Программа интегрированного курса "Моя Бурятия"
рабочая программа по истории (9, 10, 11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_integrirovannogo_kursa_moya_buryatiya.doc | 395 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный курс
«Моя Бурятия»
Составил учитель истории Осетрова С.А. МАОУ «Посольская СОШ»
МО «Кабанский район»
Республики Бурятия
2015г
Оглавление
Содержание учебного материала интегрированного курса «Моя Бурятия» (102 часа). 6
Учебно - тематический план интегрированного 8
курса «Моя Бурятия» с древнейших времен по настоящее время. 8
Календарно – тематическое планирование курса «Моя Бурятия» с древнейших времен по н.19 в. 12
Календарно – тематическое планирование курса «Моя Бурятия» 2 часть н 19 по н. 20 века 18
Календарно – тематическое планирование курса «Моя Бурятия» 3 часть н 20в по современность 23
Контрольные вопросы 28
по интегрированному курсу «Моя Бурятия» 28
Тест части первой 29
Интегрированного курса «Моя Бурятия» 29
Тест части второй интегрированного курса «Моя Бурятия» 31
Тест части третьей интегрированного курса «Моя Бурятия» 34
критерии оценки знаний учащихся. 37
Энциклопедический словарь по селу Посольское. 38
Пояснительная записка
« … Для того, чтобы беззаветно любить свою Родину,
надо знать, за что ее любить. Надо знать ее историю,
знать героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту,
созданную и завещанную нам нашими славными предками.
И то, что история донесла до наших дней.
Все это сохранилось не случайно.
Это величайшая ценность, данная нам в наследство…»
Академик Д.С. Лихачев
Понятие «Родины» многоуровнево, многогранно. Есть родина, под которой подразумевают всю страну, Отечество. Она может быть небольшой по территории и огромной, мононациональной и многонациональной – суть понятия от этого не меняется. Самой дорогой, близкой человеку является малая родина, тот небольшой уголок Земли – будь то деревенька, цветущее село или крупный город – с которым незримыми нитями навсегда связаны самые его сокровенные мысли и чувства, где он родился и вырос, стал человеком. Родиной мы зовем и тот край, где находится малая родина человека. Для нас это Бурятия, село Посольское с его интересной историей, где находится памятник архитектуры XVII века Посольский Спасо – Преображенский монастырь, который внес огромный вклад в налаживание дипломатических отношений стран России, Китая, Монголии.
Нельзя назвать истинно образованным, культурным человеком, гражданином того, кто не знает историю своей родины, своего народа, его прошлого и настоящего. История, исторические знания играют определяющую роль в формировании у подрастающего поколения гражданских патриотических чувств. Именно, исходя из выше сказанного, в данной программе уделяется внимание не только истории Бурятии, но и изучению краеведческого материала.
Рядом с нами живут бабушки и дедушки, как хранители вечной мудрости нашего народа, его ремесел, песен, его традиций, обычаев. Очень важным сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно – нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально – значимых качеств. Поскольку одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитание любви к нему и формирование гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях важна его активизация. Национально – региональный компонент школьного курса истории наилучшим образом реализуется на основе активного собирания и изучения учащимися краеведческого материала.
Правила для учащихся:
- Люби свою Родину, помни откуда ты родом;
- Свято береги и приумножай традиции своего народа, страны.
Интегрированный курс «Моя Бурятия» предназначен для изучения в основной, средней школе и представляет собой дисциплину социально-гуманитарного цикла. Программа курса составлена на основе государственного стандарта образовательной области «История Бурятия» 1998г и рассчитана на 102 часа.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования, проектирования. Определяя поисково – исследовательские задачи, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим.
Цель введения курса «Моя Бурятия» в школьную программу:
- Развитие толерантности и сохранение историко - культурного наследия народа, населяющего и живущего у Байкала.
Задачи:
- Воспитание гражданина, любящего свое Отечество, способного постоять за него;
- Воспитывать гражданина, знающего свои корни и связанного с ними;
- Формирование в молодом поколении таких черт национального характера, как милосердие, доблесть, соборность, веротерпимость, совестливость;
- Формирование уважительного отношения к людям других национальностей;
- Сохраняя свою самобытность, определить наше место в мировом сообществе.
При реализации программы используются элементы следующих технологий:
- здоровьесберегающая технология, в основе которой лежит выбор учащихся форм и методов изучения тем; учет возрастных особенностей учащихся
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности;
-развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
-объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.
-проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать изменения в обществе;
-формирование учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач.
-технология проблемного подхода.
Предлагаются и различные формы обучения: классно-урочная система, включающая разные типы и виды уроков, экскурсии по достопримечательностям села, района, республики, написание проектов.
В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции- компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём.
2. Общекультурные компетенции – ученик должен знать и понимать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.
3.Учебно-познавательные компетенции - сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4.Информационные компетенции - при помощи реальных объектов (СМИ, литературы, работы в архивах, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5.Коммуникатывные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими их людьми, уметь работать а группе.
6. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.
В результате изучения интегрированного курса «Моя Бурятия» на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность истории Отечества, Бурятии и краеведения;
- Современные версии и трактовки важнейших проблем истории Бурятии и краеведения;
- Историческую обусловленность современных общественных процессов;
- Особенности исторического пути развития Бурятии, села Посольское.
Уметь
- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблицах, текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- Устанавливать причинно-следственно связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, объяснять почему Посольский Спасо – Преображенский монастырь называют «Святые врата», формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для аргументации исторические сведения по Бурятии, по селу Посольское;
- Представлять результаты изучения истории родного края в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни республики села, исходя из их исторической обусловленности;
- Использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России, Бурятии.
Изучение интегрированного курса «Моя Бурятия» может быть изучена при проведении разных форм и типов урока:
– анализ диаграмм, графиков, таблиц, составленных учащимися;
– обсуждение проблемного задания;
– лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями);
– обсуждение сообщений учащихся;
– семинарское занятие;
– работа над понятиями;
– работа с картой;
– деловая игра;
- составление проектов;
– сравнительный анализ источников.
Формы текущего и итогового контроля включают в себя проблемные, познавательные, тестовые задания и кроссворды, можно использовать их как для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, так и для оценки качества знаний (проведение текущей и итоговой проверки, устного и письменного опросов, проблемного обсуждения и т.д.). Написание сообщений, составление проектов помогают учащимся в активизации исследовательской деятельности.
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл..
Содержание учебного материала интегрированного курса «Моя Бурятия» (102 часа).
- С древнейших времен по н XIX века. (34ч)
Республика Бурятии. Природа и климат Прибайкалья в древности. Эпоха камня. Изменение в хозяйстве, социальных отношениях. Появление металлических орудий труда. Эпоха раннего железа. Гунны. Курыканский племенной союз. Байырку. О происхождении бурят. Хозяйство в эпоху средневековья. Охота и рыболовство. Общественный строй. Культура бурятского народа. Сибирь в составе России. Присоединение Прибайкалья. Присоединение Забайкалья. Значение присоединения Бурятии к России. Посольское – начало… Управление Бурятией 17 веке. Земледельческое освоение Бурятии. Зарождение и развитие промышленности, торговли. Социальные отношения русского, бурятского населения Бурятии в 17-18 веках. Развитие сельского хозяйства в к. 17 начале 18 века. Промышленность и торговля. Социальные отношения. Состояние управлением края. Ревизия Сперанского.
История Посольского Спасо –Преображенского монастыря в конце 18 начале 19 века Сперанский М.М. в монастыре. Просвещение в 19 веке. Миссионерское училище монастыря. Деятели просвещения и культуры. Сибирь – политическая ссылка. Братья Бестужевы в селе Посольское.
- С XIX века по начало XX века. (34ч)
Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Общественное движение. Рабочее и крестьянское движение. Развитие промышленности и торговли. Сельское хозяйство. Социальная борьба в Бурятии. Национально-освободительное движение в Бурятии. Революционные события в Бурятии 1905-1907гг. Крестьянское движение. Развитие общественно-политической мысли. Развитие народного образования. Периодическая печать. Наука, литература, искусство. Образование двоевластия. Начало демократических преобразований. Октябрьская революция и установление советской власти в Бурятии. Борьба за упрочение Советской власти в крае. Посольское сражение 15-18 августа 1918 года. Начало Гражданской войны. Восстановление Советской власти. Изгнание интервентов и белогвардейцев. Капеллевцы. Монастырь и революция. Пропаганда монахов Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Защита рефератов.
- С XX века по настоящее время (34ч)
Образование БМАССР. Восстановление и развитие народного хозяйства республики в условиях НЭП. Монастырь – сельскохозяйственная артель. Строительство новых промышленных предприятий. Формирование рабочих коллективов. Образование рыбозавода. Оседание кочевых и полукочевых хозяйств. Сельское хозяйство Бурятии в 30-е годы. Образование колхоза «Байкал». Культурное строительство в 1923-1928гг. Развитие культуры Бурятии в 1929-1941гг. Развитие школы и ее роль на селе. Перевод промышленности и сельского хозяйства Бурятии на нужды фронта. Вклад Кабанского рыбозавода в приближении Победы. Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту. Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны. Участие воинов села Посольское в боях за освобождение Родины от фашистских захватчиков. Переход промышленности на мирные рельсы и ее восстановление. Сельское хозяйство в 1946-1960гг. Развитие народного хозяйства в 1951-1955гг. Бурятия во второй половине 50-х годов. Развитие рыбозавода, колхоза «Байкал» 1946-1960-егг. Общественно-политическая обстановка в республике. Промышленное развитие республики в 1960-1980гг. Сельское хозяйство в 1960 первой половине 80-х годов. Демографическая ситуация в 1960-х первой половине 80-х годов.
Развитие народного образования и науки в 1960-х первой половине 80-х годов. Литература и искусство. Начало восстановления Спасо - Преображенского монастыря. Общественно-политическая жизнь Бурятии на современном этапе. Экономика во второй половине 80-90-х, начале 2000 годов. Возрождение Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Защита рефератов.
Учебно - тематический план интегрированного
курса «Моя Бурятия» с древнейших времен по настоящее время.
№ урока | Название темы | Коли чество часов |
| 34ч | |
1 | Республика Бурятии | 1 |
2 | Природа и климат Прибайкалья в древности | 1 |
3 | Эпоха камня. | 1 |
4 | Изменение в хозяйстве, социальных отношениях | 1 |
5 | Появление металлических орудий труда | 1 |
6 | Эпоха раннего железа | 1 |
7 | Гунны | 1 |
8 | Курыканский племенной союз | 1 |
9 | Байырку | 1 |
10 | О происхождении бурят | 1 |
11 | Хозяйство в эпоху средневековья | 1 |
12 | Охота и рыболовство | 1 |
13 | Общественный строй | 1 |
14 | Культура бурятского народа | 1 |
15 | Сибирь в составе России | 1 |
16 | Присоединение Прибайкалья | 1 |
17 | Присоединение Забайкалья | 1 |
18 | Значение присоединения Бурятии к России | 1 |
19 | Посольское – начало… | 1 |
20 | Управление Бурятией 17 веке | 1 |
21 | Земледельческое освоение Бурятии | 1 |
22 | Зарождение и развитие промышленности, торговли | 1 |
23 | Социальные отношения русского, бурятского населения Бурятии в 17-18 веках | 1 |
24 | Развитие сельского хозяйства в к. 17 начале 18 века | 1 |
25 | Промышленность и торговля | 1 |
26 | Социальные отношения | 1 |
27 | Состояние управлением края | 1 |
28 | Ревизия Сперанского | 1 |
29 | История Посольского Спасо –Преображенского монастыря в конце 18 начале 19 века Сперанский М.М. в монастыре. | 1 |
30 | Просвещение в 19 веке | 1 |
31 | Миссионерское училище монастыря. | 1 |
32 | Деятели просвещения и культуры | 1 |
33 | Сибирь – политическая ссылка | 1 |
34 | Братья Бестужевы в селе Посольское | 1 |
| 34ч | |
35 | Развитие промышленности | 1 |
36 | Развитие сельского хозяйства | 1 |
37 | Общественное движение | 1 |
38 | Рабочее и крестьянское движение | 1 |
39 | Развитие промышленности и торговли | 2 |
40 | Сельское хозяйство | 1 |
41 | Социальная борьба в Бурятии | 1 |
42 | Национально-освободительное движение в Бурятии | 1 |
43 | Революционные события в Бурятии 1905-1907гг | 1 |
44 | Крестьянское движение | 1 |
45 | Развитие общественно-политической мысли | 2 |
46 | Развитие народного образования | 1 |
47 | Периодическая печать | 1 |
48 | Наука, литература, искусство | 2 |
49 | Образование двоевластия | 1 |
50 | Начало демократических преобразований | 1 |
51 | Октябрьская революция и установление советской власти в Бурятии | 2 |
52 | Борьба за упрочение Советской власти в крае. Посольское сражение 15-18 августа 1918 года | 2 |
53 | Начало Гражданской войны | 2 |
54 | Восстановление Советской власти | 2 |
55 | Изгнание интервентов и белогвардейцев | 2 |
56 | Капеллевцы | 1 |
57 | Монастырь и революция | 1 |
58 | Пропаганда монахов Посольского Спасо-Преображенского монастыря | 1 |
59 | Защита рефератов | 2 |
III. С XX века по настоящее время | 34ч | |
60 | Образование БМАССР | 1 |
61 | Восстановление и развитие народного хозяйства республики в условиях НЭП | 1 |
62 | Монастырь – сельскохозяйственная артель | 1 |
63 | Строительство новых промышленных предприятий | 1 |
64 | Формирование рабочих коллективов | 1 |
65 | Образование рыбозавода | 1 |
66 | Оседание кочевых и полукочевых хозяйств | 1 |
67 | Сельское хозяйство Бурятии в 30-е годы | 1 |
68 | Образование колхоза «Байкал» | 1 |
69 | Культурное строительство в 1923-1928гг | 1 |
70 | Развитие культуры Бурятии в 1929-1941гг. Развитие школы и ее роль на селе. | 1 |
71 | Перевод промышленности и сельского хозяйства Бурятии на нужды фронта. Вклад Кабанского рыбозавода в приближении Победы. | 1 |
72 | Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту. | 1 |
73 | Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны | 1 |
74 | Участие воинов села Посольское в боях за освобождение Родины от фашистских захватчиков | 1 |
75 | Переход промышленности на мирные рельсы и ее восстановление | 1 |
76 | Сельское хозяйство в 1946-1960гг | 1 |
77 | Развитие народного хозяйства в 1951-1955гг | 1 |
78 | Бурятия во второй половине 50-х годов | 1 |
79 | Развитие рыбозавода, колхоза «Байкал» 1946-1960-егг | 1 |
80 | Общественно-политическая обстановка в республике. | 1 |
81 | Промышленное развитие республики в 1960-1980гг | 2 |
82 | Сельское хозяйство в 1960 первой половине 80-х годов | 1 |
83 | Демографическая ситуация в 1960-х первой половине 80-х годов. | 1 |
84 | Развитие народного образования и науки в 1960-х первой половине 80-х годов. | 1 |
85 | Литература и искусство | 2 |
86 | Начало восстановления Спасо - Преображенского монастыря | 1 |
87 | Общественно-политическая жизнь Бурятии на современном этапе. | 1 |
88 | Экономика во второй половине 80-90-х, начале 2000 годов | 1 |
89 | Возрождение Посольского Спасо-Преображенского монастыря. | 1 |
90 | Защита рефератов. | 1 |
Календарно – тематическое планирование курса «Моя Бурятия» с древнейших времен по н.19 в.
№ | тема | УМО | Формы занятий | Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся | Ориентировочные сроки |
1 | Республика Бурятии | ЦОР | комбинированный | беседа | Знать: символы Республики Бурятия; гимн; районы республики; Уметь: находить на карте Республику Бурятия; объяснять значение символов. | |
2 | Природа и климат Прибайкалья в древности | Учебник, карта | Изучение нового материала | беседа | Знать: климат и природу в древности; Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал по истории России. | |
3 | Эпоха камня. | Учебник, карта | Изучение нового материала | Ответы на вопросы | Знать: изменения в развитии хозяйства; Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал по истории России.. | |
4 | Изменение в хозяйстве, социальных отношениях | ЦОР | Урок-исследование | Составление схем | Знать: понятия потребляющее хозяйство; производящее; места стоянок человека эпохи камня Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал по истории России.. | |
5 | Появление металлических орудий труда | Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей | Мини сочинение | Знать: места стоянок человека эпохи камня; основные занятия людей Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал по истории России.. | ||
6 | Эпоха раннего железа | Урок-изучение нового материала | Знать: места стоянок человека эпохи раннего железа; изменения в социально-экономическом, политической жизни человека; дифференция населения Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал по истории России.. | |||
7 | Гунны | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок-исследование | Составление опорных конспектов | Знать: места стоянок; признаки государственности Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал по истории России; работать по карте. | |
8 | Курыканский племенной союз | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок - исследование | |||
9 | Байырку | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок - исследование | |||
10 | О происхождении бурят | Учебник Карта История Бурятии 1 том | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями) | Составление связного рассказа | Знать: первые источники, упоминающие термин «буряты» монгольский письменный памятник «Сокровенной сказание» Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал по истории России. | |
11 | Хозяйство в эпоху средневековья | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок - исследование | Составление опорных конспектов | Знать: основные формы хозяйствования эпохи Чингис - хана; Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
12 | Охота и рыболовство | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: особенности занятия охотой и рыболовством; орудия труда Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
13 | Общественный строй | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: деление на сословные группы; уметь составлять схемы общественного строя бурятского населения Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
14 | Культура бурятского народа | ИКТ | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: уровень развития культуры бурят; известные эпосы бурятского народа Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
15 | Сибирь в составе России | Документы 17 века | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями); | Работа с документами | Знать: начало присоединения Сибири; причины; значение; личности; методы Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
16 | Присоединение Прибайкалья | Документы 17 века Залкинд «Присоединение Бурятии к России» | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями); | Составление опорных конспектов | Знать: начало присоединения Сибири; причины; значение; личности; методы Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
17 | Присоединение Забайкалья | Документы 17 века Залкинд «Присоединение Бурятии к России» | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями); | Составление опорных конспектов | Знать: начало присоединения Сибири; причины; значение; личности; методы Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
18 | Значение присоединения Бурятии к России | Документы 17 века Залкинд «Присоединение Бурятии к России» | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: значение присоединения Бурятии для России; для Бурятии Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
19 | Посольское – начало… | ЦОР | Урок – исследование | Составление связного рассказа | Знать: историю названия своего села; историю первого русского посольства на Байкал Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
20 | Управление Бурятией 17 веке | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок - исследование | Составление схем | Знать: организацию управления Бурятией Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
21 | Земледельческое освоение Бурятии | Учебник Карта История Бурятии 1 том | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями) | Составление опорных конспектов | Знать: значение внедрение земледелия в Бурятии Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
22 | Зарождение и развитие промышленности, торговли | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок-изучение нового материала | Составление опорных конспектов | Знать: значение развития промышленности, торговли, их виды; особенности Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
23 | Социальные отношения русского, бурятского населения Бурятии в 17-18 веках | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок-изучение нового материала | Составление схем | Знать: понятие «сибирские крестьяне» и их положение; положение бурят Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
24 | Развитие сельского хозяйства в к. 17 начале 18 века | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок-изучение нового материала | Составление опорных конспектов | Знать: развитие хлебопашества в Сибири; понятия «семейские», «старообрядцы» Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
25 | Промышленность и торговля | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок-изучение нового материала | Составление опорных конспектов | Знать: изменения в развитии народного хозяйства Бурятии в конце 18 начале 19 века. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
26 | Социальные отношения | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок-изучение нового материала | Составление схем | Знать: положения трудящихся Бурятии в первой половине 19 века и чем они обусловлены Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
27 | Состояние управлением края | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок-изучение нового материала | Составление опорных конспектов | Знать: злоупотребления управления краем Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
28 | Ревизия Сперанского | Учебник Карта История Бурятии 1 том | Урок-изучение нового материала | Мини-сочинение | Знать: что дала реформа Сперанского для бурят и эвенков для Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
29 | История Посольского Спасо –Преображенского монастыря в конце 18 начале 19 века Сперанский М.М. в монастыре. | документы | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: Историю Посольского Спасо –Преображенского монастыря в конце 18 начале 19 века. Посещение монастыря Сперанским М.М. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
30 | Просвещение в 19 веке | ИКТ | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: развитие просвещения; первые образовательные учреждения на территории Бурятии. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
31 | Миссионерское училище монастыря. | документы | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: развитие миссионерского училища при монастыре; его цели Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
32 | Деятели просвещения и культуры | ИКТ | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: деятелей, первых бурятских ученых; направления Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
33 | Сибирь – политическая ссылка | документы | Урок - исследование | Связный рассказ | Знать: первые политические ссыльные Сибири Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
34 | Братья Бестужевы в селе Посольское | документы | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: место пребывания, даты, Бестужевых в Посольское Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. |
Календарно – тематическое планирование курса «Моя Бурятия» 2 часть н 19 по н. 20 века
№ | тема | УМО | Формы занятий | Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся | Ориентировочные сроки |
1 | Развитие промышленности | Учебник Карта История Бурятии 2 том | Урок-изучение нового материала | Составление опорных конспектов | Знать: значение развития промышленности, торговли, их виды; особенности Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
2 | Развитие сельского хозяйства | Учебник Карта История Бурятии 2 том | Урок-изучение нового материала | Составление опорных конспектов | Знать: новые явления в развитии сельского хозяйства Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
3 | Общественное движение | Учебник, карта | Изучение нового материала | Составление схем | Знать: причины активизации общественно-политической жизни Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
4 | Рабочее и крестьянское движение | ЦОР | Урок-исследование | Мини сочинение | ||
5-6 | Развитие промышленности и торговли | Учебник Карта История Бурятии 2 том | Урок-изучение нового материала | Составление опорных конспектов | Знать: значение развития промышленности, торговли, их виды; особенности Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
7 | Сельское хозяйство | Учебник Карта История Бурятии 2 том | Урок-изучение нового материала | Составление опорных конспектов | Знать: новые явления в развитии сельского хозяйства Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
8 | Социальная борьба в Бурятии | Учебник Карта История Бурятии 2 том | Урок-исследование | Составление опорных конспектов | Знать: развитие рабочего, социал-демократического движения в Юго-Восточной Сибири Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал; работать по карте. | |
9 | Национально-освободительное движение в Бурятии | Учебник Карта История Бурятии 2 том | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями) | Составление опорных конспектов | Знать: причины развитие национально-освободительного движения в Юго-Восточной Сибири Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал; работать по карте. | |
10 | Революционные события в Бурятии 1905-1907гг | Учебник Карта История Бурятии 3том | Урок - исследование | Составление опорных конспектов | Знать: причины революции 1905-1907гг; возникновение Читинской республики Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал; работать по карте. | |
11 | Крестьянское движение | Учебник Карта История Бурятии3 том | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями) | Составление опорных конспектов | Знать: причины крестьянского, национально-освободительного движения в Бурятии в годы первой революции Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал; работать по карте. | |
12-13 | Развитие общественно-политической мысли | Учебник Карта История Бурятии 3 том | Урок - исследование | Составление опорных конспектов | Знать: плеяду бурятской интеллигенции; политические группировки и направления Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
14 | Развитие народного образования | ИКТ | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: развитие просвещения; образовательные учреждения на территории Бурятии. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
15-16 | Периодическая печать | ИКТ | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: развитие периодической печати; первые печатные издания на территории Бурятии. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
17-18 | Наука, литература, искусство | ИКТ | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: уровень развития культуры бурят; известные достижения бурятского народа Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
19 | Образование двоевластия | Учебник Карта История Бурятии 3 том | Урок - исследование | Составление опорных конспектов | Знать: причины образования двоевластия; своеобразие Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
20 | Начало демократических преобразований | Учебник Карта История Бурятии 3 том | Урок - исследование | Составление таблицы | Знать: какие демократические преобразования были проведены в Бурятии, личности; методы Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
21 - 22 | Октябрьская революция и установление советской власти в Бурятии | Учебник Карта История Бурятии 3 том | Урок - исследование | Составление таблицы | Знать: причины и ход во время октябрьской революции, личности, первых бурятских революционеров Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
23-24 | Борьба за упрочение Советской власти в крае. Посольское сражение 15-18 августа 1918 года | Учебник Карта История Бурятии 3 том документы | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями) | Составление связного рассказа | Знать: какие изменения произошли в трактовке большевиками прав на самоопределение народа; почему затянулось установление советской власти в забайкалье Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
25-26 | Начало Гражданской войны | ЦОР | Урок – исследование | Составление таблицы | Знать: основные направления политики в Забайкалье; этапы гражданской войны в нашем крае Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
27-28 | Восстановление Советской власти | Учебник Карта История Бурятии 3 том | Урок - исследование | Составление таблицы | Знать: развитие партизанского движения в крае; роль Колчака Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
29-30 | Изгнание интервентов и белогвардейцев | Учебник Карта История Бурятии 3 том | Урок-изучение нового материала | Составление таблицы | Знать: значение белого движения в Бурятии Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
31 | Капеллевцы | документы | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: понятие «каппелевцы»; Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
32 | Монастырь и революция | документы | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: Монастырь и революция Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
33 | Пропаганда монахов Посольского Спсо-Преображенского монастыря | документы | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: Историю Посольского Спасо –Преображенского монастыря в конце 19 начале 20 века. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
34-35 | Защита рефератов | ИКТ | Урок-конференция | Обобщение и закрепление знаний | Знать: историю своей малой родины к 19- н 20и в. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. |
Календарно – тематическое планирование курса «Моя Бурятия» 3 часть н 20в по современность
№ | тема | УМО | Формы занятий | Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся | Ориентировочные сроки |
1 | Образование БМАССР | Учебник Карта История Бурятии 2 том | Урок-изучение нового материала | Составление опорных конспектов | Знать: буферное государство, ДВР, национальная автономия. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
2 | Восстановление и развитие народного хозяйства республики в условиях НЭП | Учебник Карта История Бурятии 2 том | Урок-изучение нового материала | Составление опорных конспектов | Знать: новые явления в развитии народного хозяйства Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
3 | Монастырь – сельскохозяйственная артель | документы | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: Историю Посольского Спасо –Преображенского монастыря 20 века. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
4 | Строительство новых промышленных предприятий | ЦОР | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями) | Составление таблицы | Знать: основные периоды развития промышленности Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
5 | Формирование рабочих коллективов | ЦОР | Урок-исследование | Мини сочинение | Знать: Историю возникновения рабочих коллективов Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
6 | Образование рыбозавода | документы | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: Историю возникновения и развития иметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
7 | Оседание кочевых и полукочевых хозяйств | Учебник Карта История Бурятии 2 том | Урок-изучение нового материала | Составление опорных конспектов | Знать: новые явления в развитии сельского хозяйства Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
8 | Сельское хозяйство Бурятии в 30-е годы | Учебник Карта История Бурятии 2 том | Урок-исследование | Составление опорных конспектов | Знать: особенности развития сельского хозяйства, формы объединения Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал; работать по карте. | |
9 | Образование колхоза «Байкал» | документы | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: Историю возникновения и развития Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
10 | Культурное строительство в 1923-1928гг | ИКТ | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: уровень развития культуры бурят; известные достижения бурятского народа Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
11 | Развитие культуры Бурятии в 1929-1941гг. Развитие школы и ее роль на селе. | ИКТ | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: уровень развития культуры бурят; известные достижения бурятского народа Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
12 | Перевод промышленности и сельского хозяйства Бурятии на нужды фронта. Вклад Кабанского рыбозавода в приближении Победы. | ИКТ | Урок - исследование | Связный рассказ, опорные конспекты | Знать: основные направления, метод привлечения кадров, виды обороной, военной продукции Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
14 | Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту. | ИКТ | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
15 | Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны | ИКТ | Урок -конференция | Творческая работа «Моя семья в годы ВОВ» | Знать: героев СС, полных кавалеров Ордена Славы Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
16 | Участие воинов села Посольское в боях за освобождение Родины от фашистских захватчиков | ИКТ | Урок –конференция в комнате боевой славы школьного музея | Защита проектов | Знать: количество ушедших на фронт; личности – участник Парада Победы» женщины – ветераны ВОВ, учителя школы Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
17 | Переход промышленности на мирные рельсы и ее восстановление | Учебник Карта История Бурятии 2 том | Урок-исследование | Составление опорных конспектов | Знать: отрасли наибольшего развития; итоги хозяйственной реформы 1957 Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
18 | Сельское хозяйство в 1946-1960гг | Учебник Карта История Бурятии 3 том | Урок - исследование | Успехи и трудности Развития сельского хозяйства | Знать: проблемы, сентябрьский Пленум ЦККПСС (1954). Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
19 | Развитие народного хозяйства в 1951-1955гг | Учебник Карта История Бурятии 3 том | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями) | Сообщения | Знать: отрасли наибольшего развития; Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
20 | Бурятия во второй половине 50-х годов | Учебник Карта История Бурятии 3 том | Урок - исследование | Составление таблицы | Знать: политическое, экономическое, социальное развитие Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
21 | Развитие рыбозавода, колхоза «Байкал» 1946-1960-егг | документы | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: значение в развитии промышленности и сельского хозяйства республики Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
22 | Общественно-политическая обстановка в республике. | Учебник Карта История Бурятии 3 том | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями) | Составление опорных конспектов | Знать: особенности, проблемы национального развития Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
23-24 | Промышленное развитие республики в 1960-1980гг | Учебник Карта История Бурятии 3 том | Урок - исследование | Составление таблицы | Знать: экстенсивный путь, крупные стройки, их значение Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
25 | Сельское хозяйство в 1960 первой половине 80-х годов | Учебник Карта История Бурятии 3 том | Урок-изучение нового материала | Составление таблицы | Знать: важные изменения сел Бурятии, уровень развития, повседневная жизнь сельского труженика. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
26 | Демографическая ситуация в 1960-х первой половине 80-х годов. | документы | Урок - исследование | Составление связного рассказа | Знать: урбанизация, многонациональность Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
27 | Развитие народного образования и науки в 1960-х первой половине 80-х годов. | ИКТ | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: уровень развития культуры бурят; известные достижения бурятского народа Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
28-29 | Литература и искусство | ИКТ | Урок -конференция | Защита проектов | Знать: уровень развития культуры бурят; известные достижения бурятского народа Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
30 | Начало восстановления Спасо - Преображенского монастыря | ИКТ | Урок-конференция | Обобщение и закрепление знаний | Знать: историю своей малой родины 20 в. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
31 | Общественно-политическая жизнь Бурятии на современном этапе. | Учебник Карта История Бурятии 3 том | лабораторное занятие (работа в группах с текстом учебника, интернет-ресурсами, документами, электронными приложениями) | Составление опорных конспектов | Знать: плеяду бурятской интеллигенции; политические развитие и направление Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
32 | Экономика во второй половине 80-90-х, начале 2000 годов | Учебник Карта История Бурятии 3 том | Урок - исследование | Составление таблицы | Знать: сущность экономических реформ, преодоление экономического кризиса, положительное и отрицательное в проведении реформ. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
33 | Возрождение Посольского Спасо-Преображенского монастыря. | ИКТ | Урок-конференция | Обобщение и закрепление знаний | Знать: историю своей малой родины 20 в. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. | |
34 | Защита рефератов. | Конференция «История и современность моей малой родины» | Знать: историю своей малой родины к 19- н 20и в. Уметь: сравнивать, сопоставлять ранее изученный материал. |
Контрольные вопросы
по интегрированному курсу «Моя Бурятия»
- Найдите на карте места поселений древних жителей нашего края.
- Когда люди освоили район озера Байкал?
- Какие первые государства были образованы на территории Бурятии?
- Что можете рассказать о происхождении бурят?
- Что можно сказать о при соединении Бурятии к России? Какую роль в присоединении Забайкалья и освоении Дальнего Востока к России сыграл Посольский Спасо – Преображенский монастырь?
- Как проходил процесс присоединения Бурятии к России?
- Как меняется жизнь коренного населения после присоединения Прибайкалья и Забайкалья к России?
- Развитие культуры, просвещения до и после присоединения Прибайкалья и Забайкалья к России? Сравни. Роль Спасо – Преображенского монастыря в распространении грамотности в Забайкалье.
9. Бурятия в годы развития капитализма XVIII-XIX вв
Дать характеристику по следующим вопросам:
а) развитие экономики;
б) социальное положение;
в) общественно – политическое движение;
г) национально – освободительное движение;
д) политическое.
10. Бурятия в годы революций: выявить особенности революций и их развитие в Бурятии.
11. Особенности развития НЭП(а) в Бурятии.
12. Коллективизация: ошибки и последствия. Раскрой на примере колхоза «Байкал».
13. Какие были приняты меры Правительством Республики Бурятии в годы ВОВ для приближения Победы? Кабанский рыбозавод, колхоз «Байкал» в годы ВОВ.
14. Бурятия в послевоенный период. Сравни, какие изменения произошли в развитии республики, села до и после войны.
15. Выскажите свое отношение к переменам, происходящим в области религии , возрождению храмов.
16. Какова, на ваш взгляд, роль религии в возрождении Бурятии?
17. Может ли быть изменен государственно-правовой статус и территория Республики Бурятия? Если да, то при каком условии?
18. Подумайте, как можно соединить современное развитие республики с богатейшим бурятским культурно-историческим опытом, обеспечить гармонию дальнейшего развития общества с неповторимой окружающей средой, с уникальным озером Байкал.
Тест части первой
Интегрированного курса «Моя Бурятия»
1. расположите в хронологической последовательности периоды древней истории человека:
а) бронзовый век, б) палеолит, в) неолит, г) мезолит д) железный век, е) энеолит.
2. соотнесите археологические периоды и стоянки древнего человека на территории Бурятии.
А) палеолит
Б) мезолит
В) неолит
Г) энеолит
1. Мальта. 2. Фофаново.3. Ошурково. 4. Усть-Кяхта. 5. Каменка. 6. Дворцы. 7. Подзвонка. 8. Студеное. 9. Усть – Менза. 10. Бухусан. 11. Нижняя Еловка. 12. Харга1. 13. Исинга. 14. Куналей. 15. Варварина гора.
3. Перечислите первые государства на территории Бурятии.
4. отметьте основные занятия в Забайкалье в эпоху производящего хозяйства:
А) земледелие
Б) кочевое скотоводство
В) охота
5. В каких источниках впервые упоминаются буряты?
А) Алтан Тобчи
Б) «Сокровенное сказание»
В) «Эрдэнийн тобчи»
6. соотнеси:
1. тайша а) моленья
2. барлаг б) сказочник
3. нойоны в) рабы
4.Улигершин г) князец
5. тайлаганы д) родовая знать
е) основная масса бурятского населения
7. соотнеси даты и события
1) 1625 а) отряд по Верхней Тунгуске под командованием В. Тюменца
2. 1626 б) Отряд под командованием М. Перфильева
3. 1628 в) отряд под командованием сотника П. Бекетова
4. 1629 г) сбор ясака отрядом под руководством Я. Хрипунова
5. 1631 д) возникновения острога - Братский
6. 1636 ж) восстание бурят
7. 1652 з) возникновения Иркутского зимовья
8. 1648 и) возникновения острога - Удинский
9. 1666 к) возникновения острога – Верхнеудинск
10. 1651 л) убийство первых русских послов
8. Дополни предложение:
С вхождением Бурятии в составРоссии на ее территории основываются промышленные предприятия, …, …, …..,
9. Николай Гавриилович Спафарий побывал в монастырской обители в:
А) 1670
Б) 1671
В)1675
10. С какой целью было отправлено русское посольство на Байкал?
А) налаживания торговых отношений
Б) составление договора с мунгалами
В) подарить подарки и подписать согласие о подданстве
11. Сибирским краем управлял
А) Посольский приказ
Б) Сибирский приказ
В верно и А и Б
12. Земледельческое освоение Бурятией началось с:
А) н. XVII века
Б) к.XVII века
В) н.XVIII века
13. Внедрение земледелия вызвало в укладе жизни бурят:
А) стали вести оседлый образ жизни
Б) научились косить сено
В) все верно
Г) все неверно
14. Казак искали в процессе присоединения Бурятии к России:
А) нефть
Б) драгоценные и цветные металлы
В) кратчайший путь к Китаю
15. Ревизия Сперанского проходила в Сибири в:
А) к.XIX века
Б) середине XIX века
В) н. XIX века
16. В отношении коренных сибирских народов была введена специальная система управления, названная:
А) Устав об управлении инородцев
Б) Постановление
В) Указ об управлении инородцев
17. Был ли М.М. Сперанский в Посольском монастыре?
А) да
Б) нет
18. В 1754 году в Иркутске была открыта
А) навигацкая школа
Б) латино-русская школа
19. В 1741 году был построен впервые у бурят:
А) Цугольский дацан
Б)Иволгинский дацан
20. Строительство Спасо – Преображенского собора началось в году:
А) 1773
Б) 1775
В) 1801
21. Выделите представителей местной интеллигенции:
А) А.И.Игумнов, Д.П. Давыдов, Е.И. Сычевский, Д.Банзаров
Б) Н. Бестужев, И.Торсон, А. Бестужев
22. Бурятские летописи начинают создаваться в:
А) 1830
Б) 1840
В)1850
23.Кому принадлежит следующие высказывания?
«..Что ж, Посольск так Посольск. Вроде бы даже неплохое место. Стоит у самого синего моря. Там большой порт, где на судах перевозят товары и пассажиров через Байкал. Говорят есть крупный монастырь….»
Тест части второй интегрированного курса «Моя Бурятия»
- Было ли крепостное право в Бурятии? 1б
А) да
Б) нет
2. По размерам торговых оборотов в крае в конце 19 века первое место занимали Верхнеудинская и Спасо - Преображенская ярмарка в селении Чертовкино Селенгинского округа. Близ какого современного села (сел) Кабанского района находилась ярмарка селения Чертовкино? 2б
3. в 60-е годы 19 века блольшое влияние на развитие общестевенной мысли Бурятии оказывали вольные издания А.И. Герцена: газета «Колокол» и журнал «Полярная звезда». Назовите два самых известных канала доставки этих изданий. 2б
4. Во второй половине 19 века в Забайкальской области основным административным делением являлся округ, такое административное деление сохранилось до: 3б
А) 1915г
Б) 1917г
В) 1918г
5. Важное значение в развитии промышленности дореволюционной Бурятии имело наличие городов и городского населения. Городов в Бурятии тогда было:
А) 4
В) 6
Б) 7
Перечислите эти города.
6. На пороге 20 века в Забайкалье культивировались различные хлебные культуры. Поставьте их по объему, по наибольшему распространению по местам:
Наименование: место:
Озимая рожь
Овес
Яровая рожь
Пшеница
Ячмень
Другие виды хлебов-
Что имелось ввиду под перечислением «другие виды хлебов»? 5б
7. первым печатным изданием на бурятском языке стала учебная брошюра для уездных училищ Восточной Сибири П.И. Савенко «О мироздании» (в переводе учителя Балаганского уездного училища Иркутской губернии Н.С. Болдонова), изданная в Иркутске в: 4б
А) 1861г
Б)1863г
В)1878г
8. Впервые миссионерское училище при Посольском Спасо-Преображенском монастыре было открыто миссионерское училище в: 4б
А01861г
Б)1864г
В)1862г
9. Летом 1898г в Бурятию в ссылку сроком на 5 лет был отправлен 22-летний студент Харьковского университета, будущий маршал и военный диктатор Польши Юзеф Пилсудский. Так он был наказан за участие в подготовке покушения на императора АлександраIII (по делу о подготовке покушения проходил, как известно и старший брат В.И. Ленина – Александр Ульянов). Ссылку Пилсудский отбывал в: 5б
А) Селенгинске
Б) Тунке
В) Троицкосавске
Г) Кабанске
10. Центральный Бурятский национальный комитет (Бурнацком) был создан на: 5б
А) совещании Временного организационного национального комитета по созыву общенационального комитета по созыву общенационального бурятского съезда, проходившего 6 марта 1917 года в Чите.
Б) первом общебурятском съезде, проходившем с 23 по 25 апреля 1917 г в Чите.
В) втором общебурятском съезде, проходившем с 10 по 15 июля 1917 года в Гусиноозерском дацане.
Г) третьем общебурятском съезде, проходившем с 8 по 15 октября 1917 года в Верхнеудинске.
11. Первым председателем Бурнацкома был избран: 2б
А) Б. Барадин
Б) М.Богданов
В) Ц.Жамцарано
В)Э-Д. Ринчино
12. Установление Советской власти в Бурятии произошло в: 2б
А) октябре 1917 г
Б) марте 1920г
В) январе 1918г
13. В какие годы золотопромышленность Бурятии достигла своего наивысшего рассвета? 4б
А) 30-40 гг. XIXв.
Б) 60-70 гг. XIXв
В) к. XIX н XXв.
14. К чему привела земельно – административная реформа конца XIX – начала XX века? 3б
А) упрочила феодальные отношения в Бурятии;
Б) сняла препятствия для капиталистического развития Бурятии;
В) послужила началом национального движения
15. По инициативе какого известного бурятского деятеля буряты были привлечены на тыловые работы в годы первой мировой войны? 3б
А) П.А. Бадмаева
Б) М.Н. Богданова
В) Ц.Жамсарано
16. Какой из органов власти обладал реальной политической силой в период между февралем и октябрем 1917г? 3б
А) Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов;
Б) комитет общественных организаций.
17. Во время революции 1917 года Посольский Спасо-Преображенский монастырь: 2б
А) действовал
Б) в нем расположился госпиталь
18. Посольское сражение произошло в: 3б
А) августе 1920г.
Б) июле 1918 г.
В) июне 1918 г
19. Как именовалась армия Семенова Г.М. на начальном этапе? 4б
А) «Русская освободительная армия»
Б) «Особый маньчжурский отряд»
В) «Русские национальные силы возмездия»
20. Последовательность событий гражданской войны и иностранной интервенции, изложенная ниже, перепутана; восстановите ее: 5б
А) мятеж чехословацкого корпуса
Б) контрнаступление войск Красной Армии освобождение юга Забайкалья
В) начало контрреволюционных действий атамана Семенова
Г) мощное партизанское движение
Д) вся власть принадлежит атаману Семенову
21. В 19 веке все рыбные промыслы Байкала и его региона принадлежали казне государевой и монастырям. Лов велся сетями и неводами, стоили они дорого. Беднота их не могла купить. А какими орудиями лова пользовалась беднота? (перечислите) 5б
22. Что общего? 5б
Б. Шумяцкий, М.М. Сахьянова, В. Трубачев, М. Ербанов, М.Н. Богданов, Ц. Жамцарано, Г.М.Семенов, С.Г. Лазо, Г.Т. Петров, А.В. Колчак, А.П. Вагжанов, С.Цыденов, Н. Каландаришвили, П. Балтахинов, Д.К. Смолин.
23. Перечислите основные занятия крестьян, приписанных к Посольскому Спасо-Преображенскому монстырю. 2б
Тест части третьей интегрированного курса «Моя Бурятия»
- Автор песни «Славное море, священный Байкал»:
а) А.В. Игумнов
б) А.И. Орлов
в) Д.П. Давыдов
2. Кругобайкальский участок Транссибирской железной дороги был построен в:
А) 1900-105гг
Б) 1905-1910гг
В) 1908-1910гг
3. Назовите годы существования Дальневосточной республики (ДВР)
А) 1920-1922гг
Б) 1919-1921гг
В)1923-1924гг
4. В каком году бурятский национальный праздник «Сагаалган» получил официальный статус народного праздника?
А) в 1993г
Б) в 1991г
В) в1990г
Г)в 1995г
5. Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали на территории Бурятии началось в:
А) 1975г
Б) 1974г
В)1978г
6. БМАССР была переименована в Бурятскую АССР в:
А) феврале 1956г
Б) марте 1957г
В) июле 1958г
Г) июле 1959 г
7. Установите соответствие между фамилиями и деятельностью следующих исторических лиц:
1) Бато-Далай Очиров | А) исследователь XVIIIвека. Давший описание народов Сибири |
2) И.Г. Георги | Б) автор «Очерки по истории бурят-монголов», учился в Берлине, Цюрихе |
3) Э.Б. Петри | В) депутат Государственной Думы 1907г |
4) Михаил Богданов | Г) профессор Иркутского университета, изучавший сойотов в 1928г по заданию комитета Севера |
8. Соотнеси события и даты
1. Одно из первых упоминаний о Кабанске Спафария | 1. 22.02.1994 |
2. Кабанск посетил будущий царь России Николай II | 2. 1860 |
3. В Посольском Спасо –Преображенском монастыре побывал митрополит Кирилл, будущий патриарх | 3. 2005 |
4. основание Посольского монастыря | 4. 1869 |
5. Открылась первая школа в Кабанске | 5. 1681 |
6. Первый массовый опыт засолки омуля | 6. 1846 |
7. Начало пароходства на Байкале | 7. 1905 |
8. Основание Мысовска | 8. 1737 |
9. Первая в крае посадка картофеля семейскими | 9. 1859 |
10. Образование Кабанского района | 10. 30.05. 1923 |
11. Создание Дальневосточной республики | 11. 1920 |
12. Принятие Конституции Республики Бурятия | 12. декабрь 1996 |
13. Юнеско объявило «Байкал –участком всемирного наследия» | 13. 1917 |
14. Создан первый в России заповедник - Баргузинский | 14.1675 |
Основание «Кабанского рыбозавода» | 15. 26.09.1927 |
1932 |
9. Расскажите о жизни и деятельности известных и выдающихся людей Бурятии 1-2.
Д.Банзаров, Д.П. Давыдов, Ц.Ц. Ранжуров, В.М. Серов, А. Хахалов, Г. Жамцарано, М.п. Ербанов, С.Ю. Широких –Полянских, Г. Цыбиков.
10. Соотнесите общественные объединения, действующие сегодня в Бурятии по их характеру и направленности.
Характер и направленность:
- Политические
2. Имеющие характер национального движения
3. На основе профессионального и социального положения участников
Названия:
а) Союз ветеранов Афганистана
б) Союз промышленников и предпринимателей
в) Забайкальский русский союз
г) I отдел Забайкальского казачества.
д) Центр немецкой культуры
11. Установите соответствие между фамилиями деятелей бурятской советской культуры 1960-1980-х гг и названиями их произведений.
Фамилии деятелей культуры | Произведения |
1. А. Бальбуров | А) роман «Разрыв-трава» |
2. Ю. Чирков | Б) картина «Наши деды» |
3. И. Калашников | В) картина «Дочери Бурятии» |
4. Д.-Н.Дугаров | Г) повесть «Инспектор Золотой тайги» |
Д) роман «Поющие стрелы» |
1 | 2 | 3 | 4 |
12. Расположите фамилии руководителей Советской Бурятии в хронологической последовательности их деятельности:
А) Л. Потапов, Б) А. Модогоев, В) В. Наговицын Г) М.Ербанов, Д) А.Хахалов
13. расположите в хронологической последовательности следующие события.
1) сверхдальний шестикилометровый пеше-лыжный переход пяти девушек – спортсменок из БМАССР по маршруту Улан-Удэ – Москва
2) начало строительства в г. Верхнеудинске паровозовагоноремонтного завода (ПВРЗ)
3) декада искусства и литературы Бурятии в Москве
4) приезд в Бурятию рабочих «двадцатипятитысячников» с ленинградской фабрики «Скороход»
14. В каком начались раскопки в Посольском Спасо-Преображенском монастыре?
А) 2000
Б) 2001
В) 2002
15. Установите соответствие:
А) М.Елбонов | Бурятский государственный театр оперы и балета |
Б) Н. Туманова | Бурятский государственный ансамбль песни и танца «Лотос» |
В) О. Аюрова | Молодежный театр |
Г) Д.Бадлуев | Русский государственный театр им. Н. Бестужева |
Бурятский государственный академический театр драмы им. Х. Намсараева |
16. Эссе.
Моя семья в истории моей страны.
Посольский монастырь как объект туризма.
критерии оценки знаний учащихся.
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Энциклопедический словарь по селу Посольское.
Аввакум Протопоп ( 1621-1682гг) – глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, писатель. Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в 1653 году в г. Тобольск, затем в Даурию. В 1653 году возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1654 году сослан в Мезень. В 1666-167гг был осужден на церковном соборе и сослан в Пустоозерск, где провел 15 лет провел в земляной тюрьме, написал «Житие» и многие другие сочинения. По царскому указу сожжен.
Впервые протопоп Аввакум переправился через Байкал в мае 1657 года, следуя в Даурию с отрядом воеводы Афанасия Пашкова. Высадился он в месте Усть-Прорва. Ныне село Посольское.
Бакланье
Озеро, расположенное в южном направлении от села Посольское в сторону села Исток. Названо от большого количества бакланов, водившихся на озере.
Бельская грива
Находится в северо-восточном направлении от села Посольское в сторону Большой Речки. Названа по фамилии братьев Степана и Григория Бельских.
Бекетов Петр Иванович (?-1656) русский землепроходец, казачий сотник, основатель многих сибирских острогов вт.ч Усть-Прорвинского (ныне село Посольское)
Головин Федор Алексеевич (1650-1706гг). дипломат. Государственный деятель, генерал-адмирал(1699), граф (1702г). Из старинного боярского рода. В декабре 1685 года в чине окольничего послан в Даурию главой дипломатического посольства для заключения договора с Китаем. Побывал в Посольском монастыре. По указу Федора Головина в 1692-1693гг воеводой Степаном Казанцом заложен Кабанский острог.
Декабристы в Посольском
После восстания на Сенатской площади 1825 года многие декабристы были сосланы на каторгу в Забайкалье. Многим приходилось следовать через Посольск (с.Посольское). где имелся порт, и в ожидании кораблей жить либо в монастырской гостинице. Либо на квартирах местных жителей.
Останавливалась в селе невеста декабриста Анненкова –Полина Гебель. Она вспоминала: «Я совершенно не почувствовала неудобств, следуя санным путем через Байкал. Так как с нетерпением хотела увидеть это святое море. Байкал мы переехали с невероятной быстротой и остановились отдохнуть в Посольске, где и побывали в монастыре.» Летом 1830 года Камила Де-Дактю, невеста декабриста Ивашева, вспоминала»Остановились в небольшом селе, на берегу Байкала. Посольсе, где находится монастырь» В августе !839 года, после отбытия каторги , в Посольске провели 20 дней декабристы братья Бестужевы – Михаил и Николай. Поселились братья Бестужевы в доме крестьянина Кыштымова.
Заболоцкий Ерофей
Тобольский боярский сын. В июне 1649 года был отправлен тобольскими воеводами послом на Мунгнскую землю к Цысану-Хану и к зятю его Турукаю-Табуну для переговоров о вступлении «подданство великому царю», выраженное ими ранее. Заболоцкого сопровождали подъячий Василий Чаплин и толмач Панфил Семенов с шестью казаками; с ним же выехал из Тобольска и Цысанов посол – Седик с товарищами. Через 115 дней пути посольство Заболоцкого прибыло в Енисейск, где зимовало и откуда выступило в дальнейший путь в июне 1650-го года. Через 17 недель Заболоцкий достиг урочища Ссоры за Байкалом, незадолго перед этим открытого русскими. Здесь Заболоцкий остановился и отправил к Цысану-Хану двух казаков с требованием «подвод». В исходе третьей недели ожидания подвод Заболоцкий в сопровождении сына Кирилла и седмью казаками вышел 7 октября 1650 года из «дощаника» (судна) для прогулки на берег. Но здесь он вместе со всеми своими спутниками был убит «брацкими людьми». На берегу Байкала, где был убит Заболоцкий. Был основан мужской Спасо-Преображенский монастырь. Названный в память о нем Посольским.
Затопка.
Ягодное место в селе Посольском, где осенью собирают ягоду. Косят сено, а в давние времена сюда можно было пройти только по специальному проходу из- за «калтуса» (топь, болото), место за этой топью назвали Затопкой.
Исток
Старинное русское село, основанное на землях Посольского монастыря в началеXVIII века. Носит название местной речки Исток. Берущей свое начало в калтусах и топях между Посольском и исток. Со времен второй камчатской экспедиции командора Витуса Беринга здесь была построена судоверфь для строительства первого казенного бота «в сорок футов». Место для столь важного выбрано не случайно. Во-первых, весьма близко была дельта реки Селенги, и по самой реке можно было продолжить путь от Байкала до китайской границы. Во-вторых, залив Прорва или сор Черкалово, расположенный северо-восточней дельты Селенги, был защищен мысами и островами от суровых байкальских ветров типа сармы. Особо важным было наличие вблизи деревнисосновых боров, где всегда можно было найти необходимый для стройки материал. К тому же неподалеку отыскался самый годный лиственничный корабельный лес. Строительством верфи было положено начало государственному российскому флоту на озере Байкал и на реках Ангаре и Селенге. Старожилы села помнят времена, когда в селе были: метеостанция, радиостанция и даже аэродромная площадка. Куда приземлялись небольшие самолеты. Речка Исток и ее окрестности были центром отстоя сетевых лодок из разных сел и организаций, которые во время путины сотнями скапливались на мелководье близ села.
Истокская Константино-Еленинская церковь.
Церковь была приписана к Посольскому Спасо-Преображенскому монастырю. Построена строителем Ильковым Г.В.После закрытия в 1930г использовали под клуб.
Ледокол –паром «Байкал»
Байкальская железнодорожная переправа – самая первая в России, в которой на протяжении 18 лет перевозку осуществляло судно, считавшееся по грузоподъемности на втором месте в мировой практике судоходства. Спущен на воду 24 июня 1900 года. Ледокол «Байкал» имел водоизмещение около 4200 т., был вторым судном в мире по мощности, водоизмещению и способности взламывать лед. Длина 100м, ширина 16м, три паровых машины, 3 гребных винта. На «Байкале» было 3 палубы, на второй палубе 3 железнодорожных ветки, он принимал 27 вагонов, кроме того, ледокол имел трюмный груз до 800 тонн. Особую роль сыграл ледокол-паром в годы Русско-Японской войны, выполняя важную стратегическую задачу по перевозке военных грузов и живой силы на восток. Гибель судна произошла 16 августа 1918 года. Что случилось? До сих пор остается тайной.
Маричевская грива
Находится к востоку от села Посольское. Название идет от первого владельца Марыча Попова.
Миссионерское училище
С началом деятельности Забайкальской духовной миссии и его начальника Вениамина (Благонравова) при монастыре было открыто миссионерское училище, целью которого являлось подготовка способных мальчиков из бурят к миссионерском служению Часть преподавателей этого училища составляли буряты. Одним из них являлся Роман Цыремпилов. Был учителем книжного монгольского языка в училище Посольского монастыря. Многие ученики Посольского миссионерского училища стали священнослужителями: Баирханов Гавриил, Гармаев Николай, Клюкины Андриан и Симеон, машанов Гурий, Носыровы Спиридон и Иона, Нифонтовы Павел и Михаил, Очиров Григорий, Тарбаев Василий и др.
Миссионерская богадельня.
За монастырскими стенами устроена была миссионерская богодельня на 20 человек, в которой помещались больные. Престарелые и убогие из новокрещенных с полным содержанием.
Мочище
Стоячий водоем на берегу Байкала в селе Посольском, назван по роду занятий местных жителей. В нем замачивали коноплю для изготовления веревок.
Осколоков Григорий Афанасьевич
Особая роль в истории Посольского монастыря принадлежит купцу Григорию Афанасьевичу Осколкову. Г.А. Осколоков , комиссар торгового каравана в Китай, в 1707 году будучи в Москве, подает прошение царю ПетруI об отделении посольского монастыря от Троицко-Селенгинского и предоставлении ему собственных земель и рыбных угодий. Увидев бедственное положение храма и его братии, Осколков обратился к церковным властям Сибири построить за свой счет церковь Преображения Господня. По получении разрешения он намеревался построить первый в крае каменный храм и заготовил для этой цели 300 тысяч штук кирпичей и известь. Заказал резной иконостас, приобрел золото для золочения крестов и иконостаса, выписал из России потребное количество книг и колоколов. Для настоятеля и братии выстроил кельи. Кроме этого, отдал монастырю во владение скотский двор, построенный им выше монастыря в 20 верстах, которое потом называлось Монастырским Дворцом, а ныне селение Степной Дворец. Однако строительство каменного храма было отложено из-за распоряжения Петра I- направить всех мастеровых-каменщиков на строительство новой столицы на Неве.
Григорий Осколков, возвращаясь из Пекина с торговым караваном. Скончался в пути на территории Монголии 10 декабря 1714 года. Его погребли в специально сооруженном склепе у стены внутри монастырского сада. «По его обещанию» в 1718 году была возведена вторая деревянная Спасо-Преображенская церковь.
Паллас Петр Симон
Натуралист и путешественник –энцеклопедист. Во время экспедиции по Сибири в 1722 году, миновав Иркутск, по льду пересек Байкал – от «Лиственнишного зимовья до Посольского монастыря». В своей книге «Путешествия по разным провинциям Российского государства он описал приемы рыболовства.
«Посольск», байкальское судно
Построено Иркутским адмиралтейством. Спущено на воду в августе 1805 года. Предназначалось для перевозки через Байкал посланника в Китай графа Головкина. Прослужило до 1816 года.
Посольский маяк.
Для удобства переправы близ Посольского монастыря в 1761 г. соорудили первый маяк. Указывающий вход в залив Прорву. «Для успешого и безопасного судоходства по Байкалу построены там в 1765 г два морских судна и поставлен близ Посольской гавани. Маяк.» Посольский маяк часто горел, поскольку представлял костер из дров на высоком помосте. Однако его всякий раз отстраивали заново и совершенствовали. Возведение первого маяка на Байкале связано с именем Ф.И. Соймонова. Возглавлявшего Иркутское Адмиралтейство. Он побывал в Посольске в 1754 году. Маяк и порт в посольском просуществовал до 1839г, вплоть до упразднения Иркутского адмиралтейства.
Посольский порт.
Еще до организации Посольского монастыря залив Прорва использовался для отстоя судов. С построением острога Усть-Прорва и монастыря это место стало превращаться в крупнейший морской порт на Байкале. В1725 году с развитием рыбных промыслов началось частное судостроение. Первыми корабельщиками стали сосланные в Сибирь мастера их архангельских и волжских верфей, а через год была заведена постоянная казенная переправа, состоящая из бота и морской лодки. В 1728 году организовано почтовое сообщение через Байкал на казенных и частных судах в сопровождении военной команды. С 1735 года Байкальская переправа передана в ведение Адмиралтейской коллегии, а для строительства военных ботов на Байкал отправлен судовой мастер Козлов. В 1733 году по приказу Анны Иоанновны в эти места был отправлен капитан-командорм Витус Беринг для учреждения почтовых станов и установки верстовых столбов от Посольска до Кяхты. Через 4 года после устройства почтовых станций в Посольске приступили к строительству пристани и кораблей. Так было положено начало государственному Российскому флоту на озере Байкал, рекам Ангаре и Селенге.
Резунька Речка в селе Посольском , по местным преданиям, названа в память о событиях гражданской войны, когда в 1918 году, при освобождении села партизанами было зарезано несколько капеллевцев.
Черемухово озеро . в 3 км южнее села Посольское, место произрастания кустарников жимолости.
Литература
для учителя
- В.Б. Бахаева, И.Н. Шагдуровой, Е.Е. Тармахановой, Е.А. Высотиной, Т.Е. Санжиевой, Л.Н. Раднаевой, В.Ц. Ганжурова, Е.Е. Тармаханов, Т.Е Санжина
Пособие «История Бурятии» из двух частей
- М.Г. Цыренова, Е.Ю. Петряева «Задачник по истории Бурятии».
- Историческое описание Посольского Спасо – Преображенского монастыря Иркутской епархии.
- Э.В. Демин «Посольский монастырь на Байкале»
- «Русская Православная Церковь в Сибири: история и современность»; материалы конференции, посвященной 350-ти летию основания с. Посольское и Посольскому Спасо – Преображенскому монастырю
- Н. Спафарий «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска от границ Китая русского посланника Н. Спафария в 1675 году»
- А.В. Тиваненко «Посольский Спасо –Преображенский монастырь»
- «Иркутские епархиальные ведомости»
- «Забайкальские епархиальные ведомости»;
- Летописи Спасо – Преображенского монастыря
- Архивы колхоза «Байкал»
- Архивы «Кабанского рыбозавода»;
Литература для учащихся
- А.К. Золотоев «Бурятия в годы Великой Отечественной войны»
- В.Б. Бахаева, И.Н. Шагдуровой, Е.Е. Тармахановой, Е.А. Высотиной, Т.Е. Санжиевой, Л.Н. Раднаевой, В.Ц. Ганжурова, Е.Е. Тармаханов, Т.Е Санжина
Пособие «История Бурятии» из двух частей
- А.В. Тиваненко «Декабристы в Забайкалье»
- Мелетий «Древние Церковные грамоты»
- Шмулевич «Троицко – Селенгинский монастырь»
- Чимитдоржиев «Выдающиеся деятели Бурятии в XVII начале XX в.»
- Гирченко «Этапы революционного движения в Бурятии»
- Кудрявцев «1905 год в Бурят – Монголии»
- Минерт «Памятники архитектуры Бурятии»
- Материал школьного историко – краеведческого музея
- Воспоминания односельчан
- История Бурятия в вопросах и ответах
- «Наследие Земли Кабанской» популярная краеведческая энциклопедия
- Три тома по Истории Бурятии, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса
Программа составлена к учебнику Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, специфику изучения истори...
Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса
Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии. Также прог...
Рабочая программа по истории Бурятии
Рабочая программа по истории Бурятии для 10-11 кл. при 2-х часовой нагрузки в неделю....
Рабочая программа по литературе Бурятии, 10 - 11 классы
Рабочая программа по литературе Бурятии...
Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс
Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс....
Рабочая программа курс География Бурятии
Настоящая программа «География Бурятии» разработана для обеспечения углубленного изучения географии Республики Бурятия, а также для подготовки учащихся 11-х классов, которые желают получит...
Рабочая программа "Быт народов Бурятии"
Программа факультативного курса «Быт народов Бурятии» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 7 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, п...