Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников «Живая старина»
методическая разработка (5 класс) по теме

Тришкина Елена Геннадиевна

Сценарий

конкурсно- игровой программы для младших школьников

 «Живая старина»

 

     Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.

Вы знаете, что такое быт?

Слово «быт» происходит от слова «бытие» - т.е. жизнь. Быт – это повседневная жизнь людей, то, как они жили, что ели, что пили, во что одевались, да как развлекались.

Все, что непонятно, ново для вас, я объясню да разъясню, а вы должны не только слушать и смотреть, но и знания свои показывать.

         Итак, начнем наше путешествие. Войдем в избу. Но только вот избы-то ещё никакой нет, ее построить надо. Давайте вместе построим дом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_starina.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon krasnaya_gorka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

конкурсно- игровой программы для младших школьников

 «Живая старина»

Действующие лица:

-Василиса Премудрая (ведущая)

-Бабушка

-Дедушка

-Мальчик Иван

-Девочка Настя

-Мать

Материал к мероприятию:

-приготовленные части, элементы дома (материал предлагается разный: бумага, картон, пенопласт и др.)

-утварь крестьянского быта: стол, лавки, глиняная и деревянная посуда, макет избы, ухват, кочерга и др.

Для музыкального оформления необходим магнитофон, диски, может быть живая музыка.

Оформление:

Зрители, участники программы могут находиться в зрительном зале, артисты - на сцене. В этом случае зал можно оформить расшитыми полотенцами, написанными на ватмане пословицами и поговорками на тему крестьянского быта. Можно проводить праздник в большом зале, посадив детей полукругом.

Ход  программы

Ребят встречает Василиса Премудрая.

        Василиса Премудрая :

Здравствуйте, ребята! Я – Василиса Премудрая – героиня многих сказок. Вы любите сказки? Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в прошлое, перенесемся в те далекие времена, когда люди жили в деревянных избах, ездили на лошадях, и не было ни водопровода, ни автобусов.

        Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.

Вы знаете, что такое быт? (Ответы детей).

Слово «быт» происходит от слова «бытие» - т.е. жизнь. Быт – это повседневная жизнь людей, то, как они жили, что ели, что пили, во что одевались, да как развлекались. Все, что непонятно, ново для вас, я объясню да разъясню, а вы должны не только слушать и смотреть, но и знания свои показывать.

        Итак, начнем наше путешествие. Войдем в избу. Но только вот избы-то ещё никакой нет, ее построить надо. Давайте вместе построим дом.

(На фланелеграф прикрепляются части дома).

С чего начинают строить избу? Сначала закладывают основу дома – фундамент. На фундамент ставят сруб – это основная часть дома. Делался сруб (от слова «рубить») из дубовых цельных брусьев. Их складывали с большим умением, не употребляя ни одного гвоздя. Скрепляли брусья, положенные один сверх другого посредством зубцов в нижнем и зарубок или выемок в верхнем, так, что зубцы вставлялись в зарубки и выемки. Для теплоты между бревен клали еще и мох. Говорили, что «у каждого бревна своя постеля». А потом покрывали крышу, отделывали дом внутри и конечно, украшали дом резьбой.

        А вы замечали, что дом и человек похожи? Как и у человека, у дома есть глаза – это его окна, есть чело – лоб. А что напоминает вам причелина? (волосы).

Теперь отгадайте загадки о доме и его частях:

Поля стеклянны,

Межи – деревянны. (Окно)

Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)

Два братца глядятся,

Ввек не сойдутся. (пол и потолок)

        Сейчас я проверю, как вы запомнили части дома; повторяйте за мной: (вместе с Василисой Премудрой ребята выполняют физкультминутку)

Дружно дом сейчас построим:

Раз – фундамент установим,

2 – поставим прочный сруб,

3 – окно прорубим тут,

А 4 – крышу кроем,

От ненастья дом укроем.

(Показывают части дома: фундамент, сруб, окно, крышу).

        Конечно, дом наш сказочный, поэтому и построили мы его быстро. На самом деле строили дом 2-3 месяца, за лето должны были управиться.

Ну что ж, дом готов. Мы можем войти в него, а поможет в этом мой волшебный платочек: волшебным платочком взмахну, и оживляю старину.

(Открывается занавес. На сцене: стол, на нем глиняная и деревянная посуда; около стола лавки; у печи – ухват и кочерга).

Звучит музыка. За столом сидит семья: бабушка, дедушка, мальчик Иван, девочка Настя и их мать.

Василиса Премудрая        Попали мы как раз к обеду. Вся семья в сборе. Во время обеда сидели чинно, о пустяках не говорили. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первый начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. На столе обязательно стояла солоница.

Дед:                Хороша каша нынче получилась. Гречневая – моя любимая. Недаром говорят: «Каша – мать наша».

Настя:        Что-то отец к обеду запоздал.

Дед:        Уж пора бы вернуться. Да видно, торговля не идет: нынче пшеницы много уродилось, поэтому быстро и не продать.

Бабка:        Да ведь еще и корову хотел присмотреть на базаре, наша-то буренка стара стала.

Дед:        А ты, Ванятка, почему без хлеба ешь? Без хлеба сыт не будешь. Хлеб – всему голова.

Василиса Премудрая : Пока наши герои обедают, скажите, что же черпали наши предки ложками, какие напитки распивали?

(Каша была ежедневным блюдом. Чаще гречневая, овсяная, реже – пшенная. Немудреное кушанье и дурень сварит: была бы крупица да водица. А что пили? Любили квас, кисель. Говорили: киселем брюха не испортишь. Картошку стали сажать недавно. Её заменяла репа).

 (можно подробнее рассказать о еде).

Из сказок мы можем узнать о том, что ели в стародавние времена? («Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди»)

Какие пословицы и поговорки о еде вы знаете?

Дед: Что ж поели, пора и за дело.

Мать:                Покуда я посуду соберу, да уберу, ты, Настенька, приготовь половики, пойдем их на речку мыть. А ты,  Иван, сходи накорми коня.

Иван:          Не пахарь, не столяр,

                Не кузнец, не плотник,

                А первый на селе работник.

                Настя, про кого это?

Настя:        Дедушка наш?

Иван:                Да нет, нет же. Это конь.

На сцене остаются бабка и дед, остальные уходят по делам.

Дед чинит валенки, бабка вяжет.

Дед:                Вот и ноябрь наступил. За окном уныло, голо. С полей все убрано. Сразу чувствуется – и на столе все скопом, и на земле и на воде.

Бабка:        Вон и дед Авдей идет из соседней деревни пешком. Дорога –то между деревнями вся в колдобинах. Кругом –беспутица. Не проехать, не пройти.

Дед: Это уже как водится, в ноябре мужик  с телегой прощается, в сани забирается. Как только явится ледовый кузнец – и землю, и воду стоячую закует. А ведь у меня сегодня, бабка, - именины. День Ераста. Есть такая примета: с Ераста (т.е. 23 ноября) жди ледяного наста. Ты заметила, что сегодня с утра дорога была покрыта тонкой ледяной коркой? Кора, что острая коса.

Бабка:        Я уже давно заметила, что если на Ераста Суровица (суровая погода) – и воет, и дождит, и метет, и морозом рвет – надо с крыльца зиме поклонное слово сказать:

Матушка – зима, на что досадуешь,

На что серчаешь?

Чудь белоглазую по крыльцу гоняешь,

Ераста изводишь,

Горем день полнишь.

Полно, матушка –зима,

Птицу и зверя, землю и воду мутить..

Отправь тонкого золота платок,

Высоко держи коровий рог.

Взойди на порог,

Откушай хлеба – соли.

        Зима – она хранительница рода, хранительница студеного времени года.

Дед:        Да, бабка, у нас сегодня важное дело – собрать поношенную одежду – и рубахи, и валенки, и тулуп, и платки да шапки – все отдать донашивать.

        У нашей соседки Матрены орава ребятишек – им надо помочь холода пережить, зиму перезимовать.

Бабка:        Отнесем им сегодня и скажем: «От нас тепло – от вас терпение».

Дед и бабка собирают вещи в узелок.

(Тему разговора деда и бабки можно изменить в зависимости от дня проведения конкурсно -игровой программы).

Василиса Премудрая:        В семье самыми уважаемыми были бабушка и дедушка. Деда называли Дед –Всевед: кто может быть мудрее деда. Кто знает ответы почти на все вопросы?

Был бы дедуся, никого не боюся,

Дед щиток, кулак, молоток.

А бабушку называли Забавушкой,  потому что она внукам своим колыбельные песенки пела и сказки сказывала, разные загадки придумывала.

«Бабушка, бабушка, золотая сударушка.

Бога молишь, хлебцем кормишь,

Дом бережешь, добро стережешь.»

А вот я игру вспомнила.

(Игра «Бабушка, купим уточку)

Дед:        Что-то я устал, пойду отдохну.

Бабка:        А я поставлю тесто на блины. Как –никак у тебя сегодня именины. Бабка и дед уходят. Приходят дети. В руках у Насти – кукла, у Ивана – кусок глины.

Настя:        Я для своей куклы Маняши новый наряд сшила. Посмотри какой нарядный сарафан получился и узор вышила крестиком, как бабушка учила.

(поет колыбельную песню ) :

Баю – баю – баюшок

Кладу Машу на пушок

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Иван:                А я хочу попробовать поработать с глиной. Вчера дед Ераст мне                         показывал, как вылепить глиняный горшок. Правда,  у него                                 гончарный круг. А я пока так попробую. Сначала надо глину размять как следует, а потом шар из нее скатать и уж дальше из него лепить (пробует лепить).

Настя:        А давай сказку сочинять.

Иван                А про что?

Настя                Да вот хоть про горшок глиняный, да про деревянную миску. (Настя берет в руки деревянную миску, Иван – глиняный горшок).

Настя:        «Жила –была в доме деревянная миска. Все в доме ее любили, вовремя мыли, да вытирали.

Иван                И вот раз поехал хозяин на базар, да привез глиняный горшок, большой, расписной. Всю семью он вокруг себя собрал. Мать только в нем еду и стала готовить. Он и в печи и на столе. Вся еда в нем душистая, да вкусная получилась. Все внимание на горшок. А про старенькую деревянную миску забывать стали.

Настя                Вот однажды остались горшок да миска одни в доме, затеяли спор: кто из них древнее и кто нужнее. Миска говорит: «Я древнее». Испокон века люди жили в лесу и самым первым материалом, из которого делали посуду, было дерево. А потом они уже заметили, что из глины и песка можно смастерить посуду.»

Иван                А горшок говорит: «Зато посмотри, какой я красивый. Не стыдно меня на стол поставить. Могу любой стол украсить.»

Настя                «Когда-то и на мне был виден узор. Какая резьба украшала меня! Но со временем я потеряла свою красоту. Может и ты красив, да только можно тебя легко разбить».

Иван                «Разбитое легко склеить, а вот деревянная посуда – гниет, да еще в печь не поставишь, потому что может сгореть».

Настя                И тут в спор включились все предметы какие есть в доме, сделанные из дерева и глины. На помощь деревянной миске пришел ковш, кадки, ушаты, стопки.

Иван:                Помочь в споре горшку пришли крынка, квасник, кружки.

Настя                Так бы они спорили долго, да на их шум пришла старуха –кочерга и сказала: «Послушайте меня, мудрую старуху: всякая вещь в хозяйстве нужна и полезна по-своему, раз ее придумал человек».

С тех пор деревянная миска и глиняный горшок живут в доме дружно и не ссорятся» .

Хорошая сказка получилась?

Иван                Хорошая. А теперь, давай поиграем в «камушки». (Иван учит Настю играть в «камушки», у нее не получается. Начинается шум, возня).

Входит мать.

Мать                Хватит спорить и ссориться, бесенята. Отложите-ка вашу беготню да игры. С холодами приходит день Наума. Пора вам в доме сидеть, да учиться долгими вечерами. Недаром пословица живет: «Батюшка Наум. Наведи на ум».

Ну-ка садитесь за стол, хочу проверить, не забыли ли вы грамоты. Сможете ли вы прочесть сказку, да оживить ее. Вот вам текст, ребята. Я буду читать слова за Козла, ты, Иванушка – за Деда, а ты Настенька – за Бабку. Итак, читаем:

(показывают отрывок из сказки С.Я. Маршака «Сказка про козла»)

Мать                Понравилось?

Я ведь не случайно выбрала эту сказку. Посмотрите сколько дел переделал козел за один день. И это еще не все дела. «Дом не велик, а стоять не велит», поэтому вы, Настя и Иван, должны быть во всех делах мне помощниками. Пойдемте – ка сейчас сходим за водой.(уходят)

Василиса Премудрая : Подходит к концу и наша встреча с «Живой стариной». Вам было интересно наблюдать как оживали одна за другой сцены деревенской жизни?

Но ведь это только маленькая часть быта обыкновенной русской семьи. В своих группах, на занятиях вы узнаете, как жила крестьянская семья зимой, весной и летом, как изменялись повседневные занятия каждого члена семьи в зависимости от возраста и времени года. Подробнее познакомитесь с тем, как в старину строили дома, узнаете о старых домах. Может быть в ваших семьях сохранились старые вещи, которые могли бы рассказать много интересного об их владельцах, о жизни ваших прабабушек. До встречи!



Предварительный просмотр:

Сценарий проведения праздника «Красная горка»

Действующие лица:

-  ведущие   - организаторы конкурсной программы

- участники  фольклорного коллектива «Параскева»

 - члены жюри

- лотошники (учащиеся учебных групп )

Материал к мероприятию:

  1. Приспособление для катания Пасхальных яиц
  2. Музыкальный центр ( диски с народной музыкой)
  3. Столы, стулья для жюри

Оборудование: Зал  может быть оформлен  вышитыми обрядовыми полотенцами. Праздник можно  проводить в большом зале, где зрители сидят  полукругом. Участники праздника  могут сидеть так , чтобы были видны  команды (можно по учебным группам ) , т. к.  в празднике  предлагается много конкурсов.  

 

Ход праздника

 «Красная горка» - так называется у нас Фомина неделя, следующая  после Пасхи, у древних же россиян это имя носил праздник в честь Весны, совпадающий по времени  как раз с Фоминой  неделей. Вероятней всего, праздник этот назван так потому, что  древний обряд встречи Весны происходил на горе, освещенной «красным солнышком ». Только самая высокая горка  раньше всего оголялась  от  снега, подсыхала  и становилась  для гуляний  и праздников пригодной.

К этому празднику вплоть  до 19 века  вышивали специальные полотенца, на которых  главным сюжетом  было изображение встречи весны, в виде древней богини Макоши  с руками, поднятыми  к небу, к которой  с двух сторон подъезжали на конях, с сохами  две других богини Лада и Леля, также с поднятыми руками.  Встреча весны находила свое отражение  и в ритуальных  песнях – веснянках :

Весна – красна                                                 На досточке,

 На чем пришла ?                                            На славненькой,

 На жердочке,                                                 С хлебами обильными,

 На тоненькой,                                               Со льном высоким!

 

Вот послушайте, каким необычным для современных песен  «гуканьем» закликали – зазывали к нам Весну.

(исполняется песня «Как на горке, на горе »)

Красная горка  в разных местах России проводилась  в разное время, и встречали  этот праздник по – разному.  В южных областях   девушки на  восходе солнца обливали себя водой  на открытом воздухе.  Самые  смелые уже в это время купались в реке. Потом пели песни, перепрыгивали  через огородную  плетень, влезали на деревья, ходили вереницей  вокруг сенных стогов  и играли, разыгрывали  Красную  горку в хороводах.

Хороводы известны издревле  у всех славянских народов Европы, и олицетворяли  они поворот солнца  к плодоносящим  силам земли.

Русский хоровод движется в основном  в левую сторону, по ходу солнца. В основном  хороводы водили девушки, но если  в  танец добавлялся  элемент игры , тогда необходим был мужской персонаж  и приглашались парни  в девичий хоровод.

Кто хочет сыграть одного из самых популярных  и любимых  хороводных персонажей – Заиньку?

Плясовая игра «Заинька, где ты был?»

 В другом хороводе участники, поднимая  или опуская руки, сужаясь  или раздвигаясь, изображают размеры будущего урожая, дерева, растения . В иных случаях  участники показывают одно и тоже  действие : подражают движениям утки, зайца , заплетению  и расплетению плетня.

Разучим  с вами  еще один хоровод.

Игра – хоровод «Заплетися плетень »

 Во многих хороводах участники держались не  за руки, а за концы  носовых платочков. Девичий платочек – это не только атрибут игры, но  и ритуальное действо- оберег, под покровительством которого   и родит  плоды мать – земля, совершающая свои вечные круги (хороводы вокруг солнца).

        Но не только хороводы были развлечением для молодежи на Красной горке. И на улице, и в закрытых помещениях, на гумне, в сарае устраивались качели. Иногда делали круговые качели: тележное колесо укрепляли на оси, которую неподвижно прикрепляли к прочно вбитому деревянному столбу. А к колесу прочно привязывали веревки с петлями. Играющие одну ногу вдевали в петлю,  а другой – отталкивались от земли.  Были и совсем простые качели. Брали прочную доску, на которой скакали: ее в старину часто называли «скакель». Еще использовали обычную доску « тесницу», клали серединою на подмостки. Скачущие становились на концы доски и устанавливали равновесие прибавкою или убавкою конца. На середину доски, чтобы прижать ее к подмосткам, сажали кого-нибудь. Называлось  это «сидеть на каше».

Игры с качелями.

        Но все-таки самыми живыми и привлекательными на Красной горке были взаимоотношения между юношами и девушками. Если собиралась молодежь с разных улиц, деревень, то тут же начинались знакомства, симпатии или выяснения данных отношений. Иногда дело доходило до ссор, обид, но танец и игра примиряли всех.

        Одну из таких сцен покажут вам участники фольклорного театра и ансамбля «Параскева».

сцена из «Снегурочки» Островского А.Н.

Игра и песня «Где живет моя милая?»

        Так как большинство наших участников девочки и девушки, какая же Красная горка обойдется без выбора самой-самой? Именно она должна была наградить всех своих подружек праздничным угощеньем – сыром,  молоком, которые служили символом ожидаемого  плодородия.

        Показателем девичьей красоты в старой Руси служила, конечно же, коса, поэтому первый наш конкурс называется «Коса – девичья краса», и на нем девочки должны были продемонстрировать у кого самые длинные и ухоженные волосы и, кто самый первый заплетет косу.

(Жюри измеряет заплетенные косы и выдает игровой жетон)

        А теперь жюри оценит самую необычную и красивую прическу из длинных волос.

(Победительнице выдают игровой жетон)

        Следующий наш конкурс девочки  должны были подготовить заранее. Если в старину девочка могла украсить свою голову повязанной вокруг лба ленточкой, девочка –подросток вплетала в косу шелковую ленточку, девушка уже могла выделить свою косу красивым украшением, которым она закалывалась в самом конце. Называлось это украшение «косник», в зависимости от мастерства и фантазии умелицы он был самым разнообразным.

        Этот конкурс оценивает жюри (победительницы конкурса получают жетон).

- Мы оценили и красоту волос, и талант рукодельниц, но девушка ценилась еще и за бойкий ум, умение общаться, быть хорошей хороводницей и разговорницей. Поэтому следующий конкурс наш называется «Забава Путатишна», на котором девочки должны рассказать самую веселую загадку, спеть веселую частушку и даже найти старинный анекдот или быличку на тему «Труд и уменье», «Лень и уменье».

(Победительнице выдают игровой жетон)

 Теперь настает самое сложное. Какую же из девушек нам выбирать «Лелей», так в старину называли самую красивую, самую веселую и в тоже время рукодельницу. Предлагаем всем зрителям стать участниками и судьями. Давайте обовьем хороводом тех из девочек, что вам  понравились, и у кого хоровод получится больше, та и станет нашей «Лелей».

Для нашей победительницы юные «ухажеры» исполнят «Страдания».

На этом наш праздник не заканчивается. Ведь не только самым талантливым, но и всем хочется доказать свою смекалку, знания и остроумие. Поэтому следующий конкурс для всех участников праздника, и называется этот конкурс «Догадка».

        Каждый из вас на занятиях кружка или в школе, а может и просто любопытства ради интересовался происхождением вещей, окружающих нас в повседневной жизни. Сегодня мы ограничиваемся одной темой – самой для нас приятной. Итак, будьте внимательны!

        Ни один праздник на Руси не обходился без сладкого угощенья, без обильного чаепития. Ну, а уж без этого предмета не обходилась не одна семья. Назвали его «генерал стола», и были эти генералы самые разнообразные: большие и маленькие, пузатые и стройные, стандартные и необычайной формы. Вот и загадка вам подскажет: «Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь и вода». Кто догадался первый, что это самовар? (победитель получает жетон). А теперь следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, сколько лет существует самовар? (300,250,200)
  2. Все вы знаете, что прежде чем любая вещь стала той вещью, которой мы пользуемся, необходимо совершить несколько превращений. Найти сырье, обработать его, придать соответственную форму, изготовить, и, наконец, украсить, если хочется сделать вещь красивой.

Вопрос второй: как вы думаете, сколько технологических операций осуществляется при изготовлении самовара (более 400, 2500, 650).

  1. Ни одно чаепитие не обходится без сладостей! Чего только нет на нашем столе, и все сплошь заморское. Но раньше,  тоже лакомств и выпечки было немало: калачи, плюшки, пироги,  пышки – продолжайте,  знатоки русской кухни! ( бублики, баранки,  сушки, пряники, печенье). А какие из кондитерских изделий имеют иностранное звучание и происхождение? (кекс, торт, конфеты).
  2. Вы, наверное, не довольны тем, что в викторине о чаепитии я не упомянула о конфетах. Ну, как же я могла о них забыть! Просто конфеты – наиболее молодое лакомство, но и среди них есть «старушки». Как вы думаете, среди наших любимых конфет – «Мишка на севере», «Мишка косолапый», «Трюфель», «Раковая шейка», «Суфле», - какая самая старая, но по –прежнему вкусная?

(«Раковая шейка» - судя по имеющимся в музее истории кондитерской фабрики «Красный Октябрь», эта конфета является самой пожилой). Тогда еще маленький заводик, основанный германским промышленником Эйнемом, начал изготовлять ее аж в 1868 году.

1895 г. – «Трюфель», вплоть до 1917 года производство этих конфет было ручным.

1929г.  – «Мишки»

1939г.  – «Суфле» (Материалы из газеты «Московский комсомолец» от 13.01.96)

5. Что-то мы все про чай. А как же кофе – спросите вы? Вот и я вас спрошу о том же. Когда же у нас появился растворимый кофе? В начале века? До второй  Мировой войны? После второй Мировой войны? (Кофе был изобретен в Гватемале в 1906г.)

6. Единственное, чего не хватает на нашем столе – это фруктов. Но и здесь вас ждет вопрос: какой  из популярных и любимых многими фруктов искусственного происхождения: банан, киви, инжир, апельсин?

(В 1906г. в Новой Зеландии селекционеры вывели из китайского крыжовника новый фрукт – киви.)

7. И, наконец, последний вопрос для знатоков российской словесности: какому из русских классиков принадлежит такое описание праздника «Красная горка»:

 А.С. Пушкину, Л.Н. Толстову, А.П. Чехову? (отрывок можно распределить между участниками праздника и прочитать).

«Этот языческий праздник сохранился и до нашего времени во всей своей полноте. Празднуется он на горах и пригорках, где прежде всего тает снег и показывается зеленая травка…   Следовало бы по-настоящему назвать его зеленой горкой, но предки наши уродились в наших современников: придавать всему выдающемуся красную окраску, было их страстью.

        Девицы, весна, лучшие площади, самая вкусная рыба – все это называлось красным. В наше время… парни и девушки с лицами, усыпанными в честь весны веснушками, собравшись где-нибудь на пригорке, устраивают хороводы и поют песни…

        Обыватели идут на погосты и под видом поминовения родственников устраивают там целые пикники… Но ничем другим так не угодила Красная горка Россиянам, как свадебным зудом. Выходят замуж все, в розницу и оптом, и попадают в число мудрых дев не только достойные, но и бракованные и уцелевшие после пожаров и наводнений…»

(А.П. Чехов, «Красная горка»)

Ведущий:  Пусть Антон Павлович легко и иронично описывает праздничный «свадебный зуд», тем не менее это было именно так. На Красную горку пели лирические песни, водили «поцелуйные хороводы». Эти песни и хороводы вы услышите и увидите в исполнении нашего фольклорного коллектива. В сторонке никто не стойте, за спины не прячьтесь!

(народная лирическая песня  «Где живет моя милая?»

Хоровод «Как во новее – городе король –королевич…»)

Поцелуйная игра «Подушечка».

Стелю,  стелю  подушечку,

Стелю пуховую.

Люблю , люблю девицу ,

Люблю молодую (выбирает парень)

Проведу  по горенке,

Проведу милую.

Поставлю на колени,

Сто раз поцелую.( девушка выбирает другого )

Стелю,  стелю  подушечку,

Стелю для милого.

Люблю, люблю молодца,

Люблю дорогого.

Проведу по горенке ,

Посеред поставлю.

Посеред поставлю,

Целовать заставлю. (парень целует девушку и т. д. )

Приложение

к праздникам «Красная горка», «Вербное воскресенье »

Забавы на качелях.

(из книги «Забавы вокруг печки» И. Морозов, И. Слепцова Москва 1994 «Роман –газета»)

После Пасхи на поветях для челядешек начинают «качули» веревочные ладить: «грузно» из доски смастерят и на гужахб повесят. Для самых маленьких детишек их и в доме могут устроить: через воронец/брус, поддерживающий полати –дощатый помост, на котором спали хозяева/ веревку перекинут, меж нее скамеечку маленькую – вот и качуля готова! Да только ребятишек много, всем покачаться хочется. Они и начнут всякие забавы придумывать, чтобы один другого на качуле сменял, слишком уж долго не задерживался. Станут, к примеру, одного раскачивать, да и «барышни»

ему поют:

Первой, другой барышок,

Три, четыре барышок,

Девять, десять барышок.

У Ивана на дворе

Ходит пиво в бураке.

Ступай-ко домой,

Не оглядывайся,

Как оглянешься –

Тебя пестом, шестом,

Да ухватищем,

Да помелищем!

 Да на полатенке дыра,

Соходить тебе пора!

        Как только припевка кончится, надо другим место на качуле уступить. Пока суд да дело, некоторые тем забавляются, что перед качулей туда-сюда перебегают. А надоест ребятне одни «барышни» петь, начнут в «попинуху» играть. Возьмут пук соломы –прямицы, согнут его надвое, да посередине перевяжут – это «снопухой» или «мечевуху» - мячик из тряпок сделают – круглый или вроде дыни, с ленточками и лоскутами разноцветными по бокам – «рямочками» и бантами. Такой мячик взрослые девушки шьют для того, чтобы на большой качуле играть. Челядешка чаще чем попроще пробавляется: то старый лапоть, «отопок» возьмет, то рукавицу шубную или шапку чью. Сначала тому, кто на качуле сидит, «барышни» поют:

Раз, два, барышок,

Три, четыре барышок,

Семь, восемь барышок,

Девять, десять барышок!

Со кацюльки домой,

Не оглядывайся!

Как огленисси,

Перевернисси,

А тебе палкой цюркой,

Большим пестом,

Огородишчем.

На полицьке,

В сахарниьке

Красна луковка стоит.

Сидит бабушка на пецьке,

Сухарики толкает,

Переталкивает.

- Почем, бабушка, сухарик?

-По копеечке!

Когда «барышни» закончат петь, начинают тому, кто на качуле сидит, на ноги «снопуху», мяч или рукавицы бросать, а он их в воздухе старается отпихнуть, да так, что бы никто их в воздухе не словил. Не словят – снова снопуху на качулю бросают, а поймает кто – может сам на качули садиться.

        На улицах ребятня целую неделю после Пасхи на досках скачет: доску на полешко какое положат или на вершину горушки небольшой, и вдвоем по очереди на концы доски прыгают – так, чтобы на землю не свалиться.

Бабушки говорят, что сказать можно только после Пасхи, а в другое время – грех, земля чревата, повредить ее можно, и тогда урожай плохой будет.

        Когда скачут, то ногами и руками фигуры разные выделывают. Сначала «снуют»: четырежды подпрыгивают и поворачиваются каждый раз на 90 градусов, пока лицом опять друг к другу не станут. Потом «ткут»: ноги плотно сдвинут: в первый раз подпрыгнут – ноги вперед вытянут, во второй раз- назад согнут. И так четыре раза подряд. Тот, кто с этим упражнением справился, начинает «кроить»: четыре раза подпрыгивает и в воздухе руки и ноги в стороны разводит. Если и это сумеет преодолеть, то «шьет»: двигает в прыжке ногами взад-вперед.

        Последняя фигура – «черепья собирать» - самая трудная: надо коснуться четыре раза поочередно то правой, то левой ногой земли. Кто первым это сделает, тот и выиграл, а запнется – эту фигуру начинает заново выполнять. А коли с доски свалиться – череп разобьет» - все – должен проделывать сначала.

        Другие ребята в «тетеру» игру затевают: все цепью встанут, кроме двоих – те в сторонку отойдут и за руки возьмутся. Цепь кругом ходит и припевает:

Шла, шла тетера,

Шла полевая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом.

Напоршилась,

И натопорщилась,

Кыш-ш-ш-ш

И полетела!

        

Тут «тетера» со своим детками старается между игроками, что в сторонке, пробежать. Если руки разовьет, то с «дитеночком» на их место становится, а нет – так снова песню заводит.

        Девочка больше «маком» играть нравиться. «Городком» - так кружок называется – станут и давай распевать:

Маки, маки, маковые,

Вы сизые, голубые

Вы голубчики родные,

Вы слетайте, узнавайте,

Прилетайте, расскажите,

Как, как сеют мак?

- Вот и едак, вот и так

Вот как, вот как сеют мак!

        Все руками показывают, как мак сеют, друг перед дружкой стараются. Потом начнут мак «полоть», «стричь», «стручить», «трясти», «жарить» да «есть». Нахохочутся до упаду на подружек глядя!

Ребята постарше «журавля пускают»: пристроят поперек полена небольшую дощечку с луночкой на нижнем краю. В луночку мячик, чурочку или камень положат и по верхнему краю по очереди бьют батогом. У кого выше или дальше полетит – тот и выиграл. А тот еще мячик вверх выбьют и ловят наперебой. Кто поймал – тому «журавля пускать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогодней игровой программы для младших школьников.

К сожалению, мои новогодние сценарии привязаны к восточному гороскопу, так что полностью могут использоваться лишь раз в 12 лет. Но конкурсы, идеи вполне годятся....

Сценарий игровой программы для младших школьников "Путешествие в страну здоровья".

В данном статье приводится сценарий игровой программы «Путешествие в страну здоровья», цель которой пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по...

Новогодняя игровая программа для младших школьников.

Очень яркий, веселый и интересный сценарий Новогоднего утренника!...

МАРАФОН СКАЗОК.Конкурсно-игровая программа для младших школьников.

Условия программы: участвуют 4 команды по 8-10  человек — знатоков сказок.Каждая команда  придумывает название, девиз, рисует  эмблему, выбирает капитана и готовит домашнее задани...

Сценарий игровой программы для младших школьников «Путешествие в страну здоровья»

Сценарий игровой программы для младших школьников«Путешествие в страну здоровья» Цель праздника: пропаганда здорового образа жизни.Основные задачи:1.     Воспитание ответствен...

Игровая программа для младших школьников "Новогоднее конфетти"

Цель: создание праздничного, радостного настроения у детей и родителей в преддверии новогодних каникул, а также сплочении детей и взрослых....

Театрализованная игровая программа для младших школьников «Веселые уроки»

Театрализованная игровая программа для детей младшего школьного возраста...