Рабочая программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа

Программа кружка «Юный краевед» рассчитана на учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений. Она является первым этапом географического образования и основой для дальнейшего развития природоведческих знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Согласовано                                                                Утверждено

Заместитель директора по ВР                                    Директор школы

_________ Демидова О.В.                                       ___________ Алексеева Н. В.

«____» августа  2019 г.                                               Пр. №___ от __ августа 2019 г.

Рабочая программа кружка «Юный краевед»

на   2019-2020 учебный год

Рабочую программу составил

учитель Пастухова И. В.

Велиж 2019 г.

Пояснительная записка

      Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, положением о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, планом воспитательной работы школы на 2019-2020 учебный год.

Актуальность

      Краеведение способствует решению задач социальной адаптации школьников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.      

      Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих изучение учебных предметов на конкретном жизненном материале. Программа кружка устанавливает связь между изучением любого курса географии, отдельных курсов и тем истории, предметов естественно-математического цикла, с теми знаниями, которые получают в результате непосредственного исследования своего края.

     Цель программы: - организация изучения родного края через охват взаимосвязей между природой, населением и хозяйством, направленного на воспитание ключевых ценностных ориентаций учащихся и их всестороннее развитие.

Задачи программы:

образовательные: 

  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;

развивающие: 

  • развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные:

  •  воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;  
  •  воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

 

Общая характеристика

         Программа кружка «Юный краевед» рассчитана на учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений. Она является первым этапом географического образования и основой для дальнейшего развития природоведческих знаний учащихся.

                  Кружки - одна из широко распространенных форм внеклассной работы. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, поскольку они воспитывают активность, самостоятельность, формируют познавательный интерес учащихся.

      Для обеспечения преемственности в работе кружка, целенаправленного расширения и углубления знаний учащихся, для развития в них практических умений и навыков необходимо добиться стабильности его состава. Определяя содержание кружка, следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки.

     Организация кружка начинается с выявления интересов, склонностей и умений учащихся. Для этого следует провести анкетирование учащихся.

Занятие кружка проводится во внеурочное время, 1 раз в неделю.

    Особенностью методики проведения занятий кружка является чередование коллективной и индивидуальной, теоретической и практической видов деятельности.

    Занятия, как правило, проводятся в кабинете географии. Здесь находится и уголок «Юный краевед», где освещены основные направления работы, состав кружка, выставка лучших работ. Также занятия проводятся на базе школьного краеведческого музея, школьной и городской  библиотек, кабинетов истории, русского языка, где функционируют этнографические уголки.

    В качестве источников информации используются журналы, газеты, карты, атласы, а также слайды, видеофильмы.

Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.    Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Требования к результатам обучения

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  • основы социально-критического мышления;
  • знание основ здорового и безопасного образа жизни;
  • - уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи;
  • делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  вывод;.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;  
  • слушать и понимать речь других;.
  • вступать в беседу на занятии и в жизни

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:

  • узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;
  • оценивать правильность поведения людей в природе.

Ожидаемый результат:

  • знать особенности родного края;
  • гордиться своей малой Родиной;
  • научиться пользоваться с источниками информации, работать в архиве, библиотеке, Интернете;
  • создавать собственные исследовательские проекты;
  • научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками.

Режим занятий.

  • Общее количество часов в год –  34 часа
  • Количество часов в неделю – 1 час.

Содержание программы

Я и моя семья (5часов)

   Что мы называем Родиной. Как называется населенный пункт, в котором мы живем. Написание полного домашнего адреса. Составление своей родословной. История происхождения фамилии. Знакомство с источниками знаний о родном крае, с системой работы библиотек.

Практические занятия.

Составление генеалогического древа.

Экскурсия в  библиотеку.

Моя местность (5 часов)

    Расположение Велижского района на карте. История заселения района. Героическая роль района в военных событиях прошлого века. Происхождение географических названий. Государственные символы России, Смоленской области, Велижского района.

Практические занятия.

Создание проекта герба своего города.

Нанесение на контурную карту Смоленской области   своего района.

Экскурсия в  краеведческий музей. Создание проекта герба своего села.

         

Наша школа(4 часа)

    Знакомство с историей школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. Традиции моей школы.

Природа моего края (8 часов)

    Формы рельефа  своей местности. Виды полезных ископаемых. Народные приметы и местные признаки погоды. Особенности поверхностных и подземных вод. Виды и свойства почв. Наиболее распространенные растения и животные своего края. Уникальные природные объекты.

Практические работы

Определение типа почв в бассейне реки западная Двина

Растения и животные  района, занесенные в Красную книгу Смоленской области.

Экскурсия в городской  сквер.

  Население (7 часов)

     Численность населения своего населенного пункта, его национальный состав. Н Обычаи и традиции русского народа. Толерантность по отношению к культуре других народов. Известные люди своего края.

Встреча с известными людьми.

           Хозяйство (5 часов)

      Виды хозяйственной деятельности человека в своем крае. Действующие промышленные предприятия в своем районе. Отрасли сельского хозяйства.

Встреча с людьми разных профессий

Конкурс «Лучший краевед»

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятия

Планируемая дата

Примечание

 Я и моя семья(5 ч.)

1

 Я и моё имя

2

 Корни моей семьи

3

 Моя родословная.

Практическая работа №1. Составление генеалогического древа

4

Традиции моей семьи  

5

Экскурсия в библиотеку

Моя местность(5 ч.)

6

Велижский район – частица России.

Практическая работа №2 Создание проекта герба своего города

7

Моя малая родина – Велиж. Велиж на картах России и Смоленской области.

Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту Смоленской области Велижского района.

8

Экскурсия в краеведческий музей г. Велижа на тему «История возникновения моего города»

9

Виртуальная экскурсия по городу «История города в названиях улиц». Использование презентационного материала.

10

 Героическая роль района в военных событиях прошлого века.

Наша школа(4 ч.)

11

Знакомство с историей  школы

12

Школьный архив. Судьбы выпускников.

13

Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках  своей школы.

14

Традиции моей школы

Природа моего края(8 ч.)

15

Формы рельефа Велижского района.

16

Виды полезных ископаемых

17

Народные приметы и местные признаки погоды

18

Особенности поверхностных и подземных вод

19

Типы и свойства почв

Практическая работа №4. Определение типа почв в бассейне реки Западная Двина

20

Наиболее распространенные растения и животные Велижского района.

Практическая работа №5. Растения и животные района, занесенные в Красную книгу Смоленской области.

21

Уникальные природные объекты.

22

Экскурсия в городской сквер.

Население(7 ч.)

23

Численность и национальный состав Велижского района.

24

Обычаи и традиции русского народа(на примере Велижского района).

25

Люди, прославившие мой город

26

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

 

27

Люди, прославившие мой город

28

Устное народное творчество народов, проживающих в Велижском районе

29

Встреча с известными людьми Велижского района

Хозяйство(5 ч.)

30

Виды хозяйственной деятельности Велижского района

31

Действующие промышленные предприятия Велижского района

32

Отрасли сельского хозяйства

33

Экскурсия на предприятие

34

Конкурс «Юный краевед» (презентация работ). Итоговое занятие

 Литература:

 

  1. А. П. Бордюков,  Л. А. Качулина, Н. А. Казаков. – Смоленск, 2004. – 98 с. Велиж. Страницы истории/ под ред. Н. А. Казакова.
  2.  География России: энциклопедический словарь/ под ред. А. П. Горкина. – М,1998. – 606 с.
  3. Города России: энциклопедия/под ред. Г. М. Лаппо. – 1994. – 540 с.
  4. Гроздов Б. В. Природа Смоленска и его окрестностей/ Б. В. Гроздов. – Смоленск, 1965. – 219 с.
  5. Животный мир Смоленской области/ Г.Л. Граве, М. А. Емельянов, С. А. Плющенков, Е. А. Шмидт. – Смоленск,1951. – 162 с.
  6. Казаков Н. А. Воинские захоронения. Велижский район Смоленской области/ Н. А. Казаков. – Смоленск, 203. – 113 с.
  7. Казаков Н. А., Из истории Велижа и района/ Н. А. Казаков. – Смоленск, 2002.- 378 с.
  8. Красная книга Смоленской  области/ Под ред. Н. Д. Круглова. – Смоленск, 1997. – 294 с.
  9. www.gorod.velizh.ru
  10. www.velizh.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по краеведению "Школа юного краеведа" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе вариативной программы  учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании ...

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....

Рабочая программа кружка "Географ-краевед"

Рабочая программа дополнительного образования по географии "Географ-краевед" расчитана на учащихся Владимирской области, Суздальского района. Возраст учащихся 10-16 лет. Программа расчитана на 2 года....

Рабочая программа кружка "Юный краевед"

Данная рабочая програма разработана для того, чтобы сформировать представление об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории села, района, о вкладе, который...

Рабочая программа "Юный краевед"

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Юный краевед"...

рабочая программа "Эколог-краевед"

рабочая программа "Эколог-краевед"...

Рабочая программа "Юные краеведы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные краеведы» является программой туристско-краеведческой направленности. Занятия по данной программе способствуют воспитанию...