Программа дополнительного образования "Краеведение" "ЗУБР"
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа дополнительного образования "Краеведение "ЗУБР" (туристско-краеведческое направление). Срок реализации 3 года.
Да так, то урагану не сломать!
Сегодня время каждому пришло
О жизни предков собственных узнать.
Чтоб память, чтоб историю хранить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Краеведение"ЗУБР". Срок реализации 3 года | 88.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вязовская основная общеобразовательная школа
Вязниковского района Владимирской области»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от « 28 » августа 2013 года | «Утверждаю» Директор школы _________/Морозова Т.В./ ФИО Приказ № 332 от « 02 » сентября 2013 года |
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Краеведение «ЗУБР»»
(туристско-краеведческое направление)
Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Прусова Наталья Павловна
Учитель технологии
первая квалификационная категория
ст. Мстера
2013
Да так, то урагану не сломать!
Сегодня время каждому пришло
О жизни предков собственных узнать.
Чтоб память, чтоб историю хранить.
Введение
Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания учеников является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.
Краеведческая работа в школе является неотъемлемой частью патриотического и нравственного воспитания. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Изучение краеведения способствует глубокому осознанию исторических процессов. Показ исторических событий сквозь призму местных материалов позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить детям восприятие истории. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Работа по краеведению объединяет всех учителей, учащихся, родителей.
Воспитание в сельской школе неразрывно связанно с языком, культурой, традициями, обрядность народа. Подлинно народная школа укрепляет связи между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, стране, прививает чувство принадлежности к народу, ответственности за продолжение и честь своего рода, используя в воспитании народную песню, музыку, танец, национальную одежду, развивая традиционные промыслы, изучая историю, проявляя заботу о родной природе, памятниках старины.
Краеведческая работа способствует возрождению русского национального характера, российской духовности, воспитанию чувства малой Родины.
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, которые они возделывали, вещах которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране»
Главная задача данной программы – не допустить такого безразличия среди наших детей.
Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания. Методика использования тематических краеведческих наблюдений и исследований способствует расширению кругозора детей, освоению разносторонних практических навыков, воспитанию патриотизма и нравственности, любви к Малой Родине.
В формировании уважения и любви к Родине исключительное значение имеют детские впечатления. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей своего края, тем больше дети осознают привязанность к нему. В каждом уголке нашей Родины, в том числе и в Вязниковском районе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, историческое сознание и социальную активность.
Как показывает практика, наиболее запоминающиеся и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому в программе преобладают следующие формы краеведческой работы:
- Краеведческие исследования;
- Рефераты и устные сообщения;
- Походы и экспедиции по родному краю.
Пояснительная записка
Все занятия объединения проходят в краеведческой комнате.
Краеведческая комната объединяет единомышленников, для которых cлова патриотизм, Родина имеют глубокий смысл. Для работы создан Совет музея, который планирует создание новых экспозиций, руководят творческими работами учащихся. Создан и работает детский актив – это группа ребят среднего возраста, которая старается организовать работу музея по всем требованиям ведения музейной документации.
Конечный итог работы объединения – создание школьного музея и его паспортизация. Школьный музей – важный и просто необходимый компонент учебно - воспитательного процесса. Именно здесь пересекаются, перекликаются потребности и интересы всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей и педагогов.
Открытие музея в общеобразовательной школе представляет новые широкие возможности для использования его экспонатов, в целом всех фондов в учебно – воспитательном процессе, в ходе учебных, факультативных и внеурочных занятий. Наряду с занятиями непосредственно в музее (урок – экскурсия, беседа, самостоятельная работа учеников с музейными материалами) проводятся занятия в учебном кабинете, с использованием отдельных подлинников и копий, специально подготовленных выставок. Внеклассная, внеурочная деятельность, проводимая педагогами, весьма многообразна по своему содержанию и методическим средствам. Музейная комната является также местом для проведения различных бесед, встреч, дополнительных занятий. Большое познавательное и воспитательное значение приобретает и такое направление внеклассной работы школьного музея, как дополнительный сбор материалов с целью расширения и совершенствования его экспозиций, пополнения основного и вспомогательного фондов. Всестороннее развитие краеведения вызывает интерес к прошлому, настоящему и будущему своего края, его экономике, и природе. Этот интерес и приводит людей в школьный музей за сведениями по занимающим их вопросам. Местные жители не только хотят получить в музее информацию о прошлом, но и выражают желание увековечить в музее подвиги своих дней, а также принять участие в работе музея общественно полезных делах учащихся. Поиски, проводимые музеем, приобретают широкое общественное значение. Они помогают расширить, углубить знания об исторических событиях, происшедших в крае (события революционного движения, гражданской и Великой Отечественной войн, пуск сельскохозяйственных предприятий, создание и развитие колхоза и т. д.). Самой интересной формой пополнения фондов школьного музея являются этнографические экспедиции в историю родного края, в которых постоянно участвуют наши ученики. На первых этапах мы собирали вещи, которые исчезли из нашего обихода, потом и другие предметы быта. Растет уровень детского творчества, повышается с каждой экспедицией уровень научности сбора и обработки краеведческого материала
Незаменимыми помощниками наших учеников стали их бабушки и дедушки, их богатый жизненный опыт, его передача молодому поколению поддерживается школой. Растет взаимоуважение детей и их родителей. Становится востребованным опыт старшего поколения, что очень важно для нравственного воспитания учащихся.
Экспедиции настолько поглощают детей, что занимают практически все их свободное время. Происходит изменение внутреннего мира ребенка, он по другому смотрит на окружающее, начинает видеть прекрасное в обыденности. Исчезают вредные привычки.
Нет бесконтрольного время провождения у учащихся. Они переходят из учительских рук в родительские, практически минуя влияние улицы. Это здоровый образ жизни! А сколько узнают ученики во время этих поездок и выходов на экскурсию!
Наши окрестности – открытый кабинет природы, где можно увидеть своими глазами не заспиртованную, а живую, удивительно красивую змею, редкие растения, интересные камни, почувствовать дыхание вьюги, приход весны. Нет, не увидишь все это в стенах кабинета! Лишь бы рядом был знающий педагог, способный помочь разглядеть все это!
Экскурсия – это живая история. Любое маленькое село – часть большой России. Все события, происходящие в стране: (репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война, перестройка) нашли свое отражение в судьбах наших земляков, и отразились в изменениях топонимических названий.
Школьный музей – это «живая» школа, просто необходимая для дополнения школьных учебников, для формирования научного миропонимания, для воспитания у молодого поколения чувства патриотизма.
Наша музейная комната всегда открыта. Каждый ученик, учитель использует материалы музейной комнаты по истории, экологии, краеведению, биологии, технологии, литературы, фольклора, ИЗО.
Благодаря активной творческой деятельности учащихся и педагогов собран богатый материал. Педагогический коллектив школы не меняется, а вот активисты музея меняются, закончив школу, на смену им приходят другие ребята, которых нужно вновь научить всем тонкостям музейного дела, приобщить к истокам народной культуры.
Название детского объединения «ЗУБР» (заботимся, уважаем, бережем, разыскиваем) приобщить подростков к истокам русской национальной культуры можно только при непосредственном общении с людьми старшего поколения. Именно народ представляет собой неиссякаемый источник живой воды, приникнув которому можно наполнить свой духовный мир богатством истинной народной культуры, стать настоящим гражданином, патриотом России.
ЦЕЛЬ:
Сформировать неразрывную связь, единством истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитывать детей патриотами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить учащихся ведению музейной документации, шифровке и регистрации музейных экспонатов.
2. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
3. Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.
4. Изучение истории и природы станции Мстеры Владимирской области Вязниковского района.
Воспитательные:
1. Формирование потребностей в саморазвитии.
2. Формирование активной жизненной позиции.
3. Развитие культуры общения.
4. Воспитание любви к своей малой Родине.
Развивающие:
1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
2. Развитие эстетического вкуса, вкуса к родному слову.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей 10 – 16 лет. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Всего 76 часов.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы (подготовка экскурсии, научно – практическая работа). Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят.
В конце 1 четверти 1 года обучения проводится праздник посвящения в краеведы с участием актива школьного музея.
В конце 1 года обучения актив школьного музея принимает работу каждого юного краеведа (экспонаты, акты, карточку).
В конце 2 года актив школьного музея оценивает результаты операции «Поиск».
В конце 3 года обучения воспитанники детского объединения «ЗУБР» участвуют в школьной научно – практической конференции.
В конце 1-3 года воспитанники объединения участвуют в районном конкурсе социальных проектов «Я - Гражданин России!»
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
- Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
- Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
- Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
- Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
- Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
- Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
- Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются учащиеся 5-9 классов (11–16лет) школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.
Количество обучающихся в коллективе: 15 человек.
Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, в каникулярное время по графику работы школы в каникулы.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Что необходимо | Что есть в наличии |
Санитарно – гигиенические условия | |
1) Уровень освещения кабинета; | Соответствует санитарно – гигиеническим нормам и требованиям |
Материально – технические условия | |
Мебель: | |
Оборудование и материалы | |
· Тетради, ручки, бумага, альбомы; | Приносят дети |
Дидактические и методические условия | |
· Книжные издания; | Имеются |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать и уметь:
Дети, освоив все правила музееведения, методику ведения исследовательской работы становятся активом школьного музея, способными провести экскурсии, проконсультировать младших по вопросам поисковой работы.
К концу 1 года обучения обучающиеся должны
Знать:
1. правила оформления музейной карточки;
2. правила оформления книги поступления;
3. правила шифрования музейных экспонатов;
4. правила заполнения актов поступления.
Уметь:
1. отличать предметы учета основного и вспомогательного фондов,
2. заполнять музейные карточки,
3. заполнять книгу поступления,
4. шифровать музейные экспонаты,
5. заполнять акты поступления.
К концу 2 года обучения обучающиеся должны
Знать:
1. правила ведения тетради,
2. правила заполнения паспорта информатора,
3. правила поведения на экскурсиях.
Уметь:
1. вести тетрадь наблюдений,
2. составлять паспорта информаторов,
3. использовать опросники,
4. подготовить все необходимое для экскурсий
К концу 3 года обучения обучающиеся должны
Знать:
1. составление музейных фондов,
2. правила ведения экскурсии,
3. требования к научно – исследовательской работе учащихся.
Уметь:
1. консультировать по вопросам краеведческой деятельности.
2. вести экскурсии.
3. заниматься научно – исследовательской работой.
Формы работы: В работе объединения предполагается, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение морфометрических исследований. Данные формы работы выбраны в связи с основной направленностью работы объединения исследовательская деятельность. Практическая часть программы предусматривает выполнение проектных и исследовательских работ, проведение экскурсий. На занятиях используются наглядные пособия, технические средства, научно – популярная литература, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2012 – 2013г.
№ п/п | Темы | Кол -во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Краеведческие, исторические экскурсии «Мое село и его окрестности». - 1 направление «Предприятие» - 2 направление «Культурные центры» Обработка материала - Краеведческие записи и очерки | 8 3 3 2 | 2 1 1 - | 6 2 2 2 2 |
3. | Сбор материала для создания книги «Летопись станции Мстеры» - «Мои предки» кем были мои бабушка и дедушка - Сбор материала о ветеранах войны и труда» -Сбор материала об учителях ветеранах труда - Составление хронологической летописи села - Ремесла станции Мстера - Узоры станции Мстеры | 14 2 2 4 2 2 2 | 5 1 1 1 1 1 - | 9 1 2 3 1 1 1 |
4. | Сбор материала в школьный краеведческий музей - оформление альбомов - посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта - изготовление самостоятельно орудий труда. | 18 10 4 4 | 6 4 1 1 | 12 6 3 3 |
5. | Сбор материала в школьный краеведческий музей Встреча с Рыловским Алексеем Алексеевичем (столяром) - беседы об окрестностях станции Мстера - оформление стенда к 68 годовщине Победы - оформление альбома по темам («Мое отечество сынами славится». «Русская изба», «История школы», «Моя малая Родина».) | 20 2 4 14 | 4 1 1 2 | 16 1 3 12 |
6. | Краеведно – исторические экскурсии «Мое село и его окрестности» - 3 – направление «СДК» - 4 – направление «Сколепово» -5 - направление «Вязовка» | 10 4 4 2 | - - - - | 10 4 4 2 |
7. | Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники | 4 | - | 4 |
76ч
1 | 1.1 Вводное занятие |
2 | 1.2 Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности. |
3 | 2.1 Краеведческие, исторические экскурсии «Мое село и его окрестности» |
4 | 2.2 Первое направление «Предприятие» |
5 | 2.3 Первое направление «Предприятие» |
6 | 2.4 Второе направление «Культурные центры» |
7 | 2.5 Второе направление «Культурные центры» |
8 | 2.6 Второе направление «Культурные центры» |
9 | 2.7 Обработка материала Краеведческие записи и очерки |
10 | 2.8 Краеведческие записи и очерки |
11 | 3.1 Сбор материала для создания книги «Летопись станции Мстеры» |
12 | 3.2 «Мои предки» кем были мои бабушка и дедушка |
13 | 3.3.1 Сбор материала о ветеранах войны и труда» |
14 15 16 17 18 | 3.3.2 Сбор материала о ветеранах войны и труда» 3.3.3 Сбор материала об учителях ветеранах труда 3.3.4. Сбор материала об учителях ветеранах труда 3.3.5 Сбор материала об учителях ветеранах труда 3.3.6 Сбор материала об учителях ветеранах труда |
19 | 3.4.1Составление хронологической летописи села |
20 | 3.4.2 Составление хронологической летописи села |
21 | 3.5.1 Ремесла станции Мстера |
22 | 3.5.2 Ремесла станции Мстера |
23 | 3.6.1 Узоры станции Мстеры |
24 | 3.6.2 Узоры станции Мстеры |
25 | 4.1.1 Сбор материала в школьный краеведческий музей |
26 | 4.1.2 Оформление альбомов |
27 | 4.1.3 Оформление альбомов |
28 | 4.1.4 Оформление альбомов |
29 | 4.1.5 Оформление альбомов |
30 | 4.1.6 Оформление альбомов |
31 | 4.1.7 Оформление альбомов |
32 | 4.1.8 Оформление альбомов |
33 | 4.1.9 Оформление альбомов |
34 | 4.0.2Оформление альбомов |
35 | 4.2.1 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта |
36 | 4.2.2 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта |
37 | 4.2.3 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта |
38 39 40 | 4.2.4 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта 4.3.1 Изготовление самостоятельно орудий труда. 4.3.2 Изготовление самостоятельно орудий труда. |
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 | 4.3.3 Изготовление самостоятельно орудий труда. 4.3.4 Изготовление самостоятельно орудий труда. 5.1 Сбор материала для краеведческого музея 5.2 Встреча с Рыловским Алексеем Алексеевичем (столяром) - беседы об окрестностях станции Мстера 5.3.1 Оформление стенда к 68 годовщине Победы 5.3.2 Оформление стенда к 68 годовщине Победы 5.3.3 Оформление стенда к 68 годовщине Победы 5.3.4 Оформление стенда к 68 годовщине Победы 5.3.5 Оформление альбома по темам 5.4.1 «Мое отечество сынами славится» 5.4.2 «Мое отечество сынами славится» 5.4.3 «Мое отечество сынами славится» 5.5.1«Русская изба» 5.5.2 «Русская изба» 5.5.3 «Русская изба» 5.6.1 «История школы» 5.6.2 «История школы» 5.6.3 «История школы» 5.6.4 «История школы» 5.7.1 «Моя малая Родина» 5.7.2 «Моя малая Родина» 5.7.3 Моя малая Родина» 6.1.1 Краевеческо – исторические экскурсии «Мое село и его окрестности» 6.1.2 -3 – направление «СДК» 6.1.3 -3 - направление «СДК» 6.1.4 -3 – направление «СДК» 6.2.1 -4 – направление «Сколепово» 6.2.2 -4 – направление «Сколепово» 6.2.3-4 – направление «Сколепово» 6.2.4-4 – направление «Сколепово» 6.3.1-5 - направление «Вязовка» 6.3.2 -5 - направление «Вязовка» Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение
- Вводное занятие
- Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации. Составление программы исследовательской деятельности. Планирование работы музея на год, полугодие, месяц.
2. Краеведческие, исторические экскурсии «Мое село и его окрестности»
2.1 Краеведческие, исторические экскурсии «Мое село и его окрестности»
2.2 Первое направление «Предприятие»
2.3 Первое направление «Предприятие»
Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации. Создание рабочих групп по интересам, определение рода их деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...