Программа внеурочной работы "Юный краевед"
рабочая программа (5 класс) на тему
программа для кружковой или внеурочной работы. Можно использовать для 4-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5b_yunyy_kraeved_titul_list_poyasn_zapiska_retsenziya.doc | 46 КБ |
ktp_5_b_yunyy_kraeved.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1"
г.о. Электросталь
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ №1»
______________/Е.Н.Шевченко/
«_____»_______________2013 г.
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
«Юный краевед»
5 б класс
(базовый уровень)
Составитель: Кульбацкая Ирина Владимировна
учитель высшей квалификационной категории
2013 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые образовательные стандарты одной из важнейших задач считают формирование у ученика общеучебных умений и навыков, как основы учебной деятельности. В рамках краеведения формируются такие навыки в процессе исследовательской работы по изучению родного города, его истории, культуры, окружающего пространства.
В понятие «краеведение» за время его существования (зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта. Краеведение в современном понимании – это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности.
Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает в учащихся патриотизм, интерес к родной культуре. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. В процессе выполнения работ учащимися осваиваются различные технологии: фотосъемка, сбор, обработка и систематизация информации, составление тематических подборок информации по заданию учителя.
Данная рабочая программа разработана на основе учебного пособия В.В.Эдемской «Электросталь. Рассказы о городе» и является пропедевтикой курса изучения истории города в 6 классе. Программа рассчитана на внеурочную работу с учащимися 5 классов в объеме 35 часов в год.
Цель программы: способствовать процессу познания в области культуры, природы и экологии нашего города, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города, о городских объектах и инфраструктуре.
Задачи:
Обучающие
а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение родного края и своей страны средствами краеведения;
б) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления,
Развивающие:
а) развивать мыслительные процессы;
б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение
Воспитательные:
а) воспитывать бережное отношение к природе.
б) воспитание уважения к труду строителей города, тех, кто обеспечивает его существование.
Занятия проводятся в виде практических упражнений, прогулок по городу, бесед, дискуссий, коллективных обсуждений работ и наблюдений за окружающим пространством, практических занятий по обработке информации.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умение наблюдать, навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; умения оформлять графическую работу, доклад, исследовательскую работу.
- Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- Прогнозируемые результаты:
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
|
коммуникативные |
|
|
Обучающиеся научатся:
- понимать поставленную задачу, суть задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем;
- выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- создавать презентации и коллекции фотографий на компьютере
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- планировать конечный результат работы;
- вести дискуссию;
- отстаивать свою точку зрения;
- находить компромисс;
- презентовать свою работу;
- оценивать проекты, выполненные другими.
Обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать
информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающиеся смогут проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в группе, коллективе;
- презентовать работу общественности.
Рецензия на рабочую программу внеурочной деятельности
«Юный краевед»
Кульбацкой Ирины Владимировны,
учителя высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ № 1»г. о. Электросталь.
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цель программы: способствовать процессу познания в области культуры, природы и экологии нашего города, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города, о городских объектах и инфраструктуре.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как прогулки по городу, беседы, дискуссии, коллективные обсуждений работ и наблюдения за окружающим пространством, практических занятий по обработке информации
Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о родном городе. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технологии проектно-исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии.
В результате усвоения программы у обучающихся формируются коммуникативная, культуроведческая и ИКТ - компетенции.
Данная программа может быть рекомендована учителям для проведения внеурочных занятий с учащимися 5 классов как пропедевтика программы изучения истории города.
Учитель высшей квалификационной категории
__________________ Попова О.Л.
- 5.Учебно-методическое обеспечение
- Эдемская В.В. Рассказы о городе. Учебное пособие для основной школы. - Электросталь, 2007 г.
- Город мастеров. Электросталь, 1916-1998/ Д.И.Войниченко, М.В.Немышева, А.Г.Фролова, А.Б. Шаханов. - Электросталь, 1998
- Wikipedia
- Wikimapia
- сайт http://www.electrostal.ru/
Рассмотрено
Протокол заседания ШМО учителей
естественно-математического цикла
№_______от «____»_______2013 г.
Руководитель ШМО________________(Шестакова Т.А.)
Согласовано
Зам. директора по УВР____________(Михалёва И.М)
«____»___________2013 г.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности.
Юный краевед.
5 б класс
№ | Дата проведения | Коррект. даты | Темы занятий | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||
1 | 03.09.2013 | Мой город. Моя область. Моя страна. Изучаем карту. | Формирование умений работать с картой города, области страны, как отражением объектов реальности. | Овладение способностью понимать информацию в графической форме и использовать ее в повседневной жизни. | Формирование личностного смысла учения. | |
2 | 10.09.2013 | Мой город. Карта. Путь в школу. | Формирование умений работать с картой города как инструментом для ориентирования на местности | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Формирование умения оценить личный путь. | |
3 | 17.09.2013 | Мой город. Идем в кино по карте. | Формирование умений работать с картой города как инструментом для ориентирования на местности. Усвоение правил техники безопасности. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Формирование умения оценить личный путь и время для решения конкретной ситуации. | |
4 | 24.09.2013 | Мой город. Где главные заводы | Формирование умений использовать карту города как исследовательский инструмент для изучения местности | Изучение и использование знаково-символических средств представления информации | Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность. | |
5 | 01.10.2013 | Мой город. Музей. Изучаем экспонаты | Формирование умения собирать информацию, экспонаты как средства изучения истории края | Умение систематизировать информацию | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |
6 | 08.10.2013 | Формирование умения собирать информацию, экспонаты как средства изучения истории края | Умение систематизировать информацию и представлять ее в понятной форме | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | ||
7 | 15.10.2013 | Моя школа. История школы | Формирование умения собирать информацию, анализ экспонатов как средство изучения истории школы | Умение планировать работу с информацией, с людьми — хранителями информациии. Представление информации в понятной форме | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |
8 | 22.10.2013 | Моя школа. История школы. Беседы в музее | Изучение экспонатов как изучение фактов истории | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей. | Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность. | |
9 | 29.10.2013 | Мой город. Где другие школы? | Формирование умения использовать сайт города как источник информации. Карта города как исследовательский инструмент для изучения местности | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |
10 | 12.11.2013 | Мой город. Герб, флаг и гимн города | Формирование умения использовать сайт города как источник информации. Книги о городе. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |
11 | 19.11.2013 | Интеллектуальная разминка: вопросы о городе | Формирование умения использовать сайт, книги о городе, википедию как источник фактов. | Освоение расширенных приемов получения информации | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |
12 | 26.11.2013 | Рисуем школу и город. К 80-летию школы. | Овладение технологическими приемами создания изображений. | Формирование умения ставить цель работы и выбирать технологию для ее достижения | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
13 | 03.12.2013 | Рисуем школу и город. К 80-летию школы. | Овладение технологическими приемами создания изображений. | Формирование умения определять наиболее эффективные технологические приемы для достижения результата. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | |
14 | 10.12.2013 | Вернисаж работ учащихся | Формирование умения использовать приобретенные знания и умения для реализации художествееного замысла. | Формирование умения анализировать художественный замысел и технику работы | Формирование уважительного отношения к точке зрения друзей и их умению создавать изображения. | |
15 | 17-24.12.2013 | Мой город в праздник. Новогодние украшения на улицах. Прогулка, беседа.. | Овладение техникой фотосъемки | Формирование умения отображения окружающей реальности | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | |
16 | 17-24.12.2013 | Мой город в праздник. Новогодние украшения на улицах. Прогулка, беседа.. | Овладение техникой фотосъемки . | Усвоение правил техники безопасности при городских прогулках. рассуждений. | Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность. | |
17 | 14.01.2014 | Вода в городе. Кто нам ее дает, куда она уходит. | Формирование умения анализировать информацию по использованию воды | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |
18 | 21.01.2014 | Чистая вода в доме. Кто следит за чистотой воды. Основы бережного отношения в ресурсам природы | Формирование практичного отношения к природным ресурсам | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Формирование экологически грамотного человека. | |
19 | 28.01-04.02. 2014 | Городские водоемы зимой. Прогулка-беседа | Овладение методами наблюдения за природой | Формирование бережного отношение к природным ресурсам | Формирование экологически грамотного человека. | |
20 | 28.01-04.02 2014 | Городские водоемы зимой. Прогулка-беседа | Овладение методами наблюдения за природой | Формирование бережного отношение к природным ресурсам | Формирование экологически грамотного человека. | |
21 | 11.02.2014 | Создаем презентацию с фотографиями о городе | Формироване умения обрабатывать информацию и представлять ее как результат исследовательской работы | Формирование технологических навыков преобразования информации | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |
22 | 18.02.2014 | Создаем презентацию с фотографиями о городе. | Формироване умения обрабатывать информацию и представлять ее как результат исследовательской работы | Формирование технологических навыков преобразования информации | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |
23 | 25.02.2014 | Городской сайт. Полезная информация о городах в Интернете | Развитие навыков поиска информации, сохранения и преобразования и анализа. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность. | |
24 | 04.03.2014 | Города области. Изучаем информацию. | Развитие навыков поиска информации, сохранения и преобразования | Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |
25 | 11.03.2014 | Беседа о городах Подмосковья | Развитие навыков поиска информации, сохранения и преобразования | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
26 | 18.03 — 01.04 2014 | Старые и новые районы города. Изучаем дома. Прогулка — беседа. | Освоение понятий: архитектура, городская инфраструктура | Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |
27 | 18.03 — 01.04 2014 | Старые и новые районы города. Изучаем дома. Прогулка — беседа. | Освоение понятий: архитектура, городская инфраструктура | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления. | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |
28 | 08.04.2014 | Культурная жизнь в городе. Галереи, музеи, библиотеки. ДК как культурные центры | Развитие навыков поиска информации, сохранения и преобразования | Формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |
29 | 15.04.2014 | Спортивная жизнь в городе. Растем здоровыми и сильными. | Развитие навыков поиска информации, сохранения и преобразования | Формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |
30 | 22.04.2014 | Игра: к нам приехали зарубежные друзья. Составляем план прогулки по городу. | Овладение приемами передачи информации | Формирование умения использовать ранее накопленную информацию для реализации новой цели | Развитие коммуникативных навыков | |
31 | 29.05.2014 | Игра: к нам приехали зарубежные друзья. Проводим экскурсию по городу. | Овладение приемами передачи информации | Формирование умения использовать ранее накопленную информацию для реализации новой цели | Развитие коммуникативных навыков | |
32 | 06-13.05 2014 | Весна в городе. Красота весенней природы и мусор под ногами. Проблемы городской экологии. Прогулка - беседа | Овладения приемами фотосъемки в городе, навыками сбора и систематизации фотографий | Формирование умения оценить деятельность окружающих, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |
33 | 06 — 13.05 2014 | Весна в городе. Красота весенней природы и мусор под ногами. Проблемы городской экологии. Прогулка - беседа | Овладения приемами фотосъемки в городе, навыками сбора и систематизации фотографий | Формирование умения оценить деятельность окружающих, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | |
34 | 20-27.05 2014 | Мой любимый город. Фотовыставка работ учащихся. | Использование приобретенных знаний и умений для создания творческих работ | Формирование умения передачи и представления информации | Формирование коммуникативных навыков, умения представить свои результаты | |
35 | 20-27.05 2014 | Мой любимый город. Фотовыставка работ учащихся. | Формирование умения показать результаты работы и показать новые умения | Формирование умения передачи и представления информации | Формирование коммуникативных навыков, умения представить свои результаты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"...
Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...
Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.
Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Программа внеурочной деятельности историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...
Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-7 классов общеинтеллектуальной направленности...