Рабочая программа по предмету "Культура Бурятии" 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс)

 

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре Бурятии. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

Понятие Родины для человека обычно связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа «Культура Бурятии» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, проследить его историю в истории страны, ощутить связь настоящего с прошлым и будущим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_buryatii_8_klass.docx102.03 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Улан-УдэОписание: значок2

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ»

«Рассмотрена и принята»

на заседании ШМО____________

____________________________

Протокол № _____  

от «_____»  ___________20____г.                                                        

Руководитель ШМО                                                                                                  

______________Г.Р.Ванзатова

«Согласовано»                                                                                                        Заместитель директора по УВР

_______________Ю.Ф.Дикань

«_____»_____________20____г.                                                                                                                                      

«Утверждаю»

 Директор МАОУ СОШ № 32

________Т.Г. Митрофанова «_____» ___________20___г.

Приказ №_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                на 2019 /2020 учебный год

ФИО  учителя  __ Ванзатова Гэрэлма Нимбуевна

                                _ДашиеваЦындыма Ивановна__________________________________

Учебный предмет Культура Бурятии

Класс _____8  класс________

Количество часов _34______

Используемый учебник (название, автор, выходные данные)

Учебник – «Путешествуем по Бурятии», автор О.А. Дареева, О.И. Богомолова,  учебное пособие, г.Улан-Удэ, Бэлиг, 2010.

«Тоонтонютаг» Г.С. Санжадаева, О.П. Кушеева, учебное пособие по этнокультуре для учащихся, г.Улан-Удэ, Бэлиг, 2011.

«История и культура бурятского народа», учебное пособие для учащихся и студентов под ред. Т.М. Михайлова г.Улан-Удэ, Бэлиг, 1999.

 «Традиционная культура бурят», учебное пособие, г.Улан-Удэ, Бэлиг, 2000.

«Семья и брак у бурят» К.Д. Басаева, г.Улан-Удэ, Бурят.кн.изд-во, 19.

«Традиционные ремесла бурят: строительство, металлообработка» В.А. Михайлов,  г.Улан-Удэ, Бэлиг, 2006.

Оглавление

Раздел I. Пояснительная записка…………………………………………………………...……..3

  1. Цели и задачи курса ………….…………………………………………..………………..3
  2. Общая характеристика учебного предмета …..………………………………………..4-6
  3. Описание места учебного предмета……………………………………...……………….7
  4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета …………………….…………7

Раздел II. Планируемые результаты освоения обучения (личностные, метапредметные, предметные)и и система оценивания…………………………..……………………………....8-14

Раздел III. Содержание учебного курса обучения……………………………………………...15

3.1. Календарно – тематическое планирование………………………………………………15-18

3.2. График контрольных работ…………………………………………………………………..19

3.3. Примерное поурочное планирование курса……………………………………………..20-33

Раздел IV.Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса (УМК, доп.литература, оборудование, ЦОР)…………………34

Раздел I. Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в средней школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения предмета «Культура Бурятии» старшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
        Данный предмет имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.

  1. Цели и задачи курса

         Цель изучения предмета «Культура Бурятии» – приобщение старших школьников к культурному наследию народов нашей республики, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Задачи курса:

● расширение и систематизация знаний и представлений у учащихся 8 классов о культуре и духовных традициях народов Бурятии, о нравственных ценностях, полученных при изучении истории Бурятии, бурятской литературы и других предметов средней школы;

● формирование представлений о традиционных религиях народов Бурятии,

их роли в культуре, истории Бурятии;

● формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной; 

● воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов Бурятии, толерантное отношение к людям другой культуры;

● развитие информационной культуры школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

1.2. Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью учебного предмета «Культура Бурятии» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами средней школы (в первую очередь, «Бурятская литература» и «История Бурятии»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

Отбор содержания предмета осуществляется в соответствии с ФГОС, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности учащихся 8 классов и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку эмоционально-ценностного отношения к изучаемому предмету (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т.д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества).

Материал предмета представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина Бурятия, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие учащимся 8 классов актуализировать имеющиеся у них знания, расширять и углублять их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которым принадлежит семья учащегося. Во втором случае – это актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.

Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к следующим ценностям и источникам: историческим источникам, нравственным заповедям традиционных религий; фольклору народов Бурятии, произведениям литературы, географии Бурятии (сведения о природе и населении); истории Бурятии и народов её населяющих; искусства, СМИ.

Знания, которые получает ученик в 8 классах, накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Усвоению материала способствует и то, что подростковый возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности учащихся. Учащиеся 8 классов не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у подростков стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

Учащиеся 8 классов ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов Бурятии. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Подросткам особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных условиях. Помочь учащимся понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из путей духовного воспитания школьников. 
В формировании духовно-нравственных ценностей народов Бурятии большое значение имеет диалог подростков с одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала; способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся; развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Диалоговой форме общения на уроках и дома способствует интерактивная, познавательная деятельность, в первую очередь, задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу подростков, их родителей и других родственников.  

При изучении данного предмета у учащихся 8 классов развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в справочной и дополнительной литературе, Интернете и др., для ответа на вопросы и подготовки небольших сообщений; анализировать и описыватьпамятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду, утварь и т.д.); выражать авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д. 

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к

людям, институтам государства и гражданского общества; социальная солидарность, мир во всём мире; многообразие культур и народов);

воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок,социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны и республики);

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемого на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

 воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасногообраза жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическаяграмотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразныйздоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
1.3. Описание места учебного предмета

На изучение предмета «Культура Бурятии» в 8 классе отводится 1час в неделю, итого 34часа. Из них: на урочную деятельность- 28час, на внеурочную деятельность -6часов.

1.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

 Патриотизм и гражданственность: любовь к Бурятии, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов Бурятии, дружба и согласие между народами, уважение к государственным законам и символам, защитникам Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.

Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.

Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
Религии народов Бурятии: свобода вероисповедания, веротерпимость, представление о традиционных религиях народов Бурятии, их духовно-нравственном значении в жизни людей.

В соответствии с интересами и уровнем развития учащихся на уроках с учениками Обсуждаются следующие темы:

Столица Бурятии – Улан-Удэ– 3 часа.

 Республика Бурятия . – 3 часа.

Символы в традиционной культуре народов Бурятии– 3часа.

Тотемизм в культуре народов– 2часа.

Традиционное жилище–2 часа.

Традиционныйкостюм–3часа                                                                                        

Религия - 2 часа.

Семья и семейные ценности– 2часа.

Традиционные праздники – 3 часа.

Национальная кухня- 3 часа.

Литература Бурятии – 2часа.

Народная мудрость-2 часа.

Достояние республики-2 часа.

Современная культура-1 час


Раздел II. Планируемые результаты освоения обучения (личностные, метапредметные, предметные) и система оценивания.

В результате изучения предмета «Культура Бурятии», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам средней школы у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). 

Личностные результаты изучения предмета «Культура Бурятии». У выпускника будут сформированы:
-
 осознание своей идентичности, члена этнической группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам Бурятии, их культурным и религиозным традициям;

- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

- знание основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

- способность эмоционально реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
-
стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

- готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

У выпускника могут быть сформированы:

- стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
-
осознание этнокультурного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов Дагестана в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

-  зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, с представителями другой национальности. 
Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
-
организовывать и планировать свои действия в соответствии
с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления; 

- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Выпускник получит возможность научиться

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их; 

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. 
Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), общения с людьми и т.п.;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий, построение рассуждений и выводов;

Выпускник получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
-
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, давать оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

- сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. 

Выпускник получит возможность научиться:

- принимать во внимание советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

-  правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (этнокультурные, этнографические, исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

- проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

-  участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (сообщения, сочинения на свободную тему, презентации).

Предметные результаты

Выпускник основной школы в результате изучения предмета  «Культура Бурятии » научится:

- находить на карте национально-территориальные образования Бурятии;

-определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
-
описывать памятники истории и культуры народов Бурятии на основе иллюстраций учебника;
-
рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) об обрядах, обычаях и традициях народов Бурятии;

- готовить сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов Бурятии, защитниках Отечества, национальных героях;

- характеризовать духовно-нравственные черты народов Бурятии, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

-  различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
-
рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
-
оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
Выпускник получит возможность научиться:

- использовать полученные представления об этнокультурных ценностях народов Бурятии, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
-
сравнивать обычаи и традиции народов Бурятии, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; 

- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, этнопедагогике народов Бурятии для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

Формы организации учебного процесса: урок-лекция, урок-конференция, урок- беседа, экскурсии, фестиваль народов Бурятии, ролевая игра, диспут.

Критерии оценивания

Контроль и оценка достижений учащихся являются важными и необходимыми условиями образовательного процесса. Особенностями контроля на занятиях являются проверка и оценка сформированности теоретических знаний и практических умений. Для оценки уровня усвоения используется зачетная система с выделенными критериями и показателями.

1. Теоретические знания

Оценка

Полнота, системность, прочность знаний

Обобщенность знаний

Действенность знаний

Проявление творческой активности, познавательного интереса

Зачёт

Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме,

полное, в системе,

в соответственно с требованиями учебной программы; допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые учащимся по указанию учителя на ошибку знаний

Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений, в которых могут быть несущественные ошибки; подтверждение изученного известными фактами и сведениями

Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнения заданий воспроизводящего характера, с незначительной помощью учителя творческого характера

Проявление познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новым техникам, технологиям; Желание выполнять более сложное задание

Незачёт

Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью учителя

Бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза; делать обобщение, вывод

Неумение применять знания в практической деятельности (учащийся не может ответить на наводящие вопросы учителя, самостоятельно выполнить задание)

Пассивность, созерцательный интерес к изучаемому предмету, новым технологиям;

2. Практические умения и навыки

Оценка

Овладение приёмами работы

Соблюдение технических и технологических требований к качеству объекта труда

Выполнение и перевыполнение ученических норм времени

Соблюдение требований безопасности труда

Проявление интереса к предмету

Зачёт

Владение приёмами работы (возможны отдельные несущественные ошибки исправляемые самими учащимися, учителя); самостоятельное выполнение работ с применением освоенных приёмов и контроль качества продукции (возможна несущественная помощь учителя) самоконтроль за выполнением действий при овладении приёмами работ

Выполнение работ в соответствии с требованиями технической и технологической

документации с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно

Выполнение ученических норм времени

Соблюдение требований безопасности труда

Самостоятельное планирование предстоя щей работы (возможна несущественная помощь учителя); правильная организация рабочего места; проявление устойчивого (или эпизодического) интереса к предмету, новым техникам, технологиям.

Незачёт

Неточное выполнение приёмов работ и контроля качества изделия с существенными ошибками; неумение осуществлять самоконтроль за выполнением действий при овладении приёмами работы

Выполнение работы с отклонениями относительно технико-технологических требований

Нарушение требований безопасности труда

Планирование предстоя щей работы только с помощью учителя; существенные ошибки в организации рабочего места; отсутствие интереса к предмету, недобросовестное отношение к выполнению поручений

Основным педагогическим условием реализации ведущих требований, предъявляемых к контролю, является дифференциация контрольно-оценочных процедур, предусматривающих:

- ориентацию на индивидуально-личностные особенности учащихся;

- диагностику и учёт исходного (предыдущего) уровня обученности;        

- информированность учащихся о системе контроля ЗУН, которая будет действовать на данном конкретном этапе;

- адекватный подбор контрольных разнотипных заданий, определённой степени сложности;

- предоставление возможности альтернативного выбора диагностических заданий.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый.

Назначением текущего контроля является проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (выполнение творческих проектов), а итоговый контроль производится в завершении курса. Его задача зафиксировать уровень подготовки, которая обеспечит дальнейшее применение знаний в жизни.

Раздел III. Содержание учебного курса обучения

3.1. Календарно – тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела, темы, урока

Кол-во часов

Дата

I четверть  - 9 часов

Мой любимый город.

1

5.09

5.09

3.09

2.09

2.09

3.09

2.09

История образования столицы Бурятии

1

12.09

12.09

10.09

9.09

9.09

10.09

9.09

 Викторина «Достопримечательности  города»

1

19.09

19.09

17.09

16.09

16.09

17.09

16.09

Бурятия в древности.

1

26.09

26.09

24.09

23.09

23.09

24.09

23.09

Этнические группы. Население Бурятии

1

3.10

3.10

01.10

30.09

30.09

01.10

30.09

 Практическая работа «Территориальное расселение.»

1

10.10

10.10

08.10

07.10

07.10

08.10

07.10

Символическое значение цвета.

Символическое значение орнаментов

1

17.10

17.10

15.10

14.10

14.10

15.10

14.10

Символическое значение чисел.

1

24.10

24.10

22.10

21.10

21.10

22.10

21.10

Контрольный тест  «Официальные символы республики»

1

31.10

31.10

29.10

28.10

28.10

29.10

28.10

II четверть-7 часов

Тотемизм в культуре народов

1

14.11

14.11

12.11

11.11

11.11

12.11

11.11

Тотемы русского народа.бурятского народа.

 Тотемы эвенкийского народа.

1

21.11

21.11

19.11

18.11

18.11

19.11

18.11

Традиционное  жилище

1

28.11

28.11

26.11

25.11

25.11

26.11

25.11

Устройство бурятской юрты. Устройство русской избы.

Устройство эвенкийского чума

Творческая работа « Дизайн интерьера традиционного жилья»

1

5.12

5.12

3.12

2.12

2.12

3.12

2.12

Традиционный костюм

1

12.12

12.12

10.12

9.12

9.12

10.12

9.12

Традиционный бурятский костюм. Традиционный русский костюм. Традиционный эвенкийский костюм.

1

19.12

19.12

17.12

16.12

16.12

17.12

16.12

Контрольная работа «Значение деталей  традиционного костюма»

1

26.12

26.12

24.12

23.12

23.12

24.12

23.12

III- четверть – 10 часов

Религия народов Бурятии

1

Буддийская культура. Православная культура. Шаманская культура

1

Семья и семейные ценности.

Творческая работа «Кодекс моей семьи»

1

Свадебные обряды.

Традиции и обряды рождения и воспитания детей. Современная семья, сохранение традиций.

1

Традиционные праздники.. Духовное очищение в канун Сагаалгана.

1

 Великий пост и Масленица.

1

. Праздник обновления Бакалдын.

Проект « Фестиваль традиционных праздников»

1

Национальная кухня

1

Натуральные продукты- основа бурятской кухни. Вегетарианство в русской кухне. Эко-кулинария. Эвенская кухня

1

Контрольная работа «Разработка меню правильного питания »

1

IV четверть - 8 часов

Литература Бурятии

1

Образ национального героя в литературе. Чингисхан-человек тысячелетия. Исай Калашников. Биография. Роман « Жестокий век»

1

Народная мудрость.

1

Достояние республики

1

Бренды Бурятии. Иволгинский дацан. Великий чайный путь. Байкал. Природные памятники.

Сакральные  места Бурятии.

1

Современная культура

1

Театр «Байкал» - лицо республики. Композиторы Бурятии. Музеи Бурятии. Художники Бурятии

1

Итоговый тест «  Я  знаю…»

1


3.2. График контрольных работ в 8 классах по курсу «Культура Бурятии»  2019-2020 учебный год.

Дата проведения

Классы

1 четверть

Форма к.р

2 четверть

Форма к.р

3 четверть

Форма к.р

4 четверть

Форма к.р

31.10

Контр.тест №1

26.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

31.10

Контр.тест №1

26.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

29.10

Контр.тест №1

24.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

28.11

Контр.тест №1

24.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

28.11

Контр.тест №1

23.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

29.11

Контр.тест №1

24.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

28.11

Контр.тест №1

23.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4


Примерное поурочное планирование курса

п/п

Тема урока

Тип урока

Хар-ка деят-ти учащихся или виды учебной деят-ти

Планируемые результаты

Вид контроля

Д/з

предметные

метапредметные

Личностные

1

Мой любимый город.

Урок открытия нового знания.

Рассказывать об истории народов Бурятии, обсуждать в парах, иметь представление о проживающих в Бурятии народов.

Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории.

Уметь:

правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия.

передача информации (устным, письменным, цифровым способами)

адекватно использовать речь для планирования

мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Разыгрывание ситуаций

сообщение «Улан-Удэ-родной мой город»

2

История образования столицы Бурятии

Урок повторение

Рассказывать об географическом положении  Бурятии, обсуждать в парах, иметь представление о народах Бурятии.

Знать: особенности географического положения;статус и значение населенных пунктов края;названия географических объектов; особенности величины территории и рельефа; полезные ископаемые; рекреационные возможности своего края;основные водные объекты;особенности погоды и климата своего края;основные типы растительности;основные группы животного мира своего края;особо охраняемые территории края;экономическое «лицо» края, главные предприятия промышленности и сельского хозяйства;экспортную продукцию;

Уметь: анализировать по картам главные черты географического положения территории и географических объектов края:

 полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края.

 и регуляции своей деятельности;

планирование учебного сотрудничества: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Учащиеся должны проявлять: активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов

Устный опрос

Доклад «Мой край родной –Бурятия»

3

Достопримечательности города

Урок повторение

Иметь представление о памятниках архитектуры РБ, дать описание историческим обьектам.

Знать: ближайшие археологические памятники и исторические объекты;процесс заселения, освоения и развития края;основные народы, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;выдающихся, заслуженных людей края.

Уметь: давать общие описания хозяйства своего края, описывать, объяснять историю края, основные факторы развития, особенности заселения, причины многонационального состава населения, их культуру, традиции и обычаи.

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

развитие умения планировать свое речевое поведение;

инициативное сотрудничество: обращаться за помощью

Стремление беречь и приумножать богатства природы родного края, своим посильным трудом улучшать его экономику, экологию.

Презентация по теме

Презентация по теме «Памятники культурного наследия РБ»

4

Бурятия в древности.

УОНЗ

Характеризуют духовно-нравственные ценности: семейные, а также такие факторы, как.

Знать: основные понятия фольклора.

Уметь: отличать жанры фольклора

Инициативное сотрудничество: обращаться за помощью, вступать в диалог,

Уважение к ценностям семьи, любовь к природе.  

Устный опрос

Устное сообщение по теме «Фольклор народов РБ»

5

Население Бурятии. Территориальное расселение.

Урок- рассуждение

гостеприимство, побратимство, служащие психолого-педагогической основой воспитания, взаимоуважения, взаимопомощи, культуры

Знать: классификацию жанров фольклора, малые жанры бурятского фольклора, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Фольклор семейских, эвенков.

Уметь:  грамотно излагать материал, конспектировать, делать выводы.

а также участвовать в коллективном обсуждении проблем

Признание духовной ценности своего и др.людей, народов, толерантность.

рассуждение

Сообщение на тему «Устное народное творчество народов РБ»

6

Этнические группы.

Урок- представление

иметь представление о сказках народов мира, РБ.

Знать: виды народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. 

Уметь: классифицировать сказки по видам

Давать определение понятиям, развитие и умение планирования своего речевого поведения, задавать вопросы.

Освоение традиций, культуры. Восприятие устного народного творчества народов, уважение к истории, к культурным и историческим памятникам.

план

Сообщение по теме: «Народные сказки»

7

Символическое значение цвета и орнаментов

Комбинированный урок

Характеризуют духовно-нравственные ценности: гостеприимство, побратимство, служащие психолого-педагогической основой воспитания, взаимоуважения, взаимопомощи, культуры, иметь представление о сказках народов мира, РБ.

Знать:  характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины;

Уметь: анализировать художественное  произведение,  сравнивать  различный  литературный  материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными  способами  получения  и  обработки  информации;  работать группами.

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Устный опрос

Подготовка к инсценированию сказки

8

Символическое значение чисел.

повторение

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации.

Знать: знать жанровые особенности сказки

Уметь: охарактеризовать героев сказки

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Освоение национальных ценностей, традиций, культуры.

подготовка

Подготовка к инсценированию сказки

9

Контрольная работа «Официальные символы республики»

Урок-сценка

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации

Знать:  популярные русские, бурятские, эвенкийские народные сказки; признаки сказки как жанра; виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки; определять главную мысль сказки и поучительную ценность; работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.

Использовать схемы, модели и решения поставленных задач. использование ораторских способностей,развивать  коммуникативную компетенцию.

Формирование готовности и способности диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания.

инсценировка

2 четверть

10

Тотемизм в культуре народов

УОНЗ

Дать понятие о мифологии, уметь охарактеризовать мифологического героя; уметь выделять жанрово-композиционные особенности мифа;

Знать: особенности развития государства Хунну. Давать характеристику хозяйственным занятиям хунну; описывать керамику, вооружение, украшения, предметы быта хунну.

Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. давать определение понятиям «Хунну», «легенда»

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры.

Устный опрос

Прочитать о мифах, легендах Бурятии. Легенда о БабжаБаторе, Шилдэй-Занги, Бальжинхатан

11

Тотемы русского народа.бурятского народа.

 Тотемы эвенкийского народа.

УОНЗ

Рассказывать основное содержание, выделять главные моменты в тексте, анализировать.

Знать: Археологические памятники и письменные источники о хунну. СымаЦянь. Создание государственности Хунну. Экономика, занятия населения, предметы быта. Гибель государства Хунну

Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей

чтение

Легенды о Байкале (ХунШубуун)

12

Традиционное  жилище

комбинированный

Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей.

Знать:  определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы; общее и различное между мифом и легендой;

Уметь: анализировать

Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Освоение исторических  ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам истории

чтение

Героический эпос бурят «Гэсэр»

13

Устройство бурятской юрты. Устройство русской избы.

Устройство эвенкийского чума

комбинированный

Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей.

Знать: Город на Иволге как крепость. Жизнь обитателей гуннского города. Ремесло и сельское хозяйство в городе. Гибель города

Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Освоение исторических ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам истории

пересказ

14

Традиционный костюм

Урок-презентация

Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей.

Знать Город на Иволге как крепость. Жизнь обитателей гуннского города. Ремесло и сельское хозяйство в городе. Гибель города

Осуществлять познавательную рефлексию.

Освоение исторических ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам истории

Устный опрос

Устное сообщение на тему «Улигершины»

15

Традиционный бурятский костюм. Традиционный русский костюм. Традиционный эвенкийский костюм.

Урок-рассказ

Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей.

Знать:Город на Иволге как крепость. Жизнь обитателей гуннского города. Ремесло и сельское хозяйство в городе. Гибель города

Осуществлять познавательную рефлексию.

Освоение исторических ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам истории

Устный опрос

Импровизация ульгэра

16

Контрольная работа «Значение деталей  традиционного костюма»

Урок -игра

Работать в коллективе, в группах.

Знать: историю древнего города, Уметь: анализировать, приводить примеры

Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Формирование готовности и способности диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания.

Повторение

Подготовка к контрольному тесту.

3 четверть

17

Религия народов Бурятии

Урок- повторение

Общее представление по темам.

Знать: историю древнего города, городов БурятииУметь: анализировать, приводить примеры Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать.

Использовать схемы, модели и решения поставленных задач.

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Повторение

Подготовка к контрольному тесту.

18

Буддийская культура. Православная культура. Шаманская культура

УРК

Проверка знаний учащихся.

Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ

Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать.

Использовать схемы, модели и решения поставленных задач.

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тест № 1

19.

Семья и семейные ценности

УОНЗ

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации.

Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории.

Уметь:

правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия.

передача информации (устным, письменным, цифровым способами)

адекватно использовать речь для планирования

мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Устный опрос

Доклад на тему «Традиционное хозяйство народов РБ»

20.

Свадебные обряды.

Традиции и обряды рождения и воспитания детей. Современная семья, сохранение традиций.

Комбинированный

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации.

Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории.

Уметь:

правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия.

передача информации (устным, письменным, цифровым способами)

адекватно использовать речь для планирования

мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Защита доклада

Прочитать

21

Традиционные праздники.. Духовное очищение в канун Сагаалгана.

22.

 Великий пост и Масленица.

Урок –презентация. УОНЗ

Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать

Знать: типы жилищ народов РБ

Уметь: дать определение типам жилищ

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Реферат на тему «Традиционное жилище»

Реферат на тему «Традиционное жилище»

23.

. Праздник обновления Бакалдын.

Урок-повторение

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации.

Знать:  традиционные типы жилища народов РБ

Уметь: различать типы жилища, дать характеристику.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.

Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Устное сообщение

Прочитать по теме «Традиционное жилище народов РБ»

24.

Национальная кухня

Урок –презентация. УОНЗ

Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать

Знать: интерьер  жилищ народов РБ

Уметь: различать убранство жилища

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Подготовка к моделированию жилища

Подготовка к моделированию жилища

25.

Натуральные продукты- основа бурятской кухни. Вегетарианство в русской кухне. Эко-кулинария. Эвенская кухня

Урок-повторение

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации.

Знать: интерьер  жилищ народов РБ

Уметь: различать убранство жилища

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.

Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Подготовка к моделированию жилища

Подготовка к моделированию жилища

26.

Контрольная работа «Разработка меню правильного питания »

Урок конструирования

Иметь навыки технологии, моделирования

Знать: интерьер  жилищ народов РБ

Уметь: различать убранство жилища

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей своего и других людей, оптимизм в восприятии мира

Конструирование

4 четверть

27

Литература Бурятии

Урок конструирования

Иметь навыки технологии, моделирования

Знать: национальную кухню народов РБ

Уметь:  высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ

Пользоваться логическими методами сравнения  анализа и обобщения.

Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Конструирование

28.

Образ национального героя в литературе. Чингисхан-человек тысячелетия. Исай Калашников. Биография. Роман « Жестокий век»

УОНЗ

Познают традиционную кухню, уметь отличать

Знать: национальную кухню народов РБ

Уметь:  высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира

Устный опрос

Составление рассказа по теме «Любимое блюдо национальной кухни»

29.

Народная мудрость.

комбинированный

Вести диалог, расспрос, запрашивая интересующую информацию о повседневной пище.

Знать: национальную кухню народов РБ

Уметь:  высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира

Диалог-расспрос

Устное сообщение

30.

Достояние республики

УОНЗ

Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать

Знать: национальную кухню народов РБ

Уметь:  высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ

Пользоваться логическими методами сравнения  анализа и обобщения.

Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Устный опрос

Составление рассказа по теме «Любимое блюдо национальной кухни»

31.

Бренды Бурятии. Иволгинский дацан. Великий чайный путь. Байкал. Природные памятники.

Сакральные  места Бурятии.

Урок –презентация

Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать

Знать: типы жилищ народов РБ, традиционную кухню, национальные ритуалы.

Уметь: дать определение по теме

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Защита презентации

32.

Современная культура

Урок –повторение

Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать

Знать: национальную кухню народов РБ

Уметь:  высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ

Пользоваться логическими методами сравнения  анализа и обобщения.

Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Подготовка к контрольному тесту

Контрольный тест № 2

33.

Театр «Байкал» - лицо республики. Композиторы Бурятии. Музеи Бурятии. Художники Бурятии

УРК

Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать

Знать: типы жилищ народов РБ, традиционную кухню, национальные ритуалы.

Уметь: дать определение по теме

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Подготовка к контрольному тесту

Контрольный тест № 2

34.

Итоговый тест «  Я  знаю…»

УРК

Проверка коммуникативных умений учащихся в аудировании, чтении, письме и говорении.

Тестирование

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственных формах

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Итоговый контрольный тест №4

Раздел IV. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса (УМК, дор.литература, оборудование, ЦОР)

  1. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006.
  2. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004.
  3. Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ, 1987.
  4. Балданова С. Б., Старцуева Ж. Ц., Будаев С. Д. Технология старинного ремесла. Все о войлоке. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2006. – 52 с., ил.
  5. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом – М.: МИРТ, 1992.- 128 с.: ил.
  6. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002.
  7. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006.
  8. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006.
  9. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000.
  10. Гэсэр: Бурятский народный героический эпос // пер. В. Солоухин: в 2-х т. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. – 288 с., ил.
  11. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005.
  12. Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990.
  13. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. Типография.
  14. Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят. – Новосибирск, 1991.
  15. Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001.
  16. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985.
  17. Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории Центр. Азии: Древность и Средневековье/ П. Б. Коновалов. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.-214с.
  18. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006.
  19. Михайлов В. А. Войлочная и деревянная юрты бурят.- Улан-Удэ, изд. ОНЦ «Сибирь», 1993.
  20. Могоева Д.Д. “Амарсайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002.
  21. Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005.
  22. Традиционные промыслы и ремесла народов России: Учебное пособие. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2004.
  23. Фокина Л. В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000.
  24. Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005.

Для организации работы с разными источниками информации желательно использовать:

- научно – популярные, художественные книги, сборники фольклора народов Бурятии для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари, художественные альбомы и др.;

-символы традиционных религий (для показа);

- государственные символы РФ и РБ (флаг, герб, звукозапись гимна);

- настенные карты (России, Бурятии);

- репродукции картин художников, отражающие материал курса;

- фотографии религиозных и культурных объектов, природы Бурятии, вида центров районных и национальных образований народов Бурятии и др.;

- предметы быта, одежды, художественных промыслов народов Бурятии.

Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Интерактивная доска.

Экранно – звуковые пособия

Интерактивные демонстрационные таблицы, аудио – видео записи в соответствии с программой обучения, слайды, соответствующие тематике программы по курсу, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по предмету «Культура Бурятии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...