Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования ценностного отношения к Человеку.
статья по истории

Статья посвященна формированию ценности к Человеку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киреева Вера Михайловна, учитель истории и обществознания МОУ Лицей№2

Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования ценностного отношения к Человеку.

Современное российское общество характеризуется пересмотром ряда ценностных позиций, которые затрагивают все сферы общественной жизни. Образовательная система, как одна из важнейших сфер деятельности человека должна способствовать решению  устойчивого развития человечества. Ключевым условием является формирование ценностной культуры у подростков, как социально значимого личностного качества. Ценностная культура раскрывается через ценностные отношения. Ценностное отношение – это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивая как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека. Социально-гуманитарное образование является наиболее благоприятной платформой для реализации ценностного подхода, поскольку обеспечивает трансляцию гуманистического подхода в образовании через принципы аксиологичного и нравственного развития и самоопределения личности обучающегося. Система социально-гуманитарного образования ставит своей задачей формирование и развитие человеческой личности. В рамках гуманитарных дисциплин для формирования ценностного отношения к Человеку, особое значение имеет проектно-исследовательская деятельность школьников. Проектно-исследовательская деятельность выступает, прежде всего, как средство активизации познавательной деятельности и, следовательно, формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся. Служит  эффективным средством для складывания собственной системы ценностей у подрастающего поколения в условиях цифровизации.

Современное образовательное пространство предполагает реализацию перспективных целей, направленных на развитие личностного потенциала обучающихся разнообразными методами, средствами, технологиями. Одним из наиболее эффективных средств достижения указанных целей являете организация и осуществление проектно-исследовательской деятельности. Одним из примеров может служить организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в изучении исторической проблематики существования концентрационных лагерей нацистской Германии. Учебно-исследовательских проект по обозначенной теме, в первую очередь, должен основываться на анализе семейных архивов. Эта деятельность должна включать сбор фотографий, официальных документов, воспоминаний родственников или самих узников, вернувшихся на Родину. Подобная исследовательская активность имеет исключительную важность из-за ценности получаемого знания конкретно для исследователя. Это будет способствовать субъективно бережному отношению к истории семьи и воспитанию ценностного отношения к Человеку.

Важными источниками информации при создании проекта становятся пополняемые открытые архивы Министерства обороны Российской Федерации, размещенные на порталах «Память народа» и «Подвиг народа». В итоге учебно-исследовательский проект может быть оформлен в виде исследовательской работы, семейного альбома памяти, персональной виртуальной выставки.

Еще одним примером может служить организация исследовательского проекта «Книга Памяти МОУ Лицей № 2». Целью данного проекта является сохранение исторической памяти рядовыми гражданами России, сохранение базы, на котором зиждется национальная идентичность.  Основными методами в осуществлении проектной деятельности является сбор и анализ архивных материалов различного характера, систематизация его, сопоставление с имеющимися официальными данными о Великой Отечественной войне и Сталинградской битве. Участниками проекта являются учащиеся 1-11-х классов, а также их семьи, родственники. Таким образом, военная тематика в проектно-исследовательской деятельности направлена на формирование таких понятий, как гражданственность, патриотизм, подвиг. А все они, в свою очередь, непосредственным образом связаны с понятием «Человек», где сам человек выступает творцом истории, ее действующим лицом и главной ценностью.

Таким образом, реализация проектно-исследовательской деятельности обучающихся способствует формированию самостоятельности, уважительного отношения к Семье, Подвигу и Человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные стратегии обучения как средство формирования ценностного отношения к здоровью на уроках обществознания

Данная методическая разработка дает представление о формировании ценного отношения к здоровью в рамках реализации интерактивных стратегий обучения на уроках обществознания. Знакомит с конкретними мето...

Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью средствами межкультурной коммуникации

В период обучения в средней школе формируется будущий профессионал, состояние здоровья которого непосредственно влияет на успешность его будущей  деятельности, так и на стиль жизни в целом. Вмест...

Гуманитарное образование, как пространство для формирования ценностного отношения к Человеку.

Статья содержит материал о специфике гуманитарного образования в современных условиях. Роль гуманитарного образования в формировании личности ученика. Предметы гуманитарного цикла....

Презентация "Проектно - исследовательская деятельность как средство формирования и оценки УУД у учащихся "

Материал, представленный в презентации, ориентирован на оказание методической поддержки  педагогам при проведенииисследовательских работ и подготовкевыступлений (презентаций) на различ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы физического воспитания, которая направлена на формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый о...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

«Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций у воспитанников с ОВЗ в разновозрастной группе».

Сообщение на педагогическом совете на тему «Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций у воспитанников с ОВЗ в разновозрастной группе»....