Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.
Данный урок интегрирован с предметом обществознание (Международное гуманитарное право)
Данная методическая разработка может быть полезна при проведении урока истории в 9 классе общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnyaya_politika_rossii_v_nachale_21_veka.doc | 106.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Лебедевская СОШ, филиал МАОУ «Боровинская СОШ»
Методическая разработка урока истории
с использованием ресурсов Исторического парка
«Россия – моя история»
на тему
«Внешняя политика России в начале 21 века»
Автор: Шумилова Жанна Валерьевна
Лебедевская СОШ, филиал МАОУ «Боровинская СОШ»
Учитель истории и обществознания
п.Лебедевка
2018 г.
Аннотация
Методическая разработка урока истории по теме «Внешняя политика России в начале 21 века» показывает опыт проведения уроков с использованием ресурсов Исторического парка по изучению программной темы «Россия в начале 21 века».
В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания, используя ресурсы Исторического парка. Учащиеся получают прочные знания о развитии общества, его закономерностях.
Методическая разработка посвящена особенностям современных отношений ведущих стран.
Учащиеся раскроют вопросы сущности процессов происходящих в мире, о причинах и последствиях крупнейших конфликтов и кризисов. Раскроют роль личности в событиях мирового масштаба.
Данный урок интегрирован с уроком обществознания (Международное гуманитарное право).
Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков истории в 9 классе общеобразовательной школы.
Методическое обоснование темы
Знание истории - один из важнейших источников формирования культуры современного человека. С помощью Экспозиций Исторического парка «Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы» глубже раскрывается тема «Внешняя политика России в начале 21 века», учащиеся осознают себя как личности, осознанно принимающие традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-постигают неразделимость судеб наций и народностей, образующих не только наше государство, но весь мир в целом.
Методические рекомендации по проведению урока
В процессе изучения темы «Внешняя политика России в начале 21 века» предлагаю создать условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания, используя экспозиции:
Цветные революции на постсоветском пространстве;
Реформа армии;
Военная операция в Сирии против международного терроризма;
Возвращение Крыма
План-конспект урока
Предмет: История, (интегрируемый с обществознание)
Тип урока: комбинированный урок
Тема: «Внешняя политика России в начале 21 века»
Методы и средства обучения: информационно-коммуникативный; частично-поисковый; эвристическая беседа; ресурсы Исторического парка
Цель: Повышение интереса школьников к современной истории России на примере внешнеполитических отношений начала 21 века
Задачи:
обучающие:
– сформулировать существенные характеристики внешней политики России;
– определить основные события и даты, связанные с внешней политикой России в 2000-е годы;
– выявить приоритетные задачи России в международных отношениях;
– сравнить внешнеполитические задачи России 2000-х годов и США;
– разработать собственные предложения по возможным внешнеполитическим действиям России в 2000-е годы;
– высказать собственное мнение о роли России в мире, направленности и последствиях внешнеполитических решений в начале 2000-х годов.
развивающие:
- развитие творческих способностей обучающихся и способностей к самообучению;
- развитие речи обучающихся, умение точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос;
- формирование умения вести диалог, договариваться в группе;
воспитательные:
- воспитание интереса и уважительного отношения к истории и культуре древнейших цивилизаций;
- воспитание гордости за культурное наследие своей Родины;
Формируемые УУД:
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, умение управлять своей познавательной деятельностью
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка
Познавательные: умение строить высказывания, рефлексия деятельности
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение организовывать учебное сотрудничество.
Основные понятия: цветные революции, джихад, локальный конфликт, оппозиция, ИГИЛ.
Ресурсы: экспозиции Исторического парка, опросные листы
Ход урока:
Учитель: (в зале Исторического парка) мы с вами живем в России в начале XXI века и можем изучать данную тему не только по учебнику и документам. Мы с вами очевидцы, свидетели, участники исторических событий. Мы имеем возможность не просто изучать, но и описывать эти исторические события. И это очень интересно. Будем искать ответы на проблемы дня сегодняшнего. Сегодня мы работаем и анализируем материал экспозиции Исторического парка, затем обсуждаем его. Класс делится на четыре группы исследователей. Вы изучаете материал и отвечаете на вопросы к нему.
Учитель: раздает учащимся опросные листы с дифференцированными заданиями, изображениями исторических памятников Сирии и Крыма и географического положения Сирии и Крыма. Приложение 1.
Актуализация знаний:
Опрос опережающего задания (в своих гаджетах по пути в Исторический парк): Просмотреть фрагмент видео концерта Валерия Гергиева «С молитвой о Пальмире»
Учитель: Какие чувства возникли у вас при просмотре этого видео?
Учащиеся: отвечают на вопрос и формируют команды для выполнения заданий (в каждой команде учащиеся выбирают фотографа, который снимает важную информацию)
Постановка учебной задачи:
Вопрос: Что изображено на ваших листах? Назовите тему урока? Какова цель урока?
Учащиеся: называют тему урока, цель и записывают их в свои опросные листы
Открытие учащимися новых знаний
Тема:
Цель:
Опросный лист 1
Тема экспозиции: Военная операция в Сирии против международного терроризма
Задание1.
Установите соответствие президентов с их действиями.: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Президенты | Действия |
1.В.В.Путин | А.Созрело решение о нанесении авиационных ударов по Сирии в конце 2013г |
2.Б.Обама | Б.Недоказанно обвинили в применении химического оружия |
3.Б.Асад | В.Лишил США оснований для военного удара по Сирии |
Г.Взял на себя миссию спасения мира |
Ответ запишите в таблицу
А | Б | В | Г |
Задании 2.
Прочитайте текст и выразите в схеме, какие подходы к мироустройству выбрали президент России и президент США. Выскажите свою точку зрения по каждому из них.
2 подхода к мироустройству
Россия США
Задание 3.
На карте 2 которая находится с обратной стороны, найдите и обозначьте цифрой 1 порт, в котором в 1971 году произошло открытие пункта материально-технического обеспечения ВМФ СССР.
Задание 4. Используя текст экспозиции, заполните кластер
Задание 5.
Приведите не менее 3 действий в борьбе с угрозой для человечества со стороны США и России.
США Россия
Какое значение имели эти события для США, для Сирии?
США Сирия
Задание 6
Опираясь на текст экспозиции, дайте оценку действиям каждой из держав.
Тема:
Цель:
Опросный лист 2
Тема экспозиции: Реформа армии
Задание 1: Заполните ячейки таблицы
Год | Реформа |
2002 | |
Увеличение закупок новой техники и вооружения | |
2012 | |
Иностранные эксперты признали Российскую армию второй по боеспособности армией в мире |
Задание 2: Приведите не менее двух аргументов доказывающих, что армия не была способна выполнять свою функцию - обеспечение внешней безопасности государства
Задание 3: Используя текст экспозиции, заполните таблицу
Три волны реформирования
Этап | |||
Годы | |||
Министр | |||
Реформы | |||
Недостатки |
Какой результат имели реформы?
Задание 4: Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
- По признанию зарубежных экспертов, зенитно-ракетный комплекс…………….по основным характеристикам обладает превосходством над американским ЗРК «Пэтриот»
2. Универсально-боевая платформа……………………….на базе которой создается семейство бронированных машин - танк Т-14
3. К 2020 году предполагается ввести в строй баллистические железнодорожные комплексы ……………….., которые будут оснащены баллистическими ракетами РС-24 «ЯРС».
А. «Армата»
Б. «Триумф»
В. «Баргузин»
Какое значение для страны имела реформа армии?
Тема:
Цель:
Опросный лист 3
Тема экспозиции: Цветные революции на постсоветском пространстве.
Задание 1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя информацию экспозиции.
Оранжевая революция
год | название | государство |
«Революция роз» | ||
2004 | ||
Киргизия | ||
2006 | ||
Цветная революция | Белоруссия | |
Армении | ||
Молдавия | ||
«Болотная революция» | ||
«Евромайдан» |
Задание 2. Установите соответствие между фрагментом источника и его краткими характеристиками: к фрагменту подберите три соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Проте́стное движе́ние в Росси́и начавшееся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года, продолжавшиеся во время кампании по выборам президента России и после состоявшихся 4 марта 2012 года президентских выборов, на которых Владимир Путин победил в первом туре.
Участники акций заявляли, что выборы сопровождались нарушениями федерального законодательства и массовыми фальсификациями, а некоторые из них – выражали недовольство проводимой Путиным политики и требовали роспуска Государственной Думы . Один из основных лозунгов большинства акций — «За честные выборы!». Один из символов акций протеста — белая лента.wikipedia.org
- Данное движение было названо в честь места, на котором прошло самое массовое выступление
- Наиболее удачный момент для их осуществления является время политических выборов.
- Вице-президент США Дж.Байден угрожал В.В.Путину революцией в случае принятия им решения идти на выборы.
- Данное выступление произошло в Киргизии
- Оппозиция использовала оранжевые ленточки в качестве символа своего движения
Задание 3. Охарактеризуйте тремя предложениями Что такое «Цветная революция»
1.
2.
3.
Ваш взгляд на «Цветные революции» в целом и конкретно в России.
Тема:
Цель:
Опросный лист 4
Тема экспозиции: Возвращение Крыма
Задание 1. Выпишите события, происходившие на территории Крыма в хронологической последовательности
988или989
1774-
1783-
1921-
1954-
1992-
2014-
Задание 2. Обозначьте на карте 1 – город, который указом Президиума Верховного Совета РСФСР был выведен 29 октября 1948 года из состава Крымской области и получил статус города республиканского подчинения.
Задание 3. Приведите не менее двух аргументов доказывающих, что воссоединение Крыма с Россией произошло на законных основаниях.
Задание 4. Найдите в тексте факты, свидетельствующие о нарушении норм международного права по отношению к населению Крыма.
Задание 5.
Заполните схему
Факторы воссоединения Крыма с Россией
Как вы оцениваете события современниками, которых являетесь? Можно ли было поступить иначе?
Рефлексия:
Представление учащимися результатов работы.
Каждая группа делится информацией, впечатлениями используя стенды экспозиций, раздаточный материал.
Учитель: Изменилось ли у вас отношение к России к нашему президенту после того, что вы сегодня узнали? Какую роль во внешней политике сыграл президент России В.В.Путин?
Учащиеся отвечают: Происходит сознание учащимися своей учебной деятельности, каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Учитель: Итак, сегодня нам удалось рассмотреть некоторые направления внешней политики России. Заслуга России в том, что она как не единожды уже бывало в ее истории, взяла на себя миссию спасения мира. Конечно, это требовало не малых усилий, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу – американскую гегемонию, через хаотизацию мира. И нужно быть абсолютно смелым человеком, чтобы пойти наперекор складывающейся десятилетиями системе и разрушить ее.
Учитель: Составьте синквейн о сегодняшнем уроке.
- Урок (в Историческом парке)
- Увлекательный, информационный
- Развивает, самореализут, формирует
- Я сюда обязательно вернусь
- Машина времени
Домашнее задание:
- Создать видеотрейлер по итогам урока в историческом парке и материалам сети Интернет «Крым с древнейших времен»
- Создать коллективный сборник советов для учащихся, которые поедут в Исторический парк после вас.
- Создать фотоколлаж «Цветные революции» на примере Сирии
- Написать историческое сочинение по периоду 2000-2017гг.
Список источников и литературы
1.http://historypark.online
2.https://russia.tv/brand/show/brand_id/60500/
5.http://tass.ru
6. https://ru.wikipedia.org
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для 4-го класса "Путешествие по страницам истории"
Урок завершает изучение первого раздела программы "Страницы всемирной истории". Занятие построено в форме игры-викторины с использованием ИКТ технологий....
Методическая разработка урока в 5-6- х классах по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»
Тема: Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и пл...
Методические разработки уроков к учебному пособию по историческому краеведению для учащихся 9 класса. "Ивановский край в истории Отечества"/ К.Е.Балдин, Б.Г.Барвенко, Г.В.Иванов., Иваново 2007г.
Разработка включает следующие разделы: введение, пояснительную записку, распределение учебных часов по темам курса « Ивановский край в истории Отечества» с кратким содержанием,...
Методическая разработка урока по технологии на тему: «Требования к одежде. История создания, конструирование и моделирование поясных изделий»
Тема: «Требования к одежде. История создания, конструирование и моделирование поясных изделий»Цель:Ознакомить с требованиями одежды, с классификацией одежды, с мерками необходимыми для пост...
Методическая разработка урока 8 класс Почвенные ресурсы России
Учащиеся самостоятельно учатся давать оценку почвенным ресурсамРоссии...
Методическая разработка урока - Сценарий "Греция подчиняется Македонии" 5 класс Всеобщая история. Древний мир.
Данный сценарий является действующим и фактически проведенным на уроке истории 5 класс Матвеевым А.Г....
Урок литературы с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история"
Данный урок разработан для изучения памятника Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в 9 классе. Конспект предназначен для проведения урока литературы в Историческом парке ...
- Мне нравится (1)