Урок музыки в 6 классе Тема урока: «Природа в музыке»
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Тараян Анжела Георгиевна

Тема урока: «Природа в музыке»

 

Цель урока: прививать учащимся любовь к природе через музыкальные и художественные произведения. Показать взаимосвязь природы и музыки, воздействие музыкальных произведений, изображающих природу, показать взаимосвязь природы и музыки с жизнью человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок музыки в 6 классе20.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе

Тема урока: «Природа в музыке»

Цель урока: прививать учащимся любовь к природе через музыкальные и художественные произведения. Показать взаимосвязь природы и музыки, воздействие музыкальных произведений, изображающих природу, показать взаимосвязь природы и музыки с жизнью человека.

Задачи:

Образовательная: развивать и воспитывать на примерах созданных произведений разных композиторов, любовь к прекрасному.

Сформировать представление и значение музыки отражающей природу в жизни людей.

Воспитательная: формировать интерес к творчеству русских, осетинских, зарубежных композиторов и художников. Прививать любовь к музыке и к природе.

Развивающая: развивать понимание о том, что музыка и природа сама жизнь, и она подвластна законам жизни, существуют, воздействуют на людей.

Умение слышать распознавать особенности музыки, изображающие природу, которые влияют на душевное состояние, жизненные ситуации людей и окружающий нас мир.

Чистое интонирование мелодии, легкая, четкая дикция, чувство ритма, динамика звуке, эмоциональное исполнение песен М. Плиева «Наш край», сл. Е. Шиловского муз. С Протасова, «Ты береги нас» Ю. Чичкова «Лесной март».

«Мы не получим природу в наследство от предков, а взяли ее взаймы для передачи своим потомкам»

М.Дахие

ср.шк.№3

уч.музыки

Тараян А.Г.

Структура

Задачи реализации музыкального материала

Оборудование. Приемы и методы фонограмма

Чайковский Пьеса для фортепиано. Голоса птиц Голоса китов фрагмент звучания

И.С. Бах

«Токката и фуга»

«Береза»

С. Есенина

Ю. Чичков

«Лесной март»

М. Плиев

«Наш край»

Ф. Алборов Концерт № 2

А. Вивальди «Зима»

«Ты береги нас»

Под звуки музыки П.И. Чайковского дети заходят в класс и садятся. На фоне пьесы П.И. Чайковского звучат голоса птиц, звучат голоса китов.

Учитель: Ребята, что вы сейчас услышали и представши?

Ученик: Звучала музыка плавно, нежно, красиво, звучали голоса птиц и китов.

Учитель: Что вы представили себе?

Ученик: Нашу необъятную землю, ее природу.

Определить характер, настроение звучания музыки

Учитель: Ребята, это было очень давно, земля была совершенно пустой. На ней было темно. Весь мир был погружен во мрак.

Не было ни травы, ни деревьев,

Ни цветов, ни птиц,

Ни даже неба и звезд.

Божий дух встал над землей

И сказал Бог: Я сотворю небо и землю И стал Он творить!

Небо! Звезды! Птицы! Море! Волны! Свет!

Звучало море в грани берегов

Был музыкою ли

Цвели цветы

Повеял ветер в тростники,

Наверно чрез их отверстия ожили луга Так зарождалась жизнь

Природа зарождалась

Мир прекрасен!

Но кто будет править этим миром, человек?

Ученик: Человек. Но человек должен очень бережно относиться к природе, к миру.

 Учитель: Ребята, прозвучало произведение великого немецкого композитора, жившего 400 лет назад. Как вы думаете какому композитору принадлежит это произведение? Ученик: И.С. Бах

Учитель: Что значит фамилия Бах в переводе с немецкого языка?

Ученик: Ручей.

Учитель: Прозвучал фрагмент, произведения «Токката и фуга».

Что такое фуга? 

Ученик: Бог

Определить характер, настроение звучания произведения, что выражает и изображает музыка?

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему мы слушаем именно фрагмент «Токкаты и фуги» после слов: «А кто же будет править миром, человек? Ученик: Не смотря на то, что И.С.Бах жил 400 лет назад его произведения отражают эпоху 21 в. Бах писал светскую музыку, которая возвышала человека, славила ум. Учитель: Да, правильно ребята! Бах возвышал ум человека и считал человека хозяином на земле.

Определить, как звучала музыка?

Ученик: Возвышенно, стремительно, уверенно, объемно, величественно, утвердительно устремлено ввысь так же как и сама природа, присутствующие в ней растения и животный мир, к жизни, к миру.

Учитель: Ребята, а можете ли вы считать себя хозяевами на этой земле?

Ученик: Да.

Учитель: Вы когда-нибудь посадили хотя бы одно дерево? Назовите писателей у которых написаны стихи о природе.

Чистое интонирование мелодии

легкая, четкая дикция

эмоциональное исполнение

Учитель: Ребята сейчас мы с вами исполним песню осетинского композитора М. Плиева «Наш край».

Чистое интонирование мелодии

одновременное вступление

снятие

эмоциональное исполнение

Учитель: Ребята, сейчас мы познакомимся с еще одним замечательным композитором, о котором вы еще ничего не слышали. Посмотрите на него, это - Ф. Алборов. Обратите внимание какой у него добрый взгляд, улыбка. Он родился 8.09.1935г в г. Цхинвали в семье служащего. С детства от был окружен музыкой. В его семье пели и играли на музыкальных инструментах почти все Конечно же все это отражалось на его характере. Вы знаете его музыку, она вам знакома! Достаточно вспомнить художественные фильмы:

 «Во всем виновата Зарина»:

«Мужское самолюбие»;

«Сбереги»;

Но особенно хочется выделить 2 концерт.

Учитель: Что такое концерт?

Ученик: Соревнование

Учитель: Этот концерт был его дипломной работой

Вот, что сказал о его концерте известный композитор, педагог, профессор        :

Если б в осетинской симфонической музыке не было ничего, кроме 2-го концерта для фортепиано с оркестром Ф. Алборова, то и тогда у нее было бы достаточно, чтобы можно было говорить о симфонической осетинской музыке.

Учитель: Ребята, давайте послушаем 2 часть концерта №2 Ф. Алборова.

Подумайте, а потом скажите, что выражает музыка, какими были ваши мысли.

Ученик: Когда я слушаю эту музыку душа моя улетает далеко-далеко, где нет зависти и злости, жестокости, туда где живут доброта и красота.

Определить настроение и характер музыки.

Учитель: Ребята, сейчас мы послушаем еще одно замечательное произведение итальянского композитора Антонио Вивальди «Зима».

Учитель: Как звучит музыка?

Ученик: Медленно, сдержанно, стремительно.

Учитель: Какое настроение?

Ученик: Печальное, тревожное, жизнеутверждающе.

Зима может быть не только суровой, знойной, носящей холод, вьюгу, но и может нести силу, волю, уверенность вдохновение.

Зимой бывает солнечный свет, который несет тепло, мягкий пушистый снег, поют птицы, т.е. есть жизнь на земле продолжается.

Чистые интонированные мелодии. Одновременное вступление, снятие. Легкая четкая дикция, эмоциональное исполнение песни.

вход

беседа

слушанье

фрагмент

фильма

слушанье

анализ

беседа

исполнение

распевание

исполнение

исполнение

слушанье

анализ

слушанье

анализ

репродукция

«лебедь»

исполнение

глобус

Итог урока: Что нового узнали на уроке?

Композиторы, поэты, писатели, художники разной эпохи выражали свою любовь к природе и окружающему миру в своих созданных произведениях. Показали красоту и необходимость природы и музыки в жизни людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-ем классе на тему "Образы природы в музыке".

Урок проводится в 3-ем классе в блоге: "День,полный событий",по программе Сергеевой,Критской.Программа урока знакомит учащихся с новыми терминами,понятиями,с образами норвежской природы и композитором...

Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).

Цели урока: Обучающая:  подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...

Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...

Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"

Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....