Исследовательская работа " Стремился просто жить пошире, побольше разглядеть вокруг..."
учебно-методический материал по краеведению (10 класс) на тему

Бабурина Любовь Тимофеевна

Данная работа о жизни и творчестве земляка  Краснова Б.М. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx40.88 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Выгоничская средняя общеобразовательная школа  имени Павла Зайцева

243361, Брянская обл., п. Выгоничи, ул. Ленина, д.27

тел.:  8 (48341) 2 – 14 – 81/ факс: 2 – 13 - 04 schvgn@mail.ru; www.schvgn.ucoz.ru

ОКПО 32077576, ОГРН 1023201935833, ИНН  3208001249, КПП 320801001

№ __________                                                                      «______» ___________________ 20_____ г.

Конкурс исследовательских работ по школьному краеведению

Номинация: Земляки

« Стремился просто жить пошире, побольше разглядеть вокруг… »

                                                               

                                             Выполнил ученик 10 класса

                                             МБОУ Выгоничская СОШ

                                             имени Павла Зайцева

                                             Науменко Пётр Алексеевич,

                                             2000 года рождения, проживающий по адресу:                                                                                                                    

                                             243341,п.Выгоничи, улица

                                             Пионерская, д.42,кв.5;                                            

                                             Тел.:8-953-286-58-94

                                             Руководитель: учитель русского языка

                                             и литературы МБОУ Выгоничская СОШ

                                             имени Павла Зайцева

                                             Бабурина Любовь Тимофеевна

                                             Тел.:8-953-289-88-07

                                         

                                            Выгоничи 2016

                                                  Содержание:

  1. Введение……………………………3-4
  2. Основная часть
  •  Страницы из жизни……...….5-8
  •  Страницы творчества:………8-9

а) фотограф;

б) художник;

в) музыкант;

г) поэт – писатель.

  1. Заключение…………………………. …..10
  2. Использованная литература…………….11
  3. Приложение……………………………...12

I. Введение

Кусочек пленки,

Хрупкий негатив,

Все, что осталось мне от образа святого…

Я не ропщу, ты птицею лети,

Тебе, мой друг, счастливого пути,

А мне лишь память образа живого…

                                                                                                                Б. М. Краснов

В очередной раз открываю семейный альбом и рассматриваю фотографию папы в детстве, находя полное сходство с братом (Фото №1).  Поинтересовавшись у отца: «Кто является автором снимка?» - слышу ответ: Борис Краснов.  Мама, услышав наш диалог, открыла страницу фотоальбома, где наклеены её фотографии, сделанные тем же человеком (Фото №1).  За ужином родители рассказали мне немного о Борисе Михайловиче, но только немного. Мне захотелось поближе познакомиться с жизнью и творчеством этого человека. Так и возникла исследовательская работа.

О Борисе Михайловиче Краснове я узнал из рассказов его внучки – Екатерины, из материалов семейного архива, из газетных статей, из воспоминаний его друзей и жителей посёлка.

Цель работы:

познакомиться с жизнью и творчеством одарённого, талантливого человека

Бориса Михайловича Краснова.

 

Задачи исследования:

  • Ознакомиться с имеющимися данными о жизни и творчестве Бориса Михайловича Краснова в редакции газеты «Российская Нива»
  • Изучить креативный материал, используя семейный архив
  • Взять интервью у внучки Б.М.Краснова - Екатерины.
  • Расспросить о жизни и творчестве Бориса Михайловича Краснова его друзей и жителей посёлка Выгоничи

Объект исследования: Краснов Борис Михайлович

Предмет исследования: жизненный и творческий путь Краснова Б.М.

Методы исследования: изучение статей газеты «Свет Октября», «Российская Нива», креативного материала из семейного архива , беседа с друзьями Б.М. Краснова  и жителями посёлка Выгоничи, интервью с внучкой Б.М. Краснова – Екатериной.

Гипотеза: Вся жизнь Б.М. Краснова  составляла один большой  подвиг.

II. Основная часть

Борис Михайлович Краснов родился в 1922 году в Москве (Фото №2). Любимой и единственной женщиной в то время для него была мама – Екатерина Ивановна Попугаева (Фото №3). Позже он посвятит ей свои стихи:

Вот и мама, повидавши много,
Горя в жизни больше испила.

Но чиста, светла её дорога,

Что нас с братом «в люди» привела.

В подростковом возрасте он посещал литературную студию при Доме пионеров, которой руководил К.Г. Паустовский (Фото №4). Под руководством писателя в 1938 году был организован лодочный маршрут по Десне из Бежицы до Трубчевска. Об этом путешествии была написана книга С. Львова « С чего начинается путешествие», неоднократные статьи Бориса Михайловича в различных газетах Брянской области и Алтайского края и рассказы (в том числе автобиографический «Путешествие длиною в жизнь»). Назад в Москву они возвращались со станции Выгоничи. Борису Михайловичу очень понравился Брянский край, и он еще тогда решил, что когда-нибудь вернется сюда навсегда. Но свою мечту он смог осуществить лишь в 1976 году, переехав вместе с семьей в Выгоничи из Горно-Алтайска. До конца своих дней Борис Михайлович не жалел о своем выборе и даже посвятил Выгоничам песню-гимн. В ней есть такие слова:

Выгоничи - мой дорогой причал,

Выгоничи – здесь свою юность повстречал.

Выгоничи – волны моей Десны.

Выгоничи – свет моей первой весны.

Но даже во время войны Борис Михайлович не переставал творить свои произведения. Будучи в рядах армии он писал стихи и статьи в «Боевой листок». Его творчество пронизано верой в победу, надеждой в светлое будущее страны. Желание пойти на фронт он изъявил сразу же после окончания десятого класса, но его направили в краткосрочное военное училище на Урале. И вот уже через восемь месяцев новоиспеченный лейтенант был направлен на передовую командиром взвода пехоты (Фото №5).Ему пришлось пережить горечь отступления, обиду окружения, но он никогда не терял надежды на достойный отпор врагу. В составе Юго-Западного фронта он дошел до Крыма, был начальником штаба партизанского отряда. Затем, после освобождения Крыма, был отправлен на Прибалтийский фронт и встретил победу в Риге (Фото №6). Свои мучения, каждодневные подвиги своих солдат, тяготы военной жизни он описал в повести «Горькая полынь фронтовых дорог», рассказах «Катюша» и «Снайпер». Во всех произведениях о войне звучит мотив славы мужественному, стойкому солдату, который, стиснув зубы, идет вперед под негласным девизом « Умереть, но не сдаваться».                                                                                                      

    Ты паутиночка моя,

Куда тебя несет, там я,

И наша дружная семья-
Всего лишь ты, любовь, да я.

Ты милый, ласковый дружок,

Нам только вместе хорошо…

                               Б.М. Краснов                                        

                                                                                                                                                                           

Их знакомство было предрешено судьбой. Один из нечастых случаев, когда любовь появилась буквально с первого взгляда (Фото №7).

 Причем Борис Михайлович, инженер из Москвы, пытался ухаживать за Азольдой Александровной – молодым врачом из Горно-Алтайска, прибывшей в Барнаул так же, как и он, по работе, вопреки тому, что разница в возрасте была велика – 15 лет. Познакомились, стали общаться, он пытался красиво ухаживать, она настойчиво отвергала все его попытки познакомиться ближе, несмотря на завистливые взгляды подружек и их разговоры о том, что таких мужчин отвергать нельзя,  ибо такой мужчина – настоящая находка. Все – таки Азольда Александровна сдалась и несколько вечеров они ходили по заснеженной Москве, он уже признавался в любви, но она лишь смеялась, не веря, что так бывает.

Потом настало время расставания. Обменялись адресами, он обещал написать, приехать, но она даже не надеялась, что это случится. Вернувшись домой, через несколько дней получила телеграмму «Скоро приеду. Борис», потом другие телеграммы, с более точной информацией. Она по-прежнему не верила. Однажды, когда рабочий день в краевой больнице был в самом разгаре, её вызвали в холл словами «Азольда, там мужчина говорит, что он Ваш муж, зовет Вас». Ей ничего другого не оставалось, как выйти к нему и тихо сказать: «Поезжай домой, ключи под ковриком». Завязался бурный роман, он хотел жениться на ней, она отвечала отказом. И все – таки он своей любовью, заботой и трепетным отношением смог ее завоевать. Они стали вместе жить. Мать Бориса Михайловича,  Екатерина Ивановна, коренная москвичка, потомственная дворянка рода Кубасовых, узнав, что сын собирается переехать в дикую Сибирь, отказавшись от московской прописки, пыталась отговаривать, но все было тщетно. Ни уговоры, ни советы близких не могли уже стать препятствием на пути к их счастью.

Родился долгожданный сын, в котором Борис видел не просто продолжение своего рода, а нечто гораздо большее – продолжение себя (Фото №8). Он проводил много времени с сыном и женой, в Горно-Алтайске они часто втроем ходили на гору Молодежная, много времени проводили на природе, пытаясь воспитать в сыне Вадиме чувство прекрасного, доброту, уважение ко всему окружающему миру и способность любить:                                                                                                            

Спи, мой сынок,
Месяц высок,

В печке последний

Потух огонек…

Позже им пришлось сменить место жительства в силу некоторых обстоятельств ( на тот момент коренные жители алтайцы недолюбливали москвичей). Борису Михайловичу было сложно устроиться на работу и продержаться в коллективе долгое время. Ни слова упрека не слышал он от своей жены. И тут однажды вспомнил, как путешествовали они с мальчишками и писателем Паустовским по Десне, в Москву возвращались со станции Выгоничи ,  и очень уж ему хотелось вернуться в этот прекрасный поселок.  Азольда Александровна получила приглашение из Выгоничской  районной больницы на работу в качестве окулиста. И они, недолго думая, решили переехать. Именно здесь они поняли, что обрели свой дом. Их хорошо приняли в поселке, они смогли добиться здесь почета и уважения. Борис  Михайлович занялся вплотную фотографией (  на тот момент в поселке не было фотографа даже для того, чтобы сделать фотографии на документы, не говоря уже о портретном, сюжетном, постановочном фото). Азольда Александровна была единственным окулистом на весь район и по совместительству некоторое время работала дерматологом.

Свою любовь они сумели пронести через всю жизнь,  сохраняя уважение и почтение друг к другу (Фото №9).

Основная профессия Бориса Михайловича по счастливому случаю совпала с его уникальным даром. Утренники в детском саду, школьные мероприятия, юбилеи, свадебные торжества всегда сопровождались фотосъёмкой этого талантливого фотографа. Он умел видеть красоту в самых обычных вещах : в каплях росы, в скамейке, заметенной снегом, в лучиках солнца, пронизывающих осенний лес, - всё то, что мы, как правило, просто не успеваем замечать в бесконечных заботах.                                                                                                                   Борис Михайлович долгое время работал в районной газете корреспондентом и фотографом – сначала «Свет Октября», потом «Российская Нива». Читатели районной газеты хорошо знали его по различным публикациям. Причем Борис Михайлович преуспевал во многих жанрах: от маленькой заметки до крупного очерка. В последние годы своей жизни ему все более удавались литературные произведения: стихи, поэмы, рассказы, повести. Он не только по штатному расписанию был фотокорреспондентом, но и по-настоящему мастером своего дела. Его снимки заметно обогащали газетные полосы, действительно были художественным ее оформлением. Было видно, как год от года все выше становилось, как он сам называл, его ремесло. Пожалуй, Борис Михайлович первым в районе в своё время начинал заниматься цветной фотографией. Не все получалось, но надо учитывать, что тогда не было такой, как сейчас, фотоаппаратуры, пленки, бумаги. И все-таки  переполнявшее его чувство познания нового было выше всевозможных наград.

Наряду с работой в редакции, Борис Михайлович пробует себя в роли художника (Рисунки №10-11)                                                                                                                  

Не знавший толком музыкальной грамоты, подбирает сходу аккомпанемент под любую песню на фортепиано или гитаре. Так и рождались его прекрасные романсы (Фото романсов).

Встречи с друзьями всегда были не просто праздниками, а литературно-музыкальными вечерами (Фото №12)

Борис Михайлович читал свои стихи, пел песни собственного сочинения, показывал новые фотографии. Как правило, гости были людьми творческих специальностей – поэты, журналисты, музыканты – интересные люди и хорошие друзья семьи. Ни один праздник не проходил без песен, танцев и чтения стихов.

К годовщине смерти Б.М.Краснова в «Российской Ниве» вышла заметка В. Мекто «Память будет жить». О своем бывшем коллеге он писал: «Выйдя на пенсию, он продолжал трудиться. Его мало можно было видеть в кабинете. Борис Михайлович больше находился в командировках, доходил, не требуя ни у кого машины, до самой глубинки района. Привозил живые, добротные материалы, которые шли в газету. Да что говорить, районка для него была его жизнью» (Фото №13).

В последние годы жизни он написал свои самые значимые произведения: «Завтра может не быть», «Кому нужен Мефистофель?», «Когда исчезают призраки» .

III. Заключение

Борис Михайлович Краснов обладал нерекламным патриотизмом, проявлял искреннюю любовь к Родине. Вся его жизнь составляла один большой  подвиг. Хочется в заключение привести слова Томаса Джефферсона:  «Я предпочитаю, чтобы меня помнили по тем делам, которые я совершил для других, а не по  тем делам, что другие совершили ради меня». Это  высказывание было жизненным кредо фотографа, художника, музыканта, поэта-писателя Краснова Бориса Михайловича. Действительно, этот талантливый Человек «стремился просто жить пошире, побольше разглядеть вокруг». Нет такой семьи в нашем родном посёлке, где бы ни знали Бориса Михайловича, и многие жители до сих пор в своих семейных альбомах  заботливо хранят фотографии, искусно им  сделанные. Мы по праву гордимся тем, что он жил и творил на благо нашей малой родины. А в районном Доме Культуры в музее трепетно относятся к написанным его рукой романсам , полотнам и произведениям.

 

IV. Использованная литература.

  1. Материалы семейного архива.
  2. Материалы районных газет «Свет Октября», «Российская Нива».
  3. Воспоминания друзей и жителей п.Выгоничи, лично знавших Бориса Михайловича Краснова .
  4. Воспоминания внучки Б.М.Краснова – Екатерины.
  5. Материалы районного музея.

                                                     VI.Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Классный час на тему:"Жить без наркотиков? Просто жить..."

Классный час на тему:"Жить без наркотиков? Просто жить..."...

Исследовательская работа «Где бы я хотел жить – в городе или сельской местности и почему?» по географии 8 класса к разделу «Россияне»

Исследовательская работа направлена на формирование личностных и регулятивных универсальных учебных действий у учащихся, необходимых для осуществления ими исследовательской деятельности. Тема работы: ...

Исследовательская работа "Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской"

Данная исследовательская работа посвящена  жизни Святой Блаженной Матроны Анемнясевской. Не возможно не восхищаться её волей, умением преодолевать испытания, смирением перед Господом и служением ...

Проектно-исследовательская работа "Английский - просто"

Исследовательская работа по изучению эффективных методов и приемов преподавания иностранного языка в школе. Выполнена учащейся 11 класса....