Проект ДОЛ "Солнышко" "Живая старина"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Гарская средняя общеобразовательная школа
Сокольского района Нижегородской области
Утверждаю:
Директор МОУ Гарская средняя общеобразовательная школа
_______________ Е. И. Павлова
«_____» _______________ 2006 г.
ПРОГРАММА
«ЖИВАЯ СТАРИНА»
(на 2 года)
Педагог дополнительного
образования
Татьяна Полуэктовна Кучина
Участники: учащиеся 10 – 14 лет
Гари – 2006
Пояснительная записка
Русские традиции, обычаи и обряды, музыкальный фольклор – это ценнейшее культурное достояние народа, которое обостряет в людях чувство Родины, формирует высокие патриотические начала, является богатейшим средством живого и теплого общения детей со старшим поколением. Воспитательные возможности мира народного творчества для современного подрастающего поколения ценны тем, что позволяют каждому ребенку познать мудрость и простоту наставления дедов и отцов, их разум, желание неустанно совершать добро, жить в мире и согласии друг с другом.
Программа дополнительного образования «Хранители старины» позволит организовать конкретную целенаправленную работу по возрождению русских народных традиций, воспитанию уважения к крестьянскому труду и быту.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и рассчитана на учащихся 10 – 14 лет.
Цели программы направлены на создание условий для:
- развития мотивации личности к познанию и творчеству;
- развития личной культуры, индивидуальности, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности.
Программа призвана решать следующие задачи:
- познакомить учащихся с совокупностью знаний о российских национальных культурных традициях;
- дать представление о промыслах, традициях и обрядах русского народа, об особенностях фольклорного наследия Нижегородского края;
- привлечь внимание детей к духовно – нравственной тематике, сформировать интерес к изучению прошлого своей Родины.
Особенностями программы является ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал учащихся.
Определенной новизной программы является обращение к истории быта русского народа и возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей своего края, района, села.
Дополнительная образовательная программа «Хранители старины реализуется на занятиях фольклорного кружка и рассчитана на 2 года.
Программа состоит из 4 частей. Предлагаемый материал разбивается по темам и изучается в объеме 34 часов в год по разделам: «Хозяйство и быт», «Народные ремесла и промыслы», «Семья», «Солнцеворот года. Традиции и праздники», который делится на 4 темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Процесс обучения учащихся носит творческий и исследовательский характер. Теоретические и практические знания даются одновременно.
С целью повышения интереса к изучаемому материалу занятия будут проходить в школьном музее, школьной мастерской, библиотеках, фольклорной студии, местном Доме Культуры.
В программу включены различные формы практической деятельности учащихся: групповые и индивидуальные занятия, репетиции, фольклорные праздники, игры, исследовательские экспедиции, встречи с интересными людьми своего края, со старожилами окрестных деревень, родителями.
Программа предоставит каждому ребенку возможность получить знания, не укладывающиеся в рамки школьной общеобразовательной программы.
К концу двухгодичного курса обучения дети должны приобрести:
- знание основ традиционной народной культуры (традиции, обряды, праздники, ремесла, устное народное творчество, музыка);
- умение использовать полученные знания в различных видах деятельности (празднично – игровой, художественной, трудовой).
Итогами реализации дополнительной образовательной программы «Хранители старины» станут: диагностика результативности участия учащихся в поисково – исследовательской деятельности, организация и проведение фольклорных праздников, участие в концертах, посвященных датам красного календаря, в ученических исторических конференциях, в оформлении выставок этнографического характера, с подбором материала, рассказывающего о традициях, обычаях и праздниках Нижегородского края.
Учебно – тематический план
Первый год обучения.
Тема | Общее кол - во часов | В том числе | |
теорет. | практ. | ||
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО И БЫТ. | |||
Вводное занятие. | 1 | 1 | |
Хозяйство и быт крестьян. | 1 | 1 | |
Мебель прошлых лет. Интерьер русской избы. | 1 | 1 | |
Особенности русской национальной кухни. Посуда. | 1 | 1 | |
Русское чаепитие. | 1 | 1 | |
Одежда из «бабушкиного сундука». Инсценировка сказок | 2 | 1 | 1 |
Посиделки у бабы Нюры. | 1 | 1 | |
Раздел 2. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА И ПРОМЫСЛЫ. | |||
Край, где мы живем. История села Гари. | 1 | 1 | |
Бочкари, Ведерницы, Решетники, Выделка, Горохово, Шипаново, Соличное и др. Как появились эти названия? | 2 | 2 | |
«Волшебная глина» или слово о гончарном промысле. | 1 | 1 | |
Плотницкое ремесло. Домовая резьба и не только… | 1 | 1 | |
Мастерская местного художника Н. М. Козлова. | 1 | 1 | |
Сапоговаляльное производство и народные умельцы. | 1 | 1 | |
Раздел 3. СЕМЬЯ. | |||
Русская свадьба. Обычаи. Ритуалы. | 4 | 1 | 3 |
Хозяин и хозяюшка. Семейные обязанности. | 1 | 1 | |
Семейные традиции, праздники. | 2 | 1 | 1 |
Рождение ребенка. Народные традиции (ожидание, приметы, хлопоты вокруг малыша, крещение). Колыбельные песни. | 1 | 1 | |
Имянаречение. Народный месяцеслов. Именины. | 1 | 1 | |
Значение рода в традициях народной культуры. Родовое древо | 1 | 1 | |
Народная игрушка. Детские игры. | 2 | 1 | 1 |
Народные песни, хороводы. Их значение в жизни народа. | 2 | 2 | |
Семейное гуляние «Милости просим к нам в гости». | 1 | 1 | |
Итоговое занятие. Оформление собранного материала. | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Учебно – тематический план
(Второй год обучения)
Тема | Общее количество часов | В том числе | ||
теоретические | практические | |||
С О Л Н Ц Е В О Р О Т Г О Д А | Раздел 4. СОЛНЦЕВОРОТ ГОДА. ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ. | |||
Тема «ОСЕНЬ» - 9 часов. | ||||
Сентябрь - руин. | 1 | 1 | ||
Народные праздники сентября. | 2 | 2 | ||
Октябрь - листопад. | 1 | 1 | ||
Народные праздники октября. | 2 | 2 | ||
Ноябрь - грудень. | 1 | 1 | ||
Народные праздники ноября. | 2 | 2 | ||
Тема «ЗИМА» - 9 часов. | ||||
Декабрь - студень. | 1 | 1 | ||
Народные праздники декабря. | 2 | 2 | ||
Январь - просинец. | 1 | 1 | ||
Народные праздники января. | 2 | 2 | ||
Февраль - сечень. | 1 | 1 | ||
Народные праздники февраля. | 2 | 2 | ||
Тема «ВЕСНА» - 9 часов. | ||||
Март - протальник. | 1 | 1 | ||
Народные праздники марта. | 2 | 2 | ||
Апрель - березозол. | 1 | 1 | ||
Народные праздники апреля. | 2 | 2 | ||
Май - травень. | 1 | 1 | ||
Народные праздники мая. | 2 | 2 | ||
Тема «ЛЕТО» - 7 часов. | ||||
Июнь - изок. | 1 | 1 | ||
Народные праздники июня. | 2 | 2 | ||
Июль - червень. | 1 | 1 | ||
Народные праздники июля. | 1 | 1 | ||
Август - зарев. | 1 | 1 | ||
Народные праздники августа. | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Раздел | Тема | Форма занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение |
ХОЗЯЙСТВО И БЫТ. | Вводное занятие. | беседа | ||
Хозяйство и быт крестьян. | экскурсия в музей | русские народные сказки | ||
Мебель прошлых лет. Интерьер русской избы. | экскурсия в музей | старинные предметы | ||
Особенности русской национальной кухни. | практикум | книга кулинарных рецептов | микроволновая печь | |
Русское чаепитие. | практикум | рецепты | электросамовар | |
Одежда из «Бабушкиного сундука». | инсценировка сказок | комплект народных костюмов | ||
Посиделки у бабы Нюры. | игровая программа | сценарий | набор народных инструментов | |
НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА И ПРОМЫСЛЫ. | Край, где мы живем. История села Гари. | библиотечный урок | газетные публикации | |
Бочкари, Ведерницы, Решетники, Выделка, Горохово, Шипаново, Соличное и др. | исследовательская экспедиция | газетные публикации, фотографии, дневник похода | фотоаппарат, магнитофон | |
«Волшебная глина» или слово о гончарном промысле. | экскурсия в музей Гарского ДК | изделия из глины | видеофильм | |
Плотницкое ремесло. Домовая резьба и не только… | практикум в столярной мастерской | плотницкие инструменты, заготовки | ||
Мастерская местного художника Н. М. Козлова. | экскурсия объяснение | коллекция картин | фотоаппарат | |
Сапоговаляльное производство. | исследовательская экспедиция | фотоаппарат | ||
СЕМЬЯ. | Русская свадьба. | театрализованное представление | сценарий | фонотека аудио записи |
Хозяин и хозяюшка. Семейные обязанности. | эвристическая беседа | карточки с заданиями | к/ф DVD плеер | |
Семейные традиции, праздники. | встреча за круглым столом | методическая разработка | фонотека аудио записи | |
Рождение ребенка. | инсценировка | песенный альбом | аудио записи | |
Имянаречение. Народный месяцеслов. Именины. | практикум в библиотеке | литература месяцеслов | ||
Значение рода в традициях народной культуры. Родовое древо | познавательная беседа, конкурс | творческая работа, гербы родов | компьютер, Интернет | |
Народная игрушка. Детские игры. | час детских игр и забав | Описание игр | аудио записи компакт диски | |
Народные песни, хороводы. | концертная программа | тексты песен | компакт диски муз. центр | |
Семейное гуляние «Милости просим к нам в гости». | фольклорный праздник | разработка праздника | музыкальный центр | |
Итоговое занятие. | практикум выставка работа | анкеты, изделия мастеров собранный материал | компьютер | |
Тема «ОСЕНЬ» | Сентябрь - руин. | вводная беседа | иллюстрации | |
Народные праздники сентября. | репетиции | сценарий Дня Урожая | компакт диски муз. центр | |
Октябрь - листопад. | познавательная беседа | репродукции с картин | диапроектор, д/ф | |
Народные праздники октября. | посиделки | сценарий «Осенины» | аудио записи компакт диски | |
Ноябрь - грудень. | вводная беседа | иллюстрации | ||
Народные праздники ноября. | концертное выступление | сценарий | аудио записи компакт диски | |
Тема «ЗИМА» | Декабрь - студень. | рассказ | ||
Народные праздники декабря. | игры на свежем воздухе | методическое описание игр | санки | |
Январь - просинец. | вводная беседа | иллюстрации | ||
Народные праздники января. | колядование | сценарии | аудио записи | |
Февраль - сечень. | беседа | план проведения недели Масленицы | ||
Народные праздники февраля. | Массовые мероприятия | описание семи дней Масленицы | магнитофон | |
Тема «ВЕСНА» | Март - протальник. Пасха. | игры с крашенками | Схема – круг Солнцеворота и 12 месяцев года | |
Народные праздники марта. | игры на свежем воздухе. | |||
Апрель - березозол. | занятие | сценарий 1 апреля | магнитофон | |
Народные праздники апреля. | фольклорный праздник | сценарий праздника Благовещенье | аудио записи | |
Май - травень. | вводная беседа | иллюстрации | ||
Народные праздники мая. | фольклорный праздник | сценарий Егорьева дня | аудио записи | |
Тема «ЛЕТО» | Июнь - изок. | рассказ | ||
Народные праздники июня. | репетиции, выступление | сценарии Троицы, Зеленых святок | аудио записи | |
Июль - червень. | вводная беседа | иллюстрации | ||
Народные праздники июля. | поход в д. Боровково | магнитофон фотоаппарат | ||
Август - зарев. | вводная беседа | иллюстрации | ||
Народные праздники августа. | купальские забавы на реке | описание игр |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО И БЫТ.
Тема «Вводное занятие».
Вводная беседа. Знакомство с дополнительной образовательной программой «Хранители старины». Время работы фольклорного кружка. Состав участников. Основные мероприятия.
Тема «Хозяйство и быт крестьян».
Посещение школьного музея. Условия проживания, особенности повседневной жизни крестьян, влияние уклада их жизни на формирование системы общекультурных ценностей. Знакомство с предметами крестьянского быта: соха, серп, цеп, коса, жернова, ткацкий станок, ступа, мялка, прялка, веретено, ухват, кочерга и др. Чтение сказок, где встречается упоминание о перечисленных предметах, например, «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Жерновцы», «Крошечка – Хаврошечка», «Жихарка» и др.
Тема «Мебель прошлых лет. Интерьер русской избы».
Посещение школьного музея. Рассматривание экспозиции «Русская изба». Беседа о видах русского жилища. Внутреннее убранство комнаты.
Тема «Особенности русской национальной кухни. Посуда».
Знакомство миром русской обрядовой кухни, простой и разнообразной, здоровой и полезной. Создание Книги семейных кулинарных рецептов.
Тема «Русское чаепитие».
Дети познакомятся с историей самоварного дела и традициями русского чаепития, узнают, как давно в России пьют чай, какую заварку используют.
Тема «Одежда из «бабушкиного сундука». Инсценировка сказок».
Посещение школьного музея (1 час). Знакомство детей с коллекцией праздничной и повседневной крестьянской одежды.
Игра – инсценировка с переодеванием (1 час). Сценка: матушка и дочь собирают приданое к свадьбе. (Стеганое пальто, юбки верхние, нижние, рубахи, полотенца, скатерть, косоворотка, кушак жениху, венчальный наряд).
Тема «Посиделки у бабы Нюры».
Занятие в фольклорной студии. Дети побывают у бабушки Нюры, где узнают о том, как проводили на Руси зимние вечера парни да девушки. Использование прялок, веретен. Исполнение песен. Словесные забавы.
Раздел 2. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА И ПРОМЫСЛЫ.
Тема «Край, где мы живем. История села Гари».
Посещение библиотеки Гарского ДК. Рассказ об истории села Гари, особенностях его названия. Старинные постройки. Рождественская церковь.
Тема «Бочкари, Ведерницы, Решетники, Выделка, Горохово, Шипаново, Соличное и др. Как и почему появились эти названия?»
Чтение статей газеты «Сельская новь» с рассказами об истории названий обозначенных деревень. Дать представление о профессии бондаря, технологии изготовления бондарских изделий (1). Исследовательская экспедиция (1). Выяснить, занимались ли раньше и занимаются ли сейчас жители села и близлежащих деревень кустарным промыслом (гончарным, кузнечным, резьбой по дереву, ткачеством, кружевоплетением, вышивкой)? Сбор сведений об умельцах, оформление альбома с фотографиями и рассказами старожилов.
Тема «Волшебная глина» или слово о гончарном промысле».
Посещение музея Гарского Дома Культуры. Знакомство с разнообразием изделий из глины: игрушки, кирпичи, посуда. Орнамент горшков. Чтение познавательных историй, просмотр видеофильма о работе гончара.
Тема «Плотницкое ремесло. Домовая резьба и не только…»
Знакомство с древним плотницким ремеслом, инструментами плотника, его изделиями, особенностями заготовки деревьев для строительства и применения в них различных пород с элементами резьбы по дереву. Знакомство с династиями мастеров, передающих свои умения из поколения в поколение. Посещение школьной мастерской. Работа стамеской и рубанком.
Тема «Мастерская местного художника Н. М. Козлова».
Посещение дома Козлова Н. М. в д. Абакумово. Рассматривание процесса изготовления рамок для картины. Беседа о жизни и творчестве художника. Выставки его любимых картин. Любимые темы и сюжеты мастера.
Тема «Сапоговаляльное производство и народные умельцы».
Поездка в д. Выделка к мастерам катания валенок - Зиминым, Егоровым. Семейный промысел: изготовление валенок, корзиноплетение.
Раздел. 3. СЕМЬЯ.
Тема «Русская свадьба. Обычаи. Ритуалы».
Понятия «брак», «семья». Знакомство со свадебным ритуалом (1). Обыгрывание ситуаций сватовства, передачи «невестиной красоты» жениху, смотрин, девичника. Роли свахи, родителей жениха и невесты, подружек невесты, дружки, невесты, жениха. Разучивание дразнилок невесте, жениху, гостям, дружке, свашкам, теще, свекрови и свекру, свадебных песен (3).
Тема «Хозяин и хозяюшка. Семейные обязанности».
В ходе эвристической беседы «Муж – голова, жена – душа семьи» дети узнают, о том, кто нес основную тяжесть сельскохозяйственных работ и решал важные хозяйственные дела, а кто ведал домашними делами. Обязанности женщин в крестьянской семье. Принцип почтительного отношения к старшим.
Тема «Семейные традиции, праздники».
Каждая семья, независимо от структуры и состава создает свои традиции. Многие владеют воспитательными методами народной педагогики: фольклором, песенным или танцевальным искусством, умением проводить игры и праздники в доме. Сбор сведений о семейных традициях (1). Передача семейного опыта в ходе встречи с родителями за круглым столом (1).
Тема «Рождение ребенка. Народные традиции (ожидание, приметы, хлопоты вокруг малыша, крещение). Колыбельные песни».
Взгляды крестьян на важность деторождения и многодетности. Кому молились, магические действия и суеверия, заговоры. Нежная любовь матери. Крещение ребенка, качание в колыбели, колыбельные песни.
Тема «Имянаречение. Именины. Народный месяцеслов».
Наречение именем – важный момент в жизни ребенка, обычно давали имя святого (по месяцеслову), память которого празднуется в этот день или в день ближайший. Вместе с христианским именем ребенку давали и имя защитное, которое ограждало от зла. Благопожелание ребенку. Значение имен.
Тема « Значение рода в традициях народной культуры. Родовое древо». Введение понятия рода. Традиции рода от поколения к поколению. Родовое древо А. С. Пушкина. Изображение родового древа своей семьи.
Тема «Народная игрушка. Детские игры».
Использование в воспитании детей различных игрушек (1). Самодельные деревянные игрушки. Тряпичные куклы. Глиняные свистульки. Воспитательное значение детских игр (1). Познание через игру взаимоотношений людей в труде, на отдыхе, в семье. Система норм и правил.
Тема «Народные песни, хороводы. Их значение в жизни народа».
Одним из главных элементов русского народного творчества является песня. Она сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти. Разучивание бытовых, календарных, игровых, плясовых, шуточных песен (1). Хороводы. Игровые действия, сюжетные ситуации (1).
Тема «Семейное гуляние «Милости просим к нам в гости».
Соревнование семейных команд. Участие в словесных забавах, исполнение песен, инсценировки, игры, дружеское чаепитие.
Тема «Итоговое занятие. Оформление собранного материала».
Обсуждение с детьми всего того, что они узнали о неповторимости творения предков, их врожденного чувства красоты и гармонии.
Рейтинг тем: что понравилось, что запомнилось, что нового узнали, чему научились (1). Практическая работа по сбору и оформлению собранного материала. Распечатка собранного материала устного народного творчества, составление сценариев семейных праздников. Оформление выставки изделий, творческих работ, выполненных руками кружковцев и их родителей (3).
РАЗДЕЛ 4. «СОЛНЦЕВОРОТ ГОДА. ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ».
Когда – то, согласуясь со сменой времен года и приспосабливая к ним свою жизнь, славяне создали земледельческий календарь. В нем повседневность перемежевалась с праздниками, обрядами, пением лаконичных напевов и мелодически развернутых песен, хороводами, плясками, играми, театрализованными действиями, звучанием различных инструментов. Непременное условие каждого праздника приготовление необходимых аксессуаров, нарядных одежд, ритуальной еды. Календарь зависел от основного носителя жизни – Солнца и, главных меток года - дней зимнего и летнего солнцестояния. В течение столетий свято блюлись и передавались из поколения в поколение установления календаря. Реализация данной программы позволит восстановить во многом утраченный опыт.
В вводной беседе о конкретном месяце (1 ч) содержатся сведения об исторически складывающихся образах, народных обычаях, духовных явлениях, народных героях, святых и великих людей, рожденных в этом месяце, о природных и погодных условиях, приметах и суевериях месяца. Полученные знания закрепляется в ходе праздников, обрядовых игр, забав (3ч)
Тема «ОСЕНЬ».
Дети узнают приметы месяца, проникнуться духовным содержанием русских осенних праздников, побывают на традиционных осенних посиделках «капустниках». Организуется проведение фольклорного праздника «Осенины»
Тема «ЗИМА».
Ребята познакомятся с обрядами, праздниками, играми зимнего времени, в которых обыграют смерть природы и будущее ее воскрешение весной. Познакомятся с языческими образами добрых и злых зимних богов (Карачун, Сварог, Коляда)), идолов, сил. В декабре примут участие в праздниках народных зимних игр и забав, отметят дни Екатерины – санницы, Андрея Первозванного, Наума – Грамотника, знаменитый Николин день. В январе – узнают про то, как готовились в старину к Рождественскому сочельнику, как праздновали Святки, примут участие в святочных гаданиях, колядовании. В феврале организуют проведение веселой Масленичной недели
Тема «ВЕСНА».
С марта начинается круг русского года по народному календарю. Ребят ждут Ярилины игры, праздничная встреча весны в день весеннего равноденствия. В апреле дети узнают про празднование на Руси времен Петра 1 шутливого обманного дня и про любимейший народный праздник – Благовещенье. 6 мая, в Егорьев день подготовят выступление для односельчан.
ТЕМА «ЛЕТО».
Русское лето и его растительный символ – березка. Празднование Зеленых святок, Троицы, дня Ивана Купалы на Разречье у д. Боровково, Ильина дня. Знакомство с летними играми, купальскими забавами на воде. Летние заклички, травяные настои, заговоры, приметы, суеверия.
Список литературы.
1. Афанасьев А. Н. Народные праздники // Древо жизни. – М., 1982.
2. Венгер П. А. Педагогика способностей. – М., 1979.
3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. – М. 1994.
4. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. – М., 1991.
5. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. – М., 1980.
6. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия, предания и поэзия. – М., 1996.
7. Зеньковский В. В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
8. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХV1 и ХV11 столетиях. – Смоленск: РУСИЧ, 2002.
9. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно – воспитательном процессе. – М., Школьная Пресса, 2001.
10. Латышин Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа. – М., Школьная Пресса, 2001
11. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.
12. Миронов В. Н. Двенадцать месяцев года. – М., 1991.
13. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество, детство / Сост. В. Аникин. – М., 1991.
14. Подъяков Н. И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1982.
15. Селиванов Ф. М. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. – М. Просвещение, 1972.
16. Степанов Н. П. Народные праздники на святой Руси. – М.. 1992.
17. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей у детей. – Ярославль., 1996.
18. Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб., 1997.
Кратое описаие тем или раздеоллов
Краткая характеристика форм занятий по каждой теме
Описание методического обеспечения каждой темы приемы методы дидактический материал техническо оснащение
Откуда пошло название нашего села. Что еще можно узнать о селах нашего края. Если название изменялось, как называлось наше село раньше.
Какие рассказы сохранились о первых основателях или старейших
жителей нашего села. Живут ли в настоящее время в село их потомки?
Какие семейные династии проживают в нашем селе? С какого времени?
Какие культурные памятники или исторические места сохранились (церкви, часовня, курган, городища, исторические захоронения)?
Какие старинные хозяйственные постройки имеются на селе (магазин, водяная мельница, кузница, маслобойня, помещичий дом, аптека, постоялый двор, народный дом, библиотека?
Какие элементы украшения избы, ворот сохранились и используются в настоящее время?
Какие народные костюмы, мебель, посуда, хозяйственные орудия труда (цеп, серп, прялка, ткацкий станок) сохранились у отдельных жителей нашего села?
Проводились ли в селе ярмарки, базары?
Занимались ли раньше и занимаются ли сейчас жители села и близлежащих деревень кустарным промыслом (гончарным, кузнечным, резьбой по дереву, ткачеством, иконописью, кружевоплетением, вышивкой)?
Проживают ли в нашем селе и близлежащих деревнях умельцы, знаменитые мастера, люди других редких профессий, знатоки лечебных трав?
Какие народные песни помнят старейшие люди вашего села (обрядовые, игровые, хороводные, величальные, трудовые, частушки)?
Используются ли некоторые из этих песен сейчас? Какие? Когда?
Сохранились ли в селе музыкальные инструменты? Какие? Жалейка, рожок, балалайка, гармонь.
Какие пословицы, поговорки, притчи, сказки, предания сохранились в нашем селе со старых времен?
Какие деревья, растения, домашние животные, лесные звери пользовались и пользуются почетом у населения? Какие верования связаны с ними?
Какие обряды, праздники, гуляния проводились и проводятся на селе? Укажите время их проведения.
Какие традиции характерны для нашего села?
Назовите блюда традиционной русской кухни, характерной для нашего селения.
Какие игры были популярными у жителей нашего села? (взрослых, молодежи, детей) – городки, горелки, бабки, лапа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсно -игровая программа "Живая старина"
Конкурсно -игровая программа "Жили были" по краеведению...
Живая старина
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной и средней школы. Цель: познакомить учащихся со старинным русским бытом, предметами обихода, обычаями, песнями, пословицами, поговорками и культурой...
Педагогический проект "Пока жива память..."
Проект носит патриотическую направленность. Цель - сохранение исторической памяти и повышение уровня сформированности патриотических качеств учащихся. Предусматривает различные формы совместной деятел...
Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников «Живая старина»
Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников «Живая старина» Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.Вы знаете, что такое ...
Учебно-исследовательский проект "Симметрия живых организмов".
Исследование симметрии на примере живых организмов и человека....
Проект "Я живу на улице героя""
Проект посвящен печальным событиям Великой Отечественной войны, которые произошли 12 апреля 1944г. в г.Старый Крым (были зверски убиты фашистами 584 мирных граждан). Улица 12 апреля носит такое назван...
Дополнительная образовательная программа краеведческого кружка «Живая старина»
Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в опред...