Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему
Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке» . 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_8_klasse2.docx | 706.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока кубановедения в 8 классе на тему: «Введение. Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»
Тип урока: вводный урок
Цель урока: Познакомить учащихся с общим геополитическим положением Кубани в XIX веке, с полиэтничным составом населения.
Задачи:
- Обучающая: дать общую характеристику геополитического положения Кубани в XIX веке, определить полиэтничный состав населения;
- Развивающая: развивать информационно-коммуникативные компетенции через групповую работу; формирование универсальных учебных действий.
- Воспитательная: формирование поведенческих ориентиров обучающихся, овладение ими позитивным опытом межнационального общения, гармонизация межнациональных отношений и профилактика этнического и религиозного экстремизма;
Оборудование: интерактивный комплекс, презентация к уроку, раздаточный материал (Приложения); учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. проф. Б.А. Трёхбратова. Краснодар, 2011; дополнительный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя).
Используемая литература:
- Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. проф. Б.А. Трёхбратова. Краснодар, 2011;
- История Кубани 8 класс (поурочное планирование)/под ред. А.Г. Еремёнко.
Интернет-ресурсы:
Двигательная физминутка «За землю русскую.» http://pedsovet.su/load/241-1-0-35887
ХОД УРОКА:
I. Фаза урока ВЫЗОВ.
Деятельность учителя.
Учитель: При изучении курса кубановедения в 7 классе вы познакомились с историей, культурой и образом жизни народов, населявших Кубань в XVII-XVIII вв.?
В этом году вы продолжите изучение предмета «Кубановедение», в процессе которого получите разнообразнейшую информацию о исторических событиях Кубани, своей местности; познакомитесь с культурой, литературой, народов, населявших территорию края в XIX веке.
Вызов уже имеющихся знаний, учащиеся отвечают на вопросы:
- Какие народы проживали на территории Кубани в XVII-XVIII вв.? Найдите места их проживания на карте (стр. 6 учебника)
- Чем отличался образ жизни ногайцев и адыгов?
- Вспомните наиболее интересные и важные исторические факты, события с которыми вы познакомились в 7 классе.
Ответы учащихся.
Инициация, формирование ожиданий учащихся.
Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и конечный результат (практический выход).
II. Фаза урока Осмысление (реализация).
Шаг 1. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.
Задание № 1
Определи хронологические рамки изучаемого периода.
Сколько лет в себя вмещает?
Учитель: Что значит «новая»?
Как вы думаете, чем этот период отличается от других периодов истории Кубани?
Кроме этого, он вмещает в себя и необычное переплетение интересных событий переселения казаков на Кубань, взаимоотношений их с местными племенами и народами, хозяйственное освоение края.
Задание № 2
Используя предложенную карту, составь легенду.
Используемые обозначения | Легенда карты |
Какому периоду времени соответствует данная карта | Население Кубани во 2-й половине XVIII в. |
Кочевья ногайских орд в 1871-1784 гг. | |
Адыгские племена Закубанья. | |
Поселения казаков - некрасовцев в 1807-1777гг | |
Турецкие крепости, годы их основания |
Задание № 3
Используя диаграмму национальный состав Кубани на рубеже XVIII - XIXвв.
Определи какие нации составляли большинство населения?_____________________________________________________________
Сделай вывод ____________________________________________________________________________
Учащиеся делают вывод о многонациональном составе населения Кубани в этот исторический период.
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА (двигательная физминутка «За землю русскую»)
http://pedsovet.su/load/241-1-0-35887
Задание № 4
Словарь урока. Запиши в тетрадь.
Запись темы урока в тетрадь.
Геополи́тика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы)...
Термин «геополитика» употребляется в двух значениях: в узком (как наука) и широком (как политическая практика).
2 шаг. Игра «Навигатор» (работа в паре).
Знакомство с учебником (выяснить фамилии авторов, познакомиться с оглавлением, акцентировать внимание на работу с хронологической таблицей на стр.129-130 и словарем на стр. 134 - 135).
Работа с текстом «Введение» на стр. 5 - 7(обратить внимание учащихся на карты расположенные на развороте учебника).
Учитель: Почерпнуть знания о истории и культуре родного края вам помогут различные источники информации: учебник, словари энциклопедического характера, сайты сети Интернет, географическая и историческая карты Кубани.
3 шаг. Игра «Мозговой штурм». Учащимся предлагается вспомнить какую роль в истории Кубани сыграли Русско-турецкие войны конца XVIII века. Напишите названия мирных договоров.
Синхронистическая таблица.
Русско- турецкая война | Русско- турецкая война |
11764-1778 гг. | 1787-1791 гг. |
Кючук - Кайнарджийский мирный договор 10 июля 1774г. | Ясский мирный договор 29 декабря 1791г. |
Задание № 5
Определи по описанию кто это ? | Полководцы | |
Государственный и военный деятель(1739-1791). После присоединения Крыма получил титул светлейшего князя Таврического. В русско-турецкой войне 1787-1791гг был главнокомандующим русской армией, имел чин генерал-аншефа. Способствовал освоению СеверногоПричерноморья.
| Григорий Александрович Потёмкин-Таврический | |
Начал службу капралом в 1748. Участник семилетний войны. Во время русско-турецких войн (1768-1774 и 1787-1791) одержал победы при Козлудже (1774), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил(1790). Командовал войсками, подавлявшими польское восстание 1794 года. В 1799 провёл Итальянские и Швейцарские походы, разбив французские войска на реках Адда и Треббия и при Нови, а затем перешёл швейцарские Альпы и вышел из окружения. Является автором военно-теоретических работ «Полковое учреждение», «Наука побеждать», где он создал оригинальную и передовую для своего времени систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Его стратегия носила наступательный характер, ставила главной задачей полный разгром противника в полевом сражении. Войска под его руководством не проиграли ни одного сражения. | Суворов Александр Васильевич (1730-1800), граф Рымникский (1789), князь Италийский(1799), русский полководец, генералиссимус (1799). |
III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ /саморефлексия учащихся.
Учитель: Сосуществование и взаимодействие различных народов подчинено сложным закономерностям и имеет не только культурный аспект. Но не подлежит сомнению, что тактичное и уважительное отношение к культурным традициям друг друга — один из лучших путей к достижению взаимопонимания.
Анализ собственной деятельности, её оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.
Рефлексия содержания учебного материала.
Метод: «Толстые и тонкие вопросы»
(Толстый вопрос начинается со слов Почему? Объясните...? Как вы думаете...?. Тонкий вопрос начинается со слов Кто? Где? Когда? Что?).
Задание № 4
Составить 2-3 тонких и толстых вопроса по теме урока
Толстые? | Тонкие? |
Задание № 5
Дан отрывок из гимна Краснодарского края.
Вставьте пропущенные слова, объясните, почему использовались именно эти слова.
Объясните когда и в честь чего он был создан.
Примерный ответ. Кубань – малая родина, в честь реки. Богатырь – сила и мощь реки сравнима с былинными героями. Полуденных – южных. Заморской – за Черным морем. Чело – лоб, бить челом – просить. Станицы – казачьи поселения. Басурманина – мусульманин, шла война против Османской империи.
IV. Домашнее задание.
- Введение стр.5-7
- Ответить на вопросы 3,5 стр. 7
- Подготовить сообщение по теме: «А.В. Суворов в исторической памяти кубанцев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство
Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...
методическая разработка урока в 6 классе "Начало раздробления Древнерусского государства"
Урок посвящён началу раздробленности Древнерусского государства, который является закономерным процессом, раскрываются причины обособления русских княжеств и их последствия....
методическая разработка урока кубановедения в 7 классе
Знакомство учащихся с природными ресурсами родного края. Черное и Азовское моря....
Методическая разработка урока кубановедения "Природные объекты и памятники природы, истории и культуры"
Форма урока: урок – путешествиеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, используемые п...
Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"
Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...
Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке
Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа в истории Российского государства...
«Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»
Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа в истории Российского государства...