Формирование адекватной самооценки у воспитанников детского дома в разновозрастной группе.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт
Формирование адекватной самооценки у воспитанников детского дома в разновозрастной группе.
В настоящее время психофизическое благополучие детей в условиях детского дома и их социализация остаются особо актуальны. Понятие «здоровье» не исчерпывается лишь отсутствием болезней. Его внутреннее содержание у детей-сирот включает в себя отягощенную наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы, являющиеся причинами различных отклонений в развитии, что представляет значительные трудности для их социализации. Нужно научить ребенка выжить в этом мире, в тяжелых экономических, сложных социально-психологических условиях.
Имеющиеся проблемы воспитания детей в детских домах и интернатных учреждениях, привели к выводу: для того, чтобы добиться наибольших успехов в развитии личности, воспитатели и педагоги должны тщательно изучив личность ребенка, в первую очередь, снять у него тревожность, выработать различные модели поведения и сформировать адекватную самооценку.
В теоретическую основу концепции программы вошли труды и идеи педагогов-психологов, таких как: И.С. Кон, А.В. Захарова, Г.И. Ключникова, О.М. Анисимова, Р. Бернес, Л.И. Божович, В. Кваде, занимающиеся вопросом формирования самооценки человека на разных возрастных этапах.
Важный вклад в разработке способов и приемов конструктивного общения внесли практикующие педагоги-психологи Клаус Фопель, Н.Е. Щуркова, А.С.Прутченков, Е.И. Рогов и др.
Осмысление и анализ проблемы формирования адекватной самооценки у детей привели к поиску новых подходов к процессу воспитания в условиях детского дома. Разработанная мною программа «Зеркало» аккумулирует в себе психологические, социальные, педагогические знания, необходимые воспитателю, актуализирует и совершенствует его профессиональные умения и навыки и способствует положительной динамике в процессе коррекции самооценки ребенка и его активной социализации.
Таким образом, нами была определена цель программы: формирование адекватной самооценки у воспитанников детского дома в разновозрастной группе.
Цель программы определила задачи: подобрать оптимальные методы формирования самооценки, благодаря изучению и анализу научно-методической литературы, апробировать эту систему, сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов исследования и сформулировать выводы и методические рекомендации.
Программа включает в себя три взаимосвязанных, но в то же время, относительно самостоятельных раздела: «Мое зазеркалье», «Я в мире…», «Искусство быть собой», которые заложены в ежегодном планировании по программе. Так как дети проживают в детском доме круглогодично, то занятия проводятся и в летнее время.
Программа рассчитана на три года. Ежегодно рекомендуется проведение 12 итоговых занятий по 4 в каждом блоке, регулярностью один раз в месяц.
Предварительной работой до занятия является еженедельное проведение дополнительных социально-психологических игр, диагностик, постановка и решение проблемных ситуаций, реализация творческих проектов, посвященных теме месяца.
Последовательность блоков четко определена и ежегодно сохраняется.
Полученные результаты психолого-педагогического исследования по исследованиям в ходе реализации программы подтверждают актуальность выбранной темы; подтверждают необходимость и значимость этой программы, которая имеет положительную динамику; влияют на создание общего положительного эмоционального настроя воспитанников; вызывает интерес коллег, и дают идею продолжения творческой лаборатории для общения и распространения педагогического опыта.
Практика показала, что регулярное проведение таких занятий, игр и упражнений с воспитанниками дает возможность работать и воздействовать как на самооценку детей, так и учат их конструктивному общению, заставляет их думать, развивать логическое мышление, подходить к заданию творческим путем, способствовать сплочению детского коллектива, духовному семейному единению со сверстниками, взрослыми. Ребята стали смелее в выборе форм, средств, способов действий в различных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология формирования мотивации "Хочу!" у воспитанников детского дома.
Консультация для воспитателей детского дома. Мотивацию не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза: хочет или не хочет ученик учиться. Воспитате...
Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...
Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Представляю свою презентацию к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...
Программа по формированию и становлению личности воспитанников детских домов "По дороге жизни"
Данная программа направлена на помощь детям в осознании себя как личности, на развитие их творческого и интеллектуального потенциала, формирование духовно-нравственной стороны личности.Развитие ...
«Организация работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности воспитанников детского дома»
формирование у подростков сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных...
Опыт работы по теме «Формирование нравственных основ личности воспитанника детского дома как важнейшее условие социальной зрелости гражданина».
Формирование нравственных основ личности у воспитанников детского дома....
«Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций у воспитанников с ОВЗ в разновозрастной группе».
Сообщение на педагогическом совете на тему «Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций у воспитанников с ОВЗ в разновозрастной группе»....