Программа внеурочной деятельности "Музееведение"
рабочая программа по краеведению (7 класс)
Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_2.docx | 64.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Музееведение»
Возраст обучающихся: 12– 13лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год: 35часов
Составитель программы: Юркина Н.П.
Программа внеурочной деятельности
«Музееведение»
Составитель программы: Юркина Н.П.
1) Пояснительная записка
к программе научно-познавательного направления «Музееведение»
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Цель программы: помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задачи программы:
- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным, историческим…);
- развитие способностей к поисково- исследовательской, творческой деятельности;
- развитие самостоятельности и инициативы.
Помочь молодому поколению в решении этих задач сегодня может такой уникальный социальный институт, как МУЗЕЙ. Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец. К овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа имеет интегрированный характер.
При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, и др…
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного краеведческого музея и учащихся.
Значительное число занятий направлено на ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей
Создавая собственный творческий проект (выставку, маршрут экскурсии, научно- исследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Выпускники должны уметь: общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Программа: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Автор: Горский В.А. Издательство: «Просвещение» 2011.
Возраст обучающихся: 12– 13лет.
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год: 35часов
2) Учебно- тематический план.
№ | Тема. | Количество часов. | дата | факт | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Будем знакомы - будем дружить, учиться и работать вместе. Основные понятия и термины музееведения. | 1 | 1 | - | ||
2 | О чем рассказывает школьный музей. Его основные разделы. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея. | 1 | 1 | - | ||
3 | Типы и виды музеев. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. Краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. | 1 | 1 | |||
4 | Свидетели истории. Газеты, журналы, книги - важные источники. Источники сведений о родном городе, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории» | 1 | 1 | |||
5 | Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. | 1 | 1 | |||
6 | Ваши помощники в поисковой работе: учреждения, организации и лица. | 1 | 1 | |||
7 | Как работать с газетами, журналами, книгами. | 1 | 1 | |||
8-9 | Работа с каталогами в школьной библиотеке. | 2 | 1 | 1 | ||
10-11 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 18 века). | 2 | 1 | 1 | ||
12-13 | История музейного дела в России. Коллекционирование. | 2 | 1 | 1 | ||
14-15 | Фонды музея. Работа с фондами. | 2 | 1 | 1 | ||
16-17 | Музейная экспозиция и её виды. | 2 | 1 | 1 | ||
18-19 | Экскурсия в Краеведческий музей г.Нягань. | 2 | - | 2 | ||
20-21 | Экскурсия в Музейно-культурный центр | 2 | - | 2 | ||
22-23 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | 2 | 1 | 1 | ||
24-25 | Выставочная деятельность музея. | 2 | 1 | 1 | ||
26-27 | Выставочная деятельность музея. | 2 | 1 | 1 | ||
28-29 | Культурно-образовательная деятельность музея. | 2 | 2 | |||
30-31 | Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея. | 2 | 1 | 1 | ||
32-33 | Организация краеведческой работы . | 2 | 1 | 1 | ||
34-35 | Подготовка и проведение итогового мероприятия. | 2 | 2 | |||
Итого: | 35часов | 15 | 20 |
3) Содержание занятий.
№ | Тема занятия. | Содержание занятия. | УУД. |
1 | Вводное занятие. Будем знакомы - будем дружить, учиться и работать вместе | Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ - выделение признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные УУД: потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника Регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Личностные УУД: формирование основ грахданской идентичности личности: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому; стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью |
2 | О чем рассказывает школьный музей. Его основные разделы. | Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного краеведческого музея. | |
3 | Типы и виды музеев. | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. Краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. | |
4 | Свидетели истории. Газеты, журналы, книги - важные источники. | Источники сведений о родном городе, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории» | |
5 | Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. | Основные источники, используемые для сбора материала для музея : книги и брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне; дневники и планы, фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей; ; вещественные памятники (символы, атрибуты и т. д.). | |
6 | Ваши помощники в поисковой работе: учреждения, организации и лица. | Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в поисковой работе: учителя, старшие вожатые, библиотекари, работники государственных музеев и архивов. | |
7 | Как работать с газетами, журналами, книгами | Как работать с газетами, журналами, книгами | |
8-9 | Работа с каталогами в школьной библиотеке. | Подготовка списка необходимой литературы. Практическая работа. | |
10-11 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование ( от Античности до конца 18 века). | Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в Античную эпоху ( святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья ( храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения ( студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественно-научные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея. | |
12-13 | История музейного дела в России. Коллекционирование. | Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге.Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России . | |
14-15 | Фонды музея. Работа с фондами. | ||
16-17 | Музейная экспозиция и её виды. | Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций. | |
18-19 | Экскурсия в городской Краеведческий музей. | Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея. | |
20-21 | Экскурсия в Музейно-культурный центр | Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея. | |
22-23 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея. | |
24-25 | Выставочная деятельность музея. | ||
26-27 | Выставочная деятельность музея. | Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея. | |
28-29 | Культурно-образовательная деятельность музея. | Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея. | |
30-31 | Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея. | Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея. | |
32-33 | Организация краеведческой работы . | Формы выполнения краеведческих исследований: индивидуальные. Коллективные, звеньевые. Права и обязанности краеведа- исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. | |
34-35 | Подготовка и проведение итогового мероприятия. | Интеллектуально-познавательная олимпиада по краеведению |
4) Методология.
№ | Тема занятия. | Методы и формы организации деятельности. |
1 | Вводное занятие. Будем знакомы - будем дружить, учиться и работать вместе | Игра-знакомство «музееватиков» друг с другом. |
2 | О чем рассказывает школьный музей. Его основные разделы. | поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея… обзорная экскурсия в школьный музей , по итогам которой определить социальные функции музея. |
3 | Типы и виды музеев. | просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях мира. |
4 | Свидетели истории. Газеты, журналы, книги - важные источники. | знакомство с фондами школьного краеведческого музея |
5 | Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. | знакомство с фондами школьного краеведческого музея Основные источники, используемые для сбора материала для музея : книги и брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне; дневники и планы, фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей; ; вещественные памятники (символы, атрибуты и т. д.). |
6 | Ваши помощники в поисковой работе: учреждения, организации и лица. | Беседа, виртуальная экскурсия по организациям и учреждениям города. |
7 | Как работать с газетами, журналами, книгами | Подготовка списка необходимой литературы. Практическая работа |
8-9 | Работа с каталогами в школьной библиотеке. | Подготовка списка необходимой литературы. Практическая работа. |
11-10 | История музейного дела за рубежом. Коллекцианирова-ние ( от Античности до конца 18 века). | просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях мира. |
12-13 | История музейного дела в России. Коллекционирова-ние. | просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России (либо проектной работы). |
12-13 | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. | рассказ ( беседа) о классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи… |
14-15 | Фонды музея. Работа с фондами. | знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Составление учётной карточки экспоната школьного краеведческого музея. |
16-17 | Музейная экспозиция и её виды. | участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате. |
18-19 | Экскурсия в городской Краеведческий музей. | проверка знаний, умений и навыков обучающихся. |
20-21 | Экскурсия в Музейно-культурный комплекс | проверка знаний, умений и навыков обучающихся. |
22-23 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. | участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее. |
24-25 | Выставочная деятельность музея. | участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее. |
26-27 | Выставочная деятельность музея. | участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее. |
28-29 | Культурно-образовательная деятельность музея. | участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее. |
30-31 | Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея. | выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания. |
32-33 | Организация краеведческой работы . | выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания. |
34-35 | Подготовка и проведение итогового мероприятия. | проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов. |
5) Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.
Предметные результаты:
- овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.
6) Список рекомендуемой литературы
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения. 2-е издание. Москва. Просвещение. 2017 год.
2.Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
3.Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2066.
4.Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.
5.Краткий словарь музейных терминов. М., 2013.
6.Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
7.Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
8.Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела. / Б. А. Столяров, Н. Д.Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
9.Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
10.Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
11.Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Источники
1.Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
Виртуальные музеи:
http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html
http://www.stalingrad-battle.ru
1. Виртуальные музеи и галереи мираhttp://www.ph4.ru/virtur
2.Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
3.Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
4.Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru
5.Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp
6.Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp
7.Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html
8.Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/
9.Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
10.Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/
11.Русский музей. http://rusmuseum.ru/
12.Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/
13.Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/
7) Приложения.
Материалы к теме: «Классификация музеев».
На сегодняшний день принято выделять семь основных типов музеев, экспонат каждого из которых будет отличаться определенными характеристиками от тех, что принадлежат другим музеям. Основные пункты системы классификации музеев заимствуются здесь из работы Н.Ф. Петровой «Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ)». Я попробую дать характеристику каждому с точки зрения места и роли экспоната музея.
1. Художественные музеи. Тематические рамки экспоната данного типа будет определять его принадлежность к истории искусств и к искусствоведению. Главной чертой такого предмета будет его художественная значимость, сила эстетического воздействия. Художественный музей более, чем другие виды музеев, апеллирует в своих экспозициях к изобразительным источникам. Если мы примем за основу классификации те средства, с помощью которых осуществляется и выражается содержание источника, то станет очевидным то, что источники изобразительные занимают «значительное место в ряду других основных групп, а именно : 1) словесные источники средство выражения содержания которых – слово; 2) предметы материальной культуры, средство выражения содержания которых – их вещная форма; 3) изобразительные источники, средство выражения содержания которых – изображение» [15] .Среди музеев подобного типа можно выделить пинакотеки, картинные галереи, музеи изобразительно искусства, художественных ремесел, промыслов и т.д.
2. Исторические музеи. Тематическая база данного типа музеев основывается на исторические науки. Объектом изучения такого музея будет уже не история искусств, а история как ряд социально значимых фактов. Само искусство рассматривается с такой точки зрения как часть, один из аспектов всего исторического процесса. Наряду с материальными свидетельствами о событиях прошлого нам рассказывают так же и изобразительные экспонаты, о которых шел разговор предыдущем пункте. Картины занимают особое место в музеях истории. Предметные изображенные могут с достаточной точностью донести до зрителя внешний облик какого-либо предмета, они могут стать и чисто визуальным свидетельством о каком-нибудь событии. Мера точности такого изображения будет зависеть от замысла и целей самого автора (к сожалению, о сущности которых мы можем только строить предположения), от эстетических и этических идеалов самой эпохи и, как следствие, от ее художественных установок. Если мы будем вести речь о фото-свидетельствах, которые мы так же с полным основанием можем включить в ряд изобразительных источников, здесь мы можем в большей степени рассчитывать на точность, на достоверность представляемого нам явления. В живописном, графическом, скульптурном изображении мы найдем субъективную трактовку происходившего события. Однако, такие источники становятся наиболее ценными не только для трактовки изображаемой эпохи, но и для понимания того времен, когда происходило непосредственное создание художественного памятника. В качестве разновидностей исторического музея выделяют археологические, нумизматические, историко-революционные, военно-исторические музеи, истории просвещения и образования, истории региона, города, села… Среди этих видов отдельной группой вычленяют и музеи истории спорта, истории книги, истории науки и техники.
3. Естественнонаучные музеи. Их ориентир также связан с реконструированием научной картины мира. Названия, составляющие основной список классификации таких учреждений, говорят сами за себя: палеонтологические, антропологические, биологические, ботанические, зоологические, минералогические, экологические и т.д.
4. Технические музеи – связанные с техникой и техническими науками: политехнические, музеи науки и техники, космонавтики, авиации, музеи отдельных предприятий. Экспонаты таких музеев призваны показать сегодняшний уровень развития техники. Это современные свидетельства, однако, с появлениями новых открытий они автоматически становятся принадлежностями прошлого времени.
5. Литературные музеи. Главная задача таких музеев заключается в том, чтобы передать творческую обстановку, среду, в которой жил и работал известный поэт, писатель, что повлияло на развитие его как творца. Письменные источники, в особенности рукописи и книги с авторскими замечаниями, становятся реликвиями такого типа музеев. Интересно заметить, что такие экспонаты способны выступать и в качестве носителей общественной памяти, «являясь сосредоточением информации об историческом прошлом человечества, отражением реалистичных явлений общественной жизни» [16] , и, одновременно, предметами, способными оказывать на зрителя эмоциональное воздействие. Мы можем почерпнуть из написанного в них какую-либо значимую информацию, а так же получить эстетическое переживание лишь от одного только созерцания таких экспонатов музея.
6. Мемориальные музеи имеют много общего с предыдущим типом. Такие заведения располагаются в домах, где жила какая-то известная личность. «В этих музеях сохраняется или воссоздается обстановка дома, интерьер, собираются личные вещи, рукописи, принадлежащие владельцу дома и его обитателям» [17] . Ценность и уникальность объектов такого музея будет заключаться в «пропитанности» предмета духом его владельца. Простое осознание того, что эту вещь в своих руках держал великий человек, будет вызывать благоговение перед нею. Она станет музейной ценностью только потому, что раньше находилась в чьем-то распоряжении. «Культ», возвеличивание самого хозяина сделает «культовым» и любой предмет его обстановки.
7. Комплексные музеи – заслуга "XX столетия. Именно в постмодернистскую эпоху теряет функцию конституирования мировоззрения наука, интерес к которой был так высок, начиная со средневековой алхимии и стремления Ренессанса познать все, что связано с человеком и заканчивая последними открытиями в области антропогенеза. Против сциентизма теперь выступает множественность форм знания, в основаниях своих доходящие чуть ли не до мистики. Именно поэтому, теперь музей – не простое собрание ради собрания, не желание сделать экспозицию исключительно методом научного познания. Это – желание подойти к осмыслению этого мира с разных сторон, показать его многоплановость. Именно это и заставляет подходить к музею как к комплексу, собранию много во едином. Кроме того, подход к музею как к комплексу предопределен пониманием сущности времени, характерным для XX века. Время становится ценностью, поэтому стремление к его экономии тоже будет фактором, предпосылкой создания музея-комплекса, придя куда, человек может за довольно-таки короткий срок побывать сразу же в нескольких типах музея, при том не выходя из одного помещения.
Материалы для беседы по теме: «История музейного дела в России».
Музей – зрелище, но не развлечение. Российские музеи сравнительно молоды по сравнению с европейскими, но их коллекции роскошны и вызывают интерес не только у наших соотечественников, но и у иностранных туристов.
История музейного дела в России относительно молода. Первый музей на территории нашей страны появился в 1714 году, это была знаменитая петровская Кунсткамера, собрание редкостей, составленное под личным руководством Петра Первого. Однако коллекционированием увлекались и монархи до него. Известно, что в 1605 году поляки похитили из сокровищницы московского Кремля огромное собрание оружия, а в 1572 году наиболее ценные предметы оттуда были вывезены на 400 санях в Новгород, чтобы спасти их от разграбления татарскими ордами. Но в те времена никому не приходило в голову создавать экспозиции и военные трофеи и образцы оружия демонстрировались исключительно наиболее важным гостям государства. А первым учреждением, открытым для широкой публики стала как раз Кунсткамера.
Многие десятилетия петровский музей оставался единственным в нашей стране. Деятельностью, которую можно было классифицировать как музейную, позднее стали заниматься такие учреждении как арсеналы и оружейные палаты. Это были образцы так называемого «протомузейного» коллекционирования, на их базе в дальнейшем были созданы богатые экспозиции. Следующим этапом в развитии музейного дело России стали создание в 1758 году художественного музея при Академии художеств, а чуть позже, в середине 60-х годов восемнадцатого века открыл свои двери Эрмитаж. С тех пор музеи в России стали создавать повсеместно, личные коллекции высокородных аристократов передавались в дар музейным учреждениям, немало меценатов дало свои имена музейным комплексам (Третьяков, Брюс, Голицын и другие).
Для чего же создавались музеи в России? Если говорить о первых учреждениях этого типа, то создавались они с изначальной целью «быть как в Европе». Это потом уже возник интерес к собственным гениям в области живописи, скульптуры и других видов искусств. А изначально государственная казна открывалась для того чтобы выкупить полотна известных мастеров европейского Возрождения, античные фрески, предметы интерьера и скульптуры. Музеи создавались с целью «оевропить» население столиц, познакомить его с классическим искусством, стимулировать развитие таких наук как этнология, археология и этнография.
Музеи всегда предназначались для широкого круга лиц, это были общественные учреждения, часто свободного посещения. Их основная деятельность заключается экспозиционной и культурно-образовательной работе, в России музеи выполняют историческую и просветительскую функцию, на них возложены даже пропагандистские задачи. Музей - место интеллектуального и духовного отдыха, его посещение обязательно для тех, кто хочет приобрести новые знания, провести время за утомительным, но очень содержательным занятием.
Сообщение на тему: «Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - самый крупный в России и один из самых больших в мире художественных музеев».
Эрмитаж не только лучший музей Санкт-Петербурга, но и великолепный образец архитектурных достопримечательностей города. Хотя это не совсем верно. Как музей – это, безусловно, Эрмитаж. Но архитектурную славу имеет парадная царская резиденция Зимний дворец. Музейный комплекс Эрмитаж «поглотил» Зимний дворец, который стал одной из составляющих государственного музея. За 250 лет существования стараниями самых богатейших людей Российской Империи - династии Романовых Эрмитаж собрал коллекцию, которой хватило бы на 50 больших музеев обычных европейских стран. Появился Эрмитаж в 1764 году, как личная коллекция Императрицы Екатерины Великой, и первоначально и был именно «частной коллекцией». Об этом свидетельствует название музея. В переводе с французского "эрмитаж" - ermitage - келья, уединенное место.
Спустя 100 лет Эрмитаж стал настолько важен и велик, что было принято решение открыть его для посещения публики. Это, кстати, показывает, несколько несоответствующий созданному после революции стереотипу был образ «кровавого царского режима». Эрмитаж собрал картины лучших мастеров прошлого. В этом отношении царская семья не считала деньги, и скупала практически все, что было можно.
Теперь на экскурсиях по Эрмитажу можно видеть уникальные полотна великих итальянцев Леонардо да Винчи, Рафаэля и Тициана. Испанских мастеров Эль Греко и Веласкеса. В Эрмитаже большая коллекция голландских и французских мастеров. Веянием моды в залы Эрмитажа попали импрессионисты. Это Моне, Гоген и Пискассо. Пожалуй, для детей и школьников гораздо интереснее коллекции рыцарских доспехов, оружия предметов быта, и уникальных ювелирных изделий. И, конечно, никого не может оставить равнодушным подаренный Потемкиным Екатерине Великой знаменитый заводной павлин. И сегодня можно увидеть, как работают эти часы. Но, увы, очень редко. Павлин заводится раз в неделю и подгадать время экскурсии, чтобы увидеть это чудо довольно трудно.
Сообщение по теме: «Крупнейшие музеи мира».
Лувр – самый известный музей мира. На протяжении веков он неоднократно перестраивался – каждый новый правитель Франции по-своему обновлял или расширял его. В XII веке король Филипп II Август возвел здесь крепость, позднее ее увеличил в размерах Карл V. В XVI веке Франциск I приказал разобрать укрепления и превратил Лувр в роскошную по тем временам королевскую резиденцию, оформив ее в стиле ренессанса. Центром власти красивейший дворец Лувр перестал быть в XVII веке, когда Людовик XIV переехал вместе со всем двором в Версаль.
Национальный конвент Французской революции в 1793 году постановил учредить в Лувре первый общедоступный музей. В нем были собраны предметы искусства, изъятые у аристократии – те, что не успела разграбить вооруженная толпа. Оригинальное дополнение к, казалось бы, совершенной архитектуре Лувра в виде стеклянной пирамиды появилось в 80-х годах XX века по инициативе президента Франсуа Миттерана. Пирамида, поначалу насмешливо прозванная парижанами "теплицей", вскоре превратилась в одну из достопримечательностей Лувра и Парижа, придав легендарному музею новый блеск. Она не только не скрывает стоящих позади нее корпусов Лувра, но и озаряет дневным светом близлежащие залы и коридоры музея и придает особое очарование внешнему облику дворца – удивительный контраст оживляющей современности и внушающей уважение старины.
Сегодня Лувр ежегодно посещает более 5 миллионов человек. В выходные дни здесь очень тесно, несмотря на то, что площадь экспозиции составляет 60 тысяч кв. метров.
Десятки тысяч экспонатов делают Лувр не только известнейшим, но и крупнейшим музеем мира. В Лувре собраны выдающиеся произведения, от древних скульптур и шедевров европейской живописи до образцов декоративно-прикладного искусства.
В XIX веке Наполеон III сделал Лувр своей резиденцией. После его поражения во франко-прусской войне восставшие парижане пытались поджечь дворец, однако один из членов парижской коммуны вовремя опорожнил бочки с нефтью, расставленные в залах уникального музея, и тем самым спас от уничтожения бесценные экспонаты.
Несколько лет назад возникла идея пойти навстречу туристам – однодневным посетителям Лувра – и поместить в одном зале сразу две ярчайшие жемчужины музейной коллекции: "Умирающего раба" Микеланджело и "Джоконду" Леонардо да Винчи.
Однако этот проект так и не был реализован. Администрация музея придерживается мнения, что путешествие по залам Лувра является уникальным уроком по истории искусства, а стремление увидеть только знаменитые произведения ведет к профанации. И с этим утверждением трудно спорить, ведь Лувр готовит нам массу открытий и первых "очных" знакомств с не менее значимых произведений искусства. "Мадонна с зеленой подушкой" Андреа Соларио – типично итальянская живопись XIV века, "Плот "Медузы" Теодора Жерико, ставший первой ласточкой романтизма в изобразительном искусстве, "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах") кисти другого французского романтика Эжена Делакруа – еще одно произведение с мировым именем... Этот список можно продолжать бесконечно, ибо сокровищница Лувра бездонна. Стоит отметить только, что особое место в летописи музея, как и в истории всей Франции, занимает Наполеон Бонапарт. Живописец Антуан-Жан Гро был кем-то вроде хроникера императорских триумфов. Еще один певец Наполеона I Жак Луи Давид поначалу был ярым приверженцем Революции, но позднее его симпатии оказались на стороне Корсиканца, о чем свидетельствует его красноречивое "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины..." И все-таки все дороги Лувра (о чем неустанно твердят многочисленные указатели) ведут к знаменитой Джоконде. Другие полотна, висящие в самом заветном зале дворцового музея, не выдерживают никакой конкуренции с шедевром итальянского гения.
Таинственная улыбка Моны Лизы – супруги флорентийского купца Франческо дель Джокондо, в свое время даже не удосужившегося оплатить работу мастера над портретом, – многие столетия волнует посетителей Лувра куда более других его экспонатов...
Британский музей, открытый в1759 году, на сегодняшний день является главным музеем Объединенного Королевства. Ежегодно его посещают более 4 миллионов человек. Объясняется такая популярность очень просто: в нем сосредоточены уникальные коллекции. Это и история, и археология, и этнография, и естественные науки, и живопись. Здешние египетские, ассирийские и древнегреческие собрания считаются лучшими в мире. Здесь выставлены мраморные статуи, некогда украшавшие афинский Парфенон, сокровища египетских гробниц, неприметный с виду Розеттский камень, прозванный шифровальным камнем лингвистов, так как с его помощью удалось расшифровать неприступные египетские иероглифы. В главном здании музея находится«человек из Лима» — мумия доисторического человека, которую работники музея ласково прозвали Питом Маршем. Есть здесь и окаменевший архиоптерикс. Недавно были отреставрированы африканские залы, в которых представлена лучшая в мире коллекция предметов искусства Черного континента. В экспозицию музея включены богатейшие собрания гравюр, монет и медалей. Так как выставки постоянно обновляются, людям, уже посещавшим Британский музей, всегда будет на что посмотреть. Англичане остаются оригиналами во всем: для того чтобы крысы и мыши не портили уникальные коллекции, в штат было зачислено, шесть кошек. Поэтому, если вы, прогуливаясь по залам Британского музея, увидите кошку в униформе(с желтым бантом на шее), знайте —перед вами государственный служащий.
Беседа для Родительского собрания на тему:
«Внеклассная работа по краеведению».
Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы. Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.
Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.
Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.
Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.
Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя. Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края. Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; г) проблем, не входящих в учебную программу. Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края. Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией ,прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма, диапозитива и т. д. Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес. Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью. После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений . Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.
Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Методологической основой школьного исторического краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Это положение должно быть взято за основу в работе учителя-краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины. При изучении истории края следует исходить из взаимосвязи общего и местного еще и потому, чтобы не воспитать “порайонно мыслящих”, не ослеплять учащихся любовью к местному, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.
Теоретические основы курса:
Основные понятия и термины музееведения: музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т. д. Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений. Практикум: поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея…
Роль музея в жизни человека. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного краеведческого музея. Практикум: обзорная экскурсия в краеведческий музей города, по итогам которой определить социальные функции музея.
История музейного дела за рубежом. Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в Античную эпоху ( святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья ( храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественнонаучные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея. Практикум: просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях мира.
История музейного дела в России. Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России (либо проектной работы).
Фонды музея. Работа с фондами. Определение понятий: «музейные фонды», «музейный предмет», « экспонат», « артефакт»… Научная организация фондов музея. Состав и структура фондов музея. Пополнение фондов музея. Учёт фондов музея. Практикум: знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Составление учётной карточки экспоната школьного краеведческого музея.
Музейная экспозиция и её виды. Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций. Практикум: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате.
Направления деятельности музеев. Поисково-исследовательская, выставочная, культурно- образовательная деятельность музея. Практикум: участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.
Организация краеведческой работы. Формы выполнения краеведческих исследований: индивидуальные. Коллективные, звеньевые. Права и обязанности краеведа- исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Практикум: выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
Подготовка к проведению итогового мероприятия. Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклад в общее дело. Практикум: проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Программа внеурочной деятельности "Музееведение"
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, гражданско-патриотического направления....
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...