Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Шумилова Жанна Валерьевна

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.

Данный урок интегрирован с предметом обществознание (Международное гуманитарное право)

Данная методическая разработка может быть полезна при проведении урока истории в 9 классе общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneshnyaya_politika_rossii_v_nachale_21_veka.doc106.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Лебедевская СОШ, филиал МАОУ «Боровинская СОШ»

Методическая разработка урока истории

с использованием ресурсов Исторического парка

«Россия – моя история»

на тему

«Внешняя политика России в начале 21 века»

Автор: Шумилова Жанна Валерьевна

Лебедевская СОШ, филиал МАОУ «Боровинская СОШ»

Учитель истории и обществознания

п.Лебедевка

2018 г.

Аннотация

Методическая разработка урока истории по теме «Внешняя политика России в начале 21 века» показывает опыт проведения уроков с использованием ресурсов Исторического парка по изучению программной темы «Россия в начале 21 века».

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания, используя ресурсы Исторического парка. Учащиеся получают прочные знания о развитии общества, его закономерностях.

Методическая разработка посвящена особенностям современных отношений ведущих стран.

Учащиеся раскроют вопросы сущности процессов происходящих в мире, о причинах и последствиях крупнейших конфликтов и кризисов. Раскроют  роль личности в событиях мирового масштаба.


Данный урок интегрирован с уроком обществознания (Международное гуманитарное право).

Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков истории в 9 классе общеобразовательной школы.

Методическое обоснование темы

Знание истории - один из важнейших источников формирования культуры современного человека. С помощью Экспозиций Исторического парка «Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы» глубже раскрывается тема «Внешняя политика России в начале 21 века»,    учащиеся осознают себя как личности, осознанно принимающие традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-постигают неразделимость судеб наций и народностей, образующих не только наше государство, но весь мир в целом.

Методические рекомендации по проведению урока

В процессе изучения темы «Внешняя политика России в начале 21 века» предлагаю создать условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания, используя экспозиции:

Цветные революции на постсоветском пространстве;

Реформа армии;

Военная операция в Сирии против международного терроризма;

Возвращение Крыма

План-конспект урока

Предмет: История, (интегрируемый с обществознание)

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Внешняя политика России в начале 21 века»

Методы и средства обучения: информационно-коммуникативный; частично-поисковый; эвристическая беседа; ресурсы Исторического парка

Цель: Повышение интереса школьников к современной истории России на примере внешнеполитических отношений начала 21 века

Задачи:

обучающие:

– сформулировать существенные характеристики внешней политики России;

– определить основные события и даты, связанные с внешней политикой России в 2000-е годы;

– выявить приоритетные задачи России в международных отношениях;

– сравнить внешнеполитические задачи России 2000-х годов и США;

– разработать собственные предложения по возможным внешнеполитическим действиям России в 2000-е годы;

– высказать собственное мнение о роли России в мире, направленности и последствиях внешнеполитических решений в начале 2000-х годов.

развивающие:

- развитие творческих способностей обучающихся и способностей к самообучению;

- развитие речи обучающихся, умение точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос;

- формирование умения вести диалог, договариваться в группе;

воспитательные:

- воспитание интереса и уважительного отношения к истории и культуре древнейших цивилизаций;

- воспитание гордости за культурное наследие своей Родины;

Формируемые УУД:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, умение управлять своей познавательной деятельностью

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка

Познавательные: умение строить высказывания, рефлексия деятельности

Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение организовывать учебное сотрудничество.

Основные понятия: цветные революции, джихад, локальный конфликт, оппозиция, ИГИЛ.

Ресурсы: экспозиции Исторического парка, опросные листы

Ход урока:

Учитель: (в зале Исторического парка)  мы с вами живем в России в начале XXI века и можем изучать данную тему не только по учебнику и документам. Мы с вами очевидцы, свидетели, участники исторических событий. Мы имеем возможность не просто изучать, но и описывать эти исторические события. И это очень интересно. Будем искать ответы на проблемы дня сегодняшнего. Сегодня мы работаем и анализируем материал экспозиции Исторического парка, затем обсуждаем его. Класс делится на четыре группы исследователей. Вы изучаете материал и отвечаете на вопросы к нему.

Учитель: раздает учащимся опросные листы с дифференцированными заданиями, изображениями исторических памятников Сирии и Крыма и географического положения Сирии и Крыма. Приложение 1.

Актуализация знаний:

Опрос опережающего задания (в своих гаджетах по пути в Исторический парк): Просмотреть фрагмент видео концерта Валерия Гергиева «С молитвой о Пальмире»

Учитель: Какие чувства возникли у вас при просмотре этого видео?

Учащиеся: отвечают на вопрос и формируют команды для выполнения заданий (в каждой команде учащиеся выбирают фотографа, который снимает важную информацию)

Постановка учебной задачи:

Вопрос: Что изображено на ваших листах? Назовите тему урока? Какова цель урока?

Учащиеся: называют тему урока, цель и записывают их в свои опросные листы

Открытие учащимися новых знаний

Тема:

Цель:

Опросный лист 1

Тема экспозиции: Военная операция в Сирии против международного терроризма

Задание1.

Установите соответствие президентов с их действиями.: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Президенты

Действия

1.В.В.Путин

А.Созрело решение о нанесении авиационных ударов по Сирии в конце 2013г

2.Б.Обама

Б.Недоказанно обвинили в применении химического оружия

3.Б.Асад

В.Лишил США оснований для военного удара по Сирии

Г.Взял на себя миссию спасения мира

Ответ запишите в таблицу

А

Б

В

Г

Задании 2.

Прочитайте текст и выразите в схеме, какие подходы к мироустройству выбрали президент России и президент США. Выскажите свою точку зрения по каждому из них.

2 подхода к мироустройству

                      Россия                                                                  США

Задание 3.

На карте 2 которая находится с обратной стороны, найдите и обозначьте цифрой 1 порт, в котором в 1971 году произошло открытие пункта материально-технического обеспечения ВМФ СССР.

Задание 4. Используя текст экспозиции, заполните кластер

 

Задание 5.

Приведите не менее 3 действий в борьбе с угрозой для человечества со стороны США и России.

США                                                                                                    Россия

Какое значение имели эти события для США, для Сирии?

США                                                                                   Сирия

Задание 6

Опираясь на текст экспозиции, дайте оценку действиям каждой из держав.

Тема:

Цель:

Опросный лист 2

Тема экспозиции: Реформа армии

Задание 1: Заполните ячейки таблицы

Год

Реформа

2002

Увеличение закупок новой техники и вооружения

2012

Иностранные эксперты признали Российскую армию второй по боеспособности армией в мире

Задание 2: Приведите не менее двух аргументов доказывающих, что армия не была способна выполнять свою функцию - обеспечение внешней безопасности государства

Задание 3: Используя текст экспозиции, заполните таблицу

Три волны реформирования

Этап

Годы

Министр

Реформы

Недостатки

 Какой результат имели реформы?

Задание 4: Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

  1. По признанию зарубежных экспертов, зенитно-ракетный комплекс…………….по основным характеристикам обладает превосходством над американским ЗРК «Пэтриот»

2.       Универсально-боевая платформа……………………….на базе которой создается семейство бронированных машин - танк Т-14

3.        К 2020 году предполагается ввести в строй баллистические железнодорожные комплексы ……………….., которые будут оснащены баллистическими ракетами РС-24 «ЯРС».

А. «Армата»

Б. «Триумф»

В. «Баргузин»

Какое значение для страны имела реформа армии?

Тема:

Цель:

Опросный лист 3

Тема экспозиции: Цветные революции на постсоветском пространстве.

Задание 1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя информацию экспозиции.

Оранжевая революция

 

год

название

государство

«Революция роз»

2004

Киргизия

2006

Цветная революция

Белоруссия

Армении

Молдавия

«Болотная революция»

«Евромайдан»

Задание 2. Установите соответствие между фрагментом источника и его краткими характеристиками: к фрагменту подберите  три соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Проте́стное движе́ние в Росси́и  начавшееся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года, продолжавшиеся во время кампании по выборам президента России и после состоявшихся 4 марта 2012 года президентских выборов, на которых Владимир Путин победил в первом туре.

Участники акций заявляли, что выборы сопровождались нарушениями федерального законодательства и массовыми фальсификациями, а некоторые из них – выражали недовольство проводимой Путиным политики и требовали роспуска Государственной Думы . Один из основных лозунгов большинства акций — «За честные выборы!». Один из символов акций протеста — белая лента.wikipedia.org

  1. Данное движение было названо в честь места, на котором прошло самое массовое выступление
  2. Наиболее удачный момент для их осуществления является время политических выборов.
  3. Вице-президент США Дж.Байден угрожал В.В.Путину революцией в случае принятия им решения идти на выборы.
  4. Данное выступление произошло в Киргизии
  5. Оппозиция использовала оранжевые ленточки в качестве символа своего движения

Задание 3. Охарактеризуйте тремя предложениями Что такое «Цветная революция»

1.

2.

3.

Ваш взгляд на «Цветные революции» в целом и конкретно в России.

Тема:

Цель:

Опросный лист 4

Тема экспозиции: Возвращение Крыма

Задание 1. Выпишите события, происходившие на территории Крыма в хронологической последовательности

988или989

1774-

1783-

1921-

1954-

1992-

2014-

Задание 2. Обозначьте на карте 1 – город, который указом Президиума Верховного Совета РСФСР был выведен 29 октября 1948 года из состава Крымской области и получил статус города республиканского подчинения.

Задание 3. Приведите не менее двух аргументов доказывающих, что воссоединение Крыма с Россией произошло на законных основаниях.

Задание 4. Найдите в тексте факты, свидетельствующие о нарушении норм международного права по отношению к населению Крыма.

 

Задание 5.

Заполните схему

Факторы воссоединения Крыма с Россией

 

Как вы оцениваете события современниками, которых являетесь? Можно ли было поступить иначе?

Рефлексия:

Представление учащимися результатов работы.

Каждая группа делится информацией, впечатлениями используя стенды экспозиций, раздаточный материал.

Учитель: Изменилось ли у вас отношение к России к нашему президенту после того, что вы сегодня узнали? Какую роль во внешней политике сыграл президент России В.В.Путин?

Учащиеся отвечают: Происходит сознание учащимися своей учебной деятельности, каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Учитель: Итак, сегодня нам удалось рассмотреть некоторые направления внешней политики России. Заслуга России в том, что она как не единожды уже бывало в ее истории, взяла на себя миссию спасения мира. Конечно, это  требовало не малых усилий, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу – американскую гегемонию, через хаотизацию мира. И нужно быть абсолютно смелым человеком, чтобы пойти наперекор складывающейся десятилетиями системе и разрушить ее.

Учитель: Составьте синквейн о сегодняшнем уроке.

  1. Урок (в Историческом парке)
  2. Увлекательный, информационный
  3. Развивает, самореализут, формирует
  4. Я сюда обязательно вернусь
  5. Машина времени

Домашнее задание:

  1. Создать видеотрейлер по итогам урока в историческом парке и материалам сети Интернет «Крым с древнейших времен»
  2. Создать коллективный сборник советов для учащихся, которые поедут в Исторический парк после вас.
  3. Создать фотоколлаж «Цветные революции» на примере Сирии
  4. Написать историческое сочинение по периоду 2000-2017гг.

Список источников и литературы

1.http://historypark.online

2.https://russia.tv/brand/show/brand_id/60500/

3.https://www.tripadvisor.ru

4.https://www.kp.ru

5.http://tass.ru

6. https://ru.wikipedia.org


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 4-го класса "Путешествие по страницам истории"

Урок завершает изучение первого раздела программы "Страницы всемирной истории". Занятие построено в форме игры-викторины  с использованием ИКТ технологий....

Методическая разработка урока в 5-6- х классах по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»

Тема: Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и пл...

Методические разработки уроков к учебному пособию по историческому краеведению для учащихся 9 класса. "Ивановский край в истории Отечества"/ К.Е.Балдин, Б.Г.Барвенко, Г.В.Иванов., Иваново 2007г.

Разработка включает следующие разделы: введение, пояснительную записку,   распределение учебных часов по  темам курса « Ивановский край в истории Отечества» с кратким содержанием,...

Методическая разработка урока по технологии на тему: «Требования к одежде. История создания, конструирование и моделирование поясных изделий»

Тема:  «Требования к одежде. История создания, конструирование и моделирование поясных изделий»Цель:Ознакомить с требованиями одежды, с классификацией одежды, с мерками необходимыми для пост...

Методическая разработка урока 8 класс Почвенные ресурсы России

Учащиеся самостоятельно учатся давать оценку почвенным ресурсамРоссии...

Методическая разработка урока - Сценарий "Греция подчиняется Македонии" 5 класс Всеобщая история. Древний мир.

Данный сценарий является действующим и фактически проведенным на уроке истории 5 класс Матвеевым А.Г....

Урок литературы с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история"

Данный урок разработан для изучения памятника Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»  в 9 классе. Конспект предназначен для проведения урока литературы в Историческом парке ...