Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания
презентация к уроку по краеведению (11 класс) на тему

Колесникова Антонина Алексеевна

Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как «двойная мораль», нравственная глухота, «дегуманизация» поведения, незнание истории, традиций, истинных духовных, культурных, национальных ценностей российского народа.

Остроту данной проблемы характеризует и пристальное внимание к ней со стороны президента нашей страны Путина В.В., который в послании к Федеральному Собранию 2012 года назвал состояние дел в духовно-нравственной сфере демографической и ценностной катастрофой, а причиной этого – утрату многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе».

Неустанно об этой проблеме говорит и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, так в своем докладе на торжественном открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир» в январе 2013 года, он отметил: «…от того, какие мировоззренческие принципы ставились во главу угла того или иного общества, зависело благополучие и личное, и общественное, зависел культурный и духовный потенциал целых наций и цивилизаций…». При посещении в декабре того же года подмосковного Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, в Первосвятительском слове Предстоятеля Русской церкви прозвучало: «И пока наши преподаватели, те, кто несет ответственность за подрастающее поколение, не осознают своей ответственности за его нравственное воспитание и не будут неусыпно – неусыпно! – заботиться о душах вверенных им, до тех пор мы как  общество будем нести на себе отвратительную печать разрушения нравственного начала».

Каковы же пути решения этой проблемы, можно ли воспитать истинно духовное, нравственное поколение лишь знакомясь с историческими фактами на уроках, в процессе чтения книг, интернет источников, просмотра фильмов, хроник, подготовки сообщений, рефератов на заданную учителем тему, без непосредственного общения с людьми, чья жизнь непосредственно, неразрывно связана с историей твоей страны. Конечно же, нет, ведь общение это один из главных способов передачи информации от человека к человеку, «вне общения невозможна человеческая деятельность» отмечает А.А. Леонтьев (Деятельность общения как объект научного исследования, 1999г.).

Однако простая передача информации не может быть действительно эффективным, эмоционально и личностно значимым, общением пока не превратиться во взаимодействие интересных друг другу людей, а для этого необходимо создать условия, подобрать интересные формы и направления совместной деятельности. На наш взгляд такой формой является школьный музей.

Вот уже более 10 лет в нашей школе действует историко-краеведческий музей «Школьный мир» который был открыт 17 декабря 2004 года. Открытие музея стало результатом огромной поисково-исследовательской и общественно полезной работы учащихся и всего педагогического коллектива школы.

Изначально целью его создания было сохранение истории, традиций, рассказ о достижениях учеников и педагогов школы, начиная со дня её открытия – 1 сентября 1968 года. Сегодня школьный музей – это центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания не только для учеников Центра образования, но и других школьников города и Комсомольского района.

Вопреки сложившемуся представлению о том, что музейная экспозиция это застывшая история, наш музей наполнен живыми историями, людьми, событиями, общением. Мы не только рассказываем ребятам об истории города и края, но и стараемся сделать их непосредственными участниками этой истории: в процессе личных встреч, непосредственной разнообразной помощи, совместной деятельности школьников с носителями истории: ветеранами ВОВ, УТФ, Узниками концлагерей, жителями Блокадного Ленинграда, воинами-интернационалистами, ветеранами педагогического труда.

«Живое общение» - является особенностью и визитной карточкой нашего музея. Мы прекрасно понимаем и стараемся показать нашим воспитанникам, что только оно позволяет создать полное впечатление о событиях, происходивших в нашей стране, о людях, вовлеченных в эти события, их судьбах, чувствах, переживаниях, сделать вывод об их образе мыслей, ценностях, принципах и что не маловажно страхах, стремлениях.

Программа работы музея предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана расширить знания о родном крае, городе, школе, а также познакомить с приемами собирательской, исследовательской музейной работы.

Цель программы:

Ø  Воспитание чувства сопричастности к системе культурных ценностей, истории России и края, традициям родного города, школы,

Занятия музея «Школьный мир» решают следующие образовательно - воспитательные задачи:

Ø  Накопление знаний на основе конкретных событий из жизни края, города, школы,

Ø  Вовлечение учащихся в поисково - исследовательскую деятельность,

Ø  Приобретение опыта практической деятельности,

Ø  Формирование навыков речевой культуры.

Основными направлениями деятельности музея «Школьный мир» являются следующие:

Ø  Экспозиционная и реставрационно-оформительская работа (оформление стендов, обновление и пополнение постоянных экспозиций, открытие временных тематических  выставок);

Ø   Экскурсионная работа (разработка и проведение обзорных и тематических экскурсий по музею, микрорайону, памятным местам; разработка и проведение виртуальных экскурсий; организация экскурсий в музеи и библиотеки города и области; подготовка юных экскурсоводов);

Ø   Информационно-познавательная работа (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, детьми блокадного Ленинграда, тружениками тыла, ветеранами участка № 14, художниками, композиторами; проведение тематических бесед, лекций, викторин, уроков мужества, уроков мира; участие в краеведческих викторинах, конкурсах разного уровня; социальное проектирование; создание и систематическое пополнение медиатеки музея);

Ø  Поисково-исследовательская работа (поиск новых материалов для пополнения постоянных экспозиций музея; работа с архивно-библиотечным фондом; сотрудничество с другими музеями).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon tvorcheskiy_otchet_kolesnikova_tso_otkrytie_-_kopiya.pdf1.81 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".

Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....

Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...

Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В  выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании  нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....

Школьные музеи и их роль в патриотическом и гражданском воспитании школьника

Сегодня включение форм и средств музейной деятельности в образовательный процесс может рассматриваться как  «внутренняя новация, новизна» которая определяет место новых методик образо...