«Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций у воспитанников с ОВЗ в разновозрастной группе».
статья по краеведению
Сообщение на педагогическом совете на тему «Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций у воспитанников с ОВЗ в разновозрастной группе».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций у воспитанников с ОВЗ в разновозрастной группе».
Детство – каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества.
В. Сухомлинский.
Сегодня, когда растрачены прежние духовные ценности и идеалы, многим людям в России приходится делать выбор между материальными и духовными ценностями. И сохранность духовности общества зависит от моральной стойкости каждого отдельного человека.
В этих условиях огромную воспитательную роль может сыграть краеведение, которое позволяет растить патриота и гражданина с чувством хозяина; бережного отношения к природе, памятникам старины; уважения к старшим на примерах жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Именно эти условия позволят продолжить жизнь нашей общей малой родины. Эта цель является главной для всех - взрослых и детей, работающих и пенсионеров, людей разных национальностей, проживающих на территории края, разного социального положения.
Туристско-краеведческая деятельность, являющаяся одним из направлений внеклассной работы с детьми с ОВЗ в нашей школе, способствует интеграции детей с ограниченными возможностями в независимую жизнь, что является важным аспектом социальной реабилитации. Кроме того, она способствует проявлению скрытого потенциала лиц с ограниченными возможностями и развитию физиологических и психических функций, что является одним из основных аспектов реабилитации в целом.
Краеведением Кольского края с воспитанниками занимаюсь 2 года. Начала работу в данном направлении с исследования знаний у детей о Кольском полуострове, которое показало, что у 90% воспитанников отсутствует познавательный интерес к истории и культуре нашего края.
Дети должны знать историю своей малой родины. Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы является нравственно - патриотическое воспитание детей школьного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Данное направление реализуется в соответствии с воспитательной программой «Истоки», цель которой формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития, профилактика асоциального поведения, формирование в процессе туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности жизненных ценностей.
Краеведческая работа в школе не должна ограничиваться рамками только одного учебного заведения. Важно наладить взаимовыгодное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотекой, музеями и др.
Сотрудники городского краеведческого музея всегда выступают в качестве надёжных помощников в воспитании детей нашей школы. Они знакомят наших воспитанников с археологией нашего края, историей основания поселений на Кольском полуострове, социально-экономическом и культурным развитием, с жизнью края в разные периоды. Благодаря сотрудникам краеведческого музея дети с помощью виртуальных экскурсий знакомятся с историей, бытом и культурой коренных жителей Кольского севера, принимают активное участие в мероприятиях в рамках празднования Международного дня саамов.
Наша школа активно сотрудничает с Центральной библиотекой города. Воспитанники посещают выставки, презентации, информационные часы, которые сотрудники библиотеки посвящают творчеству поэтов и писателей Заполярья, памятным датам города и области.
Также мы очень тесно сотрудничаем с представителем малочисленного коренного народа Кольского полуострова саами – поэтессой Перепелицей Ольгой Андреевной. Ольга Андреевна является частой гостьей у нас на мероприятиях, на которых знакомит ребят со своей жизнью, творчеством, культурой саамского народа.
С историей и культурой Кольского края дети знакомятся не только на внеклассных занятиях и мероприятиях, подготовленных сотрудниками краеведческого музея и библиотеки, но и во время экскурсий. Были организованы и проведены экскурсии в саамскую общину «Чигар», в информационный центр КАЭ в г. Полярные Зори, в экскурсионно-туристический центр «Снежная деревня» в г. Кировске, в Лапландский биосферный заповедник, в музей истории Кольских саамов в Ловозере.
Неоднократно наши воспитанники принимали участие в летних Саамских играх, которые проводятся на озере Поповское в селе Ловозеро, а также в спортивно-этнической игре «Меххьц манн» — «Месяц охоты», которая проводилась в нашем городе накануне празднования Дня саамского народа.
Кроме того, необходимо вести методическую работу по обобщению и распространению своего опыта краеведческой работы, выступая на педагогических советах, методических объединениях. Это направление важно, так как к краеведческой работе с воспитанниками необходимо привлекать всех неравнодушных людей, и распространение опыта краеведческой работы позволяет это сделать.
Новой формой работы для нас в этом году стала туристско-экологическая тропа для воспитанников младшего и среднего школьного возраста, на которой дети расширяют свои знания о природе родного края и учатся бережному отношению к ней. Маршрут туристической экологической тропы «Лесные фантазии» проходит по окрестностям городского лесопарка и имеет несколько станций. Экскурсия по этой тропе состоит из приключений, лесных сюрпризов, игр и развлечений.
На протяжении маршрута было запланировано 7 станций. Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.
Всего маршрут тропы включает 7 станций:
1. «Чудеса северной природы».
2. «Лесная столовая».
3. «Сказки старого пня».
4. Поляна игр и развлечений.
5. «Привалово».
6. «Волшебная лужа».
7. «Дерево желаний».
Нами уже опробована эта форма работы. У ребят данный маршрут вызвал интерес, поскольку в первую очередь, это не только общение с живой природой, новые открытия и яркие впечатления, но и выход из привычной школьной обстановки.
Результатом усвоения материалов явилась практическая деятельность воспитанников. Под руководством педагогов был собран и накоплен материал, который способствовал созданию краеведческого уголка «Кольский край вчера, сегодня, завтра».
В июне этого года мы планируем провести однодневный поход с целью сбора фотоматериала для краеведческого уголка.
Организация похода требует тщательной подготовки и не менее тщательного анализа и подведения итогов. Для этого, в течение учебного года с детьми проводятся занятия по технике безопасности в походе, о снаряжении туриста (личное, групповое), питании в путешествии, личной гигиене, доврачебной медицинской помощи и т.д. Будет составлен маршрут движения, план, назначены ответственные за определенные виды деятельности: фотографирование, сбор природного материала, кострового, завхоза и т.п. Выполнение поручений стимулирует и дисциплинирует детей, воспитывает чувство ответственности перед коллективом.
По окончании похода будет оформлен отчет, в который войдёт карта, маршрут движения, рисунки растений, фотографии. Материалы отчета будут размещены на школьном сайте. Таким образом, на протяжении всех этапов дети не просто выполнят задания, но активно поучаствуют в увлекательной и познавательной исследовательской деятельности.
Таким образом, в нашей школе постепенно складывается система краеведческой работы, накоплен опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-32696-1585070488.jpg)
"Формирование ценностных ориентаций у воспитанников"
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника,его нравственного облика продиктована социальными запросами,предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системеобщеч...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/06/picture-45526.jpg)
Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением
статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-171905-1357208246.jpg)
Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-179922-1360241751.jpg)
Формирование ценностных ориентаций в школе полного дня
Ценность – реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей.Ценности образуют систему ценностных ориентаций индивида, выступающую важнейшим фактором соци...
Формирование адекватной самооценки у воспитанников детского дома в разновозрастной группе.
Педагогический опыт....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-337028-1387295144.jpg)
Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"
В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...
Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования ценностного отношения к Человеку.
Статья посвященна формированию ценности к Человеку...