Конспект урока по литературе (краеведение)
методическая разработка по краеведению (5 класс)

Быкова Елена Сергеевна

Конспект урока по литературе (краеведение) 5 класс.

Тема: «Н. А. Некрасов и Костромской край. Костромские источники стихотворений».

Цели урока:                                                                                                                                   

 

а) образовательные: познакомить учащихся с чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы», с поэтическим образом крестьянина; первичное знакомство – Н.А.Некрасов и Костромской край (теоретический материал); б) развивающие: развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям; устную речь; в) воспитательные: воспитывать уважение к малой родине, бережное и чуткое отношение к родному краю через тексты художественной литературы.

Материалы данного конспекта могут быт привлечены и  для внеклассной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_reg.literature.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей №3

города Галича Костромской области

_____________________________________

Конспект урока по региональной литературе (краеведение) в 5 классе

Тема: «Н.А. Некрасов и Костромской край. Костромские источники стихотворений».

Автор:

Быкова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

 МОУ лицея  №3 г. Галича Костромской области

Адрес и телефон образовательного учреждения:

157200 г. Галич Костромской обл.,

ул. Школьная д.5 (849437)2-20-69; 2-20-25

Тема урока: Н.А.Некрасов и Костромской край. Костромские источники стихотворений.

Цели урока:                                                                                                                                  

а) образовательные: познакомить учащихся с чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы», с поэтическим образом крестьянина; первичное знакомство – Н.А.Некрасов и Костромской край (теоретический материал); б) развивающие: развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям; устную речь; в) воспитательные: воспитывать уважение к малой родине, бережное и чуткое отношение к родному краю через тексты художественной литературы.

Оборудование: материалы стенда «В мире литературы», выставка книг поэта,  индивидуальные сообщения учащихся, учебники «Литература 5-6 классы. Костромская область», рабочие тетради учащихся по литературе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Активизация опорных знаний учащихся.                                                                Прослушайте, пожалуйста, стихотворение З.Александровой и попытайтесь мысленно представить себе его содержание.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

–Учащиеся высказываются, какие мысленные образы они нарисовали.

– Ребята, а как бы вы озаглавили данное стихотворение? (учащийся, который читал стихотворение, называет авторский заголовок)

+ «Родина».

– Как вы думаете, почему мы так начали сегодняшний урок?

+Урок знакомства с литературными особенностями нашего края.

  1. Сообщение темы урока.

– Продолжаем говорить о творчестве поэта-гражданина – Н.А.Некрасова, о его связи с Костромским краем и отражение ее в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».

  1. Объяснение нового материала:                                                                                                             а)вступительное слово учителя с опорой на знания учащихся:

– «…В душе каждого человека есть клапан, который отворяется только поэзией». Николай Алексеевич Некрасов относится именно к таким людям, которые всю свою душу открывали этой музе. Его произведения заставляют не только задуматься над содержанием, они просветляют нас. Читая его стихотворения вслух, мы невольно слышим голос автора, работу его сердца, а самое главное – верим в то, что поэт, как человек творческий всегда выше обычой жизни, выше критики, а с читателем он способен на «заговор», на сотворчество.

– Попытайтесь вспомнить, почему Некрасова называли – поэт-гражданин?

+Этот поэт в своем творчестве показал следующие образы: крестьянин, русская женщина – крестьянка, бурлаки; матушка-Волга. Все они были созданы как образец мужества, стойкости и покаяния, попытки преодолеть трагический разлад  со своей душой.

– Как Н.А.Некрасов и река Волга связаны между собой?

– Всегда ли поэт восхищался этой полноводной рекой? Что повлияло на изменение отношения, какое событие не оставило Некрасова равнодушным?

– Однако не только река Волга связывала поэта с нашим краем. Послушайте небольшое выступление ваших товарищей. (2 ученика)

+Став поэтом, Некрасов приезжал в родные места, навещал Кострому и любил охотиться в лесах и на лугах по берегам реки Костромы. Здесь у него было немало знакомых среди местных крестьян: с их слов он записал местные народные предания, песни, пословицы и поговорки, которые использовал  своем творчестве.

+Много материала получил он от крестьянина деревни Шоды Костромского уезда Гаврилы Яковлевича Захарова. С ним поэт вместе часто охотился. На костромском материале написано стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Здесь описана природа прилегающей к Костроме местности. Дедушка Мазай – не вымышленное лицо. Это тоже костромской крестьянин, приятель Некрасова по охоте. Потомки Дедушки Мазая живут и сейчас в Костромском районе под фамилией Мазайкиных.

б) самостоятельная работа по материалам учебника:

– А сейчас, пожалуйста, прочитайте дополнительную статью в учебнике и подготовьтесь ответить на следующие вопросы (распечатаны на индивидуальных карточках):

  1. Кем стали костромские крестьяне в охотничьих поездках для Н.А.Некрасова? (проводниками и спутниками).
  2. В каких произведениях описаны действительные факты и события? («Крестьянские дети», «Генерал Топтыгин», «Кому на Руси жить хорошо»).
  3. Охота и общение с крестьянами помогали поэту в его творчестве. А как об этом сказал он сам? (И каждый год с охоты возвращаюсь с запасом сил и ворохом стихов).

в) анализ стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы»:

– Дома вы должны были только ознакомиться с текстом стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы». Ответьте на первый вопрос: понравился ли вам Дедушка Мазай? Чем именно привлек он ваше внимание?

– Кому, по-вашему, адресовано данное стихотворение? Найдите подтверждение словами текста?

– Почему именно детям?

– Зачитайте строки, которые указывают на длительные дружеские отношения между Мазаем и поэтом.

– А какой вам представляется деревенька дедушки Мазая? Как описал ее Н.А.Некрасов – обратить внимание на эпитеты, сравнения.

– Как вы понимаете выражение «всю эту местность вода понимает».

+Понимает – заливает. Слово старинное. Такая местность, которую заливают вешние воды.

– Какие еще сведения о жизни этого героя мы узнали, прочитав первую часть стихотворения?

+Есть внук; любит бродить пешком по окрестным местам; не верит в нечистую силу, однако ночью робеет; знает много деревенских охотников; подводит здоровье  – «начал частенько Мазай пуделять».

–Пуделять – стрелять мимо.

– А сейчас мы коллективно перечитаем вторую часть. При чтении подумайте, какие иллюстрации можно нарисовать (словесное рисование); попытайтесь определить, какая часть речи употреблена чаще. (Чтение и учителем, и учащимися).

Обсуждение словесных иллюстраций, сопоставление с иллюстрациями художников.

– Как вы считаете, что помогло нам так ярко представить перед собой все выше перечисленные образы?

+Эмоциональность поэтической речи, использование эпитетов и сравнений, предложения с прямой речью, реалистичное описание события.

–Что вы скажете про такие слова и выражения: давили, дичи велось, кабы, собралися, лопочут, гурьбой, поволок, грести не дают, плуты косые, домой приволк?

+ Все это – нелитературный язык.

– С какой целью поэт их использует? Что произойдет, если мы отредактируем эти слова и выражения?

– Какими человеческими качествами наделен Дедушка Мазай?  В тексте автор очень часто  употребляет одно выражение – «старый Мазай», как вы думаете почему? Какой смысл может скрываться под словом «старый»?

+Опытный человек, мудрый, жизнь уже прожита и есть что вспомнить.

– Посмотрим, как объясняется данное слово в Толковом словаре русского языка под редакцией С.О.Ожегова.

  1. Подведение итога урока. Рефлексия:                                                                                                                    – Чему можно поучиться у такого героя как Дедушка Мазай?

– Почему Н.А.Некрасову было интересно общение с простыми крестьянами? Можно ли утверждать, что немалую роль сыграли детские годы писателя?

– Если вас спросят, как поэт-гражданин связан с вашей малой родиной, что вы ответите?

– Я бы хотела сказать вам от себя: « В душе каждого человека есть клапан, который отворяется только поэзией. Что делает настоящее время? Оно губит нашу душу, сокращает ее восприимчивость. Мы разлюбили читать стихи. Но поверьте, только поэтический текст дает возможность человеку задуматься о своей личной жизни, о том, какое место ты занимаешь, что будет после тебя. Еще А.С.Пушкин утверждал, что человек рожден « для вдохновения».

– А теперь каждый из вас отметит на опорной схеме результаты урока.

  1. Домашнее задание:

– Прочитать стихотворение «Крестьянские дети», подготовить ответы на вопросы №2, №3, №1 (в тетради).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по географическому краеведению

Разработка урока по географическому краеведению на тему "Отдых в Ивановском районе" дает возможность убедить детей, что на территории, расположенной близко к городу можно отдохнуть и поправить свое зд...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...