Рабочая программа по предмету "Культура Бурятии" 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс)
Опубликовано 08.04.2021 - 16:17 - Дашиева Цындыма Ивановна
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре Бурятии. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
Понятие Родины для человека обычно связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа «Культура Бурятии» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, проследить его историю в истории страны, ощутить связь настоящего с прошлым и будущим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_buryatii_8_klass.docx | 102.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ»
«Рассмотрена и принята» на заседании ШМО____________ ____________________________ Протокол № _____ от «_____» ___________20____г. Руководитель ШМО ______________Г.Р.Ванзатова | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________Ю.Ф.Дикань «_____»_____________20____г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 32 ________Т.Г. Митрофанова «_____» ___________20___г. Приказ №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019 /2020 учебный год
ФИО учителя __ Ванзатова Гэрэлма Нимбуевна
_ДашиеваЦындыма Ивановна__________________________________
Учебный предмет Культура Бурятии
Класс _____8 класс________
Количество часов _34______
Используемый учебник (название, автор, выходные данные)
Учебник – «Путешествуем по Бурятии», автор О.А. Дареева, О.И. Богомолова, учебное пособие, г.Улан-Удэ, Бэлиг, 2010.
«Тоонтонютаг» Г.С. Санжадаева, О.П. Кушеева, учебное пособие по этнокультуре для учащихся, г.Улан-Удэ, Бэлиг, 2011.
«История и культура бурятского народа», учебное пособие для учащихся и студентов под ред. Т.М. Михайлова г.Улан-Удэ, Бэлиг, 1999.
«Традиционная культура бурят», учебное пособие, г.Улан-Удэ, Бэлиг, 2000.
«Семья и брак у бурят» К.Д. Басаева, г.Улан-Удэ, Бурят.кн.изд-во, 19.
«Традиционные ремесла бурят: строительство, металлообработка» В.А. Михайлов, г.Улан-Удэ, Бэлиг, 2006.
Оглавление
Раздел I. Пояснительная записка…………………………………………………………...……..3
- Цели и задачи курса ………….…………………………………………..………………..3
- Общая характеристика учебного предмета …..………………………………………..4-6
- Описание места учебного предмета……………………………………...……………….7
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета …………………….…………7
Раздел II. Планируемые результаты освоения обучения (личностные, метапредметные, предметные)и и система оценивания…………………………..……………………………....8-14
Раздел III. Содержание учебного курса обучения……………………………………………...15
3.1. Календарно – тематическое планирование………………………………………………15-18
3.2. График контрольных работ…………………………………………………………………..19
3.3. Примерное поурочное планирование курса……………………………………………..20-33
Раздел IV.Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса (УМК, доп.литература, оборудование, ЦОР)…………………34
Раздел I. Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в средней школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения предмета «Культура Бурятии» старшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
Данный предмет имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.
- Цели и задачи курса
Цель изучения предмета «Культура Бурятии» – приобщение старших школьников к культурному наследию народов нашей республики, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
● расширение и систематизация знаний и представлений у учащихся 8 классов о культуре и духовных традициях народов Бурятии, о нравственных ценностях, полученных при изучении истории Бурятии, бурятской литературы и других предметов средней школы;
● формирование представлений о традиционных религиях народов Бурятии,
их роли в культуре, истории Бурятии;
● формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
● воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов Бурятии, толерантное отношение к людям другой культуры;
● развитие информационной культуры школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью учебного предмета «Культура Бурятии» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами средней школы (в первую очередь, «Бурятская литература» и «История Бурятии»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.
Отбор содержания предмета осуществляется в соответствии с ФГОС, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности учащихся 8 классов и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку эмоционально-ценностного отношения к изучаемому предмету (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т.д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества).
Материал предмета представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина Бурятия, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие учащимся 8 классов актуализировать имеющиеся у них знания, расширять и углублять их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которым принадлежит семья учащегося. Во втором случае – это актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.
Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к следующим ценностям и источникам: историческим источникам, нравственным заповедям традиционных религий; фольклору народов Бурятии, произведениям литературы, географии Бурятии (сведения о природе и населении); истории Бурятии и народов её населяющих; искусства, СМИ.
Знания, которые получает ученик в 8 классах, накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Усвоению материала способствует и то, что подростковый возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности учащихся. Учащиеся 8 классов не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у подростков стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.
Учащиеся 8 классов ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов Бурятии. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Подросткам особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных условиях. Помочь учащимся понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из путей духовного воспитания школьников.
В формировании духовно-нравственных ценностей народов Бурятии большое значение имеет диалог подростков с одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала; способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся; развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.
Диалоговой форме общения на уроках и дома способствует интерактивная, познавательная деятельность, в первую очередь, задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу подростков, их родителей и других родственников.
При изучении данного предмета у учащихся 8 классов развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в справочной и дополнительной литературе, Интернете и др., для ответа на вопросы и подготовки небольших сообщений; анализировать и описыватьпамятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду, утварь и т.д.); выражать авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества; социальная солидарность, мир во всём мире; многообразие культур и народов);
воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок,социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны и республики);
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемого на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасногообраза жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическаяграмотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразныйздоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
1.3. Описание места учебного предмета
На изучение предмета «Культура Бурятии» в 8 классе отводится 1час в неделю, итого 34часа. Из них: на урочную деятельность- 28час, на внеурочную деятельность -6часов.
1.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Патриотизм и гражданственность: любовь к Бурятии, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов Бурятии, дружба и согласие между народами, уважение к государственным законам и символам, защитникам Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.
Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
Религии народов Бурятии: свобода вероисповедания, веротерпимость, представление о традиционных религиях народов Бурятии, их духовно-нравственном значении в жизни людей.
В соответствии с интересами и уровнем развития учащихся на уроках с учениками Обсуждаются следующие темы:
Столица Бурятии – Улан-Удэ– 3 часа.
Республика Бурятия . – 3 часа.
Символы в традиционной культуре народов Бурятии– 3часа.
Тотемизм в культуре народов– 2часа.
Традиционное жилище–2 часа.
Традиционныйкостюм–3часа
Религия - 2 часа.
Семья и семейные ценности– 2часа.
Традиционные праздники – 3 часа.
Национальная кухня- 3 часа.
Литература Бурятии – 2часа.
Народная мудрость-2 часа.
Достояние республики-2 часа.
Современная культура-1 час
Раздел II. Планируемые результаты освоения обучения (личностные, метапредметные, предметные) и система оценивания.
В результате изучения предмета «Культура Бурятии», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам средней школы у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты изучения предмета «Культура Бурятии». У выпускника будут сформированы:
- осознание своей идентичности, члена этнической группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам Бурятии, их культурным и религиозным традициям;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
- знание основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
- способность эмоционально реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
- стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
- готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У выпускника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
- осознание этнокультурного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов Дагестана в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
- зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, с представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- организовывать и планировать свои действия в соответствии
с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Выпускник получит возможность научиться
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), общения с людьми и т.п.;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий, построение рассуждений и выводов;
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, давать оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
- сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Выпускник получит возможность научиться:
- принимать во внимание советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
- правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (этнокультурные, этнографические, исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
- проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (сообщения, сочинения на свободную тему, презентации).
Предметные результаты
Выпускник основной школы в результате изучения предмета «Культура Бурятии » научится:
- находить на карте национально-территориальные образования Бурятии;
-определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
- описывать памятники истории и культуры народов Бурятии на основе иллюстраций учебника;
- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) об обрядах, обычаях и традициях народов Бурятии;
- готовить сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов Бурятии, защитниках Отечества, национальных героях;
- характеризовать духовно-нравственные черты народов Бурятии, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
- рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
- оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать полученные представления об этнокультурных ценностях народов Бурятии, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
- сравнивать обычаи и традиции народов Бурятии, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, этнопедагогике народов Бурятии для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
Формы организации учебного процесса: урок-лекция, урок-конференция, урок- беседа, экскурсии, фестиваль народов Бурятии, ролевая игра, диспут.
Критерии оценивания
Контроль и оценка достижений учащихся являются важными и необходимыми условиями образовательного процесса. Особенностями контроля на занятиях являются проверка и оценка сформированности теоретических знаний и практических умений. Для оценки уровня усвоения используется зачетная система с выделенными критериями и показателями.
1. Теоретические знания
Оценка | Полнота, системность, прочность знаний | Обобщенность знаний | Действенность знаний | Проявление творческой активности, познавательного интереса |
Зачёт | Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме, полное, в системе, в соответственно с требованиями учебной программы; допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые учащимся по указанию учителя на ошибку знаний | Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений, в которых могут быть несущественные ошибки; подтверждение изученного известными фактами и сведениями | Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнения заданий воспроизводящего характера, с незначительной помощью учителя творческого характера | Проявление познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новым техникам, технологиям; Желание выполнять более сложное задание |
Незачёт | Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью учителя | Бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза; делать обобщение, вывод | Неумение применять знания в практической деятельности (учащийся не может ответить на наводящие вопросы учителя, самостоятельно выполнить задание) | Пассивность, созерцательный интерес к изучаемому предмету, новым технологиям; |
2. Практические умения и навыки
Оценка | Овладение приёмами работы | Соблюдение технических и технологических требований к качеству объекта труда | Выполнение и перевыполнение ученических норм времени | Соблюдение требований безопасности труда | Проявление интереса к предмету |
Зачёт | Владение приёмами работы (возможны отдельные несущественные ошибки исправляемые самими учащимися, учителя); самостоятельное выполнение работ с применением освоенных приёмов и контроль качества продукции (возможна несущественная помощь учителя) самоконтроль за выполнением действий при овладении приёмами работ | Выполнение работ в соответствии с требованиями технической и технологической документации с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно | Выполнение ученических норм времени | Соблюдение требований безопасности труда | Самостоятельное планирование предстоя щей работы (возможна несущественная помощь учителя); правильная организация рабочего места; проявление устойчивого (или эпизодического) интереса к предмету, новым техникам, технологиям. |
Незачёт | Неточное выполнение приёмов работ и контроля качества изделия с существенными ошибками; неумение осуществлять самоконтроль за выполнением действий при овладении приёмами работы | Выполнение работы с отклонениями относительно технико-технологических требований | Нарушение требований безопасности труда | Планирование предстоя щей работы только с помощью учителя; существенные ошибки в организации рабочего места; отсутствие интереса к предмету, недобросовестное отношение к выполнению поручений |
Основным педагогическим условием реализации ведущих требований, предъявляемых к контролю, является дифференциация контрольно-оценочных процедур, предусматривающих:
- ориентацию на индивидуально-личностные особенности учащихся;
- диагностику и учёт исходного (предыдущего) уровня обученности;
- информированность учащихся о системе контроля ЗУН, которая будет действовать на данном конкретном этапе;
- адекватный подбор контрольных разнотипных заданий, определённой степени сложности;
- предоставление возможности альтернативного выбора диагностических заданий.
Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый.
Назначением текущего контроля является проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (выполнение творческих проектов), а итоговый контроль производится в завершении курса. Его задача зафиксировать уровень подготовки, которая обеспечит дальнейшее применение знаний в жизни.
Раздел III. Содержание учебного курса обучения
3.1. Календарно – тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела, темы, урока | Кол-во часов | Дата | |||||||
8а | 8б | 8в | 8г | 8д | 8е | 8ж | ||||
I четверть - 9 часов | ||||||||||
Мой любимый город. | 1 | 5.09 | 5.09 | 3.09 | 2.09 | 2.09 | 3.09 | 2.09 | ||
История образования столицы Бурятии | 1 | 12.09 | 12.09 | 10.09 | 9.09 | 9.09 | 10.09 | 9.09 | ||
Викторина «Достопримечательности города» | 1 | 19.09 | 19.09 | 17.09 | 16.09 | 16.09 | 17.09 | 16.09 | ||
Бурятия в древности. | 1 | 26.09 | 26.09 | 24.09 | 23.09 | 23.09 | 24.09 | 23.09 | ||
Этнические группы. Население Бурятии | 1 | 3.10 | 3.10 | 01.10 | 30.09 | 30.09 | 01.10 | 30.09 | ||
Практическая работа «Территориальное расселение.» | 1 | 10.10 | 10.10 | 08.10 | 07.10 | 07.10 | 08.10 | 07.10 | ||
Символическое значение цвета. Символическое значение орнаментов | 1 | 17.10 | 17.10 | 15.10 | 14.10 | 14.10 | 15.10 | 14.10 | ||
Символическое значение чисел. | 1 | 24.10 | 24.10 | 22.10 | 21.10 | 21.10 | 22.10 | 21.10 | ||
Контрольный тест «Официальные символы республики» | 1 | 31.10 | 31.10 | 29.10 | 28.10 | 28.10 | 29.10 | 28.10 | ||
II четверть-7 часов | ||||||||||
Тотемизм в культуре народов | 1 | 14.11 | 14.11 | 12.11 | 11.11 | 11.11 | 12.11 | 11.11 | ||
Тотемы русского народа.бурятского народа. Тотемы эвенкийского народа. | 1 | 21.11 | 21.11 | 19.11 | 18.11 | 18.11 | 19.11 | 18.11 | ||
Традиционное жилище | 1 | 28.11 | 28.11 | 26.11 | 25.11 | 25.11 | 26.11 | 25.11 | ||
Устройство бурятской юрты. Устройство русской избы. Устройство эвенкийского чума Творческая работа « Дизайн интерьера традиционного жилья» | 1 | 5.12 | 5.12 | 3.12 | 2.12 | 2.12 | 3.12 | 2.12 | ||
Традиционный костюм | 1 | 12.12 | 12.12 | 10.12 | 9.12 | 9.12 | 10.12 | 9.12 | ||
Традиционный бурятский костюм. Традиционный русский костюм. Традиционный эвенкийский костюм. | 1 | 19.12 | 19.12 | 17.12 | 16.12 | 16.12 | 17.12 | 16.12 | ||
Контрольная работа «Значение деталей традиционного костюма» | 1 | 26.12 | 26.12 | 24.12 | 23.12 | 23.12 | 24.12 | 23.12 | ||
III- четверть – 10 часов | ||||||||||
Религия народов Бурятии | 1 | |||||||||
Буддийская культура. Православная культура. Шаманская культура | 1 | |||||||||
Семья и семейные ценности. Творческая работа «Кодекс моей семьи» | 1 | |||||||||
Свадебные обряды. Традиции и обряды рождения и воспитания детей. Современная семья, сохранение традиций. | 1 | |||||||||
Традиционные праздники.. Духовное очищение в канун Сагаалгана. | 1 | |||||||||
Великий пост и Масленица. | 1 | |||||||||
. Праздник обновления Бакалдын. Проект « Фестиваль традиционных праздников» | 1 | |||||||||
Национальная кухня | 1 | |||||||||
Натуральные продукты- основа бурятской кухни. Вегетарианство в русской кухне. Эко-кулинария. Эвенская кухня | 1 | |||||||||
Контрольная работа «Разработка меню правильного питания » | 1 | |||||||||
IV четверть - 8 часов | ||||||||||
Литература Бурятии | 1 | |||||||||
Образ национального героя в литературе. Чингисхан-человек тысячелетия. Исай Калашников. Биография. Роман « Жестокий век» | 1 | |||||||||
Народная мудрость. | 1 | |||||||||
Достояние республики | 1 | |||||||||
Бренды Бурятии. Иволгинский дацан. Великий чайный путь. Байкал. Природные памятники. Сакральные места Бурятии. | 1 | |||||||||
Современная культура | 1 | |||||||||
Театр «Байкал» - лицо республики. Композиторы Бурятии. Музеи Бурятии. Художники Бурятии | 1 | |||||||||
Итоговый тест « Я знаю…» | 1 |
3.2. График контрольных работ в 8 классах по курсу «Культура Бурятии» 2019-2020 учебный год.
№ | Дата проведения | ||||||||
Классы | 1 четверть | Форма к.р | 2 четверть | Форма к.р | 3 четверть | Форма к.р | 4 четверть | Форма к.р | |
8а | 31.10 | Контр.тест №1 | 26.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 | |||
8б | 31.10 | Контр.тест №1 | 26.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 | |||
8в | 29.10 | Контр.тест №1 | 24.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 | |||
8г | 28.11 | Контр.тест №1 | 24.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 | |||
8д | 28.11 | Контр.тест №1 | 23.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 | |||
8е | 29.11 | Контр.тест №1 | 24.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 | |||
8ж | 28.11 | Контр.тест №1 | 23.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 |
Примерное поурочное планирование курса
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Хар-ка деят-ти учащихся или виды учебной деят-ти | Планируемые результаты | Вид контроля | Д/з | ||
предметные | метапредметные | Личностные | ||||||
1 | Мой любимый город. | Урок открытия нового знания. | Рассказывать об истории народов Бурятии, обсуждать в парах, иметь представление о проживающих в Бурятии народов. | Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории. Уметь: правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия. | передача информации (устным, письменным, цифровым способами) адекватно использовать речь для планирования | мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры | Разыгрывание ситуаций | сообщение «Улан-Удэ-родной мой город» |
2 | История образования столицы Бурятии | Урок повторение | Рассказывать об географическом положении Бурятии, обсуждать в парах, иметь представление о народах Бурятии. | Знать: особенности географического положения;статус и значение населенных пунктов края;названия географических объектов; особенности величины территории и рельефа; полезные ископаемые; рекреационные возможности своего края;основные водные объекты;особенности погоды и климата своего края;основные типы растительности;основные группы животного мира своего края;особо охраняемые территории края;экономическое «лицо» края, главные предприятия промышленности и сельского хозяйства;экспортную продукцию; Уметь: анализировать по картам главные черты географического положения территории и географических объектов края: полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края. | и регуляции своей деятельности; планирование учебного сотрудничества: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Учащиеся должны проявлять: активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов | Устный опрос | Доклад «Мой край родной –Бурятия» |
3 | Достопримечательности города | Урок повторение | Иметь представление о памятниках архитектуры РБ, дать описание историческим обьектам. | Знать: ближайшие археологические памятники и исторические объекты;процесс заселения, освоения и развития края;основные народы, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;выдающихся, заслуженных людей края. Уметь: давать общие описания хозяйства своего края, описывать, объяснять историю края, основные факторы развития, особенности заселения, причины многонационального состава населения, их культуру, традиции и обычаи. | использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; развитие умения планировать свое речевое поведение; инициативное сотрудничество: обращаться за помощью | Стремление беречь и приумножать богатства природы родного края, своим посильным трудом улучшать его экономику, экологию. | Презентация по теме | Презентация по теме «Памятники культурного наследия РБ» |
4 | Бурятия в древности. | УОНЗ | Характеризуют духовно-нравственные ценности: семейные, а также такие факторы, как. | Знать: основные понятия фольклора. Уметь: отличать жанры фольклора | Инициативное сотрудничество: обращаться за помощью, вступать в диалог, | Уважение к ценностям семьи, любовь к природе. | Устный опрос | Устное сообщение по теме «Фольклор народов РБ» |
5 | Население Бурятии. Территориальное расселение. | Урок- рассуждение | гостеприимство, побратимство, служащие психолого-педагогической основой воспитания, взаимоуважения, взаимопомощи, культуры | Знать: классификацию жанров фольклора, малые жанры бурятского фольклора, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Фольклор семейских, эвенков. Уметь: грамотно излагать материал, конспектировать, делать выводы. | а также участвовать в коллективном обсуждении проблем | Признание духовной ценности своего и др.людей, народов, толерантность. | рассуждение | Сообщение на тему «Устное народное творчество народов РБ» |
6 | Этнические группы. | Урок- представление | иметь представление о сказках народов мира, РБ. | Знать: виды народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Уметь: классифицировать сказки по видам | Давать определение понятиям, развитие и умение планирования своего речевого поведения, задавать вопросы. | Освоение традиций, культуры. Восприятие устного народного творчества народов, уважение к истории, к культурным и историческим памятникам. | план | Сообщение по теме: «Народные сказки» |
7 | Символическое значение цвета и орнаментов | Комбинированный урок | Характеризуют духовно-нравственные ценности: гостеприимство, побратимство, служащие психолого-педагогической основой воспитания, взаимоуважения, взаимопомощи, культуры, иметь представление о сказках народов мира, РБ. | Знать: характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины; Уметь: анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами. | Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. | мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры | Устный опрос | Подготовка к инсценированию сказки |
8 | Символическое значение чисел. | повторение | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации. | Знать: знать жанровые особенности сказки Уметь: охарактеризовать героев сказки | Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. | Освоение национальных ценностей, традиций, культуры. | подготовка | Подготовка к инсценированию сказки |
9 | Контрольная работа «Официальные символы республики» | Урок-сценка | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации | Знать: популярные русские, бурятские, эвенкийские народные сказки; признаки сказки как жанра; виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных) Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки; определять главную мысль сказки и поучительную ценность; работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других. | Использовать схемы, модели и решения поставленных задач. использование ораторских способностей,развивать коммуникативную компетенцию. | Формирование готовности и способности диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания. | инсценировка | |
2 четверть | ||||||||
10 | Тотемизм в культуре народов | УОНЗ | Дать понятие о мифологии, уметь охарактеризовать мифологического героя; уметь выделять жанрово-композиционные особенности мифа; | Знать: особенности развития государства Хунну. Давать характеристику хозяйственным занятиям хунну; описывать керамику, вооружение, украшения, предметы быта хунну. | Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. давать определение понятиям «Хунну», «легенда» | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры. | Устный опрос | Прочитать о мифах, легендах Бурятии. Легенда о БабжаБаторе, Шилдэй-Занги, Бальжинхатан |
11 | Тотемы русского народа.бурятского народа. Тотемы эвенкийского народа. | УОНЗ | Рассказывать основное содержание, выделять главные моменты в тексте, анализировать. | Знать: Археологические памятники и письменные источники о хунну. СымаЦянь. Создание государственности Хунну. Экономика, занятия населения, предметы быта. Гибель государства Хунну | Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. | Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей | чтение | Легенды о Байкале (ХунШубуун) |
12 | Традиционное жилище | комбинированный | Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей. | Знать: определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы; общее и различное между мифом и легендой; Уметь: анализировать | Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. | Освоение исторических ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам истории | чтение | Героический эпос бурят «Гэсэр» |
13 | Устройство бурятской юрты. Устройство русской избы. Устройство эвенкийского чума | комбинированный | Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей. | Знать: Город на Иволге как крепость. Жизнь обитателей гуннского города. Ремесло и сельское хозяйство в городе. Гибель города | Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. | Освоение исторических ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам истории | пересказ | |
14 | Традиционный костюм | Урок-презентация | Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей. | Знать Город на Иволге как крепость. Жизнь обитателей гуннского города. Ремесло и сельское хозяйство в городе. Гибель города | Осуществлять познавательную рефлексию. | Освоение исторических ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам истории | Устный опрос | Устное сообщение на тему «Улигершины» |
15 | Традиционный бурятский костюм. Традиционный русский костюм. Традиционный эвенкийский костюм. | Урок-рассказ | Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей. | Знать:Город на Иволге как крепость. Жизнь обитателей гуннского города. Ремесло и сельское хозяйство в городе. Гибель города | Осуществлять познавательную рефлексию. | Освоение исторических ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам истории | Устный опрос | Импровизация ульгэра |
16 | Контрольная работа «Значение деталей традиционного костюма» | Урок -игра | Работать в коллективе, в группах. | Знать: историю древнего города, Уметь: анализировать, приводить примеры | Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. | Формирование готовности и способности диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания. | Повторение | Подготовка к контрольному тесту. |
3 четверть | ||||||||
17 | Религия народов Бурятии | Урок- повторение | Общее представление по темам. | Знать: историю древнего города, городов БурятииУметь: анализировать, приводить примеры Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать. | Использовать схемы, модели и решения поставленных задач. | Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. | Повторение | Подготовка к контрольному тесту. |
18 | Буддийская культура. Православная культура. Шаманская культура | УРК | Проверка знаний учащихся. | Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать. | Использовать схемы, модели и решения поставленных задач. | Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. | Тест № 1 | |
19. | Семья и семейные ценности | УОНЗ | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации. | Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории. Уметь: правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия. | передача информации (устным, письменным, цифровым способами) адекватно использовать речь для планирования | мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры | Устный опрос | Доклад на тему «Традиционное хозяйство народов РБ» |
20. | Свадебные обряды. Традиции и обряды рождения и воспитания детей. Современная семья, сохранение традиций. | Комбинированный | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации. | Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории. Уметь: правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия. | передача информации (устным, письменным, цифровым способами) адекватно использовать речь для планирования | мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры | Защита доклада | Прочитать |
21 | Традиционные праздники.. Духовное очищение в канун Сагаалгана. | |||||||
22. | Великий пост и Масленица. | Урок –презентация. УОНЗ | Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать | Знать: типы жилищ народов РБ Уметь: дать определение типам жилищ | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Реферат на тему «Традиционное жилище» | Реферат на тему «Традиционное жилище» |
23. | . Праздник обновления Бакалдын. | Урок-повторение | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации. | Знать: традиционные типы жилища народов РБ Уметь: различать типы жилища, дать характеристику. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета. | Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Устное сообщение | Прочитать по теме «Традиционное жилище народов РБ» |
24. | Национальная кухня | Урок –презентация. УОНЗ | Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать | Знать: интерьер жилищ народов РБ Уметь: различать убранство жилища | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Подготовка к моделированию жилища | Подготовка к моделированию жилища |
25. | Натуральные продукты- основа бурятской кухни. Вегетарианство в русской кухне. Эко-кулинария. Эвенская кухня | Урок-повторение | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации. | Знать: интерьер жилищ народов РБ Уметь: различать убранство жилища | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета. | Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Подготовка к моделированию жилища | Подготовка к моделированию жилища |
26. | Контрольная работа «Разработка меню правильного питания » | Урок конструирования | Иметь навыки технологии, моделирования | Знать: интерьер жилищ народов РБ Уметь: различать убранство жилища | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей своего и других людей, оптимизм в восприятии мира | Конструирование | |
4 четверть | ||||||||
27 | Литература Бурятии | Урок конструирования | Иметь навыки технологии, моделирования | Знать: национальную кухню народов РБ Уметь: высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ | Пользоваться логическими методами сравнения анализа и обобщения. | Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Конструирование | |
28. | Образ национального героя в литературе. Чингисхан-человек тысячелетия. Исай Калашников. Биография. Роман « Жестокий век» | УОНЗ | Познают традиционную кухню, уметь отличать | Знать: национальную кухню народов РБ Уметь: высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира | Устный опрос | Составление рассказа по теме «Любимое блюдо национальной кухни» |
29. | Народная мудрость. | комбинированный | Вести диалог, расспрос, запрашивая интересующую информацию о повседневной пище. | Знать: национальную кухню народов РБ Уметь: высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира | Диалог-расспрос | Устное сообщение |
30. | Достояние республики | УОНЗ | Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать | Знать: национальную кухню народов РБ Уметь: высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ | Пользоваться логическими методами сравнения анализа и обобщения. | Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Устный опрос | Составление рассказа по теме «Любимое блюдо национальной кухни» |
31. | Бренды Бурятии. Иволгинский дацан. Великий чайный путь. Байкал. Природные памятники. Сакральные места Бурятии. | Урок –презентация | Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать | Знать: типы жилищ народов РБ, традиционную кухню, национальные ритуалы. Уметь: дать определение по теме | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Защита презентации | |
32. | Современная культура | Урок –повторение | Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать | Знать: национальную кухню народов РБ Уметь: высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ | Пользоваться логическими методами сравнения анализа и обобщения. | Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Подготовка к контрольному тесту | Контрольный тест № 2 |
33. | Театр «Байкал» - лицо республики. Композиторы Бурятии. Музеи Бурятии. Художники Бурятии | УРК | Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать | Знать: типы жилищ народов РБ, традиционную кухню, национальные ритуалы. Уметь: дать определение по теме | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Подготовка к контрольному тесту | Контрольный тест № 2 |
34. | Итоговый тест « Я знаю…» | УРК | Проверка коммуникативных умений учащихся в аудировании, чтении, письме и говорении. | Тестирование | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственных формах Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Итоговый контрольный тест №4 |
Раздел IV. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса (УМК, дор.литература, оборудование, ЦОР)
- Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006.
- Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004.
- Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ, 1987.
- Балданова С. Б., Старцуева Ж. Ц., Будаев С. Д. Технология старинного ремесла. Все о войлоке. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2006. – 52 с., ил.
- Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом – М.: МИРТ, 1992.- 128 с.: ил.
- Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002.
- Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006.
- Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006.
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000.
- Гэсэр: Бурятский народный героический эпос // пер. В. Солоухин: в 2-х т. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. – 288 с., ил.
- Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005.
- Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990.
- Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. Типография.
- Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят. – Новосибирск, 1991.
- Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001.
- Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985.
- Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории Центр. Азии: Древность и Средневековье/ П. Б. Коновалов. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.-214с.
- “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006.
- Михайлов В. А. Войлочная и деревянная юрты бурят.- Улан-Удэ, изд. ОНЦ «Сибирь», 1993.
- Могоева Д.Д. “Амарсайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002.
- Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005.
- Традиционные промыслы и ремесла народов России: Учебное пособие. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2004.
- Фокина Л. В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000.
- Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005.
Для организации работы с разными источниками информации желательно использовать:
- научно – популярные, художественные книги, сборники фольклора народов Бурятии для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари, художественные альбомы и др.;
-символы традиционных религий (для показа);
- государственные символы РФ и РБ (флаг, герб, звукозапись гимна);
- настенные карты (России, Бурятии);
- репродукции картин художников, отражающие материал курса;
- фотографии религиозных и культурных объектов, природы Бурятии, вида центров районных и национальных образований народов Бурятии и др.;
- предметы быта, одежды, художественных промыслов народов Бурятии.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Интерактивная доска.
Экранно – звуковые пособия
Интерактивные демонстрационные таблицы, аудио – видео записи в соответствии с программой обучения, слайды, соответствующие тематике программы по курсу, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по предмету «Культура Бурятии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...