Дополнительная образовательная программа краеведческого кружка «Живая старина»
методическая разработка по краеведению (5, 6 класс)

Ивкова Любовь Петровна

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhivaya_starina.docx211.77 КБ
Файл prilozhenie_1.docx633.61 КБ
Файл prilozhenie.docx2.95 МБ
Файл prilozhenie_3.docx644.06 КБ
Файл prilozhenie_4.docx663.62 КБ
Файл prilozhenie_5.docx794.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

Протокол №______

от «___» ______________201_ г.

Руководитель: __________

Е.В.Хомякова

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______/Т.Н.Плотникова/

«____»____________201__ г.

Утверждено

Директор школы:

_________/Ю.В. Ивкова/

«____» ____________201__ г

Дополнительная образовательная  программа

краеведческого кружка

«Живая старина»

в 5-6 классах (34 часа)

на 2018 – 2019 учебный год

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного учреждения

Павинская средняя общеобразовательная школа

Ивкова Любовь Петровна

2018 г

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел программы

Стр.

Паспорт Программы

2-4

 Пояснительная записка.

5-9

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

9-13

Тематическое планирование.

13

 Содержание программы.

14-15

Календарно-тематическое планирование.

16-20

Формы и методы контроля.

21-22

Список литературы.

23

Приложения.

24-30

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа кружка краеведения «Живая старина»

Нормативно-правовые основы разработки программы

  1. - Конституция Российской Федерации (ст. 43).
  2. - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)).
  1. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г.)

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795;

- Ведомственная целевая программа «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области», утвержденная приказом департамента образования и науки Костромской области от 9.10.2013 года №1776.

Автор-составитель

Ивкова Любовь Петровна, учитель истории и обществознания МОУ Павинская СОШ

Исполнители Программы

Ученические коллективы 5-7-х классов МОУ Павинская СОШ, родительская общественность

Сроки реализации программы

Программа кружка планируется на 1 учебный год и включает в себя аудиторную и внеаудиторную работу.

Программа рассчитана на 36 часов в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Возраст обучающихся по  данной программе 12-13 лет.

Цель и задачи программы

Цель программы –  воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край.

Задачи программы.  

Образовательные: познакомить обучающихся с историей, культурой, экономикой и выдающимися людьми своей малой родины.

Развивающая задача – совершенствовать общеучебные, интеллектуальные, коммуникативные и общекультурные навыки обучающихся:  

-формировать умения планирования деятельности; первичные навыки исследовательской работы;

- развивать творческие способности обучающихся в поисковой, исследовательской деятельности;

- развивать навыки критического мышления, умения работать с информацией.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к своей Родине, интерес к изучению истории и современности своего края,

- воспитывать уважительное отношение к истокам, корням своего народа, своей семьи,

- воспитывать культуру общения и взаимодействия, способность к сотрудничеству с ровесниками и взрослыми.

Приоритетные направления

Программы

Основными объектами изучения краеведения являются социально-экономическое и культурное развитие своего края. Приоритетное внимание в данной программе уделяется этнографии. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием.

Ожидаемые результаты

(и продукты деятельности)

Реализация данной программы позволит учащимся расширить свой кругозор, научиться вести отбор необходимой информации, анализировать, делать выводы, учиться ценить и беречь наследие предков.

Контроль и оценивание внеурочной деятельности

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучающихся  на соответствие требованиям программы включает: анкетирование, беседы, оценки работы в группах, контроль выполнения творческой работы и ее презентации, оценки по конечному результату, рецензирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перед системой образования в современной России остро обозначена проблема этнокультурного воспитания и обучения детей, приобщения новых поколений к исторической памяти народа, сохранение ее в наших потомках. Традиционное наследие своего народа необходимо знать каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем. Сегодня у нашего народа, в том числе и у подрастающего поколения, заметно стремление познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы? откуда мы? что берем из прошлого, во имя чего живем в настоящем, что передадим потомкам? Изучение в школе родного языка, литературы, отечественной истории, географии помогает ответить только на часть этих вопросов. Актуальными и открытыми остаются вопросы, касающиеся различных сторон жизни и культуры, как всего русского народа, так и самобытного развития  отдельных регионов. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.

Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А.Коменского, французского мыслителя и педагога Ж.-Ж.Руссо, великого русского учёного и просветителя М.В.Ломоносова. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики К.Д.Ушинский. Идея не нова, но и сейчас актуальна, отвечает запросам общества и на данном этапе. Ведь краеведческая деятельность способствует профильному обучению, развивает ключевые компетенции, включает в себя проектно-исследовательскую работу, что сейчас очень востребовано в образовательном процессе. Изучение родного региона помогает ребенку установить связь с историей России, воспитывает чувство гражданственности и любви к краю и стране, в которой он живет. Школьник должен знать историю родного края, чтобы полюбить землю, на которой он живет, и участвовать в развитии родного края.

           Цель программы –  воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край.

           Задачи программы.  

Образовательные: познакомить обучающихся с историей, культурой, экономикой и выдающимися людьми своей малой родины.

Развивающая задача – совершенствовать общеучебные, интеллектуальные, коммуникативные и общекультурные навыки обучающихся:

-формировать умения планирования деятельности; первичные навыки исследовательской работы;

- развивать творческие способности обучающихся в поисковой, исследовательской деятельности;

- развивать навыки критического мышления, умения работать с информацией.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к своей Родине, интерес к изучению истории и современности своего края,

- воспитывать уважительное отношение к истокам, корням своего народа, своей семьи,

- воспитывать культуру общения и взаимодействия, способность к сотрудничеству с ровесниками и взрослыми.

         Общая характеристика программы:

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Основными объектами изучения краеведения являются социально-экономическое и культурное развитие своего края. Приоритетное внимание в данной программе уделяется этнографии. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

Реализация данной программы позволит учащимся расширить свой кругозор, научиться вести отбор необходимой информации, анализировать, делать выводы, учиться ценить и беречь наследие предков. 

        Новизна программы: исследовательские краеведческие проекты участников программы позволяют решать в комплексе задачи нравственного, патриотического, художественно-эстетического, интеллектуального воспитания с учетом личностных особенностей обучающихся индивидуально и в творческих группах.

        Методы и формы работы.

Основными видами учебной деятельности являются:

- исследовательская деятельность;

- поисковая деятельность;

- организационная деятельность;

- индивидуальная работа;

- методическая работа.

Программа содержит как традиционные формы работы: беседы, лекции, конференции, работа с  историческими источниками и литературой, экскурсии в музей, посещение предприятий, встречи с интересными людьми, так и нетрадиционные формы обучения, которые вызывают интерес, развивают любознательность. Это игры, конкурсы, соревнования, конференции, аукционы. Во время работы проектами, обучающиеся по желанию делают зарисовки, оформляют рисунки для конкурсов.

Обучающиеся знакомятся с комплексным изучением исследуемой темы, приобретают навыки работы в музеях, сбора материала в беседах с местным населением. Учащиеся кружка работают индивидуально или делятся на небольшие группы по интересам. Каждая группа выбирает тему исследования, над которой она работает. Целью исследовательской работы является открытие новых сведений по краеведению и оформление их. Представление работы может быть в виде презентации или альбома. Также, краеведческую работу можно оформить в виде экспозиции в школьном музее, на планшете, сделать выставку материалов в кабинете истории и др. Требования к работе: новизна исследования, краеведческий характер, самостоятельный поиск, грамотность изложения, обоснованность выбора темы, актуальность, практическая значимость.

Используются элементы современных педагогических технологий:  технологии проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.), технологии активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.), технологии коллективной творческой деятельности (И.П.Иванов), информационно-коммуникационные технологии др.

         В основу программы положены следующие принципы образования:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
  2. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
  3. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.
  4. Принцип доступности обучения.
  5. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
  6. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
  7. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
  8. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
  9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Место программы в учебном плане.

Программа кружка планируется на 1 учебный год и включает в себя аудиторную и внеаудиторную работу. Программа рассчитана на 36 часов в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 12-13 лет. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию и интересные факты.

Ценностные ориентиры в Программе:

В результате прохождения программы кружка у обучающихся будет сформирована системы ценностей:

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Личностные результаты обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты обучения:

Обучающиеся должны обладать:

- осознанием своей идентичности как гражданина страны, локальной и региональной общности;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности. 

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные.

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы, ставить цель собственной познавательной деятельности;

- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

- осмысленно выбирать способы и приѐмы действий при решении задач, корректировать работу по ходу выполнения;

-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

 -выбирать для выполнения определѐнной задачи справочную литературу, памятки;

 -распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;

-осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оказывать взаимопомощь;

- оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;

- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать еѐ в работе над ошибками.

Познавательные.

- осуществлять выбор заданий, основываясь на своём целеполагание;

 - выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;

- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать события;

 - классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 - самостоятельно делать выводы;

-приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные. 

- формулировать собственное мнение и позицию;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила; задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

- при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

 - выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Предметные результаты обучения

Обчащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Работа с историческими источниками:

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать  разные источники.

2. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи

3. Анализ, объяснение:

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

 - раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

 - сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

4. Работа с версиями, оценками:

 - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

5. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- уметь представлять информацию в различных видах и различных уровнях;

 - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

 - способствовать сохранению памятников истории и культуры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

теория

практика

всего

Раздел 1. Введение в поисково-исследовательскую деятельность

3

1

4

Раздел 2.  История родного края.

4

8

12

Раздел 3. Этнография родного края.

6

11

17

Раздел 4. Подведение итогов исследовательской работы

3

-

3

Итого

16

20

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

         

  Раздел 1. Введение в поисково-исследовательскую деятельность – 4 часа.

Теория: знакомство с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы, с археологической деятельностью, в том числе на территории нашей области, с видами экскурсий.

Практика: экскурсия по  улицам села.

         

Раздел 2. История родного края – 12 часов.

Теория: Наш край Костромской. Кострома – душа России.

  История села Павино. Что возникло раньше: название речки или название деревни. Самая старая улица деревни. Названия улиц. Памятные и приметные места села.

Предприятия села. Их история. Где работают наши родители.

История возникновения школы. Постройки. Тип. Работники школы.

Моя семья в истории края.

Живая история нашего села. Знаменитые и незнаменитые земляки.

Практика: Изучение литературы. Исследование. Оформление проектных работ и защита проектных работ. Экскурсия в школьный музей.  Практические работы с выполнением зарисовок.  Экскурсия на предприятия села. Встречи с интересными людьми. Просмотр видеофильмов.  Аукцион знаний.

     

   Раздел 3. Этнография родного края – 16 часов.

Теория: Знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки, употребляемые жителями. Сказки и загадки. Народные песни. Местный диалект.

Бытовые особенности жизни наших предков.

Земледелие. Культуры, характерные для хозяйства в прошлом и теперь. Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Определение их с помощью народного опыта, примет.

Животноводство. Виды скота, разводимого в деревнях. Заготовка кормов.

Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей: основное занятие, любительское. Участники рыбной ловли. Орудия лова, их описание.

Одежда. Составные части девичьего, женского, мужского, детского костюма. Орнаментация предметов одежды. Расположение орнамента на них. Местные названия орнамента и его мотивов.

Свадебные обряды. Знакомство парней и девушек. Где оно происходило. Название всего ритуала свадьбы. Свадебная обрядность.

Игры, которые игрались прежде и играются теперь.

Практика: Изучение литературы. Исследование. Оформление проектных работ и защита проектных работ. Экскурсия в школьный музей и районный краеведческий музей. Практические работы с выполнением зарисовок. Встречи с интересными людьми. Ролевые игры. Подготовка к интегрированному уроку. Участие в школьной и районной краеведческой конференции. Составление словаря местных слов и выражений.

           

Раздел 4. Подведение итогов исследовательской работы - 3 часа.

Рефлексия. Подведение итогов конкурсов рисунков. Награждение активных членов кружка.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

№занятия

Дата

проведения

Тема раздела, тема занятия

Формы организации занятий

Формирование УУД

1

1. Введение в поисково-исследовательскую деятельность.

-Составление списка участников. Режим работы.

-Знакомство с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы, с археологической деятельностью, в том числе на территории нашей области, с видами экскурсий.

Личностные.

-осмысление нравственно-этических понятий и общепринятых норм.

Регулятивные.

Формировать способность к организации своей деятельности, ставить цель и следовать ей в познавательной деятельности.

Познавательные.

Развитие познавательной инициативы, ориентации в возможностях информационного поиска.

Коммуникативные.

Учить уважать иную точку зрения.

2,3

Знакомство с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы, с видами экскурсий.

4

Экскурсия по самой старой улице села.

2. История родного края

- Изучение истории края через различные источники информации;

- проведение анкетирования при сборе информации;

- проведение лекций с элементами беседы;

- организация защиты проектных работ с приглашением гостей;

- практические работы с выполнением зарисовок.  

- экскурсия на предприятия села.

- встречи с интересными людьми.

Личностные.

Формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма. Регулятивные.

Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного края.

Познавательные.

Развитие любознательности. Учить сравнивать, выделять различия, находить общие признаки.

Коммуникативные.

Учить строить межличностные отношения.

5-6

Наш край Костромской. Кострома-душа России.

История села.  Что возникло раньше: название речки или название деревни?

7-8

История возникновения школы в селе.

9-12

Предприятия села. Их история. Где работают наши родители.

13-

14

Моя семья в истории края.

15-

16

Живая история нашего села. Знаменитые и незнаменитые земляки.

3.Этнография родного края

- Изучение обрядов и традиций родного края;

- знакомство с устным народным творчеством, играми;

- изучение элементов и орнаментов одежды.

- работа с различными источниками.

 - проведение лекций с элементами беседы; практические работы с выполнением зарисовок.

- организация и проведение ролевой игры «Свадебный обряд»;

- организация защиты проектных работ; -встречи с интересными людьми. - подготовка к интегрированному уроку;

-участие в школьной и районной краеведческой конференции;

- составление словаря местных слов и выражений.

Личностные.

Формирование чувства гордости за свою «малую» родину, уважение к культуре предков. Осознание культурной принадлежности родному краю.

Регулятивные.

Формировать способность к организации своей деятельности, ставить цель и следовать ей в познавательной деятельности.

Познавательные.

Развитие познавательных мотивов, интересов и любознательности, ориентации в возможностях информационного поиска.

Коммуникативные.

Учить осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение получать необходимые сведения от товарища.

17

Знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией

18-20

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки, употребляемые в нашем крае. Загадки. Сказки. Народные песни. Частушки. Местный диалект.

21-22

Бытовые особенности жизни наших предков. Народные приметы, связанные с видами хозяйственной деятельности.

23-26

Одежда. Составные части костюма: девичьего, женского, мужского, детского. Орнаментация предметов одежды.

27-30

Свадебные обряды. Место знакомство юношей и девушек. Сватовство и свадьба.

31-33

Народные игры. Игры, которые игрались раньше и играются теперь.

34-36

4. Подведение итогов исследовательской работы Рефлексия. Подведение итогов конкурсов рисунков. Награждение активных членов кружка.

Подведение итогов работы в кружке. Оценка деятельности каждого участника и групп.

Награждение активных членов кружка.

Личностные

Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Регулятивные.

Формировать умение действовать по плану, способность ставить цель.

Познавательные.

Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.

Коммуникативные.

Формирование умения

 оценивать деятельность способность ставить цель.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ    

Контроль и оценивание внеурочной деятельности обучающихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.  В программу заложено использование различных форм контроля достижений учащихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы и ее презентации, оценки по конечному результату, рецензирование, взаимооценку.

Промежуточный контроль осуществляется по пройденным темам, итоговый – в конце учебного года.

С помощью «Листа контроля» в конце каждой пройденной темы,  дети осуществляют самооценку и взаимооценку.

Лист контроля.

1.Самооценка

2.Оценка работы группы

3.Впечатление от занятия

1. Самооценка

Красный

Желтый

Синий

Я доволен своей работой

Требуется доработать

 Большая часть работы не выполнена

2. Оценка работы группы

Серый

Зеленый

Желтый

Не очень активная (вялая) работа всей группы

Активна только часть группы

Активная работа всей группы

3. Впечатление от занятия  

Очень доволен

Остался равнодушен

Огорчен  

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Технические средства обучения (компьютер, проектор, экран, фотоаппарат)

2. Оборудование класса (рабочее место ученика, необходимые принадлежности для   выполнения практических работ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

2.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2011.

3. Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Серия: Стандарты второго поколения/ Под ред. Горского В. А. .- Издательство: Просвещение, 2011 г.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М.,Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение, 2010.

5. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.

6. Историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал «Губернский дом» №3-4 2003 год. Кострома.

7. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

Основные Internet-адреса:

http://www.mon.gov.ru – Министерство  образования и науки;

http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.humanities.edu.ru/    -  портал «Гуманитарное образование

Приложения:

Приложение№1. Результативность работы по данной программе.

Приложение №2. Творческие работы по темам Программы.

Приложение№3.  Выступления членов кружка перед одноклассниками и  на школьной краеведческой конференции «Моя малая Родина».

Приложение№4. Приглашение гостей на заседания кружка. Экскурсии в школьный краеведческий музей и в Павинский районный краеведческий музей.

Приложение№5. Конкурсы рисунков на тему «Моя малая Родина».



Предварительный просмотр:

Приложение№1. Результативность работы по данной программе:

- 100% участие всех шестиклассников в школьном этапе Всероссийской олимпиады  по истории и обществознанию. Победители и призеры – члены кружка.

- учащиеся приняли активное участие в подготовке и проведении интегрированного урока (история, обществознание, истоки, ИЗО) «Бытовая культура наших предков»  для учителей школ района.

Элементы интегрированного урока (история, обществознание, истоки, ИЗО) «Бытовая культура наших предков»  в 6 классе.

C:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2124.JPG   C:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2135.JPG     

C:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2162.JPGC:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2163.JPG 

C:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2143.JPGC:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2138.JPG


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение№3.  Выступления членов кружка перед одноклассниками и  на школьной краеведческой конференции «Моя малая Родина».

Члены кружка обучались умению уметь представить себя устно и письменно, владеть разными видами речевой деятельности и языковой компетенциями, владеть способами взаимодействия с окружающими и событиями, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести  диалог. 

- защита проектных работ

C:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2250.JPGC:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2241.JPGC:\Users\Школа\Desktop\фото школа\538___01\IMG_0419.JPGC:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2256.JPG

C:\Users\Школа\Desktop\DSC_2393.JPGC:\Users\Школа\Desktop\DSC_2399.JPG

C:\Users\Школа\Desktop\DSC_2394.JPGC:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2388.JPG



Предварительный просмотр:

Приложение№4. Приглашение гостей на заседания кружка. Экскурсии в школьный краеведческий музей и в Павинский районный краеведческий музей.

Члены кружка учились владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, что способствует формированию общекультурной   компетенции:

- учились принимать и слушать гостей.

C:\Users\Школа\Desktop\фото школа\538___01\IMG_0432.JPGC:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2244.JPG

- сами ходили в гости и на экскурсии.

C:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2275.JPGC:\Users\Public\Pictures\фото\DSC_1092.JPG

- делали зарисовки в музее.

C:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2269.JPGC:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2280.JPG



Предварительный просмотр:

Приложение№5. Конкурсы рисунков на тему «Моя малая Родина».

Ребята  принимали активное участие в конкурсах рисунков, проводимых среди 6-х классов на уроках истории, обществознания, истоков.

Памятные и приметные места Павина.          Кострома – душа России.

C:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2371.JPGC:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2365.JPG

Красота родной природы.                    Православные традиции нашего края.

C:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2372.JPGC:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2373.JPG

Экскурсия в краеведческий музей.    Традиционная одежда наших предков.

C:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2369.JPGC:\Users\Школа\Desktop\фото школа\DSC_2374.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно -игровая программа "Живая старина"

Конкурсно -игровая программа "Жили были" по краеведению...

Планирование для краеведческого кружка "Люблю тебя мой край Родной" в системе дополнительного образования.5-8классы

Рабочая  программа и планирование для туристического кружка в системе дополнительного образования будет интересно не только учителям географии,но и классным руководителям. Здесь учтены все основн...

Живая старина

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной  и средней школы. Цель: познакомить учащихся со старинным русским бытом, предметами обихода, обычаями, песнями, пословицами, поговорками и культурой...

Рабочая программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край»

  Программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край» является общекультурной модифицированной программой патриотической направленности, созданной на основ...

Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников «Живая старина»

Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников  «Живая старина»      Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.Вы знаете, что такое ...

ПРОГРАММА дополнительного образования краеведческого кружка «ИСТОКИ»

Содержание программы кружка предполагает разнообразные виды деятельности школьников: экскурсии, походы, проектная и исследовательская деятельность...

Проект ДОЛ "Солнышко" "Живая старина"

Проект реализован в ДОЛ "Солнышко"...