Программа дополнительного образования Краеведение.
рабочая программа по краеведению

Христюк Ирина Викторовна

Программа ориентирована на средний возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей.

Методика работы с детьми младшего возраста предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей. Программа рассчитана на 3 года обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Киреевский Дом детского творчества»

 муниципального образования Киреевский район

                                                                                  Рассмотрено на заседании

                                                                              педагогического совета

                                                             протокол №1

                                                                            от 31 августа  2017 г.

                      «Утверждаю»

                      Директор МКУДО

                      «Киреевский ДДТ»                  

                       ______Л.М.Саратова

                      «31» августа 2017 г.                            

Направленность: туристско-краеведческая

Срок реализации: 3 года

Уровень:основное общее образование

Составитель программы:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Христюк Ирина Викторовна.

        

г. Киреевск

2017 г.

Содержание

1.  Пояснительная записка.

    1.1. Актуализация программы.

    1.2. Обоснование программы.

    1.3. Характеристика особенностей программы.

    1.4. Цели программы.

    1.5. Задачи программы.

    1.6. Принципы программы.

    1.7 Методы, применяемые в ходе программы.

    1.8. Формы организации занятий.

    1.9. Критерии эффективности.

    1.10. Способы и формы подведения результатов деятельности.

    1.11. Общая результативность по программе.

2. Учебно-тематический план 1-го года обучения.

2.1 Содержание тем.

2.2 Ожидаемый результат.

3. Учебно-тематический план 2-го года обучения.

3.1. Содержание тем.

3.2. Ожидаемый результат.

4.Учебно-тематический план 3-го года обучения.

4.1 Содержание программы 3-го года обучения.

5. Охрана жизни и здоровья обучающихся.

6. Методическое обеспечение.

7. Список литературы.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуализация программы.

        Концепция модернизации российского образования, утверждённая Правительством РФ, определила важнейшие задачи обучения и воспитания обучающихся. В их числе сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитие национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувство гордости за свою Родину. Краеведение в системе дополнительного образования является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Обязательное наличие дополнительной общеразвивающей программы определено п. 2 статьи 12 ФЗ №273 «Об образовании в РФ». Конкретные требования к структуре и содержанию дополнительной общеразвивающей программы определены следующими нормативными документами федерального уровня: Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013г. №1008; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Проект постановления Правительства Российской Федерации)Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008).Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». «Санитарно-эпидемиологическим требованиям у устройства, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДОД»; «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», направленным письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года. Программа реализуется с 2017 года (утверждена на заседании педсовета пр.№1 от 31.08.17 г.

В общеобразовательной школе на уроках истории учащихся знакомят с с историей Тульского края, но этого недостаточно. Чтобы полностью удовлетворить запросы наиболее заинтересованных детей и подростков создано объединение «Краеведение» учреждения дополнительного образования детей «Киреевский ДДТ».

Занятия краеведением способствуют совершенствованию поисково- исследовательских навыков у детей, развитию у них познавательного интереса, творческой активности, уважения к истории своей малой Родины, людям жившим и поныне живущим на Тульской земле,воспитанию патриотизма.

Занятия в объединении организованы в систему, которая гармонично развивает умственные и творческие способности ребенка.

Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Содержание программы направлено на сохранение исторического и культурного наследия, сбережения памятников истории и культуры региона.

1.2. Обоснование программы

Данная программа является общеразвивающей, представляет собой один из вариантов планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении.

Основная линия программы – гражданско- патриотическое воспитание, выступает важнейшим средством развития личности ребенка. Личностно-развивающее обучение представляет собой наиболее распространенную образовательную стратегию на современном этапе развития отечественного образования.

В программе выдвинуты и обоснованы своеобразные концептуальные положения: единство духовного, физического мира человека, природы и социума: великое единение этих начал, приводящее к социализации человека, гармонизации духа, тела человека с живым миром природы. История родного края воспитывает любовь к малой Родине – той части России, где мы живем, где родились и выросли. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет, каждый обязан принимать посильное участие в сохранении истории, экологии, духовных ценностей родного края. Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Он начинает учиться нравственной ответственности перед людьми прошлого и будущего. Поэтому потребность знать край, в котором живешь, рано или поздно, возникает у каждого.

Занятия по данной программе, являясь развивающимися, включают разнообразные игры: творческие, дидактические, импровизированные, сюжетно-ролевые, направленные на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, использование поисковых методов работы, художественно-эстетического вкуса, экологической культуры, творчества. Развитие регионального образования является одним из источников обогащения обучающихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции и поведения. Она помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, с честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

1.3. Характеристика особенностей программы.

Программа ориентирована на средний возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей.

Методика работы с детьми младшего возраста предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей. Программа рассчитана на 3 года обучения.

Первый год обучения составляет 144 учебных часа, что составляет 4 часа в неделю. Первый год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний о истории родного города, поисковых методах работы, умению находить и обрабатывать информацию.

Второй и третий годы обучения  также составляют 144 учебных часа, что составляет 4 часа в неделю. Развивая свои способности, используя приобретенные умения и навыки, обучающиеся учатся анализировать собранные материалы, использовать их для подготовки проектов, создание презентаций.

1.4. Цель: Создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, и гражданского становления, удовлетворение их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности. Воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края.

1.5. Задачи:

Образовательные:

1. подробное изучение истории родного края, анализ факторов, которые способствовали формированию в данной местности общежития людей, выявление основных точек соприкосновения человека с природой

2. вооружение обучающихся необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и др.), развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской деятельности обучающихся;

Воспитательные:

1. воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

 2. развитие гражданской, социальной активности обучающихся.

 3. углубление и систематизация знаний о своей семье;

 4. воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

   5. воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

    6. воспитание бережного отношения к природе;

Развивающие:

  1. развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;
  2. овладение навыками оформления полученных материалов в проектах  творческих работах.
  3. развитие творческой и познавательной активности детей.
  4. развитие гражданской, социальной активности обучающихся.

1.6. Программа построена на принципах:

- принцип гуманизации;

- принцип природосообразности;

- принцип культуросообразности;

- принцип личностно-ориентированной направленности;

- принцип увлекательности и творчества;

- принцип системности;

- принцип доступности;

- принцип последовательности;

- принцип коллективности;

- принцип интеграции отдельных видов декоративно-прикладного искусства.

  1.  Методы, применяемые в ходе реализации программы:

- Объяснительно-иллюстративный метод.Беседа, демонстрация.

- Исследовательско-поисковый метод. Обучение поискам самостоятельного поиска информации, задания исследовательского характера, работа под руководством педагога, практические задания, работа с СМИ, библиотечным фондом, музейными материалами

- Игровой метод. Набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей.

На начальном этапе обучения программой предусмотрены занятия, построенные на объяснительно-иллюстративном методе, что позволяет добиться вовлечения детей в краеведческую деятельность. Ребенка должен увлечь процесс познания истории своей страны через историю малой Родины. Основной формой работы в объединении является учебное занятие, а также беседы, встречи обучающихся с живыми свидетелями истории, посещение музеев.

На занятиях у детей вырабатываются не только знания и навыки исследовательской работы, но и воспитывается художественно-эстетический вкус, развивается наблюдательность, прививается умение и желание посещение музеев, выставок. На экскурсиях, в беседах с детьми, в непринужденной обстановке формируется также нравственное ношение к культуре и истории  Тульского края.

1.8. Формы организации занятий

Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, ситуационно-ролевые игры, игры - путешествия, проведение календарных праздников, конкурсы, викторины, экскурсии в музеи, парки города.Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».

1.9. Критерии эффективности программы

Подход к оценке эффективности программы базируется на следующих направлениях:

- деятельностное направление - позволяет оценить сформированность познавательных и практических умений, обучающихся по конечным результатам выполненных работ, по статистическим данным участия детей в различных конкурсах, их достижениям;

- личностное направление позволяет выявить развивающий характер образовательного процесса,определить динамику изменения мышления и суждений обучающегося o природе, характер изменения атмосферы в коллективе с уклоном на толерантное взаимоотношение участников образовательного процесса, способность к самообразованию, самовоспитанию.

В результате предполагается, что каждый ребенок, прошедший курс по данной программе, найдет свое место в обществе, обретет гармонию с окружающим миром (природа, человек, история и искусство) и привнесет приобретенные знания и практические умения в самостоятельную жизнь.

1.10. Способы и формы подведения результатов деятельности.

В качестве оценки творческой деятельности детей по данной программе используется простое наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков у детей в процессе выполнения ими практических работ (коллективная и индивидуальная работа, владение основами, навыками изготовления презентаций, макетов, схем).

Процесс обучения и воспитания основывается на строго дифференцированном подходе к детям с учетом их возрастных и индивидуальных способностей. Учитывается то, что важным фактором в освоении программы является заинтересованность детей. Поэтому изыскиваются такие формы занятий, которые бы способствовали пробуждению наибольшего интереса у обучающихся. Большое внимание уделяется сохранению здоровья детей и подростков.

С этой целью используется чередование видов деятельности, чтобы не было утомляемости обучающихся, для занятий выбирается светлое, комфортное, проветриваемое помещение. Регулярно проводятся беседы по здоровому образу жизни, правилам дорожного движения, технике безопасности.

Одним из условий реализации программы является постоянное партнерство с семьей. Привлечение родителей к совместной деятельности способствует плодотворной работе детей, именно семья является одним из основных факторов социализации личности ребенка.

1.11. Общая результативность обучения по программе.

Обучающиеся приобретают знания о истории и культуре Тульского

края; о современной малой Родине, о ее фауне и флоре.

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины

Ожидаемые результаты:

          Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

          Это предполагает:

  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, материальной и духовной культуре родного края;
  • освоение знаний о музейной экспозиции, музейной работе;
  • повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
  • использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах, турнирах, краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.

      Природное краеведение помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию, даёт убедительные примеры взаимодействия человека и природы, вооружает навыками в жизни с природой.

     По окончании обучения обучающиеся должны знать:

  • что изучает краеведение;
  • особенности природных зон своей области (лесостепь, степь);
  • представителей животного и растительного мира родного края,

содержание Красной книги России и своей области, формы охраны природы;

  • культурные ценности края;
  • исторические события;
  • символику Тульской области.

    По окончании обучения обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • определять возможные источники информации и способы ее поиска, осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
  • устно описывать объекты природы, называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области,

изготавливать гербарий, отличать растения и животных области по внешнему виду и описанию;

  • соблюдать правила поведения в природе;
  • создавать свои информационные объекты (маленькие по объему сообщения, небольшие сочинения);
  • при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий (компьютер0

В данной общеобразовательной программе промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем программы, а итоговая диагностика - в конце изучения разделов программы. Важным показателем эффективности реализации программы являются проекты творческих работ обучающихся.

Следует иметь в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности, то есть возможность для самореализации ребенка в условиях свободного выбора различных видов деятельности. При этом успехи, достижение ребенка сравниваются не со стандартом (как в основном образовании), а с исходными возможностями. Для определения возможностей и умений ребенка при наборе в объединение проводится первичное анкетирование и тестирование, используется методика выявления исходного уровня владения умениями и навыками. Дальнейшее отслеживание' результатов обучения проводится по контрольным занятиям в течение года и итоговому тестированию в конце учебного года.

1-й год обучения

Цель: развитие интереса к истории и культуре края

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование специальных знаний по разделам учебно-тематического плана: методы исторического краеведения, история нашего города в музейных экспонатах, фото, у свидетелей событий.

2. Приобретение технических знаний и навыков (подбор и анализ материала, работа с ИКТ).

3. Составление схем, отчетов о проделанной работе

Воспитательные:

1. Приобщение детей к истории края, истокам культуры народов населяющих Тульскую землю.

2. Формирование внимания, уважения к людям и сверстникам, терпимости к чужому мнению, культуре поведения и общения в коллективе.

3. Формирование поисково- исследовательских навыков..

Развивающие:

1. Пробуждение творческой активности ребенка.

2. Расширение кругозора.

3. Раскрытие индивидуальных способностей.

4. Раскрепощение ребенка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п\п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Теория

Прак.

Всего

1.

Введение.

1.1. Вводное занятие. Техника безопасности.

1.2. Край наш тульский. Входная диагностика.

1.3. Заселение территории тульского края первобытными людьми.

1.4. Наши предки славяне

6

2

2

2

2

2

-

-

8

4

2

2

2.

Древняя история края

2.1. Колонизация территории нашего края вятичами. Название «вятичи» - его происхождение.

18

2

14

2

32

4

2.2 Борьба с кочевниками. Связь вятичей с Киевской Русью.

2

2

2.3. Древнеславянский языческий календарь, влияние на него подсечного земледелия.

2

2

4

4

2.4 Название рек Тульского края; связь названий рек с

 племенами, живущими на их берегах в древности (угро-финские, балтские, кочевники).

2

4

6

2.5. Топонимика: города и их названия.

Традиционный подход – от названия протекавших рек: Венёв, Чернь, Крапивна, Дубна, Тула. 

2

2

4

2.6. Связь названия городов с именами: Алексин, Ефремов, Дедославль, Тула.

2

2

4

2.7 Геральдика.

2

2

4

2.8 Влияние монголо-татарского нашествия на

 гербы городов Тульского края. Гербы Тулы, Алексина, Белёва, Черни, Крапивны, Ефремова, Епифани, Лихвина, Одоева.

4

4

3.

Древнейшие селения нашей местности. Жизнь и быт населения Тульского края

3.1Древнейшие селения нашей местности

16

2

20

2

36

4

3.2 Происхождение названий поселений, их роль в истории края.

2

2

4

3.3 Историко–демографическая характеристика Киреевского района. 

2

2

4

3.4 Происхождение названия «Киреевский». Занятия и быт населения. Изменения названия «Киреевский». Формирование Киреевского района.

2

2

4

3.5 Особенности жизни и быта населения Тульского края: расположение деревень, крестьянская усадьба и жилище крестьян, занятия и досуг крестьян (обрядовые праздники); описание женской и мужской одежды.

4

6

10

3.6 Современное развитие Киреевска и района (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, образование, здравоохранение). Исторические и культурные памятники района.

4

6

10

4.

Тульский край –  мастера прошлого и современности.

4.1 Экскурсия в городской краеведческий музей

22

2

38

2

60

4

4.2 Символика Тулы и городов Тульской области

2

2

4

4.3 Символика Киреевского района: история создания, автор.

2

2

4.4«Со своим самоваром…» Заочная экскурсия в музей самоваров

2

2

4

4.5 Тульский пряник. Заочная экскурсия в музей тульских пряников

2

4

6

4.6 Викторина «Чаепитие по-тульски»

2

2

4.7 Тула оружейная: заочная экскурсия в музей оружия

2

2

4

4.8 Сказки деда Филимона: филимоновская игрушка, тульская городская игрушка («князьки»)

2

8

10

4.9 Творческий проект «Потомки левши на все руки хороши!»

2

6

8

4.10 Тульский кремль – свидетель веков. История строительства. Кремль современный.

4

6

10

4.11 Развитие хозяйства Киреевского района

2

4

6

5.

Тульский край- туристический рай.

2

6

8

5.1 План посещения достопримечательностей нашего края

2

6

8

ИТОГО:

64 ч.

80 ч.

144 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

1.Тема: Введение.

Теория: Вводное занятие.Знакомство учащихся с программой, режимом работы, расписанием занятий, Инструктаж по ТБ. Заселение территории каря первобытными племенами.

Практическая работа: Край наш тульский входная диагностика.

Форма проведения: беседа, тестирование, анкетирование

  1. Раздел Древняя история края.

2.1. Тема: Колонизация края вятичами.

Теория: Колонизация нашей территории вятичами. Название «вятичи» его происхождение. Борьба с кочевниками.

Практическая работа: Название «вятичи» его происхождение.

Форма проведения: беседа, работа с историческим источником, работа с историческими картами. Заполнение контурных карт.

2.2. Тема: Борьба с кочевниками. Связь вятичей с Киевской Русью

Теория:Окружение и соседи вятичей, отношения с ними.

Практическая работа: Работа с исторической картой.

Форма проведения: беседа педагога по теме занятия, использование объяснительно-иллюстративного материала.

Практическая работа, ролевая игра.

Тема: Древнеславянский языческий календарь.

Теория: Влияние природных условий на образ жизни и занятия наших предков.

Практическая работа: Работа с языческим календарем- происхождение название месяцев, интерпретация.

Форма проведения: беседа педагога по теме занятия, использование объяснительно-иллюстративного материала.  Самостоятельная и творческая работа обучающихся.

Тема: Название рек Тульского края; связь названий рек с племенами, живущими на берегах рек.

Теория:Топонимика рек Тульского края

Практическая работа: работа с исторической картой.

Форма проведения: беседа с использованием картографического материала,работа с картой.

Тема:Топонимика: города и их названия.

Традиционный подход – от названия протекавших рек: Венёв, Чернь, Крапивна, Дубна, Тула. 

Теория:гипотезы происхождения названий.

Практическая работа: работа с исторической картой.

Форма проведения: беседа с использованием картографического материала, работа с картой.

Тема:Связь названия городов с именами: Алексин, Ефремов, Дедославль, Тула

Теория:Имена собственные и их влияние на образование названий.

Практическая работа: Имена собственные и их влияние на образование названий.

Форма проведения: беседа.

Тема: Геральдика.

Теория:история геральдики тульских городов.

Практическая работа: рисунки.

Форма проведения: беседа, практическое занятие.

Тема: Влияние монголо-татарского нашествия на

 гербы городов Тульского края. Гербы Тулы, Алексина, Белёва, Черни, Крапивны, Ефремова, Епифани, Лихвина, Одоева.

Теория:история геральдики тульских городов.

Практическая работа: викторина «Узнай чей это герб?»

Форма проведения: игра, беседа.

Раздел:Древнейшие селения нашей местности. Жизнь и быт населения Тульского края

Тема: Древнейшие селения нашей местности, Происхождение названий поселений, их роль в истории края

Теория:Происхождение названий поселений нашего края.

Практическая работа: самостоятельная работа по теме занятия.

Форма проведения: беседа с использованием исторических документов.

Тема: Историко–демографическая характеристика Киреевского района

Теория:Историко–демографическая характеристика Киреевского района. 

Практическая работа: расчет роста населения по периодам.

Форма проведения: беседа, практическая работа по теме занятия.

Тема: Происхождение названия «Киреевский». Занятия и быт населения. Изменения названия «Киреевский». Формирование Киреевского района.

Теория:беседа по теме занятия,

Практическая работа: работа с историческими документами.

Форма проведения: беседа с использованием ИКТ, работа с историческими документами.

Тема:Особенности жизни и быта населения Тульского края

Теория:расположение деревень, крестьянская усадьба и жилище крестьян, занятия и досуг крестьян (обрядовые праздники); описание женской и мужской одежды.

Практическая работа: работа с историческими документами.

Форма проведения: беседа с использованием ИКТ.

Тема: Современное развитие Киреевска и района

Теория:сельское хозяйство, промышленность, транспорт, образование, здравоохранение. Исторические и культурные памятники района.

Практическая работа: работа над проектом.

Форма проведения: работа с СМИ, библиотечным архивом СМИ.

Раздел 4.Тульский край –  мастера прошлого и современности.

Тема: Экскурсия в городской краеведческий музей

Теория:экскурсия.

Практическая работа: отзывы о экскурсии.

Форма проведения: экскурсия.

Тема: Символика Тулы и городов Тульской области

Теория:история возникновения символики, символы герба, содержание гимна.

Практическая работа: герб г. Болохово.

Форма проведения: беседа, рисунок герба города.

Тема: Символика Киреевского района: история создания, автор.

Теория:история возникновения символики, символы герба, содержание гимна.

Практическая работа: работа с документами.

Форма проведения: беседа, работа с историческими документами.

Тема: «Со своим самоваром…» Заочная экскурсия в музей самоваров

Теория:история самоварного производства в Туле.

Практическая работа: Мастер самоваров- эскиз самовара.

Форма проведения: презентация, проектная работа  «Мой самовар»

Тема: Тульский пряник. Заочная экскурсия в музей тульских пряников

Теория:презентация Тульский пряник, история возникновения, особенности производства.

Практическая работа: эскиз пряника.

Форма проведения: презентация, творческий проект.

Тема: Викторина «Чаепитие по-тульски»

Теория:Викторина «Чаепитие по-тульски»

Практическая работа: Викторина «Чаепитие по-тульски»

Форма проведения: игра- соревнование.

Тема: Тула оружейная: заочная экскурсия в музей оружия

Теория:история создания оружейного завода, мастера оружейники.

Практическая работа:индивидуальные сообщения.

Форма проведения: презентация – коллективное ТД

Тема: Сказки деда Филимона.

Теория:филимоновская игрушка, тульская городская игрушка («князьки»)

Практическая работа: рисунки по теме занятия.

Форма проведения: театрализованное представление.

Тема: «Потомки левши на все руки хороши!»

Теория:работа над подготовкой проекта.

Практическая работа: сбор и обработка материала.

Форма проведения: беседа, КТД

Тема: Тульский кремль – свидетель веков. История строительства. Кремль современный

Теория:история возникновения, развития и строительства Тульского кремля.

Практическая работа: индивидуальные работы (презентация, сообщение) «Башни кремля»

Форма проведения: беседа, самостоятельная работа.

Тема: Развитие хозяйства Киреевского района

Теория:Развитие хозяйства Киреевского района,

Практическая работа: работа с СМИ.

Форма проведения: беседа , работа с диаграммами.

Раздел5 .Тульский край - туристический рай.

Тема: План посещения достопримечательностей нашего края

Теория:реклама туристического маршрута.

Практическая работа: подготовка рекламы туристического маршрута.

Форма проведения: беседа, подготовка рекламы.

2-й год обучения

Цель: развитие интереса к истории и культуре края

Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей малой родины;
  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения; ознакомление с историей и современной культурой своего края;
  •  вооружение обучающихся необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и др.), развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской деятельности обучающихся;

Воспитательные задачи:

  • воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
  • углубление и систематизация знаний о своей семье;
  • воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание гордости и уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда;
  • воспитание бережного отношения к природе;

Развивающие задачи:

  • расширение знаний, обучающихся по краеведению;
  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  •  стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае и его людях;
  • развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;
  • развивать навыки работы с различными источниками информации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п\п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Теория

Прак.

Всего

1.

Введение.

  1. Вводное занятие. Техника безопасности.
  2. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

4

2

2

2

2

6

2

4

2.

Моя семья.

2.1. Моя родословная.

16

2

42

8

58

10

2.2 История моей семьи в истории моей Родины.

2

8

10

2.3. Мои родственники участники событий истории моей страны.

2

6

8

2.4 Участники ВОВ – мои земляки.

2

4

     6

2.5. Экскурсия в музей города.

2

     2

    4

2.6 Мое имя и моя фамилия.

2

    2

    4

2.7 Старинные фотографии моей семьи.

2

6

8

2.8 Составление родословной по восходящей и нисходящей линии. Рассказ о моей семье по родословной.

2

6

8

3.

Тула -православная

3.1 Влияние православие на развитие культуры Тульского края.

14

2

36

4

50

6

3.2 Тульские святые.

2

8

10

3.3 Святые источники Тульского края.

2

4

6

3.4 Тульские монастыри и храмы.

2

8

10

3.5 Благотворители и меценаты Тульского края.

2

4

6

3.6 Историко- культурные достопримечательности города, района, области.

4

8

12

4.

 Туляки путешественники.

4.1 А.И. Чириков, А.И. Скуратов, В.В. и

Т.Ф. Прончищевы, С.И. Челюскин

2

     2

8

     8

10

    10

5.

Знаменитые писатели и поэты Тульской земли.

5.1 А.Т. Болотов, В.А. Жуковский,

10

2

10

2

20

4

5.2 И.С.  Тургенев, А.А. Фет,

2

2

4

5.4 М.Е. Салтыков-Щедрин,

2

2

4

5.5 Л.Н. Толстой,

2

2

4

5.6 Н.С. Лесков, В.В. Вересаев,

2

2

4

5.7 П.С. Романов, Н.Я Москвин

46

98

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема: Введение.

Теория: Вводное занятие. Знакомство учащихся с программой, режимом работы, расписанием занятий, Инструктаж по ТБ. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

Практическая работа: работа над проектом.

Форма проведения: Распределение заданий на 1 тему.

Раздел 2. Моя семья.

Тема: Моя родословная.

Теория: История возникновения родословной, виды родословных.

Практическая работа: сбор информации о членах семьи.

Форма проведения: инструктаж, сбор информации, практическая работа над проектом.

Тема: История моей семьи в истории моей Родины.

Теория: История моей семьи в истории моей Родины.

Практическая работа: составление родословной по восходящему и нисходящему типу, выделение профессиональных и иных качеств.

Форма проведения: инструктаж, сбор информации, практическая работа над проектом.

Тема: Мои родственники участники событий истории моей страны.

Теория: Велика отечественная война в моем городе. 

Практическая работа: работа с СМИ, с фотоархивом музей г. Болохово.

Форма проведения: экскурсия в музей города, работа материалами из интернета, из личных архивов семей.

Тема: Мои родственники участники событий истории моей страны.

Теория: Правила интервьюирования, работа с сайтами «Мемориал» и.т.п., сведения о погибших родственниках, и без вести пропавших.

Практическая работа: поиск данных об участниках войны .

Форма проведения: практическая работа с ИКТ.

Тема: Участники ВОВ – мои земляки.

Теория: Правила работы с музейными экспонатами, история обороны города в годы ВОВ.

Практическая работа: знакомство с фондом музея г. Болохово, чтение книги С.И. Маслова «Бой длился долго»

Форма проведения: экскурсия, комментированное чтение.

Тема: Экскурсия в музей города.

Теория: правила проведения экскурсии, распределение материала к экскурсионной программе.

Практическая работа: Подготовка отдельного эпизода «экскурсоводами»

Форма проведения: деловая игра.

Тема: Мое имя и моя фамилия.

Теория: история происхождения имен и фамилий на Руси.

Практическая работа: поиск информации о фамилии, значение и происхождение имени.

Форма проведения: круглый стол «Что в имени моем»

Тема:

Теория:

Практическая работа:

Форма проведения:

Тема: Старинные фотографии моей семьи.

Теория: как определить по одежде и предметам, изображенным на фото время снимка.

Практическая работа: о чем говорят старинные фотографии.

Форма проведения: Выпуск стенгазеты.

Тема: Составление родословной по восходящей и нисходящей линии. Рассказ о моей семье по родословной.

Теория: напомнить правила составления родословной.

Практическая работа: составления и оформление родословной

Форма проведения: беседа, практическая работа.

Раздел: Тула -православная

Тема: Влияние православие на развитие культуры Тульского края.

Теория: история распространение православной веры на Тульской земле.

Практическая работа: работа с документами.

Форма проведения: беседа, работа с историческими документами.

Тема: Тульские святые.

Теория: знакомство с святыми в Тульской земле просиявшими.

Практическая работа: выбор темы сообщения, поиск материала, оформление работы.

Форма проведения: презентация, проектная работа.  

Тема: Святые источники Тульского края.

Теория: презентация тульские святые источники, история возникновения.

Практическая работа: подготовка материала по одному из святых источников Тульской земли.

Форма проведения: презентация, творческий проект.

Тема: Тульские монастыри и храмы.

Теория: Знакомство с действующими монастырями Тулы и области, монастырский быт.

Практическая работа: подготовка индивидуальных заданий.

Форма проведения: сообщения учащихся, выступление с коллективным отчетом.

Тема: Благотворители и меценаты Тульского края.

Теория: что такое благотворительность, её развитие в нашем крае.

Практическая работа: поиск информации по индивидуальным заданиям.

Форма проведения: презентация, сообщения.

Тема: Историко-культурные достопримечательности города, района, области.

Теория: знакомство с историческими и культурными достопримечательностями нашего района.

Практическая работа: рисунки по теме занятия.

Форма проведения: КТД- «Киреевская земля»

Раздел: Туляки путешественники.

Тема: А.И. Чириков, А.И. Скуратов, В.В. и Т.Ф. Прончищевы, С.И.Челюскин

Теория: Беседа о путешественниках, имена которых связаны с нашим краем.

Практическая работа: групповые задания рассказ или презентация о А.И. Чирикове, А.И. Скуратове, В.В. и Т.Ф. Прончищевых, С.И. Челюскине

Форма проведения: беседа, презентация.

Раздел: Знаменитые писатели и поэты Тульской земли.

Тема: А.Т. Болотов, В.А. Жуковский,

Теория: беседа о выдающихся людях. Демонстрация документального фильма о А.Т. Болотове, В.А. Жуковском,

Практическая работа: виртуальное знакомств с усадьбой графа Бобринского.

Форма проведения: просмотр д/фильма, беседа, слайд- шоу.

Тема: И.С.  Тургенев, А.А. Фет,

Теория: беседа о биографии поэта и писателя.

Практическая работа: выбор и чтение с выражением стихов Фета.

Форма проведения: литературная гостиная.

Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин,

Теория: знакомство с биографией писателя, его деятельностью в тульской губернии.

Практическая работа: коллективное чтение сказки на выбор.,

Форма проведения: беседа, комментированное чтение.

Тема: Л.Н. Толстой,

Теория: Ясная поляна- жемчужина тульской земли.

Практическая работа: подготовка презентации по выбранной теме.

Форма проведения: просмотр документального фильма о Ясной поляне, знакомство с творчеством Л.Н. Толстого для детей

Тема: Н.С. Лесков, В.В. Вересаев,

Теория: знакомство с биографией писателя,

Практическая работа: рисунок о Левше.

Форма проведения: беседа, просмотр мультфильма «Про Левшу и стальную блоху»

Тема: П.С. Романов, Н.Я Москвин

Теория: знакомство с биографией  и творчеством писателя

Практическая работа: презентация по теме (КТД)

Форма проведения: сбор материала , оформление презентации.

3-й год обучения

Цель: развитие интереса к истории и культуре края

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование специальных знаний по разделам учебно-тематического плана: методы исторического краеведения, история нашего города в музейных экспонатах, фото, у свидетелей событий.

2. Приобретение технических знаний и навыков (подбор и анализ материала, работа с ИКТ).

3. Составление схем, отчетов о проделанной работе

Воспитательные:

1. Приобщение детей к истории края, истории развития промышленности и сельского хозяйства в крае, истокам культуры народов населяющих Тульскую землю.

2. Формирование внимания, уважения к людям и сверстникам, терпимости к чужому мнению, культуре поведения и общения в коллективе.

3. Формирование поисково- исследовательских навыков.

Развивающие:

1. Пробуждение творческой активности ребенка.

2. Расширение кругозора.

3. Раскрытие индивидуальных способностей.

4. Раскрепощение ребенка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п\п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Теория

Прак.

Всего

1.

Введение.

1.1. Вводное занятие. Техника безопасности.

2

      2

2

2.

Уездные городки

2.1. Алексин – город «Сторожек»

12

2

12

  2

24

4

2.2 Венев – наследие рязанских князей.

2

 2

4

2.3 Крапивна – крепость на засечной черте.

2

 2

4

4

2.4 Одоев – город на хорошей дороге.

2

  2

4

2.5 Чернь- удел князей Воротынских.

2

    2

    4

2.6. Ясный город Белев

     2

   2

   4

3.

Развитие кузнечного ремесла на Тульской земле.

3.1 Ученики московских мастеров в Туле.

8

2

14

4

22

6

3.2 Оружейный двор дьяка Беляева

2

4

6

3.3 Деятельность Петра I по созданию ТОЗ: первые неудачи и успехи.

4

6

10

4.

Завод Петра великого.

4.1 Казенная мануфактура.

22

     2

36

     4

62

     6

4.2 ТОЗ при Екатерине II. Тульские оружейники в годы восстания Е.И. Пугачева.

4

6

10

4.3 Оружейные династии Тулы: Демидовы. Мосоловы, Владимировы, Баташевы.

4

4

12

4.4 Тула- столица наместничества. Образование и развитие Тульской губернии.

2

4

6

4.5 Генеральный план Тулы

2

2

4

4.6 Тула оружейная: экскурсия в музей оружия.

4

4

4.7 Развитие оружейного производства в XIX веке.

4

4

8

4.8 Туляки на защите Отечества. Тульское оружие в войне 1812 года. Туляки на войне.

4

8

12

5.

Фабриканты, купцы, знаменитые мастера.

5.1 Андрей Виниус- железных дел мастер.

14

2

24

2

38

4

5.2 Промышленники и купцы.

2

4

6

5.3Самоварные фабриканты.

2

4

6

5.4 Тульская гармоника

2

4

6

5.5 Легендарные мастера.

5.5 Выдающиеся механики -туляки

      2

     4

4

6

6

10

ИТОГО:

58 ч.

86 ч.

144 ч.

Тема: Введение.

Теория: Вводное занятие. Знакомство учащихся с программой, режимом работы, расписанием занятий, Инструктаж по ТБ. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

Практическая работа: работа над проектом.

Форма проведения: Распределение заданий на 1 тему.

Раздел: Уездные городки 

Тема: Алексин – город «Сторожек»

Теория: история возникновения и развития населенного пункта в средние века.

Практическая работа: заочное путешествие по городу.

Форма проведения: защита проекта по теме.

Тема: Венев – наследие рязанских князей.

Теория: история возникновения и развития населенного пункта в средние века.

Практическая работа: заочное путешествие по городу.

Форма проведения: защита проекта по теме.

Тема: Крапивна – крепость на засечной черте.

Теория: история возникновения и развития населенного пункта в средние века.

Практическая работа: заочное путешествие по городу.

Форма проведения: защита проекта по теме.

Тема: Одоев – город на хорошей дороге.

Теория: история возникновения и развития населенного пункта в средние века.

Практическая работа: заочное путешествие по городу.

Форма проведения: защита проекта по теме.

Тема: Чернь- удел князей Воротынских.

Теория: история возникновения и развития населенного пункта в средние века.

Практическая работа: заочное путешествие по городу.

Форма проведения: защита проекта по теме.

Тема: Ясный город Белев

Теория: история возникновения и развития населенного пункта в средние века.

Практическая работа: заочное путешествие по городу.

Форма проведения: защита проекта по теме.

Раздел: Развитие кузнечного ремесла на Тульской земле.

Тема: Ученики московских мастеров в Туле.

Теория: развитие кузнечного ремесла в Туле.

Практическая работа: работа с историческими источниками.

Форма проведения: поиск информации, подготовка театрализованной сценки «Город мастеров»

Тема: Оружейный двор дьяка Беляева 

Теория: основные принципы поиска информации, работа с историческими источниками.

Практическая работа: составление отчета по работе с историческими источниками.

Форма проведения: практическая работа.

Тема: Деятельность Петра I по созданию ТОЗ: первые неудачи и успехи.

Теория: история создания и развития ТОЗа в годы правления Петра I.

Практическая работа: изучение исторических документов о создании ТОЗа.

Форма проведения: беседа, практическая работа.

Раздел: Завод Петра великого.

Тема: Казенная мануфактура.

Теория: что такое казенная мануфактура, чем она отличается от других видов предприятий, первые годы существования, итоги развития.

Практическая работа: изучение исторических документов о создании и работе казенной мануфактуры.

Форма проведения: беседа, практическая работа.

Тема: ТОЗ при Екатерине II. Тульские оружейники в годы восстания Е.И. Пугачева

Теория: Тульские оружейники в годы восстания Е.И. Пугачева

Практическая работа: подготовка и защита презентации.

Форма проведения: КТД

Тема: Оружейные династии Тулы: Демидовы. Мосоловы, Владимировы, Баташевы.

Теория: правила работы над биографической справкой, правила оформления презентации.

Практическая работа: подбор материала, составление плана презентации.

Форма проведения: работа над презентацией, беседа.

Тема: Тула- столица наместничества. Образование и развитие Тульской губернии

Теория: административное устройство Тулы и губернии в XVIII веке.

Практическая работа: работа с картой.

Форма проведения: круглый стол.

Тема: Генеральный план Тулы

Теория: Генеральный план Тулы

Практическая работа: работа с планом Тулы в XVIII веке, сопоставление с современным планом.

Форма проведения: практическая работа.

Тема: Тула оружейная: экскурсия в музей оружия.

Теория: история оружейного производства Тулы с средних веков до нашего времени.

Практическая работа: рисунки по теме экскурсии.

Форма проведения: экскурсия.

Тема: Развитие оружейного производства в XIX веке.

Теория: Развитие оружейного производства в XIX веке.

Практическая работа: работа с иллюстрациями и схемами.

Форма проведения: КТД – красота тульской сечки.

Тема: Туляки на защите Отечества. Тульское оружие в войне 1812 года. Туляки на войне.

Теория: 1812 год и Тульская земля.

Практическая работа: работа с историческими документами.

Форма проведения: беседа, работа с историческими источниками.

Раздел: Фабриканты, купцы, знаменитые мастера.

Тема: Андрей Виниус- железных дел мастер.

Теория: индивидуальные сообщения по теме занятия.

Практическая работа: составление вопросов к викторине.

Форма проведения: беседа, задания по подготовке викторины.

Тема: Промышленники и купцы.

Теория: индивидуальные сообщения по теме занятия.

Практическая работа: составление вопросов к викторине.

Форма проведения: беседа, задания по подготовке викторины.

Тема: Самоварные фабриканты.

Теория: индивидуальные сообщения по теме занятия.

Практическая работа: составление вопросов к викторине.

Форма проведения: беседа, задания по подготовке викторины.

Тема: Тульская гармоника

Теория: индивидуальные сообщения по теме занятия.

Практическая работа: составление вопросов к викторине.

Форма проведения: беседа, задания по подготовке викторины.

Тема: Легендарные мастера.

Теория: индивидуальные сообщения по теме занятия.

Практическая работа: составление вопросов к викторине.

Форма проведения: беседа, задания по подготовке викторины.

Тема: Выдающиеся механики -туляки

Теория: индивидуальные сообщения по теме занятия.

Практическая работа: викторина

Форма проведения: беседа, викторина.

ОХРАНА  ЖИЗНИ  И  ЗДОРОВЬЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Техника безопасности на занятиях. Здоровьесберегающие технологии.

Занятия проводятся в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей,проводить занятия в соответствии с планом работы.

Перед проведением занятий проверяется безопасность состояния и размещения оборудования в соответствии с правилами и нормами по технике безопасности.  Во время занятий контролируется поведение учащихся. Пресекаются действия, влекущие за собой несчастные случаи. Во время проведения занятий контролируются правила техники безопасности, противопожарной безопасности.Регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы обучающихся, мышечной системы, а также упражнения на pрелаксацию. Сохранение здоровья обучающихся это, в первую очередь, педагогическая проблема организации творческой деятельности педагога ДО. Сохранить здоровье ребенка на занятиях может только педагог ДО, так как, именно он задает психофизические условия для функционирования организма в процессе занятий. Содержание деятельности ребенка на занятии должно соответствовать доминирующей возрастной моторизации. Для этого необходимо: использовать все возможности удовлетворения потребности в движении.   Предпочтение отдается   произвольным, плавным движениям в умеренном темпе; удовлетворить потребность в игровой деятельности; удовлетворить потребность познавать, исследовать; удовлетворить потребность в общении; удовлетворить потребность мечтать, фантазировать; удовлетворить потребность творить, создавать; преобразовать желание разрушать, подавлять и властвовать в умение лидировать и самореализоваться.

Основные критерии здоровье сберегающего занятия.

  1.   Наличие на занятии педагогической технологии развивающего обучения, не вызывающей хронического утомления.
  2.   Возможность коллективного сотворчества.
  3.   Эмоционально положительное восприятие учебной деятельности.

4. Возможность саморегуляции текущего функционального состояния, с целью достижения оптимальной работоспособности (смена позы, релаксация, активизирующие и расслабляющие упражнения, чередование вида деятельности, работа в индивидуально приемлемом темпе, выбор мы отдыха и т.д.)

5. Развитие значимых функций обучающихся средствами содержания занятия (логическое мышление, воображение,слухоречевая память, коммуникативные способности,  координированные движения рук, речь и др.).

6. Естественная  и сенсорно разнообразная образовательная среда.

7. Возможность  получения  информации  по  ведущему сенсорному каналу.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

Для  достижения поставленных в программе целей и задач, реализации программного содержания используется поисково-исследовательский метод обучения (приемы: изложение различных точек зрения на вопрос, рассмотрение явления с различных позиций, побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы, постановка проблемной ситуации). Поисково-исследовательский метод обучения придает взаимодействию педагога и воспитанников субъект-субъектный характер, который выражается в реализации педагогом демократического стиля, открытости, диалогичности и рефлексивности действий.

  Для активного включения ребят в познавательную деятельность, улучшения их позиции в коллективе, создания доверительных отношений, закрепления полученных знаний используется игра (интеллектуальная, ролевая, подвижная), как метод организации учебно-воспитательного процесса.

   Каждое занятие предполагает использование различных способов подачи учебного материала: аудиального (рассказ, беседа, лекция, прослушивание аудиозаписей, и т. д.), визуального (показ иллюстраций, просмотр картин, просмотр видеосюжетов  и т. д.), кинестического ( возможность  выбрать тему исследования  ознакомившись с работами старших товарищей  и т. д.). Это позволяет учитывать психологические и возрастные особенности обучающихся для более успешного освоения ими программного материала.

  Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий, для развития практических умений и навыков применяются практические методы обучения.

   Когда материал доступен для учащихся и может быть изложен самостоятельно, для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда, используется самостоятельная работа.

  Формы занятий, планируемых по разделам и темам:

       а) традиционные: вводное, закрепление знаний, умений и навыков, практическая работа, занятие с использованием ИКТ и видео, комбинированное, повторительно – обобщающее, самостоятельная работа, зачет, тестирование, экскурсия.

       б) нетрадиционные формы занятий: ролевая игра, деловая игра, викторина, смотр знаний, лекция, занятие – конкурс, исполнение сказочного сюжета, занятие фантазирования, занятие-соревнование, занятие - КВН, межпредметное интегрированное занятие-зачет, занятие-путешествие.

       в) формы подведения итогов (контроль знаний): зачет, тестирование,         самостоятельная работа, устный опрос, письменная проверка.

Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях.

  1. Иллюстрации книг, альбомов;
  2. Книги по истории края;
  3. Альбомы с фотографиями;
  4. Таблицы, схемы, карты;

Перечень оборудования, инструментов, необходимыхдля реализации программы:

Блокнот для записей, папка для хранения материалов, ручка, карандаш, линейка.

Литература.

Список литературы, рекомендуемой педагогу:          

  1. Аникеев В. Суворов. - Тула, Пересвет, 2006 г.
  2. Афремов И.Ф. «История Тульского края (историческое обозрение Тульской губернии)». Тула: Приокскоеизд, 2002.
  3. Ашурков В.П. Тульская старина. -Тула, 2004 г.
  4. Богуславский В.В. Тульские древности. Энциклопедический словарь.- Тула. Русский лексикон, 1995 г.
  5. Бритенкова Людмила Тула самоварная  - Тула : Гриф и К, 2011. - 213 с.: цв. ил., фото. - (Моя малая родина).
  6. Бурова О.В., Гаврилов О.В., Горбунов Е.Л., Шалимова Ж.Н., Шереметьева И.С. Учебные материалы по географии Тульской области – М.: Изд. МГУ, 2003.
  7. Высоцкая Н.Ф., Попкова А.Е. «Учебно-методическое пособие по краеведению». - РИО ИПК и ППРО ТО, 2007.
  8. Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина.- Тула, 1993 г.
  9. Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области. –Тула, Пересвет, 2002г.
  10. Горбунов Е.Л. Социальная и экономическая география Тульской области. –Тула,  2001г.

Список литературы, рекомендуемой учащимся:

  1. Семушкин С.И., ВронскийО.Г.История Тульского края: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: Приок. кн. изд-во, 2007. – 96 с., ил.    
  2.  Семушкин С.И., Аксенова Т.С., Хорун Л.В., Патцукова Л.В. Тульская область в вопросах и ответах: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: ООО «Изд-воПриокское», 2013. – 96 с., ил.  
  3.  Поляков В.С. ООО «Журнал«Детская энциклопедия». Познавательный журнал для девочек и мальчиков №7 – 2012 (Дом Поленова)
  4. Симонов Е.В. Тульский краеведческий альманах: Тула: Тульский

полиграфист, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""

Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....

Программа дополнительного образования кружка "Краеведение" для 6- 10 классов

Пояснительная записка Стандартизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонент...

ПРОГРАММА дополнительного образования детей по краеведению «История нашего города»

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия» Ф. Гансберг...

Программа дополнительного образования "Краеведение" "ЗУБР"

Программа дополнительного образования "Краеведение "ЗУБР" (туристско-краеведческое направление). Срок реализации 3 года. Да так, то урагану не сломать!Сегодня время каждому пришлоО жизни предков ...

Программа дополнительного образования "Краеведение"

Программа дополнитльного образования реализуется на основе метода проектно-исследовательской деятельности учащихся и может быть использована условиях ФГОС во внеурочке....

Программа дополнительного образования «Краеведение ЯНАО»

Программа построена с учётом интеграции содержания физической, экономической и социальной географии.Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведче...

программа дополнительного образования "Краеведение" (на примере Новгородского края)

Данная программа востребована и актуальна, т.к. сейчас повышается интерес обучающихся к истории родного края. Отличительной особенностью является то, что в ней заложена возможность реализации как...