Планирование для краеведческого кружка "Люблю тебя мой край Родной" в системе дополнительного образования.5-8классы
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Рабочая программа и планирование для туристического кружка в системе дополнительного образования будет интересно не только учителям географии,но и классным руководителям. Здесь учтены все основные аспекты изучения родного края от истории возникновения и основных природных характеристик до современного сотсояния хозяйства и природы территории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlennaya_programma_osnovyvaetsya_na_polozheniyah_koncepcii.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа краеведческого кружка «Люблю тебя мой край родной!»
для дополнительного образования в школе рассчитана на учащихся 5-7 классов.
Представленная программа основывается на положениях концепции «Школа жизни - окружающий мир»,разработанной доктором педагогических наук Остапцом А.А.и является модифицированным вариантом программы изучения родного края в деятельности туристско-краеведческих групп младших школьников
М.Ф. Синетовой. /апробирована на базе СОШ № 1082/
Главная цель программы- подготовка подрастающего поколения к жизни на базе всестороннего гармонического развития личности, формирования духовно и физически здорового образа жизни.
Основное средство образовательно-воспитательной, оздоровительной деятельности- детский туризм, включающий взаимосвязь, взаимодействие собственно туризма краеведения, экологии, физического, духовного развития и воспитания , гражданского становления ребёнка.
Цели и задачи программы:
- показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить ребёнка в активное познание своей малой Родины;
-воспитывать в ребёнке лучшие духовно-нравственные качества, любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, мыслям и чувствам;
- приблизить ребёнка к миру искусства, творчеству ;
- способствовать оздоровлению и физическому закаливанию.
Принципы построения курса:
1.Изучение окружающей действительности по гносеологической спирали- от своего микрорайона до района, города. Основные формы: прогулка, экскурсия, поход .
2.Комплексное освоение окружающего мира – освоение природы, истории, культуры , экологии ,экономики изучаемого региона.
3.Планирование по краеведо - туристским циклам. Каждый цикл по структуре: подготовка- проведение-подведение итогов, их слияние в единый годовой образовательный процесс.
4.Освоение туристских и краеведческих должностей в краеведо -туристской деятельности.
5.Принцип наращивания нагрузок.
Программа включает пять тематических разделов и составлена из
расчёта 102 часа на каждый учебный год /по три часа в неделю/.
Содержание и формы работы.
Раздел 1. МСР - наша малая Родина.
5 класс | Наш посёлок Акулово, наш микрорайон Мамонтовка. Знакомство с культурными и историческими местами изучаемых населённых пунктов. Изучение современной инфраструктуры, промышленности . Изучение схемы-плана посёлков, топономики названий улиц и самих поселений. Экскурсии в краеведческий музей п .Мамонтовка , г.Пушкино, на предприятия населённых пунктов. Беседы со старожилами, изучение краеведческих материалов. Формы отчёта :устный рассказ, мини-сочинения, доклады , фото, конференция. Защита звания «знатока посёлков» |
6 класс | Наш город. Изучение истории района Восточный, г. Пушкино, г. Москвы. Современный облик и инфраструктура городов и района Восточный. История Московского Кремля. Исторический центр Москвы в пределах Садового кольца. МКАД- последнее кольцо Москвы, его роль в хозяйстве Москвы. Бульварное кольцо- архитектурный заповедник различных эпох и стилей. Пешие прогулки по памятным местам г.Пушкино, районам современной застройки города. Экскурсия в Московский Кремль ,Александровский сад, к могиле неизвестного солдата, Гоголевский бульвар, Кропоткинские ворота, памятник Н.В.Гоголю, Арбатские ворота и Арбатская площадь. Просмотр слайдов и картин, организация обучающей игры из серии «Я живу в России» о Москве, чтение книг по краеведению МСР Формы отчёта: доклады, фото, конференции, защита звания «знатока-экскурсовода». |
Раздел 2. Мир природы.
5 класс | Природа – это мы ,природа-это мир, который надо сохранить. Туристские тематические прогулки, экскурсии с элементами исследовательской работы. Изучение природного комплекса Учинского лесопарка. Организация наблюдений за: животным и растительным миром лесопарка, состоянием погоды и её основных элементов, изучение почв, рельефа. Растения Красной книги. Как спасти природу. Работы по очистке от бытового мусора лесополосы прилегающей к ГОУ СОШ № 448. Операция «Кормушка» в течение всей зимы. Работа по должностям. Итоговый поход в Учинский лесопарк 5-6 км. Формы отчёта: рефераты , доклады, изготовление кормушек для птиц, изготовление памятки туриста и плакатов в защиту природы. |
6 класс | Роль заповедников и национальных парков в сохранении природы и развитии российской науки .Туристические тематические прогулки, экскурсии с элементами исследовательской работы. Комплексная экскурсия в водоохранную зону Учинского водохранилища, изучение природного комплекса долины реки Учи. Семейства растений, экологическое равновесие, работа с определителями растений и животных, взаимосвязь между растениями и животными, географическая особенность природного комплекса реки Учи. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Экскурсия в Московский зоопарк. Самостоятельная поисковая работа при подготовке к экскурсиям, выполнение краеведо- туристских должностей. Форма отчёта :творческие работы ,доклады ,фотографии ,сбор материала, его сравнительный анализ ,защита звания «знатока природы». Операция «Кормушка» в течение всей зимы. |
Раздел 3. Человек и творчество.
5 класс | Изучение памятников культуры и архитектуры Москвы и Подмосковья. Экскурсии с элементами похода. Государственный историко-культурный музей «Мураново»,от посёлка Ашукинский до музея 4 км пешком. Радонеж- село- памятные места :валы древнего города, церковь Преображения в стиле древнего классицизма./1840/. Третьяковская галерея. Самостоятельная работа по подбору различных материалов о культурном богатстве и деятелях культуры Москвы и Подмосковья. Формы отчёта :доклады ,рефераты ,соревнование команд в игре-путешествии «Достопримечательности Москвы.» |
6 класс | Продолжить изучение памятников архитектуры и культуры Москвы и Подмосковья. Экскурсии с элементами туризма. Коломенское: музей –заповедник ,памятник русского деревянного зодчества 17 века. Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Троице-Сергиева Лавра. Музеи Лавры. Музей живой Сергиевой культуры. Формы отчёта :творческие работы, рефераты, фотографии. |
Раздел 4. Основы экологической культуры.
5 класс | Что такое экология. Экскурсия в Учинский лесопарк с целью выяснения экологического состояния природного комплекса. Выполнение индивидуальных экопроектов под руководством учителя или старших. Конкретное практическое дело и определение основных шагов по достижению намеченной цели. Способы охраны природы /заповедники ,заказники, национальные парки ,зоопарки, ботанические сады, питомники./ Охрана водоёмов и лесов. Судьба природы -наша судьба: «Берегите воду», «Значение растений в жизни человека», «Разрушение почвы», «Для чего создаются зоопарки.» Форма отчёта: изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших школьников и взрослых, экологическая викторина. Участие в охране природы: санитарная очистка территории Учинского лесопарка, примыкающей к ГОУ СОШ № 448. Защита экопроекта. |
6 класс | Мир глазами эколога. Самостоятельное выполнение индивидуальных экопроектов : «Что угрожает твоей планете», «С чем ты можешь бороться, чтобы твоя планета стала экологически чистой.» Отрицательное влияние хозяйственной деятельности человека и поведения людей на природу : загрязнение воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Ответственность каждого человека за своё поведение в природе. Личное участие в практической работе по охране природы. Форма отчёта: защита звания «Знатока охраны природы», защита экопроектов. |
Раздел 5. Туристские навыки.
5 класс | Туризм и его значение. Туризм в России. Ориентирование по компасу. Преодоление простейших препятствий в пешем походе: ручья, кочек ,дороги, и т.д. Правила безопасности на туристской прогулке, экскурсии, походе. Личная гигиена туриста. Оказание первой медицинской помощи: порез, ссадина, ушиб, потёртости, ожёг. Умение организовать туристское соревнование, игру. Освоение туристических должностей. Уметь починить одежду, просушить обувь. Уметь вести запись в дневнике похода. Освоение «Кодекса туриста». Формы отчёта: участие в туристических слётах, однодневный зачётный поход в Подмосковье. Зачётными материалами служат: письменные отчёты, защита должностей, творческие работы, отражающие участие в походе. |
6 класс | Учебно-тренировочные занятия на природе, пешие прогулки, однодневный поход по Подмосковью, участие в проведении игр, конкурсов. Безопасность туристических походов. Физическая подготовка туриста. Ориентирование на местности, чтение плана местности. Организация и подготовка к походу. Определение целей и задач похода, выбор района путешествия. Освоение туристических должностей. Маршруты туристических походов: радиальные, звёздные, кольцевые, линейные, особенности прохождения разных видов маршрута. Техника движения и преодоление естественных препятствий. Изучение района путешествия (географическое положение, исторические достопримечательности, природные особенности). Общественно-полезная деятельность туристов. Организация личного времени. Формы отчёта: познавательная работа в пути и на привале. Подведение итогов путешествия: отчёты по должностям, оформление результатов наблюдений на маршруте. Личный и групповой дневник, рисунки, фотографии, творческие работы. Защита звания «Юный турист-краевед». |
В результате освоения программы члены краеведо -туристических объединений должны уметь:
1.Проводить самостоятельные наблюдения в природе. Вести дневник наблюдений.
2.Узнавать в окружающем мире изученные растения и животных.
3.Сравнивать природные объекты и находить их существенные отличительные признаки.
4.Выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой.
5.Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения ,рассказа.
6.Составлять рассказы о своей малой Родине, её культуре, истории, великих людях, достопримечательностях.
7.Ориентироваться на местности по солнцу, компасу, природным ориентирам.
8.Оказывать первую медицинскую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах, ссадинах.
9.Заботиться о своём здоровье, составлять режим дня.
10.Принимать правильное решение в экстремальных ситуациях (пожар, бедствие и т.д.)
11.Соблюдать правила охраны природы.
12.Определять варианты личного участия в сохранении природного окружения.
13.Оценивать своё и чужое поведение, осуждать проявление эгоизма, нечестности, жестокости.
14.Пытаться самостоятельно и справедливо разрешать конфликты со сверстниками.
Должны знать и понимать:
1.Основной закон экологии: « Всё связано со всем».
2.Неразрывность прошлого и настоящего в жизни человеческого общества.
3.Взаимосвязи растительного и животного мира в разных сообществах.
4.Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
5.Необходимость своего участия в общем деле охраны природы памятников истории и культуры.
Основной организационной формой реализации программы является построение краеведческо - туристической работы по сезонным циклам (осень, зима, весна.)
В течение 3-4-х месяцев планируется изучение природных и социальных объектов микрорайона, района, страниц истории и культуры родного города, решаются вопросы физического развития и формирования экологической культуры.
Выбор конкретных тем и разделов осуществляется в связи с программным материалом по природоведению, истории, географии, ботанике, МХК, изучаемым в данный период в школе, зависят от времени года, от памятных событий в жизни школы и страны.
Характерной особенностью является повторное обращение к одним и тем же объектам в разных циклах: таким образом, ребёнок имеет возможность расширить и углубить уже имеющиеся знания, умения и навыки по краеведению и туризму, причём акцент делается на краеведение.
Важное условие реализации данной программы -совместное творчество педагога и ученика, возможность для ребёнка поверить в себя и свои способности, «открыть» ту энергетическую сердцевину, которая перерастает в глубокие чувства: любовь к природе, людям, Родине.
Программа модифицирована учителем географии ГБОУ СОШ № 448 ВОУО ДО г.Москвы Орловой Еленой Алексеевной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России» Номинация «Земляки»
Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России»...
Рабочая программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край»
Программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край» является общекультурной модифицированной программой патриотической направленности, созданной на основ...
Программа дополнительного образования туристско-краеведческого направления "История родного края"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников ...
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...
Люблю тебя, мой край родной. Выступление на районной краеведческой конференции.
Подведение итогов работы краеведческого отряда "Поиск" на материалах школьного музея....
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...
Комментарии
Патриотизм-это важно!
В современном образовании воспитание любви к Родине,патриотизма должно находиться на высоком уровне, к сожалению дети мало знают о своей Родине и нам по силам дать им эти знания!