Внеурочное занятие с использованием ресурсов исторического парка г. Тюмень по роману Алексея Иванова "Тобол. Много званых"
план-конспект занятия по краеведению (8, 9, 10, 11 класс)

Александрова Лариса Юрьевна

В ходе мероприятия через знакомство с историческими персонажами романа Алексея Иванова «Тобол. Много званых» показывается связь между событиями мира, страны, Сибири XVII - XVIII веков и судьбами героев произведения. Данная разработка будет полезна всем посетителям с 14 летнего возраста, в силу сложности изучаемого произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geroi_romana_tobol.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Отделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»

«Усть-Ламенская средняя общеобразовательная школа»

Тема внеурочного занятия «Герои романа Алексея Иванова «Тобол. Много званых»».

Автор: Александрова Л.Ю., учитель истории, обществознания, искусства (МХК) отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ»

С. Усть-Ламенка, 2018


Аннотация

        В ходе мероприятия через знакомство с историческими персонажами романа Алексея Иванова «Тобол. Много званых» показывается связь между событиями мира, страны, Сибири XVII - XVIII веков и судьбами героев произведения. Данная разработка будет полезна всем посетителям с 14 летнего возраста, в силу сложности изучаемого произведения.


Цели: познакомить с историческими персонажами романа; показать связь между событиями мира, страны, Сибири XVII - XVIII веков и судьбами героев произведения; способствовать выработке умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий; дать представление о морали и обычаях, об историческом пути народов Сибири.

Планируемые результаты:

предметные:

 научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути народов Сибири в XVI - XVIII вв.; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; работать с интерактивными схемами; видеофрагментами.

метапредметные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к историческим событиям; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий;

личностные УУД:

формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: ресурсы Исторического парка «Россия - моя история». Залы «Рюриковичи», «Романовы».

 Экспозиции 2, 7, 12.

Хронологические рамки: с XII тыс. л. до н.э. по XVI в. н.э.

Территориально-родовые объединения коренных народов севера. Первые государственные образования, среди которых самое известное – Тюменское ханство - Великая Тюмень, со столицей Чимги-Тура. Сибирские татары, их хозяйство и культура.

Сибирский поход Ермака: хронология, основные этапы. Освоение территории края русскими. Основание Тобольска. Административное устройство и управления краем. Образование Тобольской епархии.

Ремесла. Торговля. Ямская служба. Социальные отношения. Начало сибирской ссылки.

Культура и быт коренного и русского населения. Сибирское летописание. Литературные и политические деятели.  С.У. Ремезов. Иконописание. Деревянное зодчество. Начало каменного строительства.

Экспозиции 13-14.

Хронологические рамки: начало XVII – начало XX в.

Московско-Сибирский тракт. Социальные отношения. Положение государственных крестьян. Повинности населения. Ремесленники и купечество.

Формирование губернских и уездных органов власти и управления в крае. Воеводы, губернаторы. Общественные движения. Миссионерство. Основные формы социального протеста. Старообрядчество.

Форма проведения: литературно-историческая гостиная.

Возраст: 14+

Методические рекомендации: на основе изучения данного произведения можно использовать ресурсы исторического парка, связанные не только с изучением исторических персонажей и народов Сибири, но с движением старообрядцев, архитектуры Тобольского кремля, истории Сибирского тракта и «Великого чайного пути».

Ход мероприятия

1. Этап мотивации. Приём «Эпиграф». 

 Слово руководителя (учителя): Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на книгу, которая находится в моих руках. Это произведение Алексея Иванова «Тобол: много званых». Эпиграф к нашей встрече.

И как в иной таежный угол

                                                        Издалека вели сюда

                                                        Кого приказ, кого заслуга,

                                                        Кого мечта, кого беда…

                                                                                А.Т. Твардовский.

Как соотносятся название произведения и эпиграф нашего мероприятия. Свой ответ аргументируйте. Идёт обсуждение, возникает проблемная ситуация.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Приём «Вопросы по установлению причинно-следственных связей».

Беседа:

  1. Как вы считаете, почему Алексей Иванов назвал книгу «Тобол: много званых»?
  2. Предположите, кто и каким образом мог оказаться в Сибирском крае? (Пленные шведы, бухарцы, старообрядцы, чиновники, казаки, служилые, переселенцы).
  3. Предположите, какие реформы оказали влияние на наш край в XVII - XVIII  веке? (Реформы первых Романовы: церковная; Петра I: административная, экономическая, военная, культурная).
  4. Предположите, с какими личностями были связаны эти реформы в Сибири?

Участники отвечают на вопросы и строят предположения. Возникновение затруднения

  1. Этап выявления места и причины затруднения. Приём «Слепая таблица».

Участники получают карточки с таблицей. Необходимо её заполнить, используя знания романа или подсказки.

Имя

Должность, статус

Роль в жизни Сибири

Семён Ульянович Ремезов

Матвей Петрович Гагарин

Филофей

Касым

Йохан Ренат

Аввакум

Пантила

Дополнительная информация на разрезных табличках:

Архитектор, историк и картографист,  губернатор, бухарский торговец, князь остяков, епископ, раскольник, пленный швед.

Посвятил свою жизнь изучению сурового края и строительству Тобольского кремля.

Ловко управлял своей вотчиной, финансировал строительство Тобольска, не забывая при этом набивать карманы из государевой казны.

Пытался вести дела среди враждебных и чуждых ему по вере инородцев. Бесстрашно обращал в свою веру племена остяков, живущих по берегам сибирских рек.

Нашел свою любовь за тысячу километров от родного дома, ради которой помогал рисовать карты.

Приверженец старой веры, не поддерживающий реформы Никона.

Руководитель села Певлор, принявший христианство

Проверка работы:

Имя

Должность, статус

Роль в жизни Сибири

Семён Ульянович Ремезов

Архитектор, историк и картографист

Посвятил свою жизнь изучению сурового края и строительству Тобольского кремля

Матвей Петрович Гагарин

губернатор

Ловко управлял своей вотчиной, финансировал строительство Тобольска, не забывая при этом набивать карманы из государевой казны

Филофей

епископ

Бесстрашно обращал в свою веру племена остяков, живущих по берегам сибирских рек.

Касым

бухарский торговец

Пытался вести дела среди враждебных и чуждых ему по вере инородцев.

Йохан Ренат

Нашел свою любовь за тысячу километров от родного дома, ради которой помогал рисовать карты.

Аввакум

раскольник

Приверженец старой веры, не поддерживающий реформы Никона

Пантила

князь остяков

Руководитель села Певлор, принявший христианство

Приём «Документ».

Даётся аннотация к роману-пеплуму, исходя из которой, предлагается сформулировать тему мероприятия.

Аннотация.

В эпоху великих реформ Петра I «Россия молодая» закипела даже в дремучей Сибири. Нарождающаяся империя крушила в тайге воеводское средневековье. Народы и веры перемешались. Пленные шведы, бухарские купцы, офицеры и чиновники, каторжники, инородцы, летописцы и зодчие, китайские контрабандисты, беглые раскольники, шаманы, православные миссионеры и  воинственные степняки джунгары – все они вместе, враждуя между собой или спасая друг друга, творили судьбу российской Азии. Эти обжигающие сюжеты Алексей Иванов сложил в роман-пеплум «Тобол». «Тобол. Много званых» - первая книга романа.

В ходе обсуждения формулируется тема мероприятия ««Герои романа Алексея Иванова «Тобол. Много званых»».

Слово руководителя (учителя):

Роман Алексея Иванова «Тобол. Много званых» является первой частью дилогии о жизни Сибири во времена правления Петра I. В произведении встречается множество исторических персонажей, так что книгу вполне можно считать в каком-то роде учебником, хотя читается она именно как художественная. В интересной и познавательной форме нам рассказывается о жизни и обычаях коренных народов региона, скупости и коварстве власти имущих, религиозном конфликте старообрядцев-раскольников и никонианцев, о быте пленных шведов, сосланных сюда на поселение и множестве других аспектов существования людей в описываемую эпоху, малоизвестных большинству населения нашей страны. 

В романе очень много персонажей, что вначале приводит в некоторое замешательство, но по ходу чтения начинаешь разбираться в хитросплетениях сюжета и с интересом наблюдать, как судьбы героев переплетаются в замысловатый узел, распутать который автору предстоит уже во втором томе.

Каждый герой книги живо представляется читателю, благодаря таланту и стараниям автора. Алексей Иванов писал о Ремезове: «Семен Ульянович уже привык, уже примирился с тем, что никому эти чудеса не любопытны. Его познания – настоящая громада, но по всем ее ходам и закоулкам он странствовал без спутников, и даже сыновья были рядом лишь по сыновнему долгу. Можно было насмерть отравиться горечью одиночества, но слишком прекрасен мир, чтобы его покинуть». На страницах романа, С.У.Ремезов предстаёт, с одной стороны, как склочный старый человек, с другой стороны, увлёчённый фанат, с третьей стороны, добрый и понимающий глава большого семейства.
Филофей, не смотря на преклонный возраст, путешествовал по Сибирским рекам не ради забавы. С какой целью он посещал народы остяков, вогулов, самоедов?  Как жили  народы Сибири? Что делал М.П.Гагарин, мы можем узнать сами.

4 . Этап построения проекта выхода из затруднения. Определение целей и вопросов деятельности через приём «Кластер».

Предположите, какие вопросы ещё мы должны обсудить на встрече. Для этого у вас есть маршрутные листы. Давайте мы попробуем продолжить предложения для того чтобы определить векторы нашего движения.

Цели:

          мы должны узнать, о …..

          научиться находить информацию: ……..

          научиться  устанавливать причинно-следственные связи…  (К примеру, почему шведы оказались в Сибири?) (Почему М.П. Гагарин был казнён Петром I?)

          воспитывать в себе… (уважение к предшествующим поколениям)

(Участники формулируют векторы движения.)

Приём «Помощники». Мы находимся в историческом парке «Россия – Родина моя». Кто или что смогут нам помочь в заполнении пропусков в кластере? Дети определяют помощников (учитель, одноклассники, звонок другу, интернет, карта, документы, иллюстрации, интерактивные экспозиции). Какие виды деятельности нам необходимо осуществить? Предположения детей. 

5. Этап реализации построенного проекта. Работа в мини-группах. Каждая группа работает по индивидуальному маршруту.

Группа 1. Приём «Проблемный поиск». Прочитав информацию о Северной войне в зале «Романовы», познакомившись с ходом битв Северной войны на интерактивных схемах, определить, значение данного события для страны в целом, и Сибири, в частности. Вам помогут вопросы: Как появились шведы в Сибири. Предположить, как они жили в Сибири, какую работу они выполняли в Тобольске.

Группа 2. Приём «Проблемный поиск». Познакомившись на экспозиции с информацией о С.У.Ремезове, рассмотрев составленные им карты, прочитав отрывок из его летописи «Сибирская история», определить какой вклад внёс данный человек в развитие и изучение родного края.

Группа 3. Приём «Ромб ассоциаций». Данной группе необходимо найти связь эпиграфа с информацией о Матвее Петровиче Гагарине. И выписать ассоциации, которые у них возникают при оживлении картины «Первый губернатор Сибири».

Эпиграф:

И как в иной таежный угол

                                                        Издалека вели сюда

                                                        Кого приказ, кого заслуга,

                                                        Кого мечта, кого беда…

                                                                                А.Т. Твардовский.

        Можно заранее приготовить таблички с ассоциациями. Дети выбирают и крепят на ромб. Это твёрдость, страх, неуверенность, горе, жестокость, мужество, решительность, коварство, преданность и т.д.

Группа 4. Приём «Собери коллекцию». Ребятам предлагаются карточки с названиями праздников, ритуалов, религий, элементов одежды и жилища. Им необходимо ознакомиться на экспозициях исторического парка с жизнью народов, населяющих Сибирь: остяков, татар, бухарцев, вогулов, самоедов. Распределить карточки по группам народов.

Группа 5. Приём «Проблемный поиск». Прочитав информацию о Филофее, определить, с какой целью он посещал народы остяков, вогулов, самоедов?

  1. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. Приём «Реклама». Выступление групп с найденными ответами.

  1. Этап включения в систему знаний и повторений. Приём «Видеосюжет».  Просмотр в кинозале исторического парка фрагмента фильма «Тобол», снятого в 2017 году в г. Тобольске. Его обсуждение.

  1. Рефлексия. Приём «Снежный ком».

Участники по очереди называют слова, связанные с темой. Следующий участник называет первое слово и добавляет своё и т.д.

Например. Сибирская губерния.  

Сибирская губерния, Гагарин.

Сибирская губерния, Гагарин, бухарцы.

Сибирская губерния, Гагарин, бухарцы, Тобольский кремль.

Сибирская губерния, Гагарин, бухарцы, Тобольский кремль, Ремезов. И т.д.

Приём «Вопрос – ответ»

- Что нового узнали на встрече?

- Какие умения и навыки отрабатывали?

- С какими новыми терминами познакомились?

- Что понравилось и что не понравилось на мероприятии?

- Какие выводы сделали?

- Почему Алексей Иванов назвал книгу «Тобол: много званых»?

Слово руководителя: Что касается названия книги, то призвала всех персонажей в данном случае Сибирь, и если приезжало их туда множество, то покорить её смогли единицы, о которых речь пойдёт во втором томе «Тобол. Мало избранных». Предлагаю прочитать вторую книгу романа-пеплума «Тобол».

Домашнее задание: Творческое задание: составить диалог между любыми персонажами романа «Тобол: много званых»


Приложение

Приём «Слепая таблица». Проверка работы:

Имя

Должность, статус

Роль в жизни Сибири

Семён Ульянович Ремезов

Архитектор, историк и картографист

Посвятил свою жизнь изучению сурового края и строительству Тобольского кремля

Матвей Петрович Гагарин

губернатор

Ловко управлял своей вотчиной, финансировал строительство Тобольска, не забывая при этом набивать карманы из государевой казны

Филофей

епископ

Бесстрашно обращал в свою веру племена остяков, живущих по берегам сибирских рек.

Касым

бухарский торговец

Пытался вести дела среди враждебных и чуждых ему по вере инородцев.

Йохан Ренат

Нашел свою любовь за тысячу километров от родного дома, ради которой помогал рисовать карты.

Аввакум

раскольник

Приверженец старой веры, не поддерживающий реформы Никона

Пантила

князь остяков

Руководитель села Певлор, принявший христианство

Приём «Документ»

Аннотация.

В эпоху великих реформ Петра I «Россия молодая» закипела даже в дремучей Сибири. Нарождающаяся империя крушила в тайге воеводское средневековье. Народы и веры перемешались. Пленные шведы, бухарские купцы, офицеры и чиновники, каторжники, инородцы, летописцы и зодчие, китайские контрабандисты, беглые раскольники, шаманы, православные миссионеры и  воинственные степняки джунгары – все они вместе, враждуя между собой или спасая друг друга, творили судьбу российской Азии. Эти обжигающие сюжеты Алексей Иванов сложил в роман-пеплум «Тобол». «Тобол. Много званых» - первая книга романа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)

Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

Использование контента «Мобильное электронное образование» и интернет ресурсов на занятиях английского языка и внеурочных занятиях

Наша жизнь невозможна без интернета. Цифровизация касается и образования. Как использоватать интернет-ресурсы на урока английского языка? Что такое контент "Мобильное электронное образование"...

Урок литературы с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история"

Данный урок разработан для изучения памятника Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»  в 9 классе. Конспект предназначен для проведения урока литературы в Историческом парке ...