РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Родные просторы»
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Родные просторы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnye_prostory.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Карагач»
Прохладненского муниципального района КБР.
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор МКОУ
начальных классов «СОШ № 1 с.Карагач»
Протокол №_____ ________ /Отарова Ж.К./ Приказ №______
от «___»_________2015г.
от«__»______2015г. от «___»_______2015 г.
Руководитель МО
______________/Зихова Л.Н./ _________ /Нафонов З.М/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Родные просторы»
5 класс
(2015-2016 учебный год)
Программа рассчитана на детей 10-11 лет.
Срок реализации 1 год.
Составитель:
Шалова М.Х.
учитель русского языка и литературы
Содержание программы.
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика программы.
- Содержание программы.
- Материально-техническое обеспечение.
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование.
- Литература.
Пояснительная записка.
Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.
Материалы по историческому краеведению, легшие в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.
- Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5 класса составлена с учётом нормативных документов:
- приказом МОН России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
- Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
- стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373»;
- учебным планом МКОУ «СОШ №1 с. Карагач на 2015-2016 учебный год.
- Цели курса:
- воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края и села.
- воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
- выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
- создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
- способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.
Задачи:
- пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
-познакомить учащихся со способами поиска информации;
-прививать интерес к исследовательской деятельности;
-формирование коммуникативных навыков;
При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовалась примерной программой воспитания школьников "Край Родной" Автор - составитель учитель Боярова Елена Михайловна
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю.. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в постоянных группах в 5кл. -35часов в год, одно занятие в неделю продолжительностью 40 минут.
Места проведения занятий:
- занятия в учебном кабинете, библиотеке, спортплощадке;
- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр);
Занятия на свежем воздухе:
во дворе школы;
спортплощадка.
Виды внеурочной деятельности.
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно – ценностное общение
- Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
Психолого-педагогические принципы, на основе которых построена данная программа:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия . Предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
II. Общая характеристика программы
Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.
Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Программа «Родные просторы» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.
Используются современные педагогические технологии:
-проблемное обучение;
-проектные методы в обучении;
-здоровьесберегающие технологии;
-использование исследовательского метода в обучении;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-технология «Развитие критического мышления» и др.
Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.
Контрольная работа: по теме «Наш край в древности».
Самостоятельна работа по теме «Герои моей республики»
Практические работы:
знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.
Составление генеалогического древа моей семьи.
Занятия разделены на теоретические (беседы, лекции, сообщения, викторины, презентации, составление генеалогического древа) и практические (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи).
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью: изучение программы внеурочной деятельности по художественно-нравственному направлению «Я - патриот Родины» тесно связано с такими дисциплинами как «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка»
Ожидаемые результаты
Предметные: учащиеся в ходе реализации данной программы должны приобрести опыт специфической для данной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Освоение программы по патриотическому воспитанию предполагает, что дети будут знать:
• свою этническую и национальную принадлежность, традиции российского народа и историю России;
• правовую культуру, государственные праздники и символику Российского государства;
• ценности многонационального российского общества (общечеловеческие и национально-культурные), охватывающие основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
• разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства;
• историю своей малой родины, села, рода.
научатся:
• уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;
• овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• быть самостоятельными и ответственными за свои поступки;
• ориентироваться в социуме;
• уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества;
• любить и беречь природу своего края, своей Родины.
Личностные: учащиеся должны приобрести способность и готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки. отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты обеспечивают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий.
Учащиеся должны иметь представление:
• о способах решения проблем творческого и поискового характера;
• об умении планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• о начальных формах познавательной и личностной рефлексии;
• о различных способах поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
• о конструктивном разрешении конфликтов посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
• о базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессом.
Воспитательные результаты:
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, в защищенной, дружественной среде.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Результативность: участия ребенка в конкурсных мероприятиях, выполнении им соответствующих работ. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся.
III. Содержание программы.
Логика построения программы обусловлена системой работы по овладению учащимися основами поисковой деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио_ и видеозаписи, дискеты, компакт_диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
IV. Материально-техническое обеспечение
Для реализации проекта «Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в МКОУ «СОШ № 1с.Карагач» и апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия.Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, специализированными кабинетами, библиотекой, школьным краеведческим музеем, музыкальной, мультимедийной и компьютерной техникой.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к сети Интернет. В кабинете информатики имеются компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
VI. Календарно-тематическое планирование.
5 «А» класс – 35 часов
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение - 1 час | ||||
1 | Введение в тематику. Россия – Родина моя | 1 |
| |
2 | Символы государства РФ: герб, гимн, флаг | 1 | ||
3 | Символы малой Родины | 1 | ||
4 | Кабардино-Балкарская республика – частица России | 1 | ||
5 | Русские полководцы А.Невский и Д.И.Донской | 1 | ||
6 | Богатырская наша сила. Герои Руси | 1 | ||
7 | . Русские полководцы. А. В. Суворов | 1 | ||
8 | Пётр I – сила и слава России | 1 | ||
9 | Как жили наши предки. Наш край в древности | 1 | ||
10 | Как жили наши предки. Этнографическая экскурсия | 1 | ||
11 | Как жили наши предки. Этнографическая экскурсия. | 1 | ||
12 | «Мой дом – моя крепость» | 1 | ||
13 | Легенды и предания о селе. | 1 | ||
14 | Улица, на которой я живу. | 1 | ||
15 | Достопримечательности моего села. | 1 | ||
16 | Мои односельчане – участники ВОВ. | 1 | ||
17 | Мое село в будущем. | 1 | ||
18 | Мое село в будущем. | 1 | ||
19 | Дети войны. Труженики тыла | 1 | ||
20 | Проект «Военная летопись нашей семьи». | 1 | ||
21 | Я - ученик. История школы | 1 | ||
22 | Выпускники, которыми гордимся Экскурсия в музей. | 1 | ||
23 | . Родной дом и семья | 1 | ||
24 | . Традиции семьи | 1 | ||
24 | Традиции и обычаи моего народа. | 1 | ||
25 | Прославленные земляки. | 1 | ||
26 | Культурные центры Кабардино-Балкарии. | 1 | ||
27 | Литературное творчество моего народа. | 1 | ||
28 | Моя малая Родина. | 1 | ||
29 | Достопримечательности моего края. | 1 | ||
30 | Кухня моего народа. | 1 | ||
31 | Подготовка к проектам: экскурсия в городскую библиотеку | |||
32 | Религия в КБР. | 1 | ||
33 | Религия в КБР. | 1 | ||
34-35 | Итоговый урок: обобщение, защита проектов «История Тувы в истории моей семьи» | 2 |
Литература.
Список литературы для учителя:
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
- Кукченко Т.М., ГерасимоваС.А., Горбунов В.С., Красношлыкова О.Г., Прудникова О.Е., Аверчук О.А. Воспитание на региональном материале. Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук – Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. – 42 с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Список литературы для учеников:
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Бекалдиев М. Д. История Кабардино-Балкарии. Учебник для 8-9 классов. Нальчик, «Эльбрус», 2005 год.
- Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие для учителей и учащихся средних школ, ПТУ и техникумов. Нальчик, ЭЛЬ-ФА, 2008 год.
- Избранные произведения адыгских просветителей.- Нальчик, 1980
- .История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик
Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...
Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Информатика в играх и задачах» в 1-4 классах (для четырёхлетней начальной школы)
Количество часов: всего 136 часов2 класс – 68 часов 3 класс – 34 часа...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»
Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности по математике«От развлечения к знаниям»...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»
Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 9 класса «Математика в спорте»
...................
Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Реальная математика» для 9 класса
Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015г. Учебно-методический комплект: учебник...