Урок литературы с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Данный урок разработан для изучения памятника Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в 9 классе. Конспект предназначен для проведения урока литературы в Историческом парке «Россия - моя история». В работе предоставлены следующие материалы: конспект урока, лист самооценивания обучающихся, маршрутный лист №1 и №2, фотография Д.С. Лихачева, цитаты для целеполагания. Во время работы с ресурсами Исторического парка в Маршрутном листе №2 есть вопрос, на который обучающиеся не смогут найти ответ. О своем результате они должны будут сказать во время подведения итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rumo.docx | 64.68 КБ |
prezentatsiya_dlya_etapa_tselepolaganiya.pptx | 393.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия с использованием современной
технологии сотрудничества
Класс 9
Тема урока: « «Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси».
Основной предмет: литература, вспомогательный предмет (предметы): история.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Форма урока: практикум, круглый стол
Список используемой литературы
- Слово о полку Игореве/ Вступ. ст. и подготовка древнерус. текста Д.Лихачева; Сост. и комент. Л. Дмитриева._ М.:Худож.лит., 1987 г.- 222 с
Цель: дать обучающимся представление о литературе Древней Руси, пробудить интерес к их чтению;
раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской литературы.
Планируемые результаты
Личностные:
- дать обучающимся представление о литературе Древней Руси и древнерусских летописях, пробудить интерес к их чтению;
- раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской литературы.
Метапредметные:
- Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
- Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления, самоконтроль, взаимоконтроль.
- Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализовано и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения и выводы.
Предметные:
а) ценностно-ориентационная сфера:
- формировать собственное отношение к произведениям ДЛ,
- приобщаться к духовно-нравственным ценностям нашей истории;
б) познавательная сфера:
- иметь представление о «Слове о полку Игореве» как памятнике ДЛ, об особенностях ДЛ,
- владеть литературоведческой терминологией.
Постановка проблемы: используя ресурсы Исторического парка «Россия – моя история», подтвердить, действительно ли «Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы в истории Руси.
Актуализация знаний.
Обучающимся демонстрируется фотография Д.С. Лихачева и две его цитаты о древнерусской литературе и о «Слове о полку Игореве». После предлагается, изучив ресурсы Исторического парка, определить и согласиться с высказываниями великого филолога, что данное произведение является величайшим памятником древнерусской литературы.
Основное содержание
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Ресурс Исторического парка |
Организационный момент (1 мин.) | ||
- Добрый день, ребята! Сегодня урок литературы пройдет в необычной обстановке. Мы с вами находимся в Историческом парке «Россия – моя история». Значит, достигать поставленную цель вы будете, используя ресурсы Исторического парка экспозицию «Рюриковичи и Романовы». - На столе лежат разрезанные фишки, возьмите по одной фишке (На столе размещены разрезанные фишки двух цветов). - Размеситесь за столом в соответствии с выбранным вами цветом. У нас получилось две группы. В таком составе вы будете сегодня работать на уроке и выполнять задания. - Вы уже заметили, что на обратной стороне есть какие-то записи. Эти записи вы сможете прочесть, если сложите фишки по цветам (Приложение 1). | Обучающиеся слушают учителя и настраиваются на работу в Историческом парке. - Обучающиеся берут по одной фишке. - Собирают фишки по цветам и делятся на команды. - Ученики собирают мозаику и читают запись, которая размещена на фишке. | Конференц-зал |
Этап целеполагания (постановка учебной задачи) (4 мин.) | ||
- Прочитав высказывания, определите, какую область литературы мы будем сегодня рассматривать? - А какое произведение вы будете рассматривать? - Посмотрите на фотографию (Приложение 2) и попробуйте назвать человека, который изображен на ней. - Как можно связать цитаты, которые вы прочитали с эти человеком? - Попробуйте определить тему нашего урока. (Помогаю ребятам с точной формулировкой темы). - Сформулируйте цель, которую вы должны достичь в заключении урока. - Для того, чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы должны перед собой поставить?
| - Обучающиеся определяют, что изучать будут древнерусскую литературу. - Обучающиеся называют произведение «Слово и полку Игореве». - Обучающиеся определяют, что на фотографии изображен Д.С. Лихачев. - Обучающиеся предполагают, что Д.С. Лихачев является автором этих цитат. - Обучающиеся пытаются сформулировать тему урока. - Обучающиеся формулируют цель урока. - Определяют задачи для достижения цели. 2. Обучающиеся знакомятся с критериями оценивания урока. 3. Предварительное знакомство с маршрутными листами. - Обучающиеся определяют, что 1) первая группа будет выяснять, действительно ли главный герой «Слова» реальный человек; 2) вторая группа должна определить, что «Слово» действительно является памятником древнерусской литературы. | Конференц-зал |
Этап планирования и реализации плана (решение учебной задачи) (20 мин.) | ||
Сопровождаю обучающихся по маршруту, при необходимости провожу индивидуальные консультации. |
| Экспозиция мультимедийной выставки «Рюриковичи 862-1598» (зал № 2, 4). Тачскрины о Ярославе Мудром, Владимире, Святославе, Ольге, Игоре, Олеге, Рюрике, а также тачскрин «Православная письменность». Если одна из команд справится со своим заданием раньше, можно дать дополнительное задание с использование тачскрина «Интересные факты» (зал № 2,4). |
Этап рефлексии (оценка результатов решения учебной задачи) (20 мин.) | ||
|
| Конференц-зал |
Приложение 1
«Древняя русская литература – это тоже цикл. Цикл, во много раз превосходящий фольклорные. Это эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси».
««Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий. Это не историческое повествование о далеком прошлом - это отклик на события своего времени».
Приложение 2
Приложение 3
Лист самооценки урока или группового мероприятия
Ф.И._____________________________
В ходе урока я... | Всегда | Иногда | Никогда |
Предлагал новые идеи и направления | |||
Определял цели, ставил задачи | |||
Ждал помощи от участников группы | |||
Принимал участие в совместной работе | |||
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения | |||
Помогал группе в выборе правильных решений | |||
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы | |||
Находил и исправлял ошибки | |||
Оказывал помощь, откликался на работу других | |||
Преодолевал трудности, добивался достижения результата | |||
Осознавал ответственность за общее дело | |||
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения |
Критерии оценивания:
Количество баллов за ответ «Всегда» - 1 балл, «Иногда» - 0,5 баллов, «Никогда» - 0 баллов,
максимальное количество баллов – 12.
49 % и менее – «2»
50- 74% - «3»
75-90% - «4»
90% и более – «5»
Приложение 4
Маршрутный лист №1.
- Используя Приложение 1 («Генеологическое древо потомков Рюриковичей»), определите, какая связь между Игорем Святославовичем, князем Новгород-Северским и Рюриком.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выпишите известнейших представителей династии Рюриковичей, которые являются предками Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского. Используя экспозиции мультимедийной выставки «Рюриковичи 862-1598» (зал № 2, 4). Дайте их краткую характеристику (годы жизни, чем знамениты).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод. Действительно ли князь Игорь Святославович существовал на самом деле?_______________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Приложение 5 (для обучающихся)
Маршрутный лист №2 (для учеников).
Задание 1
- Используя тачскрин «Православная письменность» и раздел «Древнерусская письменность», заполните таблицу представленных памятников древнерусской литературы.
- Подчеркните ключевые слова, которые определяют жанры древнерусской литературы.
- Сделайте вывод, аргументируйте свой ответ.
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
- Используя тачскрин «Древнерусская письменность», найдите в разделе «Древнерусская литература» информацию о памятнике «Слово о полку Игореве».
- Вставьте в текст недостающие слова и словосочетания.
- Подготовьте пересказ текста.
- Определите, почему «Слово о полку Игореве» называют Словом.
|
Задание 3.
Используя прежний ресурс, ответьте на вопросы.
- Найдите в тексте информацию о том, где и когда впервые было найдено произведение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как был утрачен сборник, в котором находилось «Слово».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие копии сохранились, для кого они были сделаны и с какой целью.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На какие произведения древнерусской литературы повлияли форма и художественные приемы «Слова».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кто из великих деятелей занимался переводом на русский язык, а кто – на английский.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод. Почему «Слово о полк Игореве» является памятником древнерусской литературы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6 (для учителя)
Задание 2.
- Используя тачскрин «Древнерусская письменность», найдите в разделе «Древнерусская литература» информацию о памятнике «Слово о полку Игореве».
- Вставьте в текст недостающие слова и словосочетания.
- Подготовьте пересказ текста.
- Определите, почему «Слово о полку Игореве» называют Словом.
1. «Слово о полку Игореве» является самым известным и выдающимся примером древнерусского эпоса. 2. Сюжетной основой произведения стал неудачный поход новгрород-северского князя Игоря Святославовича в 1185 году. 3. В результате войско Игоря полегло в битве, а сам князь попал в плен к половцам. 4. Автор «Слова» дает этому событию неоднозначную оценку: здесь и восхищение удалью русских воинов, и сетование на недальновидность молодых князей. 5. Замечательна стилистика и художественные приемы «Слова». Произведение, объединившее в себе элементы жанров «славы» и «плача», выделяется широким использованием языческой символики: здесь и упоминание о злом духе Дива, и о Стрибоге, Велесе и Даждьбоге. 6. Дохристианские фольклорные элементы и поэтические приемы, не нашедшие отражения в летописной традиции, сохранились в светской поэзии. 7. «Слово о полку Игореве» - произведение светское, в нем нет и следа христианской риторики или ссылок на Священное писание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Используя ресурсы Исторического парка «Россия – моя история», подтвердить, действительно ли «Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы в истории Руси.
Актуализация знаний Лихачев Дмитрий Сергеевич : «Древняя русская литература – это тоже цикл. Цикл, во много раз превосходящий фольклорные. Это эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси». ««Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий. Это не историческое повествование о далеком прошлом - это отклик на события своего времени…». ( Текст статьи приводится по книге: Слово о полку Игореве.– М.: Детская литература, 1984, с. 5–38. )
«Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси.
Задачи Изучив ресурсы Исторического парка «Россия - моя история», доказать, что князь Игорь - невымышленный персонаж. Используя раздел «Древнерусская литература» тачскрина «Православная письменность», определить какую роль сыграло «Слово о полку Игореве» в развитии древнерусской литературы. Представить собранный материал для подтверждения поставленной цели.
Генеологическое древо потомков Рюриковичей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Конец существования Матеры - историческая неизбежность или человеческая ошибка" 11 класс
Урок литературы в 11 классе по повести В.Распутина "Прощание с Матерой". В ходе заятия обучающиеся на основе повести анализируют губительность для человеческой души бездумного обращения с природой, ра...
Урок литературы в 5 классе "Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?Цели урока:- пока...
Методические рекомендации при изучении литературы с использованием ресурса "Телешкола".
Литература, 5 класс, УМК под редакцией Г.С. Меркина...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Исторические песни. Плач Ксении"
Технологическая карта...
Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»
В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...
Внеурочное занятие с использованием ресурсов исторического парка г. Тюмень по роману Алексея Иванова "Тобол. Много званых"
В ходе мероприятия через знакомство с историческими персонажами романа Алексея Иванова «Тобол. Много званых» показывается связь между событиями мира, страны, Сибири XVII - XVIII веков и су...
Методика проведения уроков дистанционно с использованием ресурсов YouTube, социальной сети «ВКонтакте» и др.
Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения по организации дистанционного обучения выбор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, остаётся за учеб...