рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
рабочая программа по истории

 Ефременкова Наталья Петровна

Курс предназначен для обучающихся 3-4 классов. Задача курса-формировать знания о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памят­ных мест природы, культуры и истории нашего края; представ­лений об экологических проблемах края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved.docx235.74 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Users\Наталья\Desktop\АТТЕСТ 17\приложения сканы\краевед 001.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» / C. А. Болотова – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2006.

Направленность программы. Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой духовно-нравственной направленности.

Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка, проявившего выдающиеся способности, с ограниченными возможностями здоровья, находящегося в трудной жизненной ситуации и обучающегося, проживающего в сельской местности.

Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс обеспечивает условия для успешной социализации и создания равных стартовых возможностей обучающихся.

В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Выявление и развитие одаренных детей осуществляется на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.

Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Основные цели курса

  • Формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира.
  • Привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса

  • Сформировать знания о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
  • Развить познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность, расширить кругозор; развить умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.
  • Воспитать любовь к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желание быть похожим на них в своих поступках и делах; бережное отношение к памятникам прошлого; любовь и бережное отношение к природе родного края.

При решении задач обучения, развития и воспитания обучающихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей обучающихся, личности ребенка.

Условия реализации программы.

Срок реализации программы: 1 год

Адресат программы.

Общеобразовательная     общеразвивающая     программа «Юный краевед» предназначена для обучающихся от 7 до10 лет. Выбор форм и методов обучения должен опираться на ведущую деятельность данной возрастной группы, её особенности.

Формы организации образовательного процесса

Форма обучения – очная. В ходе реализации программы используется групповые  методы работы. Рабочая программа рассчитана на 1 учебных года по 34 часа в год (по 1 часу в неделю).

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, которое включает в себя часы теории и практики.

Методы, формы и приёмы работы

  • беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диафильмов, кинофильмов, сбор материала для школьного музея.
  • занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музее, в лесу, на улице деревни, уроки - путешествия, игры, викторины и другие.
  • сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значений событий и др.; конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинения.

Перед началом изучения курса проводится стартовая диагностика, по завершении изучения курса проводится итоговая диагностика (Приложение 1).

По итогам изучения тем каждого раздела программы обучающиеся оформляют творческие отчеты, проводят конкурс рисунков и другие работы «Богатство родной природы», «Народные игры», «Праздники в нашей семье» и т.д..

Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, обучающиеся усваивают основы природно-географического, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Стартовая диагностика.

1

1

-

Анкетирование

2

Мир природы

8

7

1

Устный опрос, творческая работа, тест

3

Мир истории

16

12

4

 Устный опрос, творческая работа, тест

4

Мир культуры

7

4

3

Устный опрос, творческая работа, тест

5

Итоговая диагностика.

2

1

1

Анкетирование, тест

Итого:

34

25

9

  1. Планируемые результаты освоения курса 

Личностные

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
    эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные

  • научится планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • научится выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • научится проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • научится самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • научится использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

  • научится, используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • научится на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • научится узнавать символику Смоленской области, города;
  • научится описывать достопримечательности Смоленщины;
  • научится использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • научится осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
  • научится работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город;
  • научится устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • научится устанавливать аналогии.

получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные

  • научится понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • научится ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • научится учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

К концу изучения курса обучающиеся должны знать (по природно-географическому краеведению): 

  • географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
  • особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
  • названия некоторых рек, озер и водохранилищ Смоленской области
  • названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
  • меры по охране природы в Смоленской области;
  • нахождение некоторых особо охраняемых природных территорий Смоленской области;
  • правила поведения в природе.

К концу изучения курса обучающиеся должны уметь (по природно-географическому краеведению): 

  • определять, находить и показывать на географических картах или картах-схемах изученные географические объекты;
  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
  • различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
  • различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения;
  • подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природно-краеведческого содержания на основе материалов учебного пособия по краеведению, а также дополнительных источников;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изг.  отдельные модели природно-географических объектов

К концу изучения курса обучающиеся должны знать (по культурно-историческому краеведению): 

  • как называли предков смолян, основные их занятия;
  • торговые связи смолян в древности;
  • названия древних городов Смоленщины;
  • современную символику Смоленщины (герб, флаг);
  • причины возведения в Смоленске крепостной стены;
  • названия некоторых башен Смоленской крепости;
  • героические страницы смоленской земли: битва с монголо-татарами, война с Польшей 1609- 1611 гг., Отечественная война 1812 года, война с Германией 1941-1945 гг.
  • памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
  • награды Смоленска и области;
  • имена некоторых земляков, прославивших родной край;
  • виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;
  • элементы костюма смолян в древности;
  • названия некоторых блюд, которые любили наши предки;
  • названия некоторых календарных, религиозных, семейных праздников;
  • День города Смоленска;
  • некоторые игры и хороводы прошлых лет;
  • историю возникновения письменности у наших предков;
  • виды православных храмов и их внутреннее устройство;
  • название самой почитаемой на Смоленщине иконы;
  • названия некоторых объектов культуры Смоленской области, созданных для детей;
  • элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры

        К концу изучения курса должны уметь (по культурно-историческому краеведению): 

  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах-схемах исторические и культурные объекты;
  • подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели культурно-исторических объектов;
  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского;
  • соблюдать правила поведения за обеденным столом;
  • играть в подвижные игры, пришедшие к нам из прошлого;
  • выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.

2. Содержание курса.

Введение в курс. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края.

Блок I. Мир природы

Введение в блок «Мир природы».

Природные особенности. 

Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг.

Климат нашего края.

Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотистые. заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые. Их состав. Охрана почв.

Основатель научного почвоведения В.В. Докучаев.

Полезные ископаемые.

Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.

Водоемы.

Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.

Реки Смоленской области. Река Днепр, ее притоки: река Десна и река Сож. Река Каспля – приток Западной Двины. Река Вазуза приток Волги.

Озера Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сашно и др.

Искусственные водоемы: пруды и водохранилища (Вазузское, Яузское, Деснинское).

Растения.

Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов, болот.

Грибы.

Грибы нашего края. Особенности строения и использования.

Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Смоленский лен.

Лен – культурное растение. Его виды: лен-долгунец, лен масличный. Выращивание льна на Смоленщине.

Продукция смоленского льнокомбината.

Музей «Смоленский лен».

Животные нашего края.

Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей).

Приспособленность животных к условиям жизни.

Редкие животные нашего края, меры по их охране.

Охрана природы.

Представление об экологических проблемах нашего края.

Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы. Красная книга Смоленской области.

Категории охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные и восстановленные виды.

Законы об охране природы. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные парки и др. Правила поведения в природе.

Проверьте себя.

Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.

Обобщение изученного материала.

Способность ориентироваться в понятиях и терминах: краеведение, природоведение, география, климатология, почвоведение, геология, гидрогеология, гидрология, лимнология, ботаника, микология, биология, зоология, ихтиология, орнитология, энтомология, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери), экология.

Практическая работа: нахождение объектов на географических картах или картах-схемах; наблюдение за изменениями природы в своей местности; рассматривание образцов полезных ископаемых; рассматривание образцов растений нашего края; рассматривание (или сбор) съедобных грибов; составление правил сбора грибов; наблюдение за животными родного края; деятельность по охране природы; изготовление кормушек для птиц.

Экскурсии: на местный водоем, в лес.

Блок II. Мир истории

Введение в блок «Мир истории».

Наши предки

Кривичи - предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение.

Смоленск - древний город кривичей.

«Из варяг в греки»

Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.

Города Смоленщины

Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смоленск (IX в.), Рославль (XII в.), Дорогобуж (XII в.), Ельня (XII в.), Вязьма (XIII в.), Рудня (XIV в.), Велиж (XV в.), Поречье (Демидов) - XV в.

История древнего города Вержавска.

Герб и флаг области

Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев.

Смоленская крепостная стена.

Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.

Военное прошлое.

Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.

Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.

Война с Польшей 1609 — 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг. Главное значение Смоленского сражения.

Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины.

Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения города (села) от немецко-фашистских захватчиков.

Награды Смоленщины.

Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск - город-герой (1985 г.).

Места боевой славы.

Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.

Наши земляки.

Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии-Михаил Пржевальский и другие.

Проверьте себя.

Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.

Обобщение изученного материала.

Способность ориентироваться в понятиях и терминах: предки (кривичи), потомки, история, археология, герб, флаг, геральдика, вексиллология, фалеристика.

Практическая работа: нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах; рассматривание гербов городов Смоленской области; рассматривание башен крепостной стены; сопоставление фактов военного прошлого родной деревни, города Ярцева; рассматривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечественной войны I степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине.

Экскурсии в школьный музей, городу Ярцеву, деревне Мушковичи.

Блок III. Мир культуры

Введение в блок «Мир культуры»

Жилища и предметы быта.

Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.

Как одевались в старину.

Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки.

Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники.

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы.

Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность.

История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» - древнейший памятник русской письменности

Храмы и монастыри.

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области

Культура Смоленщины сегодня.

Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.

Проверьте себя.

Обобщение изученного материала

Способность ориентироваться в понятиях и терминах: утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись, «гороушна», храм, монастырь, икона, экскурсия, экскурсовод, экскурсант, экспозиция, экспонат, народоведение, кулинария, этнография, этимология, педагогика, социология.

Практическая работа: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; рассматривание картин С.И. Иванова «Семья» и М. Нестерова «Святая Русь».

Экскурсии: в школьный музей, в местный храм.

Заключительное занятие (1 час). Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по всему курсу «Азбука Смоленского края».

  1. Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

планируемая

Дата фактическая

Стартовая диагностика.

Мир природы (8 часов)

Вводный урок по разделу «Мир природы»

Природные особенности: географическое положение, площадь, рельеф и климат Смоленской области.

Почвы Смоленской области.Полезные ископаемые.

Водоёмы Смоленщины. Практическая работа нахождение рек и озер на географических картах.

Растения и животные нашего края

Смоленский лен.

Экскурсия в природу

Обобщающий урок по разделу “Мир природы”. Проверь себя

Мир истории (17 часов)

 Вводный урок по разделу “Мир истории”

Наши предки. Из варяг в греки.  Города Смоленщины Практическая работа «Нахождение объектов на исторической карте»

Герб и флаг нашей области. Практическая работа «Рассматривание гербов городов Смоленской области»     

Смоленская крепостная стена. Практическая работа «Рассматривание башен крепостной стены»   

Война с монголо - татарами и Смоленщина.

Война с Польшей и Смоленщина.

Отечественная война 1812 года и Смоленщина

Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов и Смоленщина.

Смоляне--Герои СССР.

Урок-экскурсия в школьный музей.

Награды Смоленщины. Практическая работа «Рассматривание образцов (значков) орденов и медалей»

Наши земляки. Создатель русской классической музыки композитор М. И. Глинка

Наши земляки. Гениальный флотоводец П. С. Нахимов. Первооткрыватель Центральной Азии Н. М. Пржевальский

Наши земляки. Поэт - песенник М. И. Исаковский.  Поэт Н. И. Рыленков. Поэт А. Т. Твардовский

Наши земляки. Первый космонавт Ю. А. Гагарин

Обобщающий урок по разделу «Мир истории». Проверь себя.

Мир культуры (7 часов)

Вводный урок по разделу “Мир культуры”

Быт наших предков. Практическая работа: рассматривание предметов быта.

Народные праздники: Сороки, Масленица, Троица.  Народные игры и хороводы. Практическая работа: разучивание игр и хороводов

Письменность.

Храмы  Смоленщины. Монастыри Смоленщины. Практическая работа: рассматривание внутреннего устройства храма

Культура Смоленщины сегодня: театры и музеи Смоленщины.

Обобщающий урок по разделу “Мир культуры”. Проверь себя

Обобщающий урок по курсу “Юный краевед”

Итоговый тест

Приложение 1

Вопросы диагностики по курсу «Юный краевед»:

  1. Перечислите реки, протекающие на Смоленщине:__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напишите полезные ископаемые, которых много есть в нашей области:_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каких зверей и птиц можно увидеть в Смоленской области___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каких съедобных грибов можно насобирать в наших лесах____________________________
  2. Подчеркни название наших далеких предков (одно), которые населяли Смоленщину: варяги, греки, кривичи, поляне, древляне.
  3. Подчеркни три древних города Смоленщины: Москва, Смоленск, Ярцево, Вязьма, Рославль, Новгород
  4. Подчеркни архитектурное сооружение, которое является гордостью Смоленщины и сохранилось до наших дней: Кремль, пирамида, крепостная стена, икона «Одигитрия»
  5. Подчеркни, с каким врагом не пришлось сражаться смолянам: монголо-татарами, поляками, французами, немцами, американцами.
  6. Когда Смоленщина празднует День освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков?__________________________________________________________________
  7. Какую одежду носили  наши далекие предки:______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие блюда ели наши далекие предки:___________________________________________
  2. Подчеркни название самого главного храма Смоленской области: Успенский собор, церковь Петра и Павла, храм Иоанна Богослова, Благовещенский собор.
  3. Какие современные театры и музеи Смоленщины ты знаешь?_________________________
  4. Напиши имена твоих знаменитых земляков, кем они были____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Географ-краевед"

Рабочая программа дополнительного образования по географии "Географ-краевед" расчитана на учащихся Владимирской области, Суздальского района. Возраст учащихся 10-16 лет. Программа расчитана на 2 года....

Рабочая программа кружка "Юный краевед"

Данная рабочая програма разработана для того, чтобы сформировать представление об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории села, района, о вкладе, который...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...

Рабочая программа кружка "Юные краеведы"

Рабочая программа используется в дополнительном образовании по истории как региональный компонент....

Рабочая программа Клуба юных краеведов любителей поэзии МАОУ Иволгинская СОШ

Рабочая программа  Историко-краеведческий музей имени Аф.А.Гаськова...

Рабочая программа ОДОД «Юный Краевед»

Рабочая программа ОДОД «Юный Краевед»...

Рабочая программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка «Юный краевед» рассчитана на учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений. Она является первым этапом географического образования и основой для дальнейшего р...