Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности"Новосибирсковедение"
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае (своем городе), воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край (город), надо его узнать, изучить. Реализация представленной программы дает возможность школьникам шире познакомиться с родным городом, его природой, историей, культурой, населением и экономическим развитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Новосибирсковедение" | 53.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ------------/-----------------------------/ ФИО Протокол №----------- от «---------» ----------------------------- 20-------г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №179» ------------ /--------------------------/ ФИО от «---------» ------------------------------- 20---------г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №179» ------------- /---------------------------/ ФИО Приказ № ----------- от «----------» ---------------------------- 20--------г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Новосибирсковедение
5 класс
Учитель: Колышкина Елена Владимировна
/высшая квалификационная категория/
г. Новосибирск, 2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана учителем географии МБОУ СОШ №179 г. Новосибирска Колышкиной Е.В.
Программа курса внеурочной деятельности «Новосибирсковедение» составлена на основе:
1. «Закона об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. «Федерального образовательного стандарта основного общего образования» (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки от 31.12.2015г. № 1577.
3. Письма МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ».
4. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
5. Примерной программы внеурочной деятельности Григорьева Д.В., Куприянова Б.В. : Москва «Просвещение», 2011.
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае (своем городе), воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край (город), надо его узнать, изучить. Реализация представленной программы дает возможность школьникам шире познакомиться с родным городом, его природой, историей, культурой, населением и экономическим развитием.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе, географии, истории и биологии в 5 классе.
Содержание регионального образования должно способствовать реализации нового качества образования, понимаемого сегодня как способность образовательных услуг соответствовать требованиям потребителей: общества, родителей, учащихся. В рабочей программе уделяется внимание развитию информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование. Не менее важным является формирование проектного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.
Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Краеведение – мощное средство для осуществления связи школы с жизнью.
Программа курса рассчитана на учащихся 5 классов - возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей малой Родине, своему городу, своей семье, своей школе.
Актуальность предполагаемого курса определяется интересом учащихся к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Система образования должна помочь человеку адаптироваться к жизни в данном регионе, указать реальные перспективы для жизни именно здесь, сегодня, завтра, через десять лет. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: географии, биологии, истории и др. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.
В настоящее время уделяется большое внимание организации внеурочной деятельности как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная краеведческая деятельность может способствовать, в первую очередь, духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника. Особенность программы - интегративность: межпредметная интеграция (предметы: география, биология, история, литература, музыка, экология).
Цели:
- расширение и углубление знаний по родному городу.
- воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, природу, историю и культуру).
- развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Образовательные задачи:
- пробудить интерес к прошлому и настоящему г. Новосибирска.
- познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.).
- сформировать межпредметные компетенции учащихся, развивать общеучебные умения и навыки.
Воспитательные задачи:
- развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему городу, формировать личностно-ценностное отношение к своему городу.
- формировать экологическую культуру.
- воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
- создать условия для социализации личности обучающегося в процессе обучения и воспитания.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
- сформировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего города.
- помочь овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- быть готовым к саморазвитию и осознанному выбору с учетом познавательных интересов, обладать способностью к самооценке.
- проявлять чувство патриотизма и гордости за свою страну и малую родину через слова и поступки.
- иметь гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к истории, природе, культуре своего родного края/города, необходимость сохранения и рационального использования окружающей среды.
- уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности.
- выражать убежденность в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения, иметь сформированную потребность в самореализации.
- сформированность толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку.
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- развиты ценности здорового и безопасного образа жизни.
- сформированность познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
Метапредметные результаты.
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
- высказывать свою гипотезе и предлагать способы ее проверки.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- формулировать собственное мнение и позицию, вести диалог, уметь слушать других людей., допускать существование других точек зрения.
- уметь отбирать источники информации для решения учебной задачи.
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
-оформлять свою мысль в устной и письменной форме.
- уметь работать индивидуально и в группе, научиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- развить информационно-коммуникативные компетенции.
- владеть навыками проектной и исследовательской деятельности.
Предметные результаты.
- знать понятия «краеведение», «родина», «малая родина», «топонимика», проект».
- узнавать символику своего региона/города; различать прошлое, настоящее, будущее;
- уметь работать с историческим и географическим картами для получения информации для выполнения учебной задачи, знать географическое положение города и Новосибирской области на карте России.
- знать историю возникновения г. Новосибирска, основные исторические вехи в развитии города.
- знать прошлое и настоящее Советского района г. Новосибирска и микрорайона ОбъГЭС.
- знать историю своей школы и иметь представление о родословной своей семьи.
- знать природу родного края/города, уметь объяснять причинно-следственные связи между элементами природы на примере своего города.
- знать и понимать причины возникновения экологических проблем г. Новосибирска и предлагать пути их решения.
- знать и выполнять правила поведения человека в природе, на улице, в общественных местах, в школе.
- познакомиться с достопримечательностями Новосибирска.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- уметь называть имена знаменитых новосибирцев, прославивших наш город.
- знать и понимать роль Новосибирска в регионе, стране, мире.
- выполнить и защитить проект по краеведческой тематике.
Место курса в учебном плане.
В целях повышения знаний о Новосибирске обучающихся 5 класса предложен курс внеурочной деятельности «Новосибирсковедение». Курс рассчитан на 35 часов.
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный: предъявление информации учителем, учащиеся воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно.
- репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, учащиеся произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий.
- исследовательский: самостоятельное рассмотрение задачи учащимися, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата.
- частично-поисковый: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи учащимися, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи.
- конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации.
- метод проектов и творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации.
- практические методы: использование практических и творческих работ, дидактических игры и занимательных упражнений.
- наглядные методы: используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Используемые технологии: проектная и исследовательская деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие, игровые, развивающие, интерактивные и др.
УМК
- А. Квашин. Новосибирск для детей. М, Эксмо, 2019г.
- Кравец Т.Н., Макаренко Г.М., Заикина Т.Г./Здравствуй, Новосибирск! Сибирское книжное издательство, 2011г.
- Первый Новосибирский численник. 2009г., редактор Н.К. Герасимова.
- Альманах «Новосибирск: город прожил год», 2010г.
- Атлас Новосибирской области (2 издание), 2002г.
- Т.А. Горелова, Н.В. Гуляева Природа Новосибирской области, 2011г.
- Методические материалы под редакцией Ж.Ф. Пивоваровой Природное наследие Новосибирской области, 2008 г., НГПУ.
- Н.А. Миненко История Новосибирской области. 1975г.
- В.М. Кравцов, Р.П. Донукалова География НСО, 2000г.
- А.Е. Кретинин. Новониколаевск — Новосибирск: одна судьба на двоих — Новосибирск, «Советская Сибирь», 2010г.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA
- https://www.nso.ru/page/2275
- https://studyinrussia.ru/life-in-russia/discover-russia/towns/novosibirsk/
- http://primetygorodov.ru/portfolio-item/novosibirsk/
- http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/sity_id.php?id=3
- https://www.nso.ru/page/2696
- https://tonkosti.ru/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0
- http://57.xn--e1alihfbj.xn--p1ai/novosibirsk.html
- http://bsk.nios.ru/kratkaya-informaciya-o-gorode-novosibirske
- https://novo-sibirsk.ru/to-citizens/economy/industry/
- http://nsk.novosibdom.ru/node/2683
- https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298529-Activities-c57-Novosibirsk_Novosibirsky_District_Novosibirsk_Oblast_Siberian_District.html
- https://novo-sibirsk.ru/to-citizens/city/ecology/
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Введение в краеведение и проектную деятельность | 7 |
2 | Новосибирск в прошлом и настоящем | 18 |
3 | Я и моя семья. Моя школа | 2 |
4 | Природа родного края | 4 |
5 | Итоговый проект | 2 |
6 | Обобщение по курсу | 2 |
Практические работы – 3.
Проектные работы – 7.
Содержание спецкурса
- Введение в краеведение и проектную деятельность. Что такое краеведение. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Что такое проект, виды проектов и проектного продукта. Оформление проекта. С чего начинается Родина. Понятие «малая Родина». Знакомство с источниками информации о своей местности. Географическое положение НСО и Новосибирска. Площадь, границы, политико-административное деление города, история названия города. Рекорды Новосибирска мировые, российские, сибирские. Символика города. Герб, флаг, гимн. Геральдические фигуры и символы, их значение.
Практические работы: 1. Эмблема микрорайона ОбъГЭС.
Проектные работы: 1. Самый лучший город на Земле.
- Новосибирск в прошлом и настоящем.
Почему и благодаря кому возник наш город. Какими были город и его жители в прошлом, как они жили. Интересные страницы истории родного города. Новосибирск в годы Великой Отечественной войны. Вклад новосибирцев в победу над врагом в годы ВОВ. Советский район: прошлое и настоящее. История Новосибирской ГЭС. Основные этапы строительства ГЭС. Значение ГЭС в настоящее время. История микрорайона ОбьГЭС. Наука топонимика. Улицы города и ОбъГЭСа, происхождение их названий. Современная хозяйственная жизнь города. Градообразующие отрасли. Крупнейшие промышленные предприятия города, их продукция. Транспорт. Виды транспорта, их роль в жизни города. Население Новосибирска. Почетные граждане города. Музеи города и Советского района. Храмы. Театры. Зоопарк. Достопримечательности и памятники Новосибирска. Новосибирск – научный центр. Роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты. Образование в Новосибирске. Планетарий. Новосибирск спортивный. Развитие спорта в городе. Выдающиеся спортсмены-новосибирцы. Новосибирск музыкальный. Известные музыканты и музыкальные коллективы, выступающие в Новосибирске или имеющие новосибирское происхождение.
Практические работы: 1. Город опасный и безопасный.
Проектные работы: 1. Улицы города рассказывают 2. Мой любимый уголок города. 3. Вклад моей семьи в развитие и процветание родного города»
- Я и моя семья. Моя школа. Я – ученик. История родной школы. Успехи и достижения учителей и учеников школы. Перспективы школы. Моя семья. Что означает моя фамилия, имя, отчество. Состав моей семьи. Родословная: что это такое, как ее составить. Мой род: прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, родители, братья и сестры. Традиции семьи. Профессии родителей. Проектные работы: 1. Коллаж о школе «Наша школьная страна». 2. Составление генеалогического древа своего рода. Эмблема моей семьи.
- Природа Новосибирска. Особенности рельефа, горные породы. Климат и сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей. Малые реки Новосибирска. Река Обь. Обское водохранилище. Растительный и животный мир города, их приспособление к городской среде обитания. Человек и природа. Стихийные явления в городе и НСО, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Воспитание бережного отношения к природе. Красная книга НСО. Памятники природы родного края. Зеленые насаждения города. Места отдыха новосибирцев. Парки и скверы. Ботанический сад.
Практические работы: 1 Роль реки Обь в жизни города.
Проектные работы: 1. Создание туристического маршрута по Новосибирску.
- Заключение.
Защита итогового проекта. Игровое повторение. Обобщение по курсу.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока/ практическая работа/проектная работа | Основное содержание программы | Планируемые образовательные результаты | ДЗ | |||
план | факт | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Введение в краеведение и проектную деятельность (7часов) | ||||||||
1. | Введение в краеведение и проектную деятельность | Что такое краеведение. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Что такое проект, виды проектов и проектного продукта. Оформление проекта. | Знать суть понятия «краеведение», цели, задачи, предмет исследования. Что такое проект, его виды Уметь описывать методы географического познания, структуру проекта. | Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему. Высказывать свою гипотезе и предлагать способы ее проверки. Овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Оформлять свою мысль в устной и письменной форме. Уметь отбирать источники информации для решения учебной задачи. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | Осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | Записи в тетр. | ||
2. | С чего начинается Родина. Понятие «малая Родина» | С чего начинается Родина. Понятие «малая Родина». Знакомство с источниками информации о своем крае. | Знать понятие «малая Родина». Уметь находить и пользоваться различными источниками информации | Подбор источников | ||||
3. | Географическое положение и административное деление НСО и Новосибирска | Географическое положение НСО и Новосибирска. Площадь, границы, административное деление города | Знать ГП Новосибирска и НСО. Уметь показывать по карте границы НСО и Новосибирск и определять географические координаты города. | Задание в тетр., работа с картой | ||||
4. | Город - рекордсмен | Рекорды Новосибирска мировые, российские, сибирские | Знать рекорды города Уметь находить и пользоваться различными источниками информации | Гармонично развитые социальные чувства и качества: Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Формирование целеполагания в учебной деятельности. Самостоятельно анализировать условия и средства достижения целей. | Сообщение/презентац. | |||
5. | Символика Новосибирска и Советского района. Практическая работа «Эмблема микрорайона ОбьГЭС» | Символика города: герб, флаг, гимн. Геральдические фигуры и символы, их значение | Знать символику города: герб, флаг, гимн. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Эмблема | ||||
6.-7. | Проектная работа «Самый лучший город на Земле» Защита проектов | Развитие информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное образование. | Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Проект | ||||
Новосибирск в прошлом и настоящем (18 часов) | ||||||||
8. | Историческое прошлое Новосибирска | Основание и развитие города. Историческое прошлое Новосибирска. Интересные страницы истории города | Знать историю возникновения города. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Уметь работать индивидуально и в группе, научиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы. Проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Формулировать собственное мнение и позицию, вести диалог, уметь слушать других людей., допускать существование других точек зрения Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Развить информационно-коммуникативные компетенции. Формирование познавательной и информационной культуры | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Уметь вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование различных мнений и подходов к решению проблем. | Записи в тетр., инд. задание | ||
9. | Вклад новосибирцев в победу над врагом в годы ВОВ. Земляки – герои Советского Союза | Новосибирск в годы Великой Отечественной войны. Вклад новосибирцев в победу над врагом в годы ВОВ | Знать вклад новосибирцев в победу над врагом в годы ВОВ. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Эссе/презентац. | ||||
10. | Советский район: прошлое и настоящее | История Советского района Новосибирска, его прошлое и настоящее | Знать историю образования и развития Советского района. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Записи в тетр. Инд. задание | ||||
11. | История Новосибирской ГЭС. Микрорайон ОбьГЭС | История Новосибирской ГЭС. Основные этапы строительства ГЭС. Значение ГЭС в настоящее время. Микрорайон ОбьГЭС | Знать историю строительства ГЭС и микрорайона ОбьГЭС. Уметь выделять этапы строительства ГЭС. | Сообщение | ||||
12. | Топонимика. Улицы города и ОбьГЭСа. Проектная работа «Улицы города рассказывают» | Наука топонимика. Улицы города и ОбьГЭСа, происхождение их названий | Знать суть понятия «топонимика», улицы ОбьГЭСа и города. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Проект | ||||
13. | Современная хозяйственная жизнь города. Проектная работа «Вклад моей семьи в процветание родного города» | Современная хозяйственная жизнь города: Градообразующие отрасли. Крупнейшие промышленные предприятия, их главная продукция | Знать градообразующие отрасли, крупнейшие промышленные предприятия, их продукцию. | Проект | ||||
14. | Транспорт Новосибирска. Практическая работа «Город опасный и безопасный» | Новосибирск – транспортный узел. Виды транспорта, их роль в жизни города. Правила безопасного поведения | Знать виды транспорта, правила поведения на дороге. Уметь объяснять роль транспорта в жизни города | Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. Уметь вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию. | Правила | |||
15. | Население и почетные граждане Новосибирска | Население Новосибирска. Почетные граждане города | Знать население Новосибирска (по национальным признакам, традициям, обычаям), почетных граждан города. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Сбор информации | ||||
16. | Музеи Новосибирска. | Историко-культурные достопримечательности города | Знать музеи города. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Виртуальная экскурсия | ||||
17. | Музеи Советского района Экскурсия в школьный музей | Историко-культурные достопримечательности района | Знать музеи Советского района. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Сообщ. | ||||
18. | Новосибирские храмы | Храмы города: христианские, мусульманские, буддистские | Знать храмы города. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Презент. | ||||
19. | Новосибирск театральный | Историко-культурные достопримечательности города | Знать театры города. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Отзыв | ||||
20. | Новосибирский зоопарк | Историко-культурные достопримечательности города | Уметь рассказывать о зоопарке. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Творч. работа | ||||
21. | Достопримечательности города. Памятники Новосибирска. Экскурсия к памятнику Алеши на набережной Обского водохранилища | Историко-культурные достопримечательности города | Знать историко-культурные достопримечательности города. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Понимать существование различных мнений и подходов к решению проблемы. Формировать действия целеполагания (в том числе преобразование практической задачи в познавательную). Планировать пути достижения цели. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | Рассказ | |||
22. | Наука и образование в Новосибирске. Планетарий | Роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты. Образование в Новосибирске. Планетарий | Знать роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты, образование в городе. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Сообщ. | ||||
23. | Новосибирск спортивный | Развитие спорта в городе. Выдающиеся спортсмены-новосибирцы | Знать выдающихся спортсменов своего края, развитие спорта в городе Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Презент. | ||||
24. | Новосибирск музыкальный | Известные музыканты и музыкальные коллективы, выступающие в Новосибирске или имеющие новосибирское происхождение | Знать музыкантов и музыкальные коллективы города. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Развить информационно-коммуникативные компетенции. Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Уметь производить поиск и обработку информации, составлять схемы. | Творч. задание | |||
25. | Проектная работа «Мой любимый уголок города» | Развитие информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное образование | Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию. Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе. | Проект | ||||
Я и моя семья. Моя школа (2 часа) | ||||||||
26. | История родной школы. Проектная работа «Наша школьная стран» (коллаж) | Я - ученик. История родной школы. Успехи и достижения учителей и учеников школы. Перспективы школы | Знать историю своей школы Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию. Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе. | Формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению краеведческих знаний Находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формировать собственное мнение и позицию, аргументировать их и координировать с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Проект | ||
27. | Моя семья. Проектная работа «Эмблема моей семьи. Генеалогическое древо семьи» | Что означает моя фамилия, имя, отчество. Состав моей семьи Родословная: что это такое, как ее составить. Мой род: прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, родители, братья и сестры. Традиции семьи. Профессии родителей. Составление генеалогического древа и эмблемы семьи | Знать историю своей семьи Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять генеалогическое древо рода Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе. | Эмблема/древо | ||||
Природа Новосибирска (4 часа) | ||||||||
28. | Природа Новосибирска. Практическая работа «Роль Оби в жизни города» | Особенности рельефа, горные породы. Климат и сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей. Малые реки Новосибирска. Река Обь. Обское водохранилище. Растительный и животный мир города, их приспособление к городской среде обитания | Знать особенности природы города, роль Оби в жизни города. Уметь описывать компоненты природы, объяснять причинно-следственные связи между элементами природы на примере своего города. находить в разных источниках и анализировать информацию | Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать информацию Владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками решения учебных задач; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к формированию основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Задание | ||
29. | Памятники природы родного края | Памятники природы, интересные природные объекты НСО | Знать памятники природы НСО. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Сбор информации | ||||
30. | Места отдыха новосибирцев: парки и скверы. Ботанический сад | Зеленые насаждения города. Места отдыха новосибирцев. Парки и скверы. Ботанический сад | Знать парки и скверы города Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, рассказывать о парке «У моря Обского» и Ботсаде. | Рассказ | ||||
31. | Человек и природа. Красная книга НСО. | Стихийные явления в городе, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Воспитание бережного отношения к природе. Красная книга НСО | Знать опасности природного характера, представителей Красной книги НСО. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию. | Жалобная книга города | ||||
Заключение (4 часа) | ||||||||
32.-33. | Проектная работа «Создание туристического маршрута по Новосибирску» Защита проектов | Развитие информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование | Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | Самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность. Выполнить и защитить проект по краеведческой тематике. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. | Проект | ||
34. | Игровое повторение «Люби и знай родной свой край» | Актуализация опорных знаний и умений | Уметь проводить самооценку и оценку другим участникам курса | |||||
35. | Обобщающее повторение | Актуализация опорных знаний и умений | Уметь проводить самооценку и оценку другим участникам курса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Авторская программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса
Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный олимпиец" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный олимпиец" (1-4 классы)...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности"Новосибирсковедение"
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае (своем городе), воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край (город), надо его у...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС) кружка декоративно-прикладного творчества "Рукодельница"
Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление. Цель программы: творческое развитие учащихся, расширение технического и эстетического кругозора, развитие навык...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа
Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...