Культура и религия народов Кубани
план-конспект по краеведению
Предварительный просмотр:
Тема: Культура и религия народов Кубани.
В силу особенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уникальным регионом, где элементы традиционной восточно-украинской культуры взаимодействуют с элементами южнорусской культуры.
Следует отметить, что Кубань на протяжении долгих столетий была многонациональным регионом, в котором сочетались культурные традиции различных народов. Взаимовлияние и культурный обмен привели к формированию уникального феномена - поликультурного пространства Кубани.
Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торговые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс развития дружеских отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий межкультурный диалог развивался более интенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление возможности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дореволюционный период привело к формированию прочных начал духовной общности горских племен и русского народа.
Изначально на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или камышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными карнизами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских станицах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали коньки. В восточных районах края позже широко распространились и круглые дома. Их строили рублеными, тур лучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.
В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - деревянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На стенах висели обрамленные вышитыми рушниками семейные фотографии, цветные литографии с изображением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны, зеркала в деревянных резных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украшались и бумажными цветами.
Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего проживания, однако испытала на себе влияние местных народов.
В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зимнее время прибавляли бурку и башлык.
Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка).
Помимо русского народа в Кубанской области по переписи 1897 г. проживали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, греки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, татары, эстонцы и некоторые другие.
Второй по численности группой коренного населения области были адыги - черкесы.
В целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в развитии системы образования в среде горцев.
Создавались окружные и начальные школы, причем окружные соответствовали уездным училищам Центральной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-й класс кавказских гимназий. Начальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения мусульманским.
Школы открывались в основном по инициативе и на средства горцев, что свидетельствует об осознании значимости образования в горской среде.
Значительное место в духовной культуре адыгов занимало устное народное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь главных героев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и моральные нормы оставались для адыгов образцом мужества, смелости, любви к Родине, примером честности и благородства, верности в дружбе.
Значительное влияние горской культуры сказалось на вооружении и одежде казаков. Первыми одежду черкесского образца стали носить линейные казаки, а в начале 1840-х годов для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для образовавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимствования у адыгов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Религии народов России
Презентация к уроку на тему "Религии народов России". 8 класс (Программа О.А. Климановой/А.И. Алексеева). ...
Религии народов России (урок)
Методическая разработка к уроку географии в 8 классе (УМК А.И. Алексеева). Тип урока: урок формирования новых знаний и умений. Особое внимание уделено формированию метапредметных результатов обучения....
КРАЕВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНКУРС « КУБАНЬ – КРАЙ 100 НАРОДОВ «Культура и фольклор народов края»
Я живу в красивом живописном месте в городе Тимашевске Краснодарского края (см. Приложение 1) Я здесь родилась, но корни моей семьи из Армении. Мои родители родились в Армении. Отец мой из Кировакана ...
Презентация по обществознанию по теме "Религия как элемент духовной культуры. Мировые религии".
Презентация является дополнением к занятию при изучении темы "Религия"...
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...
презентация "Религии народов России"
Народы России исповедуют все три мировые религии: христианство (русские, украинцы, белорусы, мордва и другие); мусульманство (татары, башкиры, Народы Северного Кавказа, кроме осетин); буддизм (калмыки...
лекция "Религия как феномен культуры. Мировые религии"
Религия как феномен культуры. Мировые религии.Религия — тип мировоззрения, опирающийся на веру в сверхъестественное и священное....