Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 40.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сравнительная характеристика Василия Голицына и Петра Первого (по роману-эпопее «Петр Первый» Алексея Толстого)
Класс: 11
Цель урока: выявить идейно-художественную задачу А.Н. Толстого – показать Петра Первого как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью путем сравнения его с Василием Голицыным.
Эпиграф к уроку:
«Гений Петра высказывался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он осознавал обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого первоначального положения посредство цивилизации...»
С. М. Соловьёв
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Составляем кластер «Образ Петра».
Учащимся необходимо написать качества Петра, которые можно выделить, исходя из художественного описания, доказав каждое качество примерами из текста.
расчетливый политик жестокий
Петр Первый
решительный
любознательный (детский период)
2. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы поговорили об образе Петра Первого. Алексей Толстой рисует его человеком решительным, мужественным, внутренне сильным, ведь он идет и против боярства, и зачастую наперекор желанию народа (вряд ли они были в восторге от строительства судостроительной верфи – это занятие было для них в новинку). Но Петр, расчетливый и умный политик, все-таки смог «перебороть» первую волну сопротивлений (бегство в леса, на Дон), а после вывести страну на совершенно новый уровень, поднять с колен и поставить вровень с Европой: «Стал не мир, а кабак… В бездну катимся…».
Голицына Толстой вводит в роман совсем не зря: он играет важную роль в понимании характера Петра. Автор намеренно сопоставляет этих героев. Василий Голицын высказывает идеи, близкие и Петру, но при этом его слова так и остаются словами.
Чтобы понять, почему же все-таки Голицыну не удалось стать преобразователем России, мы заполним таблицу, где сравним героев.
3. Работа с текстом, заполнение таблицы.
Голицын В.В. | Петр Первый |
Князь Василий Васильевич Голицын - писаный красавец: кудрявая бородка с проплешинкой, вздернутые усы, стрижен коротко, - по-польски, в польском кунтуше и в мягких сапожках на крутых каблуках, - князь роста был среднего. Синие глаза его блестели возбужденно. | Мономахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженые волосы. Круглощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу. |
Князь Василий Васильевич Голицын, потребовал от поляков вернуть Киев. «Верните нам исконную царскую вотчину Киев с городками, тогда на будущий год пошлем войско на Крым воевать хана». Три с половиной месяца спорили поляки: «Нам лучше все потерять, чем отдать Киев». Русские не торопились, стояли на своем, прочли полякам все летописи с начала крещения Руси. И пересидели, переспорили. | Походы на Азов, первое крупное свершение молодого царя. |
Василий Васильевич был без парика, но также во французском — в чулках и красных башмачках, в коротких бархатных штанах с лентами, — на животе и с боков из-под бархатной куртки выбивалось тонкое белье в кружевах. Бороду он брил, но усы оставил. | Руки он в этот раз вымыл мылом, вычистил грязь из-под ногтей, торопливо оделся в новое платье, Подвязал, как его учил Лефорт, шейный белый платок и на бедра, поверх растопыренного кафтана, шелковый белый же шарф. Волков, служа ему, дивился: не в обычае Петра было возиться с одеждой. Примеряя узкие башмаки, он заскрежетал зубами. |
Отвергает устаревшее, традиционное, равняется на Европу, на моду. Гость с одобрительным любопытством поглядывал на сие наполовину азиатское, наполовину европейское убранство. | По пути в темноте какая-то женщина, — не разобрать, — в вывороченной шубе, с хохотом, опять осыпала их из ведра льном и коноплей. У открытой двери стоял Никита Зотов, держа голую саблю. Петр взял Евдокию за плечи, — она зажмурилась, откинулась, упираясь, — толкнул ее в сенник и резко обернулся к гостям: у них пропал смех, когда они увидели его глаза, попятились… Он захлопнул за собой дверь и, глядя на жену, стоящую с прижатыми к груди кулачками у постели, принялся грызть заусенец. Черт знает, как было неприятно, нехорошо, — досада так и кипела… Свадьба проклятая! Потешились старым обычаем! |
Дворянских детей, недорослей, дабы изучали воинское дело, надобно посылать в Польшу, во Францию и Швецию. Надобно завести академии и науки. Мы украсим себя искусствами. Населим трудолюбивым крестьянством пустыни наши. Дикий народ превратим в грамотеев, грязные шалаши — в каменные палаты. Трусы сделаются храбрецами. Мы обогатим нищих. (Василий Васильевич покосился на окно, где по улице брел пыльный столб, поднимая пух и солому.) Камнями замостим улицы. Москву выстроим из камня и кирпича… Мудрость воссияет над бедной страной. Долго он говорил. От духоты, от боярского потения туман стоял сиянием над оплывающими свечами. Окончил про образ Донской богородицы. Бояре, подумав для порядка, приговорили: послать. Вздыхали облегченно. Тогда Василий Васильевич уже твердо заговорил о главном: войскам третий месяц не плачено жалованья. Иноземные офицеры, — к примеру полковник Патрик Гордон, — обижаются, медные деньги кидают наземь, просят заплатить серебром, от крайности хоть соболями… Люди пообносились, валенок нет, все войско в лаптях, и тех не хватает… А с февраля — выступать в поход… Как бы опять сраму не получилось. | Реформы Петра Под видом изучения морского дела и кораблестроения Петр ездил волонтером при Великом посольстве в 1697-1698 гг. в Европу. Там под именем Петра Михайлова царь прошел полный курс артиллерийских наук в Бранденбурге и Кенигсберге, работал плотником на верфях Амстердама, изучал корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. По его приказу в Англии закупались приборы, оружие, книги, приглашались иноземные мастера и ученые. Англичане говорили о Петре, что не было такого ремесла, с которым бы русский царь не познакомился. |
Поход на Крым. Василий Васильевич пеший метался по обозу, бил плетью пушкарей, хватался за колеса, вырывал фитили. Василий Васильевич в эти часы отдыхал в шатре, сняв платье, разувшись, лежа на коврах, читал по-латыни Плутарха. Великие тени, поднимаясь с книжных страниц, укрепляли бодростью его угнетенную душу. Александр, Помпеи, Сципион, Лукулла Юлий Цезарь под утомительный треск кузнечиков потрясали римскими орлами. — К славе, к славе! Еще черпал он силы, перечитывая письма Софьи. Когда спадал зной, Василий Васильевич, надев шлем и епанчу, выходил из шатра. Завидев его, полковники, тысяцкие, есаулы садились на коней. Играли трубы, протяжно пели рожки. Войско двигалось теперь по ночам до полуденного зноя. Так было и сегодня. С высоты кургана Василий Васильевич окинул бесчисленные дымки костров, темные пятна войск, теряющиеся во мгле линии обозов. | Азов: Первый Азовский поход, начавшийся весной 1695 года, окончился неудачно в сентябре того же года из-за отсутствия флота и неготовности русской армии действовать в отдалении от баз снабжения. Однако уже осенью 1695-96 годах года началась подготовка к новому походу. В Воронеже развернулось строительство гребной русской флотилии. В мае 1696 года 40-тысячная русская армия под командованием генералиссимуса Шеина вновь осадила Азов, только на этот раз русская флотилия блокировала крепость с моря. Пётр I принимал участие в осаде в звании капитана на галере. Не дожидаясь штурма, 19 июля 1696 года крепость сдалась. Так был открыт первый выход России в южные моря. Но приоритетной для Петра остается задача выхода России в Балтийское море. Мирным договором с Турцией он прекращает военные действия на юге и начинает события на севере. Нарва. Накинув кафтан, Петр поскакал на гаубичную батарею. Был дан приказ по всем батареям — увеличить заряд в полтора раза. Снова от грохота ста тридцати орудий задрожала земля. Страшное пламя вылетало из торчком стоящих мортир. Когда разнесло тучи дыма — увидели: в городе пылало два дома. Второй залп был удачен. Но скоро узнали: на западной батарее разорвало две гаубицы, отлитые недавно на тульском заводе Льва Кирилловича, у нескольких орудий треснули оси на лафетах. Петр сказал: «Потом разберем… Найдем виноватых… Так стрелять…» Так началась бомбардировка Нарвы и длилась без перерыва до пятнадцатого ноября. |
4. Подводим итог, делаем вывод
- В чем сходство и различие между Петром и Голицыным?
- Почему Голицыну не удалось стать преобразователем России?
(Слабовольному Голицыну никогда не стать преобразователем России. Голицын не обладает решительностью, чтобы их воплотить в жизнь. Петр, в отличие от Голицына, деятелен и тверд; в нем нет мягкости и доброты. У Петра есть цель, на пути к которой он не жалеет никого: ни себя, ни окружающих.)
5. Домашнее задание
Написать сочинение по роману «Петр Первый». Темы на выбор:
1. О чём заставляет задуматься роман А.Н.Толстого «Пётр Первый»?
2. Петр и его сподвижники в романе.
3. Женские образы в романе.
4. Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История и личность в романе А. Толстого "Петр Первый"
В данном материале важно показать какую роль играет личность в истории и необходимость петровских преобразований....
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва
Урок литературы в 8 классе по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...
Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»
Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....
Полилог в романе А. Толстого "Петр Первый"
диалог и полилог в романе "Петр Пурвый"...
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....
презентация "Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина по роману А.с.Пушкина "Капитанская дочка"
презентация "Сравнительная характеристика Петра Гринева и Алексея Швабрина по роману А.с.Пушкина "Капитанская дочка"...
Урок – обобщение по роману А.Толстого «Петр Первый» Становление личности великого имперетора».
Урок – обобщение по роману А.Толстого «Петр Первый» Становление личности великого имперетора»....