Формирование ценностных ориентаций в школе полного дня
методическая разработка по теме
Ценность – реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей.
Ценности образуют систему ценностных ориентаций индивида, выступающую важнейшим фактором социализации.
Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование ценностных ориентаций в школе полного дня | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ценностных ориентаций обучающихся во внеурочное время.
Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности, они культурны по своей природе. Ценности являются целью и основой воспитания в любом обществе. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но при таком подходе стирается субъектность, недооценивается человек как творец ценностей. В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций, в выборе какую ценность предпочесть в данный момент. Ценность – реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей.
Ценности образуют систему ценностных ориентаций индивида, выступающую важнейшим фактором социализации.
Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости. В современном мире существуют проблемы, влияющие на «усвоение» ценностей:
- «массовая культура»,
- противоречивость духовных ценностных норм,
- индивидуализм,
- национализм,
- культ насилия,
- молодёжные субкультуры,
- алкоголь,
- наркотики и др.
Задачами в деятельности классного руководителя по формированию ценностей являются: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении; создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания ценностей учащихся. Отсюда возникают условия успешного становления ценностных ориентаций во внеурочной воспитательной работе, а именно: - ориентация воспитательной работы на развитие субъектности школьников; - соответствие терминальных и инструментальных ценностей; - внедрение системы классных часов «Гуманистические ценности в моем внутреннем мире»; - реализация программы Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности».
Инструментальные и терминальные ценности — понятия, описывающие разные виды ценностей в формировании ценностных ориентаций. Инструментальные - ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей. В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором. Терминальные - это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. К таким ценностям обычно относятся: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир. Терминальные ценности - практически то же самое, что ценности-цели или жизненные ценности. При формировании ценностных ориентаций у подростков в своей работе применяю разные виды работы с классным коллективом: это анкетирование, классные часы, часы – общения, совместные праздники с родителями, выезд на природу всем классом.
В декабре было проведено анкетирование: «В каком порядке для вас важны следующие ценности?»
Инструментальные ценности
Ценность | Выбор |
образованность | |
аккуратность | |
воспитанность | |
честность | |
независимость | |
смелость | |
чуткость |
Терминальные ценности
Ценность | Выбор |
любовь | |
развлечения | |
материально обеспеченная жизнь | |
свобода | |
развитие | |
интересная работа | |
наличие хороших и верных друзей; | |
продуктивная жизнь |
Анализ анкет показал следующее: среди инструментальных ценностей большинство учащихся 9 класса (всего 17 учащихся) на первое место ставят воспитанность (6 человек), образованность – 5 человек ставят на второе место и 6 человек ставят на третье место. Среди терминальных ценностей на первое место учащиеся ставят: «развитие» и «наличие хороших и верных друзей» (по 4 человека), на втором месте – «любовь» (5 человек), на третьем – опять же «наличие хороших и верных друзей» (5 человек). При проведении анкетирования, «Какие ценности, на ваш взгляд, важны для того, чтобы добиться успеха в жизни?», большинство учащихся отметило, что очень важно «упорно трудиться» – 9 человек и «самому иметь хорошее образование» - 8 человек. Был проведен классный час: «Настоящий друг», посвященный обсуждению вопросов, связанных с настоящей и мнимой дружбой. Эта тема актуальна для подросткового возраста, так как стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерно для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека.
Целями классного часа «Чти отца своего» было воспитание необходимости уважительного и почтительного отношения к старшим. В последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологических исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что 50% детей находятся в зоне социального риска. Час общения «Наркотики – оружие самоистребления» способствовал формированию одной из самой важной ценности для человека – здоровья, а также стойких позитивных интересов, пропаганде здорового образа жизни. Только человек с сильной нравственной закалкой может противостоять этому «оружию». По формированию семейных ценностей у нас прошла игра «Поле Чудес», на которую были приглашены и родители. Тема игры была посвящена семье, семейным ценностям. Между турами игры были проведены конкурсы, имеющие непосредственное отношение к теме (собери пословицу, определи степень родства), поговорили о семейных традициях и закончили нашу встречу чаепитием. Каждый учащийся в конце игры получил памятку «Правила заботливого и любящего сына (дочери)». Хотелось бы остановиться на программе «Самосовершенствование личности». В 9 классе курс предлагает систему предпрофильной подготовки учащихся к осознанному выбору направления продолжения образования после окончания основной школы. Курс называется «Найди свой путь». Этот выбор, который должны сделать учащиеся – самоопределение – одна из ценностей в данном направлении. Поэтому для старшеклассников это один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день. Божович выделяет «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой - как поиск смысла своего существования. Вопрос, казалось бы, в другом: как соотносится ценностно-смысловая ориентация старшеклассника с профессиональным самоопределением? Ответ на этот вопрос требует изучения ценностей современных юношей и девушек, а также их профессиональных намерений, интересов и склонностей. Безусловно, ценностно-смысловые ориентации, будучи элементами структуры личности, влияют на выбор конкретной профессии (или профессионального направления). Это особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные алгоритмы и правила поведения оказываются неприменимыми. От нашего понимания этой проблемы и отношения к ней зависит не только успех старшеклассников в их будущей профессиональной деятельности, но и психическое здоровье молодого поколения, и возможность максимальной реализации своих возможностей. Незнание мира профессий, незнание себя (необъективная оценка своих возможностей, неумение соотнести свои способности с требованиями профессии); незнание правил выбора профессии (например, «выбор профессии за компанию», неумение определить пути приобретения профессий) ведут к негативным последствиям. Поэтому формирование ценностных ориентаций избирательного отношения человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений положительно отразится в профессиональном самоопределении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование ценностных ориентаций у воспитанников"
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника,его нравственного облика продиктована социальными запросами,предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системеобщеч...
Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...
Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"
В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
В статье обосновывается необходимость овладения педагогом современными информационными технологиями с целью совершенствования музыкально-образовательного процесса и оптимального формирования музыкальн...
педсовет :Инновационный подход к формированию ценностных ориентаций учащихся»
Творческий сценарий педсовета содержит минимум теории , максимум практических, инновационных элементов педагогических технологий...
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников.выявить....