Дополнительная общеобразовательная программа "Самородки"
методическая разработка по краеведению

Гавришко Елена Владимировна

Направленность: туристско - краеведческое

Нормативный срок освоения:  1 год

Форма обучения: очная

Возраст учащихся: 10-14 лет

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Трудно переоценить значение краеведения в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ, свою малую Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа74.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое учреждение дополнительного образования

«Дом    творчества»

        РЕКОМЕНДОВАНО                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом                                                     Директор МКУ ДО «Дом творчества»

От «____»_______2019 года                                                     _____________С.Х. Зашеловская

протокол №____                                                               приказ № ___ от «___»_____2019 года

Председатель МС___________                                    

Г.А. Щербакова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Самородки»

Направленность: туристско - краеведческое

Нормативный срок освоения:  1 год

Форма обучения: очная

Возраст учащихся: 10-14 лет

Автор-составитель: Гавришко Елена Владимировна

педагог дополнительного образования

1 кв. кат., МКУ ДО «Дом творчества»

 

Бодайбо, 2019 г

Пояснительная записка

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Трудно переоценить значение краеведения в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ, свою малую Родину.

Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему поселку, людям, живущим в нем. Организация работы по краеведению играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Она дает воспитанникам систематизированные знания и именно в них должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает его, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Творческое объединение “Самородки” помогает формированию у учащихся целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально – экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

Это способствует развитию:

креативных способностей учащихся,

становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям,

формированию толерантности и толерантного поведения,

укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями;

изучение истории поселка через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг писателей, семейные экскурсии;

общая работа родителей и детей в деле охраны и восстановления природы; поселка, памятников истории;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье),

формированию экологической культуры,

способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности,

развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,

стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,

интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы,

формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни,

видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-краеведческого наследия своей малой Родины, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с пожилыми жителями  поселка, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Бодайбинского района.

Направленность дополнительной образовательной программы.

Программа «Самородки» по своей направленности является туристско - краеведческой, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой.

          Данная программа предусматривает приобретение  знаний  об истории  п. Артемовский  и  его  окрестностей.

На современном этапе образование и воспитание в области исторического краеведения – это  процесс,  определяющийся  как  составная  часть  единого, целостного   процесса   социальной   адаптации   детей,   их   жизненного самоопределения и становления личности.

В настоящее время краеведение – это наука, и научно - популяризаторская деятельность, и форма общественной деятельности, и метод познания от частного к общему, выявления общего и особенного.

Очевидно,  что  на  уровне  каждого  образовательного  учреждения необходимы и возможны систематизированные действия в данном направлении, учитывающие  не  только  международные  и  государственные  установки,  но  и региональное своеобразие, традиции и культуру родного края.

Изучение программы «Самородки»  опирается на работу школьного музея. Он включает поисковую работу, пополнение музейных материалов, оформление альбомов и фотоальбомов, экспозиций, написание исследовательских работ, проведение экскурсий.

           Актуальность  программы заключается в том, что она составлена по материалам школьного музея и помогает сохранять историю родного поселка и передавать ее следующим поколениям. Позволяет правильно понять исторические, географические, этнические особенности своей малой Родины.

Программа легко контролируемая, т.к. достоверной системой оценки результатов ее реализации является описания, фотоальбомы, разработанные  экскурсионные маршруты, интервью со старожилами поселка. Ценностью программы является и то, что педагог (автор программы) и юные краеведы стараются оформлять материалы с помощью компьютерных технологий. Программа социально ориентирована, в ее освоении участвуют дети и подростки разных социальных групп. 

Уровень освоения программы – базовый. Данный уровень предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в проведении экскурсионных лекций в школьном музее.

В качестве основных направлений воспитания и социализации школьников является воспитание:

  • гражданственности, патриотизма;
  • нравственных чувств и этического сознания;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному.

В каждом из перечисленных направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Поэтому успешное осуществление новой образовательной миссии школы и учреждений дополнительного образования, как социального института транслирующего социокультурный опыт общества новым поколениям граждан страны, невозможно без создания инновационной, сориентированной на будущее развитие социума образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Данная программа отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений.

Педагогическая целесообразность данной программы связана с потребностью школы и организаций ДО в поиске и использовании новых, практически выверенных, методических подходов и педагогических средств, адекватных современным реалиям развития российского общества и особенностям личностного мировосприятия подростков.

В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, родного края;
  • выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач.

В содержании:

  • сформировать у учащихся целостное представление о судьбах народа, которые проживали и проживают на территории родного края, об основных этапах, важнейших событиях и  деятелях отечественной истории.
  • способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков, за их вклад в культурное наследие Родины, за подвижничество, за любовь к Отечеству;
  • содействие формированию личностного отношения к истории своего родного края;
  • научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края, определять общее и особенное в историческом процессе, углублять свои исторические знания.

Адресат программы.

Программа  «Самородки» адресована  для учащихся 10 – 14 лет. Учебная деятельность в данном возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Эти дети отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.

Наполняемость группы составляет 15 человек. Набор учащихся в кружок свободный

Объем программы. 72 часа.

Формы организации деятельности детей на занятии:

Основной  формой  работы  творческого  объединения    «Самородки» является поисковая деятельность. На основании этого используется проектная деятельность по темам «История улиц нашего поселка», «Никто не забыт и ничто не забыто».

Материалы,  собранные  участниками  объединения,  востребованы  другими учениками нашей школы, для написания рефератов и проектов.

Одна  из  наиболее  распространенных  форм  краеведческой  работы – это экскурсии по памятным  и интересным местам посёлка, экскурсии  в природу.

Наряду с этим используются и следующие формы:

  • рассказ педагога с последующим выполнением творческого задания;
  • беседа с использованием иллюстрированного материала, музейных экспонатов, отрывков художественных произведений.
  • викторины, конкурсы с использованием сюжетно-ролевых и дидактических игр.
  • игра-путешествие, заочное путешествие.

Виды деятельности детей:

  • прослушивание рассказов педагогов, отрывков из художественных произведений и научно – популярных статей.
  • участие в сюжетно-ролевых играх и инсценировках.
  • выполнение заданий дидактических игр.
  • составление кроссвордов, презентаций.

Методы организации деятельности детей на занятии:

  • репродуктивные (практическое исследование, наблюдения);
  • частично – поисковые (поиск информации);
  • объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, презентации, видеофильмы)
  • Метод стимулирования и мотивации (игры, викторины, творческие задания).
  • исследовательские (создание проекта).

Основные источники краеведческой информации

1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);

2) художественная литература;

3) архивные фонды;

4) фонды школьного музея;

5) материалы статистики;

6) устные свидетельства старожилов.

Сроки реализации программы. 

Программа курса рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий.

Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 2 академических  часа, продолжительность - 45 минут.

Цель программы:  воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи программы:

Образовательные:

  • приобрести знания, умения и навыки в краеведческой работе;
  • научиться основам музейного дела, применяя  умения на практике;
  • сформировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
  • привить  поисково - исследовательские  навыки;
  • углубить знания по истории и природы своего родного края.

Воспитательные:

  • формирование потребности в саморазвитии;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • развитие культуры общения;
  • воспитание любви к своей малой Родине.

Развивающие:

  • развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
  • развитие уважения к родному слову.

Учебный план

№№

Раздел

Количество часов

всего

теория

практика

Формы аттестации/ контроля

1

I Раздел. Введение.

2

1

1

Первичная (входная) аттестация

В начале учебного года (с занесением результатов в диагностической карте)

Текущий контроль

В течение всего учебного года по итогам занятий.

Тематический контроль

По итогам каждого раздела.

2

II Раздел. Школа, в которой я живу.

18

3

15

3

III Раздел. Природа нашего края.

16

7

9

4

IV Раздел. Моя малая Родина.

36

7

29

Итого за год

72 ч

18 ч

54 ч

Календарный учебно-тематический план

месяц

Название раздела. Тема занятия.

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

I Раздел. Введение.

2

1

1

1.1

сентябрь

Краеведение – наука о родном крае.

2

1

1

уч. занятие

практическая работа

первичная диагностика (аттестация)

II Раздел. Школа, в которой я живу.

18

3

15

2.1

сентябрь

Летопись нашей школы.

2

1

1

уч. занятие

текущий контроль

2.2

сентябрь

Гордость школы – выпускники.

2

1

1

уч. занятие

текущий контроль

    2.3

сентябрь

Ветераны педагогического труда.

2

1

1

уч. занятие

текущий контроль

2.4.

октябрь

История возникновения школьного музея.

2

-

2

работа в школьном музее

текущий контроль

    2.5

октябрь

Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами.

2

-

2

работа в школьном музее

текущий контроль

    2.6

октябрь

Знакомство с экспонатами школьного музея.

2

-

2

работа в школьном музее

текущий контроль

    2.7

октябрь

Творческая работа. Подготовка к экскурсии.

2

-

2

работа в школьном музее

текущий контроль

2.8

ноябрь

Экскурсионная работа «История нашей школы»

2

-

2

работа в школьном музее

текущий контроль

2.9

ноябрь

Презентация «Наша школа».

2

-

2

самостоятельная работа

тематический контроль

III Раздел. Природа нашего края.

16

7

9

3.1

ноябрь

Растительный и животный мир района.

2

2

-

уч. занятие

текущий контроль

3.2

ноябрь

Водный мир нашего края. Карта рек.

2

2

-

уч. занятие

текущий контроль

    3.3

декабрь

Жемчужина Бодайбинского района – Витимский заповедник.

2

2

-

уч. занятие

текущий контроль

3.4

декабрь

Жемчужина Бодайбинского района – Витимский заповедник.

2

-

2

самостоятельная работа

текущий контроль

    3.5

декабрь

Экскурсия на природу. Фотосъемка.

2

-

2

экскурсия

текущий контроль

    3.6

декабрь

Охранять природу – значит охранять Родину. Экология нашего района.

2

1

1

уч. занятие

текущий контроль

    3.7

январь

Творческая работа. Подготовка к выставке.

2

-

2

самостоятельная работа

текущий контроль

    3.8

январь

Выставка «Природа нашего края в фотографиях»

2

-

2

работа в школьном музее

тематический контроль

IV Раздел. Моя малая Родина.

36

7

29

    4.1

январь

Топонимика нашего района. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. 

2

2

-

уч. занятие

текущий контроль

4.2

январь

Топонимика нашего района. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. 

2

-

2

работа с источниками

текущий контроль

4.3

февраль

История далекая и близкая. Сибирский клондайк России.

2

-

2

работа в школьном музее

текущий контроль

4.4

февраль

История далекая и близкая. Федосеевский – Артемовский.

2

-

2

работа в школьном музее

текущий контроль

4.5

февраль

Откуда пошел мой род. История моей семьи.

2

-

2

самостоятельная работа

текущий контроль

4.6

февраль

Откуда пошел мой род. История моей семьи.

2

-

2

самостоятельная работа

текущий контроль

    4.7

март

История страны в названиях улиц поселка.

2

-

2

самостоятельная работа

текущий контроль

    4.8

март

История страны в названиях улиц поселка.

2

-

2

самостоятельная работа

текущий контроль

    4.9

март

Шахтерский край. Изучение материалов и экспонатов школьного музея.

2

1

1

работа в школьном музее

текущий контроль

    4.10

март

Творческая работа по теме «Шахтерский край»

2

-

2

работа в школьном музее

текущий контроль

    4.11

апрель

Столкновение различных политических сил. Ленский расстрел 1912 года.

2

2

-

уч. занятие

текущий контроль

    4.12

апрель

Столкновение различных политических сил. Ленский расстрел 1912 года.

2

-

2

самостоятельная работа

текущий контроль

    4.13

апрель

Экскурсионная работа «События 1912 года»

2

-

2

экскурсия

текущий контроль

    4.14

апрель

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

2

2

-

уч. занятие

текущий контроль

    4.15

май

Награды в твоем доме.

Подготовка к «Бессмертному полку».

2

-

2

защита проектов

текущий контроль

    4.16

май

Творческая работа. Подготовка к экскурсии.

2

-

2

самостоятельная работа

текущий контроль

    4.17

май

Экскурсионная работа «Мы помним, мы гордимся»

2

-

2

работа в школьном музее

текущий контроль

    4.18

май

Конкурс знатоков родного края.

2

-

2

игра

тематический контроль

Итого:

   72

18

54

Содержание программы.

I. Введение.

Тема 1.

Теория. Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину. Выявить уровень знаний детей об истории родного поселка. Знакомство с программой.

Практика.  Давайте знакомиться. Первичная (входная)  аттестация.

II. Школа, в которой я живу.

Тема 2.  Летопись школы.

Теория. Как выглядела школа раньше. Традиции школы. Фотографии многое расскажут.

Практика. Изучение печатных материалов о школе (газеты, фотографии). Обновление стендов школьного музея.

Тема 3.  Гордость школы – выпускники.

Теория. Ученики – выпускники школы (медалисты). Знаменитые выпускники.

Практика. Создание стенда «Выпускники школы».

Тема 4. Ветераны педагогического труда.

Теория. Учителя – гордость школы. Изучение материалов о ветеранах педагогического труда.

Практика. Встреча с ветераном педагогического труда. Создание уголка в школьном музее «Ветераны педагогического труда нашей школы».

Тема 5. История возникновения школьного музея.

Практика. Поиск информации о школьном музее. Участники создания музея.

Тема 6. Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами.

Практика.  Изучение архива школьного музея. Реставрация документов. Фотографий, альбомов. Систематизация.

Тема 7. Знакомство с экспонатами школьного музея.

Практика.  Изучение экспонатов школьного музея. Журнал экспонатов.

Тема 8. Творческая работа. Подготовка к экскурсии.

Практика. Подготовка материала к экскурсии. Поиск информации. Создание доклада, презентации (фильма).

Тема 9. Экскурсионная работа «История нашей школы»

Практика. Проведение экскурсии в школьном музее для учащихся.

Тема 10. Презентация «Наша школа»

Практика. Презентация или показ фильма.

III. Природа нашего края.

Тема 11. Растительный и животный мир района.

Теория. Многообразие растительного и животного мира нашего района. Поиск информации.

Тема 12. Водный мир нашего края. Карта рек.

Теория. Водные богатства нашего края. Изучение карты рек нашего района.

Тема 13 - 14. Жемчужина Бодайбинского района – Витимский заповедник.

Теория. Государственный природный заповедник «Витимский». История создания. Флора и фауна заповедника.

Практика. Презентация о заповеднике.

     Тема 15. Экскурсия на природу. Фотосъемка.

Практика. Сбор фотоматериалов о природе родного края.

     Тема 16. Охранять природу – значит охранять Родину. Экология нашего района.

     Теория. Экологические проблемы нашей местности.

Практика. Составление воззвания к землякам. Выпуск экологической газеты.

Тема 17. Творческая работа. Подготовка к выставке.

Практика. Изготовление стендов с фотографиями о природе родного края.

Тема 18. Выставка «Природа нашего края в фотографиях»

Практика. Проведение экскурсии – выставки в школьном музее для учащихся.

IV. Моя малая Родина.

Тема 19 - 20. Топонимика нашего района. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. 

Теория. Топонимика — это наука, изучающая географические наименования (топонимы), историю их появления, преобразования и употребления. Географическое положение и природные условия поселка Артемовский, Бодайбинский  район, Иркутской области. Место на карте.

Практика. Изучение разных источников информации. Составление словаря «Топонимика поселка Артемовский».

Тема 21. История далекая и близкая. Сибирский клондайк России.

Практика. Поиск информации в различных источниках об открытии месторождения золота в нашем районе.

Тема 22. История далекая и близкая. Федосеевский – Артемовский.

Практика. Поиск информации в различных источниках об истории возникновения родного поселка.

Тема 23 - 24. Откуда пошел мой род. История моей семьи.

Практика. Сбор информации о своей семье. Составление родословной (генеалогического древа) своей семьи.

Тема 25 - 26. История страны в названиях улиц поселка.

Практика. Изучение архивов, документов о старых названиях улиц поселка. Составление совместного проекта «Улицы родного поселка».

Тема 27. Шахтерский край. Изучение материалов и экспонатов школьного музея.

Теория. Беседа о профессии шахтера. Что такое шахта.

Практика. Встречи с шахтерами – ветеранами. Сбор информации о династиях шахтеров поселка.  

Тема 28. Творческая работа по теме «Шахтерский край»

Практика. Презентация «Шахтерский край». Выступление перед учащимися школы.  

Тема 29 - 30. Столкновение различных политических сил. Ленский расстрел 1912 года.

Теория. Беседа о событиях, произошедших в нашем районе в 1912 году. Изучение художественной и научной литературы.

Практика. Творческая работа. Составление сообщений о событиях 1912 года на Ленских приисках.

Тема 31. Экскурсионная работа «События 1912 года»

Практика. Проведение экскурсии для учащихся школы.

Тема 32. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Теория. Беседа о Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов. Роль наших земляков в победе 1945 года. Герой- земляк В.Н. Стрельцов.Труженики тыла.

Тема 33. Награды в твоем доме. Подготовка к «Бессмертному полку».

Практика. Сбор информации о своих родственниках – ветеранах Отечественной войны. Изготовление портретов для «Бессмертного полка».

Тема 34. Творческая работа. Подготовка к экскурсии.

Практика. Составление сообщений о земляках – ветеранах.

Тема 35. Экскурсионная работа «Мы помним, мы гордимся»

Практика. Проведение экскурсии в школьном музее для учащихся.

Тема 36. Конкурс знатоков родного края.

Практика. Обобщение и систематизация знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины и родной школы. Игра «Клуб краеведов»

Планируемые результаты:

В результате работы по программе курса учащиеся будут знать:

- историю и традиции своей семьи;

- историю образования своего поселка, района;

- символику района, области;

- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;

- некоторых выдающихся людей – уроженцев поселка, района;

- историю и традиции родной школы;

Учащиеся будут уметь:

- собирать краеведческую информацию;

- делиться собранной информацией с другими учащимися;

- обобщать собранный материал;

- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.

Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

(приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

- приобретают знания об истории происхождения названия поселка, об его истории, об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

- приобретут опыт работы с архивными документами и материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам поселка, через практические занятия; опыт охраны памятников истории; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны.

Календарный учебный график

Раздел

Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

Раздел 1

2

-

-

-

-

-

-

-

-

2

Раздел 2

6

8

4

-

-

-

-

-

-

18

Раздел 3

-

-

4

8

4

-

-

-

-

16

Раздел 4

-

-

-

-

4

8

8

8

8

36

первичная  аттестация

-

-

тем. контроль

тем. контроль

тем. контроль

Всего

8

8

8

8

8

8

8

8

8

72

Условия реализации курса

Программа будет успешно реализована, если: будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия; будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся; будет использоваться учебно-методические и технические средства обучения.

Кроме того, очевидно, что универсальные знания, полученные детьми в рамках курса «Самородки», должны систематически применяться на предметных уроках (окружающий мир, история, география, биология).

Занятия с детьми могут проводиться в учебном кабинете, в библиотеке, школьном музее. Большее количество времени занимают практические занятия. Практические занятия организуются в соответствии с темой занятия: сбор информации, наблюдения, проведение экскурсий, творческие работы, привлечение к работе людей старшего поколения.  

Мониторинг результатов освоения программы.

Вид контроля

Цель проведения

Формы контроля

Первичная (входная) аттестация

Определение уровня знаний о науке – краеведение.

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль

(по итогам занятий)

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и

заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

наблюдение, опрос,

собеседование.

Тематический контроль (по итогам раздела)

Определение изменения уровня развития детей, их творческих и интеллектуальных способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Выявление уровня сформированности общей одаренности обучающихся.

Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, филворды, краеведческие конкурсы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвиваюшей программы.

1. Формы отслеживания образовательных результатов: беседа, наблюдение, выставки творческих работ, конкурсы.

2. Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы,  проекты, фото, отзывы родителей и педагогов, сертификаты, диагностика (приложение 1).

3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, справочник, стенгазета, фотоальбом, интерактивная презентация.

Список литературы

  1. И.С. Понамарева, А.Н. Гаращенко, Краеведение Приангарья, Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского. – Иркутск : ИОГУНБ, 2017. – 176 с.
  2. Научно – популярный иллюстрированный журнал, Земля Иркутская.2005 г.
  3. Ленский шахтер, общественно – политическая газета г. Бодайбо и района,

1926 – 2019 гг.

https://i.irklib.ru/cgi/irbis64r_61/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=HRONP&P21DBN=HRONP&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=25&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=I=&S21STR=%D0%9B680583 

  1. Мунгалов, Н. Н. Ленские золотые прииски (1846–1920 гг.) : ист. очерк / Н. Н. Мунгалов. – Иркутск : Репроцентр А1, 2008 ; То же. – 3-е изд. – Бодайбо, 2008. – Кн. 1. – 159, [1] с.
  2. Мунгалов, Н. Н. Ленские золотые прииски (1921–2001 гг.) : ист. очерк / Н. Н. Мунгалов. – Иркутск : Репроцентр А1, 2007. – Кн. 2. – 269 с. 66. С землёю Бодайбинской связанные судьбы / редкол.: Л. М. Щукина, Е. Г. Жукович ; фото Е. Жукович [и др.] ; Творческое об-ние «Бодайбинский самородок». – Иркутск : Сибиряк, 2015. – 208 с.
  3. Городу на Витиме – 100 лет (текст и фот.: Н. Н. Мунгалов, В. Полинкин, Н. Улаев). – Хабаровск : Приамурские ведомости, 2003. – 191 с.
  4. Бодайбо – золотая столица Сибири, (текст И.С. Крпсиков) - Хабаровск : Приамурские ведомости, 2001. – 200 с.
  5. Витимский государственный природный заповедник,

http://www.zapoved.ru/catalog/letters/19/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностическая карта развития способностей к краеведению

Ф.И.

Умение собирать краеведческую информацию

Умение наблюдать

Умение обобщать

Умение задавать вопросы

Умения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы

I

II

III

I

II

III

II

I

III

I

II

III

I

II

III

I – Первичная (входящая) аттестация;

II – Текущий контроль;

III – Тематический контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...