Урок - проект "Весна-пробуждение природы", 1 класс.
проект по экологии
Урок проект, который позволяет учащимся проследить изменения в природе с наступлением весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_-_probuzhdenie_prirody.docx | 51.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Ефремова Галина Геннадьевна
Класс, предмет: 1 класс, "Ознакомление с окружающим миром".
Тема урока: "Весна - пробуждение природы"
Цель урока:
Обобщить и расширить знания учащихся о весенних изменениях в жизни природы.
Задачи урока:
Воспитательный аспект: воспитание сотрудничества, коммуникативности, умение работать в паре; воспитание любви к родному краю, экологической культуры, развитие интереса к предмету; воспитание чувства красоты, расширение кругозора.
Развивающий аспект: развитие внимания, мышления; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, учить логически выстраивать свою речь.
Познавательный аспект:
- показать изменения в жизни растений, животных и птиц весной;
- познакомить с растительным и животным миром Якутии;
- систематизировать и показать взаимосвязь живой и неживой природы.
Тип урока: урок - проект
Применяемые технологии, приемы и методы: деятельностный, проблемный, коллективный диалог.
Оборудование: проектор - картины весны (ледоход, проталины, половодье), тема, проблема проекта, названия весенних месяцев;
доска - фотографии птиц, животных, растений, результаты работы групп, линейка для рефлексии; задания для работы в группах.
Ход урока
Этапы урока Цель этапа (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
Введение в проект
Учебно-воспитательная задача этапа: обеспечить комфортную обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию 1 мин | - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, работать группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество- внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность. | Быстро мобилизоваться, сосредоточиться. Включиться в деловой ритм | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание |
2. Актуализация знаний. Задача этапа: подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности 3 мин | - Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке. - Что такое природа? - Какая бывает природа? - Что относится к живой природе? - А что относится к неживой природе? - По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? - Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – В лесу подснежник расцветет. Шагает красавица, Легко земли касается. Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку. Она раскрывает почки в зеленые листочки Деревья одевает, посевы поливает. Движения полна, зовут ее… - О каком времени года пойдет речь? -Урок так и назовем Весна - пробуждение природы. -Что значит пробуждение? -Почему мы говорим сегодня о весне? - Назовите весенние месяцы. | Отвечают на вопросы. (подтверждение ответов на слайдах) Отгадывают стихотворение - загадку | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание. Познавательные: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы |
Задача этапа: сформулировать проблему, определить направления работы. 3мин | -Посмотрите на слайд. У нас с вами сейчас такая весна? Как происходят изменения в природе? -Какие же изменения происходят в неживой и живой природе весной? Как они взаимосвязаны? 1 группа будет изучать изменения в неживой природе. Они выбирают признаки, которые относятся к весне. 2 группа выберет растения, которые появляются весной первыми. 3 группа расскажет о перелетных птицах. 4 Группа расскажет о том, как изменяется жизнь животных с приходом весны. | - Постепенно Дети получают задания. | Личностные: самоопределение Регулятивные: прогнозирование. Познавательные: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, |
Работа в группах Задача этапа: решение задач каждой группой учащихся. 7 мин | Индивидуальная помощь. Физкульминутка | Работают в группах. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание, оценивание. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации, формирование умения объяснять свой выбор формировать умение работать в в малых группах, |
Презентация работы групп Задача этапа: систематизация и расширение знаний учащихся по теме. 25 мин | -И так, что же у нас получилось? -Вы согласны? - Давайте попробуем выделить самый главный признак, от него должны зависеть остальные. (День увеличивается и становится теплее) -Что происходит со снегом? -Что происходит, когда начинает таять на реках лёд? - А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. - Посмотрите на результаты опыта с луковицами. Что мы с вами сделали неделю назад? - Что же произошло? - Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? -На ветках деревьев, когда становится теплее сначала появляются почки, а затем - листочки. -Какие раннецветущие растения вы выбрали? Почему их так называют? (доп. информация о цветах) - Однажды, весной, я встретила девочку с огромным букетом первых цветов. Она хотела сделать сюрприз на день рождения маме. Он будет приятным? Почему? - Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? Бывают знаки дорожные, а у нас экологические (природосберегающие). Какой знак для охраны леса выберем?
- Не только растения реагируют на появление тепла. Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку, Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это …(птица) - Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? - Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? - Я приглашаю 3 группу. Они расскажут нам о том, какие птицы прилетают весной. Какие птицы зимовали с нами? Название каких птиц вы слышали впервые? Почему? -Природа нашей планеты прекрасна и многообразна, но многие растения, животные, птицы исчезают с лица земли. Почему? Люди создали Красную книгу, в которую внесли исчезающие вида. Почему обложка книги имеет красный цвет? -Какой знак для охраны птиц выберем? - А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц. - А как весну встречают звери? Каких животных можно увидеть в нашем лесу? - Знак охраны? | 1 группа (признаки весны) тает снег тает на реках лед дни длиннее ярче светит солнце и становится теплее Ответы детей. 2 группа (растения) -Одну поставили в воду в тёплом классе, а другую положили в холодильник. -Появились зеленые перышки. -Тепло. (подснежник, мать-и -мачеха, одуванчик, венерин башмачок) Ответы детей. -Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться. -Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары, растений. 3 группа Утки, гуси, стрижи, свиристели. Ответы детей. 4 группа: животные - просыпаются, линяют, появляются детеныши. | Личностные: самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование позитивного отношения к окружающему миру Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция Познавательные: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение), . Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, формирование вербальных способов коммуникации, |
Итог урока и рефлексия Задача этапа: вывод и обобщение знаний учащихся по теме. самооценка работы на уроке 6 мин | -Итак, какие изменения происходят в природе? В каком порядке? Благодаря чему наступает весна? -Связана живая и неживая природа между собой? -У нас на доске палочка Волшебницы - Весны. - Возьмите свои солнышки и оцените свою работу на уроке: Солнышко наверху палочки - я все понял на уроке и могу научить других. Солнышко по середине - я усвоил новое знание, но мне еще нужна помощь. Солнышко внизу - тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной. - Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина: «Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека». - Как вы понимаете их? - Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы. | Ярче светит солнце и становится теплее Тает снег и лед Появляются растения Появляются насекомые Прилетают птицы Меняется жизнь животных. Ответы детей. Оценивание своей работы. | Регулятивные: оценивание. Познавательные: рефлексия Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование позитивного отношения к окружающему миру. |
Вопросы для самоанализа урока
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как был определен тип урока и почему?
Данный урок-составляющая часть уроков посвященных сезонным изменениям в природе. По программе отводится на этот урок 3 часа (урок, экскурсия, самостоятельная работа). Мы уже говорили о изменениях в природе осенью, зимой, этот урок логическое продолжение темы. Дети знают о живой и неживой природе, трёх агрегатных состояниях воды. В дальнейшем, мы будем говорить о животных, о растениях, круговороте веществ, о связи живой и неживой природы подробнее. Тип урока был выбран по тому, что проектная деятельность оптимально позволяет в рамках одного аудиторного часа обобщить и расширить имеющиеся знания учащихся об изменениях в природе весной, в том числе и родного края. При этом дети не просто воспринимают материал урока, а сами, работая в группах, выполняют учебные задачи.
- Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку?
Учащиеся, в основном, со средним уровнем подготовки, в каждой группе должен быть хорошо читающий ученик, первоклассники быстро устают - проводится 1-2 физкультминутки.
- Какова триединая дидактическая цель урока?
Обобщить и расширить знания учащихся о весенних изменениях в жизни природы.
Задачи урока:
Воспитательный аспект: воспитание сотрудничества, коммуникативности, умение работать в паре; воспитание любви к родному краю, экологической культуры, развитие интереса к предмету; воспитание чувства красоты, расширение кругозора.
Развивающий аспект: развитие внимания, мышления; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, учить логически выстраивать свою речь.
Познавательный аспект:
- показать изменения в жизни растений, животных и птиц весной;
- познакомить с растительным и животным миром Якутии;
- систематизировать и показать взаимосвязь живой и неживой природы.
- Почему была избрана именно такая структура урока? В соответствии с методом проектной деятельности.
- Обоснование хода урока, деятельности учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? Содержание материала урока основано на сезонных изменениях в природе родного края, знания детей должны полагаться на жизненный опыт, включена экологическая составляющая. На уроке использовался деятельностный метод - каждая группа выполняла определенную задачу, проблемный - знания не даются в готовом виде, предлагается рассуждать, думать, использовать доп. информацию, коллективный диалог. Групповая форма работы позволяет в рамках одного урока обобщить и структурировать достаточно большой объем материала, приучает к сотрудничеству.
- Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке? ( Группы - небольшие, что позволяет, каждому ребенку быть задействованным на уроке, сформированы по мере трудности заданий).
- Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему? ( организация, контроль, оценивание, самооценка)
- Были ли отклонения от плана в ходе урока, если да, то почему?
- Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока. Самооценка урока.
- Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока? Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?
Мать-и-мачеха
Небольшое травянистое растение высотой 10—15 см. Как только растает снег, с середины апреля до середины мая на глинистых от- I косах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях появляются желтые соцветия на недлинных стебельках. Листья появляются позже. Из-за листьев растение получило свое название: верхняя сторона листьев гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, нижняя сторона — нежная и теплая, как родная мать.
Латинское название астения — туссилаго — означает выводящий кашель. Действительно, высушенные листья и соцветия применяют для лечения легочных болезней.
- А какую пользу приносят птицы? стрижи и ласточки за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).
- Подведение итогов.
Какие происходят изменения в неживой природе? В жизни растений, птиц, животных с приходом весны? Почему же наступает пробуждение природы? ( становится теплее, день удлиняется)
Самооценка. (Слайд 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.
Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
Урок музыки в 6 классе Тема урока: «Природа в музыке»
Тема урока: «Природа в музыке» Цель урока: прививать учащимся любовь к природе через музыкальные и художественные произведения. Показать взаимосвязь природы и музыки, воздействие музыкальных прои...