Выступление на педсовете «Школьный музей – центр патриотического воспитания школы»
статья

Кудрявцева Светлана Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «Школьный музей – центр патриотического воспитания школы»

11.05.2021г.

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется выступление на тему «Школьный музей – центр патриотического воспитания школы».

Слайд 2

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? И это совсем не праздные вопросы: от них, юных,  сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны.

Сейчас все труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания. Но память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности – эти понятия должны жить не устаревая, передаваясь из поколения в поколение.

На наш взгляд, любой музей, а, особенно школьный – это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей, где осуществляется благодатное воздействие на душу ученика.

Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, атмосфера – всё вызывает волнение, трепет души и интерес.

Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей, которая учит любить родину, которая формирует ответственность за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладывается путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет.

Наша школа имеет богатые традиции патриотического воспитания, для формирования которых  большую роль играет  школьный музей «Армейская слава».

Слайд 3

Идея о создании музея вынашивалась сразу, с основания школы.

Наши коллеги – Николай Иванович Руськин, Марина Петровна Сыркина, Наталья Михайловна Ергина, Татьяна Александровна Куликова, Ирина Геннадьевна Грачунова,Рожкова Людмила Олеговна,  думаю, помнят тот день, когда Светлана Викторовна пригласила нас на «выездное» совещание в кабинет 424. Пустое помещение, шкафы, стеллажи, еще строительная пыль. Это была вторая половина первого для нас 2017-2018  учебного года. Поставлена задача: организовать школьный музей.

Тема пришла сразу – армия, военная слава, доблесть, героизм, ведь мы на проспекте Российской армии. Само собой пришло название «Армейская слава». И закипела работа: идеи, эскизы, стенды, лента времени, печка просится  к нам в музей, а еще и блиндаж – дом солдата на войне. Как без них? Здесь на помощь пришел Василий Иванович и вложил свои опыт, сердце и золотые руки.

 А потом – огромнейшая работа всего коллектива: объявлена акция «Подари экспонат школьному музею!». И вновь закипела работа: учителя, родители, ученики – все включились, и собрали экспонаты, ставшие основой фондов школьного музея «Армейская слава».

Экспозиция музея размещена в помещении школы площадью 105,5 кв.м.  Все музейные экспонаты регистрируются в инвентарных книгах основного и вспомогательного фонда.  Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, которых в музее насчитывается свыше 200, и из них около 162 подлинные. Музей оснащен современным оборудованием, необходимым для организации учебно-воспитательного процесса, позволяющим использовать разнообразные электронные носители информации.

Слайд 4

Торжественное открытие прошло 12.02.2019г. и было приурочено к 30-летию вывода Советских войск из Афганистана. Почетные гости, первая экскурсия, всеобщее волнение и гордость за то, что смогли сделать всем коллективом школы.

Слайд 5

Получился праздник в музее и праздник в актовом зале, потому что первые классы встретились на ринге битвы хоров «Поющие тавлята». Исполнение первоклассниками военно-патриотических песен  стало доброй традицией  и одной из визитных карточек нашей школы.

Слайд 6

Советом музея определены цели и задачи школьного музея «Армейская слава»: историко-краеведческое и военно-патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.  Были разработаны и утверждены нормативные документы: приказ о создании школьного музея «Армейская слава», Положение о школьном музее, Устав, Программа работы на 2018-2020гг., ежегодно составляется план работы.

Время летит быстро и незаметно. И вот уже первая Программа работы школьного музея «Армейская слава»на 2018-2020 гг. требует подведения итогов и отчета о проделанной работе.

Посредством  школьного музея, образовательная среда школы и социокультурная среда выступают как единая система в патриотическом воспитании школьника, и реализуется по направлениям, которые перед вами:

¬ экспозиционно-оформительская работа;

¬ организационно-методическая работа;

¬ поисково-исследовательская работа;

¬ экскурсионно-лекторская работа;

¬ культурно-просветительская работа;

¬ фондовая работа.

Слайд 7

В системе патриотического воспитания важное место занимает использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему образовательного процесса школьного коллектива. Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в урочную и внеурочную деятельность. Материал музея используется на уроках истории, краеведения, окружающего мира, литературы, музыки, мордовского языка, технологии.  В практике нашей школы сложились следующие ее виды:

- учебная экскурсия в музее;

- урок – экскурсия в музее;

- урок-лекция;

- использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;

- подготовка творческих, проектных и исследовательских работ по учебным предметам.

Музей регулярно организует массовые мероприятия историко-патриотической, краеведческой  направленности.  Из года в год растёт число проводимых в музее мероприятий. Главное, при этом, чтобы количество не вредило качеству проводимых мероприятий.

Музейная деятельность

Кол-во экскурсий,музейных уроков, праздников, встреч

Кол-во посетивших музей

В т.ч. гостей школы

2018-2019 уч.год

12

599

25

2019-2020 уч.год

23

895

163

2020-2021 уч.год

41

1176

10

Слайд 8

В музее проводится экскурсионная работа для обучающихся и гостей школы. Мы  проводим различные типы экскурсий: обзорные, тематические, учебные. Для более качественного и доступного их проведения разработаны тексты экскурсий по разделам и экспозициям музея отдельно для каждой возрастной группы учащихся.

Обзорные экскурсии:

- «Знакомьтесь, наш музей»;

- «В деревенской избе»

Учебные экскурсии:

- «Жизнь и быт крестьян в начале XX века»;

- «Лента времени: Великая Отечественная война»;

- «Лети солдатское письмо»;

- «Все для фронта, все для победы».

Тематические экскурсии:

- «Рушник – память о доме»;

- «Военный блиндаж»;

- «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»;

- «Уроженцы Мордовии – участники локальных конфликтов второй половины XX века»;

- «Что в вещмешке у солдата» и другие.

Слайд 9

В 2019-2020 учебном году музей работал над темой 75-летия Победы. В музее оформлена экспозиция «Лети солдатское письмо (Письма войны – Письма Победы)», посвященная фронтовым письмам. Всегда большой интерес посетителей привлекает выставка макетов основных сражений Великой Отечественной войны, дополненная в этом учебном году. Здесь хочется сказать огромное спасибо учителям и родителям начальных классов.

В выставочном фойе школы на 3 этаже оформлялись переносные выставки, посвященные Дню Героя России (декабрь 2019), Дням воинской славы и памятным дням «Я только слышал о войне» (январь-февраль 2020), «И помнит мир спасенный!» (март-май 2020), «И в памяти, и в сердце» (февраль 2021).

Регулярно выпускаются информационные разделы в школьной газете «Тавлия», посвященные событиям Великой Отечественной войны 75 летней давности в рубрике  «В этот день 75 лет назад», патриотической работе школы, дням воинской славы.

Слайд 10

Большая поисково-исследовательская работа при поддержке классных руководителей  проводится по сохранению памяти о своих земляках, участниках Великой Отечественной войны. Материалы оформляются на стендах, собраны в альбомы, файловые папки.

Большое внимание в 2019-2020 уч.г., в год 75 – летияПобеды  было уделено созданию КНИГИ ПАМЯТИ, работа над которой началась еще в 2018-2019 уч.г. В ней собираются данные о членах семьи, внесших свой вклад в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Это важная работа в деле патриотического воспитания обучающихся. Восстанавливается связь между поколениями. В сердцах детей растет гордость за свою семью, ее героическое прошлое. Итог этой работы - создание общешкольного альбома КНИГА ПАМЯТИ, которая увековечила память об участии в Великой Отечественной войне  прадедов наших учеников. Пользуясь случаем, хочу напомнить классным руководителям 1-х классов, вновь прибывших детей о необходимости продолжения такой поисковой работы,   оформления и представления материалов в бумажном виде и электронно в папку на сервере «КНИГА ПАМЯТИ 2020-2021» в моей личной папке на сервере.

Слайд11

Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию - сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа.

Слайд 12

Большая заслуга в проведении мероприятий принадлежит классным руководителям начальной школы, особенно в этом учебном году  и учителям  методических объединений «Филология» и «Общественные науки»,  проводящих  мероприятия в музее, в том числе  в рамках предметных недель.

Слайд 13

Встречи с ветеранами войны и труда, писателями, деятелями культуры— это передача эстафеты служения Родине, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания разносторонней личности гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны. Встречи всегда проходят незабываемо, увлекательно и вызывают искренний, неподдельный интерес у ребят.

Слайд 14

Итогом совместной военно-патриотической работы в прошлом учебном году стал выпуск первого альманаха «ТАВЛИЯ» - сборника исследовательских, проектных и творческих работ учащихся, посвященных Великой Отечественной войне.

Слайд 15

В целях расширения связей и обмена опытом работы на базе школьного   музея  проходят  семинары – практикумы разного уровня: межрегиональный семинар «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках мордовского языка и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС» (февраль 2019г.), всероссийский семинар «Организация воспитательного процесса и патриотического воспитания в МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» (1.10.2019г.) республиканский семинар «Формирование ключевых компетенций обучающихся при изучении истории и обществознания» (октябрь 2019г.), всероссийский форум «Учитель здоровья» (март 2020г.), муниципальный семинар учителей мордовского языка «Профессиональная компетентность педагога – главный ресурс качества образовательного процесса» (август, 2019г.).

В феврале 2020 года прошла презентация музея «Армейская слава» Родительскому комитету школы.

Слайд 16

За эти годы музей «Армейская слава» организовал участие в многочисленных конкурсах, акциях как для учеников, так и самого музея.

Ученики и родители  школы принимают активное участие в просветительско-патриотических акциях «Каждый день горжусь Россией», «Тест по Великой Отечественной войне», активисты участвовали во Всероссийской игре «1418», «Герои нашего времени».

При проведении Диктанта Победы мы уже второй раз в этом учебном году  являемсяреспубликанской опорной площадкой.

Слайд 17

В 2019-2020 уч.г. школьный музей оформил необходимые документы и стал партнером Музея Победы в Москве.

В рамках партнерства  активисты музея приняли участие в Международной Патриотической акции «#ДетиЗаМир75».

Музей «Армейская слава»  представлял  на  Всероссийский конкурс проектов по сохранению культурной и исторической памяти  проект «Фестиваль Победы «Есть эхо у войны…».

Слайд 18

По результатам работы музея «Армейская слава» за 2018-2019 гг. мы стали победителями в районном смотре-конкурсе музеев «Растим Патриотов», на республиканском уровне в номинации «В авангарде патриотических дел», получили диплом победителярегионального этапа Всероссийского смотра-конкурса среди активистов школьного музейного движения. К сожалению, из-за пандемии смотры музеев в прошлом и этом учебном годах не проводились.

Слайд 19

Наши ученики активно используют материалы музея для написания исследовательских и творческих работ, знания, полученные во время экскурсий, мероприятий помогают результативно выступать на конкурсах, олимпиадах разного уровня. На слайде представлена небольшая часть грамот, дипломов, полученных нашими обучающимися.

В 2020-2021 учебном году мы большой командой очень результативно приняли участие в международном конкурсе «Блокадный Ленинград глазами современных детей», организованным Всероссийским центром музейной педагогики «Светоч», а также результативно проучаствовали в муниципальном этапе конкурса «Мой музей» в разных номинациях, в конкурсе Республиканского краеведческого музея «Бабушкин сундук».

Слайд 20 (на слайде стихотворение Елисеевой У.)

Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, осколки снарядов в музейных витринах – все это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны.   Рассматривая фотографии, военные документы, оформляя страничку Книги Памяти про своего прадеда, школьники  приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т.к. жизнь их была освещена высокой целью.

Ребятам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация.  И  все традиционные музейные функции подчинены этому главному. Музей всегда воспитывает патриота своей Родины, рождает в ребёнке гордость за свою школу, в которой есть настоящий музей с настоящими ценностями, гордость за себя и свой труд, так как школьный музей только тогда жив, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газету, читают стихи, приносят экспонаты.

Наш школьный музей - это «мастерская» для формирования Человека. Без музея в школе сегодня не обойтись. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения и те, кто был до них, и учителя, и родители. В-третьих, здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Одним – фотографии на стенде дорогих и близких людей, другим – история войны. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. В-четвёртых, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования.

Слайд 21

Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своим размахом. Не побоюсь так утверждать. Здесь воедино сливаются опыт общения, интерес посетителей, их реакция на увиденное и услышанное. Да, по-разному мы смотрим, но едины в одном: музей всех заставляет волноваться и переживать. Здесь пробуждаются лучшие струны детской души. А раз это так, значит, музей достигает своей главной цели – он воспитывает лучшие качества человека и гражданина. Поэтому школьный музей и должен жить в память о прошлом ради нашего будущего!

Прошу педагогический совет признать работу школьного музея «Армейская слава» удовлетворительной и утвердить новую Программу работы на 2021-2025 годы.

Хочешь испить – поклонись!

Поклонись воде, поклонись земле, всему мирному труду человечества!

Всему, что защищал наш солдат!

Давайте помнить, что всё это – солдатской памяти родник!

А пока жива память – будет жив родник!

А это мы, наши дети, внуки и правнуки.

Рекомендации:

  1. Активизировать работу школьного сайта в рубрике «Школьный музей».
  2. Паспортизировать музей.
  3. Формировать электронную базу фондов,  методическую копилку презентаций, видеоматериалов, сценариев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...

школьный музей и патриотическое воспитание школьников

В данной работе оценивается роль и значение школьных музеев.Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости з...

Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В  выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании  нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....

Проект "Наш музей-центр патриотического воспитания"

Основой деятельности школьного историко-краеведческого музея является воспитательная работа. В рамках проекта музей представлен как центр патриотического воспитания. В музейной деятельности реализуютс...