ПРОГРАММА дополнительного образования краеведческого кружка «ИСТОКИ»
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему
Содержание программы кружка предполагает разнообразные виды деятельности школьников: экскурсии, походы, проектная и исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_programma_kruzhka_5-6-7_klassy_2015.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эдельвейс»
Пошехонский район
Ярославская область
«Утверждаю» «____» _________ 2015г |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
краеведческого кружка
«ИСТОКИ»
возраст детей 11- 12 -13 -14 лет
Срок реализации 1 год
учитель высшей категории
Ковригина Татьяна Владимировна
Пошехонье – 2015-2016 уч год
Пояснительная записка
Актуальность:
Одной из главных задач образования является воспитание патриотизма и нравственности школьников, как устойчивой черты характера. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной и исследовательской активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для личностного развития обучаемых. При проведении исследований в природе, при изучении природы и истории родного края гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к конкретной деятельности, деятельному общению.
Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведы кружка используют данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села. Большое внимание уделяется природоохранным мероприятиям, посещение родников, лесов и других интересных уголков природы своего края. Проводятся походы. Во время походов ребят обучают правилам поведения в природе, учат навыкам, которые необходимы туристам: разведение огня, разбивка палатки, оказание первой помощи пострадавшим во время похода. Эти знания пригодятся обучающиеся в дальнейшей жизни. Во время походов учащиеся получают массу положительных эмоций, они учатся видеть доброе и прекрасное в окружающем их мире.
Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.
Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района и области, оценить экологическое состояние природных объектов.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание родного края
Задачи: Образовательные задачи:
- сформировать знания о природных , культурных и исторических особенностях своей местности;
- научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;
- углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять;
- вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране.
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала;
- способствовать воспитанию природно - и культурноохранного, экологического сознания.
- развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
- развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
- укреплять здоровье детей на занятиях в условиях природной среды;
Воспитательные задачи:
- формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине.
- воспитывать чувства товарищества и личной ответственности.
- воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;
- сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 11-12 -13 -14 лет для обучающихся
5-7 классов и обучающегося 9 класса, увлекающихся географией и историей родного края и работой по сбору материалов для школьного краеведческого музея и для написания исследовательских работ. Главным объектом работы является изучение природных особенностей и истории родного края.
Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с ее культурой, с ее традициями, старожилами. В процессе краеведческой работы у школьников развиваются познавательные интересы, чувства патриотизма, навыки исследовательской и проектной деятельности, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Формы и режим проведения занятий
Содержание занятий кружка предполагает разнообразные виды деятельности школьников: экскурсии, походы, фотографирование, видеофрагменты, интервью с местными жителями, рассказ, беседа, доклады, игровые занятия, практические работы, мини-исследования и проекты
А так же использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, исследование территории, географическое описание, наблюдение, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности, игры и видеофильмы по географии, экологии, краеведению. Исследование природы родного края подразумевает работу в музее с целью накопления материала. Также проведение экскурсий, походов на реки Ухра, Тесна и Вожерка, на родниках святого Адриана и Параскевы Пятницы с целью изучения природных объектов, исследования и мониторинга воды, растительности
Содержание и структура программы:
Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Личностные и метапредметные результаты
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы разными методами;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками посадки деревьев, подготовка костра и т. д. ;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Ожидаемый результат:
1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.
2. Создание портфолио деятельности кружковцев, в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учеников
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности с исследовательскими работами.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Истоки» направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков
Календарно- тематический план деятельности кружка «Истоки» - 70 часов
№ п\п | Тема занятия | Деятельность учеников/ Практические занятия | Дата проведения | ||
пл | факт | ||||
1. | Введение в краеведение Поход в природу на реку Тесна , по исчезнувшим деревням родного края. | Беседа о значении краеведения | |||
2. | Система краеведения . | Основные понятия и деятельность | |||
3 | Работа в полевых условиях с использованием географических приборов. Методы изучения природы. | Практикум: Наблюдение, измерение, сравнение | |||
4 | Практикум: Организация наблюдений за природой с географическими приборами и инструментами | Практикум: Наблюдение, измерение, сравнение | |||
5 | Акция «Мой уютный школьный двор!» | Посадка декоративных растений у школы и у домов | |||
6 | Экскурсия в природу Правила поведения на экскурсиях и в походах | Практическое занятие: Чтение инструкции. Вводный инструктаж по технике безопасности. Сбор подписей под инструктажем. | |||
7 | Географическое положение Пошехонского района на карте России и Ярославской области | Работа с картой | |||
8 | Географическое положение Холмовского края на карте России и Ярославской области. | Работа с картой | |||
9. | История Холмовского края | Практические занятия Посещение семей старожилов , беседы, фотографирование, видеосюжеты | |||
10 | Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень. | Ведение календаря наблюдений | |||
11 | Определение сторон горизонта разными способами. | Практическое занятие: Определение сторон горизонта разными способами. | |||
12 | Определение сторон горизонта с помощью местных признаков. Экскурсия в лес. | Практическое занятие: Определение сторон горизонта разными способами. | |||
13 | Природная мастерская. Поделки из природного материала. Знакомство с правилами составления экспозиций из природных материалов. | Практические занятия Поход в лес за природными материалами. | |||
14. | Природная мастерская. Поделки из природного материала. Конкурс «Природа и фантазия». | Практические занятия Выставка поделок. | |||
15. | Лес – наше богатство . | Беседа по презентации | |||
16. | Викторина «Лесная кладовая» | видеофильм | |||
17. | Оформление памятки юному туристу «Не теряй ориентир!» | Работа с компьютером: буклет | |||
18. | Составление карты Холмовского края. Географические названия населенных пунктов нашей местности. | Работа с картой Холмовского края, анализ карты | |||
19. | Топонимика населенных пунктов Холмовского края» | Заполнение таблицы | |||
20 | Из истории названия села Холм. Почему Холм? Рельеф своей местности. | Беседа: связь с рельефом своей местности | |||
21 | История исчезнувших деревень Холмовского края | Изучение презентации | |||
22 | Посещение семей народных умельцев. О народных промыслах Холмовского края. | Беседа со старожилами. Фотографирование | |||
23. | Занятия местных жителей в настоящее время. | Беседа с жителями. Фотографирование | |||
24. | Викторина «Знаешь ли ты Пошехонский край?» | Ответы на вопросы викторины | |||
25. | Составление викторины об истории Холмовского края | Составление вопросов викторины | |||
26 | Культурное наследие Холмовского края | Презентация | |||
27. | Культурное наследие Пошехонского края. | Экскурсия по городу Пошехонье. | |||
28 | История архитектурного памятника храма Параскевы Пятницы | Экскурсия к храму | |||
29 | Убранство храма Параскевы Пятницы | Экскурсия к храму | |||
30 | Житиё великомученицы Параскевы | Поиск информации в энциклопедиях, сайты Интернет | |||
31 | Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима. | Ведение календаря наблюдений | |||
32 | Вклад моей семьи в Великую Победу. | Практические занятия Сочинение | |||
33. | Природное наследие Памятники природы Пошехонского края. | Практические занятия Экскурсия в зимний лес. Ведение дневника наблюдений за природой. | |||
34. | Природное наследие Холмовского края | Изучение презентаций детей | |||
35. | Выявление уникальности природы родного края. Мои находки | Сбор материала | |||
36. | Конкурс фотографий «Милый сердцу уголок родного края» | Составление презентации | |||
37 | Население Пошехонского района. | беседа | |||
38 | Я родился в Холмовском крае, традиции моей семьи . | Сочинение, обсуждение | |||
39. | Акция «Украсим школьный двор». Изготовление поделок из бытового мусора. | Практическое занятие : Изготовление поделок из бытового мусора. | |||
40. | Акция «Украсим школьный двор». Изготовление поделок | Практическое занятие : Изготовление поделок из бытового мусора. | |||
41 | Изменение ландшафтов Пошехонского края во времени. | Сообщения о ландшафтах родного края | |||
42 | Рыбинское водохранилище. История создания | Видеофильм, обсуждение | |||
Рыбинское водохранилище: сегодня и завтра | Доклады, презентации, сообщения | ||||
43 | Воды Пошехонского района реки, болота. Использование вод человеком. | Работа с картой, работа с контурной картой | |||
44 | Реки Холмовского края. | Экскурсия в природу | |||
45 | Изучение реки Ухра. Поход на реку Ухра (лето). | Отчёт о походе | |||
46 | Изучение методики изучения рек | лекция | |||
47 | Описание рек нашей местности | Экскурсия Практическая работа | |||
48 | Изучение родников в окрестностях села Холм | Составление карты-схемы «Родники нашей местности» | |||
49 | Методика изучения родников | Лекция | |||
50 | Особенности климата родного края | Принести фотографии времен года нашей местности | |||
51 | «Наблюдение за погодой. Ведение календаря погоды.» | Вести наблюдения за погодой, составить календарь погоды | |||
52 | «Обработка результатов наблюдения за погодой родного края » | Практическое занятие. Оформление альбома : «Времена года» | |||
53 | Растительные сообщества нашей местности | Изучение литературы, сайтов Интернет | |||
54 | Основная природная зона нашего края – южная тайга. | Беседа, чтение | |||
55 | Многообразие растений и животных Холмовского края. | Составление книжек-раскладушек | |||
56 | Презентации «Редкие, лекарственные, ядовитые растения родного края.» | Памятки об охране редких растений и о правилах использования ядовитых растений | |||
57 | Игра «По заповедным тропам родного края» | Участие в игре | |||
58 | Шоу викторина «Земля у нас – одна». | Участие в викторине | |||
59 | «Экологический эрудит» - игра. | Участие в игре | |||
60 | Посадка декоративных растений на школьном участке. Фотовыставка «Войди в природу другом!» | Практическое занятие : посадка декоративных растений на пришкольном участке. | |||
61 | Оформление выставок рисунков -«Малые реки нашей местности»; -«Родники вы мои, родники» | Оформление выставок рисунков | |||
62 | Известные люди родного края | сообщения | |||
63 | Изображение в творчестве поэтов природы родного края. | Изучение творчества | |||
64 | Изображение в творчестве писателей и художников природы родного края. | Изучение творчества | |||
65 | Трудовой десант : «Уборка территории вокруг храма Параскевы Пятницы» | Трудовой десант | |||
66 | Занимательное краеведение | игра | |||
67 | Посещение краеведческого музея города Пошехонье | экскурсия | |||
68 | Обработка собранных материалов, работа с сайтами Интернет для творческих работ | Подготовка творческой работы | |||
69 | Работа с литературой, подготовка рефератов, творческих работ к школьным научно-практическим конференциям. | Подготовка творческой работы | |||
70 | Защита творческих работ | защита |
Материальное обеспечение программы
Кабинет географии и биологии, где представлены представители флоры и фауны, гербарии, коллекции горных пород, приборы и инструменты, карты по тематикам. Компьютеры, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, интерактивная доска.
Методическое обеспечение программы
- Шевченко Н. Мальцева Е. Гржибовская О. Пошехонская сторона. Зеркало русской глубинки. Рыбинск, Медиарост, 2012
- Туристический путеводитель. Пошехонье
- Дмитриев А. Емельянов Л. Смирнов А. Пошехонье. ООО «Ника», 1995
- Туристические буклеты о Пошехонье
- Кладухина Н.И. Туристическими тропами по родному краю. Маршруты походов выходного дня. Ярославль: ООО «Хитон», 2010Ивченко Г. Удивительный мир природы. Ярославль, 1986
- Грешневиков А.Н. Любитель природы. Рыбинск, 2000
- Архивные данные г. Рыбинска, г. Пошехонья, г. Ярославль
- Ковригина Ю. Ковригина Т.В. Летопись деревень Холмовского края.2011
- Электронные диски с видео записями и презентациями
- Сайты Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)
Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...
Деятельность краеведческого кружка «Истоки»
Сегодня, как никогда остро встает задача возрождения утраченных духовных ценностей. Патриотическое воспитание наряду с краеведческим – это сложная социально-педагогичес...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Программа краеведческого кружка "Истоки"
Разработана программма краеведческого кружка "Истоки"...
Рабочая программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край»
Программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край» является общекультурной модифицированной программой патриотической направленности, созданной на основ...
Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"
Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...
Программа краеведческого кружка "Истоки".
Программа краеведческого кружка рассчитана на обучающихся с легкой умственной отсталостью 12 - 15 лет...