Программа внеурочной деятельности "Краеведение"
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности носит ярко выраженный краеведческий характер.
Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.
В программе рассматриваются объекты краеведческой деятельности:
-Изучение родословной;
- Изучение истории села;
- Изучение истории школы;
-Топонимика окрестностей села.
Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села. В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном архиве и Комнате боевой и трудовой славы, краеведческой литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedenie.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Юрловская основная школа
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Краеведение»
Разработала
Киселева Людмила Анатольевна,
учитель первой категории
.
с.Юрловка, 2016
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки.
Д.С.Лихачёв.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Ульяновской земле.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
Программа предназначена для проведения кружковых занятий на базе МКОУ Юрловской ОШ. Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.
В программе кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:
-Изучение родословной;
- Изучение истории села;
- Изучение истории школы;
-Топонимика окрестностей села.
Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.
Цели программы:
- Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей
- Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Базарносызганского района, с.Юрловка
- Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы
- Изучение прошлого и настоящего села Юрловка, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в близлежащих сёлах
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций
- Активизация поисковой деятельности учащихся
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры.
- Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения
- Пополнение фондов школьной Комнаты боевой и трудовой славы экспонатами и работами учащихся по краеведению
Методические приемы.
Основными методическими приемами являются:
- Исследовательская деятельность.
- Поисковая деятельность.
- Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
- Индивидуальная работа с учащимися и преподавателями
- (подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.)
- Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).
Используемые технологии:
- технологии сотрудничества;
- проектные технологии;
- организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.
В основу программы положены следующие принципы образования:
природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.
Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное ( посещение музеев).
Формы проведения занятий:
- Занятия
- Экскурсия
- Работа с документами
- Исследовательская деятельность
- Создание презентаций, выставок.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий в школьную и сельскую библиотеки;
- пешие экскурсии по селу;
- сбор материалов;
- оформление материалов экскурсий;
- организация работы;
- участие в районных и областных краеведческих конкурсах
Предполагаемые результаты:
- приобретение учащимися знаний об истории, культуре села Юрловка и близлежащих, топонимики.
- овладение школьниками навыками изучения истории родного края
- использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)
- пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися)
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны
Прогнозируемые результаты: приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии
Формы реализации программы
- Встреча с замечательными людьми
- Проведение выставок, презентаций
- Проведение экскурсий
- Участие в районных и областных краеведческих конкурсах
- Создание проектов
Содержание программы
Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.
Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.
В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном архиве и Комнате боевой и трудовой славы, краеведческой литературой.
Направления работы:
- Познавательное
- Краеведческое
Познавательная часть программы (формы работы)
- беседы, написание исследовательских работ, презентации
- практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа)
- познавательные историко-краеведческие игры
- викторины
- конкурсы рисунков, плакатов
Краеведческая часть программы (формы работы)
- изучение краеведческой литературы
- сбор краеведческого материала
- встречи с жителями села
Особенности программы
Программа связана с общим образованием. Работая по программе, учащиеся учатся на практике применять знания, полученные на уроках, дополняют эти знания региональным компонентом.
Основные принципы построения программы: программа состоит из 70 учебных часов, рассчитана на 1 год. Реализация программы направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Ребята познают себя, своих товарищей, изучают свою семью, свою школу, свое село, приобретают первоначальные знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего села, края. Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, знаниями о прошлом, с различными архивными документами в учебно-воспитательной работе, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы.
Итогом работы должна стать краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам. Эти творческие работы в дальнейшем могут использовать классные руководители, экскурсоводы, учителя истории и ОБЖ. При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.
Овладев данной программой, учащиеся должны знать / понимать:
- Историю становления и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
- Историю своей семьи;
- Замечательных людей своего населенного пункта, района;
- Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Учащиеся должны уметь:
- Владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
- Составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал
- Описывать основные этапы развития населенного пункта
- Систематизировать знания о своей семье
- Систематизировать информацию о родном крае
- Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам
- Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий
- Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
- Написать исследование и выступить с докладом
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. «Моя родословная» | |||
№п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов |
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | 1 |
2 | Экскурсия по родному краю «Рощи да леса —родного края краса» | Экскурсия на природу | 1 |
3 | Наука генеалогия | Беседа о науке генеалогии | 1 |
4 | Имя твоё | Что означает твое имя. Самостоятельно найти в книгах. | 1 |
5 | Фамилия – флаг семьи | Что означает твоя фамилия. Самостоятельно найти в книгах. | 1 |
6 | Моя семья. Семейные традиции. | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. | 1 |
7 | Реликвии моей семьи. | Сбор информации | 1 |
8 | Фамилии нашего села | Сбор материала о фамилиях на селе. | 1 |
9 | Самые «Юрловские фамилии» | Сбор материала о семьях, чьи фамилии знамениты на селе. | 2 |
10 | Старожилы села | Встреча со старожилами села Рассказы об истории села. | 1 |
11 | Экскурсия по селу | Запись распространённых фамилий, которых на селе уже нет | 1 |
12 | Выставка «Моя личная коллекция» | 1 | |
13 | Летопись семьи | Составление генеалогического древа семьи. | 3 |
14 | Конкурс исследовательских работ «Школы прославляя имя» | Работа по изучению биографии своих родителей (предков). | 2 |
15 | Словарь фамилий | Составление красочного словаря фамилий и их происхождение | 1 |
20 | |||
Раздел 2 «Моя школа - мой дом» | |||
16 | Моя школа - мой дом. | Беседа о своей школе, знакомство со стендами «Мы ими гордимся» и др. | 1 |
17 | История школы | Работа над составлением летописи школы | 4 |
18 | Учителя нашей школы | Сбор материала об учителях школы, презентация (Заслуженные учителя, Отличники просвещения, Почетные работники, победители профессиональных конкурсов) | 2 |
19 | Учителя-ветераны | Встреча с ветеранами педагогического труда | 2 |
20 | Учителя в годы ВОВ | Сбор материала об учителях, защищавших Родину в годы войны | 2 |
21 | «Вы нам в жизнь путёвку дали…» | Сбор материала и оформление стенда о директорах школы | 2 |
22 | История пионерского и комсомольского движения в нашей школе | Кто такие пионеры. Законы пионеров. Атрибуты пионеров. Жизнь пионерского отряда и дружины. Встречи с бывшими пионерами | 2 |
23 | Гордость нашей школы. | Сбор материла о выпускниках школы. Оформление папки. | 3 |
24 | Создание презентации «Наша школьная страна» | 2 | |
20 | |||
Раздел 3 «Малая родина - моё село» | |||
25 | О чем рассказали книги. | Экскурсия в библиотеку. Работа с краеведческой литературой. | 1 |
26 | Экскурсия в школьный музей | Знакомство с материалами стендов «Наша малая Родина» | 1 |
27 | Мой двор, моя улица. | Беседа «За что люблю». Составление небольших рассказов о своем дворе | 2 |
28 | Улицы села | Сбор материала о названиях улиц села, оформление альбома | 3 |
29 | Конкурс “картографов” | Экскурсия к карте-схеме села. Составление карты села. | 1 |
30 | Мое село на карте района и области. | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | 1 |
31 | Прошлое села | Сбор материала о возникновении села | 1 |
32 | Село в годы войны | Беседа о военном времени | 1 |
33 | “Они отстояли победу” | Встреча с ветераном ВОВ Михеевым И.И. | 1 |
34 | «Чтобы помнили» | Экскурсия в Комнату боевой и трудовой славы | 1 |
35 | Сбор материала о женщинах - участницах ВОВ | Оформление материала о Луковенко М.И. | 1 |
36 | Встреча с детьми войны | Опрос жителей села о периоде войны. | 1 |
37 | История совхоза «Юрловский» | Сбор материала, встречи с Ветеранами труда. | 2 |
38 | История Архангельской церкви | Изучение истории церкви, экскурсия в церковь с. Папузы | 2 |
40 | Достопримечательности нашего села. | Беседа. Экскурсия к святому роднику | 2 |
20 | |||
Раздел 4 «Топонимика окрестностей села» | |||
41 | Названия окрестностей села | Сбор названий окрестностей села (дороги, луга, поля, родники) | 1 |
42 | Конкурс “картографов” | Составление карты села с названиями дорог, покосов | 1 |
43 | Изучение названий исчезнувших сел: Белая речка, Эстонцы (п. Никольский), Шлемасс и др. | Работа с краеведческой литературой. Опрос местных жителей | 3 |
44 | Социальный практикум (уборка территории вокруг памятника) | 1 | |
45 | Социальный практикум (помощь вдовам участников ВОВ) | 1 | |
46 | Экскурсия на природу | 1 | |
47 | Фотовыставка “Живи, родное село!” | Сбор фотографий с видами села | 1 |
48 | Итоги работы кружка за год | Презентация | 1 |
10 | |||
Всего за год | 70 |
Список литературы
1. Верещагин П.Д. Прошлое нашего края. –Ульяновск, 2003г.
2. Край прелестный – это ты: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2010.
3. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н.С. Бортов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; Под ред. Н.С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982
4. Музей и дети. - М.: Академия, 2000г.
5. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе школьных общественно-политических музеев: Кн. для учителя: - М.: Просвещение,1989.
6. Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...