декабрь |
Глава IV. Бурятия в XIX в. | |||
16 | Управление Бурятией. Реформа М.М. Сперанского | 1 | декабрь |
17 | Развитие сельского хозяйства | 1 | январь |
18 | Развитие промышленности и торговли | 1 | январь |
19 | Религия, образование, наука, культура, здравоохранение | 1 | январь |
Глава V. Бурятия в начале XX века | |||
20 | Административная и земельная реформы конца XIX – начале XX века. | 1 | январь |
21 | Социально – экономическое развитие края. | 1 | февраль |
22 | Бурятия в период революции 1905-1907 гг. | 1 | февраль |
23 | Национальное движение и развитие общественно-политической мысли бурят в начале XX века | 1 | февраль |
24 | Аграрное движение | 1 | февраль |
25 | Развитие образования, культуры и религии в начале XX века | 1 | март |
26 | Контрольная работа | 1 | март |
Глава VI. Бурятия в период Первой мировой войны | |||
27 | Бурятия в годы. Первой мировой войны | 1 | март |
28 | Бурятия в период Февральской буржуазно-демократической революции | 1 | март |
II часть. | |||
№ урока | Название темы урока, раздела. | ||
Глава I. Установление Советской власти в Бурятии | |||
29 | Установление советской власти в Бурятии | 1 | апрель |
Глава II. Образование Бурят - Монгольской автономной советской социалистической республики. Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП. | |||
30 | Образование Бурят - Монгольских автономных областей | 1 | апрель |
Глава III. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в 30-х гг. XX века | |||
31 | Индустриальное освоение Бурятии | 1 | апрель |
Глава IV. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны | |||
32 | Перевод промышленности и сельского хозяйства Бурятии на нужды фронта | 1 | май |
Глава V. Бурятия в 1946-1964 годах | |||
33 | Общественно-политическая жизнь Бурятии | 1 | май |
Глава VI. Бурятия в 1965-1985 годах | |||
34 | Общественно-политическая обстановка в республике | 1 | май |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(Тематического планирования)
Предмет _____________________________________________ Класс ___________
Учитель ____________________________________________________________________________
№ урока | Примерная дата по пану | Дата фактического проведения | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
План | Факт | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "История" 5-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету "История" на основе БУП-2004 года (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта)...
Рабочая программа по предмету История России 7 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
в данной программе изложены цели, задачи, пояснительная записка, календарное тематическое планирование по предмету история России для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по предмету История России 8 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
Данная рпограмма содержит цели, задачи, поясительную записку и поурочное календарное планирование по истории Россиидля специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая учебная программа по предмету: История древнего мира 5 класс
Пояснительная запискаРабочая про...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «История искусства» 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго по...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «История искусства» 7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго по...
Рабочая программа по предмету "История" 6-9 класс 2021-2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ...