Программа дополнительного образования "Краеведение" "ЗУБР"
рабочая программа (5 класс) на тему

Прусова Наталья Павловна

Программа дополнительного образования "Краеведение "ЗУБР" (туристско-краеведческое направление). Срок реализации 3 года.

 

Да так, то урагану не сломать!

Сегодня время каждому пришло

О жизни предков собственных узнать.

Чтоб память, чтоб историю хранить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вязовская основная общеобразовательная школа

Вязниковского района Владимирской области»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  №  1     от

« 28 »  августа 2013 года

«Утверждаю»

Директор школы

_________/Морозова Т.В./

              ФИО

Приказ  №  332        от

« 02 »    сентября 2013 года

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Краеведение «ЗУБР»»

(туристско-краеведческое направление)

Возраст обучающихся: 11-16 лет                                                                           Срок реализации:           3 года                                                  

 Автор-составитель:

                                                                             Прусова Наталья Павловна

Учитель технологии

 первая  квалификационная категория

ст. Мстера

   2013

Да так, то урагану не сломать!

Сегодня время каждому пришло

О жизни предков собственных узнать.

Чтоб память, чтоб историю хранить.

Введение

    Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания учеников является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.

   Краеведческая работа в школе является неотъемлемой частью патриотического и нравственного воспитания. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Изучение краеведения способствует глубокому осознанию исторических процессов. Показ исторических событий сквозь призму местных материалов позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить детям восприятие истории. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Работа по краеведению объединяет всех учителей, учащихся, родителей.

   Воспитание в сельской школе неразрывно связанно с языком, культурой, традициями, обрядность народа. Подлинно народная школа укрепляет связи между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, стране, прививает чувство принадлежности к народу, ответственности за продолжение и честь своего рода, используя в воспитании народную песню, музыку, танец, национальную одежду, развивая традиционные промыслы, изучая историю, проявляя заботу о родной природе, памятниках старины.

   Краеведческая работа способствует возрождению русского национального характера, российской духовности, воспитанию чувства малой Родины.

    Академик  Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, которые они возделывали, вещах которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране»

   Главная задача данной программы – не допустить такого безразличия среди наших детей.

   Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания. Методика использования тематических краеведческих наблюдений и исследований способствует расширению кругозора детей, освоению разносторонних практических навыков, воспитанию патриотизма и нравственности, любви к Малой Родине.

   В формировании уважения и любви к Родине исключительное значение имеют детские впечатления. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей своего края, тем больше дети осознают привязанность к нему. В каждом уголке нашей Родины, в том числе и в Вязниковском районе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, историческое сознание и социальную активность.

   Как показывает практика, наиболее запоминающиеся и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому в программе преобладают следующие формы краеведческой работы:

   - Краеведческие исследования;

   - Рефераты и устные сообщения;

   - Походы и экспедиции по родному краю.

Пояснительная записка

Все занятия объединения проходят в  краеведческой  комнате.

    Краеведческая  комната  объединяет  единомышленников, для которых cлова патриотизм, Родина имеют глубокий смысл.  Для работы  создан  Совет музея,  который планирует создание новых экспозиций, руководят творческими работами учащихся. Создан и работает детский актив – это группа ребят среднего возраста, которая старается организовать работу музея по всем требованиям ведения музейной документации.

Конечный итог работы объединения – создание школьного музея и его паспортизация.   Школьный музей – важный и просто необходимый компонент  учебно - воспитательного процесса. Именно здесь пересекаются, перекликаются потребности и интересы всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей и педагогов.

   Открытие музея в общеобразовательной школе представляет новые широкие возможности для использования его экспонатов, в целом всех фондов в учебно – воспитательном процессе, в ходе учебных, факультативных и внеурочных занятий. Наряду с занятиями непосредственно  в музее (урок – экскурсия, беседа, самостоятельная работа учеников с музейными материалами) проводятся занятия в учебном кабинете, с использованием отдельных подлинников и копий, специально подготовленных выставок. Внеклассная, внеурочная деятельность, проводимая педагогами, весьма многообразна по своему содержанию и методическим средствам. Музейная комната является также местом для проведения различных бесед, встреч, дополнительных занятий. Большое познавательное и воспитательное значение приобретает и такое направление внеклассной работы школьного музея, как дополнительный сбор материалов с целью расширения и совершенствования его экспозиций, пополнения основного и вспомогательного фондов. Всестороннее развитие краеведения вызывает интерес к прошлому, настоящему и будущему своего края, его экономике, и природе. Этот интерес и приводит людей в школьный музей за сведениями по занимающим их вопросам. Местные жители не только хотят получить в музее информацию о прошлом, но и выражают желание увековечить в музее подвиги своих дней, а также принять участие в работе музея общественно полезных делах учащихся. Поиски, проводимые музеем, приобретают широкое общественное значение. Они помогают расширить, углубить знания об исторических событиях, происшедших в крае (события революционного движения, гражданской и Великой Отечественной войн, пуск сельскохозяйственных предприятий, создание и развитие колхоза и т. д.). Самой интересной формой пополнения фондов школьного музея являются этнографические экспедиции в историю родного края, в которых постоянно участвуют наши ученики. На первых этапах мы собирали вещи, которые исчезли из нашего обихода, потом и другие предметы быта. Растет уровень детского творчества, повышается с каждой экспедицией уровень научности сбора и обработки краеведческого материала

   Незаменимыми помощниками наших учеников стали их бабушки и дедушки, их богатый жизненный опыт, его передача молодому поколению поддерживается школой. Растет взаимоуважение детей и их родителей. Становится востребованным опыт старшего поколения, что очень важно для нравственного воспитания учащихся.

   Экспедиции настолько поглощают детей, что занимают практически все их свободное время. Происходит изменение внутреннего мира ребенка, он  по  другому смотрит на окружающее, начинает видеть прекрасное в обыденности. Исчезают вредные привычки.

   Нет бесконтрольного время провождения у учащихся. Они переходят из учительских рук в родительские, практически минуя влияние улицы. Это здоровый образ жизни! А сколько узнают ученики во время этих поездок и выходов на экскурсию!

   Наши окрестности – открытый кабинет природы, где можно увидеть своими глазами не заспиртованную, а живую, удивительно красивую змею, редкие растения, интересные камни, почувствовать дыхание вьюги, приход весны. Нет, не увидишь все это в стенах кабинета! Лишь бы рядом был знающий педагог, способный помочь разглядеть все это!

   Экскурсия – это живая история. Любое маленькое село – часть большой России. Все события, происходящие в стране: (репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война, перестройка) нашли свое отражение в судьбах наших земляков, и отразились в изменениях топонимических названий.  

   Школьный музей – это «живая» школа, просто необходимая для дополнения школьных учебников, для формирования научного миропонимания, для воспитания у молодого поколения чувства патриотизма.

   Наша музейная комната всегда открыта. Каждый  ученик, учитель использует материалы  музейной  комнаты по истории, экологии, краеведению, биологии, технологии, литературы,  фольклора, ИЗО.

     Благодаря активной творческой деятельности учащихся и педагогов собран богатый материал. Педагогический коллектив школы не меняется, а вот активисты музея меняются, закончив школу, на смену им приходят  другие ребята, которых нужно вновь научить всем тонкостям музейного дела, приобщить к истокам народной культуры.

   Название детского объединения «ЗУБР» (заботимся, уважаем, бережем, разыскиваем) приобщить подростков к истокам русской национальной культуры можно только при непосредственном общении с людьми старшего поколения. Именно народ представляет собой неиссякаемый источник живой воды, приникнув которому можно наполнить свой духовный мир богатством истинной народной культуры, стать настоящим гражданином, патриотом России.

ЦЕЛЬ:

   Сформировать неразрывную связь, единством истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитывать детей патриотами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы.

   Задачи:

   Образовательные:

1. Научить учащихся ведению музейной документации, шифровке и регистрации музейных экспонатов.

2. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.

3. Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.

4. Изучение истории и природы станции Мстеры Владимирской области Вязниковского района.

Воспитательные:

1. Формирование потребностей в саморазвитии.

2. Формирование активной жизненной позиции.

3. Развитие культуры общения.

4. Воспитание любви к своей малой Родине.

Развивающие:

1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

2. Развитие эстетического вкуса, вкуса к родному слову.

   Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей 10 – 16 лет. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Всего 76 часов.

   Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

   Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы (подготовка экскурсии, научно – практическая работа). Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят.

   В конце 1 четверти 1 года обучения проводится праздник посвящения в краеведы с участием актива школьного музея.

   В конце 1 года обучения актив школьного музея принимает работу каждого юного краеведа (экспонаты, акты, карточку).

   В конце 2 года актив школьного музея оценивает результаты операции «Поиск».

   В конце 3 года обучения воспитанники детского объединения «ЗУБР» участвуют в школьной научно – практической конференции.

   В конце 1-3 года воспитанники объединения участвуют в районном конкурсе социальных проектов «Я - Гражданин России!»

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются учащиеся 5-9 классов (11–16лет) школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.

Количество обучающихся в коллективе: 15 человек.

  Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, в каникулярное время по графику работы школы в каникулы.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Что необходимо

Что есть в наличии

Санитарно – гигиенические условия

1)  Уровень освещения кабинета;

2)  Температурный режим

Соответствует санитарно – гигиеническим нормам и требованиям

Материально – технические условия

Мебель:

·  Шкаф для хранения оборудования и инструментов;

· Парты, стулья;

·  Школьная доска;

·  Стенды для выставок

 

 

Все необходимое для работы 

имеется в наличии

Оборудование и материалы

·   Тетради, ручки, бумага, альбомы;

·  Принтер

·  Экспонаты музея

·  Компьютер;

·  Мультимедийный проектор

Приносят дети

Имеется

Имеются

 Имеется

Имеется 

Дидактические и методические условия

·         Книжные издания;

·         Наглядные пособия;

·         Методики для исследовательской         деятельности

Имеются

Имеются или изготавливаются детьми

Частично имеются или находятся детьми через Интернет

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать и уметь:

Дети, освоив все правила музееведения, методику ведения исследовательской работы становятся активом школьного музея, способными провести экскурсии, проконсультировать младших по вопросам поисковой работы.

      К концу 1 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1. правила оформления музейной карточки;

2. правила оформления книги поступления;

3. правила шифрования музейных экспонатов;

4. правила заполнения актов поступления.

Уметь:

1. отличать предметы учета основного и вспомогательного фондов,

2. заполнять музейные карточки,

3. заполнять книгу поступления,

4. шифровать музейные экспонаты,

5. заполнять акты поступления.

К концу 2 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1. правила ведения тетради,

2. правила заполнения паспорта информатора,

3. правила поведения на экскурсиях.

Уметь:

1. вести тетрадь наблюдений,

2. составлять паспорта информаторов,

3. использовать опросники,

4. подготовить все необходимое для экскурсий

К концу 3 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1. составление музейных фондов,

2. правила ведения экскурсии,

3. требования к научно – исследовательской работе учащихся.

Уметь:

1. консультировать по вопросам краеведческой деятельности.

2. вести экскурсии.

3. заниматься научно – исследовательской работой.

Формы работы:  В работе объединения предполагается, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение морфометрических исследований. Данные формы работы выбраны  в связи с основной направленностью работы объединения  исследовательская деятельность. Практическая часть программы предусматривает выполнение проектных и исследовательских работ, проведение экскурсий. На занятиях  используются наглядные пособия, технические средства, научно – популярная литература, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2012 – 2013г.

п/п

Темы

Кол -во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Краеведческие, исторические экскурсии «Мое село и его окрестности».

- 1 направление «Предприятие»

- 2 направление «Культурные центры»

Обработка материала

- Краеведческие записи и очерки

8

3

3

2

2

1

1

-

6

2

2

2

2

3.

Сбор материала для создания книги

«Летопись станции Мстеры»

- «Мои предки» кем были мои бабушка и дедушка

- Сбор материала о ветеранах войны и

труда»

-Сбор материала об учителях ветеранах труда

- Составление хронологической летописи села

- Ремесла станции Мстера

- Узоры станции Мстеры

14

2

2

4

2

2

2

5

1

1

1

1

1

-

9

1

2

3

1

1

1

4.

Сбор материала в школьный краеведческий музей

- оформление альбомов

- посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта

- изготовление самостоятельно орудий труда.

18

10

4

4

6

4

1

1

12

6

3

3

5.

Сбор материала в школьный краеведческий музей

Встреча с Рыловским Алексеем Алексеевичем (столяром)

- беседы об окрестностях станции Мстера

- оформление стенда к 68 годовщине Победы

- оформление альбома по темам («Мое отечество сынами славится». «Русская изба», «История школы», «Моя малая Родина».)

20

2

4

14

4

1

1

2

16

1

3

12

6.

Краеведно – исторические экскурсии «Мое село и его окрестности»

- 3 – направление «СДК»

- 4 – направление «Сколепово»

-5  - направление «Вязовка»

10

4

4

2

-

-

-

-

10

4

4

2

7.

Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники

4

-

4

        76ч

1

1.1 Вводное занятие

2

1.2 Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

3

2.1 Краеведческие, исторические экскурсии «Мое село и его окрестности»

4

2.2 Первое направление «Предприятие»

5

2.3 Первое направление «Предприятие»

6

2.4 Второе направление «Культурные центры»

7

2.5 Второе направление «Культурные центры»

8

2.6 Второе направление «Культурные центры»

9

2.7 Обработка материала

Краеведческие записи и очерки

10

2.8  Краеведческие записи и очерки

11

3.1 Сбор материала для создания книги

«Летопись станции Мстеры»

12

3.2 «Мои предки» кем были мои бабушка и дедушка

13

3.3.1 Сбор материала о ветеранах войны и труда»

14

15

16

17

18

3.3.2 Сбор материала о ветеранах войны и труда»

3.3.3 Сбор материала об учителях ветеранах труда

3.3.4. Сбор материала об учителях ветеранах труда

3.3.5 Сбор материала об учителях ветеранах труда

3.3.6 Сбор материала об учителях ветеранах труда

19

3.4.1Составление хронологической летописи села

20

3.4.2 Составление хронологической летописи села

21

3.5.1 Ремесла станции Мстера

22

3.5.2 Ремесла станции Мстера

23

3.6.1 Узоры станции Мстеры

24

3.6.2 Узоры станции Мстеры

25

4.1.1 Сбор материала в школьный краеведческий музей

26

4.1.2 Оформление альбомов

27

4.1.3 Оформление альбомов

28

4.1.4 Оформление альбомов

29

4.1.5 Оформление альбомов

30

4.1.6 Оформление альбомов

31

4.1.7 Оформление альбомов

32

4.1.8 Оформление альбомов

33

4.1.9 Оформление альбомов

34

4.0.2Оформление альбомов

35

4.2.1 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта

36

4.2.2 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта

37

4.2.3 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта

38

39

40

4.2.4 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта

4.3.1 Изготовление самостоятельно орудий труда.

4.3.2 Изготовление самостоятельно орудий труда.

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

4.3.3 Изготовление самостоятельно орудий труда.

4.3.4 Изготовление самостоятельно орудий труда.

5.1 Сбор материала для  краеведческого  музея

5.2 Встреча с Рыловским Алексеем Алексеевичем (столяром)

- беседы об окрестностях станции Мстера

5.3.1 Оформление стенда к 68 годовщине Победы

5.3.2 Оформление стенда к 68 годовщине Победы

5.3.3 Оформление стенда к 68 годовщине Победы

5.3.4 Оформление стенда к 68 годовщине Победы

5.3.5 Оформление альбома по темам

5.4.1 «Мое отечество сынами славится»

5.4.2 «Мое отечество сынами славится»

5.4.3 «Мое отечество сынами славится»

5.5.1«Русская изба»

5.5.2 «Русская изба»

5.5.3 «Русская изба»

5.6.1 «История школы»

5.6.2 «История школы»

5.6.3 «История школы»

5.6.4 «История школы»

5.7.1 «Моя малая Родина»

5.7.2 «Моя малая Родина»

5.7.3 Моя малая Родина»

6.1.1 Краевеческо – исторические экскурсии «Мое село и его окрестности»

6.1.2 -3 – направление «СДК»

6.1.3 -3 - направление «СДК»

6.1.4 -3 – направление «СДК»

6.2.1 -4 – направление «Сколепово»

6.2.2 -4 – направление «Сколепово»

6.2.3-4 – направление «Сколепово»

6.2.4-4 – направление «Сколепово»

6.3.1-5  - направление «Вязовка»

6.3.2 -5  - направление «Вязовка»

Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники

Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники

Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники

Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение

  1. Вводное занятие
  2. Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации. Составление программы исследовательской деятельности. Планирование работы музея на год, полугодие, месяц.

2. Краеведческие, исторические экскурсии «Мое село и его окрестности»

2.1 Краеведческие, исторические экскурсии «Мое село и его окрестности»

2.2 Первое направление «Предприятие»

2.3 Первое направление «Предприятие»

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации. Создание рабочих групп по интересам, определение рода их деятельности.

2.4  Второе направление «Культурные центры»

2.5  Второе направление «Культурные центры»

2.6  Второе направление «Культурные центры»

Практикум: просмотр презентации. Создание Советов: содействия музея, учителей и классных руководителей.

2.7  Обработка материала

2.8  Краеведческие записи и очерки

Практическая работа: Краеведческие записи и очерки, оформление альбома, оформление            презентации

3. Сбор материала для создания книги

«Летопись станции Мстеры»

3.1 Сбор материала для создания книги

«Летопись станции Мстеры»

3.2 «Мои предки» кем были мои бабушка и дедушка

3.3.1 Сбор материала о ветеранах войны и труда»

3.3.2 Сбор материала о ветеранах войны и труда»

Практическая работа: Краеведческие записи и очерки, оформление альбома, оформление            презентации. Поиск в семейном архиве предмета, который мог бы стать экспонатом        

    школьного музея. Презентация найденного экспоната. Конкурс на самый

    древний экспонат. Конкурс на самый интересный экспонат. Оформление

    каждым учеником найденного экспоната в экспозицию школьного музея

    по всем требования музееведения.

3.3.3 Сбор материала об учителях ветеранах труда

3.3.4. Сбор материала об учителях ветеранах труда

3.3.5 Сбор материала об учителях ветеранах труда

3.3.6 Сбор материала об учителях ветеранах труд

Практическая работа: Краеведческие записи и очерки, оформление альбома, оформление            презентации, оформление книги памяти

3.4.1 Составление хронологической летописи села

3.4.2 Составление хронологической летописи села

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации. Составление программы исследовательской деятельности.

3.5.1 Ремесла станции Мстера

3.5.2 Ремесла станции Мстера

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации. Составление программы исследовательской деятельности.

3.6.1 Узоры станции Мстеры

3.6.1 Узоры станции Мстеры

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации. Составление программы исследовательской деятельности.

Практическая работа:  Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями.

4. Сбор материала в школьный краеведческий музей

4.1.1 Сбор материала в школьный краеведческий музей

4.1.2 Оформление альбомов

4.1.3 Оформление альбомов

4.1.4 Оформление альбомов

4.1.5 Оформление альбомов

4.1.6 Оформление альбомов

4.1.7 Оформление альбомов

4.1.8 Оформление альбомов

4.1.9 Оформление альбомов

4.0.2 Оформление альбомов

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации. Составление программы исследовательской деятельности. Составление программы подготовки и проведение 68-годовщины Победы. Вещь – время. Понятие о музейном предмете (уникальный- типичный)

Практическая работа:  Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями. Оформление презентации

4.2.1 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта

4.2.2 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта

4.2.3 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта

4.2.4 Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации. Вещь – исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые источники (фотографии, кинофильмы, звуко – видеозаписи и пр.).  Систематизация музейных предметов по разделам и темам. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся и др.

Практическая работа:  Сбор предметов быта. Доработка правил учета и хранения музейных экспонатов. Создание временных и постоянных экспозиций.

4.3.1 Изготовление самостоятельно орудий труда.

4.3.2 Изготовление самостоятельно орудий труда.

4.3.3 Изготовление самостоятельно орудий труда.

4.3.4 Изготовление самостоятельно орудий труда.

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации. Вещь – исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые источники (фотографии, кинофильмы, звуко – видеозаписи и пр.).  Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

Практическая работа:  Вещь – время. Изготовление самостоятельно предмета быта по справочной литературе, по иллюстрациям, рисункам, фотографиям, Интернету.

5. Сбор материала в школьный краеведческий музей

5.1 Сбор материала в школьный краеведческий музей

5.2 Встреча с Рыловским Алексеем Алексеевичем (столяром)

Практикум:  беседы об окрестностях станции Мстера

Практическая работа:  Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями.

5.3.1 Оформление стенда к 68 годовщине Победы

5.3.2 Оформление стенда к 68 годовщине Победы

5.3.3 Оформление стенда к 68 годовщине Победы

5.3.4 Оформление стенда к 68 годовщине Победы

Практическая работа:  Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями.

Оформление стенда «68 годовщине Великой Победы посвящаем».

5.4.1 «Мое отечество сынами славится»

5.4.2 «Мое отечество сынами славится»

5.4.3 «Мое отечество сынами славится»

Практическая работа:  Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями. Оформление презентации

5.5.1 «Русская изба»

5.5.2 «Русская изба»

5.5.3 «Русская изба»

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации. Вещь – исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые источники (фотографии, кинофильмы, звуко – видеозаписи и пр.), Интернет.

Практическая работа:  Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями. Оформление презентации

5.6.1 «История школы»

5.6.2 «История школы»

5.6.3 «История школы»

5.6.4 «История школы»

Практическая работа:  Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями. Оформление презентации и стенда.

5.7.1 Моя малая Родина»

5.7.2 Моя малая Родина»

5.7.3 Моя малая Родина»

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр презентации.

Практическая работа:  Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями. Оформление презентации и стенда.

6. Краеведческо – исторические экскурсии «Мое село и его окрестности»

6.1.1 Краеведческо – исторические экскурсии «Мое село и его окрестности»

6.1.2 -3 – направление «СДК»

6.1.3 -3 – направление «СДК»

6.1.4 -3 – направление «СДК»

Практическая работа:  Экскурсия в музей. Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями. Оформление презентации и стенда.

6.2.1 -4 – направление «Сколепово»

6.2.2 -4 – направление «Сколепово»

6.2.3 -4 – направление «Сколепово»

Практическая работа:  Экскурсия в музей. Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями. Оформление презентации и стенда.

6.3.1-5  - направление «Вязовка»

6.3.2-5  - направление «Вязовка»

Практическая работа:  Экскурсия в д. Вязовка. Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями. Оформление презентации и стенда.

7. Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники

7.1 Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники

7.2 Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники

7.3 Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники

7.4 Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники

Практическая работа:  Экскурсия в краеведческий музей г.Вязники. Сбор фотографий. Оформление альбома с фотографиями. Оформление презентации и стенда.

Методическое обеспечение образовательной программы

        

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Раздел 1

Введение

Тема 1

  1. Вводное занятие

комбинированное занятие, практическое занятие

Объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый

плакаты, картины, фотографии

 Компьютер,

принтер, выход в интернет.

коллективная рефлексия

Раздел 2

Краеведческие, исторические экскурсии «Мое село и его окрестности»

Тема 2.

Первое

напра-

вление

«Пред-

прия-            тие»

комбинированное занятие, семинар, практическое занятие

Коллективно – групповой, частично – поисковый, практический

Приемы: решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение

научная и специальная литература, раздаточный материал, , видеозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

Компьютер,фотоаппа-рат, альбомы,

плакаты, фотографии

коллективная рефлексиявзаимозачет

Тема 3.

Второе направление «Культурные цен-тры»

комбинированное занятие, семинар, практическое занятие

Коллективно – групповой, частично – поисковый, практический

Приемы: решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение

научная и специальная литература, раздаточный материал

Компьютер,фотоаппа-рат, альбомы, фотографии

коллективная рефлексиязаимозачет

Тема 4.

Краеведчес-кие запи- си и очерки

 комбинированное занятие, семинар, практическое занятие,

Коллективно – групповой, частично – поисковый, практический

Приемы: решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение

научная и специальная литература, раздаточный материал, таблицы

Компьютер,фотоап-парат, альбомы, фотогра-фии, стенды, ватман

Раздел 3

Сбор материала для создания книги

«Летопись станции Мстеры»

Тема 5

«Мои пред-ки» кем были мои бабуш-ка и дедуш-ка

Традицион-ное занятие

Словесный, репродуктив-ный

Специализированная литература

Компьютер,фотоап-парат, альбомы, фотогра-фии, стенды, ватман, принтер

Оформление альбо-ма

Раздел 4

Сбор материала в школьный краеведческий музей

Тема 6.

Посещение старожилов села с целью поиска старинных предметов быта

Комбинированное занятие,

практическое занятие

Исследовательский, Коллективно – групповой, индивидуа-льный

научная и специальная литература, раздаточный материал,

Справочн-ики,  видеоматериал, компьютер, фотогра-фии, фотоаппа-рат

 

Оформление коллекции

Раздел 5

Сбор материала в школьный краеведческий музей

Тема 7.  

Оформление стенда к 70 годов-щине Побе-ды

Традицион-ное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, деловая игра

Фронтальный, практический,

коллективный,

индивидуаль-ный

«Книга памяти»,

художественная литература, раздаточный материал, фотографии

Компьютер,фотоап-парат, альбомы, фотогра-фии, стенды, ватман, принтер

Коллективная рефлексия, готовые изделия

Раздел 6

Краеведно – исторические экскурсии «Мое село и его окрестности»

Тема 8.  

«Мое село и его окрестности»

Комбинированное занятие,  практическое занятие,  защита проектов, конкурс

Практический,

частично -поисковый

раздаточный материал

Бумага, краски, мульти- медиатехника, фотоап-парат,  фотографии

Защита проектов

Тема 9.

Экскурсия в краеведческий музей г. Вязники

 Комбинированное занятие

Практический

частично поисковый

Буклет, специальная литература

Фотоап-парат, видеокаме-ра

Презентация

СПИСОК НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Оборудование

1

Плакаты инструкций по технике безопасности

2

Книги по истории родного края

3

Комплект книг о ВОВ

4

Книги по музейному делу

5

Набор витрин

6

Иллюстрации по музею

7

Наборы инструментов

8

Набор плакатов медалей ВОВ

9

Набор плакатов узоров наличников

10

Стенды для оформления выставки

11

Стеллажи

12

Комплект книг по истории пионерской организации;

13

Комплект книг по «Русской избе»

14

Коллекции образцов иллюстраций предметов быта 19 века

15

Комплект иллюстраций русской одежды

16

Компьютер

17

Мультимедийный проектор

18

Интерактивная доска

19

Комплект DVD фильмов

20

Учебные диски по музею

21

Принтер

22

Каталог электронных образовательных ресурсов

23

Учебно-познавательная, справочная литература

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план по освоению музейной грамотности

2 год обучения

п/п

Наименование разделов и  тем.

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Правила ведения исследовательских тетрадей

6

2

4

3

Паспорт информатора.

6

2

4

4

Опросники.

6

2

4

5

Встречи со старожилами села в школьной комнате музея.

6

-

6

6

Операция <<Поиск>>

14

-

14

7

Оформление собранного материала.

34

4

30

8

Итоговое занятие.

2

-

2

ИТОГО

76

12

64

1-2   1.1 Вводное занятие.

         1.2 Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

3-4    2.1 Правила ведения исследовательских тетрадей.

          2.2 Правила ведения исследовательских тетрадей.

5-6    2.3 Знакомство с правилами ведения исследовательских тетрадей.

          2.4 Знакомство с правилами ведения исследовательских тетрадей.

7- 8    2.5 Знакомство с исследовательскими тетрадями краеведов.

           2.6 Знакомство с исследовательскими тетрадями краеведов.

9-10   3.1 Паспорт информатора.

           3.2 Знакомство с правилами заполнения паспорта информатора.

11-12  3.3 Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.

           3.4 Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.

13-14  3.5 Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.

            3.6 Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.

15-16   4.1 Опросники.

             4.2 Знакомство с имеющимися опросниками.

17-18   4.3 Знакомство с имеющимися опросниками.

             4.4 Знакомство с имеющимися опросниками.

19-20    4.5 Обработка заполненных опросников.

              4.6 Обработка заполненных опросников.

21-22     5.1 Встреча со старожилами села в школьной комнате музея.

              5.2 Встреча со старожилами села в школьной комнате музея.

23-24     5.3 Встреча с ветеранами труда ВОВ  в школьной комнате музея.

              5.4 Встреча с ветеранами труда ВОВ в школьной комнате музея.

              5.5 Встреча учителей – пенсионеров в школьной комнате музея.

              5.6 Встреча учителей – пенсионеров в школьной комнате музея.

25-26    6.1 Операция <<Поиск>>

              6.2 Беседа по имеющимся материалам  школьного музея.

27-28     6.3 Приглашение выпускников школы

              6.4 Оформление  пригласительных открыток  для гостей

29-30     6.5 Встреча с выпускниками школы

              6.6 Встреча с выпускниками школы

31-34    6.7 Сбор материала, недостающего в экспозициях школьного музея.

              6.8 Сбор материала, недостающего в экспозициях школьного музея.

              6.9 Сбор материала, недостающего в экспозициях школьного музея.

              6.1.1 Сбор материала, недостающего в экспозициях школьного музея.

35-36     6.1.2 Экскурсии. Встреча с пожилыми людьми.

              6.1.3 Экскурсии. Встреча с пожилыми людьми.

37-38     6.1.4 Ведение исследовательских тетрадей.

              6.1.5 Заполнение опросников, паспортов информатора.

39-40     7.1 Оформление собранного материала.

              7.2 Оформление собранного материала

41-42     7.3 Оформление собранного материала

              7.4 Оформление собранного материала

43-74     7.5 Обработка собранного материала

              7.2.8 Обработка собранного материала

75-76    8.1 Итоговое занятие.

             8.2 Проведение викторины. Награждение активистов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение

1.1 Вводное занятие.

1.2 Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

Теоретическая часть: Ознакомление с планом работы объединения  <<ЗУБР>> на год. Режим работы.

2. Правила ведения исследовательских тетрадей

2.1 Правила ведения исследовательских тетрадей.

2.2 Правила ведения исследовательских тетрадей.

 2.3 Знакомство с правилами ведения исследовательских тетрадей.

 2.4 Знакомство с правилами ведения исследовательских тетрадей.

 2.5 Знакомство с исследовательскими тетрадями краеведов.

 2.6 Знакомство с исследовательскими тетрадями краеведов.

 Теоретическая часть: Знакомство с правилами ведения исследовательских тетрадей.

 Практическая часть: Знакомство с исследовательскими тетрадями краеведов.

3. Паспорт информатора

 3.1 Паспорт информатора.

 3.2 Знакомство с правилами заполнения паспорта информатора.

 3.3 Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.

 3.4 Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.

 3.5 Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.

 3.6 Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.

 Теоретическая часть: Знакомство с правилами заполнения паспорта информатора.

 Практическая часть: Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников.

4. Опросники

4.1 Опросники.

4.2 Знакомство с имеющимися опросниками.

4.3 Знакомство с имеющимися опросниками.

4.4 Знакомство с имеющимися опросниками.

4.5 Обработка заполненных опросников.

4.6 Обработка заполненных опросников.

Теоретическая часть: Знакомство с имеющимися опросниками.

Практическая часть: Заполнение выбранного опросника с использованием своих знаний.

     5. Встреча со старожилами села в школьной комнате музея

5.1 Встреча со старожилами села в школьной комнате музея.

5.2 Встреча со старожилами села в школьной комнате музея.

5.3 Встреча с ветеранами труда ВОВ  в школьной комнате музея.

5.4 Встреча с ветеранами труда ВОВ в школьной комнате музея.

5.5 Встреча учителей – пенсионеров в школьной комнате музея.

5.6 Встреча учителей – пенсионеров в школьной комнате музея.

Практическая часть: Приглашение гостей – учителей – пенсионеров, тружеников тыла, выпускников школы – музейных работников. Беседа по имеющимся материалам  школьного музея. Оценка укомплектованности экспозиций музея. Оценка укомплектованности экспозиций музея гостями. Подготовка к операции <<Поиск>>. Заполнение паспорта информатора. Работы с опросниками.

6. Операция <<Поиск>>

6.1 Операция <<Поиск>>

6.2 Беседа по имеющимся материалам  школьного музея.

6.3 Приглашение выпускников школы

6.4 Оформление открыток - пригласительный для гостей

6.5 Встреча с выпускниками школы

6.6 Встреча с выпускниками школы

6.7 Сбор материала, недостающего в экспозициях школьного музея.

6.8 Сбор материала, недостающего в экспозициях школьного музея.

6.9 Сбор материала, недостающего в экспозициях школьного музея.

6.1.1 Сбор материала, недостающего в экспозициях школьного музея.

6.1.2 Экскурсии. Встреча с пожилыми людьми.

6.1.3 Экскурсии. Встреча с пожилыми людьми.

6.1.4 Ведение исследовательских тетрадей.

6.1.5 Заполнение опросников, паспортов информатора.

7. Оформление собранного материала

7.1 Оформление собранного материала.

7.2 Оформление собранного материала

7.3 Оформление собранного материала

7.4 Оформление собранного материала

7.5 Обработка собранного материала

 7.2.8 Обработка собранного материала

Практическая часть: Обработка собранного материала. Оформление экспонатов.

8. Итоговое занятие

8.1 Итоговое занятие.

8.2 Проведение викторины. Награждение активистов.

Теоретическая часть: Подведение итогов работы объединения  <<ЗУБР>> за год.

Практическая часть: Проведение викторины. Награждение актива.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно – тематический план по усвоению музейной грамотности

3 год обучения.

п/п

Наименование разделов и  тем.

Общее количество учебных часов

В том числе

теоретических

практических

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Документоведение

26

4

22

3

Экскурсионная работа.

20

4

16

4

Научно – исследовательская работа.

26

6

20

5

Итоговое занятие.

2

             -

2

ИТОГО

76

16

60

1-2     1.1 Вводное занятие.

           1.2 Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

3-4     2.1 Документоведение. Фонды музея.

          2.2 Фонды музея.

5-6     2.3 Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.

          2.4 Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.

7-8     2.5 Учет и обеспечение сохранности фондов музея.        

          2.6 Знакомство с правилами учета и хранения документов.

9-10   2.7 Ведения учетной документации.

          2.8 Ведения учетной документации.

11-12 2.9 Ведения учетной документации.

           2.1.1 Ведения учетной документации.

13-14 2.1.2 Классификация и систематизация музейных экспонатов.

           2.1.3 Классификация и систематизация музейных экспонатов.

15.16 2.1.4 Знакомство составления картотек и каталогов.

          2.1.5 Знакомство составления картотек и каталогов.

17-18 2.1.6 Знакомство составления картотек и каталогов.

           2.1.7 Знакомство составления картотек и каталогов.

19-20 2.1.8 Правила хранения вещественных исторических источников.

           2.1.9 Правила хранения вещественных исторических источников.

21-22 2.2.1 Знакомство с правилами светового и теплового режима музея.

13-24 2.2.2 Исторический документ.

          2.2.3 Знакомство с правилами учета и хранения документов.

25-26 2.2.4 Музейный работник. 

          2.2.5 Встреча с музейными работниками.

27-28 3.1 Экскурсионная работа.

           3.2 Роль экскурсовода в работе музея.

29-30 3.3 Знакомство с работой экскурсовода.

          3.4 Знакомство с работой экскурсовода.

31-32 3.5 Методика подготовки экскурсий.

          3.6 Методика подготовки экскурсий.

33-34 3.7 Правила составления план экскурсии.

          3.8 Правила составления план экскурсии.

35-36 3.9 Правила отбора и систематизация значимого материала.

          3.1.1 Правила отбора и систематизация значимого материала.

37-38 3.1.2 Как провести экскурсию.

           3.1.3 Как провести экскурсию.

39-40  3.1.4 Правила проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.

            3.1.5 Правила проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.

41-42 3.1.6 Я – экскурсовод.

           3.1.7 Я – экскурсовод.

43-44 3.1.8 Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи».

        

           3.1.9 Экскурсия-лекция «Из семейного альбома». 

45-46 3.2.1 Экскурсия-лекция «Из семейного альбома». 

          3.2.2 Лучший «Экскурсовод». Круглый стол.

47-48 4.1 Научно – исследовательская работа.

    4.2 Требования к научно - исследовательской работе. 

49-50 4.3 Выбор темы.

          4.4 Индивидуальная работа по выбранной теме.

51-52 4.5 Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и

                 задачи исследования.

           4.6 Методы исследования.

53-54 4.7 Источниковедение и его роль в изучении истории.

          4.8 Целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками

                в поисково-исследовательской работе.

55-56 4.9 Основные этапы работы с источниками.

          4.1.1 Знакомство с требованиями к работе с источниками.

57-58 4.1.2 Самостоятельная и творческая работа с источниками.

          4.1.3 Самостоятельная и творческая работа с источниками.

59-60 4.1.4 Самостоятельная и творческая работа с источниками.

           4.1.5 Самостоятельная и творческая работа с источниками.

61-62 4.1.6 Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.

          4.1.7 Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников.

63-64 4.1.8 Оформление творческой работы.

          4.1.9 Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы,

                   Библиографией.  

65-66 4.2.1Знакомство с критериями оценки проекта.

          4.2.2 Оценка проекта.

67-68 4.2.3 Учимся строить выступление.

          4.2.4 Учимся строить выступление.

69-70 4.2.5 Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального

                    напряжения перед выступлением.

           4.2.6 Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального

                    напряжения перед выступлением.

71-72 4.2.7 Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.

          4.2.8 Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.

73-74 4.2.9 Презентация проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д.

          4.3.1 Закрепление навыков публичных выступлений.

75-76 5.1.Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения <<ЗУБР>> за год.

     5.2 Проведение викторины. Награждение актива.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение

1.1 Вводное занятие.

1.2 Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

Теоретическая часть: Ознакомление с планом работы объединения <<ЗУБР>> на год. Режим работы.

2. Документоведение

2.1 Документоведение. Фонды музея.

2.2 Фонды музея.

2.3 Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.

 2.4 Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.

 2.5 Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

2.6 Знакомство с правилами учета и хранения документов.

2.7 Ведения учетной документации.

2.8 Ведения учетной документации.

2.9 Ведения учетной документации.

 2.1.1 Ведения учетной документации.        

Теоретическая часть: Ознакомление с основным и вспомогательным фондами музея.

Правила учета и обеспечение сохранности фондов музея.

Практическая работа: Ведение музейной документации.

2.1.2 Классификация и систематизация музейных экспонатов.

2.1.3 Классификация и систематизация музейных экспонатов.

2.1.4 Знакомство составления картотек и каталогов.

2.1.5 Знакомство составления картотек и каталогов.

2.1.6 Знакомство составления картотек и каталогов.

2.1.7 Знакомство составления картотек и каталогов.

Теоретическая часть: Ознакомление с экспонатами музея. Классификация и систематизация музейных экспонатов. Знакомство составления картотек и каталогов.

Практическая работа: Составления картотек и каталогов. Работа с экспонатами.

Ведение музейной документации.

2.1.8 Правила хранения вещественных исторических источников.

2.1.9 Правила хранения вещественных исторических источников.

2.2.1 Знакомство с правилами светового и теплового режима музея.

 2.2.2 Исторический документ.

 2.2.3 Знакомство с правилами учета и хранения документов.

Теоретическая часть: Ознакомление с правилами хранения вещественных исторических источников, с правилами светового и теплового режима музея, с правилами учета и хранения документов.

Практическая работа: Работа с экспонатами. Ведение музейной документации. Учет и хранения документов.

2.2.4 Музейный работник. 

2.2.5 Встреча с музейными работниками.

Теория: Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.
Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций. 

3. Экскурсионная работа.

3.1 Экскурсионная работа.

3.2 Роль экскурсовода в работе музея.

3.3 Знакомство с работой экскурсовода.

3.4 Знакомство с работой экскурсовода.

3.5 Методика подготовки экскурсий.

3.6 Методика подготовки экскурсий.

3.7 Правила составления план экскурсии.

 3.8 Правила составления план экскурсии.

Теоретическая часть: Роль экскурсовода в работе музея. Знакомство с работой экскурсовода. Правила составления план экскурсии. Правила подготовки и ведения экскурсии.

Практическая работа: Составления план экскурсии. Подготовка к экскурсии в комнате школьного музея. 

Распределение кружковцев по экспозициям  музея по интересам. Подготовка текста экскурсии. Репетиции экскурсий. Проведение экскурсии для членов объединения.

3.9 Правила отбора и систематизация значимого материала.

3.1.1 Правила отбора и систематизация значимого материала.

3.1.2 Как провести экскурсию.

 3.1.3 Как провести экскурсию.

3.1.4 Правила проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.

 3.1.5 Правила проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.

Теоретическая часть: Правила отбора и систематизация значимого материала. Как провести экскурсию с учетом возрастных особенностей экскурсантов.

Практика: Экскурсии в комнату школьного музея для учащихся начальных классов и среднего звена.

3.1.6 Я – экскурсовод.

 3.1.7 Я – экскурсовод.

3.1.8 Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи».

        

 3.1.9 Экскурсия-лекция «Из семейного альбома». 

3.2.1 Экскурсия-лекция «Из семейного альбома». 

3.2.2 Лучший «Экскурсовод». Круглый стол.

Теоретическая часть: Я – экскурсовод. Лекция как провести экскурсию для старшеклассников и гостей экскурсантов.

Практика: Экскурсии в комнату школьного музея для старшеклассников и гостей школы. 9 Экскурсия-лекция «Из семейного альбома». Лучший «Экскурсовод» - круглый стол.

4. Научно – исследовательская работа.

 4.1 Научно – исследовательская работа.

4.2 Требования к научно - исследовательской работе. 

4.3 Выбор темы.

4.4 Индивидуальная работа по выбранной теме.

4.5 Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и

                 задачи исследования.

 4.6 Методы исследования.

4.7 Источниковедение и его роль в изучении истории.

 4.8 Целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками

                в поисково-исследовательской работе.

4.9 Основные этапы работы с источниками.

4.1.1 Знакомство с требованиями к работе с источниками.

4.1.2 Самостоятельная и творческая работа с источниками.

 4.1.3 Самостоятельная и творческая работа с источниками.

 4.1.4 Самостоятельная и творческая работа с источниками.

 4.1.5 Самостоятельная и творческая работа с источниками.

Теоретическая часть: Требования к научно - исследовательской работе. Выбор темы. Методы исследования. Основные этапы работы с источниками.

Практическая работа: Индивидуальная работа по выбранной теме. Работа с источниками. Ведение музейной документации. 

Практикум: Самостоятельная и творческая работа с источниками.

4.1.6 Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.

4.1.7 Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников.

4.1.8 Оформление творческой работы.

4.1.9 Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы,

          библиографией.  

Теоретическая часть: Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.

Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников. Оформление творческой работы.

Практическая работа: Оформления материала поисково-исследовательской работы, оформление альбома библиографии.  Оформление творческой работы.

4.2.1Знакомство с критериями оценки проекта.

 4.2.2 Оценка проекта.

Теоретическая часть: Критерии оценки проекта.

4.2.3 Учимся строить выступление.

 4.2.4 Учимся строить выступление.

4.2.5 Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального

          напряжения перед выступлением.

 4.2.6 Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального

            напряжения перед выступлением.

4.2.7 Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.

 4.2.8 Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.

4.2.9 Презентация проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д.

 4.3.1 Закрепление навыков публичных выступлений.

Теоретическая часть: Освоение приемов публичных выступлений. Способов снятия эмоционального  напряжения перед выступлением. Презентация проекта.

Практическая работа: Презентация проекта.

Практикум: Выступление на объединение. Выступление на районном конкурсе социальных проектов «Я - Гражданин России!». Презентация проекта.

5. Итоговое занятие.

5.1.Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения <<ЗУБР>> за год.

5.2 Проведение викторины. Награждение актива.

Теоретическая часть: Подведение итогов работы объединения.

Практикум: Проведение викторины. Награждение актива.

                                                           Список литературы:

1. Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях, М., 1977.
3. Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
4. Артемов Е. Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога. Красноярск, 2002.
5. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001. 
11. Крицына Л. И. Детский музейный центр // Материальная база культуры: Науч.-информ.сб.Вып.I.М.,2001.

12.Лебедев А.В. История Вязниковского края с древнейших времен до конца 20 века. Вязники, 2003
13. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997.
14. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественного музея. Вып.VI.СПб.,2000.
17. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.
18. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001.
19. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?).М.,2003.
20. Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации отечественного образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб., 2003.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО МУЗЕЕВЕДЕНИЮ

            1.Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М.,  

        Просвещение, 1994.
2. Федонин А.Р. История. Знакомство продолжается. М., 1999
3. Школьная энциклопедия. История России 9-17века. М, «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.

4.Энциклопедия для детей. Религии мира. М, Аванта, 1999
5. Энциклопедия для детей. Всемирная история. М, Аванта, 1996
6. Энциклопедия для детей. Искусство. М, Аванта, 2000.

7. Энциклопедия. Я познаю мир.АСТ, «АСТРЕЛЬ», 1999


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЬНИКОВ 

ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

  1. А.Аверьянова «Их имена забыться не должны», М., 1998
  2. «Край родной», Чехов, 1999
  3. Е.Б.Виноградов «Вязники»
  4. Д.И.Копылов «История Владимирского края в 19 столетии», Владимир, 1999
  5. Д.И.Копылов «История Владимирского края в 20 столетии», Владимир, 1999
  6. А.В.Лебедев, А.В.Морохин А.В. «Смутное время и Вязниковский край», Нижний Новгород, 2012
  7. С.А.Конопкина и др. «Наш край», Владимир, 2006
  8. С.А.Конопкина и др. «Наш край», Владимир, 2007
  9. А.Макаров «Возвращение», М., 2001
  10. А.Макаров «Саженцы», М.,2000
  11. А.Прокин и др. «Колыбель и слава предков», М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...