Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"
статья по психологии по теме

Новикова Александра Павловна

               В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценки жизненных фактов и явлений, исторических событий и др. Все эти процессы повлекли за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Снижение значимости духовных ценностей и доминирование стремления к материальному благополучию привели к изменениям в представлениях подростков о развитии личности, об участии самого человека в этом развитии. Уже никого не удивляет рост преступности, употребление подростками алкоголя, наркомания, половая распущенность, проституция, асоциальные и антисоциальные проявления среди молодежи.

Эти явления ставят перед нами множество вопросов:

·        Как научить подростка познанию, осмыслению мира человеческого общения?

·        Как  научить его бережному отношению к  своему здоровью?

·        Как сформировать у него способность к моральному и ценностному выбору?

·        Как побудить  подростка к проявлению активной жизненной позиции?

           Мое глубокое убеждение, что одно из главных средств решения проблем – нравственное воспитание школьников, формирование у них ценностных ориентаций. Путь, который я выбрала для себя – обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_sistemy_raboty.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 9

пос. Образцового муниципального образования

Ленинградский район Краснодарского края

Обобщение опыта работы по теме:

Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы

                                                                             

                                                                               Педагог-психолог

                                                                           А.П.Загорулько

пос. Образцовый 2012

Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка,

                                какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор,

                                   пока эти требования не войдут в систему собственных потреб-  

                                   ностей ребенка, они не выступят действительными факторами

                               его развития. Собственными же потребностями ребенка они        

                                    становятся лишь в том случае, если их выполнение

                                    обеспечивает ему сохранение не только объективно

                                    занимаемого положения, но и его внутренней позиции.

Л.И.Божович

               В прошлом десятилетии произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценки жизненных фактов и явлений, исторических событий и др. Все эти процессы повлекли за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Снижение значимости духовных ценностей и доминирование стремления к материальному благополучию привели к изменениям в представлениях подростков о развитии личности, об участии самого человека в этом развитии. Уже никого не удивляет рост преступности, употребление подростками алкоголя, наркомания, половая распущенность, проституция, асоциальные и антисоциальные проявления среди молодежи.

Эти явления ставят перед нами множество вопросов:

  • Как научить подростка познанию, осмыслению мира человеческого общения?
  • Как  научить его бережному отношению к  своему здоровью?
  • Как сформировать у него способность к моральному и ценностному выбору?
  • Как побудить  подростка к проявлению активной жизненной позиции?

           Мое глубокое убеждение, что одно из главных средств решения проблем – нравственное воспитание школьников, формирование у них ценностных ориентаций. Путь, который я выбрала для себя – обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию.

         В своей работе я опиралась на   методологические и методические приемы,   изложенные в работах: Кан-Калик В.А., Кон И.С., Кемпбелл Р., Зимбардо Ф., Пряжникова Н.С., Фопель К.

Основными принципами работы по формированию у подростка

потребностей и целей, наполненных положительным социальным смыслом, развития его нравственных и волевых качеств являются:  

        

1. Личностное ориентирование в процессе обучения и воспитания.

2. Развитие гражданской позиции через создание системы воспитательной

    работы школы на основе культурно-исторических, духовных ценностей.

3. Обеспечение медико-оздоровительных, психологических, социально-

    педагогических условий для развития личности, её творческого  

    потенциала.

         

        Работа по формированию у детей общечеловеческих ценностей и ориентиров долгий и нелегкий труд педагога и ученика, поэтому занятия строятся с учетом возрастных психологических особенностей, потребностями, возможностями школьников:

             

5 класс

          I-II четверть «Чтобы дети были счастливы» (психологические игры и упражнения, беседы, практикумы, помогающие адаптироваться на новой ступени обучения проводятся два раза в месяц).  

           Не секрет, что при переходе на вторую ступень обучения, малыши попадают в новую, агрессивную для них среду. Последствиями резкого увеличения количества учителей, преподающих в классе, перехода к кабинетной системе, новых требований,  изменения темпа, режима учебной  работы  могут стать  нарушения, как в учебной деятельности, так и в общении, снижение самооценки и т.п.

           Поэтому главными качествами, над развитием которых мы работаем в этот период, являются оптимизм, вера в собственные  силы, готовность прийти на помощь другому, создание в группе ощущения безопасности и доверия, развитие у детей чувства коллектива. Участие в предлагаемых упражнениях требует от детей силы воли, смелости, творчества – то есть именно тех качеств, которые необходимы для формирования оптимистического отношения к жизни.

  • Прекрасный сад.

В этом упражнении дети учатся мыслить метафорически, пытаются выразить важные аспекты своей личности. Упражнение способствует сплочению группы и появлению общей идентичности. Кроме того, дети учатся сотрудничать друг с другом. Ребятам предлагается представить себя в образе прекрасного растения в саду: «Каким растением ты хочешь быть? Как выглядят его листья, мягкие они или жесткие? Есть ли у растения шипы, плоды, цветы? Какого они цвета?» Каждый участник рисует себя в виде растения, затем происходит  обсуждение работ в парах, а потом дети вырезают свои растения и приклеивают их на один лист ватмана, чтобы получился прекрасный сад. По желанию дети могут дорисовать в саду забор и калитку. Происходит обсуждение, что нужно растениям в саду для лучшего роста, что нужно детям в группе для развития.

  • Дерево

Упражнение направлено на развитие внутренней силы и оптимизма. Сначала происходит «фантазийное путешествие», в котором участвует тело. Потом дети могут нарисовать символ своей внутренней силы и стойкости. После этого происходит обсуждение:

- Какие бури происходят в моей жизни? Для чего мне нужен мощный ствол и крепкие корни?

- Как мне добиться этой уверенности в себе?

- Что нужно мне, чтобы стать сильным?

          III-IV четверть «Учимся общаться»  (Развиваем эмпатию и коммуникативные способности).

          На занятиях ребята расширяют свои знания  о средствах общения, о роли эмоций и чувств, эмпатии  в общении, учатся «чувствовать», ценить другого человека. С этой целью используются  слушание музыки, сказки, импровизации, анализ ситуаций и т.д.

  • Анализ речевых ситуаций:

а) Послушайте отрывок из известного вам рассказа В.Осеевой «Волшебное слово». О каком слове говорится в этом отрывке? Почему это слово надо произносить тихо?

«…- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…»

б) Послушайте «Песенку» М.Пластова и скажите, каким по громкости должен быть голос в данном случае. Почему?

Песенка.

Кто сказал, что я горланю?

                                            Кто сказал, что я кричу?

                                            Я свою подружку Таню

                                            Новой песенке учу!

в) Прочитайте отрывки из произведений. Какие чувства помогает выразить громкая или тихая речь?

       «…-Ах, оловянные солдатики!- закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши…» (Андерсен Г.Х. Стойкий оловянный солдатик).

       «…- Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет…» (Осеева В. Волшебное слово.)

  • Покажи эмоциональное состояние:

Нахмурься, как: - осенняя туча;

                            - рассерженный человек;

                            - злая волшебница.

Испугайся, как: - ребенок, заблудившийся в лесу;

                            - заяц, увидевший волка;

                            - котенок, на которого лает собака.

Улыбнись, как: - хитрая лиса;

                           - радостный ребенок;

                           - увидевший чудо человек.

  • Зеркало.

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает какие-либо движения руками, головой, всем телом. Задача партнера – в точности копировать движения, быть «зеркальным отражением».

 6 класс

            «Учимся общаться» (Учимся распознавать  чувства, эмоции, контролю над ними, способам  решений конфликтных ситуаций).

  • То, что дарит мне радость.

В этом упражнении ребята учатся радоваться мелочам, которые незаметны в повседневной жизни, выражать чувство благодарности. Вначале дети обсуждают вопросы: почему иногда мы чувствуем себя счастливыми, а порой беспокойными, ранимыми? Какую роль в этом играют внешние обстоятельства, а какую – внутреннее состояние? Затем дети вспоминают вещи, которые делают жизнь приятной, счастливой, ценной. Проводится обсуждение.

  • Чемодан со стрессами.

В этой игре предлагается простой способ преодоления стрессового состояния. Дети могут отбросить все, что их беспокоит, и обратиться к проблеме только тогда, когда они захотят сделать это осознанно.  

7 класс

               «Все начинается с личности» (самопознание, знакомство с понятиями «ценности», «потребности», с путями улучшения характера, положения среди сверстников).

             На занятиях используются анкеты, опросники, тесты, помогающие подросткам узнать свои сильные и слабые стороны, понять, как можно воспитать в себе важные для  самостоятельной жизни качества личности, задуматься о последствиях поступков для себя, близких людей, мира в целом.

  • Кадры моей жизни

                Ребятам предлагается написать сценарий к кинофильму под названием «Моя жизнь», ответив на вопросы:

- Как вы видите свою жизнь от настоящего момента до 2030 г.?

- Каким будет ваше образование, профессия?

- Есть ли семья, дети?

- Каково материальное положение?

- Что составляет основную гордость за прожитые годы?

- что может помешать осуществлению этого сценария?

8 класс

                «На пути к успеху» (расширение знаний о понятиях свободный человек, толерантность, достоинство, закон и т.д.). На данном этапе проводятся беседы, занятия с элементами тренинга, диспуты, социальные акции для учащихся школы, ребята учатся самостоятельно принимать решение, делать выбор и нести за него ответственность.

               

9 класс

             «Я выбираю профессию» (работа по профориентации подростков, осознание подростками собственных ожиданий по отношению к  жизненной позиции, будущему социальному статусу).

  • Ребятам предлагаются профориентационные игры, упражнения, опросники:

1.Карточные профконсультационные методики -

а) информационно-поисковые системы – ИПС –внешне напоминающие раскладывание пасьянсов, когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий.

б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где подросток, преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности жизни, должен достичь своих профессиональных и жизненных целей.

2. Бланковые карточные методики.

         Идея – самостоятельное изготовление карточек и игровых бланков участниками, с последующей игрой и отражением результатов игры в бланке.

3.Активизирующие опросники.

          Главная цель - заставить  задуматься  о тех вопросах, которые при обсуждении в режиме дискуссии или в  обычной беседе кажутся скучными и сложными.

4. Ценностно-смысловые опросники – главный акцент в них делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения.

10 класс

«Я учусь жить и действовать в гармонии с окружающим миром»

(самопознание, самовоспитание, самоопределение).

          Учащимся предлагаются акивизирующие методики, тесты, анкеты, моделирование, обсуждение проблемных ситуаций, игры, упражнения на развитие бережного отношения к  своему здоровью, способности к моральному и ценностному выбору, проявлению активной жизненной позиции, умения противостоять давлению.

  • Метод групповой оценки.

                Ведущий обсуждает с подростками, какие качества человека облегчают ему общение с окружающими. В результате ответов ведущий записывает эти качества на доске. Затем ребята оценивают себя и своих одноклассников по критериям и заворачивают край листа таким образом, чтобы оценка не была видна остальным. Пройдя по кругу, оценочные листы возвращаются к своим владельцам, и каждый может увидеть, как его оценивают ребята,  сравнить результат с самооценкой.

11 класс

            «Учитесь властвовать собой» (выработка умений действовать в критических ситуациях, произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния с помощью различных методов саморегуляции).

  • Упражнение «Лесенка»

                 Любая вещь и любое событие могут быть оценены с точки зрения «расслабленности» и «напряженности». Например, манная каша большинством людей воспринимается как размягченная, а осколок стекла – как сосредоточенный и напряженный. Снег мы обычно воспринимаем как мягкий, но забываем, что более мягкое и нежное тело (например, лицо) можно им оцарапать. Значит снег жесткий. Ведущий предлагает выбрать предмет и по очереди, по кругу, называть предметы, ассоциирующиеся с более расслабленным состоянием, чем исходный предмет. Если во время игры участник затрудняется с определением «мягкости», игра возвращается к исходному предмету.

             

                   Психологические часы общения с подростками проводятся один раз в месяц. Помимо этого проводятся диагностические исследования, помогающие отслеживать степень личностного роста школьников, индивидуальные консультации, беседы с нуждающимися в помощи, а также лектории, беседы, занятия в тренинговом режиме для родителей, педагогов по актуальным вопросам обучения и воспитания.

                           Ведется работа по профилактике правонарушений, наркотической и алкогольной зависимости среди детей и подростков.

                   С  учителями-предметниками, классными руководителями проводятся занятия-практикумы (на МО), помогающие осуществлять личностно-ориентированный подход, организовать работу с различными категориями учащихся, сохранять эмоциональное благополучие, здоровье в условиях постоянного напряжения.

        IV. Данные результатов диагностических исследований:

1.Определение уровня тревожности учащихся 11 класса в период подготовки к ЕГЭ

2. Результаты адаптации пятиклассников к переходу на вторую ступень обучения

3. Выявление характера отношения подростков к ценностям.

2008-2009 у.г.

2009-2010 у.г.

2010-2011 у.г.

        Опираясь на результаты исследований, можно сделать вывод, что  работа по формированию ценностных ориентаций и развитию нравственных представлений подростков дает положительный результат:

  • происходит развитие нравственных и коммуникативных качеств подростков;
  • осознание подростками своих актуальных потребностей;
  • формирование положительного социального опыта.

Закончить хотелось бы словами  великого А.С.Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно».
                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию. Обобщение опыта работы.

Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории   Акатьевой В.И....

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Материалы из опыта работы по теме "Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида"

Представленный материал раскрывает использование методов проблемного изложения материала и частично - поискового метода на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

Представление опыта инновационной педагогической работы по теме: «Развитие творческой активности подростка в условиях сельской школы»

В настоящее время развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы.Особое значение имеет желание личности изучать и познавать новое.В с...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»

Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...

Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."

Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...