Выступление на педсовете «Школьный музей – центр патриотического воспитания школы»
статья
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете «Школьный музей – центр патриотического воспитания школы»
11.05.2021г.
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется выступление на тему «Школьный музей – центр патриотического воспитания школы».
Слайд 2
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? И это совсем не праздные вопросы: от них, юных, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны.
Сейчас все труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания. Но память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности – эти понятия должны жить не устаревая, передаваясь из поколения в поколение.
На наш взгляд, любой музей, а, особенно школьный – это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей, где осуществляется благодатное воздействие на душу ученика.
Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, атмосфера – всё вызывает волнение, трепет души и интерес.
Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей, которая учит любить родину, которая формирует ответственность за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладывается путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет.
Наша школа имеет богатые традиции патриотического воспитания, для формирования которых большую роль играет школьный музей «Армейская слава».
Слайд 3
Идея о создании музея вынашивалась сразу, с основания школы.
Наши коллеги – Николай Иванович Руськин, Марина Петровна Сыркина, Наталья Михайловна Ергина, Татьяна Александровна Куликова, Ирина Геннадьевна Грачунова,Рожкова Людмила Олеговна, думаю, помнят тот день, когда Светлана Викторовна пригласила нас на «выездное» совещание в кабинет 424. Пустое помещение, шкафы, стеллажи, еще строительная пыль. Это была вторая половина первого для нас 2017-2018 учебного года. Поставлена задача: организовать школьный музей.
Тема пришла сразу – армия, военная слава, доблесть, героизм, ведь мы на проспекте Российской армии. Само собой пришло название «Армейская слава». И закипела работа: идеи, эскизы, стенды, лента времени, печка просится к нам в музей, а еще и блиндаж – дом солдата на войне. Как без них? Здесь на помощь пришел Василий Иванович и вложил свои опыт, сердце и золотые руки.
А потом – огромнейшая работа всего коллектива: объявлена акция «Подари экспонат школьному музею!». И вновь закипела работа: учителя, родители, ученики – все включились, и собрали экспонаты, ставшие основой фондов школьного музея «Армейская слава».
Экспозиция музея размещена в помещении школы площадью 105,5 кв.м. Все музейные экспонаты регистрируются в инвентарных книгах основного и вспомогательного фонда. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, которых в музее насчитывается свыше 200, и из них около 162 подлинные. Музей оснащен современным оборудованием, необходимым для организации учебно-воспитательного процесса, позволяющим использовать разнообразные электронные носители информации.
Слайд 4
Торжественное открытие прошло 12.02.2019г. и было приурочено к 30-летию вывода Советских войск из Афганистана. Почетные гости, первая экскурсия, всеобщее волнение и гордость за то, что смогли сделать всем коллективом школы.
Слайд 5
Получился праздник в музее и праздник в актовом зале, потому что первые классы встретились на ринге битвы хоров «Поющие тавлята». Исполнение первоклассниками военно-патриотических песен стало доброй традицией и одной из визитных карточек нашей школы.
Слайд 6
Советом музея определены цели и задачи школьного музея «Армейская слава»: историко-краеведческое и военно-патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе. Были разработаны и утверждены нормативные документы: приказ о создании школьного музея «Армейская слава», Положение о школьном музее, Устав, Программа работы на 2018-2020гг., ежегодно составляется план работы.
Время летит быстро и незаметно. И вот уже первая Программа работы школьного музея «Армейская слава»на 2018-2020 гг. требует подведения итогов и отчета о проделанной работе.
Посредством школьного музея, образовательная среда школы и социокультурная среда выступают как единая система в патриотическом воспитании школьника, и реализуется по направлениям, которые перед вами:
¬ экспозиционно-оформительская работа;
¬ организационно-методическая работа;
¬ поисково-исследовательская работа;
¬ экскурсионно-лекторская работа;
¬ культурно-просветительская работа;
¬ фондовая работа.
Слайд 7
В системе патриотического воспитания важное место занимает использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему образовательного процесса школьного коллектива. Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в урочную и внеурочную деятельность. Материал музея используется на уроках истории, краеведения, окружающего мира, литературы, музыки, мордовского языка, технологии. В практике нашей школы сложились следующие ее виды:
- учебная экскурсия в музее;
- урок – экскурсия в музее;
- урок-лекция;
- использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;
- подготовка творческих, проектных и исследовательских работ по учебным предметам.
Музей регулярно организует массовые мероприятия историко-патриотической, краеведческой направленности. Из года в год растёт число проводимых в музее мероприятий. Главное, при этом, чтобы количество не вредило качеству проводимых мероприятий.
Музейная деятельность
Кол-во экскурсий,музейных уроков, праздников, встреч | Кол-во посетивших музей | В т.ч. гостей школы | |
2018-2019 уч.год | 12 | 599 | 25 |
2019-2020 уч.год | 23 | 895 | 163 |
2020-2021 уч.год | 41 | 1176 | 10 |
Слайд 8
В музее проводится экскурсионная работа для обучающихся и гостей школы. Мы проводим различные типы экскурсий: обзорные, тематические, учебные. Для более качественного и доступного их проведения разработаны тексты экскурсий по разделам и экспозициям музея отдельно для каждой возрастной группы учащихся.
Обзорные экскурсии:
- «Знакомьтесь, наш музей»;
- «В деревенской избе»
Учебные экскурсии:
- «Жизнь и быт крестьян в начале XX века»;
- «Лента времени: Великая Отечественная война»;
- «Лети солдатское письмо»;
- «Все для фронта, все для победы».
Тематические экскурсии:
- «Рушник – память о доме»;
- «Военный блиндаж»;
- «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»;
- «Уроженцы Мордовии – участники локальных конфликтов второй половины XX века»;
- «Что в вещмешке у солдата» и другие.
Слайд 9
В 2019-2020 учебном году музей работал над темой 75-летия Победы. В музее оформлена экспозиция «Лети солдатское письмо (Письма войны – Письма Победы)», посвященная фронтовым письмам. Всегда большой интерес посетителей привлекает выставка макетов основных сражений Великой Отечественной войны, дополненная в этом учебном году. Здесь хочется сказать огромное спасибо учителям и родителям начальных классов.
В выставочном фойе школы на 3 этаже оформлялись переносные выставки, посвященные Дню Героя России (декабрь 2019), Дням воинской славы и памятным дням «Я только слышал о войне» (январь-февраль 2020), «И помнит мир спасенный!» (март-май 2020), «И в памяти, и в сердце» (февраль 2021).
Регулярно выпускаются информационные разделы в школьной газете «Тавлия», посвященные событиям Великой Отечественной войны 75 летней давности в рубрике «В этот день 75 лет назад», патриотической работе школы, дням воинской славы.
Слайд 10
Большая поисково-исследовательская работа при поддержке классных руководителей проводится по сохранению памяти о своих земляках, участниках Великой Отечественной войны. Материалы оформляются на стендах, собраны в альбомы, файловые папки.
Большое внимание в 2019-2020 уч.г., в год 75 – летияПобеды было уделено созданию КНИГИ ПАМЯТИ, работа над которой началась еще в 2018-2019 уч.г. В ней собираются данные о членах семьи, внесших свой вклад в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Это важная работа в деле патриотического воспитания обучающихся. Восстанавливается связь между поколениями. В сердцах детей растет гордость за свою семью, ее героическое прошлое. Итог этой работы - создание общешкольного альбома КНИГА ПАМЯТИ, которая увековечила память об участии в Великой Отечественной войне прадедов наших учеников. Пользуясь случаем, хочу напомнить классным руководителям 1-х классов, вновь прибывших детей о необходимости продолжения такой поисковой работы, оформления и представления материалов в бумажном виде и электронно в папку на сервере «КНИГА ПАМЯТИ 2020-2021» в моей личной папке на сервере.
Слайд11
Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию - сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа.
Слайд 12
Большая заслуга в проведении мероприятий принадлежит классным руководителям начальной школы, особенно в этом учебном году и учителям методических объединений «Филология» и «Общественные науки», проводящих мероприятия в музее, в том числе в рамках предметных недель.
Слайд 13
Встречи с ветеранами войны и труда, писателями, деятелями культуры— это передача эстафеты служения Родине, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания разносторонней личности гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны. Встречи всегда проходят незабываемо, увлекательно и вызывают искренний, неподдельный интерес у ребят.
Слайд 14
Итогом совместной военно-патриотической работы в прошлом учебном году стал выпуск первого альманаха «ТАВЛИЯ» - сборника исследовательских, проектных и творческих работ учащихся, посвященных Великой Отечественной войне.
Слайд 15
В целях расширения связей и обмена опытом работы на базе школьного музея проходят семинары – практикумы разного уровня: межрегиональный семинар «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках мордовского языка и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС» (февраль 2019г.), всероссийский семинар «Организация воспитательного процесса и патриотического воспитания в МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» (1.10.2019г.) республиканский семинар «Формирование ключевых компетенций обучающихся при изучении истории и обществознания» (октябрь 2019г.), всероссийский форум «Учитель здоровья» (март 2020г.), муниципальный семинар учителей мордовского языка «Профессиональная компетентность педагога – главный ресурс качества образовательного процесса» (август, 2019г.).
В феврале 2020 года прошла презентация музея «Армейская слава» Родительскому комитету школы.
Слайд 16
За эти годы музей «Армейская слава» организовал участие в многочисленных конкурсах, акциях как для учеников, так и самого музея.
Ученики и родители школы принимают активное участие в просветительско-патриотических акциях «Каждый день горжусь Россией», «Тест по Великой Отечественной войне», активисты участвовали во Всероссийской игре «1418», «Герои нашего времени».
При проведении Диктанта Победы мы уже второй раз в этом учебном году являемсяреспубликанской опорной площадкой.
Слайд 17
В 2019-2020 уч.г. школьный музей оформил необходимые документы и стал партнером Музея Победы в Москве.
В рамках партнерства активисты музея приняли участие в Международной Патриотической акции «#ДетиЗаМир75».
Музей «Армейская слава» представлял на Всероссийский конкурс проектов по сохранению культурной и исторической памяти проект «Фестиваль Победы «Есть эхо у войны…».
Слайд 18
По результатам работы музея «Армейская слава» за 2018-2019 гг. мы стали победителями в районном смотре-конкурсе музеев «Растим Патриотов», на республиканском уровне в номинации «В авангарде патриотических дел», получили диплом победителярегионального этапа Всероссийского смотра-конкурса среди активистов школьного музейного движения. К сожалению, из-за пандемии смотры музеев в прошлом и этом учебном годах не проводились.
Слайд 19
Наши ученики активно используют материалы музея для написания исследовательских и творческих работ, знания, полученные во время экскурсий, мероприятий помогают результативно выступать на конкурсах, олимпиадах разного уровня. На слайде представлена небольшая часть грамот, дипломов, полученных нашими обучающимися.
В 2020-2021 учебном году мы большой командой очень результативно приняли участие в международном конкурсе «Блокадный Ленинград глазами современных детей», организованным Всероссийским центром музейной педагогики «Светоч», а также результативно проучаствовали в муниципальном этапе конкурса «Мой музей» в разных номинациях, в конкурсе Республиканского краеведческого музея «Бабушкин сундук».
Слайд 20 (на слайде стихотворение Елисеевой У.)
Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, осколки снарядов в музейных витринах – все это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны. Рассматривая фотографии, военные документы, оформляя страничку Книги Памяти про своего прадеда, школьники приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т.к. жизнь их была освещена высокой целью.
Ребятам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм.
Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация. И все традиционные музейные функции подчинены этому главному. Музей всегда воспитывает патриота своей Родины, рождает в ребёнке гордость за свою школу, в которой есть настоящий музей с настоящими ценностями, гордость за себя и свой труд, так как школьный музей только тогда жив, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газету, читают стихи, приносят экспонаты.
Наш школьный музей - это «мастерская» для формирования Человека. Без музея в школе сегодня не обойтись. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения и те, кто был до них, и учителя, и родители. В-третьих, здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Одним – фотографии на стенде дорогих и близких людей, другим – история войны. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. В-четвёртых, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования.
Слайд 21
Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своим размахом. Не побоюсь так утверждать. Здесь воедино сливаются опыт общения, интерес посетителей, их реакция на увиденное и услышанное. Да, по-разному мы смотрим, но едины в одном: музей всех заставляет волноваться и переживать. Здесь пробуждаются лучшие струны детской души. А раз это так, значит, музей достигает своей главной цели – он воспитывает лучшие качества человека и гражданина. Поэтому школьный музей и должен жить в память о прошлом ради нашего будущего!
Прошу педагогический совет признать работу школьного музея «Армейская слава» удовлетворительной и утвердить новую Программу работы на 2021-2025 годы.
Хочешь испить – поклонись!
Поклонись воде, поклонись земле, всему мирному труду человечества!
Всему, что защищал наш солдат!
Давайте помнить, что всё это – солдатской памяти родник!
А пока жива память – будет жив родник!
А это мы, наши дети, внуки и правнуки.
Рекомендации:
- Активизировать работу школьного сайта в рубрике «Школьный музей».
- Паспортизировать музей.
- Формировать электронную базу фондов, методическую копилку презентаций, видеоматериалов, сценариев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания
Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...
школьный музей и патриотическое воспитание школьников
В данной работе оценивается роль и значение школьных музеев.Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости з...
Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников
Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...
Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников
В выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....
Проект "Наш музей-центр патриотического воспитания"
Основой деятельности школьного историко-краеведческого музея является воспитательная работа. В рамках проекта музей представлен как центр патриотического воспитания. В музейной деятельности реализуютс...
Школьный музей-центр патриотического воспитания школьников
Выступление на районном семинаре...