Авторская программа «Патриотическо – спортивно – туристическое воспитание подростков в СРЦН
рабочая программа по краеведению
Авторская программа
«Патриотическо – спортивно – туристическое воспитание подростков в СРЦН
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tsaryova.docx | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Новосибирской области социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Директор педагогическим советом
ГБУСО НСО СРЦН "Снегири» ГБУСО НСО СРЦН "Снегири»
_____________ С. В. Жуков Протокол №_________
«____»____________2014 г. от «____»____________2014 г.
Авторская программа
«Патриотическо – спортивно – туристическое воспитание подростков в СРЦН «Снегири»»
Возраст детей: 14-18 лет
Срок реализации: 3 месяца
Авторы-составители:
Белькова Елена Владимировна,
методист, 1 кв. категория.
Царёв Алексей Александрович,
воспитатель,
г. Новосибирск, 2014 г.
Пояснительная записка
Актуальность
Сложная социально-экономическая ситуация последних лет в России вызвала увеличение факторов, пагубно повлиявших на детей, на их развитие и воспитание. Кризисные явления в семье, падение жизненного уровня, психоэмоциональная перегрузка родителей, обострение межнациональных конфликтов, резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов негативно сказываются на развитии социально – нравственных и духовный ценностях подростков, их готовности к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
В статье № 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в образовательных учреждениях различного уровня. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине».
24 марта 2014 года Президент РФ В. В. Путин подписал указ «О Всероссийском физкультурно – спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», начало реализации которого намечено на 01. 09 2014 г.
Цель этой программы (строится отчасти на основании этого указа):
через систему физического, трудового и патриотическо – туристического воспитания развитие у молодёжи гражданственности, готовности к активному проявлению в различных сферах общества; формирование физически - и духовноздорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим своей нации, города, страны.
Задачи:
- Через систему туристического обучения подготовить физически крепкого человека, романтика и мечтателя.
- Путём систематического физического укрепления организма подготовить подростков к регулярной сдаче норм ГТО.
- Познакомить с историей нашего народа, внутренней и внешней политикой нашего государства, системой руководства Президента РФ В. В. Путина.
- Обучить базовым знаниям неотложной медицинской помощи, умению вести себя в экстренных ситуациях.
- Обучить навыкам здорового образа жизни (борьба с алкоголем, курением, наркотиками).
- Развивать духовно – нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
- Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувство любви и привязанности к своей Родине, традициям и обычаям своего народа.
- Воспитывать в подростках нравственные качества: взаимопомощь, коллективизм, доброту, бережное отношение к природе.
Исходя из цели и задач, Программа рассчитана на воспитательную работу по четырем основным направлениям:
– патриотическое воспитание;
– гражданское воспитание;
– формирование культуры здорового образа жизни;
– спортивно – туристическая подготовка.
Характер программы: туристско - спортивно - патриотическая, досуговая, развивающая.
Нормативно-правовые акты, применяемые по патриотическо – туристическому воспитанию в рамках программы.
- «Конвенция о правах ребенка» (одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.)
- «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554.
- СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.03.2003 г.).
- СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000 г.).
- СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003 г.).
- «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации», утвержденной приказом Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293.
- Указ Президента РФ В. В. Путина«О Всероссийском физкультурно – спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
Практическая значимость
Во время практических и теоретических занятий закрепляются знания, полученные на уроках географии, биологии, физики, истории, а также приобретаются новые. Это не просто расширяет кругозор ребят, но и готовит их к выбору профессии, службе в армии.
Занятия по теоретической подготовке проводятся в помещении центра с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.). Практические занятия проводятся в пределах города Новосибирск.
На практических занятиях, и особенно в походах, воспитанники смогут проявить свои физические возможности, творческие и организаторские способности.
Занятия по программе позволят юношам и девушкам сдать нормы ГТО, воспитать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувство любви и привязанности к своей Родине, традициям и обычаям своего народа
Курс включает элементы топографии, спортивного ориентирования на местности и технике пешеходного туризма.
Не секрет, что иногда педагоги не имеют даже начальных туристских навыков. У таких руководителей походы превращаются в мероприятия, выматывающие ребят, сеющие раздражение и взаимное недовольство, приводят к ссорам. Детский и юношеский туризм оказывается в стороне от туристского движения, в нем мало используется накопленный взрослыми туристами опыт. Вместе с тем в программе нет прямого перенесения в детский туризм всего, что накоплено взрослыми. Все заимствования из практики взрослого туризма проверены в процессе преподавания основ туризма в социально – развивающих центрах для несовершеннолетних.
Данная программа по организации детско-юношеского туризма, которое адресована тем, кто желает организовать патриотическо -туристическую работу в социально – реабилитационных центрах для несовершеннолетних. В программе конкретно и в доступной форме изложен тот минимум знаний, который, безусловно, необходим всякому, кто отправляется в поход или организует его.
Программа рассчитана на 3 месяца социальной реабилитации подростков и предназначена для подростков 14 – 18 лет.
Программа предусматривает одно занятие в неделю по 1 часу и походы выходного дня в субботу, воскресенье. Режим работы в течение года не одинаков: зимой в пасмурные дни преобладают теоретические занятия, весной и осенью – практические. Часть работы выполняется детьми как домашнее задание (укладка рюкзаков, составление плана, печатание фотографии, закрепление способов крепежа, и т.д.).
Организация программы
Программа рассчитана на три месяца. Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий воспитанников, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития воспитанников социально – реабилитационного центра также учитывается степень подготовленности подростков к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: ребята 14-ти лет. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у этих воспитанников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач социальной реабилитации. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у 14 – летних подростков чувства восхищения горожанами, людьми, живущими в нашей стране.
II категория: 15 – 16 – летние воспитанники. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, спортивных соревнованиях.
Актуальна общая и специальная физическая подготовка - совершенствование приобретенных на занятиях спортивных умений и навыков, упражнения на развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости.
III категория: 17 – 18 – летние воспитанники. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, социально – реабилитационный центр должен подготовить молодых людей к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В социально - реабилитационном процессе следует не просто передавать знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины. Для этого педагог должен познакомить с историей нашего народа, внутренней и внешней политикой нашего государства, системой руководства Президента РФ В. В. Путина.
Путём систематического физического укрепления организма следует подготовить подростков к регулярной сдаче норм ГТО, обучить базовым знаниям неотложной медицинской помощи, умению вести себя в экстренных ситуациях.
Немаловажно для подростков – привитие навыков здорового образа жизни (борьба с алкоголем, курением, наркотиками).
Актуальна физическая подготовка:
- Занятия различными видами спорта.
- Строевые упражнения, изученные ранее специальные упражнения. Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением).
- Упражнение на развитие общей выносливости.
- Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км, 5 км на время.
- Выполнение разрядных нормативов.
- Тесты на выполнение легкоатлетических упражнений.
Ожидаемые результаты:
Данная программа рассчитана на старший школьный возраст. В результате её реализации воспитанники:
- разовьют свои физические навыки;
- подготовятся к регулярной сдаче норм ГТО;
- познакомятся с историей нашего народа, внутренней и внешней политикой нашего государства, системой руководства Президента РФ В. В. Путина;
- овладеют базовыми знаниями неотложной медицинской помощи, умению вести себя в экстренных ситуациях.
- обретут навыки здорового образа жизни (борьба с алкоголем, курением, наркотиками).
- обретут зачатки духовно – нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Основные тезисы программы:
1. Воспитанник СРЦН физически активен – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
2.Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач педагога СРЦН. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.
3. Воспитанник СРЦН социально активен – создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы патриотическо – туристического похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда патриотического туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества.
4Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности социально – реабилитационного центра.
5.Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
Ключевые понятия.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;
В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Основные принципы программы
•Принцип целостно-смыслового равенства.У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
•Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
•Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
•Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
•Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
•Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Методы организации:
В процессе усвоения программного материала используются различные методы работы, обеспечивающее сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие навыки их творческой активности, такие как:
1.Словесные (занятие – беседа, рассказ).
2.Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов мини- исследования).
3.Поисковые (выявление имен земляков, погибших в войнах последних лет, сбор легендного и фольклорного материала).
4.Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, туристические крепежные узлы).
5.Практические (установка палатки, разведение костра, укладки рюкзака, сбор материалов для музея, фотографирование экскурсионных объектов, отработка нормативных значений комплекса ГТО).
6.Мотивационные (дидактические игры, поощрение, создание проблемной ситуации).
7.Методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, викторины, конкурсы, туристический слет).
Формы и режимы занятий:
В процессе обучения необходимо создать условия для активности, самостоятельности и творчества детей, чтобы обучение превратилось в личную потребность. Занятие не должно быть жестко регламентировано и недостаточно эмоционально, не должно ограничивать детей в общении друг с другом. Для этого используются следующие формы занятий:
- групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии,
- походы,
- игры,
- соревнования – эстафеты.
В результате прохождения программы воспитанники должны:
•иметь представление:
1.об истории развития туризма;
2.о классификации туризма;
3.о месте туризма в современном российском обществе;
4.об особенностях физической подготовки туристов различной направленности;
5.об уровне развития спортивного туризма в России.
•знать:
1.способы развития основных физических качеств необходимых туристу (сила, выносливость, быстрота);
2.уровень физической подготовленности и функциональные возможности своего организма;
3.особенности природных условий родного края;
4.основные правила поведения в лесу (походе);
5.как приготовить пищу с использованием природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы);
6.как вести себя в экстремальной ситуации;
7.правила проведения соревнований по туризму;
8.стандартные международные знаки “земля–воздух”.
•уметь:
1.запоминать пройденный путь и пользоваться дорожными знаками;
2.готовить личное снаряжение в зависимости от сезона;
3.читать топографическую карту;
4.ориентироваться на местности без карты (с компасом и без компаса)
5.выбрать место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя (на случай ночлега под открытым небом);
6.приготовить пищу на костре;
7.преодолевать сложные участки пути (бурелом, переправа по бревну, по камням через реку, по кочкам через болото).
•иметь навык:
1.разведения костра в любую погоду;
2.установки палатки в любых условиях;
3.оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях и перевязки при несложных ранениях.
Для проведения занятий необходимо иметь:
•Палатка 1шт;
•Веревка основная(10м) – 1шт;
•Бинокли – 5шт.;
•Топор – 1шт.;
пневматическая винтовка – 2 шт;
•Медицинская аптечка – 1 комплект;
•Ремонтный набор – 1 комплект;
•Физическая карта Новосибирской области;
•Топографическая карта района;
•Карточки «Типы туристических костров»;
•Линейки, транспортиры, ручки, карандаши;
•Фотоаппараты;
•Рюкзак – 10 шт;.
•Компасы – 3 шт;
•Котелки – 2шт;
•Лопата – 1шт;
•Коврики - 10 шт;
•Фонари – 2шт;
•Канистры – 2шт;
•Пила – 1шт;
•Секундомер – 2 шт;
•Мячи – 2шт.;
•Альбомы;
•Мыльницы – 2шт.
Учебный план, содержание курса
№ | Тема | Кол-во часов | содержание |
1 | Что такое туризм? Нормы ГТО. | 1 | Туристские путешествия, история развития туризма. Виды туризма. Организация туризма в России. Туристские возможности родного края. Беседа о нормативах ГТО, |
2. | Туристическое снаряжение. | 2 | Понятие о личном и групповом снаряжении. Типы рюкзаков, спальных мешков, палаток, преимущества и недостатки. Снаряжение для зимних походов. Групповое снаряжение, требования к нему. Укладка рюкзаков. Установка палаток. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Разжигание костра. Вязка узлов. |
3. | Физическая подготовка туриста | 3 | Основные физические качества, необходимые туристу (сила, выносливость, быстрота). Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Занятие на турнике, брусьях. Запись физических показателей детей. Упражнения на выработку пресса, отжимание от пола. Фиксация показателей. Беседа о несовместимости никотина и спорта. Игра в футбол (цель: сплотить детский коллектив). Обучение стрельбе из пневматической винтовки. Стрельба из пневматической винтовки по мишеням стоя, лёжа. Беседа о начале Великой Отечественной войны. |
4. | Новосибирцы – герои. Экстремальные ситуации в походе. | 1 | Участие новосибирцев в войнах – Великой Отечественной, афганской, чеченской. Поисковое задание «В честь каких героев названы улицы нашего города?» Действия в случае потери ориентировки. Международные знаки “Земля - воздух”. Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи. Приёмы транспортировки пострадавшего. Оказание первой медицинской помощи, перевязки при несложном ранении. Приготовление пищи с использованием природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы). |
5. | Топография и ориентирование | 1 | Ориентирование карты по компасу, определение азимута на заданный предмет. Работа с компасом. Ориентирование по горизонту, азимут. Ориентирование по местным предметам. Топографические карты, значение топокарт для туристов. Спортивное соревнование – бег на короткие дистанции, подтягивание на турнике, отжимание – придерживаясь нормативов ГТО. |
6. | Питание в туристическом походе. Беседа «Блокада Ленинграда», обсуждение. | 1 | Значение правильного питания в походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка, переноска продуктов в рюкзаках. |
7. | Спортивные соревнования с реабилитационным центром «Виктория» | 1 | Упражнение на турнике, брусьях, отжимание от пола, стрельба из пневматической винтовки. Футбольный турнир. |
8. | Однодневный поход. Беседа об узниках концлагерей. | 1 | Тренировочный поход и разбор его итогов. Составления списка условных топографических знаков, изображающих встреченные на небольшом участке маршрута местные предметы Практические занятия «Разводим костёр с одной спички», «Ставим палатку». Рассказ воспитателя о концлагерях (Бухенвальд, Освенцим и т. д.), об узниках лагеря. |
9 | Итоговое занятие. | 1 | Сдача норм ГТО. |
итого | 12 часов |
Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий, соревнований по спортивному ориентированию.
Методическое обеспечение
Туристско-краеведческая игра на тему: "Школа выживания"
Область применения.
Игра “Школа выживания” может использоваться как в учреждениях дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности педагогами дополнительного образования, центрах социальной реабилитации несовершеннолетних, так и в общеобразовательных школах педагогами дополнительного образования, педагогами организаторами, работающими по туристско-краеведческим программам.
Настоящий размер игры: 1м. х 0,87м.
Возраст обучающихся: 10-15 лет. Количество участников от 2 до 8.
Цель игры: изучение туризма, ориентирования, следопытства и краеведения, пропаганду здорового образа жизни, безопасности путешествий, походов.
Увеличение количества природных катаклизмов, аварий и катастроф техногенного характера, необходимость получения знаний для безопасных походов и путешествий делает данную игру особо актуальной в настоящее время.
Двигаясь по маршруту этой игры, ребята получат навыки совместного взаимодействия в коллективе, научатся искать выход из нестандартной ситуации. Предлагаемые задания помогут им развить логическое мышление, способствуют укреплению дружбы, взаимовыручки.
Тематическое содержание.
Данная игра раскрывает наглядно наиболее важные темы программ по туризму и краеведению: “Туристское снаряжение”, “Техника туризма”, “Топографические и спортивные карты”, “Условные знаки карт”, “Компас. Работа с компасом”, “Способы ориентирования”, “Туризм и школа выживания”, “Родной край и его особенности”, “Основные приемы оказания первой доврачебной помощи”.
Формы и методы реализации.
Игра изображена в форме дороги с пунктами остановки, на которых участники выполняют определенные задания. Описание заданий дано в стихотворной форме. Участники, по очереди бросая кубик, движутся своей фишкой на столько ходов, сколько выпало на кубике. Всего пунктов 29. Среди них большая часть относится к туризму и следопытству, так же имеется краеведческая часть и пункты с остановками “привал”. Такие остановки на маршруте обозначены восклицательным знаком. Оказавшись на таком пункте, участник должен пропустить ход, если же он не желает этого, то может участвовать в “Блицтурнире”, т.е. ответить на 3 вопроса из раздела общих знаний. (Вопросы прилагаются). В зависимости от возраста воспитанников и года обучения педагог может усложнять или упрощать имеющиеся задания.
Игра составлена так, что теоретические вопросы чередуются с практическими заданиями. Данное пособие может использоваться как для теоретических ответов, так и с применением туристского инвентаря. Например, на пункте 1 участник после ответа на вопрос, мо
На пунктах 6,12,19 обучающимся следует использовать туристские узлы для получения практических навыков.
При посещении пункта 14 несколькими участниками, можно предложить им сделать другие медицинские повязки.
На пунктах 7, 10 педагог на ряду с изображенными знаками может предложить ребятам спортивные и топографические карты, т.е. усложнить задание для обучающихся 2-го и 3-го года обучения.
При прохождении краеведческих пунктов 5,17,23, 25 лучшего всего использовать иллюстрации, рисунки, фотографии, предметы.
В ходе игры, обучающиеся практически получают и закрепляют знания, умения и навыки:
•подбирают снаряжение для туристского похода,
•вяжут туристские узлы, грудную обвязку, совершают переправы, траверсы,
•читают топографические и спортивные карты,
•измеряют расстояния по карте с помощью курвиметра,
•определяют азимут на предмет, ориентируют карту и компас,
•ориентируются по местным предметам, солнцу и часам, Полярной звезде, следам животных,
•умеют подавать сигналы бедствия,
•умеют оказывать первую доврачебную помощь,
•знают лекарственные и ядовитые растения.
Правила игры:
1. В игре принимают участие от 2 до 8 человек.
2. Поочередно бросая кубик, игроки двигают свои фишки по стрелкам, на столько ходов, сколько выпало на кубике.
3. Остановившись на определенном номере, участник выполняет задание или отвечает на вопрос.
4. Если он не знает ответ или не может выполнить задание, то пропускает один ход или участвует в “Блицтурнире”.
5. Выигрывает тот, кто первым дойдет до турбазы, т.е. до конца игры.
Ход игры
1. Да, туризм – большое дело!
Компас здесь - помощник нам,
Направление какое
Равно 300 градусам? (Запад-северо-запад).
2. Что за чудо - полосы
Расползлись как полозы?
Вам помогут бергштрихи …
Вниз спуститься? Вверх пойти? (Это холм или возвышенность, т.к. бергштрихи показывают наружу)
3. Расстояние любое
Он измерит в один миг.
Как прибор такой зовется?
Отвечать поторопись. (Курвиметр).
4. Привал. (Пропусти два хода).
5. Край родной ты знать обязан!
Без утайки расскажи.
О родном Новосибирске
Что узнал за эти дни?
6. Ах, какая красота!
Вот веревки в два ряда.
Для обвязки нужен узел,
Чтоб пройти туда-сюда. (Участнику необходимо связать грудную обвязку, на основе узла “булинь”).
7. По дорожке мы прошли,
Топознаки встретили.
Если знаешь все – ответь,
Чтобы помнить их и впредь.
(Участник называет три топографических знака изображенного на игре).
8. В лес пришли и вот, вам надо?
Здесь стоит квартальный столб.
Выйти нужно вам на запад,
На два хода прыгнуть чтоб. (Участник должен назвать стороны горизонта. Основное правило: ребро между двумя наименьшими цифрами показывает на север).
9. Прогулялся? Отдохни.
Один ход ты пропусти. (Участник пропускает один ход).
10. Расскажи мне поскорей,
Знаки ты какие знаешь?
На спортивной карте их
Каждый день ты изучаешь. (Участник называет три знака спортивных карт изображенного на игре).
11. Если ласточки летают
Весело по небу,
Солнце встало высоко…
Быть дождю иль не быть? (Это признаки хорошей погоды).
12. Чтобы двигаться вам дальше,
Вы свяжите - ка узлы.
Проводник, булинь… и важно,
Где примените вы их? (Участник должен связать эти узлы и рассказать, где они применяются).
13. Друг, в сторожке лесника
Отдохни немножко.
Один ход ты пропусти,
Выбери дорожку. (Участник пропускает один ход).
14. Твой поранился товарищ,
Из предплечья хлещет кровь.
Окажи скорее помощь,
Помоги! Тебе не вновь! (Участник должен наложить повязку).
15. Месяц в небе ярко светит
И полярную звезду в небе темном я найду.
Мне помогут два медведя,
Как кому-то в старину. (Участнику необходимо найти Полярную звезду).
16. К старику вернись, друг милый.
Ты забыл сказать спасибо. (Участник должен вернуться на три хода назад).
17. Что же взяли вы в поход?
Отвечай скорей, народ!
Миску, ложку, котелок?
Веник, вилку и савок? (Из нарисованных предметов участник выбирает те, которые относятся к туристскому снаряжению.)
18. Чтоб в походе чай попить,
Воду нужно вскипятить,
А костер горел, чтоб жарче -
За дровами вам сходить. (Участник возвращается на два хода назад).
19. Вам спуститься нужно срочно!
Здесь, с обрыва, “на узле”.
Без падений, быстро, четко.
На каком? Свяжите мне. (Участник должен связать схватывающий узел).
20. Вот пришли на берег речки,
Видим рядом два моста.
По какому пройти легче,
А какой для поезда? (Участник должен объяснить какой мост пешеходный, а какой железнодорожный).
21. Чтоб одежду просушить
Или ужин вам сварить.
О кострах ты знать обязан
Где? Какой? Зачем сложить? (Участник называет три типа костра и в каких случаях ими пользуются).
22. Ты в походе чай попил,
А костер не погасил! (Вернись к номеру 18).
23. Вот задача так задача!
Вновь препятствие в пути.
Чтоб пройти могли вы дальше,
Чьи, ответь скорей, гербы? (Участник должен ответить, что это гербы г. Новосибирска и Новосибирской области )
24. Вот пришли вы на поляну.
Ах, какая красота!
Но ответить вам придется
Где лекарства? Где трава? (Участник называет три предложенных лекарственных растения).
25. Посмотри, грибов здесь сколько!
Собирать не торопись!
Ты названия их вспомни,
Ядовитых берегись! (Участник называет три предложенных гриба, а также должен сказать съедобный гриб или ядовитый).
26. На привале отдохни,
Ход один ты пропусти. (Участник пропускает один ход).
27. Все сигналы бедствия
Выучила с детства я.
Объясни теперь и ты
Те, что встретил на пути. (Участник называет три сигнала бедствия и в каких случаях применяется тот или иной сигнал).
28. Привал. (Участник пропускает один ход).
29. Вы заданья все прошли
Ах, какие молодцы!
Но ответь ты мне, дружочек.
На еще один вопросик:
Как узнать, где север нам,
Лишь по солнцу и часам? (Часы ставят по местному времени и поворачивают их в горизонтальной плоскости, направляют часовую стрелку на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 циферблата делят пополам. Тогда биссектриса этого угла покажет на север-юг. причем юг до 12 часов будет вправо от солнца, а после 12 часов – влево.)
32. По горам и по долинам
Ты проделал путь большой.
На турбазу пришел первый,
Отдыхай и будь здоров!
Вопросы для Блицтурнира.
1. Назовите часть кухонного оборудования, без которого не приготовишь пищу в походе. (котелок).
2. Этот продукт незаменим при приготовлении пищи. Его избыток пагубно сказывается на здоровье, а недостаток на вкусе блюд. (соль).
3. Техника безопасности при работе у костра.
4. Летчик, майор, Герой Советского Союза. Во время войны его самолет был подбит в бою, летчик совершил посадку на вражеской территории и 18 суток ползком пробирался к линии фронта. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и по личной просьбе был направлен в авиаполк. В воздушных боях сбил еще 7 вражеских самолетов. (А.П.Маресьев).
5. На каком материке нет местных жителей. Его открыли русские мореплаватели (Антарктида).
6. Если спички отсырели: a. потрите их о лезвие ножа,
b. потрите их о мочку уха,
c. потрите их о волосы,
d. воспользуйтесь зажигалкой.
7. Этот предмет относится к флоре нашей области. Это незаменимо в бане, лечит различные недуги. Весну встречает в сережках, является символом России. (Береза).
8. Назовите (сложите) 3 вида костра.
9. При поисках воды копайте яму в том месте, где: a. трава наиболее зеленая,
b. камни наиболее крупные,
c. проходят звериные тропы,
d. есть табличка “Мин – нет!”
10. Что не может догнать туриста в походе. (его тень).
11. Этот предмет необходим для организации переправ. Для того, чтобы сделать этот предмет необходимы 2 веревки. (Схватывающий узел).
12. На сколько шпилек ставится палатка на соревнованиях? (10).
13. Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам – ее носили с X по VVII века, а потом она стала бесполезной? Что это за рубашка? (Это кольчуга – рубашка из множества железных колец).
14. . Прежде всего, человек испытывает потребность в: a. пище,
b. огне,
c. воде,
d. деньгах.
15. Для стерилизации воды всыпьте в нее несколько кристаллов: a. соли.
b. сахара,
c. марганцовки,
d. горного хрусталя.
16. Спички можно защитить, опустив их головки в: a. бензин,
b. керосин,
c. парафин,
d. майонез.
17. Свечи лучше брать те, которые можно использовать не только по прямому назначению, но и употреблять в пищу. Это: a. жировые,
b. парафиновые,
c. стеариновые,
d. ванилиновые.
Спортивно-туристическое мероприятие "Мы собираемся в поход"
Цель: Создать хорошее настроение, поднять мышечный тонус, сплочение коллектива. Научить ребят видеть причины удач и неудач в выполнении какого-либо этапа, привить навыки анализа совместной деятельности.
Задачи:
•Закрепить спортивные знания, умения и навыки полученные на занятиях.
•Развивать ловкость, быстроту реакции.
•Привитие любви и интереса к природе, спорту, туризму.
•Воспитывать чувство коллективизма, уважение друг к другу.
Игровые пункты размещаются в спортивном зале или на спортивной площадке (в зависимости от погодных условий). На каждой станции в зависимости от качества выполнения полученного на ней задания участники получают 1 балл. Мероприятие состоит из двух частей:
1.Спортивная эстафета «Разминка» /подготовка к походу/.
2.Туристская полоса «Идем в поход».
Предварительная работа: Каждая команда готовит визитную карточку: название команды, девиз.
Оборудование:
•Гимнастические скамейки – 2 шт;
•Обручи – 2 шт;
•Корзины – 2 шт;
•Мячи большие резиновые – 2 шт;
•Мячики пластмассовые – по количеству участников;
•веревки для вязании узлов – по количеству участников;
•д/и «Костры», «Собери рюкзак», спортивный кроссворд;
•клюшки – 2 шт;
•кегли – 6 шт;
•конверты с буквами – 2 шт.;
•коврики резиновые- 4 шт;
•коврики – 2 шт;
•спальники – 2 шт;
•секундомеры – 2 шт
Ход мероприятия
Мероприятие начинается с торжественного построения.
Ведущий – главный судья:
– Здравствуйте участники соревнований! Сегодня вам предстоит показать все свои знания и умения и сделать вывод, без чего нельзя жить в одной большой семье.
Наше мероприятие состоит из двух частей:
•спортивная эстафета «Разминка»/подготовка к походу/.
•туристская полоса «Идем в поход».
Ваши результаты будут оценивать жюри: … подсчет будет по бальным.
Мои помощники … будут помогать мне.
Главный судья:
– Команды прошу занять свои места, в одну колонну становись.
– Капитанам поочередно представить свою команду / Команда …/.
Законы игры:
•Три свистка – молчок;
•После выполнения задания всей командой поднять руки вверх;
•Поддерживать участников добрым словом.
•Передача эстафеты – касанием руки;
•Выполнять четко и внимательно.
•Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Приступаем к выполнению первого этапа «Спортивная эстафета».
Эстафета с самым любимым предметом….
Я начну, а вы кончайте,
дружно хором отвечайте:
Игра веселая – футбол,
Уже забили первый … ГОЛ.
Вот разбежался сильно кто-то
И без мяча влетел … В ворота.
Петя мяч ногою хлоп –
И угодил мальчишке … В лоб.
Хохочет весело мальчишка,
На лбу растет большая … Шишка.
Но парню шишка нипочем,
Опять бежит он за … Мячом.
I. Спортивная эстафета «Разминка»/подготовка к походу/.
1.Передача мяча над головой.
Первый игрок передает мяч второму и так далее, как только последний игрок получает мяч, он бежит и встает перед первым игроком, игра продолжается до тех пор, пока первый игрок снова встанет на свое место.
2.«Меткий стрелок»
Первые участники добегают до определенного места где лежат мячики и бросают в корзину. Каждый участник бросает один мячик. Сколько попаданий, столько и баллов.
3.«Хоккей с мячом».
Каждый участник ведет мячик клюшкой, обводит кегли, не сбив их, доводит до конца зала и обратно возвращается бегом, взяв в руки клюшку и мячик, для передачи следующему игроку.
4.«Сквозь игольное ушко».
Первый участник бежит до обруча, продевает его через себя, оставляет на линии, бежит до стойки, обегает ее, вновь продевает обруч и передает эстафету касанием руки.
5.Отгадывание спортивного кроссворда.
Кто быстрее отгадает и правильно.
6.«Сороконожка».
Первые участники бегут до стойки, обегают стойку и возвращаются к команде, вторые участники цепляются за первых и они вдвоем бегут, не падая и не отцепляя рук, затем третьи участники цепляются ко вторым и так далее.
Представляется слово жюри …
II. Туристская полоса «Идем в поход».
Ведущий: Замечательно! Я вижу, вы настоящие друзья спорта, а теперь собираемся в поход, где нас ждут преграды и препятствия. Для своего путешествия турист берет …./Загадывает загадку: До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься, дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог… Рюкзак/.
Без нужных вещей в походе не обойтись, найдите среди всех самые необходимые и сложите их в рюкзак, за каждую правильную карточку – балл.
1. д/и «Собери рюкзак».
Цель: из предлагаемых вещей отобрать те, которые годятся для похода. Каждый участник добегает до места, где находятся карточки и отбирают одну, кладут ее в коробку /рюкзак/, обратно – бегом.
Собрали рюкзак и оправились в поход. А там столько препятствий и преград, которые вам необходимо преодолеть.
2. «Переправа».
Цель: переправиться с одного берега на другой.
Команды участвуют в полном составе, строятся в колонну по одному. На расстоянии 8 м стоят гимнастические скамейки. По сигналу участнику необходимо боком, приставным шагом перейти на другой берег, если участник падает, то он выполняет задание повторно, обратно возвращается бегом.
3. «Кочки».
Цель: переправиться по кочкам, не наступив на землю.
Каждой команде дается два коврика, переставляя коврики поочередно добраться до линии, а обратно – бегом. Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок выполнит задание.
Все переправы преодолели пора развести костер и приготовить пищу.
4. д/и «Собери костер» – пазлы.
Кто быстрее соберет костер.
Поели, навели порядок, пора и отдохнуть…
5. «Отбой».
Цель: быстро снять обувь и лечь в спальник.
Правильное выполнение – это когда участник полностью залезет в спальник, ляжет, затем вылезет из него, расправит его, обуется и передаст эстафету следующему участнику.
6. «Завяжи крепкий узел» / по усмотрению педагога, какие выучили за год/.
Цель: по выданному образцу завязать узел.
Каждому члену команды дается 1 образец узла. За каждый не завязанный узел – штраф. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием.
7. «Штурм высоты».
Цель: необходимо капитану команды взобраться на высоту /шведскую стенку, где находится конверт с буквами/.
По сигналу «Взять высоту!» капитаны выполняют задание, как только капитан вернулся к команде, вся команда собирает слово из букв. /см. Приложение/.
Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее соперников.
Вот и закончилась игра.
Расходиться нам пора…
На табло взгляните все –
Подведем итог игре.
Объявляется итог …
Так в заключении скажите, без чего нельзя прожить … Без ДРУЖБЫ !
И настает момент прощанья
И будет краткой наша речь,
Мы говорим вам: до свиданья,
До новых интересных встреч!
Список литературы:
1.Сапрунова В Туризм: эволюция, структура, маркетинг М., Ось-89 1998, – 320 с.
2.Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП, "Эноперспектива"-1999, - 216 с.
3.Хейердал, Тур. Древний человек и океан. М., Мысль, 1982, - 350 с.
4.Пирожник И. И., “Международный туризм в мировом хозяйстве”, Мн., 1996 г.
5.Александрова А. Ю., “Международный туризм”, М., 2001.
6.Туристский терминологический словарь / Авт.-сост. И. В. Зорин, - М.: Советский спорт, 1999.
7.Родионов Д. А., “Энциклопедия спорта”: Эксмо-Пресс, 2002.
8.Дмитриевский Ю. Д. “Туристские районы мира: учебное пособие. – Смоленск: СГУ, 2000
9.Ремизов Л. П., “Отдых на горных лыжах” - М.: Профиздат, 1989
10.Романов А. А., “Зарубежное туристское страноведение: учебное пособие” - М.: Советский спорт, 2001
11.www.x-team.ru
12.www.vvv.ru
13.www.rbc.ru/reviews/tourism
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини – программа по культурно – нравственному воспитанию, подростков 5-9 классов
Целью Программы культурно – нравственного воспитания (далее Программа) является развитие духовно – богатой, интеллектуальной, богатой, здоровой, свободной, культурной личности, владеющей творч...
Общешкольная программа патриотического и гражданского воспитания " Я - гражданин России"
Цель создания данной прогаммы- создание единого образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, воспитание личности в каждом ребенке, воспитание человечности. гражданственности и ...
Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"
Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...
Авторская программа "Тренинг личной эффективности для подростков 14-18 лет"
Программа предназначена для практического обучения учащихся 14-18 лет основам психологической грамотности. Полученные в ходе занятий знания, умения и навыки позволят подросткам увидеть собственные воз...
Об утверждения плана работы на 2017-2018 уч.год. муниципальной стажировочной площадки по гражданско-патриотическому воспитанию и спортивно-туристической работы МКОУ ХМР СОШ с.Елизарово
Об утверждения плана работы на 2017-2018 уч.год.муниципальной стажировочной площадки по гражданско-патриотическомувоспитанию и спортивно-туристической работы МКОУ ХМР СОШс.Елизарово...