Рабочая программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа
Программа кружка «Юный краевед» рассчитана на учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений. Она является первым этапом географического образования и основой для дальнейшего развития природоведческих знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kraeved.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Согласовано Утверждено
Заместитель директора по ВР Директор школы
_________ Демидова О.В. ___________ Алексеева Н. В.
«____» августа 2019 г. Пр. №___ от __ августа 2019 г.
Рабочая программа кружка «Юный краевед»
на 2019-2020 учебный год
Рабочую программу составил
учитель Пастухова И. В.
Велиж 2019 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, положением о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, планом воспитательной работы школы на 2019-2020 учебный год.
Актуальность
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации школьников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих изучение учебных предметов на конкретном жизненном материале. Программа кружка устанавливает связь между изучением любого курса географии, отдельных курсов и тем истории, предметов естественно-математического цикла, с теми знаниями, которые получают в результате непосредственного исследования своего края.
Цель программы: - организация изучения родного края через охват взаимосвязей между природой, населением и хозяйством, направленного на воспитание ключевых ценностных ориентаций учащихся и их всестороннее развитие.
Задачи программы:
образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;
развивающие:
- развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные:
- воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Общая характеристика
Программа кружка «Юный краевед» рассчитана на учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений. Она является первым этапом географического образования и основой для дальнейшего развития природоведческих знаний учащихся.
Кружки - одна из широко распространенных форм внеклассной работы. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, поскольку они воспитывают активность, самостоятельность, формируют познавательный интерес учащихся.
Для обеспечения преемственности в работе кружка, целенаправленного расширения и углубления знаний учащихся, для развития в них практических умений и навыков необходимо добиться стабильности его состава. Определяя содержание кружка, следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки.
Организация кружка начинается с выявления интересов, склонностей и умений учащихся. Для этого следует провести анкетирование учащихся.
Занятие кружка проводится во внеурочное время, 1 раз в неделю.
Особенностью методики проведения занятий кружка является чередование коллективной и индивидуальной, теоретической и практической видов деятельности.
Занятия, как правило, проводятся в кабинете географии. Здесь находится и уголок «Юный краевед», где освещены основные направления работы, состав кружка, выставка лучших работ. Также занятия проводятся на базе школьного краеведческого музея, школьной и городской библиотек, кабинетов истории, русского языка, где функционируют этнографические уголки.
В качестве источников информации используются журналы, газеты, карты, атласы, а также слайды, видеофильмы.
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- основы социально-критического мышления;
- знание основ здорового и безопасного образа жизни;
- - уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод;.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;.
- вступать в беседу на занятии и в жизни
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:
- узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
- оценивать правильность поведения людей в природе.
Ожидаемый результат:
- знать особенности родного края;
- гордиться своей малой Родиной;
- научиться пользоваться с источниками информации, работать в архиве, библиотеке, Интернете;
- создавать собственные исследовательские проекты;
- научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками.
Режим занятий.
- Общее количество часов в год – 34 часа
- Количество часов в неделю – 1 час.
Содержание программы
Я и моя семья (5часов)
Что мы называем Родиной. Как называется населенный пункт, в котором мы живем. Написание полного домашнего адреса. Составление своей родословной. История происхождения фамилии. Знакомство с источниками знаний о родном крае, с системой работы библиотек.
Практические занятия.
Составление генеалогического древа.
Экскурсия в библиотеку.
Моя местность (5 часов)
Расположение Велижского района на карте. История заселения района. Героическая роль района в военных событиях прошлого века. Происхождение географических названий. Государственные символы России, Смоленской области, Велижского района.
Практические занятия.
Создание проекта герба своего города.
Нанесение на контурную карту Смоленской области своего района.
Экскурсия в краеведческий музей. Создание проекта герба своего села.
Наша школа(4 часа)
Знакомство с историей школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. Традиции моей школы.
Природа моего края (8 часов)
Формы рельефа своей местности. Виды полезных ископаемых. Народные приметы и местные признаки погоды. Особенности поверхностных и подземных вод. Виды и свойства почв. Наиболее распространенные растения и животные своего края. Уникальные природные объекты.
Практические работы
Определение типа почв в бассейне реки западная Двина
Растения и животные района, занесенные в Красную книгу Смоленской области.
Экскурсия в городской сквер.
Население (7 часов)
Численность населения своего населенного пункта, его национальный состав. Н Обычаи и традиции русского народа. Толерантность по отношению к культуре других народов. Известные люди своего края.
Встреча с известными людьми.
Хозяйство (5 часов)
Виды хозяйственной деятельности человека в своем крае. Действующие промышленные предприятия в своем районе. Отрасли сельского хозяйства.
Встреча с людьми разных профессий
Конкурс «Лучший краевед»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Планируемая дата | Примечание |
Я и моя семья(5 ч.) | |||
1 | Я и моё имя | ||
2 | Корни моей семьи | ||
3 | Моя родословная. Практическая работа №1. Составление генеалогического древа | ||
4 | Традиции моей семьи | ||
5 | Экскурсия в библиотеку | ||
Моя местность(5 ч.) | |||
6 | Велижский район – частица России. Практическая работа №2 Создание проекта герба своего города | ||
7 | Моя малая родина – Велиж. Велиж на картах России и Смоленской области. Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту Смоленской области Велижского района. | ||
8 | Экскурсия в краеведческий музей г. Велижа на тему «История возникновения моего города» | ||
9 | Виртуальная экскурсия по городу «История города в названиях улиц». Использование презентационного материала. | ||
10 | Героическая роль района в военных событиях прошлого века. | ||
Наша школа(4 ч.) | |||
11 | Знакомство с историей школы | ||
12 | Школьный архив. Судьбы выпускников. | ||
13 | Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. | ||
14 | Традиции моей школы | ||
Природа моего края(8 ч.) | |||
15 | Формы рельефа Велижского района. | ||
16 | Виды полезных ископаемых | ||
17 | Народные приметы и местные признаки погоды | ||
18 | Особенности поверхностных и подземных вод | ||
19 | Типы и свойства почв Практическая работа №4. Определение типа почв в бассейне реки Западная Двина | ||
20 | Наиболее распространенные растения и животные Велижского района. Практическая работа №5. Растения и животные района, занесенные в Красную книгу Смоленской области. | ||
21 | Уникальные природные объекты. | ||
22 | Экскурсия в городской сквер. | ||
Население(7 ч.) | |||
23 | Численность и национальный состав Велижского района. | ||
24 | Обычаи и традиции русского народа(на примере Велижского района). | ||
25 | Люди, прославившие мой город | ||
26 | Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. |
| |
27 | Люди, прославившие мой город | ||
28 | Устное народное творчество народов, проживающих в Велижском районе | ||
29 | Встреча с известными людьми Велижского района | ||
Хозяйство(5 ч.) | |||
30 | Виды хозяйственной деятельности Велижского района | ||
31 | Действующие промышленные предприятия Велижского района | ||
32 | Отрасли сельского хозяйства | ||
33 | Экскурсия на предприятие | ||
34 | Конкурс «Юный краевед» (презентация работ). Итоговое занятие |
Литература:
- А. П. Бордюков, Л. А. Качулина, Н. А. Казаков. – Смоленск, 2004. – 98 с. Велиж. Страницы истории/ под ред. Н. А. Казакова.
- География России: энциклопедический словарь/ под ред. А. П. Горкина. – М,1998. – 606 с.
- Города России: энциклопедия/под ред. Г. М. Лаппо. – 1994. – 540 с.
- Гроздов Б. В. Природа Смоленска и его окрестностей/ Б. В. Гроздов. – Смоленск, 1965. – 219 с.
- Животный мир Смоленской области/ Г.Л. Граве, М. А. Емельянов, С. А. Плющенков, Е. А. Шмидт. – Смоленск,1951. – 162 с.
- Казаков Н. А. Воинские захоронения. Велижский район Смоленской области/ Н. А. Казаков. – Смоленск, 203. – 113 с.
- Казаков Н. А., Из истории Велижа и района/ Н. А. Казаков. – Смоленск, 2002.- 378 с.
- Красная книга Смоленской области/ Под ред. Н. Д. Круглова. – Смоленск, 1997. – 294 с.
- www.gorod.velizh.ru
- www.velizh.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по краеведению "Школа юного краеведа" /6 класс/
Рабочая программа разработана на основе вариативной программы учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области. Программа опубликована в издании ...
Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".
Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....
Рабочая программа кружка "Географ-краевед"
Рабочая программа дополнительного образования по географии "Географ-краевед" расчитана на учащихся Владимирской области, Суздальского района. Возраст учащихся 10-16 лет. Программа расчитана на 2 года....
Рабочая программа кружка "Юный краевед"
Данная рабочая програма разработана для того, чтобы сформировать представление об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории села, района, о вкладе, который...
Рабочая программа "Юный краевед"
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Юный краевед"...
рабочая программа "Эколог-краевед"
рабочая программа "Эколог-краевед"...
Рабочая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные краеведы» является программой туристско-краеведческой направленности. Занятия по данной программе способствуют воспитанию...