Авторская программа "Тренинг личной эффективности для подростков 14-18 лет"
рабочая программа (10 класс) по теме
Программа предназначена для практического обучения учащихся 14-18 лет основам психологической грамотности. Полученные в ходе занятий знания, умения и навыки позволят подросткам увидеть собственные возможности саморазвития, помогут формированию созидательного и позитивного мировоззрения учащихся, скорректируют неадекватную самооценку.
Программа является дополнительным образованием подростков.
Развивающие задачи программы:
● развивать познавательные и профессиональные интересы,
● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,
● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),
● развивать самосознание и самоконтроль,
● развивать творческие способности
{C}{C}{C}{C}
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа Брыловой Е.В. | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №2 им. 37 ГСД Красной Армии
Авторская программа
«Тренинг личной эффективности»
Рабочее название «Будь собой!»
Мастер-класс личной эффективности для подростков 14-18 лет.
Автор: Брылова Елена Владимировна,
педагог-психолог,
кандидат психологических наук.
Люберцы 2013г.
Пояснительная записка
Программа предназначена для практического обучения учащихся 14-18 лет основам психологической грамотности. Полученные в ходе занятий знания, умения и навыки позволят подросткам увидеть собственные возможности саморазвития, помогут формированию созидательного и позитивного мировоззрения учащихся, скорректируют неадекватную самооценку.
Программа является дополнительным образованием подростков.
Развивающие задачи программы:
● развивать познавательные и профессиональные интересы,
● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,
● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),
● развивать самосознание и самоконтроль,
● развивать творческие способности
Методические рекомендации педагогу-психологу, ведущему тренинговой программы.
Продолжительность программы 24 академических часа - 6 занятий по 4 ак.часа (3 астрономических часа).
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении школы педагогом-психологом.
Требования к помещению: просторный класс, отсутствие лишней мебели (нужны только стулья по числу участников тренинга + стул для ведущего), доска или флип-чарт для записей.
Необходимые материалы: достаточное количество писчей бумаги формата А-4, планшеты, ручки, цветные и простые карандаши, маркеры, ножницы, клей, цветная бумага, мягкие и лёгкие мячики, большие скрепки, видеокамера, ноутбук (либо компьютер, либо телевизор – используется для просмотра отснятого упражнения).
Основные психологические методы, применяемые в тренинге:
- Дискуссия.
- Групповые и индивидуальные задания-головоломки.
- Ролевые сценки.
- Видеосъёмка отдельных упражнений.
- Тематические мини-лекции.
- Тестирование по заявленным методикам.
Теоретическое обоснование программы.
В основу курса легли исследования Валерии Сергеевны Мухиной, в частности, её книги «Возрастная психология. Феноменология развития», «Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия», «Проблемы генезиса личности».
Также мы опирались на труды Л.С. Выготского, Д. Узнадзе, А. Маслоу, К.Г. Юнга.
Отличие настоящей программы от других подобных состоит в том, что:
1. Программа «Тренинг личной эффективности» предназначена для практического изучения основных социально-психологических факторов, постулируемых исследователями как необходимые для адекватного развития личности подростка.
Это означает, что все теоретические знания, получаемые учащимися в процессе тренинга, сразу апробируются на практике, что повышает эффективность обучения в несколько раз. Другими словами, мы обеспечиваем практически 100% усвоение ЗУН.
2. Организация занятий построена таким образом, чтобы обеспечить максимальное «погружение» в тренинг, то есть, у участников есть время на:
- вхождение в тренинг, повышение врабатываемости,
- переключение внимания и смена видов деятельности обеспечивает максимальное внимание к преподаваемому материалу,
- продуктивные самостоятельные усилия, которые проводятся под контролем педагога-психолога и приводят к осознанию своих возможностей не на словах, а на практике.
- подведение итогов, резюмирование полученных знаний, умений и навыков.
3. Проблема уверенности в себе и разработка перспектив личностного роста обычно затрагивается в тренинговых занятиях для взрослой аудитории, хотя, по нашему мнению, именно подростковый возраст – наиболее удобный с точки зрения прогнозов успешности и перспективности подрастающего поколения.
Учебно-тематический план тренинговой программы
«Тренинг личной эффективности»
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 4ак.ч. |
2 | Первое впечатление. | 4ак.ч. |
3 | Личный стиль. | 4ак.ч. |
4 | Умение выстоять и не сломаться. | 4ак.ч. |
5 | Развитие творческих способностей. | 4ак.ч. |
6 | Итоговое резюмирующее занятие. | 4ак.ч. |
Всего | 24 ак.ч. |
Учебный план тренинговой программы
«Тренинг личной эффективности»
1. Вводное занятие.
Мотивирующее занятие, объяснение целей тренинга, технологии его проведения, выработка правил совместной работы. Диагностика психологических характеристик личности учащихся:
- «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманов
- Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) А.Т. Бек
- Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
2. Первое впечатление.
Умение всегда производить нужное впечатление, особенно при первой встрече, – залог успеха. Очень важно в любой новой среде показать себя с лучшей стороны: первое свидание, вступительный экзамен, первое выступление перед будущими партнерами,– жизнь постоянно подбрасывает ситуации, когда необходимо быть «на уровне».
3. Личный стиль.
Личный стиль - это умение органично выглядеть в любой ситуации, это соответствие внешнего облика внутреннему настрою. Индивидуальный стиль (внешность, умение одеваться, манеры) – это комфорт и непоколебимая уверенность личности в своих возможностях, способностях и успехе.
4. Умение выстоять и не сломаться.
Стрессоустойчивость на сегодняшний день – это качество, которым должна обладать каждая уважающая себя личность. Стрессоустойчивость позволяет личности помешать давлению извне и постоянно сохранять внутреннее спокойствие. Быть стрессоустойчивым означает получить несколько очков форы перед другими людьми - как в карьере, так и в построении личных отношений.
5. Развитие творческих способностей.
Творчество заложено в каждом из нас. Вспоминаем свое детство: играя с игрушками, придумывая ролевые игры или просто фантазируя, мы создавали что-то новое. А, взрослея, просто забываем об этой способности, и жизнь постепенно становится не такой яркой – ее краски тускнеют.
Мы можем в любой момент повернуть время вспять, вспомнить беззаботность и восторг, стать свободным – с помощью творчества. Творчество – уникальная возможность рассмотреть проблему с разных, иногда неожиданных, сторон и прийти к верному решению. Конечно, каждый может сказать: «Да я уже все перепробовал! Ничего не помогает!» А что еще не пробовали? На тренинге учащиеся убеждаются: на самом деле есть еще много разных способов изменить реальность в лучшую сторону через призму творчества.
6. Итоговое резюмирующее занятие.
Обратная связь от группы педагогу-психологу, обсуждение результатов тренинга, диагностика динамических изменений психологических характеристик учащихся по заявленным методикам:
- «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманов
- Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) А.Т. Бек
- Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
По итогам проведенного тренинга оформляется отчет о его результатах.
Итоговая информация о проведенной психологической диагностике до и после тренинга доводится до сведения классного руководителя и родителей учащихся.
1 занятие
Вводное занятие.
Название упражнения | Время, мин | Описание |
Приветствие, разминка | 5 | «Построение». Сейчас мы с вами будем строиться. Это будет необычное построение. Строимся молча. Жесты и мимика позволительны без ограничений. 1. Построиться по росту. 2. Построиться по цвету волос (от светлого к темному). 3. По цвету глаз – вначале светлые, затем темнее и темнее. 4. По месяцу рождения 5. По первой букве имени 6. По первой букве названия улицы, на которой живешь (цифра не считается) |
Информация | 15 | Представление целей тренинга, выработка общих правил работы группы. Представление тестовых методик, пояснения цели их заполнения. |
Отработка | 30 | Выполнение тестов. |
Перерыв | 5 | |
Информация | 10 | Что такое взаимодействие, коммуникация, коллективная работа |
Отработка | 15 | Упражнение «Общий рисунок». Цель: определить лидера. Работаем в парах. Одной ручкой, вдвоем, не договариваясь нарисовать осмысленный рисунок. |
Разбор | 5 | Какие трудности возникали? Как вы с ними справлялись? |
Подведение итогов занятия | 5 | Обратная связь группа-ведущий, мотивация к следующему занятию. |
Итого | 90 |
2 занятие
Первое впечатление
Название упражнения | Время, мин | Описание |
Приветствие, разминка | 5 | Упражнение «Групповая скульптура». Необходимо действовать быстро, молча, композиция должна быть гармоничной. Если вам захочется, композиция может «ожить». Каждый участник является и скульптором, и глиной. Найдите свое место в общей скульптуре. Пусть кто-то выйдет в центр и примет позу, к нему по очереди присоединятся другие. |
Информация | 15 | Искусство самопрезентации – умения производить хорошее впечатление. Введение понятий «тактика» и «стратегия». |
Отработка | 30 | Бумага, ручка, фломастеры. 1.Подумайте и ответьте на вопрос: что для вас лично означает понятие «успех»? Что должно быть в вашей жизни, чтобы вы сказали про себя: «Я успешный человек?» Начните так: «Я – успешный человек, потому что…». Дальше перечислите, что у вас есть или чего вы достигли, что делает вас успешным. Ответьте на вопрос четко и конкретно. Ответ прочитайте вслух. (Если ответ звучит размыто, прошу переформулировать фразу). 2. Представьте картину, на которой изображены ситуации вашего личного успеха. Нарисуйте её на бумаге схематично, чтобы каждая деталь изображала какую-то часть вашего успеха. 3.Представьте, что вы достигли успеха. Надо почувствовать это состояние и погрузиться в него (можно встать, ходить, разыграть пантомиму и т.д.). 4. Чтобы услышать свой успех, необходимо не только повторять вслух формулировку цели, но и слышать звуки каждого элемента. Расскажите, что вы услышали, глядя на рисунок. 5. Нарисуйте пять уровней – это пять этажей, которые надо преодолеть на пути к успеху. Напишите на каждом, что нужно сделать на каждом «этаже» (на первом – что вам нужно сделать, чтобы подняться на второй и т.д.). Расскажите, что вы запланировали на каждом уровне. |
Разбор | 5 | Кто хочет поделиться своими впечатлениями от выполнения этого задания? |
Разминка | 5 | Мы – атомы. Руки согнуты в локтях, кисти прижаты к предплечьям. Атомы постоянно двигаются. Я назову число, в которое должны объединиться атомы (не должен остаться лишний игрок). В конце упражнения назвать число, равное количеству игроков. |
Отработка | 15 | Круг совершенства. |
Разбор | 10 | Кто хочет поделиться своими впечатлениями от выполнения этого задания? |
Подведение итогов занятия | 5 | Обратная связь группа-ведущий, мотивация к следующему занятию. |
Итого | 90 |
3 занятие
Личный стиль
Название упражнения | Время, мин | Описание |
Приветствие, разминка | 5 | Это задание выполняется в полном молчании. Встанем в круг, спиной к центру. Сосредоточимся на себе. Теперь медленно повернёмся лицом в круг, подойдём к центру как можно теснее. Давайте почувствуем, что значит «быть группой» и осознаем это чувство. Выбрать одного участника (голова змеи), а кто-то один остается стоять неподвижно. Последний стоит на месте, а первый обводит группу вокруг него. Участвуют все по очереди. Осознайте и прочувствуйте себя в новых условиях. Затем вновь встаём в круг плечо к плечу, берёмся за руки и смотрим друг на друга. Теперь отбрасываем руки, отходим на три шага назад. Можем садиться. Впечатления? |
Информация | 15 | Что такое «Образ», «Роль», «Внутренняя улыбка» |
Отработка | 30 | Упражнение «Мое». Цель: концентрация внимания, развитие красноречия, тренировка образа оратора. Придумайте рассказ, где содержится слово «мое». Один участник рассказывает, другие фиксируют основную цель выступления и характеристики речи выступающего. |
Разбор | 5 | Делимся впечатлениями и переживаниями |
Разминка | 5 | Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу короткое пожелание. Сосед как можно скорее должен встать, повторить эту фразу и сесть, его сосед должен сделать то же самое. Когда волна пробежит полкруга, к первому приветствие добавляется еще один элемент (вербальный или невербальный). Выполнять задание надо с максимальной скоростью. |
Отработка | 15 | Упражнение «Телеграмма». Цели: исследовать роль чувств как мотиватора поведения. Развить умение осознавать свои эмоциональные состояния и связывать их с совершаемыми поступками и действиями. Карточки с названиями состояний (радость, ужас, удивление...). Вам телеграмма. (раздать всем текст телеграмм). Сейчас я раздам вам карточки, на которых написано эмоц. состояние. Текст телеграммы и название чувства проговаривать нельзя. Именно эти чувства вы испытываете к автору телеграммы. Настройтесь. Прочитайте текст. Мы по очереди будем эмоционально выражать свои чувства по поводу телеграммы от этого человека. |
Разбор | 10 | Прокомментируйте ваше поведение и его зависимость от чувства. Как вы поступаете в реальной жизни, когда испытываете похожие чувства? |
Подведение итогов занятия | 5 | Рефрейминг содержания. |
Итого | 90 |
4 занятие
Умение выстоять и не сломаться
Название упражнения | Время, мин | Описание |
Приветствие, разминка | 5 | Впечатления, настроение, успехи. В конце – скажи, какого цвета сейчас твоё настроение? |
Информация | 15 | Введение понятия «стрессоустойчивость» |
Отработка | 30 | Лист бумаги разделить на четыре части и пронумеровать квадраты. 1 квадрат – вписать пять ваших положительных качеств; 3 квадрат – пять ваших качеств, которые вам не нравятся; 2 квадрат – посмотреть на качества, вписанные в кв.3 и переформулировать их так, чтобы они стали выглядеть как положительные (с точки зрения ваших друзей); 4 квадрат – посмотреть на качества, вписанные в кв. 1 и переформулировать их в негативные ( с точки зрения ваших врагов). Затем закрыть ладонью кв. 1 и 2. Какой вы замечательный человек! Закрыть кв. 3 и 4. Теперь посмотреть на весь лист в целом. На самом деле одни и те же качества. Только с разных точек зрения. А теперь нарисуйте на пересечении кв. круг и впишите в нем букву «Я». |
Разбор | 5 | Делимся впечатлениями и переживаниями |
Отработка | 20 | Стулья ставятся в два ряда один напротив другого. Участники снимают с пальцев и запястий все украшения (по которым их можно было бы узнать), подворачивают рукава. Закрыв глаза, участники рассаживаются тренером в произвольном порядке (так, что не знают, кто окажется напротив). Найдя кисти рук партнёра все, по команде психолога, должны с ним «познакомиться», «побороться», «примириться» и «попрощаться». Упражнение повторяем несколько раз с разными партнёрами. |
Разбор | 15 | Угадать, с кем имел дело и объяснить, почему пришёл к такому выводу. Затем группа совместно анализирует свои впечатления в соответствии с целью упражнения. |
Подведение итогов занятия | 5 | Предлагаю нам поделиться впечатлениями от занятия |
Итого | 90 |
5 занятие
Развитие творческих способностей
Название упражнения | Время, мин | Описание |
Приветствие, разминка | 5 | Я задаю вопрос. Каждый участник быстро находит себе пару и за 2 минуты вы должны обменяться ответами на мой вопрос. Каждый должен коротко записать ответ собеседника. После сигнала СТОП разговор прекращается и я задаю новый вопрос. Вы снова находите себе новую пару и также беседуете и записываете. Всё понятно? Начинаем.
|
Информация | 15 | Введение понятий «творчество», «рамочное мышление». |
Отработка | 30 | Водящий выходит за дверь. Группа загадывает одного участника и водящий возвращается. Его задача- с помощью вопросов угадать, кого задумали. Вопросы такие: если б этот человек был… героем мультика, животным, блюдом/едой, погодой, цветом… В роли водящего должен побывать каждый, и загадывать тоже всех участников. |
Разбор | 5 | Делимся впечатлениями от упражнения |
Разминка | 5 | Один выступающий. Нужно показать пантомимой пословицу, чтоб другие участники догадались, о чём идёт речь. |
Отработка | 15 | Вначале директива, инструкция. Потом – нарисуйте, пожалуйста, кошку. Последнее – представьте, что мы идём на д/р к человеку, которых очень любит кошек. Нарисуйте, что вы ему подарите. |
Разбор | 5 | Делимся впечатлениями от упражнения |
Завершение, Подведение итогов занятия | 10 | Всем участникам раздаю солнышки. На каждом лучике напишите свои лучшие качества – по одному на лучик. На это у вас будет 2 минуты. В центре солнышка напишите свой псевдоним. Теперь передавайте солнышки по кругу, чтобы каждый участник написал своё пожелание каждому. Пожелания должны быть личные, без штампов. 5-7 слов в одном пожелании. На это у нас есть 8 минут. Следите, чтобы оставалось достаточно места и для других пожеланий! |
Итого | 90 |
6 занятие
Итоговое резюмирующее занятие
Название упражнения | Время, мин | Описание |
Приветствие, разминка | 5 | Задача: любым способом, без членовредительства, привлечь внимание других участников. По окончании мы обсудим, чьи приемы особенно запомнились. |
Информация | 15 | Резюмирующая информация о пройденных темах. Вопросы группы тренеру, обратная связь. |
Отработка | 30 | В зависимости от выявленных затруднений учащихся подбирается соответствующее упражнение из арсенала психолога. |
Разбор | 5 | Делимся впечатлениями, анализируем свои успехи. |
Разминка | 5 | Участники встали в круг, держась за руки. Давайте все присядем. Теперь вместе будем повторять «да-да-да», с каждым разом немного повышая голос и приподнимаясь, чтобы в конце все мы подпрыгнули с криком «ДА!» Возможно, многие будут чувствовать себя глупо - и это совсем неплохо. По 2 причинам: 1. Мы часто чувствуем себя глупо, когда выступаем с новыми идеями или оригинальной мыслью. А раз вы хотите становиться творческой личностью, нужно преодолевать боязнь показаться странным. Помогает практика-это учебник глупости. 2. Перевести участников в позитивное мышление. Это техника самонастроя на хорошее. |
Отработка | 15 | 2 подгруппы. Выдать каждому члену команды по листу А-4. За 3 минуты каждый участник должен сделать самолётик. Обе команды, НЕ ДЕЛАЯ ПРОБНЫХ ЗАПУСКОВ, должны решить, какой самолётик будет представлять их команду. На крыле сделать отметку. После этого выбранные члены команд встают на одной линии и запускают. Команда-победитель получает приз! |
Разбор | 10 | Чаще всего находится несколько самолетов, обладающих большими шансами на победу. Это наглядно убеждает нас, что у любой проблемы нет одного правильного решения, их всегда несколько, но нам становится легче, когда мы выбираем какое-то одно из них, а не мечемся между разными возможными решениями. Выбор самолёта команды – иллюстрация того, что многим решениям присущ риск. После того, как известен победитель, будет весело, если все вместе запустят свои самолёты одновременно. |
Подведение итогов занятия | 5 | Впечатления, настроение, успехи. Какого цвета сейчас ваше настроение? |
Итого | 90 |
Литература для педагога-психолога
Выготский Л. С.. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь. - Говорящая книга 2012. | |
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 2010. | |
Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 2007. | |
Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): Курс лекций. М., 2002. | |
Маслоу А.. Мотивация и личность. Motivation and Personality:- Питер 2011. | |
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. | |
Мухина В. С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. Л67 пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов/Ред.-сост. В. С. Мухина.—М.: Просвещение, 1991. | |
Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985 | |
О`Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП. Гардарики, 2007. | |
Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001. | |
Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. Seelenprobleme der Gegenwart.- МПСИ 2006. | |
Юнг К. Г. Человек и его символы. - Серебряные нити, 2006. | |
Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М., 2004. |
Литература для учащихся
Бретт Дорис. Жила-была девочка, похожая на тебя. Психотерапевтические истории для детей. More Annie Stories: Therapeutic Storytelling Techniques. – Класс, 2010. | |
Коч Л.А. Креативная этика. – МПСИ, 2010. | |
Пряжников Н.С. Методы активизации духовного потенциала личности. – МПСИ, 2010. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Режим дня и личная гигиена подростка"
Презентация о режиме дня и личной гигиене подростка...
конспект урока обществознание в 7 классе "Личные права подростка"
Подробный конспект урока обществознание в 7 классе "Личные права подростка"...
презентация к уроку обществознание в 7 классе "Личные права подростка"
Презентация к уроку обществознание в 7 классе "Личные права подростка"...
Конспект урока по СБО "Особенности личной гигиены подростка". 7 класс.
Урок разработан по теме "Личная гигиена". Для обучающихся 7 класса. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Личная эффективность подростка!
Программа проекта «Личная эффективность» Создано: 06 октября 20185 октября 2018 года на базе Муниципального автономного учреждения «Салехардский центр молодёжи», прошла пр...
«Личная эффективность подростка» 7 декабря 2017 год.
laquo;Личная эффективность подростка»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15680327","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"386","width":"480"}}]]7 декабря 2017 год...
Городской проект «Личная эффективность подростка» 30 марта 2018 года.
Городской проект «Личная эффективность подростка»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15691118","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"298","width":"480"}}]]3...