Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"
статья по психологии по теме
В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценки жизненных фактов и явлений, исторических событий и др. Все эти процессы повлекли за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Снижение значимости духовных ценностей и доминирование стремления к материальному благополучию привели к изменениям в представлениях подростков о развитии личности, об участии самого человека в этом развитии. Уже никого не удивляет рост преступности, употребление подростками алкоголя, наркомания, половая распущенность, проституция, асоциальные и антисоциальные проявления среди молодежи.
Эти явления ставят перед нами множество вопросов:
· Как научить подростка познанию, осмыслению мира человеческого общения?
· Как научить его бережному отношению к своему здоровью?
· Как сформировать у него способность к моральному и ценностному выбору?
· Как побудить подростка к проявлению активной жизненной позиции?
Мое глубокое убеждение, что одно из главных средств решения проблем – нравственное воспитание школьников, формирование у них ценностных ориентаций. Путь, который я выбрала для себя – обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_raboty.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
пос. Образцового муниципального образования
Ленинградский район Краснодарского края
Обобщение опыта работы по теме:
Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы
Педагог-психолог
А.П.Загорулько
пос. Образцовый 2012
Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка,
какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор,
пока эти требования не войдут в систему собственных потреб-
ностей ребенка, они не выступят действительными факторами
его развития. Собственными же потребностями ребенка они
становятся лишь в том случае, если их выполнение
обеспечивает ему сохранение не только объективно
занимаемого положения, но и его внутренней позиции.
Л.И.Божович
В прошлом десятилетии произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценки жизненных фактов и явлений, исторических событий и др. Все эти процессы повлекли за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Снижение значимости духовных ценностей и доминирование стремления к материальному благополучию привели к изменениям в представлениях подростков о развитии личности, об участии самого человека в этом развитии. Уже никого не удивляет рост преступности, употребление подростками алкоголя, наркомания, половая распущенность, проституция, асоциальные и антисоциальные проявления среди молодежи.
Эти явления ставят перед нами множество вопросов:
- Как научить подростка познанию, осмыслению мира человеческого общения?
- Как научить его бережному отношению к своему здоровью?
- Как сформировать у него способность к моральному и ценностному выбору?
- Как побудить подростка к проявлению активной жизненной позиции?
Мое глубокое убеждение, что одно из главных средств решения проблем – нравственное воспитание школьников, формирование у них ценностных ориентаций. Путь, который я выбрала для себя – обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию.
В своей работе я опиралась на методологические и методические приемы, изложенные в работах: Кан-Калик В.А., Кон И.С., Кемпбелл Р., Зимбардо Ф., Пряжникова Н.С., Фопель К.
Основными принципами работы по формированию у подростка
потребностей и целей, наполненных положительным социальным смыслом, развития его нравственных и волевых качеств являются:
1. Личностное ориентирование в процессе обучения и воспитания.
2. Развитие гражданской позиции через создание системы воспитательной
работы школы на основе культурно-исторических, духовных ценностей.
3. Обеспечение медико-оздоровительных, психологических, социально-
педагогических условий для развития личности, её творческого
потенциала.
Работа по формированию у детей общечеловеческих ценностей и ориентиров долгий и нелегкий труд педагога и ученика, поэтому занятия строятся с учетом возрастных психологических особенностей, потребностями, возможностями школьников:
5 класс
I-II четверть «Чтобы дети были счастливы» (психологические игры и упражнения, беседы, практикумы, помогающие адаптироваться на новой ступени обучения проводятся два раза в месяц).
Не секрет, что при переходе на вторую ступень обучения, малыши попадают в новую, агрессивную для них среду. Последствиями резкого увеличения количества учителей, преподающих в классе, перехода к кабинетной системе, новых требований, изменения темпа, режима учебной работы могут стать нарушения, как в учебной деятельности, так и в общении, снижение самооценки и т.п.
Поэтому главными качествами, над развитием которых мы работаем в этот период, являются оптимизм, вера в собственные силы, готовность прийти на помощь другому, создание в группе ощущения безопасности и доверия, развитие у детей чувства коллектива. Участие в предлагаемых упражнениях требует от детей силы воли, смелости, творчества – то есть именно тех качеств, которые необходимы для формирования оптимистического отношения к жизни.
- Прекрасный сад.
В этом упражнении дети учатся мыслить метафорически, пытаются выразить важные аспекты своей личности. Упражнение способствует сплочению группы и появлению общей идентичности. Кроме того, дети учатся сотрудничать друг с другом. Ребятам предлагается представить себя в образе прекрасного растения в саду: «Каким растением ты хочешь быть? Как выглядят его листья, мягкие они или жесткие? Есть ли у растения шипы, плоды, цветы? Какого они цвета?» Каждый участник рисует себя в виде растения, затем происходит обсуждение работ в парах, а потом дети вырезают свои растения и приклеивают их на один лист ватмана, чтобы получился прекрасный сад. По желанию дети могут дорисовать в саду забор и калитку. Происходит обсуждение, что нужно растениям в саду для лучшего роста, что нужно детям в группе для развития.
- Дерево
Упражнение направлено на развитие внутренней силы и оптимизма. Сначала происходит «фантазийное путешествие», в котором участвует тело. Потом дети могут нарисовать символ своей внутренней силы и стойкости. После этого происходит обсуждение:
- Какие бури происходят в моей жизни? Для чего мне нужен мощный ствол и крепкие корни?
- Как мне добиться этой уверенности в себе?
- Что нужно мне, чтобы стать сильным?
III-IV четверть «Учимся общаться» (Развиваем эмпатию и коммуникативные способности).
На занятиях ребята расширяют свои знания о средствах общения, о роли эмоций и чувств, эмпатии в общении, учатся «чувствовать», ценить другого человека. С этой целью используются слушание музыки, сказки, импровизации, анализ ситуаций и т.д.
- Анализ речевых ситуаций:
а) Послушайте отрывок из известного вам рассказа В.Осеевой «Волшебное слово». О каком слове говорится в этом отрывке? Почему это слово надо произносить тихо?
«…- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…»
б) Послушайте «Песенку» М.Пластова и скажите, каким по громкости должен быть голос в данном случае. Почему?
Песенка.
Кто сказал, что я горланю?
Кто сказал, что я кричу?
Я свою подружку Таню
Новой песенке учу!
в) Прочитайте отрывки из произведений. Какие чувства помогает выразить громкая или тихая речь?
«…-Ах, оловянные солдатики!- закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши…» (Андерсен Г.Х. Стойкий оловянный солдатик).
«…- Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет…» (Осеева В. Волшебное слово.)
- Покажи эмоциональное состояние:
Нахмурься, как: - осенняя туча;
- рассерженный человек;
- злая волшебница.
Испугайся, как: - ребенок, заблудившийся в лесу;
- заяц, увидевший волка;
- котенок, на которого лает собака.
Улыбнись, как: - хитрая лиса;
- радостный ребенок;
- увидевший чудо человек.
- Зеркало.
Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает какие-либо движения руками, головой, всем телом. Задача партнера – в точности копировать движения, быть «зеркальным отражением».
6 класс
«Учимся общаться» (Учимся распознавать чувства, эмоции, контролю над ними, способам решений конфликтных ситуаций).
- То, что дарит мне радость.
В этом упражнении ребята учатся радоваться мелочам, которые незаметны в повседневной жизни, выражать чувство благодарности. Вначале дети обсуждают вопросы: почему иногда мы чувствуем себя счастливыми, а порой беспокойными, ранимыми? Какую роль в этом играют внешние обстоятельства, а какую – внутреннее состояние? Затем дети вспоминают вещи, которые делают жизнь приятной, счастливой, ценной. Проводится обсуждение.
- Чемодан со стрессами.
В этой игре предлагается простой способ преодоления стрессового состояния. Дети могут отбросить все, что их беспокоит, и обратиться к проблеме только тогда, когда они захотят сделать это осознанно.
7 класс
«Все начинается с личности» (самопознание, знакомство с понятиями «ценности», «потребности», с путями улучшения характера, положения среди сверстников).
На занятиях используются анкеты, опросники, тесты, помогающие подросткам узнать свои сильные и слабые стороны, понять, как можно воспитать в себе важные для самостоятельной жизни качества личности, задуматься о последствиях поступков для себя, близких людей, мира в целом.
- Кадры моей жизни
Ребятам предлагается написать сценарий к кинофильму под названием «Моя жизнь», ответив на вопросы:
- Как вы видите свою жизнь от настоящего момента до 2030 г.?
- Каким будет ваше образование, профессия?
- Есть ли семья, дети?
- Каково материальное положение?
- Что составляет основную гордость за прожитые годы?
- что может помешать осуществлению этого сценария?
8 класс
«На пути к успеху» (расширение знаний о понятиях свободный человек, толерантность, достоинство, закон и т.д.). На данном этапе проводятся беседы, занятия с элементами тренинга, диспуты, социальные акции для учащихся школы, ребята учатся самостоятельно принимать решение, делать выбор и нести за него ответственность.
9 класс
«Я выбираю профессию» (работа по профориентации подростков, осознание подростками собственных ожиданий по отношению к жизненной позиции, будущему социальному статусу).
- Ребятам предлагаются профориентационные игры, упражнения, опросники:
1.Карточные профконсультационные методики -
а) информационно-поисковые системы – ИПС –внешне напоминающие раскладывание пасьянсов, когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий.
б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где подросток, преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности жизни, должен достичь своих профессиональных и жизненных целей.
2. Бланковые карточные методики.
Идея – самостоятельное изготовление карточек и игровых бланков участниками, с последующей игрой и отражением результатов игры в бланке.
3.Активизирующие опросники.
Главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными и сложными.
4. Ценностно-смысловые опросники – главный акцент в них делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения.
10 класс
«Я учусь жить и действовать в гармонии с окружающим миром»
(самопознание, самовоспитание, самоопределение).
Учащимся предлагаются акивизирующие методики, тесты, анкеты, моделирование, обсуждение проблемных ситуаций, игры, упражнения на развитие бережного отношения к своему здоровью, способности к моральному и ценностному выбору, проявлению активной жизненной позиции, умения противостоять давлению.
- Метод групповой оценки.
Ведущий обсуждает с подростками, какие качества человека облегчают ему общение с окружающими. В результате ответов ведущий записывает эти качества на доске. Затем ребята оценивают себя и своих одноклассников по критериям и заворачивают край листа таким образом, чтобы оценка не была видна остальным. Пройдя по кругу, оценочные листы возвращаются к своим владельцам, и каждый может увидеть, как его оценивают ребята, сравнить результат с самооценкой.
11 класс
«Учитесь властвовать собой» (выработка умений действовать в критических ситуациях, произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния с помощью различных методов саморегуляции).
- Упражнение «Лесенка»
Любая вещь и любое событие могут быть оценены с точки зрения «расслабленности» и «напряженности». Например, манная каша большинством людей воспринимается как размягченная, а осколок стекла – как сосредоточенный и напряженный. Снег мы обычно воспринимаем как мягкий, но забываем, что более мягкое и нежное тело (например, лицо) можно им оцарапать. Значит снег жесткий. Ведущий предлагает выбрать предмет и по очереди, по кругу, называть предметы, ассоциирующиеся с более расслабленным состоянием, чем исходный предмет. Если во время игры участник затрудняется с определением «мягкости», игра возвращается к исходному предмету.
Психологические часы общения с подростками проводятся один раз в месяц. Помимо этого проводятся диагностические исследования, помогающие отслеживать степень личностного роста школьников, индивидуальные консультации, беседы с нуждающимися в помощи, а также лектории, беседы, занятия в тренинговом режиме для родителей, педагогов по актуальным вопросам обучения и воспитания.
Ведется работа по профилактике правонарушений, наркотической и алкогольной зависимости среди детей и подростков.
С учителями-предметниками, классными руководителями проводятся занятия-практикумы (на МО), помогающие осуществлять личностно-ориентированный подход, организовать работу с различными категориями учащихся, сохранять эмоциональное благополучие, здоровье в условиях постоянного напряжения.
IV. Данные результатов диагностических исследований:
1.Определение уровня тревожности учащихся 11 класса в период подготовки к ЕГЭ
2. Результаты адаптации пятиклассников к переходу на вторую ступень обучения
3. Выявление характера отношения подростков к ценностям.
2008-2009 у.г.
2009-2010 у.г.
2010-2011 у.г.
Опираясь на результаты исследований, можно сделать вывод, что работа по формированию ценностных ориентаций и развитию нравственных представлений подростков дает положительный результат:
- происходит развитие нравственных и коммуникативных качеств подростков;
- осознание подростками своих актуальных потребностей;
- формирование положительного социального опыта.
Закончить хотелось бы словами великого А.С.Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию. Обобщение опыта работы.
Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории Акатьевой В.И....
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Материалы из опыта работы по теме "Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида"
Представленный материал раскрывает использование методов проблемного изложения материала и частично - поискового метода на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....
Представление опыта инновационной педагогической работы по теме: «Развитие творческой активности подростка в условиях сельской школы»
В настоящее время развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы.Особое значение имеет желание личности изучать и познавать новое.В с...
Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.
Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...
Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»
Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...
Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."
Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...