Языковое разнообразие народов Кубани.
учебно-методический материал по краеведению (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Языковое разнообразие народов Кубани.
Цель: формирование целостного представления об истории и культуре Кубани; воспитание уважительного отношения к этносам Кубани.
Задачи: познакомить с разнообразием языковых групп, представленных населением Кубани и Черноморья; показать влияние многонационального состава населения на формирование кубанских диалектов; развивать лексический запас учащихся.
Ход урока.
- Орг.момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока «Языковое разнообразие Кубани и Черноморья». (запись темы в тетрадь) СЛ Вспомните, что мы писали на лепестках этой «ромашки»? (названия народов, проживавших на Кубани)
- Назовите народы, проживавшие на Кубани в разное время. (адыги, греки, турки, армяне, немцы, чехи, болгары, поляки, эстонцы, молдаване и др.) СЛ 2*
- Как вы думаете, как взаимосвязаны народы, проживавшие на Кубани в разное время и тема нашего урока? ( Каждый народ оставил частицу своей культуры, языка в названиях географических объектов, предметов быта, кулинарных блюд, обычаев и т.д.) СЛ 2**
Работа с эпиграфом к уроку:
- Известный русский литератор – Виссарион Григорьевич Белинский сказал следующее:
Все народы меняются словами и занимают их друг у друга.
- Цель нашего урока сего узнать, какие народы «меняясь словами» обогатили друг друга и сыграли существенную роль в формировании языкового разнообразия Кубани и Черноморья.
- Работа над темой урока.
- Какие народы являются коренными жителями Кубани? (адыги). Вы помните, что под словом «адыги» мы подразумеваем многочисленные адыгские племена. До появления у них литературного языка, каждое из племён говорило на своём диалекте. С появлением письменности сохранившиеся диалекты вошли в кабардинский и адыгейские языки. Они, как и абхазский язык, относятся к Кавказской языковой группе. После смешения её со славянскими языками образовывается кубанский диалект, существующий и в наше время.
- Запись в тетрадь:
Языковые группы Кубани и Черноморья:
- Кавказские языки (адыгский, кабардинский, абхазский
Тюркские языки (работа с учебником стр.43) - От каких народов на Кубань проникли тюркские заимствованные слова? ( ногайцы, крымские татары, азербайджанцы, адыги)
- . Пользуясь учебником и имеющимися знаниями, дать определения слов:
Аманат—(заложник)
Аул— (поселение у горцев)
Джигит—( воин горских народов)
Казак—(воин, разведчик, по Ткаченко – житель Кавказа)
Казан—(чугунная посуда с толстым дном для приготовления пищи над открытым огнём на треноге)
Кунак—(побратим, друг)
Курган— (земляная насыпь над захоронением)
Лаваш—(хлебная лепёшка)
Саман—необожжённый кирпич)
Чебак—(лещ)
Юрт—(земельный надел)
- Проверка.
Все эти слова и многие другие, прочно вошедшие в нашу речь, и не воспринимаемые как чужие называют кубанскими регионализмами.
Семитские языки – язык, используемый в древности горскими евреями и выходцами из отдельных районов Армении и Грузии.
- Мы с вами уже говорили о том, что в окрестностях Сочи проживают эстонцы. Они относятся к финно-угорской языковой группе.
- Молдаване, проживающие на Кубани, относятся к романской группе языков
- Немцы – к германской.
- К индоевропейской языковой группе относятся – осетинский, курдский, греческий и армянский языки.
- Славянские языки (русский, украинский).
Когда на Кубани началось распространение русского языка? ( в 17 веке от старообрядцев, позже некрасовцев)
Кроме этого, многие адыгские племена приняли русское подданство (в 17 в.), а значит, они стали употреблять в речи русский язык. А также от донских казаков, издавна служивших на Кавказской линии и других русских переселенцев, выходцев из разных областей России.
- Когда на Кубань проник украинский язык? ( с переселением черноморских казаков на Кубань в 1792г., а также от переселенцев из Малороссии)
-В результате смешения русского и украинского языков, а также заимствования слов из северокавказских и тюркских языков образовался уникальный кубанский говор.
- Почему кубанские говоры называют «диалектами вторичного образования»?
- Найдите ответ на этот вопрос на стр.45 учебника. (они сформировались после появления письменности и литературного языка, переселявшиеся люди уже говорили на разнообразных диалектах).
- Работа по карточкам.
Карточка №1. Вставьте подходящие по смыслу слова.
В занесенных снегом ____ хатах ____________ ютятся люди.
__ Мазанка __________ деда Евдокима стояла прям посреди поля.
Когда небо над ____ курныком _________ светлело, кочеты начинали горланить свои песни.
Поднималася я ранехонько, утиралася _____ рушником ___________ белехонько.
Слова для справок: рушник, угольник, мазанка, времянка, хата, притворы, курнык, халабуда.
Карточка №2. Вставьте подходящие по смыслу слова.
А что это возле нашего ______ курныка ___________ хлопцы вертятся и тын (забор) ломают.
Мать достала из ______ угольника ______________ казаны, чашки, плошки, черепушки.
А снаружи хату украшали резные ______ притворы ____________.
Она в ноги ему поклонилась и пошла до своей ____ хаты ________.
Слова для справок: рушник, угольник, мазанка, времянка, хата, притворы, курнык, халабуда.
- Закрепление изученного – ответы на вопросы учебника на стр.45 и СЛ 10
- Д\з записи в тетради, составить толковый словарик по теме «В казачьей хате».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к исследовательскому проекту "Кухня народов Кубани"
Аннотация к исследовательскому проекту "Кухня народов Кубани"...
Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»
Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке» . 8 класс....
Внеклассное мероприятие "Дружба народов Кубани"
Разрешите представить вашему вниманию один из вариантов планирования проектной деятельности – разработку внеклассного мероприятия по теме «Дружба народов Кубани».Тип предлогаемого на...
Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке
Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа в истории Российского государства...
«Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»
Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа в истории Российского государства...
Языковые семьи народов Северного Кавказа. Языковые семьи народов Крайнего Севера.
Россия является многонациональным государством со множеством малых народностей на территории, поэтому сохранение их культуры и исключительного образа жизни является одним из приоритетов государства....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»
Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...