Живая старина
методическая разработка (5 класс) по теме

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной  и средней школы. Цель: познакомить учащихся со старинным русским бытом, предметами обихода, обычаями, песнями, пословицами, поговорками и культурой русского народа; воспитывать у учащихся уважения к русской культуре через знание и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах детей чувство любви к народному Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_starina.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цель мероприятия:

познакомить учащихся со старинным русским бытом, предметами обихода, обычаями, песнями, пословицами, поговорками и культурой русского народа; воспитывать у учащихся уважения к русской культуре;

через знание и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах детей чувство любви к народному Отечеству.

Предварительная подготовка:

*подготовить материал: загадки, поговорки, пословицы, сказки-небылицы, русские народные песни, стихи;

* оформить зал: стенд с заголовком названия мероприятия «Живая старина», рисунки ребят с изображением

интерьера русской избы, различная бытовая утварь, сундук, стол покрытый скатертью, скамья, соломенная,

тряпичная куклы, куклы-мартинички, матрёшка, мешочки с разной крупой;

*меню блюд: праздничной, повседневной и постной кухни;

*костюмы для участников мероприятия;

Ход мероприятия:

Василиса Премудрая:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в прошлое, перенесёмся в те далёкие времена, когда люди жили в деревянных избах и ездили на лошадях. Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с её бытом. Вы узнаете, что обозначает слово «быт»? (ребята отвечают) Слово «быт» происходит от слова «бытие», то есть «жизнь». Быт-это повседневная жизнь людей, которая включает всё: то, как люди жили, что ели и пили, во что одевались да как развлекались. Всё, что непонятно, ново для вас, я объясню да разъясню, а вы должны не только слушать и смотреть, но и знания свои показывать. Итак, начнём наше путешествие. Вот, видите (указывает на макет избы)-русская изба. А знаете, как её строили? (ребята отвечают)

Сначала закладывали основу дома - фундамент. На фундамент ставили сруб - это основная часть дома, название

которой происходит от слова «рубить». Делался сруб из дубовых цельных брусьев. Их складывали с большим

умением, не употребляя ни одного гвоздя. Скрепляли брусья, положенные один на другой, посредством зубцов

в нижнем и выемок в верхнем брусьях, так, что зубцы вставлялись в эти выемки. Для теплоты между брёвен

клали ещё и мох. Говорили что «у каждого бревна своя постеля». Потом покрывали крышу, отделывали дом

внутри и, конечно, украшали дом резьбой. Строили дом два месяца - за лето должны были управиться.

А теперь попробуйте отгадать загадки о доме и его частях.

Загадки

-Стоит копна,

Вся в дырках,

На копне гора,

Из горы дым идёт?

Изба

-Поля стеклянны,

Межи - деревянны.

Окно

-Два братца глядятся,

Ввек не сойдутся.

Пол и потолок

-Набита пухом,

Лежит под ухом?

Подушка

-Четыре братца

Одним кушаком подпоясаны,

Под одной крышей стоят?

Стол

(ребята отгадывают загадки)

Звучит песня «Изба» Ведущая

- А сейчас ребята давайте попробуем представить дом в древности. Раньше не говорили дом, а говорили изба- тёплая половина дома с печью, название происходит от слова «истопить», «истобка». Как вы считаете, что нужно было устроить в доме в первую очередь, с чего начать? Для того чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.

- Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня,

Пасть открывает,

Что дают - глотает.

Печь

(ребята отгадывают загадку)

Правильно! Самой главной и необходимой в жилище была печь. В старину даже поговорка была:»Плясать от печки» (т. е. сначала). Зимой обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду и пекли хлеб. На ней сушили травы и овощи, здесь спали старики и дети, в печи можно было даже мыться. Печь занимала почётное место в избе, относились к ней с уважением.

Теперь давайте посмотрим, а какой утварью пользовались раньше, т. е. предметами, принадлежностями, Которые нужны были в хозяйстве (ведущий показывает представленные предметы). Здесь ребята, вы видите разную утварь. Ухват - железная дужка в виде рогов коровы по диаметру чугунов на длинной деревянной рукояти. А какое интересное название «чугунок»? Чугунок-это чугунный горшок, делался из чугуна - разновидность металла. Кочерга - «палка с сучком на одном конце».Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить бельё. А как же это делалось? У нас здесь представлены предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель, скалка. Скалка - образовано от скать «тонко раскатывать, вытягивать». Одежду носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках, но для этого нитки сначала нужно было напрясть на прялке. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными. Шить и вышивать раньше умели все девушки, даже из царских семей. Веретено-«вертящаяся палочка». По диагонали от печи в доме находился Красный угол. Это было самое святое место-здесь помещались иконы. Стол ставили в Красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки делались широкими и крепились к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели, и их можно было передвигать. Кроме лавок спали ещё на полатях-деревянном настиле. Они находились под потолком между печкой и стеной. Под лавками стояли сундуки и рундуки. Рундук - приделанный к стене шкаф с полками без дверей и стёкол. В них хранили разное добро. Вот и вся мебель. Василиса Премудрая:

Ребята, как вы думаете, что же ели наши предки, какие напитки любили? (ребята отвечают) Каша была ежедневным блюдом деревенских жителей. Чаще гречневая, овсяная, реже - пшённая. Кушанье это немудрёное, его всякий сварит: была бы крупица да водица. Кашу варили в горшке. Любимая каша была гречневая. Кашу сдабривали маслом. Богатые-маковым или ореховым, а бедные - льняным, конопляным, горчичным. Еду ставили на стол в общем горшке или миске на всю семью. Черпали ложками по очереди, только после того, как это сделает глава семьи. Ели деревянными ложками. Тот, кто нарушал порядок за столом, получал ложкой по лбу. А пили квас, кисель, молоко. Говорили: «Киселём брюхо не испортишь».

Конкурс «Угадай крупу» (ребятам предлагаются мешочки с различной крупой, дети отгадывают, из какой

крупы, какая каша варится)

Ведущая

А сейчас мы посмотрим сказку об особенностях питания в будни, посты и праздники «Хороша кухня русская!»

(звучит русская народная музыка)

Рассказчик:

В русском царстве,

В нашем государстве

Жил-был царь,

Стороны сей государь.

(появляется Царь, шаркая ногами и кряхтя)

Стар был царь:

То в боку кольнёт,

То в ноге стрельнёт.

И решил он, что беда-

Неразумная еда.

Вот велел узнать правитель, Стороны сей повелитель, Что же ест его народ, Что кладёт себе он в рот. Царь (встаёт и кричит за кулисы слугам):

Эй, министры,

Эй, гонцы!

Подь сюда вы, молодцы!

(вбегают Министр и гонцы(2), кланяются Царю)

Посылаю вас в народ.

Чем набит его живот?

Они косят, они жнут,

Не болеют и не мрут.

Я же старый,

Я же слабый,

Организм мой очень дряблый.

Чтоб здоровьице направить,

Рацион надо поправить. И велю на двор царёв

Прислать лучших поваров.

Гонцы (вместе)

Царь наш батюшка, для вас

Всё исполним, сей же час.

Чем питается народ.

Разузнаешь ты вот-вот.

(Царь многозначительно кивает. Гонцы кланяются и убегают)

Рассказчик:

Царь остался ожидать,

Сел на трон ногой болтать.

О своём здоровье хлипком

Он пытался рассуждать.

Царь:

Годы мчаться, стар я стал,

Не на шутку захворал,

Ломит всё, во лбу трезвон...

Еле я сажусь на трон.

Так не хоцца помирать-

Мне ж страною управлять!

Что же съесть бы мне такого,

Чтобы сразу быть здоровым?

Ох, замучил лекарь этот:

(передразнивает лекаря)

 «Нужно сесть вам на диету!»

Надоело мне до слёз

Есть пророщенный овёс.

Что мне делать? Как мне быть?

Как питанье на-ла-дить?»

Рассказчик: Время шло...

И вот е светлицу

Пришли красные девицы.

(появляются Будничная кухня, Праздничная кухня и Постная кухня. Девушки кланяются Царю)

Министр (Царю):

Хватит, Царь, тебе хворать,

Поваров давай встречать.

Говорят, от их обедов

Можешь на ноги ты встать.

Царь:

Ну, и как же быть, девицы?

Кого взять к себе трудиться?

Кто из вас готовит вкусно,

Да полезно и искусно?

Ну-ка, каждая из вас

О себе поведай щас.

Министр (широким жестом приглашает Будничную кухню на середину сцены): Будничная кухня!

(Будничная кухня с поклоном выходит на середину сцены)

Будничная кухня:

На Руси из века в век

Трудиться любит человек,

Землю любит, потому

Ест он хлеб, грибы, крупу,

Щи хлебает,

Репу варит,

Мясо квасом запивает.

На столе стоит уха,

Колбаса и потроха.

Приготовлено с любовью

Образом естественным,

Потому вся та еда

Очень уж полезна.

Будничная кухня кланяется Царю. Гонцы выносят и ставят перед Царём на стол обычные, простые блюда, а затем уходят)

Министр (широким жестом приглашает Праздничную кухню):

Праздничная кухня!

(Праздничная кухня с поклоном выходит на середину сцены)

Праздничная кухня:

Праздник любит человек,

Да такой, чтобы с душой,

Чтобы пир, Так пир горой!

Рябчики верченые,

Рёбрышки копчёные,

Поросёнок заливной,

Чай душистый разливной.

Ну, а пира царь-пирог,

В нём и ливер, и творог.

И все эти угощенья

Поднимают настроенье.

Раз ты весел - знать здоров,

И без всяких докторов.

(Праздничная кухня кланяется Царю. Гонцы выносят и ставят перед Царём на стол праздничные блюда, а затем уходят)

Министр (широким жестом приглашает Постную кухню):

Постная кухня:

На Руси из века в век

Пост соблюдает человек,

Если будешь пост держать,

То не будешь голодать.

Как такие вам продукты?

Орехи, овощи да фрукты,

Грибочки монастырские,

Огурчики душистые,

Клюква в сахаре, калина,

И брусника, и малина,

Винегрет и каша.

Вкусна пища наша!

А картофель!

А капуста!

На столе совсем не пусто! Главное запомни - в пост-

Уж не так уж стол и прост- Очищение столь полезное

И душевное, и телесное.

(Постная кухня кланяется Царю. Гонцы выносят и ставят перед Царём на стол постные блюда, а за ним уходят)

Царь (почёсывая затылок, рассматривает накрытый девушками стол. Пробует блюда)

Что за вкусная еда!

Это вам не ерунда!

Всё по-лез-но! Очень сытно!

И здоров я буду, видно.

(обращается к Министру)

Ну-ка, милый, подь сюды.

Сними пробу-то с еды.

(Министр пробует еду, изображает изумление. Царь наклоняется к Министру и заглядывает ему в глаза) Как тебе? Министр: Вот это да!

Не ел такого никогда!

Царь (обращается к девушкам):

Я подумал и решил:

Чтоб я правил, долго жил,

Всех троих беру служить-

Будете меня кормить.

И усвоил я урок:

Каждой кухне-

свой ка-лен-дар-ный срок!

Кухня русская прекрасная, Полезная, разнообразная!

Рассказчик:

На Руси из века в век

Мудрость знает человек:

Если трудная работа,

Если в полюшке страда,

На столе или в котомке

Очень сытная еда.

Если праздник, если радость,

Разносол тогда и сладость.

Ну, а если время-пост,

Стол тогда и строг и прост.

На Руси из века в век

Знает русский человек:

Даст Бог силы и здоровья,

Если делать всё с любовью!

Василиса Премудрая:

В семье самыми уважаемыми были бабушка и дедушка. Деда называли Дед-Всевед: кто может быть мудрее

деда, кто знает ответы почти на все вопросы?

Был бы дедуся,

Никого не боюся,

Дед шиток,

Кулак, молоток.

А бабушку называли Забавушкой, потому что она внукам колыбельные песенки пела и сказки сказывала, разные загадки придумывала. Бабушка, бабушка, Золотая сударушка. Бога молишь, Хлебцем кормишь, Дом бережёшь, Добро стережёшь. Звучит песня о бабушке.

(на сцене появляются Вова и Даша. Даша на цыпочках подходит к Вове и шепчет ему на ухо) Даша:

Представляешь, наша бабушка до сих пор играет в игрушки...

Вова:

Да ну?

Даша:

Честное слово я сама видела.

Вова:

И во что она играла? Кукол наряжала? Как ты, что ли?

Даша:

Да нет, как играет, не видела.  Я просто игрушки у неё видела.

Вова:

Может, это она нам подарки приготовила? А ты, как всегда, не выдержала, залезла и подсмотрела. Разве это хорошо?

Даша:

Эти игрушки у неё в сундучке лежат, уже давно.

 Вова:

А чего ты шепчешь-то так таинственно?

Даша:

Чтобы бабушка случайно не услышала.

Вова:

Так она в магазин ушла!

Даша:

Тогда пойдём скорее к ней в комнату. Сам увидишь. (уходят в бабушкину комнату и заглядывают в сундучок).

Даша:

Вот это да! Послушай, они же у бабушки давно в сундучке, а мы и не знали. До чего они не обычные!

Вова:

Мне тоже нравятся. Наверное, бабушка в них играла, когда маленькой была, и потом сохранила на память.

(Неожиданно на сцену выходит бабушка. Внуки виновато опускают глаза)

Бабушка:

Ой, Даша, Вова, вы уже вернулись из школы. А что случилось? Почему такие грустные?

Вова:

Бабушка, прости нас, что мы без спроса открыли твой сундучок.

Даша:

Прости!

Бабушка:

Да ничего, я сама давно собиралась вам показать и рассказать о его содержимом. А поговорим мы с вами об обрядовых и игровых куклах, которые на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Вам, конечно, не терпится поскорее узнать о куклах, которые хранятся у меня в сундучке. Итак, я открываю свой волшебный сундучок...А вы слушайте, удивляйтесь, запоминайте.

На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. Игровые куклы не подходили для обрядов, ведь обрядовые куклы делали без использования ножниц и иголок. Кукол делали без лица, чтобы те не стали похожими на людей. Игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток и благополучие в семье. Будущему ребёнку сооружали куклу-пеленашку, которую укладывали в пустую детскую колыбельку, чтобы обжить, обогреть колыбель А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша. Когда ребёнок подрастал, он с ней играл.

Делали куклу из длинного лоскута белой ношеной ткани. Ткань плотно скручивали в скатку, перетягивали посередине специально изготовленным пояском, который свит из двух нитей. Потом делали голову, повязывали платочек, плотно пеленали и кукла готова.

Другая кукла, охранявшая детей, называлась кувадка. Ее делали, чтобы охранять только что рожденного младенца. Эти куклы делались из лоскутков.

Еще проще делались куклы-мартинички. Весенне-летние праздники начинались обрядом «заклинания» весны. Обязательным атрибутом были маленькие нитяные куколки. Они были похожи на кисточки, которые приделывают к шапочкам, только отделяют две пряди для рук, белую и красную. Их вязали для проводов зимы. Такие пары куколок развешивали на ветках деревьев, где их раскачивал весенний ветер.

Были в русских деревнях куклы-сестрички: крупеничка, зернушка, горошинка. Этих кукол делали из крупы. Насыпали в мешочек гречку или горох. На мешочек с зерном надевали юбку, повязывали платочек. Такая кукла должна способствовать хорошему урожаю.

Очень много было обрядовых кукол - кукла-костромушка от одиночества, кукла-кумоха с сестрами- лихоманками, бабушкина кукла и другие. А вот кукла-столбушка не обрядовая, а игровая. Тело куклы делали из столбика свернутой бересты, поверх которого наворачивали лоскутки наряда.

Еще на Руси любили делать куколок из соломы. Размеры разные: от огромного чучела Масленицы до маленьких соломенных фигурок. И они умели плясать, хотя у них не было моторчика. Но если их поставить на стол и постукивать пальцами по столу, то они пустятся в пляс.

Разные на свете бывают куклы: из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы. Разные у них

имена. А есть куклы, у которых на всех одно имя. А какое, отгадайте сами.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке.

А всего одна игрушка.

Матрешка

(на сцену выбегают Матрешки)

Матрешка (1): Подарили мне матрешку,

Допустила я оплошку:

Разломила пополам –

Интересно, что же там?

Матрешка (2):

Там еще одна матрешка. Улыбается, дурешка,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать. Матрешка (3):

Я - матрешка - сувенир,

В расписных сапожках. Прогремела на весь мир Русская матрешка. Матрешка (4):

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я –

Щеки, словно розы! Матрешка (5):

Мы красавицы Матрешки, Разноцветные одежки. Матрешка (1):

Раз - Матрена,

Матрешка (2):

Два - Малаша,

Матрешка (3):

Мила - три.

Матрешка (4)

Четыре - Даша.

Матрешка (5):

Маргарита - это пять. Матрешка (6):

А с Марией будет шесть. Матрешки (вместе):

Нас не трудно перечесть! Бабушка:

Можно сказать, что Матрешка - главная кукла у нас в стране. Хотя на самом деле они появились не так давно, чуть больше ста лет. Первая матрешка была выточена токарем В.П. Звездочкиным по эскизам художника С.В. Малютина. Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. В музеях народного творчества можно увидеть матрешек, самых разных по величине и оформлению.

Матрешка (1):

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли Матрешки. Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!

Матрешка (2):

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем.

Сами в гости к вам идем!

Матрешка (3): Мы - Матрешки.

Мы - подружки,

Утром рано мы встаем.

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером. Матрешка (4):

Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть. Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть. Матрешка (5):

И кроваток нам не нужно, Потому что в час ночной Матрешка (6):

Спим мы вместе,

Спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой. Василиса Премудрая:

Подходит к концу наша встреча со стариной. Это только маленький эпизод из быта обыкновенной русской семьи. Попробуйте поспрашивать ваших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек: может, у них еще сохранились старые вещи, которые могли бы рассказать об их прежней жизни.

Литература:

Крюкова Н.С. Живая старина: «конкур. прог. 5 кл.» - Читаем, учимся, играем. – 2007. -№4. – с. 83-86.

Кудерова О.А. Куклы из бабушкиного сундука: Фольклорный праздник о русской народной кукле. – Читаем, учимся, играем. – 2009. - №8. – с. 104-107.

Пех А.А., Полосухина О.В. Хороша кухня русская! Сценарий театр. постановки. – Читаем, учимся, играем. – 2009. -№11. –        с. 107-109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно -игровая программа "Живая старина"

Конкурсно -игровая программа "Жили были" по краеведению...

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников «Живая старина»

Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников  «Живая старина»      Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.Вы знаете, что такое ...

"Старину мы помним, старину мы чтим"

Посиделки  "Старину мы помним, старину мы чтим" (творческое объединение "Ремесла родного края")...

Дополнительная образовательная программа краеведческого кружка «Живая старина»

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в опред...

Проект ДОЛ "Солнышко" "Живая старина"

Проект реализован в ДОЛ "Солнышко"...

Технологическая карта внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра: «Старину мы помним, старину мы чтим (история народа)»

Интеллектуальная игра «Старину мы помним, старину мы чтим" способствует развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширяет кругозор; формирует стрем...