Внеклассное мероприятие "Дружба народов Кубани"
план-конспект занятия по краеведению (5 класс) на тему

Сидоренко Нелля Владимировна

Разрешите представить вашему вниманию один из вариантов планирования проектной деятельности – разработку внеклассного мероприятия по теме «Дружба народов Кубани».

Тип предлогаемого нами проекта информационно-культурологический, работа выполняется группами и по продолжительности  проведения является   долгосрочным.

Проект связан с историей и традициями разных народов, проживающий на территории Кубани, где необходимо хорошо разбираться в национальных и культурных особенностях народов их обычаях и фольклоре. Этот тип проекта направлен на сбор социологической информации о исследуемом объекте, ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Методологической основой данного проекта является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержащая систему фундаментальных социальных и педагогических требований и понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текст к уроку60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект «Город, в котором я живу».

Мы  ученики МАОУ СОШ № 84,         коренные жители г. Краснодара всем сердцем люблю свой город и край хотим поделиться своими наблюдениями и результатами исследования.

Слайд 1. Разрешите представить вашему вниманию один из вариантов планирования проектной деятельности – разработку внеклассного мероприятия по теме «Дружба народов Кубани».

Тип предлогаемого нами проекта информационно-культурологический, работа выполняется группами и по продолжительности  проведения является   долгосрочным.

Проект связан с историей и традициями разных народов, проживающий на территории Кубани, где необходимо хорошо разбираться в национальных и культурных особенностях народов их обычаях и фольклоре. Этот тип проекта направлен на сбор социологической информации о исследуемом объекте, ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Методологической основой данного проекта является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержащая систему фундаментальных социальных и педагогических требований и понятий.

Актуальность темы. Одной из функций  образования является формирование высоконравственной, культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Термин «образование» происходит от слова «образ». В данной проекте через образ многонациональной Кубани где происходит знакомство учащихся младших классов с историей родного края. Невозможно полноценное развитие личности без глубокого знания традиций и истории своей Родины. Это определяет его социально-нравственную и мировоззренческую ориентацию, влияет на становление характера личности. На данный момент мы наблюдаем резкий спад знания молодежи истории своей страны. Эта работа дает возможность узнать о многоликой Кубани.

Теоретическое значение нашей работы состоит в том, чтобы систематизировать теоретический материал в соответствии с концепцией духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина РФ.

Ценность полученных результатов исследования состоит в том, что их могут  использовать в работе педагоги ОУ для усовершенствования уровня преподавания курса ОРКСЭ. Формирование у школьников потребности к осознанному духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, развитие познавательного интереса к истории и культуре города Краснодара и Краснодарского края.

Цель работы – ознакомить учащихся с историей становления и развития г. Краснодара и Краснодарского края, для создания условий духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников, формирование понимания единства многоликой Кубани.

Задачи занятия:

 1. Познавательная: раскрыть многообразие культур населения Кубани, закрепить  положительное отношение к своей «малой родине», как части большой и неделимой Родины – России.

2.Развивающая: развить чувства патриотизма и уважительного отношения к Родине.

        3.Воспитательная: воспитывать у учащихся верность к традициям крепкой и верной семьи в духе почитания культуры своего народа, нравственных черт личности, толерантного самопознания.

        4. Провести теоретический анализ литературы, научиться анализировать прочитанный текст, и извлекать необходимую информацию.

Слайд 2.  Проектная деятельность включает в себя несколько этапов.

I этап - организационный: в начале учебного года, учащиеся делятся на подгруппы. Происходит это с помощью тренинга «Путешествие на воздушном шаре», по принципу самоуправления. Каждый учащийся по очереди называет имя того одноклассника, которого считает самым добрым ребенком в классе. Тот, кто услышал свое имя чаще остальных и набрал наибольшее количество голосов, становится лидером группы «добрых». По такому же принципу выбирается лидер группы «гуманных», «веселых» и «трудолюбивых» с одним условием, что второй раз уже выбранного лидера предлагать нельзя. Избранные коллективом командиры-лидеры выходят в центр класса и по очереди самостоятельно набирают себе команду из присутствующих в классе детей. В каждом классе получается четыре группы по 5-7 человек. Таким же составом учащиеся могут выполнять следующие проекты или по желанию детей или преподавателя изменить состав групп.

II этап – исследовательский: накануне занятия, с помощью жеребьевки, ребятам раздавались опережающие задания по темам. Они получают вопросы с заданием для каждой группы.

Слайд 3. Вначале педагог знакомит учащихся с культурными традициями и обычаями народов, населяющих территорию  Краснодарского края. Это может быть национальное блюдо, народные танцы и песни и многие другие национальные особенности.

Слайд 4. Команда «добрых» превращается в исследователей связанной с историей и культурой   русского народа.

Слайд 5. Команда «милосердных» добывают информацию, объединенную национальными традициями армян. 

Слайд 6. Третья команда под названием «веселые» получает задание связанными с обычаями  украинцев. 

Слайд 7. Четвертая команда «гуманных» собирает информацию о  белорусах.

На этом исследовательском этапе ребята вместе с родителями оформляют доклады. Информацию дети находят в библиотеке и дома. Поиск материала для докладов, содействуют семейному сплочению через общение и совместную творческую деятельность. Ничто не объединяет людей так, как семейные узы. В назначенный срок учащиеся выступают с докладами на занятии.

Ребята слушают выступление докладчиков, каждая подгруппа по очереди рассказывает о народах, проживающих на территории Кубани, их Государственных символах, отличительных знаках и другой информации по теме.        

                            III этап - творческий.

Слайд 8. Получив запас определенных знаний, учащиеся переходят к  творческому процессу. Они рисуют заготовки и шаблоны, изготавливают из цветной бумаги и картона нужные элементы для коллективной «интеллект карты». Это буквы, стрелки рамки и красочные изображения. Учитель заранее готовит общую информацию по заданной теме в печатном виде. Каждая команда должна выбрать из большого количества приготовленной информации ту, которая соответствует только им заданной теме, и приклеивает верный ответ на своей части карты.

Слайд 9. Технология «интеллект карта» предназначена для создания коллективной работы  по изучаемому материалу, всех четырех групп.

Финальным аккордом становится соединение четырех групп в единую большую «интеллект карту» по теме «Дружба народов». Выглядит это примерно так - Слайд 10. на карте видна вся собранная достоверная информация по пройденной теме. Это: 1) изображение  флага, герба, костюма, национального блюда и т. д;

2) результаты исследования миграционной службы (процентное соотношение каждой национальности, проживающей на территории Кубани). В нашем случае мы применили принцип ранжирования от большего показателя к меньшему показателю, поэтому именно эти четыре национальности используются в проекте – 87%, 5 %, 3%, 1%.

Все участники проверяют правильность выполненной работы, в то время когда представители каждой группы по очереди защищают проекты своей команды. Для проверки знаний команды меняются картами проектов. Например, команда «гуманных», готовящая информацию о Белоруссии, находит недочеты или признает их отсутствие в команде «веселых» и т.д. (размеры карт каждой команды - А 3, в готовом виде большой плакат).

Затем следует игровой момент, где учащиеся получают карточки с буквами  «С», «С», «И», «Я», «Р», «О» вперемешку. Дети сами угадывают слово и  выстраиваются в нужном порядке, (держа карточки с буквами в руках) так чтобы получилось правильно «Россия». По такому же принципу выстраиваются и остальные ребята со своими буквами для слов: «Дружба», «Кубань», «Родина». Это необходимо для смены деятельности и небольшой двигательной активности.

Слайд 11. Затем слово берет учитель и вместе с детьми разгадывают кроссворд, это способствует развитию памяти и мыслительной деятельности учащихся.

Слайд12. Разгадывание ребуса необходимо для закрепления пройденного материала (задание: сопоставить герб и флаг страны).

Слайд 13. С учителем музыки проходят интегрированные занятия  подготовка к отчетному концерту. 

Все это в комплексе необходимо для глубокого восприятия темы «Дружба народов Кубани» и понимания важности его значения, для формирования и развития у детей духовно-нравственных ценностей и навыков социализации. У каждого ребенка формируется осознание своей принадлежности к истории страны, своей семьи, школы, города и Отечества, а также развитие доброжелательного отношения к народам других стран.

     IV этап – рефлексивный.

В конце учебного года состаится праздничный отчетный концерт, где ребята исполнят песню С.Солнцевой «Давайте дружить». Педагог заранее создает музыкальный филь по заданной теме, где на фото отражены все этапы создания и реализации проекта.

Лишний раз убеждаешься, как благотворно действуют на детей музыкальные фильмы. Видеосюжет воспринимается легко и непринужденно, а замечательная музыка заставляет задуматься. После просмотра  фильма педагог с детьми обсуждает  увиденное. Слайд 14. песня.

Данный дидактический материал необходим для лучшего восприятия, ознакомления и дальнейшего изучения материала по теме, развития познавательную активность учащихся. А использование современных компьютерных технологий является хорошим помощником педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работе. Представленный материал можно использоваться в работе учителей широкого спектра гуманитарного, эстетического и краеведческих циклов во внеурочной деятельности.   Слайд 15. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "География Кубани. Панорама кубанской станицы Марьянской"

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ СТАНИЦЫОтчизна наша русская,Кубань моя родная,Оставил след Суворов-История живая. Он крепость здесь построилИ Марьинской назвал.Казак, мой предок дальний,Границы защищал....

Аннотация к исследовательскому проекту "Кухня народов Кубани"

Аннотация к исследовательскому проекту "Кухня народов Кубани"...

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке» . 8 класс....

Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке

Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...

«Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...