Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников
методическая разработка по краеведению на тему

Посохова Наталья Владимировна

В  выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании  нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Школьный музей – центр

нравственно-патриотического воспитания школьников

Учитель начальных классов,

педагог-организатор кадетского класса Посохова Н.В.

2016г.

Школьный музей – центр

нравственно-патриотического воспитания школьников

 «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины – во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого. Важность гражданско-патриотического воспитания обусловлена падением в последние годы уровня духовной культуры общества и подрастающего поколения, снижением интереса к истории, углублением противоречий между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.

Основной целью работы музея является воспитывать человека, неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

Основные методы и формы работы:        

- встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны;

- экскурсии по музейным выставкам, экскурсионная деятельность;

- подготовка экскурсоводов;

- шефство над ветеранами войны и труда;

- вечера, конференции, концерты, праздники;

- оформление тематических выставок, проведение общешкольных линеек,

посвященных памятным датам.

Основные направления работы музея:

- информирование учащихся о знаменательных событиях и памятных датах;

- подготовка и проведение мероприятий к знаменательным датам истории;

- поисково-исследовательская деятельность;

- экскурсионная работа;

- проведение занятий по музейной педагогике;

- экспозиционное направление работы музея.

      МБОУ «Терновская ООШ» находится в Яковлевском районе  в селе Терновка. Численность составляет 170 учащихся и 17 учителей. Удаленность социальных партнеров привело к созданию школьного музей. Тем более мы живем на земле с великим  героическим прошлым, поэтому в экспонатах музея не было дефицита. Музей постоянно пополняется новыми предметами, так как   до сих пор жители нашего села находят  на своих территориях следы Великой Отечественной войны. Вокруг музея сформировался ученический и педагогический актив, был создан совет музея, куда вошли учителя, учащиеся, ветераны, представители общественности.

Были определены цели и задачи музея:

- историко-краеведческое и патриотическое воспитание;

-поиск и сбор материалов краеведческого характера;

-учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

-оформление и экспонирование материалов;

-использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.

             Музей стал тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов и историков, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности.

Использование материалов школьного музея в образовательно-воспитательном процессе.

Использование материалов школьного музея в образовательно-воспитательном процессе можно разделить на три направления:

  • исследовательская работа,
  • внеклассные занятия,
  • уроки.

В «Исследовательской деятельности» учащимся нашей школы удалось написать много исследовательских и творческих работ, которые стали призерами школьных и районных конкурсов: «Наш земляк- Рыбалко Абрам Дмитриевич » (ветеран Великой Отечественной войны, защитник охраны памятников культурного наследия и природы, активный пропагандист физической культуры и спорта) , «Героический подвиг Ткаченко А.П.», «Когда приходит почта полевая (коллекция фронтовых писем)», «Бессмертный полк». Все работы используются на уроках при изучении истории своей страны, т.е. Истории России, обществознания, при проведении внеклассных мероприятий. Работа «Летопись нашего  села» помогает ребятам на примерах знакомым им людям (жителей села) проследить судьбы простых людей, в том числе, солдат на фронтах Великой Отечественной войны и оценить вклад односельчан в дело Победы. Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей села, историей своей семьи. Ребята на уроках отвечают на вопрос, как история страны связана с историей их семьи.

    На уроках и внеклассных занятиях использование материалов музея состоит и в работе с вещественными и письменными источниками, с использованием, как современных интерактивных методов обучения, так и традиционных. Работа музея находит положительный отзыв односельчан, которые охотно сотрудничают в проведении внеклассных мероприятий и исследовательской работе, в средствах массовой информации и у родителей.

         В военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и других воин. Их выступления на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей, о том чему они были свидетелями, что видели и переживали, что навсегда запало в душу. Именно при их поддержке и помощи в учебных заведениях создаются музеи, уголки боевой и трудовой славы. На стенах нашей школы висят стенды, посвящённые ветеранам Великой Отечественной войны и труда – это работа наших кружковцев, юных краеведов. 
   В нашей школе есть традиция посещать и помогать ветеранам войны  и труда. Ребята вместе с классным руководителем навещают наших ветеранов, одиноких бабушек и дедушек, нуждающихся в помощи, помогают им по хозяйству: подметают полы, убирают двор, бегают в магазин за продуктами. А бывает и так: сидят за чашкой чаем и ведут интересные разговоры.
       При каждой встрече с тружениками села дети получают большое удовольствие, широкое разностороннее представление и впечатление от их рассказов о жизни, о подвигах народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. А в школе проводим конкурсы фронтовых и военных песен, спортивные игры и соревнования в День защитника Отечества, встречи с ветеранами войны и труда в День Победы.

   В школьном музее и в Зале Боевой и Трудовой Славы размещены стенды, собраны тематические альбомы, собирается и обрабатывается материал о наших земляках, внесших свой трудовой вклад в Победу, материал о тех, кто в военное лихолетье остались без отцов, которые погибли, сражаясь за Родину, проводятся экскурсии, Уроки Мужества, обзоры выставок, посвященных Дням воинской Славы, памятным и юбилейным датам.
Учащиеся часто обращаются за материалом для подготовки докладов, рефератов и классных часов.

Большим потенциалом обладает школьный музей при изучении программных школьных дисциплин. Цель урока в музее — получение учащимися знаний по определенным предметам или закрепление и углубление уже полученных. При этом музейная экспозиция выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знания. 

В нашей школе музей используется для проведения уроков истории. Музейные уроки дают возможность учащимся получить новые знания, используя активные формы познания в процессе деятельности. Обогащается словарный запас обучающихся. Учащиеся получают навыки разностороннего освоения музейного предмета, учатся анализировать информацию о нем в контексте исторических событий, повышается интерес к исследовательской работе. Ребята учатся представлять свои творческие идеи, обосновывать свою точку зрения, идет формирование их собственной позиции. 

Школьный музей постоянно сотрудничает с районным краеведческим музеем. Очень распространена такая форма работы, как «Музей в чемодане».

Организация поисково-краеведческой работы музея.

      Создавая музей, педагогический коллектив школы хотел заинтересовать
наших учеников историей родного села, привлечь их к ее изучению. За дело
с желанием взялись и ученики, и учителя. Вначале экспонаты располагались
в кабинете истории, но постепенно количество их увеличивалось и встал вопрос об отдельном помещении. Была определена тематика музея, составлен план дальнейшего поиска экспонатов. Ребята собирали интересные факты, свидетельства, вещи, фотографии, предметы быта и домашнего обихода жителей села. Вся поисково-краеведческая работа школьного музея велась и ведется по  основным направлениям:

- история развития села,

-  боевая и трудовая слава села,

- спортивные достижения наших земляков

Применялись самые целесообразные формы поисковой работы :
- работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных материалов о людях и событиях родного края;
- встречи с участниками и очевидцами исторических событий;
- переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, края;
- фотографирование участников событий, зданий, исторических объектов;
- консультации работников других музеев, работников библиотек;
- беседы с местным населением;
- поиск предметов материальной и духовной культуры.
    Этнографический материал в основном собирается в селе Терновка и окрестных хуторах .Собранные материалы обрабатывались, оформлялись в альбомы и папки. В музеи есть Книга
 памяти.

   Тематика Великой Отечественной войны является традиционной в работе нашего музея. Юные краеведы выявляют и собирают документы, вещественные и изобразительные памятники, отражающие историю войны (письма, фотографии, рисунки, схемы, личные вещи, записи воспоминаний участников войны). В архивных и других источниках сохранилось недостаточно материалов, отражающих эту тему. Поэтому для более полного освещения и понимания военного времени мы обращаемся непосредственно к людям, хранителям памяти о суровых днях войны. У некоторых из них сохранились исторические документы – фотографии, письма, почётные грамоты и т.д. Основным же источником для работы служат рассказы и воспоминания людей прошедших годы войны и тех, чьё детство пришлось на годы войны. Прошло немало времени, пока взрослые и дети поняли, что мало пассивно хранить память о погибших воинах, но надо и конкретно работать на её увековечивание, надо чтобы живые отдавали долг погибшим в тяжёлые годы войны. Встречи с ветеранами, которые традиционно проходят в школьных музеях в дни праздников — это передача эстафеты служения Родине, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания разносторонней личности гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Экскурсионная, просветительская и методическая работа музея.

    В школьном музее проводится большая экскурсионная, просветительская и методическая работа. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с образовательным и воспитательным процессом общеобразовательного учреждения, в единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. Работа музея рассчитана на учителей и учащихся школы, родителей, жителей села.
Здесь проводятся различные типы экскурсий: обзорные, тематические, учебные. Для более качественного и доступного их проведения разработаны тексты экскурсий по разделам и экспозициям музея отдельно для каждой возрастной группы учащихся.

Экскурсии проводят юные экскурсоводы – учащиеся нашей школы. Обзорные экскурсии по экспозициям музея проводятся для учащихся школы и для  гостей. В прошлом году появилось новое направление  в работе  нашего музея- в целях расширения связей и обмена опытом работы  учащиеся стали посещать музеи других школ и сами приглашали к себе в гости. На базе школьного музея проходят месячники и мероприятия военно-патриотического и других направлений, результатом реализации которых становятся проявление устойчивого интереса к истории, культуре, своего народа, умение пользоваться музейными материалами при изучении образовательных предметов.

В школьном музее проводится также методическая работа. Все собранные материалы укомплектованы в тематические папки. Данные материалы могут быть использованы педагогами для проведения на базе музея, как уроков, так и классных часов, лекций и бесед. Методическая работа школьного музея заключается и в подготовке и написании текстов экскурсий, разработке положений, составлении сценариев, совершенствовании нормативно-правовой базы деятельности музея. Мы оказываем помощь студентам, учащимся нашей школы в написании докладов, рефератов, сообщений. На базе музея учащиеся пишут учебно-исследовательские работы и проекты. 

В настоящее время проводится работа по дальнейшему совершенствованию методических материалов по краеведению и музееведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей - центр духовной культуры

В данном докладе представлен материал из опыта работы создания школьного этногорафического  музея. Краеведческая работа с учащимися отражает патриотическое воспитание и обогащает д...

Школьный музей – центр формирования музейной образовательной среды

Материал содержит цели и задачи по созданию образовательного пространства используя музейную педагогику....

Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания

Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как &laqu...