Внеклассное мероприятие "География Кубани. Панорама кубанской станицы Марьянской"
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме
ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ СТАНИЦЫ
Отчизна наша русская,
Кубань моя родная,
Оставил след Суворов-
История живая.
Он крепость здесь построил
И Марьинской назвал.
Казак, мой предок дальний,
Границы защищал.
Да, отважными были наши предки-казаки. Высоко ценил их выучку и отвагу генералиссимус Суворов: "Казаки- глаза и уши армии",- говорил полководец. Благодарные марьянцы поставили в 2010 году бюст великому русскому полководцу, стараниями которого Кубань была присоединена к России и которому мы обязаны названием нашей станицы. После переселения запорожских казаков на Кубань в 1792 году кошевой атаман Черноморского казачьего войска Чепега начал расставлять пограничные кордоны по правому берегу Кубани. В 1793 году появился такой кордон на территории нашей станицы, сохранив за собой суворовское название "Марьинской". В 1823 году у стен кордона появляется куренное поселение, куда прибыли первые переселенцы из Полтавской и Черниговской губерний. 13 октября 1823 года была освящена часовня. Этот день считается днем поселения станицы Марьянской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие. | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ средняя общеобразовательная школа №8
География Кубани
Панорама Кубанской станицы
(ст.Марьянская)
Внеклассное мероприятие 9е классы
Место проведения:
филиал полтавского музея истории в станице
Марьянской.
Выполнила:
Учитель географии
СОШ №8
Чучукало Ольга
Григорьевна
(учитель высшей
Категории)
Ст. Марьянская.
2012г.
Гимн Кубани. Стих о Кубани.
Видеовыставка: " Природа Кубани".
Ты Кубань, ты наша родина, О тебе здесь вспоминаючи,
Вековой наш богатырь! За тебя ль не постоять,
Многоводная, раздольная, За твою ли славу старую
Разлилась ты в даль и в ширь . Жизнь свою ли не отдать
Из далеких стран Мы, как дань свою покорную,
полуденных, От прославленных знамен
Из заморской стороны Шлем тебе, Кубань родимая, До сырой земли поклон. До сырой земли поклон.
Твои верные сыны * * *
О тебе здесь вспоминаючи. Могучие горы,
Песню дружно мы поем, Степные просторы,
Про твои станицы вольные, Приморского берега грань...
Про родной отцовский дом. Леса и поляны, сады и
Лиманы-
О тебе здесь вспоминаючи, Все это-родная Кубань.
Как о матери родной, В. Подкопаев.
На врага, на басурманина
Мы идем на смертный бой.
ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ СТАНИЦЫ
Отчизна наша русская,
Кубань моя родная,
Оставил след Суворов-
История живая.
Он крепость здесь построил
И Марьинской назвал.
Казак, мой предок дальний,
Границы защищал.
Да, отважными были наши предки-казаки. Высоко ценил их выучку и отвагу генералиссимус Суворов: "Казаки- глаза и уши армии",- говорил полководец. Благодарные марьянцы поставили в 2010 году бюст великому русскому полководцу, стараниями которого Кубань была присоединена к России и которому мы обязаны названием нашей станицы. После переселения запорожских казаков на Кубань в 1792 году кошевой атаман Черноморского казачьего войска Чепега начал расставлять пограничные кордоны по правому берегу Кубани. В 1793 году появился такой кордон на территории нашей станицы, сохранив за собой суворовское название "Марьинской". В 1823 году у стен кордона появляется куренное поселение, куда прибыли первые переселенцы из Полтавской и Черниговской губерний. 13 октября 1823 года была освящена часовня. Этот день считается днем поселения станицы Марьянской.
Общественная жизнь станицы.
Казачья землевладельческая станица.
Во второй половине XIX в. на Кубани возникает своеобразная земледельческая община.
Общины- на Кубани общества или как на Украине громады- представляли собой низшие административно- территориальные единицы. Казачья община с самого начала находилась под строгим контролем войсковой администрации. Для нее была характерна ярко выраженная сословность. Иногородние, обязанные подчиняться постановлению общины, не были допущены к управлению и не оюладали льготами, которые имели казаки. Среди административных лиц общины могли быть, и это подчеркивалось в законодательстве, только выходцы из зажиточных казачьих семей или представители офицерства. Члены казачьих общин были связаны тесной круговой порукой, но основной целью поруки было содействие выполнению воинской повинности , причем община сама определяла род службы. Фискальные же функции казачьей общины сводились в основном к взиманию налогов с иногородних, в том числе и в пользу общины. Юридически община имела право решать административные , хозяйственные и прочие вопросы, то есть имела право на самоуправление, фактически же она находилась под постоянным контролем войсковых чиновников. Исполнительную и законодательную власть осуществляли станичный сбор (сход), станичный атаман, станичное правление и станичный суд. Первым атаманом станицы Марьянской был Сергей Денисович Симоненко.
Общих сходок в станицах не было. Для участия в станичном сборе избиралось определенное число выборных. Избирать и быть избранным мог каждый казак, достигший 25 лет. Женщины были лишены права голоса и могли выступать только в роли просительниц. Выборных- обычно их было 100-150 человек- избирали на один год от каждого квартала, для чего вся станица разбивалась на участки от 20 до 40 домов. Как правило, в число выборных попадали старики из зажиточных семей. Иногородние тоже избирали из своей среды выборных , однако их допускали на сход только при рассмотрении дел, имеющих прямое к тем отношение. Впрочем, и это было не обязательно.
Постановления сбора имели силу только в том случае, если на нем присутствовало не менее 2/3 его участников. Однако это правило нарушалось и часто принимались решения в обсуждении которых учавствовали только заинтересованные лица. Решающее слово на сборах оставалось за станичными атаманами, которые пользуясь этим правом, нередко принимали постановления, угодные им и их приверженцам.
Станичный сбор созывался 12-18 раз в год, по воскресным и праздничным дням, в случае надобности и в другие дни. Время следующего сбора и его повестка назначались на предыдущем сборе, но только после извещения войсковой администрации могло сместить атамана до истечения его полномочий или наоборот продлить их. Нередко этот пост занимало одно и тоже лицо в течении 8-10 лет. Еще в 1798 году в инструкции войскового атамана было указано,что атаман должен быть из казаков " семейственных и достаточных" права и обязанности станичного атамана были очень широки. Казаки и иногородние были обязаны подчиняться его распоряжениям. Он имел право наказывать за мелкие проступки штрафом до 3 рублей или отправкой на общественные работы сроком до 3 дней, для постоянных нарушителей штраф мог быть увеличен до 5 рублей, а общественные работы до 5 дней. Злоупотребляя властью атамана нередко разрешали себе рукоприкладство, особенно по отношению к иногородним, как и другие должностные лица они не гнушались и взятками. Войсковые чиновники контролировали и направляли деятельность атаманов. За невыполнение распоряжений вышестоящего начальства атаманы могли быть отстранены от исполнения обязанностей, независимо от воли общества. То есть атаманы фактически были превращены в низших чиновников, защищавших интересы государства и казачьей верхушки. Атаман возглавлял станичное правление, куда входили его помощники (1-2 человека), а также избираемые на три года казначеи, доверенные лица (3-4 человека) и писари по военной и гражданской части. Все они получали постоянное жалование и, за исключением писарей являлись выборными.
Диорама
" Двор казака - середняка до начала
коллективизации"
Перед вами, ребята, диорама " Двор казака..." и глядя на нее, вы можете получить представление о том, как жили наши станичники до начала коллективизации. Двор, который вы видите, был характерным для многих наших станичников, которые жили не богато, но и не бедствовали, то есть были середняками.
Сразу же обращает внимание на себя белая хата с камышовой крышей .Как же она строилась?
По примеру дома казаки закапывали в землю большие и маленькие "сохи" и "подсошки",которые переплетались лозой. Как только каркас был готов ,созывали родственников и соседей для первой мазки "под кулаки", когда глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень .Через неделю делали вторую мазку - "под пальцы" ,когда глину, перемешанную с половой (соломенной резкой),вминали и разглаживали пальцами .Для третьей, "гладкой мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой).Была ещё и четвёртая мазка - "вихтювання". Тряпкой - "вихтем" - "размывали" стены ,нанося на них аккуратным тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Поэтому страстная неделя перед Пасхой, когда казачки белили хаты ,называлась Белой .Для четырех скатной крыши заготовляли чистый сухой камыш ,который срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязали снопы - " кулыки ". Здесь были свои секреты: как вязать снопы ,как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия.
Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в хозяйстве. При закладке дома, например, на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы все водилось". Сволок - деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, - поднимали не голыми руками ,а на полотенцах, "чтобы в доме не было пусто". Обязательно звали в новое жилище домового, или, как говорили на Кубани - "хозяина".
Дом обычно ставили в углу усадьбы ,на некотором расстоянии от забора. Таким образом ,чтобы окна выходили на южную, солнечную сторону .К ветряной стороне направляли "глухую" (без окон) стену дома.
За домом и сбоку от него располагали все дворовые службы ;дальше начинался огород .Усадьбы засаживались фруктовыми деревьями и акациями ,в зелени которых утопали все жилые и хозяйственные постройки.
На Кубани был распространен так называемый открытый тип двора. Хозяйственные постройки распологались на территории двора свободно . Не всегда примыкая друг к другу и к дому. В хозяйствах бедняков в целях экономии они не редко пристраивались в плотную к дому. Число хозяйственных построек во дворе зависело от экономического уровня семьи и количества скота. По одну из сторон дома, ближе к улице .Обычно ставили амбар. Не далеко от дома в сарае устраивали погреб. Ближе к дому рыли колодец и сооружали печь для приготовления пищи в летнее время.В XIX в. во дворе устраивалась небольшая углубленная в землю печка (кабица),характерная для украинцев. В начале XV в. распологаются летние глинобитные подовые печи под легким навесом. В передней половине двора распологали открытые и закрытые на столбах для сельскохозяйственного инвентаря, топлива, повозок и пр.В глубине двора, подальше от дома, строили скотные сараи- хлева, конюшни, кошары, свинарники, рубленые сажи для откорма свиней, курятники и базы ( открытое пространство, огороженное изгородью). Все постройки сооружали из турлука или самана, амбар и конюшню строили из досок. На огороде подальше от дома ставили половник для соломы и сенник для сена.
Для ограды двора строили заборы, которые назывались "лиска". Для этого ставили колья, которые оплетали ивовой лозой.
На другой стороне улицы вы видите двор побогаче. Крыша на доме железная а за у нас в степных районах.
Станичные посиделки.
На площадке декорации весеннего цветущего сада. Поют птицы.
Под проигрыши гармони на площадку выходят гармонист девушки(парами). У девушек в руках веточки сирени.
Девушки рассаживаются, достают рукоделия, запевают песню. ("Цвитэ тэрэн")
I девушка - Подружки, дорогие, что вы грустите? Ведь весна на дворе, солнышко светит, птицы поют.
II девушка - Да правда, девушки. Подымайся, не грусти, хоровод заводи!
(Баянист играет хороводную. Девушки поют и танцуют. " Над Кубанью реченькой". По окончании песни слышится свист и смех ребят. На площадке появляются ребята. Девушки быстро занимают места за рукоделием)
I парень - Эй, парубки, я гляньте какие тут гарни девчата!
II парень - Здравствуйте, девушки красные. Разрешите в вашу компанию.
I девушка - не мужское дело рукоделбничать.
I парень - Да мы ж, красавицы, ничего против не имеем, что руки подкочали, то да... а вот про голову, то вы уж напрасно.
Правда -ребята!(Все парни дружно поддерживают)
III Парень-Анну,хлопцы,докажем девчатам,что и мы не лыком шиты!(Все ребята дружно зашумели.Заиграла музыка.Ребята запевают)
Ой,чук,чук,чук, Та нэ будэ лучше.
Наловил дед щук. Старый дид, як видмень,
Баба рыбки напекла. Биля бабы трусче.
Деду рыбки не дала.
Ой, чук,чук,чук, Пийшов дид по грибы,
Наловил дед щук. Баба - по опэньки.
Ну ,а баба-карася Баба свои посушила,
Та пид бокы взялася Дид поив сырэньки.
Гоп - так,да не так. Баба свои посушила
И борщу сварыла.
Та ще своего дедусеньку Та й купила самовар.
Борщом накормыла.
И чай пила,
Ой , тида , рида , тида , Самоварничала,
Накормила баба дида. Всю посуду перебила -
Пошла баба на базар Накухарничала.
(Ребята закончили петь, девушки захлопотали в ладоши)
I парень- Девушки, а хотите я вам байку расскажу. Вот раз встретились две бабы - в девичестве подружками ходили. Про то да про это - разговор у них. Вот одна жалуется: мужик.говорит,совсем сна лишает. Скрипит и скрипит зубами:
-Ну як та собака!
Совет поспел,как блин на жарком огне.
-А ты його гладь, та приговаривай: "мий ты роднэ сенький...".Побачишь-поможэ.
День-два истребился в хлопотах- снова увиделись бабы.
-Ну як твий?
-Робила як ты сказала: и голубила, и нашоптувалв. Ще и в ухо для удовольствия дула.Так вин зубами стыхнув, но начав хрюкать. ну як та свинья!..(после байки все засмеялись).Девушка-хватит воли баб высмеивать. Я вам про мужиков байку расскажу.
Наскучило казаку зиму в хате коротать, он и пошел на охоту. Бродил, бродил с ружьишком -умаялся только.Ни с чем вернулся. А как переступил порог, услышал такой дух привлекательный- ноги к печке сами побежали.
Смотрит- гусь с яблоками, жена к Рождеству расстаралась. Мужик и соблазнился чуть поподпортить птичью фигуру - крылышко выдрал. А как обголодал косточки, махнул рукой и взялся есть до конца.
Баба хватилась- нет угощенья. Ну и напустилась на мужа, выговаривает ему: это какое, мол, пузо надо иметь, чтобы столько еды выдержать?
А казака хоть колесом дави, глаза выпучил и говорит:
-Та шо там йисты! Два крыла, две лытки(ножки), а внутри яблоки-трава-травою.
(После байки девушки рассмеялись)
Парень- Ой девчата, да вы же такие веселые, а давайте частушки, да кто кого перепоет!
Девушка- Давайте,давайте!
(Баянист начинайте играть частушки.Поют по очереди ребята и девчата,пританцовывают).
Девушка- раздайся,народ,
На сторонушки
Пойду плясать
По соломушке.
Парень- Золотой перстенек,
Тоненька палочка
В голове ума не стало-
Все из-за миленочка.
(Все смеются)
Девушка- Я на колину гармошечку
Накину кисею.
Коля-парень невеселый
Я его развеселю.
Парень- эй девчоночки -девчонки
не влюбляйтесь в кепки
Проклятые кепки
Завлекают крепко
(Парни смеются)
Девушка- Через сад-виноград
сорока летела
у сороки на хвосте
вся брехня сидела
(Девушки смеются)
Парни- Ой девченки,помолчите,
вы так здорово кричите
Девушки- Не кричим мы, а поем
Не ударим в грязь лицом!
Парень- Кабы мне не плетень
Да не перелозы
Я б до милой ходил
На дню по три раза.
Девушки- Ой топчу ногой,
топчу правенькой.
Все ребята меня любят,
Хоть я и маленькая.
Парень- Ой,капусточка,ты!
Ой,рассада моя!
Ой, дивчина чернобрыва,
ты-досада моя!
Девушка- Ой,юбка моя,
Юбочка бордовая
А я девушка красивая
И еще бедовая.
Парень- Ой,капуста! Ой, рассада,
Ты такая, как мне надо!
Танцуй, припевай,
Про меня не забывай.
(Гармонист играет плясовую,все весело танцуют)
Парень- Ой веселые вы, девчата!
Девчата- Веселые и работящие!
Парень-Да в нашей станице все такие:
И веселые, и работящие!
Девушка-Это потому, что мы любим родную станицу, родную Кубань!
Герои Кубани в В.О.В Видеозаставки
Великой Отечественной
Войны.
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
Помните
Какою
ценой
завоевано счастье,-
пожалуйста, помните!
Р.Рождественский.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная Война. В этот же день был издан Указ Союза СССР о мобилизации всех военнообязанных, в котором было сказано:"...Мобилизации подлежат военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 г. включительно. Первым днем мобилизации считать 23 июня 1941 г. "
В течении июня-июля было мобилизовано почти все мужское население станицы. Остались лишь женщины, старики и дети, а урожай пшеницы был выше, чем в предыдущем году. На уборку урожая вышли все - и младшие, и старшие- и колхозники, и служащие, и рабочие.высокий урожай был убран. Газета "Правда" писала: "...к 30 июля,в основном,была закончена уборка колосовых на Кубани.Многие колхозы и даже целые районы Краснодарского края убирали хлеб 10 дней,в двое сократили намеченные сроки.В полевых работах учавствовало поголовно все население, начиная от школьников и кончая стариками. За последние 7 лет такие темпы на Кубани достигнуты впервые " (7.09.1941г.)
Дремлюга Михаил Захарович участник В.О.В., кавалер трех орденов славы, со своим отрядом дошел до Берлина на обгорелых стенах Рейхстага оставил надпись: "Дремлюга-Марьянский хлебороб".
Семен Васильевич Кокоро ,герой Советского Союза и многие другие.
План проведения мероприятия.
1. Гимн Кубани.Стих о Кубани.Видеозаставка природа Кубани.(1 стр.)
2. История освоения ст. Марьянской. (2 стр.)
3. Общественная жизнь станицы.(3-4 стр.)
4. Диорама"Казачий двор" - рассказывает заведующий Марьянским отделом Палтавского музея истории Чадунели татьяна Владимировна.( 5-6 стр.)
5. Станичные посиделки.(7-10 стр.)
6. Герои Кубани В.О.В. Видеозаставки Великой Отечественной Войны.(11 стр.)
7. Встреча с героем В.О.В., участником парада победы в Берлине Сорока И.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия "Кубань - многонациональный край"
Разработка сценария...
Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".
Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....
Разработка тематического внеклассного мероприятия «Кубанское – значит качественное. Тепличная столица Кубани»
Кубанская земля богата замечательными традициями, доставшимися нам в наследство от дедов и отцов. Наша задача — вырастить достойную смену, внести свой вклад в воспитание поколения, которое буд...
Сценарий внеклассного мероприятия «Кубань моя – край хлебов и песен»
Привитие учащимся любви к малой родине, ее истории, природе, культуре и песенному творчеству....
"А у нас на Кубани" Фестиваль кубанской песни.
Показано разнообразие кубанских народных песен, значение народного творчества в жизни казаков....
Игра-викторина "Жизнь кубанской казачьей станицы"
Возрождение интереса к казачеству, устройству казачьей общины, обрядов жизненного круга кубанских казаков....
Методическая разработка "Урок мужества, посвященный 75-летию освобождения станицы Марьянской от немецко-фашистских захватчиков"
Показать страшное лицо войны, через воспоминания современников тех событий. Доказать что наши земляки тоже проявили героизм и мужество во время оккупации и при освобождении родной земли. Всп...