Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности"Новосибирсковедение"
рабочая программа по географии (5 класс)

Колышкина Елена Владимировна

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае (своем городе), воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край (город), надо его узнать, изучить. Реализация представленной программы дает возможность школьникам шире познакомиться с родным городом, его природой, историей, культурой, населением и экономическим развитием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

------------/-----------------------------/

ФИО

Протокол №-----------

                от «---------» -----------------------------  20-------г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №179»

------------ /--------------------------/

ФИО

от «---------» ------------------------------- 20---------г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №179»

------------- /---------------------------/

ФИО

Приказ № -----------

от «----------» ---------------------------- 20--------г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Новосибирсковедение

5 класс

Учитель: Колышкина Елена Владимировна

/высшая квалификационная категория/

г. Новосибирск, 2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана учителем географии МБОУ СОШ №179 г. Новосибирска Колышкиной Е.В.

Программа курса внеурочной деятельности «Новосибирсковедение» составлена на основе:
1. «Закона об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. «Федерального образовательного стандарта основного общего образования» (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки от 31.12.2015г. № 1577.
3. Письма МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ».

4. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
5. Примерной программы внеурочной деятельности Григорьева Д.В., Куприянова Б.В. : Москва «Просвещение», 2011.

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае (своем городе), воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край (город), надо его узнать, изучить. Реализация представленной программы дает возможность школьникам шире познакомиться с родным городом, его природой, историей, культурой, населением и экономическим развитием.

Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе, географии, истории и биологии в 5 классе.

Содержание регионального образования должно способствовать реализации нового качества образования, понимаемого сегодня как способность образовательных услуг соответствовать требованиям потребителей: общества, родителей, учащихся. В рабочей программе уделяется внимание развитию информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование. Не менее важным является формирование проектного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.

Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Краеведение – мощное средство для осуществления связи школы с жизнью.

Программа курса рассчитана на учащихся 5 классов - возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей малой Родине, своему городу, своей семье, своей школе.

Актуальность предполагаемого курса определяется интересом учащихся к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Система образования должна помочь человеку адаптироваться к жизни в данном регионе, указать реальные перспективы для жизни именно здесь, сегодня, завтра, через десять лет. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: географии, биологии, истории и др. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.

    В настоящее время уделяется большое внимание организации внеурочной деятельности как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная краеведческая деятельность может способствовать, в первую очередь, духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника. Особенность программы - интегративность: межпредметная интеграция (предметы: география, биология, история, литература, музыка, экология).

Цели: 

  •           расширение и углубление знаний по родному городу.  
  •           воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, природу, историю и культуру).
  • развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Образовательные задачи:

  • пробудить интерес к прошлому и настоящему г. Новосибирска.
  • познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.).
  • сформировать межпредметные компетенции учащихся, развивать общеучебные умения и навыки.

Воспитательные задачи:

  • развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему городу, формировать личностно-ценностное отношение к своему городу.
  • формировать экологическую культуру.
  • воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
  • создать условия для социализации личности обучающегося в процессе обучения и воспитания.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
  • сформировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
  • вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего города.
  • помочь овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:
- осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

- самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- быть готовым к саморазвитию и осознанному выбору с учетом познавательных интересов, обладать способностью к самооценке.

- проявлять чувство патриотизма и гордости за свою страну и малую родину через слова и поступки.

- иметь гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к истории, природе, культуре своего родного края/города, необходимость сохранения и рационального использования окружающей среды.
- уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности.

- выражать убежденность в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения, иметь сформированную потребность в самореализации.

- сформированность толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку.

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- развиты ценности здорового и безопасного образа жизни.

- сформированность познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.

Метапредметные результаты.
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
- высказывать свою гипотезе и предлагать способы ее проверки.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- формулировать собственное мнение и позицию, вести диалог, уметь слушать других людей., допускать существование других точек зрения.

- уметь отбирать источники информации для решения учебной задачи.
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

- овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
-оформлять свою мысль в устной и письменной форме.
- уметь работать индивидуально и в группе, научиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы.

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

- развить информационно-коммуникативные компетенции.

- владеть навыками проектной и исследовательской деятельности.

Предметные результаты.
- знать понятия «краеведение», «родина», «малая родина», «топонимика», проект».

- узнавать символику своего региона/города; различать прошлое, настоящее, будущее;
- уметь работать с историческим и географическим картами для получения информации для выполнения учебной задачи, знать географическое положение города и Новосибирской области на карте России.

- знать историю возникновения г. Новосибирска, основные исторические вехи в развитии города.

- знать прошлое и настоящее Советского района г. Новосибирска и микрорайона ОбъГЭС.

- знать историю своей школы и иметь представление о родословной своей семьи.

- знать природу родного края/города, уметь объяснять причинно-следственные связи между элементами природы на примере своего города.

- знать и понимать причины возникновения экологических проблем г. Новосибирска и предлагать пути их решения.

- знать и выполнять правила поведения человека в природе, на улице, в общественных местах, в школе.

- познакомиться с достопримечательностями Новосибирска.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- уметь называть имена знаменитых новосибирцев, прославивших наш город.

- знать и понимать роль Новосибирска в регионе, стране, мире.

- выполнить и защитить проект по краеведческой тематике.

Место курса в учебном плане.

В целях повышения знаний о Новосибирске обучающихся 5 класса предложен курс внеурочной деятельности «Новосибирсковедение». Курс рассчитан на 35 часов.

Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения: 

  • объяснительно-иллюстративный: предъявление информации учителем, учащиеся воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно.
  • репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, учащиеся произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий.
  • исследовательский: самостоятельное рассмотрение задачи учащимися, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата.
  • частично-поисковый: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи учащимися, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи.
  • конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации.
  • метод проектов и творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации.
  • практические методы: использование практических и творческих работ, дидактических игры и занимательных упражнений.
  • наглядные методы: используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Используемые технологии: проектная и исследовательская деятельность, ИКТ, здоровьесберегающие, игровые, развивающие, интерактивные и др.

УМК

  1. А. Квашин. Новосибирск для детей. М, Эксмо, 2019г.
  2. Кравец Т.Н., Макаренко Г.М., Заикина Т.Г./Здравствуй, Новосибирск! Сибирское книжное издательство, 2011г.
  3. Первый Новосибирский численник. 2009г., редактор Н.К. Герасимова.
  4. Альманах «Новосибирск: город прожил год», 2010г.
  5. Атлас Новосибирской области (2 издание), 2002г.
  6. Т.А. Горелова, Н.В. Гуляева Природа Новосибирской области, 2011г.
  7. Методические материалы под редакцией Ж.Ф. Пивоваровой Природное наследие Новосибирской области, 2008 г., НГПУ.
  8. Н.А. Миненко История Новосибирской области. 1975г.
  9. В.М. Кравцов, Р.П. Донукалова География НСО, 2000г.
  10. А.Е. Кретинин. Новониколаевск — Новосибирск: одна судьба на двоих — Новосибирск, «Советская Сибирь», 2010г.
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA
  12. https://www.nso.ru/page/2275
  13. https://studyinrussia.ru/life-in-russia/discover-russia/towns/novosibirsk/
  14. http://primetygorodov.ru/portfolio-item/novosibirsk/
  15. http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/sity_id.php?id=3
  16. https://www.nso.ru/page/2696
  17. https://tonkosti.ru/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0
  18. http://57.xn--e1alihfbj.xn--p1ai/novosibirsk.html
  19. http://bsk.nios.ru/kratkaya-informaciya-o-gorode-novosibirske        
  20. https://novo-sibirsk.ru/to-citizens/economy/industry/
  21. http://nsk.novosibdom.ru/node/2683
  22. https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298529-Activities-c57-Novosibirsk_Novosibirsky_District_Novosibirsk_Oblast_Siberian_District.html
  23. https://novo-sibirsk.ru/to-citizens/city/ecology/ 

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Введение в краеведение и проектную деятельность

7

2

Новосибирск в прошлом и настоящем

18

3

Я и моя семья. Моя школа

2

4

Природа родного края

4

5

Итоговый проект

2

6

Обобщение по курсу

2

                                                      Практические работы – 3.

                                                      Проектные работы – 7.

Содержание спецкурса

  1. Введение в краеведение и проектную деятельность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Что такое краеведение. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Что такое проект, виды проектов и проектного продукта. Оформление проекта. С чего начинается Родина. Понятие «малая Родина». Знакомство с источниками информации о своей местности. Географическое положение НСО и Новосибирска. Площадь, границы, политико-административное деление города, история названия города. Рекорды Новосибирска мировые, российские, сибирские.  Символика города. Герб, флаг, гимн.  Геральдические фигуры и символы, их значение.                                                                                                      

Практические работы: 1. Эмблема микрорайона ОбъГЭС.

Проектные работы: 1. Самый лучший город на Земле.                                                                              

  1. Новосибирск в прошлом и настоящем.                                                                                                                                                                  

Почему и благодаря кому возник наш город. Какими были город и его жители в прошлом, как они жили. Интересные страницы истории родного города. Новосибирск в годы Великой Отечественной войны. Вклад новосибирцев в победу над врагом в годы ВОВ. Советский район: прошлое и настоящее. История Новосибирской ГЭС. Основные этапы строительства ГЭС. Значение ГЭС в настоящее время. История микрорайона ОбьГЭС.  Наука топонимика. Улицы города и ОбъГЭСа, происхождение их названий. Современная хозяйственная жизнь города. Градообразующие отрасли.  Крупнейшие промышленные предприятия города, их продукция. Транспорт. Виды транспорта, их роль в жизни города. Население Новосибирска. Почетные граждане города. Музеи города и Советского района. Храмы. Театры. Зоопарк. Достопримечательности и памятники Новосибирска. Новосибирск – научный центр. Роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты. Образование в Новосибирске. Планетарий.  Новосибирск спортивный. Развитие спорта в городе. Выдающиеся спортсмены-новосибирцы. Новосибирск музыкальный.  Известные музыканты и музыкальные коллективы, выступающие в Новосибирске или имеющие новосибирское происхождение.                                                                                                                                                                          

Практические работы: 1. Город опасный и безопасный.

Проектные работы: 1. Улицы города рассказывают 2. Мой любимый уголок города. 3. Вклад моей семьи в развитие и процветание родного города»

  1. Я и моя семья. Моя школа.                                                                                                                                                                                                      Я – ученик.  История родной школы. Успехи и достижения учителей и учеников школы. Перспективы школы. Моя семья. Что означает моя фамилия, имя, отчество. Состав моей семьи. Родословная: что это такое, как ее составить.  Мой род: прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, родители, братья и сестры. Традиции семьи. Профессии родителей.                                                                                                                                                                                                                  Проектные работы: 1. Коллаж о школе «Наша школьная страна». 2. Составление генеалогического древа своего рода. Эмблема моей семьи.                                                                                                                                                    
  2. Природа Новосибирска.                                                                                                                                                                                                    Особенности рельефа, горные породы. Климат и сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей. Малые реки Новосибирска. Река Обь. Обское водохранилище.  Растительный и животный мир города, их приспособление к городской среде обитания. Человек и природа. Стихийные явления в городе и НСО, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Воспитание бережного отношения к природе.  Красная книга НСО. Памятники природы родного края. Зеленые насаждения города. Места отдыха новосибирцев. Парки и скверы. Ботанический сад.

Практические работы: 1 Роль реки Обь в жизни города.

Проектные работы: 1. Создание туристического маршрута по Новосибирску.  

  1. Заключение.

Защита итогового проекта. Игровое повторение. Обобщение по курсу.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока/ практическая работа/проектная работа

Основное содержание

программы

Планируемые образовательные результаты

ДЗ

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение в краеведение и проектную деятельность (7часов)

1.

Введение в краеведение и проектную деятельность

Что такое краеведение. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования.  Что такое проект, виды проектов и проектного продукта. Оформление проекта.

Знать суть понятия «краеведение», цели, задачи, предмет исследования. Что такое проект, его виды

Уметь описывать методы географического познания, структуру проекта.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.

Высказывать свою гипотезе и предлагать способы ее проверки.

Овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

Оформлять свою мысль в устной и письменной форме.

Уметь отбирать источники информации для решения учебной задачи.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

Записи в тетр.

2.

С чего начинается Родина.  Понятие «малая Родина»

С чего начинается Родина. Понятие «малая Родина». Знакомство с источниками информации о своем крае.

Знать понятие «малая Родина». Уметь находить и пользоваться различными источниками информации

Подбор источников

3.

Географическое положение и административное деление НСО и Новосибирска

Географическое положение НСО и Новосибирска. Площадь, границы, административное деление города

Знать ГП Новосибирска и НСО. Уметь показывать по карте границы НСО и Новосибирск и определять географические координаты города.

Задание в тетр., работа с картой

4.

Город - рекордсмен

Рекорды Новосибирска мировые, российские, сибирские

Знать рекорды города

Уметь находить и пользоваться различными источниками информации

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

Формирование

целеполагания в учебной деятельности.

Самостоятельно

анализировать условия и средства достижения

целей.

Сообщение/презентац.

5.

Символика Новосибирска и Советского района.  

Практическая работа «Эмблема микрорайона ОбьГЭС»

Символика города: герб, флаг, гимн. Геральдические фигуры и символы, их значение  

Знать символику города: герб, флаг, гимн. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Эмблема

6.-7.

Проектная работа «Самый лучший город на Земле»

Защита проектов

Развитие информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное образование.

Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Проект

Новосибирск в прошлом и настоящем (18 часов)

8.

Историческое прошлое Новосибирска

Основание и развитие города.  Историческое прошлое Новосибирска. Интересные страницы истории города

Знать историю возникновения города. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Уметь работать индивидуально и в группе, научиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Формулировать собственное мнение и позицию, вести диалог, уметь слушать других людей., допускать существование других точек зрения

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Развить информационно-коммуникативные компетенции.

Формирование познавательной и информационной культуры

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

Уметь вести диалог на основе взаимного уважения;

корректно отстаивать свою позицию.

Понимать существование различных мнений и подходов к решению проблем.

Записи в тетр., инд. задание

9.

Вклад новосибирцев в победу над врагом в годы ВОВ. Земляки – герои Советского Союза

Новосибирск в годы Великой Отечественной войны.  Вклад новосибирцев в победу  над врагом в годы ВОВ

Знать вклад новосибирцев в победу над врагом в годы ВОВ. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Эссе/презентац.

10.

Советский район: прошлое и настоящее

История Советского района Новосибирска, его прошлое и настоящее

Знать историю образования и развития Советского района.

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Записи в тетр.

Инд. задание

11.

История Новосибирской ГЭС. Микрорайон  ОбьГЭС

История Новосибирской ГЭС. Основные этапы строительства ГЭС. Значение ГЭС в настоящее время. Микрорайон ОбьГЭС

Знать историю строительства ГЭС и микрорайона ОбьГЭС.

Уметь выделять этапы строительства ГЭС.

Сообщение

12.

Топонимика. Улицы города и ОбьГЭСа.  Проектная работа «Улицы города рассказывают»  

Наука топонимика. Улицы города и ОбьГЭСа, происхождение их названий

Знать суть понятия «топонимика», улицы ОбьГЭСа и города.

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Проект

13.

Современная хозяйственная жизнь города. Проектная работа «Вклад моей семьи в процветание родного города»

Современная хозяйственная жизнь города: Градообразующие отрасли.  Крупнейшие промышленные предприятия,  их главная продукция

Знать градообразующие отрасли, крупнейшие промышленные предприятия, их продукцию.

Проект

14.

Транспорт Новосибирска. Практическая работа «Город опасный и безопасный»

Новосибирск – транспортный узел. Виды транспорта, их роль в жизни города. Правила безопасного поведения

Знать виды транспорта, правила поведения на дороге.

Уметь объяснять роль транспорта в жизни города

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Уметь вести диалог на основе взаимного уважения.

Корректно отстаивать свою позицию.

Правила

15.

Население и  почетные граждане Новосибирска

Население Новосибирска. Почетные граждане города

Знать население Новосибирска

(по национальным признакам, традициям, обычаям), почетных граждан города.

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Сбор информации

16.

Музеи Новосибирска.

Историко-культурные достопримечательности города

Знать музеи города.  

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Виртуальная экскурсия

17.

Музеи Советского района

Экскурсия в школьный музей

Историко-культурные достопримечательности района

Знать музеи Советского района. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Сообщ.

18.

Новосибирские храмы

Храмы города: христианские, мусульманские, буддистские

Знать храмы города. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Презент.

19.

Новосибирск театральный

Историко-культурные достопримечательности города

Знать театры города.  Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Отзыв

20.

Новосибирский зоопарк

Историко-культурные достопримечательности города

Уметь рассказывать о зоопарке. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Творч. работа

21.

Достопримечательности города. Памятники Новосибирска.

Экскурсия к памятнику Алеши на набережной Обского водохранилища

Историко-культурные достопримечательности города

Знать историко-культурные достопримечательности города.  

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Понимать существование различных мнений и подходов к решению проблемы.

Формировать действия целеполагания (в том числе преобразование практической задачи в познавательную).

Планировать пути достижения цели.

Самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Рассказ

22.

Наука и образование в Новосибирске. Планетарий

Роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты. Образование в Новосибирске. Планетарий

Знать роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты, образование в городе. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Сообщ.

23.

Новосибирск спортивный

Развитие спорта в городе. Выдающиеся спортсмены-новосибирцы

Знать выдающихся спортсменов своего края, развитие спорта в городе

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Презент.

24.

Новосибирск музыкальный

Известные музыканты и музыкальные коллективы, выступающие в Новосибирске или имеющие новосибирское происхождение  

Знать музыкантов и музыкальные коллективы города.  Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Развить информационно-коммуникативные компетенции.

Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Уметь производить поиск и обработку информации, составлять схемы.

Творч. задание

25.

Проектная работа  «Мой любимый уголок города»

Развитие информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное образование

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе.

Проект

Я и моя семья. Моя школа (2 часа)

26.

История родной школы.  Проектная работа «Наша школьная стран» (коллаж)

Я - ученик. История родной школы. Успехи и достижения учителей и учеников школы. Перспективы школы

Знать историю своей школы

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию. Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе.

Формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению краеведческих знаний

Находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формировать собственное мнение и позицию, аргументировать их и координировать с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проект

27.

Моя семья. Проектная работа «Эмблема моей семьи. Генеалогическое древо семьи»

Что означает моя фамилия, имя, отчество. Состав моей семьи Родословная: что это такое, как ее составить.  Мой род: прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, родители, братья и сестры. Традиции семьи. Профессии родителей. Составление генеалогического древа и эмблемы семьи                                                                                                                                                                                                              

Знать историю своей семьи

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять генеалогическое древо рода

Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе.

Эмблема/древо

Природа Новосибирска (4 часа)

28.

Природа Новосибирска.  Практическая работа «Роль Оби в жизни города»

Особенности рельефа, горные породы. Климат и сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей. Малые реки Новосибирска. Река Обь. Обское водохранилище.  Растительный и животный мир города, их приспособление к городской среде обитания

Знать особенности природы города, роль Оби в жизни города. Уметь описывать компоненты природы, объяснять причинно-следственные связи между элементами природы на примере своего города.

находить в разных источниках и анализировать информацию

Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи.

Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать информацию

Владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками решения учебных задач; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к формированию основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Задание

29.

Памятники природы родного края

Памятники природы, интересные природные объекты НСО

Знать памятники природы НСО.  Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Сбор информации

30.

Места отдыха новосибирцев: парки и скверы. Ботанический сад

Зеленые насаждения города. Места отдыха новосибирцев. Парки и скверы. Ботанический сад  

Знать парки и скверы города

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, рассказывать о парке «У моря Обского» и Ботсаде.

Рассказ

31.

Человек и природа. Красная книга НСО.  

Стихийные явления в городе, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Воспитание бережного отношения к природе.  Красная книга НСО

Знать опасности природного характера, представителей Красной книги НСО.

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

Жалобная книга города

Заключение (4 часа)

32.-33.

Проектная работа «Создание туристического маршрута по Новосибирску»

Защита проектов

Развитие информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование

Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе.

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

Самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность.

Выполнить и защитить проект по краеведческой тематике.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Проект

34.

Игровое повторение  «Люби и знай родной свой край»

Актуализация опорных знаний и умений

Уметь проводить самооценку и оценку другим участникам курса

35.

Обобщающее повторение

Актуализация опорных знаний и умений

Уметь проводить самооценку и оценку другим участникам курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Авторская программа  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса

Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный олимпиец" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный олимпиец" (1-4 классы)...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности"Новосибирсковедение"

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае (своем городе), воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край (город), надо его у...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС) кружка декоративно-прикладного творчества "Рукодельница"

Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление. Цель программы: творческое развитие учащихся, расширение технического и эстетического кругозора, развитие навык...

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа

Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...