Конспект урока по литературному краеведению «Литературная Смоленщина» по теме: "Записки юного врача" – автобиографическое произведение о жизни сельского врача»
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному краеведению «Литературная Смоленщина»
по теме: "Записки юного врача" – автобиографическое произведение о жизни сельского врача»
Киселева Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ№25» города Смоленска
Предмет, класс | Литературное краеведение «Литературная Смоленщина», 9 класс |
УМК | Литература Смоленщины.9 класс: В 2т.: Учебник–хрестоматия по литературному краеведению /Составление, методические материалы Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- Смоленск:Универсум, 2002. Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие для средней школы. Под редакцией профессора Ильина В.В. Смоленск: ТРАСТ — ИМАКОМ, 1995г. |
Тема урока | Записки юного врача" – автобиографическое произведение о жизни сельского врача |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Оборудование | текст художественного произведения М.А. Булгакова «Записки юного врача», учебник. |
Технология | технология личностно-ориентированного обучения, элементы информационно-коммуникативной технологии, развивающего и проблемного обучения |
Формы работы | групповая, индивидуальная |
Методы | проблемно-развивающий, поисково – исследовательский |
Цели урока:
- обучающая: познакомить обучающихся с историей создания цикла рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача»; познакомить обучающихся с системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; показать актуальность произведения М.А. Булгакова; привлечь внимание к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;
- развивающая: развивать навыки и умения анализа художественного произведения; развивать навыки монологической речи; учить сравнивать, сопоставлять исторические реалии с художественным миром повести; развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения;
- воспитывающая: воспитывать интерес к русской литературе XX века, к творчеству М.А. Булгакова; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.
УУД:
предметные:
- умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
- умение анализировать, делать обобщающие выводы;
личностные:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать нравственно-этическое оценивание;
регулятивные:
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников;
коммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
– овладевать монологической и диалогической формами речи.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Организационный этап | Проверка готовности класса к уроку. Учитель приветствует учащихся, обеспечивает положительную эмоциональную обстановку на уроке, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности. | Подготовка к занятию. | |
Целеполагание | Сегодня мы продолжим изучение творчества М.А. Булгакова, познакомимся и проанализируем «Записки юного врача» Эпиграф к уроку. Ты так сурово жил и до конца донес Ты пил вино - ты как никто шутил И в душных стенах задыхался, И гостью страшную ты сам к себе впустил И с ней наедине остался. А.Ахматова «Память М.А.Булгакова» Вдумайтесь в строки Анны Ахматовой, посвященные личности поисателя.. Что они говорят о Булгакове? Что нужно выявить в произведении, чтобы понять жизненную позицию автора, его урок будущему поколению? | Запись темы в тетради. Анализируют эпиграф, делают выводы о необходимости анализа произведения, выявлении его тематической и идейной направленности. | |
Актуализация знаний | Выдвижение проблемы. Чтобы понять смысл этой фразы, мы должны еще раз обратиться к биографии писателя. Что вам особенно запомнилось о жизни и творчестве М.А. Булгакова из уроков литературы? | Отвечают на вопрос о жизни и творчестве автора. | |
Создание проблемной ситуации | Продолжателем традиций какого писателя можно считать Булгакова? Как повлияет на жизнь писателя медицинское образование? В ком из героев мы можем узнать самого автора?
В основе «Записок юного врача», известных нам лишь в печатной редакции 1925-1927 годов (редакция 1916-1918, озаглавленная «Наброски земского врача» не сохранилась), лежит материал первых послеуниверситетских лет автора: служба в качестве земского врача (1916-1917) в Смоленской губернии. «Записки юного врача» были начаты в 1916-1917 годах в Никольском и Вязьме, работа над ними продолжалась и в Киеве (1918-1919 гг.). В 1963 году рассказы, собранные Е.С. Булгаковой, вышли отдельным изданием. Однако в состав книги не вошел рассказ «Звездная сыпь» (1926 г.) на русском языке он был напечатан только в 1981 году Л. Яновской. Второй раз цикл «Записки юного врача» был напечатан в составе однотомника, в сборник не был включен рассказ «Морфий»(1927 г.). | Писатель стал продолжателем традиций А.П. Чехова Булгаков будет несколько раз мобилизован в армии противоборствующих сторон гражданской войны. Он окажется в добровольческой армии в качестве доктора. Таковыми героями являются Алексей Турбин, приватдоцент Голубков, Мастер. | |
Обращение к имеющимся знаниям обучающихся | Мы с вами говорим о том, что данный цикл рассказов автобиографический. Вспомним, что такое автобиография? Какие элементы биографии Булгакова можно выделить в цикле рассказов «Записки юного врача»? | Рассказ ученика об автобиографии как о литературном жанре. В «Записках юного врача» Булгаков вспоминает о своей врачебной практике в сельской глуши. Перед нами развертываются картины мирной деятельности врача, борьбы за человеческую жизнь не только с болезнями, но и с косностью и невежеством деревни. | |
Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы | Работа с текстом. Анализ рассказа «Стальное горло» В чем жанровые особенности рассказа? Кем был главный герой? Каково настроение доктора в самом начале рассказа и почему? О чем он всё время думает? Подтвердите словами из текста…. Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою, что случилось в эту ночь? Кто участники этой трагедии? От чьего лица ведется повествование, когда происходит действие рассказа? - Мы с вами сделали вывод о том, что рассказ похож на воспоминание. И действительно рассказ напрямую связан с автором. Он является автобиографическим. Что такое автобиография? | Это небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя.) Молодой врач, приехавший в село работать Он одинокий, нерешительный, сомневающийся, испуганный, потому что ему просто не хватает опыта, он мало что умеет в своей профессии и боится не справиться. На наших глазах разворачивается трагедия, может погибнуть ребенок Девочка Лидка, ее мать, бабка и молодой доктор Это рассказ-воспоминание, ведется от первого лица Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни | |
Поиск ответов на поставленные проблемные вопросы | Учащиеся работают по группам. Задание: 1 группе выписать фразы, характеризующие внутреннее состояние юного врача. 2 группе - внешние проявления этого внутреннего состояния | Ребята выполняют задание. После выполнения данного задания ребята имеют целостный образ молодого врача | |
Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы. | Какой он – врач, спасший от смерти девочку? | Несмотря на свою неопытность, но опираясь на искреннее человеколюбие, главный герой берет на себя огромную ответственность, отнимая умирающую от дифтерийного крупа девочку у матери и бабки, олицетворяющих собой невежество и темноту сельского жителя революционных лет; решается на отважный поступок – делать сложную операцию «по учебнику», только лишь бы спасти этого «кукольной», «ангельской» внешности ребенка. Чисто, без задоринки проведенная трахеотомия заронила семя доверия селян молодому врачу и послужила началом его работы, накоплению профессионального опыта. На спасенную девочку стали смотреть как на чудо света, а на ее спасителя – как на героя. | |
Этап проверки полученной информации самоконтроль | А теперь давайте выполним проверочный тест, отметки будут выставлены в журнал | Выполняют тест, проверяют работы друг друга в парах | |
Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения. | Ребята, давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Что нового появилось в вашем понимании слов М.А.Булгакова? Какие жизненный уроки произведения Булгакова кажутся вам наиболее важными и значимыми? Спасибо за урок! | Для М.А.Булгакова важно, чтобы человек в любых обстоятельствах всегда оставался человеком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-208899-1361442671.jpg)
Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"
Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/30/picture-557401-1419914373.jpg)
ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В.Д. ФЕДОРОВА: литературное краеведение, анализ текста
В статье представлены формы творческой работы с учащимися на материале поэзии В. Д. Фёдорова: литературная экскурсия "Картинная галерея музея поэта В.Д. Фёдорова", анализ стихо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/15/picture-353194-1434371037.jpg)
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Врач и пациенты в «Записках юного врача» М. А. Булгакова"
Врач и пациенты в "Записках юного врача" М. А. Булгакова (11 класс, урок литературы)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/25/picture-721199-1451047244.jpg)
конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"
конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/17/picture-1422427-1666036763.jpg)
Проектная работа. Тема: Литературное краеведение «Алексинская усадьба в истории и литературе Смоленщины»
Это замечательное место-село Алексино! О нем много написано, его посещают любители старины, здесь даже снимались фильмы. Наше село старинное и имеет богатейшу...
Форум по литературному краеведению «Летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого»
Цель данного мероприятия: повысить мотивацию обучения; способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; развитию творческих способностей; совершенствовать методики проведения уроков....