Программа дополнительного образования "Краеведение"
рабочая программа по краеведению на тему

Крайнова Елена Тихоновна

Программа дополнитльного образования реализуется на основе метода проектно-исследовательской деятельности учащихся и может быть использована условиях ФГОС во внеурочке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Программа кружка «Краеведение» ориентирована на активизацию внеурочной   деятельности школьников 5-8 классов (10-14 лет) в рамках углублённого изучения истории родного края  на основе исследовательской деятельности в форме  проектов. Направленность кружка – туристско-краеведческая.

      История Нижегородского края богата и разнообразна. Принимая во внимание климатические, географические и этнокультурные особенности Нижегородского края, можно с уверенностью говорить об особой роли его в истории России.

Изначально - форпост на восточных границах русских земель, столица Великого нижегородско-суздальского княжества, одно из самых крепких звеньев всероссийского рынка, «карман России», наконец, крупнейший центр промышленного производства, «экспериментальная площадка» рыночных реформ, Нижний Новгород всегда являлся предметом особой гордости как нижегородцев, так и россиян в целом. Вобрав в себя вековые традиции предков, нижегородцы всегда осознавали свою историческую миссию. Во времена Смуты, нашествия Наполеона и Великой Отечественной Нижний Новгород был опорой и поддержкой столицы и ее жителей, ее освободителем, гостеприимным хозяином и искусным ремесленником. Составной частью истории Нижегородского края является история нашей Малой Родины –Березополья.  На протяжении веков наш край  представлял собой заметную, хоть и  провинциальную частицу русской земли, Империи, советского государства, России... «Нижний - брат Москве ближний» - народная молва как нельзя точно определяет суть этих взаимоотношений.

Программа кружка «Краеведение»  поможет обучающимся найти собственную тему для исследовательской работы, используя интеграцию многих предметных областей, и прежде всего, истории, географии, обществознания, экономики и т.д. А также будет способствовать определению направления, предметов и методов исследования, выбору темы, ориентировке в поиске и анализе источников.

В условиях введения ФГОС крайне актуальными являются методики деятельностного подхода. К таковым относится метод проектно- поисковой деятельности, являющийся основным в реализации данной программы. Это особый творческий вид исследования, обладающий, объективной и субъективной новизной, который стимулирует активный интерес школьников через возможность реально раскрыть свои творческие способности, заложенные в них природой. Этот метод позволяет школьникам стать деятельностными участниками процесса познания, что способствует их самораскрытию. Проектная деятельность ориентирована на изучение родного края, объединяя в себе географические, этнографические, исторические, хозяйственные сведения о жизни своих односельчан. Данный вид деятельности способствует формированию любви к своей малой Родине,  бережному отношению к наследию прошлого, укреплению семейных связей. Участие в разработке и реализации проекта обеспечивает динамику поиска и осмысления новых знаний самими учащимися.

        Главной задачей использования проектно-поискового метода в краеведческой деятельности является выявление источника знаний о своей местности, сохранение преемственности народных, семейных традиций, а также оформление собранного материала и его паспортизация.

        Для реализации программы кружка в школе имеется опредёленный опыт краеведческой работы и   достаточный  культурно-исторический  материал для занятий с учащимися основной школы, а именно школьный музей, который является богатой источниковой базой.  Для решения исследовательских задач членам кружка рекомендовано также  использовать фонды Государственного архива нижегородской области (ГАНО, ул. Студенческая, 15), Государственного общественно-политического архива Нижегородской области (ГОПАНО, ул. Большая Печерская, 22), а также отдела периодических изданий государственной областной универсальной библиотеки им. В.И. Ленина (ОПИ). Программой рекомендована дополнительная литература для занятий и темы для проектно-поисковой  деятельности.

Задача кружка сформировать интерес к   более детальному изучению истории Нижегородского края и своей Малой родины.  Такой интерес мы постарались закрепить, работая над проектами,  в  которых в истории родного края отразились как  российские события,  так и конкретные человеческие судьбы.

Программа  рассчитана на 1 год в объеме 2 часа в неделю.

Цель:  через изучение истории и культуры родного края  вовлечь учащихся объединения в проектно-исследовательскую деятельность

Задачи 

1. Обучение экспедиционным методикам исследования традиционной культуры своего края, села.

2. Развитие навыков  экскурсионной деятельности на базе школьного музея и достопримечательностей  края.

3. Поиск, сбор и паспортизация материала силами исследовательских коллективов учащихся, педагогов, старожилов села.

4.Формирование  общественной активности и гражданской культуры личности  обучающихся

                      Учебно- тематический    план

№ п\п

Сроки

Тема

Кол-во

часов

т

пр

1.

Веси: село, деревня. Наш край на карте России.

1

1

-

2.

Сущность и назначение проектно-поискового метода в истории и краеведении.

4

4

-

1.Понятие проектно-поискового метода. Актуальность исследовательской работы.

2.Требования к выполнению учебной исследовательской работы.

3.Виды проектов.

4.Постановка целей и задач.

1

1

1

1

3

Методика первичной фольклорной информации

4

4

 1.Правило географической конкретности собираемого материала

2.Паспорт собирателя, опросники.

3.Паспорт текста и паспорт респондента

4.Структура и правила оформления проекта.

1

1

1

1

1

1

1

4

«Стоит Хвощевка на речке Кудьме»

История Хвощевского поселения

8

4

4

1.«Откуда есть пошла Хвощевка..».

2.Планировка поселения. Порядки и улицы.

3.Выбор места, леса для строительства дома.

4. Изба.Дом. Хоромы. Организация помочи.

5. Новоселье.

6.Экскурсия по Центральной улице.

2

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

5

Интерьер крестьянской избы  

5

3

2

1.Начнем от печки. Заготовка дров . Форма печей. Печные мастера.

2.Значение русской печи в жизни жителей сел и деревень.

3.Праздник русской печки.

4.Красный угол, его расположение в доме. Убранство избы.

5.Экскурсия в музей.

1

1

1

1

  1

6.

Быт и занятия населения края. По материалам школьного музея.

10

7

3

1.Хлеб-всему голова. Земледелие

2.Лесная вотчина графов Шереметевых.

3.Горшечных дел мастера

4.Сенокосная пора.

5.Бортнечество в нашем крае. Экскурсия к пчеловодам.

6.В гостях у скорняков.

7.Рыболовы и охотники края.

8.Мастерицы-рукодельницы.

9.Когда семья вместе, так и душа на месте.

10.Дом моей мечты. Чаепитие.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

Мой род –моя крепость

9

8

1

1.Моя родословная

2.География моего села

3.Семейные истории и реликвии.

4.Моя семья в истории моей страны.

5.Пишем родословную.

6.Семейный архив

7.Память рода

8. Семейные традиции.

9.Праздник семьи

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8.

Традиции, обряды нашей местности

4

2

2

1.Праздники: личные, календарные, религиозные, международные, профессиональные

2.Семейные, личные праздники (родины, крестины, имянаречение, свадебный обряд, поминки)

3.Религиозные праздники

(Рождество, Ильин день, Покров , Пасха и др)

Двунадесятые праздники (Рождество Богородицы, Благовещенье,Сртенье, Троица)

4.Участие в проекте «Снежная крепость»

2

2

9.

История села в истории Нижегородского края

14

7

7

1.От возведения храмов к зодчеству души (История храмов)

2.История образования. От церковно-земской школы к советской школе на берегу реки.

3.Торговая площадь-центр села.

4.Макариха-ярмарка на «гону» в составе Нижегородской ярмарки

5. Подсобные занятия жителей округи (кузнечное производство, гончарное производство, артель «Рыбачка» в с. Шарголи)

6.Становление советской власти в селе. Памятник «Пяти  коммунаров».Экскурсия

7.У каждого была своя война». Строительство оборонительного рубежа на территории нашего края.

Экскурсия  по рубежу

8.Наши земляки-защитники Родины. Книга памяти.

9.Наш край после войны. История совхоза «Хвощевский». Проект Моя малая Родина

2

1

2

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Социальное проектирование

9

1

8

Работа по группам:

1.Выбор темы проектов

2.Социальное исследование среди сельчан

  • изучение материалов средств массовой информации (библиотека, газеты, телевидение и др.)
  • опрос педагогов и детей
  • работа с литературой и источниками

3.оформление проекта, подготовка к защите проекта

4.Презентация  проектов в группах. Проведение праздников села.

5.Рефлексия. Составление плана работы на следующий год.

1

3

3

1

1

1

1

3

3

1

Всего   68

68 часов

37

31

Содержание программы

Сущность и назначение проектно-поискового метода в истории и краеведении – 4 ч. (теоретические занятия)

Понятие проектно- поискового метода. Актуальность исследовательской работы на современном этапе. Проектирование как основа исследовательской деятельности в сфере истории, краеведения и культурологи. Требования к выполнению учебной исследовательской работы. Виды проектов: исследовательские проекты; творческие проекты; информационные проекты; приключенческие (игровые) проекты; практико-ориентированные проекты; предпринимательские проекты; проекты учебных мини-предприятий;  интернет-сайты; дизайнерские проекты; социальные проекты;  международные Интернет-проекты; проекты для взрослых.

Методика  сбора первичной фольклорной информации 13ч (теоретические занятия-4ч,практические занятия -9ч.),

Постановка целей и задач проекта; Методика сбора первичной  фольклорной информации: а) правила географической конкретности собираемого фольклора; б)паспорт собирателя, опросники; в)паспорт текста и паспорт респондента; г)состав рабочей группы, распределение ролей.

Структура и правила оформления проектной деятельности;

Требования к иллюстративному материала. Процедура защиты проекта.

 Оценка результативности проектной деятельности-

Критерии и показатели эффективности проектной деятельности. Изучение личностного роста (самодиагностика) и самоанализ; Анкетирование; Защита проектов как показатель эффективности краеведческого исследования. Создание компьютерной презентации;

Оформление экспозиции по данной теме. Участие в конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Применение данного материала в практической деятельности.

                          Тематическое содержание занятий

«Стоит Хвощевка на речке Кудьме». История Хвощевского поселения-8часов

География родного края. Природа. Животный мир. Водоемы.

Первые сведения о нашей местности в письменных источниках «Откуда есть пошла Хвощевка..».Планировка поселения.Порядки и улицы.

Выбор места, леса для строительства дома. Изба.Дом. Хоромы. Организация помочи.  Новоселье. Экскурсия по Центральной улице.

Интерьер крестьянской избы  -5часов

Начнем от печки. Заготовка дров . Форма печей. Печные мастера.Значение русской печи в жизни жителей сел и деревень. Праздник русской печки. Красный угол, его расположение в доме. Убранство избы. Экскурсия в музей.

Быт и занятия населения края. По материалам школьного музея -                      10часов

Хлеб-всему голова. Земледелие. Лесная вотчина графов Шереметевых.

Горшечных дел мастера. Сенокосная пора. Бортнечество в нашем крае. Экскурсия к пчеловодам. В гостях у скорняков.Рыболовы и охотники края.

Мастерицы-рукодельницы. Распределение ролей в традиционной крестьянской семье. Когда семья вместе, так и душа на месте.

Дом  моей мечты. Чаепитие.

Мой род – моя крепость-    9часов

Моя родословная. География моего села. Семейные истории и реликвии.

Моя семья в истории моей страны. Технологии составления родословной

Семейный архив. Память рода. Семейные традиции.Праздник семьи

Традиции и обряды нашей местности -4 часа.

Праздники: личные, календарные, религиозные, международные, профессиональные

Семейные, личные праздники (родины, крестины, имянаречение, свадебный обряд, поминки). Религиозные праздники

(Рождество, Ильин день, Покров , Пасха и др). Двунадесятые праздники (Рождество Богородицы, Благовещенье,Сртенье, Троица)

Стоит Хвощевка  на речке  Кудьме -14часов

От возведения храмов к зодчеству души (История храмов)

История образования. От церковно-земской школы к советской школе на берегу реки. Торговая площадь-центр села.

Макариха-ярмарки на «гону»

Подсобные занятия жителей округи (кузнечное производство, гончарное производство, артель «Рыбачка» в с. Шарголи)

Становление советской власти в селе. Памятник «Пяти  коммунаров».Экскурсия

У каждого была своя война». Строительство оборонительного рубежа на территории нашего края.

Экскурсия  по рубежу.

Наши земляки-защитники Родины. Книга памяти.

Наш край после войны. История совхоза «Хвощевский».

Методическое обеспечение

1.Тематические материалы школьного краеведческого музея

 «История Хвощевки», « Природа края»,  и др.

2.Экспозиции школьного музея «Интерьер крестьянской избы», «Занятия и быт населения», Наш край в годы войны, История совхоза «Хвощевский», История образования в нашем крае и др

3.Материалы школьного музея «Рекомендации  по работе с различными историческими источниками»

4.Сценарии и разработки мероприятий в музее.

5.Экскурсии и проекты , созданные участниками музея в различные годы «Пока река жива», «История оборонительного рва», «Наш край в годы войны», «Праздники и обряды нашего края», «В старину едали деды» и др.

           Темы проектов для участников объединения

Тема 1. Археологические находки на территории нашего края.  

            Возвращение к истокам.

Тема 2. Нижегородский Кремль.

Тема 3. Нижегородский подвиг

Тема 4. Храмы нашей местности.

Тема 5. Нижегородское купечество.

Тема 6. По главной улице села.

Тема 7.  Земские учреждения в нашем крае.

Тема 8..  Великие гости нашего края

Тема 9. Народные промыслы

Тема 10. Великие земляки. На литературных перекрестках.

Тема 11. Нижегородцы – декабристы

Тема 12. История массовых  репрессий

         Источники и литература по истории Нижегородского края

                                 для исследований учащихся

1. Бубнов Ю.Н. Архитектура Нижнего Новгорода сер. XIX — XX вв., Нижний Новгород, 1991.

2. Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Архитектура города Горького: очерки истории.1917-1985. Горький, 1986.

3. Будцын И.В. Три века нижегородского предпринимательства / Элита нижегородского бизнеса. Информационно-аналитическое издание. Центр содействия бизнесу. Н.Новгород. 2000, с. 13.

4. Вспоминая былые походы. Сборник воспоминаний ветеранов Волжской военной флотилии. (1918-1920 гг.). Горький, 1968.

5. Города нашей области. География, история, экономика, население, культура. Горький, 1969, 1974.

6. Горьковский автомобильный. М., 1981.

7. Горьковский край. Горький, 1936.

8. Горьковчане в Великой Отечественной войне. 1941-1945. Горький, 1970.

9. Десять лет советской власти в Нижегородской губернии  1917-1927. Нижний Новгород, 1927.

10. Егоров Е.А. Рабочие нижегородской губернии (1900 - февраль1917. Численность. Состав. Положение.). Горький, 1980.

11. Жадаев Ф.И., Федоров Г.И. Путь корабля. История «Волгаря-добровольца» (документальная повесть). Горький, 1968.

12. Забвению не подлежит. Книги 2, 3.

13. История города Горького. Краткий очерк. Горький, 1971.

14. История индустриализации Нижегородского (Горьковского) края. Горький, 1968.

15. Культурное строительство в Нижегородской губернии (1917 -1927 гг.): документы и материалы/ составитель В.В. Колябин, Т.И. Бибанов. Горький, 1988.

16. Лушин А.Н. Масонство в Нижегородской губернии в XVIII - XX вв. Нижний Новгород, 1988.

17. Макарьевско-нижегородская ярмарка. Очерки истории. Нижний Новгород, 1997.

18. Назаров А.Ф. Николай Маркин. Саратов, 1971.

19. Народное хозяйство Горьковской области за 50 лет. Горький, 1967.

20. Население горьковской области. Горький, 1970.

21. Наша область. Сборник материалов. Горький, 1937.

22. Нижегородский край. М., 1930.

23. Ниякий В.В. Нижегородцы и горьковчане. Горький, 1975.

24. Октябрь в Нижнем Новгороде и губернии. Сборник воспоминаний. Горький, 1957.

25. Памятники истории и культуры города Горького. Горький, 1977.

26. Статистика землевладения 1906 г. СПб, 1906.

27. Тулин А. Яков Воробьев// Чекисты. Горький, 1968.

28.  Тюрина А.И., Чемоданов Л.А. История горьковской области. Горький, 1981.

29. Ульяновы и нижегородский край. Горький, 1987.

30. Университет, рожденный октябрем. Горький, 1978.

31. Хорев Б.С. Горьковская область. Природа. Население. Хозяйство. Горький, 1967.

Источники и литература по истории Богородского района

1.Афонин И.М  Лукино на Кудьме.- Богородск, 2002

Литература для учителя

1.Закон РФ «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2012

2.Типовое  положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей(утв. Приказом МОиН РФ от 26.96.2012 г. № 504);

3.Санитарно-эпидемологические  требования и нормы к УДОД (СанПиН 2.4.4.1251-03)

4.  Музей и подрастающее поколение. Сборник материалов

      Всероссийского семинара .-М., 2006  

5. Гузеев В.В.  Инновационные идеи в современном  образовании

 //Директор школы.- 1997 - № 1, стр с 3-11.

6. Гузеев В.В. Исследовательские проекты в практике школы//

    Директор школы.- 1998 - №7, с. 110-127

7.Даль В.И. Толковый словарь. М., 1997

8.Иновационный опыт в преподавании истории и  обществоведческих  дисциплин. Материалы 6-ой Областной научно- практической конференции. Н.Новгород, 2007

9. Озеров А.Б. Исследовательская  деятельность  как форма и метод обучения . М., 2003

10. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе

М.,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...