Рабочая программа кружка "Юные краеведы"
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Тома Наталья Анатольевна

Рабочая программа используется в дополнительном образовании по истории как региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraeved.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИПАТОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ ____________

Директор ГБПОУ ИМТ П.В. Звягинцев

« ___ » _____________ 201   г.

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета

ГБПОУ  ИМТ

Протокол  №_____     от «      »_____ 20    г.

                                                                                     

                             

Рабочая программа

краеведческого объединения

 «Краевед»

               

Преподаватель истории:

Тома Наталья Анатольевна

                                                                   

                                                         

г. Ипатово

                                                 

                                                  Пояснительная записка

на программу  занятий по дополнительному образованию  

краеведческого объединения

«Краевед»

Автор – составитель:  Тома Н.А., преподаватель истории высшей квалификационной категории ГБПОУ ИМТ

 Материал к программе сформирован  на  основе методических разработок авторов Л.Е. Куприной «Юные экологи – краеведы»,  Л.П. Салеева « Туристы - экологи» и других авторов. Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов, теоретической и практической подготовленности.

Программа построена на современных требованиях  педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.

В основе программы лежат знания о родном крае – это база для духовного развития личности, она необходима каждому ребенку для того, чтобы он смог определить вое место и роль в жизни общества. Программа объединения «Юные краеведы» рассчитана для студентов , предусматривает приобретение ими основных знаний о родном крае, ведение наблюдений и исследований. Время, отведенное на обучение, составляет 40 часов в год.

  Педагог дала  чёткое обоснование программы.

 Цель программы: формирование у учащихся гражданско – патриотических понятий, воспитание гармоничной личности средствами краеведения, привитие навыков поисково – исследовательской работы.

 Содержание программы соответствует нормативным документам состоит из :

 - рецензии

 - пояснительной записки

 - программы

 - учебно – тематического плана

 - списка детей, посещающих кружок

 - табеля посещаемости кружка

 - бланка творческих достижений

 - перечня литературных источников.

           Форма проведения кружковой деятельности осуществляется  через подгрупповые занятия с детьми во второй половине дня, два  раза в неделю.

Работа кружка направлена на взаимодействие  с родителями  и плодотворное сотрудничество. Предусмотрены совместные походы, посещения музеев и других памятных мест, привлечение родителей к подготовке презентаций, творческих работ.

 

Программа.

  1. Вводная беседа « Краеведение, как средство познания окружающего мира». (1 час).

Знакомство с учащимися. Задачи и содержание работы краеведческого объединения.

  1. Россия наша Родина. (1 час).

Определение понятия Россия, Родина, Отечество, Патриотизм – главная жизненная позицию гражданина, вспомнить стихи русских и местных поэтов о малой родине.

  1. Почему край, а не область, республика, губерния? (1 час)

История заселения Ставрополья, описание территории, курганы - исторические некрополи края.

  1. Древность и средневековье Ставрополья. (1 час)

Древние племена на территории края, скифы и сарматы, гунны и тюрки, хозяйство и культура на Северном Кавказе.

  1. Народы Ставрополья. (1 час)

Кто они, жители края, сколько их, где и как живут. Малые этнические группы на Кавказе. Кочевые народы, их хозяйство, быт, культура, менталитет.

  1. Казачество. (1 час)

Линейное казачество, казачья колонизация, возникновение городов, Кавказская война. Иностранные поселения Ставропольской губернии.

  1. Ставропольская крепость. (1 час)

Страницы истории создания Азово – Моздокской оборонительной линии, укрепление города – креста. Архитектурные сооружения.

  1. Почему столица края носит греческое название? (1 час)

Беседа о культурном, экономическом развитии на Ставрополье, исторические страницы, работа с документами и первоисточниками.

  1. Гербы и символы. (1 час)

История создания, характеристика, описание герба, флага края. Работа над гербом и флагом района.

  1. Почему у нас находят окаменелости суши и моря? (1 час)

Летопись земли, характеристика горных пород Предкавказья, геологическая история земной коры, территории Ставропольского края. Работа с картами, схемами.

  1. Наш край в годы революции и гражданской войны. (1 час)

Поход в краеведческий музей, знакомство с новыми терминами. Знать какие памятники посвящены гражданской войне, какова их судьба?

  1. Стройки первых пятилеток. (1 час)

Что такое пятилетка? Как проходило строительство заводов в городе Ставрополе в годы первых пятилеток? Кто из людей являлся героем труда в то время?

  1. Ставрополье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (1 час)

Как проходила мобилизация в крае в годы войны? Знания о воинах- ставропольцах. Памятники – мемориалы, родственники – герои войны. Город Ипатово в годы войны. Контроль знаний. Юные герои Ставрополья.

  1. Жизнь после войны. (1 час)

Восстановление хозяйства, цена победы. Как выглядели улицы Ставрополья после ухода Гитлера? Как встречали победу в городах края?

  1. Развитие Ставропольской губернии в 20 веке (1 час)

Политическое и экономическое  развитие Ставрополья, индустриализация и коллективизация, их последствия. Экскурсии на объекты промышленности, встречи с ветеранами труда, старожилами.

  1. Культурная нива Ставрополья. (1 час)

Развитие науки и культуры и искусства на Ставрополье, писатели, поэты на Кавказе. Дополнительное чтение, встреча с местными поэтами.

  1. Житница России. (1 час)

Рассказ о развитии сельского хозяйства, как главной отрасли экономики края. Какие культуры главные? Рассказ о труде хлеборобов, пословицы и поговорки о хлебе, встреча с героями труда. Как перерабатывают продукцию с/х?

  1. Черты прошлого. ( 1 час)

Обводнительная система, Кубань в Прикалаусских  высотах, Кубань – Егорлыкская обводнительная система.

  1. История родного города. ( 1 час)

Особенности развития Ипатовского района, экономическое и культурное развитие, промышленные объекты, история названия, посещение музея. История улиц.

  1. Я и моя семья. (1 час)

Семейные предания, легенды, рассказы, создание родословного древа. Возникновение своего имени. Мой дом. Характеристика объекта, чертежи.

  1. Мой край родной. (1 час)

Итоговые занятия, краеведческая викторина, подготовка и защита рефератов.

Тематический план.

п/п

              наименование темы

Всего

часов

Теория

Прак-

тика

1.

Краеведение, как средство познания окружающего мира.

    2

    1

   -

2.

Россия – наша родина.

    2

    1

    -

3.

Почему край, а не область, республика, губерния?

    2

    1

    -

4.

Древность и средневековье края.

    2

    1

    1

5.

Народы Ставрополья.

    1

    1

    1

6.

Казачество.

    2

    1

    1

7.

Ставропольская крепость.

    2

    1

    1

8.

Почему столица края носит греческое название.

    2

    1

    1  

9.

Гербы и символы.

    2

    2

    1

10.

Почему у нас находят окаменелости суши и моря ?

    2

    1

    1

11.

Наш край в годы революции и гражданской войны.

   2

    1

    1

12.

Стройки первых пятилеток.

   2

    1

    1

13.

Ставрополье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

   2

    1

    1

14.

Жизнь после войны.

    2

    1

    -

15.

Развитие Ставропольской губернии в 20 веке.

   2

    1

    -

16.

Культурная нива Ставрополья.

   2

    1

    -

17.

Житница России.

    2

    3

    -

18.

Черты прошлого.

   2

    2

    -

19.

История родного города.

   2

    4

    -

20.

Я и моя семья.

   2

    2

    -

21.

Мой край родной.

    2

    2

    -

Всего:

   40

   30

   10

                                            Литература.

1.А.И. Кругов С.А. Кругова «Страницы истории края» Ставропольское книжное издательство 2002 г.

2.Латушкин В.А. «Лицо  войны», издательство «Молодая гвардия», Москва,

1986г.

3.Сосновский Е.А. «Жизнь  зеленая», Ставрополь, Ставропольское книжное

издательство, 1976г.

4. Кругов А.И.  Ставропольский  край  в истории  России, ООО «Торгово-

издательский дом «Русское слово- РС» под редакцией В.А. Князева, 2006 г.,

Москва, ул. Тверская дом 9/17.

5.Ивановский В. А. «Занимательное  краеведение», Ставрополь, Ставропо-

льское книжное издательство, 1984г.

6.Очерки  истории: Край  наш  Ставрополье под редакцией Черногорова А.Л.,

Ставропольское книжное издательство, 2002г.

7. «Энциклопедический  словарь  Ставропольского края». Шаповолов В.А.

8. Разгонов С. Н альманах «Памятники Отечества»., Москва, «Знание»,1988г

9. Орудина Л.Г. «Ставрополь глазами современников», Ставропольское

книжное издательство, 1980 г.

10.Водолажская В.А. «Ставрополье  в  период  немецко-фашистской

оккупации», Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001 г.

11.М.А. Якунин, М.И. Федькин «Исторический  краеведческий  очерк»,

Ставрополь, 1977 г.

12.И.И. Сероштан «Ключи  от  земли», Элиста, Элистинское книжное

 издательство, 1978 г.

13.Е. Яхонтов «Родной  край 1941-1945 гг.», Ростов-на-Дону, Ростовское

книжное издательство, 1983 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по краеведению "Школа юного краеведа" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе вариативной программы  учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании ...

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....

Рабочая программа кружка "Географ-краевед"

Рабочая программа дополнительного образования по географии "Географ-краевед" расчитана на учащихся Владимирской области, Суздальского района. Возраст учащихся 10-16 лет. Программа расчитана на 2 года....

Рабочая программа кружка "Юный краевед"

Данная рабочая програма разработана для того, чтобы сформировать представление об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории села, района, о вкладе, который...

Рабочая программа "Юный краевед"

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Юный краевед"...

рабочая программа "Эколог-краевед"

рабочая программа "Эколог-краевед"...

Рабочая программа "Юные краеведы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные краеведы» является программой туристско-краеведческой направленности. Занятия по данной программе способствуют воспитанию...